СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Особенности революции Мейдзи и буржуазные реформы 70-8О-х годов в Японии.

2. Утверждение конституционной по форме и абсолютистской по содержанию монархии. Конституция 1889 года.

3. Формирование политической системы Японии и нового государственного аппарата.

4. Милитаризация японского государства и политика военной экспансии в конце XIX - XX веке.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Эйдус X.М. История Японии с древнейших времен до наших дней. М., 1965г.

 


1

Феодальные отношения в Японии были сходны с европейскими, что очень удивительно, учитывая полное отсутствие связей. Это говорит о верности марксистской исторической концепции происхождения и сущности феодальных отношений вообще.

В Японии существовало фактическое прикрепление крестьян к земле, продуктовая и денежная ренты, отработки. Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью.

В городах существовали цехи и гильдии. И также, как например, в Германии они регламентировали не только производство, но и частную жизнь своих членов.

Японский феодальный класс состоял из двух основных сословий - полунезависимых от центральных властей князей (даймё) и мелкого дворянства (самураев).Последние были в массе своей мелкими землевладельцами, но к началу буржуазного развития Японии многие из них занимались торговлей, а главным образом военной службой. Во главе Японии стоял император. Однако его власть была формальной, начиная с 1603 года фактическим управителем государства становится узурпатор - сёгун ("верховный главнокомандующий").

Государственной идеологией, как и в Китае, было конфуцианство: из него черпали нормы права, нравственности и религии. В феодальной Японии не существовало ни юристов, ни юридической науки, не было даже правовой терминологии.

В XIX веке в Японии завершается процесс первоначального накопления капитала, отмеченный теми же чертами, что и в Европе. Появляются крупные состояния, первые мануфактуры. Товарно-денежные отношения охватывают не только город, но и сельскую местность. Феодальные отношения становятся тормозом для дальнейшего развития страны.

Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию Японии, совершилась в конце 60-х годов XIX столетия и известна под названием "реставрации Мэйдзи" (просвещенного правительства).

Главными движущими силами революции стали крепостное крестьянство, буржуазия и мелкое дворянство. Крестьяне были недовольны крайней степенью эксплуатации и полным бесправием, что приводило к многочисленным восстаниям (в 1861 году - 17 восстаний).

Японскую буржуазию не устраивала раздробленность страны и слабость центральной власти. Пользуясь этим, США, Англия, Франция и другие страны навязали Японии неравноправные договоры. Это грозило гибелью отсталому японскому производству и торговле. Дворянство в лице самураев хотело исправить свое материальное положение за счет крупных феодалов. Кроме того, самураев не устраивало положение дел в промышленности и торговле, с которыми они были уже прочно связаны.

В отличие от Европы японская буржуазия в ходе революции выступила в союзе с дворянством против крестьянства. Поэтому японский капитализм сохранил многие пережитки феодальных отношений.

После разгрома сил сегуна и тех, кто его поддерживал, император обрел утраченную власть и началась полоса реформ. В 1868 году были законодательно провозглашены свобода торговли, право свободы выбора профессии. Уничтожались цеха и гильдии. По всей стране были введены единые законы, отменены сословные привилегии, установлена формально равная ответственность перед законом, разрешены браки между лицами разного происхождения.

В 1871 году разрешается свободная купля-продажа земли. Таким образом, земля передавалась в руки тех, кто ею фактически распоряжался, но на условиях выкупа. В 1871 году появляется губернское административное деление страны вместо феодальных уделов.

В 1872-1873 годах аграрная реформа закрепила уже сложившиеся к этому времени поземельные отношения. Земля превращалась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Если крестьяне - наследственные держатели земли получали ее в собственность, то крестьяне - арендаторы никаких собственнических прав на землю не приобрели. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля - луга, леса, пустоши. Реформа, таким образом, способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию крестьянства, расширению землевладения новых помещиков, скупивших большую часть общинных земель, объявленными государственными, императорскими.

Продажа земли была главным источником поступления средств в государственную казну для модернизации промышленности и укрепления армии. Новые помещики стали опорой режима вплоть до середины XX века, несмотря на кризис в сельском хозяйстве, к которому привело помещичье землевладение.

В 1872 году вводится всеобщая воинская повинность, что подорвало монопольное право самураев на военную службу.

 

2

В 1889 году Япония получила конституцию, которая своим образцом имела конституцию Пруссии (46 статей из 70 явно прусские).

По конституции, императору предоставлялась неограниченная власть в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Особа императора объявлялась "священной и неприкосновенной", правящая династия - "непрерывной на все времена". Важное значение продолжал иметь Тайный совет, созданный в 1886 году в качестве противовеса "крайностям" законодательной власти. Тайный совет имел практически неограниченную компетенцию, правительство практически не принимало важных политических решений, не согласовав их с членами Тайного совета. Кроме того, этот орган имел право толкования конституции.

Японский парламент состоял из двух палат: палаты пэров (в ее состав входили принцы крови, представители аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие особые заслуги перед императором), и палаты представителей, которая избиралась народом. Правом голоса обладали мужчины, платившие не менее 15 иен прямого налога и достигшие 25 лет. В результате подавляющая часть населения лишалась права участия в выборах (в первых выборах около 1% населения). Не удивительно, что около половины мест (48%) оказалось за помещиками.

Компетенция нижней палаты была крайне незначительной (срок полномочий 4 года). У нее не было инициативы в деле изменения конституции, рассматривались только те поправки, которые исходили от императора.

Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатов, при этом министры могли уклониться от ответа на запрос, отнеся его к разряду "секретных". Отсутствовал у японского парламента и финансовый рычаг давления на правительство, так как конституция не предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета. Расходы правительства могли без согласия парламента узакониваться императором.

Своеобразным было положение кабинета министров. С одной стороны, он полностью зависел от императора и придворных кругов, с другой - обладал почти полной независимостью от парламента, т.к. в японском праве не было понятия вотум недоверия.

Весьма сильным в Японии было влияние военных. По императорскому обращению 1889 года устанавливалось, что наиболее важные вопросы из военной сферы докладываются императору начальниками штабов, минуя даже военного и морского министров. Последние обязательно должны были состоять на действительной военной службе, а кабинет министров не мог быть сформирован без военного или морского министров. Отсюда прямое влияние военных кругов на состав правительства и его деятельность.

Формальное закрепление буржуазно - демократических прав и свобод (свобода от произвольных арестов, слова, печати и т.д.) не могли изменить сугубо консервативного характера Конституции 1889 года. Вместе с тем, она стала определенным шагом вперед по пути некоторой, крайне ограниченной демократизации японского общества. Конституция способствовала становлению переходной формы японского государства от абсолютной к дуалистической монархии, в рамках которой не только консервировались феодальные пережитки, но и проходило стремительное развитие японского капитализма.

 

3

В преддверии конституционных реформ в Японии происходила перестройка политической системы страны. Буржуазно-либеральная оппозиция организационно оформляется в политические партии. В 1881 году была создана Либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии, к ним примыкала и умеренная часть крестьянства, мелкие собственники, арендаторы.

В 1882 году создается Партия конституционных реформ (Кайсинто). В нее вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции.

Основные программные положения у обеих партий практически не разнились: введение парламентских форм правления, предоставление политических свобод, местного самоуправления и др. В рамках либеральной партии формируется левое крыло, ставящее своей целью установление демократической республики.

В 80-х годах начинает проявлять себя как самостоятельная социальная и политическая сила растущий рабочий класс. Появляются первые рабочие организации, в рабочее движение проникают социалистические идеи. В 1882 году была предпринята попытка создать социалистическую партию, но правительство ее задушило. В целях борьбы с рабочим движением издается террористический закон "Об охране государства" и императорский указ о запрещении стачек.

На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной конституционно-императорской партии (Мэйсэйто). Требования ее не идут дальше пожеланий "свободы слова и печати совместно с общественным спокойствием".

В 1885 году создаются отдельные министерства и кабинет министров европейского образца. В том же году вводится экзаменационная система назначений на чиновничьи должности. В 1888 году была проведена административная реформа. В каждой префектуре создавались выборные органы управления, обладавшие совещательными функциями и находящиеся под контролем МВД. Закон 1887 года об охране порядка закрепил под страхом суровых наказаний создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний и выпуск нелегальной литературы.

4

В первой половине XX века ни одно из крупных буржуазных государств не осуществляло так робко либеральные реформы, как Япония. Можно отметить лишь введённое в 1925 году "всеобщее" мужское избирательное право /лишались голоса студенты, военнослужащие, лица, не имеющие годичного ценза оседлости, главы знатных фамилий, чтобы не смешивать их с прочими гражданами/. От кандидата в депутаты требовался залог в размере 2 тыс иен, поступавший в казну, если кандидат не набирал минимума голосов.

