И РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА ФРАНЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Великая Французская буржуазная революция, ее основные этапы и историческое значение.

2. Конституционное и текущее законодательство основных этапов революции. Создание чрезвычайных органов управления в период якобинской диктатуры.

3. Государственно-политический строй Франции периода Первой империи.

4. Легитимная монархия. Конституционные хартии 1814 и 1830 г.г.

5. Вторая республика и Вторая империя. Конституции 1848 и 1852 года.

6. Утверждение Третьей республики во Франции. Парижская Коммуна 1871 г. Конституционные законы Третьей республики и ее последующая эволюция.

                                ИСТОЧНИКИ:

Конституции и законодательные акты Французской Республики. М., 1958

 

                    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1791 г. г. - М., 1984.

2. Ефимов А.В. Французская буржуазная революция ХУШ в. М., 1956

3. История Франции. М., 1973. Т.2

4. Крашенинникова Н.А. Великая Французская буржуазная революция и ее первые конституционные акты //Вестник Московского университета. Право. 1989, №4

5. Крутоголов М.А. Центральные органы власти Французской революции. М., 1956

6. Кропоткин Л.А. Великая Французская революция - М., 1979. 

7. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права - М., Л., 1986

8. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. Падение монархии 1789.-1792. Л., 1982

9. Серебренников П.П. Конституционное право Франции. М., 1978

1

История государства и права Франции богата самыми разнообразными событиями, институтами и документами. Монархии и республики в самом пестром разнообразии своих политических форм и оттенков неоднократно сменяли друг друга на протяжении двух последующих столетий. Действующая в настоящее время Конституция 1958 года является двенадцатой с 1791 года писаной конституцией страны, которая за тот же отрезок времени знала несколько временных правительств и различных политических режимов.

Как же происходила историческая эволюция всех этих разнообразных государственных форм, правовых институтов, политических режимов, сменявших друг друга?

Великая Французская буржуазная революция 18 века представляет собой событие огромной важности в истории становления и утверждении буржуазного строя и соответственно буржуазного типа государства и права. По радикальности своего содержания, по буржуазным преобразованиям эта революция имела мировое значение.

В последней четверти 18 века Феодальный строй во Франции окончательно изжил себя, а режим абсолютной монархии сковывал развитие производительных сил. Франция занимала одно из первых мест в Европе по своему экономическому развитию, оставаясь в целом аграрной страной.

Носителем новых производственных отношений во Франции было третье сословие. Его политическим авангардом была буржуазия, в руках которой были сосредоточены громадные состояния, торговля, промышленность. В имущественном отношении буржуазия была разнородной; наряду с верхушкой, к которой принадлежали банкиры и собственники крупных предприятий, существовали круги средних и мелких буржуа, последние уже примыкали непосредственно к городскому плебсу.

Буржуазия нуждалась в отмене внутренних таможенных сборов, увеличивавших внутреннюю продажную цену, в едином и свободном рынке, единой системе мер и весов, банковского кредита, в единой правовой системе. Она добивалась контроля за расходованием налогов, участия в законодательстве. Она требовала гласного суда взамен произвола, местного самоуправления взамен экзекуций. В осуществлении этих мер были заинтересованы и другие социальные группы населения, входившие в третье сословие.

Своим политическим требованиям буржуазия сумела легко придать общенациональное значение. Ее идеологи не уставали повторять : "равенство всех перед законом", "свобода для всех", "свобода, равенство, братство". Таким образом, французская буржуазия в целом являлась носительницей передовой идеологии.

Вооруженное восстание 14 июля 1789 года и взятие Бастилии считаются началом Великой Французской революции. Юридическое изменение прежнего государственного уклада завершилось принятием первой в истории Франции Конституции 1791 года. В ней был закреплен новый строй конституционной монархии.

В августе 1792 года была свергнута монархия во Франции и 21 сентября провозглашена республика. Однако жирондисты, захватившие власть, считали посчитали революцию законченной и постепенно перешли в лагерь реакции.

