Разрыв путей передачи инфекции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мероприятия II группы представлены комплексом санитарно-гигиенических мер, направленных на разрыв механизмов и путей передачи возбудителя. Мероприятия состоят из обеспечения и соблюдения гигиенических нормативов, разукрупнения организованных контингентов, санитарного контроля за пищевыми продуктами и предприятиями, их производящими, соблюдения правил асептики и антисептики в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), проведения дезинфекции и дезинсекции и т.д.

Повышение невосприимчивости населения.

Мероприятия III группы направлены на увеличение «иммунной прослойки» популяции. Наиболее эффективный метод - широкомасштабная активная иммунопрофилактика (вакцинация) различных инфекционных болезней.
В соответствии с эффективностью проводимых мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний выделяют управляемые инфекции (для их предупреждения эффективно используют вышеуказанные мероприятия) и неуправляемые инфекции (меры предупреждения отсутствуют).

По интенсивности эпидемических процессов выделяют спорадическую заболеваемость, эпидемии и пандемии.

Спорадическая заболеваемость - единичные, как бы не связанные между собой случаи болезни (не более 10 на 100 тыс. населения).
Эпидемическая заболеваемость (эпидемия) - групповая заболеваемость (20-100 на 100 тыс. населения).

Пандемия - массовое распространение инфекционной болезни на большие территории.
В соответствии с распространенностью инфекционные заболевания также выделяют повсеместные (убиквитарные) и эндемичные инфекции, выявляемые на определенных, нередко небольших территориях.
Экзотические болезни - не свойственные данной территории. Они могут быть следствием завоза возбудителей инфицированными людьми или животными, с пищевыми продуктами или различными изделиями.
Конвенционные (карантинные) болезни - наиболее опасные болезни, склонные к быстрому распространению, например, чума, холера, оспа, желтая лихорадка. Система информации и меры профилактики в этих случаях обусловлены международными соглашениями (конвенцией).

 






Лекция №7

ТЕМА: УЧЕНИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ (часть 1)

ИММУНОЛОГИЯ - наука, изучающая структуру и функции систем, контролирующих клеточно-генетический гомеостаз организма человека. Основным предметом исследований в иммунологии является познание механизмов формирования специфического иммунного ответа организма ко всем чужеродным в антигенном отношении соединениям.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА

Иммунитет - универсальная способность живых существ противостоять действию повреждающих агентов, сохраняя свою целостность и биологическую индивидуальность. Это защитная реакция, благодаря которой организм становится невосприимчивым к болезнетворным микроорганизмам (вирусам, бактериям, грибкам, простейшим, гельминтам) и продуктам их жизнедеятельности, а также тканям и веществам (например, ядам растительного и животного происхождения), обладающим чужеродными (антигенными) свойствами.

Органы иммунной системы:

Центральные: костный мозг и тимус.

Периферические: селезенка, лимфатические узлы ,лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми.

Приобретенный и врожденный иммунитет.

Как правило, иммунный ответ заключается, во-первых, в распознавании возбудителя или иного чужеродного материала, и во-вторых, в развертывании цепи реакций, направленных на их устранение. Все разнообразные формы иммунного ответа можно разделить на два типа - врожденные и приобретенные реакции. Основное различие между этими двумя типами иммунореактивности состоит в том, что приобретенный иммунитет высокоспецифичен в отношении каждого конкретного возбудителя. Кроме того, повторная встреча с тем или иным патогенным микроорганизмом не приводит к изменениям врожденного иммунитета, но повышает уровень приобретенного: иммунная система как бы «запоминает» возбудителя, чтобы впоследствии предотвратить вызываемую им инфекцию. Две главные характеристики приобретенного иммунитета - специфичность и иммунологическая память.
Иммунный ответ осуществляют прежде всего лейкоциты, которые представлены несколькими разновидностями.


Фагоциты и врожденный иммунитет. Одну из важнейших групп лейкоцитов составляют фагоцитирующие клетки: моноциты, макрофаги и полиморфноядерные нейтрофилы. Они способны связывать микроорганизмы на своей поверхности, а затем поглощать и уничтожать их. Фагоциты образуют первую линию защиты против инфекции.
Лимфоциты и приобретенный иммунитет. Лимфоцитам принадлежит ведущая роль во всех реакциях приобретенного иммунитета, поскольку они специфически распознают конкретный возбудитель, где бы он не находился, внутри или вне клеток, в тканевой жидкости или в крови. Существуют различные типы лимфоцитов, но основных популяций две: Т-лимфоциты и В-лимфоциты. Последние противодействуют внеклеточным возбудителям и влиянию их продуктов, образуя антитела, молекулы которых способны специфически распознавать и связывать определенные молекулы-мишени – антигены.




Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.