Как медленно шла либерализация общества, так последовательно в Японии шла борьба с рабочим движением. Например, закон "Об охране общественного спокойствия" установил многолетние каторжные работы за участие в организациях, которые требовали изменения политического строя.

В 1928 году правительство запрещает все сколько-нибудь левые организации. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых членов компартии и смертную казнь для активистов.

В 1938 году японский парламент принимает закон "О всеобщей мобилизации нации", который разрешал удлинение рабочего дня и снижение заработной платы по усмотрению предпринимателей. Забастовки объявлялись преступлением.

Революция Мэйдзи и последовавшие за ней реформы создали благоприятные условия для быстрого роста японской промышленности и торговли, что привело к возрастанию экономической и военной мощи страны.

Это дало возможность осуществлять колониальные захваты. В 1872 году Япония овладела Лицейскими островами. В 1894-1895 годах она вторгается в Китай и захватывает Пескадорские острова и остров Тайвань. По Портсмутскому мирному договору между Россией и Японией к последней отошел южный Сахалин. В 1910 году Япония овладевает Кореей.

Созданию большой современной армии и военно-морского флота способствовала важная роль, которую играли в государстве влиятельные милитаристские круги. Их пособником стал и парламент, все партии, представленные в нем единодушно поддерживали милитаристскую, захватническую политику правительства.

В стране множились многочисленные фашистские организации типа "молодых офицеров", требовавших ликвидации парламента и партийных кабинетов, что открывало путь к установлению фашистской диктатуры. Продолжалось усиление влияния военных в определении политики. Это предопределяло агрессивный курс в отношениях с другими странами, вступление в союз с гитлеровской Германией.

В 1940 году к власти пришло правительство принца Каноэ - идеолога фашизма. Начинается формирование новой политической структуры. Все партии объявили о самороспуске и составили "Ассоциацию помощи трону" - государственную организацию, руководимую и финансируемую правительством. Органами ассоциации на местах стали соседские общины /10-12 семей/. Несколько общин составляли ассоциации улиц, поселков и т.д., которые осуществляли слежку друг за другом.

Вместо профсоюзов создавались "Общества служения отечеству". Непременными элементами новой политической структуры сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Экономическая жизнь контролировалась ассоциациями промышленников и финансистов. Парламент потерял всякое значение /члены его назначались правительством или избирались по составленным им же спискам/.

Так в стране установился фашистский режим, который выступал в Японии в роли военно-монархической диктатуры.

После проигрыша войны Япония оказалась под властью оккупационной администрации. При её содействии возрождаются буржуазные партии Японии: Сейюкай /либеральная/ и Минсейто /прогрессивная/.

Первые выборы состоялись весной 1946 года. Победили "либералы", которые составили правительство. В 1947 году вступала в действие конституция, разработанная американскими юристами. Япония стала конституционной монархией.

Парламент состоял из двух палат. Решающее значение в области законодательства имеет нижняя из них. Отношения между парламентом и правительством строились по известному принципу, когда правительство должно иметь доверие парламента. По американскому образцу Верховный суд наделен правом толкования конституции. Признание получили свобода слова, печати, организаций, право на забастовки и коллективные договоры.

Аграрная реформа, в ходе которой крестьяне наделялись землей за плату, ограничение помещичьего землевладения привели к ликвидации полуфеодальных порядков в деревне.

К середине 1950-х гг. сложилась новая система политических партий. Дзиюто и Минсейто слились воедино в Либерально-демократическую партию, став основной правительственной силой страны в последующие десятилетия. Второй крупнейшей стала Социалистическая партия.

Установление экономической, политической, социальной демократии способствовало тому, что полуфеодальная страна с авторитарным режимом, превратилась в государство парламентской демократии, во вторую по объему валового национального продукта экономическую державу.

 

 

Лекция 9.


ПРАВО ФРАНЦИИ

План лекции

1. Гражданское и торговое право. Гражданский кодекс 1804 года и Гражданско-процессуальный кодекс 1806 года и их развитие.

2. Кодификация уголовного права. Уголовный кодекс 1810 года и его последующие изменения. Уголовно-процессуальное законодательство.

3. Развитие законодательства о труде.

                                         ИСТОЧНИКИ:

 

1. Французский гражданский кодекс. М., 1941

2. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М., 1949

 

 

           ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Жидков О.А, История буржуазного права. – М., 1971

2. Очерки кодификации и новеллизации буржуазного гражданского права. М., 1983

3. Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. М., 1965

4. Рождение французской политико-правовой системы. Л., 1990

5. Хазова О.А. Брак и развод в буржуазном семейном праве. М., 1988


Создание единой правовой системы французская буржуазия считала важнейшей задачей революции. Причем с самого начала работы над законодательством встал и второй вопрос - о его систематизации. Но постоянная смена стоявших у власти групп не позволяла успешно решать эти две задачи. Лишь после упрочения власти крупной буржуазии правительство Наполеона произвело окончательную отмену путем закона дореволюционного права и ряда законов, принятых во время революции, а также выработку кодексов.

Наполеоновская эпоха ознаменовалась созданием пяти основных кодексов: гражданского, уголовного, торгового, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального.

 

                                           1

 

Первым был принят Гражданский кодекс (ФГК), вошедший в историю под названием кодекса Наполеона. История знает, что Бонапарт сознавал громадное юридическое значение этого документа, которому он отдал много времени и сил. Когда жизнь императора подходила к закату, он говорил: " Моя истинная слава не в сорока сражениях, выигранных мною; Ватерлоо все их зачеркнуло. Но не будет и не может быть забыт Гражданский кодекс".

Кодекс Наполеона воплощает и развивает гражданско-правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Это принципы юридического равенства, законности, единства права, свободы. "Таким образом - пример, единственный в истории! - самому великому из полководцев Франция обязана устранением путаницы и противоречий, царивших в несметном множестве законов, которыми она управлялась" (Стендаль., Соч., т.II., М., 1959., с.41.)

При составлении кодекса его авторы опирались на юридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство, сохранили некоторые положения обычного французского права и, конечно, не было забыто римское право.

Влияние римского права отразилось уже на структуре кодекса. Он был построен по так называемой инструктивной системе и состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании; действии и применении законов, и трех книг. Первая посвящена лицам, вторая содержит правила об имуществе и различных видоизменениях собственности. В третьей говорится о различных способах, которыми приобретается собственность.

Субъекты гражданского права по ФГК. Исходя из принципа юридического равенства, кодекс устанавливает, что всякий француз пользуется гражданскими правами. Вместе с тем полной реализации этот принцип не находит, поскольку лица иностранного происхождения, замужние женщины не обладали полной правоспособностью.

Характерной особенностью кодекса является непризнание юридических лиц в качестве субъектов гражданского права. Это объясняется неразвитостью капиталистических отношений, направленных на индивидуальное предпринимательство и боязнью возобновления деятельности в этой форме феодальных учреждений, прежде всего церковных.

Право собственности и обязательства. Право частной собственности получило в кодексе Наполеона свое классическое выражение. Кодекс не дает определения права собственности, но перечисляет в ст. 544 основные правомочия собственника. Такими правомочиями являются пользование и распоряжение вещами. Причем кодекс устанавливает возможность осуществлять их наиболее абсолютным образом с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законом или регламентом. Статья 546 подчеркивает полноту права собственности, устанавливая, что собственность на вещь дает право на все, что эта вещь производит.

Во всех рассмотренных статьях кодекса речь идет о собственности вообще, однако, наибольшее внимание законодателя привлекает собственность недвижимая и, прежде всего, земельная. Земля была объявлена объектом свободной купли-продажи. Детальным образом в кодексе установлены права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т.п.

Помимо права собственности кодекс Наполеона знает и другие вещные права: владение, держание и др. В XIX веке положения кодекса о собственности не претерпели практически никаких изменений.

Большое место в кодексе занимают статьи, посвященные обязательственному праву. Этот раздел кодекса, как никакой другой, испытал на себе влияние римского права.

Кодекс не дает общего понятия обязательства, но в ст.1001 четко формулирует определение договора. Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства. Нетрудно заметить, что содержание обязательства во французском праве полностью совладает с этим понятием в римском праве.

Перечисляя условия действительности договоров, кодекс первым называет согласие стороны, которая обязывается (ст.1108). В кодексе названы случаи возможного искажения воли сторон, если согласие было дано вследствие заблуждения, насилия или обмана (ст.1109). В этих случаях, говорит кодекс, действительного согласия нет.

Второй важный принцип, на котором строятся договорные отношения, сформулирован в статье 1134, это принцип незыблемости договора.

Договор устанавливает безусловную связь участников правоотношения. Нарушение договора вызывает ответственность нарушившего. Вместе с тем, кодекс допускает возможность изменения условий договора: суд может дополнить договор "условиями, которые являются обычными, хотя бы они и не были выражены в договоре" (ст.1160)

Пристальное внимание кодекс Наполеона уделяет качеству вещи. Явные недостатки вещи не влекут ответственности продавца, а за скрытые недостатки он обязан дать гарантию (ст.1641-1642).