2 июня 1793 года после вооруженного восстания власть перешла в руки якобинской партии (третий этап революции). Режим, созданный якобинцами во имя борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный. Якобинская республика дала предостерегающий урок истории, когда нетерпение, находившихся у власти доктринеров вырождается в нетерпимость, а революционное насилие, освобожденное от рамок законности, в конечном итоге превращается в произвол. Постепенно от якобинцев отходит буржуазия, находившаяся в союзе с ними, пока была реальна угроза возврата абсолютизма. Потеряли поддержку якобинцы и в среде крестьянства, недовольного политикой твердых цен и террора, захлестнувшего страну.

Сохранение в силе закона Ле Шапелье (1791г.), запрещавшего рабочие объединения, проведение забастовок и стачек, разгром левых течений оттолкнули от Робеспьера и его сторонников трудящиеся массы. Сужение социальной опоры якобинцев стало одной из главных причин отстранения их от власти.

Летом 1794 года (27 июля или 9-го термидора по республиканскому календарю) диктатура якобинцев была ликвидирована.

2

Важнейшим программным документом Французской революции явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием 26 августа 1789 года и содержавшая принципы нового общественно-политического строя Франции, которая в последствии вошла в Конституцию 1791 года. Декларация опиралась на теорию естественного права.

В качестве естественных и неотъемлемых прав человека, дарованных природой провозглашались: свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому.

Ст.1 гласила "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" (1).Тем самым подчеркивалась отмена сословных привилегий.

В Декларации не упоминалось прямо о форме правления, но говорилось, что "источник суверенитета зиждется по существу в нации" и что никакая корпорация и никакой отдельный человек не могут располагать властью не исходящей от нации. Внешняя законодательная власть вручалась представительному органу. Ст.6 Декларации формулировала : "Закон есть выражение общей воли" . Впервые в истории были провозглашены такие гражданские права, как свобода слова, свобода совести, свобода печати.

Особое внимание Декларация уделяла праву на собственность, отнеся его к естественным правам человека и объявив право собственности неприкосновенным и священным. Причем игнорировалось принципиальное различие между отдельными видами собственности и, тем самым. создавалось видимость равной защиты имущественных интересов всех: буржуа, рабочего, крупного землевладельца и батрака.

Декларировалась неприкосновенность личности, (Ст.7) принцип "нет преступления без указания о том в законе" (Ст. 7-8), презумпция невиновности (Ст. 9)

Декларация произвела огромное впечатление на современников как во Франции, так и за ее пределами. Она у многих изменила миропонимание эпохи, стимулировала их борьбу с абсолютистским строем за становление демократии.

Вместе с тем положения Декларации, звучавшие, как утверждение справедливости, даруемой всем, были достаточно абстрактны и позволяли толковать ее в интересах прежде всего буржуазии. Трудящиеся массы не дождались уменьшения безработицы, понижения цен на продукты питания, наделения рядовых граждан правами, провозглашенными в Декларации. Учредительное собрание в декабре 1789 года приняло декрет о введении имущественных и других цензов для избирателей. Согласно ему все граждане делились на "активных" и "пассивных", причем последние лишались избирательных прав. Особенно высокий имущественный ценз устанавливался для тех. кто мог быть избран (обладание земельной собственностью и уплата налога стоимостью в одну серебряную марку, равную 50 ливрам. (Декрет о марке серебра). Таким образом, в основе деления граждан лежала собственность.

В 1791 году на основе Декларации прав человека и гражданина была разработана и принята первая в истории Франции Конституция. Она устанавливала государственный строй, основанный на принципах: разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления.

Законодательная власть принадлежала однопалатному национальному собранию. Депутаты его обладали правом неприкосновенности. К компетенции Национального собрания было отнесено законодательство, учреждение новых государственных должностей, высшая финансовая политика, решение вопросов войны и мира.