Кроме договора, кодекс знает и другие основания возникновения обязательств. Это, например, причинение вреда (ст.1384).

В течении XIX века изменений в обязательственные отношения внесено практически не было. Более того, даже в период между двумя мировыми войнами в системе права страны действовали гражданский и торговый кодексы, созданные в наполеоновские времена. Лишь иногда в них вносились необходимые поправки. Законом 1925 года, например, была введено новая форма объединения предпринимателей в виде товарищества с ограниченной ответственностью (ранее главный вид объединения – акционерное общество).

В интересах предпринимателей в 1928 году был принят закон, который разрешал любой из договаривающихся сторон расторгать трудовые договоры. Дееспособность женщин была признана в полном объеме в 1938 году. В послевоенные годы было признано право государства участвовать в делах частных фирм, а некоторые крупные предприятия были национализированы.

В сфере обязательственного права наименьшим изменениям подверглись положения ФГК об основаниях возникновения и исполнения обязательств, а также об ответственности за их неисполнении. Тезис об "абсолютном характере" права и собственности дополнен возможностями ограничения этого права в интересах общества.

Брачно-семейные отношения. Из всех отношений, регулируемых ФГК, брачно-семейные явились той областью, где с большей силой получили в момент создания кодекса контрреволюционные тенденции. Полновластие мужа и отца, ограниченная правоспособность и недееспособность замужней женщины - вот принципы, на которых в 1804 году под влиянием обычного права создавалось писаное семейное право.

Светский брак и допущение развода были единственными прогрессивными нормами, взятыми из революционного законодательства. Кодекс рассматривает брак как договор, и поэтому взаимное согласие супругов является первым необходимым условием для заключения брака (брачный возраст: 18 лет для мужчин и 15 для женщин)

Причины развода:

- прелюбодеяние (муж всегда в праве требовать развода по этой причине, жена, если муж содержал свою сожительницу в общем доме. Это унизительное требование было отменено лишь в 1884 г.)

- злоупотребление (грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов)

- присуждение одного из супругов к тяжкому позорящему наказанию.

- взаимное, упорное согласие супругов (ст.ст.229-233 ФГК)

Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения (ст.213 ФГК) Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять какие-либо юридические действия, как судебные, так и внесудебные (ст.215 ФГК)

Имущественные отношения между супругами определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. Кодекс устанавливает ряд имущественных режимов на выбор супругов, но если это не оговорено в договоре, то имущество жены поступает в управление мужу и он распоряжается доходами с него.

Согласно статье 372 ФГК несовершеннолетние дети находились под властью отца до достижения совершеннолетия. Закон допускал возможность узаконения внебрачных детей на добровольных началах (отыскание отцовства запрещалось, но допускалось отыскание материнства ст.ст.340-341).

Поскольку семейные отношения отличались наибольшим архаизмом, они и подверглись в последующем наибольшим изменениям.

В 1816 году был отменен развод. В 1884 году развод восстанавливается, но уже в новом виде, как санкция за виновное поведение супруга, поэтому не был восстановлен развод по взаимному согласию.

В 1893 году женщины, которым было разрешено раздельное жительство, стали дееспособными. В 1912 году была изменена ст.340 ФГК. В результате стало возможным отыскание отцовства.

Развитие капиталистической промышленности, рост буржуазного госаппарата вызвали потребность в женской рабочей силе, и поэтому неизбежным стало улучшение правового положения женщины. В 1907 году женщине законодательным актом предоставляется право свободно распоряжаться заработком, включая право иметь личные сбережения. Она стала распорядительницей своего движимого имущества, получила право выступать в суде по спорам, связанным с ее имуществом. В случае спора между супругами их доли в общих расходах стал определять суд.

По законам 1915 и 1924 годов было признано узаконивание внебрачных детей последующим браком родителей.

В 1938 году французский суд признал за замужней женщиной право обращения в суд в случаях, когда она считает неподходящим избранное мужем местожительство (мужу было предоставлено право обратиться в суд, когда он полагал, что интересы семьи требуют, чтобы жена оставила профессиональную деятельность). Законом 1965 года жене предоставлялось право заниматься профессиональной деятельностью независимо от воли мужа.

Наследственное право. Кодекс уничтожил феодальную систему наследования. Признавалось как наследование по завещанию, так и по закону. Однако законодатель ограничил завещательную свободу и поставил возможность завещания в зависимость от того, оставил ли наследодатель после себя детей. При одном ребенке можно распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух - одной четвертью имущества.

В области наследования по закону был уничтожен принцип первородства. Право законного наследования имели родственники до 12-ой ступени. В 1917 году круг законных наследников был ограничен 6-ой ступенью родства.

В 1806 году во Франции был издан Гражданско-процессуальный кодекс. Он устанавливал процесс, требующий выполнения сложных формальностей, составления множества процессуальных документов. Это приводило к медлительности судебного процесса. В общих судах требовалось обязательное участие адвокатов.

 В конце 1950-хгг. во Франции началась реформа гражданского процессуального законодательства, которая не привела к полной замене наполеоновского ГПК 1806 года. В четырех книгах нового ГПК содержатся положения общего характера (книга 1) , о каждой из юрисдикций, занятых разбирательством гражданских дел (книга 2), о рассмотрении дел, связанных с конкретными правовыми институтами (книга 3), об арбитраже (книга 4). Что касается исполнительного производства, то ГПК 1975 года их не регламентирует. Поэтому ныне одновременно действуют соответствующие не отмененные разделы ГПК 1806 года и полный текст нового гражданского процессуального кодекса.

Во французском частном праве торговое право является самостоятельной отраслью. Поэтому в 1807 году был создан и отдельный Торговый кодекс. Он состоит из 4 книг : первая содержит общие нормы о торговле; вторая - нормы морской торговли; третья - положения о несостоятельности и банкротствах; четвертая - посвящена торговой юрисдикции.

Торговый кодекс является лишь дополнением к гражданскому, поскольку общие правила гражданского кодекса (о собственности, о договорах) имеют применение и к торговым сделкам. Поскольку с самого начала он был обращен в прошлое, постепенно большинство его норм прекратили действие, а наиболее важные сферы торговых отношений регулируются новыми нормативными актами. Они не включаются в кодекс, а существуют в виде приложений к нему.

 

                                                2

В своей прогрессивности созвучен гражданскому Уголовный кодекс (УК) 1810 года. Он построен на принципах законности, равенства всех перед уголовным законом, пропорциональности преступлений и наказаний за них, недопустимости обратного действия закона. С изменениями и дополнениями кодекс действует во Франции до сего дня и послужил образцом для многих стран.

Кодекс начинается с положений о делении преступных деяний на виды. В основу деления положен характер наказания: в случае вынесения полицейского наказания, преступное деяние называлось нарушением; исправительного наказания – проступком; мучительного или позорящего наказания - преступлением (ст.1) Таким образом, была установлена традиционная трехчленная классификация преступных действий,

Первые две книги УК представляют собой общую часть, т.к. они посвящены общим вопросам наказания, их видам, уголовной ответственности. Третья и четвертая книги - особенная часть УК, где содержится перечень преступных деяний.

Преступления делились на два вида: публичные и частные. К публичным относились действий, направленные против безопасности государства, против конституции, против общественного спокойствия.

Правонарушения, направленные против частных лиц имели объектом посягательства либо личность, либо собственность. В частности, охране последней посвящено более половины статей. В кодексе подробно описываются виды кражи, устанавливается суровое наказание за нее.

Что касается наказаний, то различают следующие виды:

1. Мучительные и позорящие: смертная казнь, каторжные работы (пожизненные и срочные), депортация, смирительный дом, выставление у позорного столба, клеймение, гражданская деградация, запрещение пользоваться избирательным правом или занимать какие-либо должности;

2. Исправительные наказания: тюремное заключение на определенный срок в исправительном заведении, лишение некоторых видов политических, гражданских или семейных прав, штраф.

Наличие большого числа суровых наказаний, их публичность, говорит о влиянии феодального права.

Во второй книге УК устанавливаются основания ответственности и основания освобождения от нее (безумие и принуждение к совершению преступлений силой). Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако, к лицам не достигшим 16 лет применялось более мягкое наказание. Учитывалась и вина подсудимого, хотя не определялись ее формы.

Как и Гражданский, Уголовный кодекс изложен ясным, четким языком, что является его достоинством.

В последующие годы УК подвергся изменениям, в первую очередь, в части отмены наиболее явных пережитков феодализма, Так в 1832 году были отменены статьи о клеймении и выставлении у покорного столба. А вот статья о публичном исполнении приговора, о смертной казни сохранялись в силе до 1939 года. В 1912 году был установлен минимальный возраст уголовной ответственности - 13 лет. В 1848 году была отменена смертная казнь за политические преступления.

Помимо внесения изменений в УК издавались и новые законы, действовавшие параллельно с кодексом.

В целом же до окончания второй мировой войны вопрос об издании нового УК даже не ставился. Пересмотр уголовного законодательства был совершен дважды – в 1958-1959 г.г. и в 1960-1963 г.г. Был пересмотрен текст около 100 статей кодекса. Законом от 9 октября 1981 года во Франции была отменена смертная казнь. В текст УК 1810 года были внесены соответствующие изменения, которые свидетельствуют о большой кодификационной работе в области уголовного права.

22 июля 1992 года Национальное собрание и Сенат Франции принял, а президент Франции утвердил четыре закона, излагающие положения нового УК, пришедшего на смену УК 1810 года. Четыре концептуальные идеи в основе реформы уголовного законодательства:

- защита прав человека, его жизни, здоровья, благоприятной окружающей природной среды, безопасности и труда;

- строгое следование принципам законности;

- существенное обновление кодекса в соответствие с современными задачами борьбы с преступностью;

- гуманизация уголовной ответственности и наказания.

Близок по духу к УК 1810г. и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. и подводивший итоги послереволюционных преобразований в области уголовного процесса. Он закрепил принцип назначения судей правительством и утвердил трехступенчатую систему суда, соответствующую делению на три вида правонарушений, установленному УК. Мировой судья, осуществлявший функции суда простой полиции, являлся первой инстанцией.

Вторая инстанция была представлена судом исправительной полиции. Это был коллегиальный суд, но действующий без присяжных. Третья инстанция - апелляционный суд, который был коллегиальным с присяжными заседателями и состоял из двух отделений по уголовным и гражданским делам. Возглавлял всю систему кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Кодекс 1808 года установил смешанную состязательно - розыскную форму процесса. Первая стадия - предварительное расследование - несла в себе все черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника.

На стадии судебного следствия господствовала состязательная форма процесса, представлявшая обвиняемому права активного участника процесса. Гласность и устность были присущи этой стадии. Вместе с тем, право председателя суда активно вмешиваться в ход судебного следствия, направлять его в нужную сторону, свидетельствует о сохранении некоторых следов розыскного процесса на этой стадии.

Уголовно-процессуальное законодательство в ХХ в. претерпело большие изменения. В 1958 г. был принят новый УПК. Он провозглашал гласный характер судебного разбирательства во всех судах первой инстанции, входящих в общую судебную систему. Но в то же время сохранялись многочисленные ограничения гласности по прежнему законодательству. Кроме того, председатель суда вправе принять любые меры, которые он считает полезными для раскрытия истины (ст.310). При этом он не связан формальными ограничениями для обеспечения обвиняемому права на защиту.

Тем не менее, УПК 1958 года сохранил смешанную форму уголовного процесса, однако значительно усилил гарантии соблюдения законности на досудебных стадиях и непосредственно в судопроизводстве (в частности, путем расширения судебного контроля за следствием и принесение обвиняемым жалоб на действия следственных органов). В УПК подробно регулируется деятельность органов дознания и предварительного следствия (книга 1), порядок разбирательства уголовных дел о тяжких преступлениях, уголовных деликтах и проступках.(книга 2), вопросы кассационного обжалования (книга 3) и особые виды производства, в частности, по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных во время судебного заседания (книга 4), исполнение приговоров по уголовным делам (книга 5).

                                         

                                         4

 

Трудовое законодательство во Франции начинается с ограничения рабочего времени детей и подростков (1841 г.)

Революция 1848 г. способствовала установлению 10-11 часового рабочего дня. Послабление это было недолгим, поражение революции приводит к восстановлению 12 часового рабочего дня.

С 1864 г. разрешается создание на ограниченной основе рабочих союзов. В 1884 г. был отменен ненавистный закон Ле Шапелье (1791 г.), запрещавший под угрозой уголовного наказания создание рабочих объединений, проведение забастовок и стачек.

В 1900 г. был принят важный закон о максимальной продолжительности рабочего дня (10 часов). Через 6 лет во Франции был установлен обязательный еженедельный отдых. В 1919 г. узаконивается восьмичасовой рабочий день, признаются коллективные договоры. В начале 30 –х годов появляется социальное страхование. В 1946-1950 г.г. проведена целая серия законов о коллективных договорах, установлена подвижная шкала заработной платы. В это же время были введены новые положения о социальном страховании и социальном обеспечении.

В 1956 г. до трех недель был увеличен оплачиваемый рабочий отпуск для рабочих. За профсоюзами признается право совместно с администрацией участвовать в выработке условий труда. Профкомы, хотя и в ограниченной степени, получили возможность участвовать в управлении предприятиями и распределении доходов.

В Конституцию 1946 г. были включены нормы, провозглашающие право на труд, на забастовку, провозглашены гарантии социального обеспечения для матерей, детей, престарелых на случай инвалидности и безработицы.

На этой правовой базе французским трудящимся, либо преодолевая сопротивление работодателей, либо вынуждая их к компромиссу, удалось добиться издания многочисленных актов в области правового регулирования труда и социального обеспечения. Принятие более благоприятных актов осуществлялось чаще всего в периоды, когда у власти во Франции находилось правительство левых сил, в особенности после парламентских и президентских выборов 1981 г.

В 1973 г. был издан ныне действующий кодекс законов о труде. Он состоит из девяти книг, каждая из которых регулирует важный самостоятельный институт трудового права: трудовой договор, коллективный договор, заработную плату, профсоюзы, трудовые конфликты и др.

 

 

Лекция 10.

ПРАВО ГЕРМАНИИ

План лекции:

1. Особенности становления и развития буржуазного права Германии.

2. Развитие гражданского и торгового права. Германское гражданское уложение 1900 года.

3. Развитие уголовного и уголовно-процессуального права. Уголовное уложение 1871 года и его последующие изменения. Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г.

4. Развитие законодательства о труде.

 

                  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Галанза П.Н., Хутыз М.Х. Первая кодификация эпохи империализма.//Вестник Московского университета. Право. 1973, №1

2. Петров К.Д.„ Матвеев С.А. Законы о социальном страховании в Германском Рейхстаге в 1881 - 1884 г.г. - Ежегодник германской истории. 1971. - М., 1973

3. Савельев М.А. Германское гражданское уложение - М., 1983г.

 

 


1

Правовой партикуляризм, существовавший в Германии со времен средневековья и не преодоленный после рецепции римского права, пережил и времена Германского союза. В отдельных немецких государствах еще в XIX веке действовали разные правовые нормы. Переворот, совершенный французской революцией, а затем развитие немецкого национального самосознания и объединительного движения поставили перед Германией две проблемы :

1) модернизации и кодификации права в рамках государств - членов федерации;

2) установление единообразного права на территории всей Германии.

Лишь возникновение Северогерманского союза, а затем Второй империи создали условия для унификации права в Германии. Еще до Гражданского кодекса были введены в качестве общегерманских Уголовный кодекс 1871 года, Уголовно-процессуальный 1877 года, Гражданско-процессуальный кодекс 1877 года, основанный на принципах французского процесса и обновленный в 1898 году; Торговый кодекс 1897 года.

 

2

В конце XIX века группа континентальных правовых систем пополнилась еще одной крупной кодификацией, оказавшей немалое влияние на правовую систему - Германским гражданским уложением.

Германское гражданское уложение, вступившее в законную силу с 1 января 1900 года, в значительной степени базируется на римском праве. В то же время в нем содержатся традиционные положения германского права. В кодекс вошли также выработанные на рубеже двух веков юристами новые правила, способствующие развитию буржуазных отношений.

Кодекс построен по так называемой "пандектной" системе. В соответствии с ней общие для всех институтов нормы содержатся в общей части (первой книге). Кроме того, кодекс содержит еще четыре книги: вторая книга посвящена обязательственным отношениям; третья - вещному праву; четвертая - семейному праву; пятая - наследственному праву;

Отличительными чертами ГГУ являются отсутствие общих юридических определений, параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат множество юридических терминов. Одной из наиболее характерных черт ГГУ является наличие в нем так называемых " каучуковых " параграфов, содержащих ссылки на такие понятия, как " добрая власть ", " добрые нравы ", имеющие моральное, а не правовое содержание.

Субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность физических лиц базируется на принципе юридического равенства. Однако, учитывая ограниченную правоспособность женщин, этот принцип не получает полной реализации. Совершеннолетие наступает с 21 года. В возрасте от 7 до 21 года кодекс устанавливает различные степени ограниченной дееспособности.

Отличительной чертой ГГУ является признание в качестве субъекта гражданского права юридического лица. ГГУ называет два вида юридических лиц: ферейны ( общества, союзы ) и учреждения.

Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Учреждения образуются в силу волеизъявления частных лиц, выделяющих для достижения определенных целей известное имущество. Вместе с тем, важнейшие правовые формы концентрации капиталов: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, нормами ГГУ не регулировались. Для них были созданы самостоятельные законы,

ГГУ не определяет содержания правоспособности юридических лиц. Тем самым кодекс признает за юридическим лицом весьма широкую правоспособность. Вместе с тем, государство сохранило право контроля за деятельностью юридических лиц и могло лишить их правоспособности, если эта деятельность угрожала общественным интересам.

Вещное право. Институт вещного права наиболее ярко выражает сущность ГГУ. Кодекс делит все вещи на земельные участки и движимые вещи. Движимостью считалось все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с почвой (п. 94). Кодекс строго различает правовой режим движимых и недвижимых вещей. ГГУ - первый гражданский кодекс, содержащий многочисленные положения о праве собственности на движимые вещи, в частности ценные бумаги, что связано с возрастанием их роли в гражданском обороте. Германское гражданское уложение называет целый ряд вещных прав:

- право собственности

- владение

- пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты);

- право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.)

- право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли и другие подобные права)

Сто касается права собственности, ГГУ не дает четкого определения понятия, но в п. 903 раскрывается его содержание следующим образом: "Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на него." Таким образом, ГГУ подчеркивает значимость свободы частной собственности.

Но ГГУ было следствием компромисса между буржуазией и юнкерством и поэтому в нем есть статьи защищающие интересы помещиков, например те, которые определяют порядок перехода права собственности. Отчуждение права собственности на недвижимость осуществлялось путем записи в поземельные книги, что является отличительной чертой ГГУ и свидетельствует не только о прогрессивной буржуазной, но и помещичьей направленности.

Обязательственное право. Более четко построены общие понятия, касающиеся обязательств. В п. 241 дается довольно полное определение обязательства: "В силу обязательства кредитор правомочен требовать от должника предоставления. Предоставление может состоять также в воздержании ". В общей части ГГУ выделены положения о сделках вообще. Эти положения распространяются как на сделки вообще, так и на договоры.

Договоры традиционно являются наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений. Под договором ГГУ понимает юридическую связь, установленную между несколькими лицами; содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.

Договорные отношения по ГГУ строятся на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам большую свободу по установлению договорных обязательств, кодекс устанавливает немногочисленные законные условия их действительности. К таким относятся положения п.309, определяющие, что договоры "прямо нарушающие какие-либо предписание закона", являются недействительными. Ряд требований предъявляется к дееспособности лиц, заключающих сделку (п. 104-115). При этом круг лиц, способных совершить сделку шире, чем по кодексу Наполеона. Это объясняется вовлечением в сферу капиталистического производства значительных слоев населения. Полностью недееспособными кодекс признает лишь детей до 7 лет.

Характерной особенностью Германского кодекса в вопросе об обязательных условиях действительности договоров является признание главного значения за волеизъявлением сторон (то есть внешним выражением воли). Это объясняется желанием придать договорным отношениям стабильность. Поэтому оспорить сделку, совершенную под влиянием обмана, насилия, допускается лишь в течение года, под влиянием заблуждения - немедленно. По истечении 30 лет оспаривание сделки исключено во всяком случае.

ГГУ допускает корректировку принципа свободы договора с помощью уже упомянутых социально-этических критериев "доброй совести". П. 138 прямо говорит о недействительности сделки, противоречащей "добрым нравам". Судебным органам предоставлены широкие полномочия по толкованию договорных правоотношений, вплоть до признания их недействительными, В качестве основания возникновения обязательств ГГУ признает деликты (гражданские правонарушения), причем этому виду обязательств уделяется в кодексе значительное место. По общему правилу ответственность несет лицо виновное в причинении вреда. В соответствии с п. 253 ГГУ не признает имущественного возмещения неимущественного вреда. Возмещение в деньгах неимущественного вреда можно требовать только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Семейное право и наследование. ГГУ признает единственной законной формой брака гражданский брак. Брачный возраст для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 год. Кроме достижения брачной правоспособности необходимо было обоюдное согласие на брак.

Не разрешалось вступать в брак женщине в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего. Характерным для германского законодательства является запрещение "вступать в брак разведенному по прелюбодеянию супругу с лицом, с которым разведенный супруг совершил прелюбодеяние, если по решению о разводе признано, что это прелюбодеяние послужило основанием для развода" (п. 1312 ГГУ).

Развод допускается только в строго определенных, указанных в законе случаях. Основанием признаются: прелюбодеяния (п. 1565 ГГУ), грубые нарушения брачных обязанностей или "бесчестное поведение глубоко расшатавшие супружеские обязанности" (п. 1568 ГГУ), безнадежная душевная болезнь (п. 1569 ГГУ).

В семье главенствующая роль принадлежала мужу. Тем не менее, жена могла не повиноваться мужу, если муж злоупотреблял супружеским правом. Таким образом, ГГУ не провозглашает власти мужа над личностью жены. Имущественные отношения супругов определялись брачным договором.

Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу - родители и их нисходящие, третью - дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом, наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать свое родство с наследодателем, сколько бы отдаленным оно не было.

Охраняя интересы законных наследников, ГГУ установило некоторое ограничение завещательной свободы. Таким ограничением, в частности является обязательная доля. Лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, вправе требовать ее предоставления в размере половины стоимости доли данного наследника при наследовании по закону.

                                      * * *

Появление ГГУ привело к необходимости пересмотра и Торгового кодекса, действовавшего с 1861 года. Новое Торговое уложение состояло из 4 книг.

В первую были включены норма о торговых деятелях (кто считается торговцем, о маклерах, о торговых служащих).

Во второй книге говорится о торговых товариществах, которые пользовались наибольшим распространением (акционерные общества, коммандантные товарищества). Положения второй книги имеют особое значение, поскольку процессы концентрации и централизации капитала в конце 19 века привели к появлению различных товариществ, обществ и других объединений.

В третьей книге кодекса содержатся правила о торговых сделках. В четвертой – положения о морском праве.

ГТУ является правом коммерсантов. При определении торгового характера сделок оно исходит их объективного признака, т.е. торговыми признаются сделки, совершаемые коммерсантами.

Гражданско-процессуальный кодекс был издан в 1877 году, включает в себя 10 книг, 1048 параграфов. В отличие от французского относительно прост по построению, лишен архаизмов. Он предоставляет сторонам довольно широкие права в области представления доказательств, распоряжения своими процессуальными правами. Напротив, суд является пассивным, он лишь воспринимает и оценивает представленный сторонами материал.

 

3

 

Статья 4 Конституции Германии 1871 г. установила, что «издание основ гражданского, уголовного и процессуального законодательства» относится к исключительной компетенции империи. Во исполнение этого положения уже в мае 1871 года на территории империи начало действовать Уголовное уложение Германии.

Уложение состояло из трех частей. В первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений, об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и некоторые другие положения. Во второй излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступлений, о смягчающих и отягчающих обстоятельствах. Третья часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, то есть представляла собой особенную часть кодекса.

Все преступные деяния разделены на преступления, проступки и полицейские нарушения, в зависимости от тяжести предусмотренных за них наказаний. Самым суровым образом каралось нарушение существующего строя. В пп. 80-81 как государственная измена квалифицировались убийство императора, попытка насильственного изменения государственного устройства империи. За одно лишь публичное выступление с целью побудить к одному из указанных деяний виновный лишался свободы на срок до 10 лет.

Система наказаний включала в себя смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюремное заключение, содержание в крепости и др.), штраф, конфискацию имущества и ограничение в правах. Несмотря на всю строгость, УК воспринял и отдельные либеральные тенденции. Так, применение смертной казни в мирное время допускалось лишь за государственную измену и за спланированное умышленное убийство. Исключалось и применение телесных наказаний , рассматриваемых как пережиток средневековья.

В период с 1912 по 1933 гг. появилось 8 новых проектов УК, но ни один из них не был принят. Наиболее существенные изменения были внесены в 50-60-е гг. ХХ в. В 1954 г. была проведена реформа Общей части, по которой отказались от трехчленной классификации преступных деяний. Отныне они делились на преступления (наказание – лишение свободы на срок один год и больше) и проступки (наказывались лишением свободы на срок до одного года или штрафом)). Остальные менее тяжкие деяния стали рассматриваться как административные нарушения.

С 1 января 1975 года в результате проведения реформы в ФРГ стал действовать новый Уголовный кодекс, а в 1987 г. была принята новая редакция УК с изменениями в Особенной части, связанные с принятием законов о борьбе с экономической преступностью, терроризмом, о должностных преступлениях и пр.

Уголовно-процессуальный кодекс 1877г. являлся дополнением к уголовному кодексу 1871 года. Уголовный процесс строился на принципах состязательности сторон, независимости следственного судьи от прокурора и допущении защиты в стадии предварительного следствия.

Обвинитель и подсудимый (и его защитник) пользовались равными процессуальными правами. В суде действовал принцип свободной оценки доказательств.

Особенностью уголовного судопроизводства Германии являлось право присоединения к прокурору в качестве обвинителя потерпевшего от преступления.

 

4

В 1889 году под давлением забастовочного движения в Руре правительство императора Вильгельма вынуждено было пойти на некоторые реформы главным образом в области охраны труда. Определенное значение в формировании системы трудового законодательства имели общегерманские законы 80-х годов прошлого века о социальном обеспечении по болезни, при несчастном случае и по старости. Две трети расходов, шедших на эти цели вычитывались из зарплаты рабочих.

В ноябре 1918 года был заключен договор о деловом сотрудничестве между германскими профсоюзами и предпринимателями. По ст. 165 Веймарской конституции создавались рабочие советы на предприятиях и в округах. Она, в частности, гласила: "рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении заработной платы и условий труда, а также и в общем хозяйственном развитии... организация предпринимателей и рабочих и их соглашения пользуются признанием "закона".

Таким образом, защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возлагалась на их представительные органы в лице рабочих советов предприятий, на окружные рабочие советы и на имперский рабочий совет. Особое значение придавалось тому, что каждый раз при вынесении законопроектов социального и хозяйственного значения в рейхстаг, правительство должно было представлять их на заключение имперского экономического совета.

Более того, Совет и сам мог выносить в парламент подобные законопроекты. По конституции рабочим и экономическим советам в известных отраслях могли быть даны контрольные и административные полномочия.

В период фашизма профсоюзы в Германии были распущены, средства этих союзов конфискованы. На смену им пришли "карманные" профсоюзные организации.

В 1949 г. в ФРГ принимается Закон о тарифных договорах, заложивший прочную законодательную базу для определений условий организации и оплаты труда. В этот период после долгих лет на политическую арену вновь выходят профсоюзы. В качестве одного из средств достижения своих интересов допускаются забастовки.

Длительной и упорной была борьба рабочих за 8-часовой рабочий день. В Германии соответствующий акт был принят в 1918 году, но уже в 1923 г было разрешено отступать от него. После революции 1918-1919 г.г. рабочие добились также права на пособия по безработице, на заключение договоров с предпринимателями, введено обязательное социальное страхование для лиц различных профессий. В послевоенное время эти права были признаны законодательством.

В 1953 г. в Германии был создан специальный Суд по социальным делам, в компетенцию которого входило рассмотрение споров в социальной сфере.

 

 

Лекция 11.



ПРАВО АНГЛИИ

И США

 

                                                  План лекции:

 

1. Эволюция английского прецедентного права и законодательства в ХУШ-ХХвв.

2. Основные черты гражданского права Англии.

3. Уголовное право.

4. Трудовое и социальное законодательство Англии.

5. Особенности правовой системы США.

 

                       ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М. 1967

2. Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. – М. 1987

3. Громаков Б.С. Очерки по истории антидемократического законодательства США. М., 1958

4. Кенни К. Основы уголовного права Великобритании. - М. 1949

5. Ковалев В.А. Крупнейшие уголовные дела ХХ века в США. М., 1990


1

 

 

После революции в Англии продолжало действовать прецедентное право, выработанное в предыдущую эпоху в общей системе королевских судов («общее право») , и в суде лорда-канцлера («право справедливости»). При всей своей архаичности прецедентная система обладала значительной гибкостью и приспосабливаемостью к новым капиталистическим условиям.

В качестве примера можно привести деятельность одного из самых известных судей ХУШ века Мэнсфилда (1756 - 1782 гг.), который выработал ряд вполне современных и удобных для судебной практики доктрин. Не порывая формально с принципом прецедента, Мэнсфильд вместе с тем внес существенные изменения в «общее право», руководствуясь при этом несвойственной этой системе идеей «справедливости».

В деле Сомерсета предстояло установить является ли рабство законным для Англии институтом. Признав, что рабство узаконено «положительным правом», Мэнсфилд заявил, что власть господина над рабом не может быть оправдана "нравственными и политическими соображениями", "какие бы неудобства из этого не вытекали". "Ввиду этого, - резюмировал Мэнсфилд свое решение, - черный должен быть отпущен на свободу".

Следуя тем же путем, Мэнсфилд пренебрегал формальностями столь обязательными в английском общем праве. Он стал доискиваться "истинной воли наследодателя" и соответственно с тем решать иски о наследстве; "истинных намерений" контрагентов в делах о договорах и сделках, следя в то же время за тем, чтобы договоры соответствовали "публичному интересу", как он стал пониматься в Англии в ходе и в связи с промышленной революцией и другими переменами.

Шокируя своих коллег, Мэнсфилд, не стесняясь черпал обоснования для своих решений как в римском праве, так и в праве других европейских стран. Так или иначе Мэнсфилд добивается смягчения ряда гнетущих формальностей английского процесса выдвигая на первый план свидетельские показания и применяя разные способы их проверки и перепроверки. Мэнсфилд превратил пересмотр судебных решений по гражданским спорам из исключительного трудного дела в более или менее урегулированный процесс, более доступный, чем до него. В целом деятельность Мэнсфилда служила приспособлению английского общего права к условиям буржуазного развития Англии.

Нечто похожие происходило и в "суде справедливости". Придерживаясь тех же методов, лорд - канцлер Англии Ноттингем ( 1675 - 1682 г.) выступил с доктриной свободного судейского усмотрения. Справедливость и резонность судебного решения, утверждал Ноттенгем, должны быть поставлены в связь с тем, что думает по тому или иному поводу "обыкновенный человек", несведущий в науке права. Идя этим путем, канцлерский суд получил возможность пересмотра своих собственных прецедентов, сложившихся в предреволюционный период и после него.

Важным этапом в окончательном оформлении прецедентного права явилась вторая половина Х1Х в, когда в Англии окончательно утвердилась парламентарная система, что потребовало упрощения правовой системы. Актом 1854 г. отменялась казуистическая форма королевских «приказов» и вводилась единая система исков. Акт 1858 г. разрешил судам «общего права» пользоваться средствами защиты интересов сторон, выработанными в системе «справедливости», и наоборот, канцлерский суд получил право разрешать вопросы, составляющие ранее исключительную компетенцию судов «общего права».

Судебная реформа 1873-1875 гг. привела к объединению общей системы королевских судов с судом лорда-канцлера в единый Высокий суд, который мог в равной степени применять нормы как «общего права», так и «права справедливости».

Несмотря на тесное сближение, полного слияния этих двух систем не случилось. Слияние коснулось в большей степени судебно-организационных и процессуальных норм. Что касается норм материального права (например, доверительная собственность), то они по-прежнему четко различаются практикующими юристами и самими судьями.

В настоящее время в Англии идет тенденция к сокращению применения судебного прецедента, и суды в большинстве случаев выносят решения на основе законодательства. Характерной чертой статутного права в начале Х1Х в. являлось сохранение действия законов, принятых парламентом еще в эпоху средневековья. Для упорядочения и пересмотра старых законов парламент стал использовать такое средство, как издание консолидированных актов, объединяющих предшествующие статуты по какому-нибудь одному вопросу. Так, в 1823-1827 гг. были сведены в 4 консолидированных акта около 300 старых запутанных статутов, а в период с 1870 по 1934 год таких актов появилось более 100.

Особенностью английского права Х1Х-ХХ вв. стало и то, что оно осталось не кодифицированным. В конце Х1Х в. стали появляться своеобразные «суррогаты кодексов» – консолидированные статуты с элементами кодификации, но в отличие от кодексов они не представляли собой принципиально нового правового регулирования в какой-либо отрасли права, а объединяли в себе нормы, относящиеся к сравнительно узким и специальным сферам (например, Акт о лжесвидетельстве 1911 г., Акт о подлоге документов 1913 г. и др.)

Масштабы кодификации были расширены принятием парламентом специального Акта 1965 г. об образовании правовой комиссии, целью которой было проведение реформы права вплоть до его полной кодификации. Но процесс создания кодифицированного права даже в современной Англии весьма далек от завершения.

 

2

 

В качестве субъектов гражданских правоотношений английское право признает как отдельных граждан, так и юридические лица. Вопреки принципу юридического равенства существуют категории лиц, правоспособность которых ограничена. Это замужние женщины, иностранцы.

Что касается юридических лиц, то в Англии, в отличии от других стран, широкое применение имеют юридические лица, базирующиеся на использовании института доверительной собственности. В то же время долго не считались юридическими лицами товарищества. В настоящее время на основании специальных законов и решений судов применительно к отдельным правоотношениям товарищества стали наделяться качествами юридического лица.

До середины Х1Х в. право собственности знало еще традиционное деление имущества на «реальную» и «личную» собственность, связанное с исторически сложившимися формами защиты имущественных интересов исками. Реальными исками защищалась земля, родовые недвижимости и титулы. Распоряжение этой собственностью было сопряжено с определенными формальностями и ограничениями (например, при наследовании действовало правило майората, препятствовавшего дроблению родовых имуществ). К личной собственности помимо чисто вещных прав относились так называемые права на иски (авторское, патентное право).

Законодательные нововведения 1832 и 1845 гг., направленные на упрощение процедуры отчуждения недвижимости, привели к постепенному ослаблению граней между реальными и личными исками. А Закон о собственности 1925 г. освободил право собственности от средневековых конструкций, приблизив земельную собственность к общему правовому режиму недвижимости.

Кроме права собственности среди видов вещных прав можно выделить: вещное право аренды недвижимости в различных формах; сервитуты, в т.ч. личные; доверительную собственность, разнообразные обеспечительные права (например: ипотека).

Ограничительным институтом английского права является доверительная собственность - траст. Это такая форма собственности, при которой одно лицо (доверительный собственник) управляет, распоряжается имуществом переданным ему другим лицом (учредителем) в пользу третьих лиц (бенефициантов). Институт доверительной собственности в конце Х1Х – начале ХХ в. получил новую сферу применения. Он оказался чрезвычайно удобным для создания инвестиционных банков и других объединений.

В Англии нет общего понятия обязательства. Отдельными подотраслями гражданского права являются договорное право и обязательства, возникающие из правонарушений.

С аграрной и промышленной революциями договор стал основной правовой формой, в которой выражались отношения по найму рабочей силы, обмену товарами, оказанию услуг. В связи с этим в традиционные доктрины английского права судебной практикой были внедрены общепризнанные принципы договора (равенство сторон, признание у них «свободы воли и выбора»и т.д.) Характерными чертами английского договорного права являются требования соблюдения прав и обязанностей сторон, требование от должника полного и добросовестного выполнения обязательств. В Х1Х в. была отменена личная ответственность должника за невыполнение обязательства, которая могла повлечь заключение его в долговую тюрьму.

Особенно сложными и архаичными долгое время оставались нормы права, касающиеся деликтов. В ХУШ-Х1Х вв. широко использовались иски, выработанные еще в средневековую эпоху на случай вторжения в чужое земельное владение, зловредных действий и т.д., особые иски из нарушений «личной» собственности – например, при незаконном присвоении вещи. Весьма специфичными были деликты, рассматриваемые как нарушение прав личности: клеветы, сговор с целью причинения ущерба собственности другого лица и др. С развитием капиталистических отношений некоторые аспекты деликтных отношений получили более детальную разработку (например, понятие небрежности). Однако, в целом, многие общие понятия и принципы оставались не сформулированными.

Для семейного права характерно длительное сохранение остатков феодализма. Сохраняется церковная форма брака, но с 1836 года существует и гражданский брак. Форма брака выбирается обоими супругами.

В имущественных правах женщина была весьма ограничена. Право управления и распоряжения супружеским имуществом принадлежало мужу, жена субъектом права не являлась. Только в 1882 году была установлена некоторая имущественная самостоятельность замужней женщины.

До 1857 года не существовало развода. Дети до 21 года находились под отцовской властью. В 1908 году была установлена ответственность родителей в случае дурного обращения с детьми. Узаконение внебрачных детей допускалось лишь в исключительных случаях на основании парламентского акта.

В середине ХХ в. в Англии была принята целая серия законов, в результате которых произошли существенные изменения с сфере брачно-семейных отношений. Закон о браке 1949 г. и  Закон о реформе семейного права 1969 года внесли уточнения и дополнения в прежние законы о наследовании, о правах незаконнорожденных детей и др. Законы «О разводе и раздельном проживании супругов» и «О признании брака недействительным» 1971 года упростили формальности и саму процедуру развода.

В законодательстве последнего времени более подробно рассматриваются имущественные отношения супругов с общей тенденцией к их выравниванию. Предусматривается не только взаимная материальная поддержка, но и право каждого из супругов претендовать на определенную долю доходов, которые дает общее имущество.

 

 

                                                   3

 

На уголовном праве Англии отчетливо проявился консервативный характер английской революции. Только в середине 18 века английское уголовное право систематизируется крупнейшим юристом Англии Блэкстоном. Особенно консервативным оказалось уголовное право Англии в вопросе о наказании. Еще в 1810 году распространенными видами наказаний были : колесование, четвертование, извлечение внутренностей из живого тела и т.п. До 1873 года смертной казни в Англии подвергался тот, кого в течении месяца видели в обществе цыган. Консервативный характер английского уголовного права выразился в том, что оно продолжало развиваться главным образом не путем издания законов, а путем развития прецедентного права.

В 1907 году в английское уголовное право вводится условное осуждение. В отличие от континентальных законов происходит отсрочка не исполнения приговора суда, а назначения наказания или даже осуждения.

В том же году вводится превентивное заключение. Оно заключается в том, что суд может признать лиц, осужденных не менее трех раз за серьезные преступления и ведущих преступный образ жизни привычными преступниками и приговорить их помимо показания к превентивному предупредительному заключению, которому они подвергаются после отбытия наказания.

После второй мировой войны правительство осуществило целый ряд мероприятий по совершенствованию отдельных институтов уголовного права и процесса, а также попыталось систематизировать эти отрасли в целом. После почти двадцатилетних дебатов в ноябре 1965 году был принят закон, временно отменивший смертную казнь, а с 1969 года – постоянно.

В 1967 году было отменено деление преступных деяний на фелонии (карались смертной казнью) и мисдиминоры (все остальные преступления). Английский законодатель определил новую классификацию преступных деяний. К «арестным» преступлениям отнесены деяния, за которые грозит лишение свободы на срок свыше 5 лет, к «не арестным» - все остальные. Основные виды наказания: лишение свободы, условное осуждение, штраф.

29 июля 1977 г. английский парламент принял закон об уголовном праве, который внес изменения в существующие уголовно-правовые, уголовно-процессуальные нормы, порядок отправления правосудия. Закон по новому определил преступный сговор, порядок возбуждения уголовного преследования и условия освобождающие от уголовной ответственности за участие в сговоре. Одновременно были аннулированы составы преступного сговора по общему праву за исключением сговоров, направленных на обман и совершение действий, оскорбляющих общественную мораль, грубо нарушающих приличия. Впервые в законодательном порядке было установлено деление всех преступных деяний на три группы:

1) деяния, рассматриваемые и решаемые только в суммарном порядке мировыми или полицейскими судьями, процесс рассмотрения дела организован без предварительного производства дела;

2) деяния, рассматриваемые только по обвинительному акту судом присяжных;

3) деяния, для рассмотрения которых установлен альтернативный порядок или это суммарное производство или производство с участием присяжных.

К закону приложен перечень преступных деяний, относящихся к каждой группе. При этом значительно расширена компетенция судов суммарной юрисдикции за счет двух последних групп. Одновременно введена дополнительная стадия судопроизводства по определению подсудности деяний, относящихся к третьей группе.

В настоящее время за совершение преступлений, по которым требуется составление обвинительного акта, предусмотрены сроки наказания 1 год, 2 года, 3 года, 5 лет, 7 лет 10 лет, 14 лет, 20 лет, пожизненное заключение в виде лишения свободы. Следует отметить, что когда парламентом принимаются решения о криминализации деяния, т.е. об установлении уголовной ответственности за новые деяния, обычно не бывает сомнений относительно максимального срока наказания за новое преступление. Максимум устанавливается по аналогии со сходным преступлением и дискуссии по этой проблеме не возникает. Установленные законодательством максимальные сроки меняются очень редко. Такие изменения происходят в случае очевидного повышения уровня какого—либо преступления или в случае изменения законодательного определения конкретного состава преступлений. В частности, Акт 1977 года увеличил максимальный срок наказания в виде лишения свободы с 20 лет до пожизненного за ряд преступлений. При принятии целого ряда законодательных актов не произошло никаких изменений в максимальных сроках наказания (например: при принятии закона о краже 1968 г., закона о наркотиках 1971 г.).

В современной Англии судам представлено право широкого выбора наказаний - от "карательных" до "реформативных". Судья часто стоит перед альтернативой: назначить наказание, основываясь на обстоятельствах совершенного преступления или вынести приговор в зависимости от индивидуальных особенностей личности преступника. Подобное положение во многом определяется тем, что закон устанавливает крайне длительные сроки наказания в виде лишения свободы. Поэтому суды выносят приговоры о лишении свободы с максимальным сроком наказания только в случае совершения особо тяжкого преступления.

 

 

4

 

Англия в середине XIX века считалась самой промышленно развитой страной мира. Но экономическое процветание достигалось за счет жесточайшей эксплуатации рабочих. Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 13-16 часов, дети 8-9 лет работали по 6,5 часов до 13 лет (до 1831 . – 8 часов, а еще раньше – по 16 часов в сутки). К 40 годам большинство рабочих уже умирало. Отсутствовала всякая охрана труда, широкое распространение имели несчастные случаи на производстве, что делало рабочих калеками.

Появление специального трудового законодательства Англии следует отнести к 70-80 годам XIX века. Именно тогда на предприятиях с числом 50 и более наемных рабочих был установлен десятичасовой рабочий день. В 1875 году правительство под давлением рабочих вносит в парламент «Акт о предпринимателе и рабочем», положения которого формально уравновесили в правах нанимателей и рабочих. Этим же актом впервые определялась правовая основа для заключения рабочими коллективных договоров.

В 1880 г. устанавливается ответственность нанимателя за вред, причиненный жизни или здоровью работника. Был определен официальный минимум зарплаты, а с 1911г. установилась практика обязательного страхования трудящихся, причем четверть ценностных средств в страховой фонд вкладывало государство, а три четверти вносили по половине работники и предприятие.

По мере усиление борьбы рабочих за свои социально-экономические права наиболее дальновидные представители промышленного капитала понимали, что решить данную проблему силой невозможно. Появляется фабричное законодательство, отличающееся особой противоречивостью. Так, регистрация профсоюзов с одной стороны объявлялась в целом добровольной, а с другой стороны только зарегистрированные профсоюзы имели льготы по налогообложению, могли предъявлять иски в суд. В тоже время регистрация влекла за собой определенные ограничения профсоюзной деятельности.

Закон о профсоюзах не действовал до 1875 г., т.к. одновременно с ними должна была применяться поправка к уголовному закону, запрещавшая пикетирование и санкционировавшая применение против забастовщиков доктрины «О заговоре».

Под давлением борьбы трудящихся данная поправка была отменена законом 1875 г. «О заговоре и защите собственности». Однако, руководители профсоюзов стали привлекаться к ответственности на основании гражданско-правового заговора ранее «преступный заговор» как за объединение лиц для нанесения ущерба предпринимателю.

Естественно, профсоюзы не могли мириться с подобным положением и под влиянием их борьбы в 1906 г. принимается закон «О трудовых спорах», закрепивший право профсоюзов на забастовку, хотя расплывчатость формулировок статей законов 1875 и 1906 г.г. открывали широкие возможности для судейского произвола, не обеспечивали защиты права на забастовку.

Первое место в ряду реакционных мероприятий, проведенных правящими кругами после всеобщей стачки 1926 года занимает закон, принятый парламентом в конце июля 1927 года "О промышленных конфликтах и профсоюзах", названный рабочими "хартией штрейкбрехеров" и объявлявший всеобщие стачки незаконными. Закон практически запрещал пикетирование, ограничивал возможности тред-юнионов создавать фонды, предназначенные для политических целей. Закон также предусматривал, что безработный, если он отказывался стать штрейкбрехером во время "незаконной" забастовки, мог подвергнуться преследованию по обвинению в нарушении этого закона (наказание - штраф или тюремное заключение до 2-х лет). Лишь в 1946 году лейбористское правительство отменило Закон о профсоюзах 1927 года. Тем самым, права профсоюзов были восстановлены в прежнем объеме.

Традиционной особенностью английской правовой системы в области социально-трудовых отношений всегда была широкая автономия в регулировании условий труда и трудовых конфликтов самими участниками этих отношений : предпринимателями и их объединениями, с одной стороны, и профсоюзами - с другой. Социальная деятельность государства развивалась главным образом по линии охраны труда, техники безопасности, социального страхования, обеспечения и других видов социального обслуживания.

В феврале 1930 года в Англии был принят новый закон "О страховании от безработицы", который вносил некоторые положительные изменения в существующую систему страхования. Закон несколько увеличивал пособие по безработице подросткам, снижал возраст лиц, имеющих право на получение пособий (15 лет), увеличивал срок выплаты так называемого переходного пособия на 12 месяцев. Однако к существенному улучшению положения безработных закон не привел. Например, безработный лишался пособия, если биржа труда сообщала, что он не искал работу "по настоящему ".

Закон об условиях трудового найма 1959 года предусматривал определенный порядок, обеспечивающий соблюдение предпринимателями соответствующих положений коллективных договоров. Согласно ст. 8 данного закона, в случае нарушения предпринимателями условий труда, определенных коллективными договорами, профсоюз вправе обжаловать такое нарушение договора в департаменте трудовых отношений министерства труда. Если департаменту не удавалось урегулировать, спор он передавал его на рассмотрение в Промышленный суд, который выносил решение, обязывающее фирму соблюдать условия коллективного договора. В случае же, если предприниматель продолжал нарушать соглашение, трудящиеся, чьи права были нарушены, обращались с иском в обычный суд, который в принудительном порядке обязывал предпринимателей выполнять решения Промышленного суда

Трудовое законодательство, особенно принятое в период правления лейбористов, предусматривает целый ряд важных гарантий социальных прав трудящихся. Оно включает в себя охрану труда и технику безопасности, максимальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, порядок выплаты заработной платы, а также определяет положение профсоюза на предприятии, организацию забастовок и т.д. Основная масса законов по труду приходится на 70-80-е гг. нашего века. Это законы о занятости 1975г., 1978 г., 1980г., Закон о равной заработной плате мужчин и женщин 1970 г., Закон о профессиональном обучении 1982 г. и пр.

 

5

 

Говоря об основных чертах современного правового развития США, следует ранее всего указать на то, что конституционные положения двухсотлетней давности никогда не перерабатывались и до сих пор считаются действительными характерные для своего времени общие и гуманные формулировки. США рецепировали основные принципы английской правовой системы, хотя это не означало полное заимствование правовых форм Англии.

Существенно для развития правовой системы США и то, что она возникла и сформировалась в условиях американского федерализма, который держится на признании достаточно широкой компетенции штатов в правовом регулировании различных сфер общественных отношений.

Таким образом, американская правовая система в целом - это сложное и своеобразное явление, включающее федеральную правовую систему и все правовые системы штатов. Конституция США закрепляет приоритет федерального законодательства над законодательством штатов.

Хотя многие американские правовые институты являются производными от английских, общее право США не выступает как простая разновидность права Англии. Со времени отделения колоний от метрополии американские судьи осуществляли практику судопроизводства независимо от деятельности английских судебных органов.

В отличие от английского права, где действует жесткое правило прецедента, общее право США не является по своей природе абсолютно застывшей, неизменной системой. Суды федерации и штатов следовали решениям, вынесенным более высокой инстанцией, но не считали себя связанными своими собственными решениями.

В США еще в колониальный период произошло слияние общего права с «правом справедливости», которое было поглощено судами общей юрисдикции. Таким образом, в США была создана единая система казуального прецедентного права.

В то же время, американское общее право не стало единым для всей страны и имеет существенные различия по штатам. Формально, в США нет и федерального общего права. Таковое не предусматривается Конституцией 1787 г. Федеральное общее право имеет безусловную силу лишь в сфере действия федеральной юрисдикции, причем там, где нет соответствующего законодательного акта конгресса и судебные споры решаются на основе норм, выработанных судебной практикой.

В ХХ в. предпринимаются и попытки систематизации общего права. Результатом такой работы стало многотомное издание «Обновленное изложение права» 1952 г. Систематизации подверглись главным образом те правовые институты, которые слабо урегулированы законодательством: договоры, гражданские деликты, коллизия законов, доверительная собственность и т.д. Это издание не является официальным, но пользуется большим авторитетом у американских судей, которые используют ссылки на него в судебных решениях.

 

Наряду с прецедентным общим правом в США развивалось статутное право, создаваемое федеральным конгрессом и, главным образом, законодательными органами штатов. На практике это привело к созданию сводов законов двух видов.

Первую группу образуют так называемые "консолидации". Они являются настоящими кодификациями, поскольку содержат только законы, федеральные или штатов, как бы дополняющие английскую систему, кроме того в них нормы систематизированы не по предметному признаку, а в алфавитном порядке.

Вторую группу составляют кодексы, которые создавались под влиянием воспринятых в континентальной Европе кодификационных принципов.

XX век в истории американской юриспруденции отмечен отходом от принципов старого прецедентного права. Американские исследователи считают, что в будущем позиция американской практики и доктрины в отношении правополагающего значения прецедента будет представлять собой самостоятельные юридические явления наряду с английским общим правом и континентальным, в частности с французской доктриной, отрицающей правополагающее значение судебного прецедента по конкретному делу. Но и в сравнительно ограниченной теперь сфере судебное правотворчество обнаруживает как и прежде изворотливость и гибкость. Особенной чертой американского права считается стремление и реальная способность решать политические и социальные проблемы с помощью правотворческой деятельности Верховного суда.

 

 


* Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., Юр.лит., 1978. с.12.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., Т.21, с.117.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., Т.21, с.169.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., Т.1, с.347

* Сборник документов по английской буржуазной революции 17 века. Под редакцией М.А.Барга. М., 1973, с.241

* (Государственный строй США. Под ред. А.С. Никифорова, М., 1970, с. 86.)

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.