Исполнительная власть вручалась королю, причем подчеркивалось что король царствует лишь в силу закона и лишь от имени закона он может требовать повиновения. Вводился принцип контрассигнатуры, министры назначались королем, но могли быть преданы суду национальным собранием за неправомерные действия по своему ведомству. Местные органы власти создавались на основе выборов, а не назначения, как было в прежние времена. Но и здесь действовала цензовая избирательная система. Взамен старых провинций было создано 83 департамента в свою очередь, разделенных на дистрикты (уезды) и кантоны (волости)

Цензовой была и система выборов в Национальное собрание. Из 26 млн. французов и француженок лишь 4 млн. сделались активными гражданами, т.е. получили право голоса.

Следуя принципу разделения властей, конституция отняла судебные функции у короля и отказалась наделить ими Законодательное собрание. Судебные органы сверху донизу были выборными, а судьи - несменяемыми. Отправление суда стало осуществляться с помощью присяжных заседателей

По сравнению с Декларацией прав человека и гражданина 1789 года Конституция 1791 года представляла собой шаг назад, так как она отходила от демократических принципов в вопросе о форме правления. Равенство всех перед законом открыто заменялось политическим неравенством в результате введения имущественного ценза в избирательное право. После принятия Конституции 1791 года революция для крупной буржуазии по существу закончилась, т.к. ее главная цель - завоевание политической власти - была достигнута.

Конституция 1791 г. действовала до августа 1792 года. В течении этого периода сложились основные политические группировки выражавшие интересы различных слоев буржуазии :

- фейяны, представлявшие крупную конституционно-монархическую буржуазию и либеральное дворянство ( их сторонники собирались в монастыре Ордена фейянов ;

- жирондисты, выражавшие интересы торгово-промышленной буржуазии ( многие их руководители были депутатами от департамента Жиронды );

- якобинцы, представители мелкой и отчасти средней буржуазии. ремесленников, крестьянства ( заседания проходили в библиотеке монастыря святого Якова)

В 1789 - 1791 году в политической жизни страны доминировали фейяны. Летом 1792 года после поражения в войне с Австрией и Пруссией положение в стране еще значительно ухудшилось и народ поднялся на восстание. В это время возросло значение Парижской коммуны - органа самоуправления столицы. Первоначально в Коммуне преобладало влияние фейянов, затем жирондистов, но в ночь на 10 августа 1792 года была образована повстанческая Парижская Коммуна, где большинство уже имели якобинцы.

После ареста короля в истории революции закончился период конституционной монархии. Был создан новый орган государственной власти - Национальный Конвент на основе всеобщего избирательного права. Большинство в нем получили жирондисты. Исполнительная власть была передана временному правительству, называемому Временным исполнительным комитетом.

Конвент начал свою работу в дни победы над интервентами при Вальми. В обстановке всеобщего ликования наметилось подобие временного примирения сторон. По существу единогласно Конвент утвердил упразднение монархии во Франции, отмену конституции 1791 года, а вместе с ней и деление граждан на "активных" и "пассивных" (Декрет от 21-22 сентября 1792 г.). Франция провозглашалась республикой единой и неделимой (Декрет от 25 сентября 1792 г.)

Однако жирондисты не сумели решить ряд важнейших вопросов революции: не были ликвидированы феодальные отношения в деревне, не решена продовольственная проблема в городах. Положение усугубил роялистский мятеж в Вандее и новые поражения в войне с Австрией и Пруссией.

2 июня 1793 года вооруженные граждане и национальные гвардейцы. руководимые якобинцами во главе с комитетом Парижской Коммуны. свергли правительство жирондистов.

Якобинская партия начала свое правление с издания закона о продаже крестьянам земли, конфискованных у феодалов. Был разрешен раздел общинной земли (Декрет от 10 - 11.06 1793 г.). Вслед за этим последовал Декрет от 17.06.1793 г., отменявший все феодальные повинности. Аграрное законодательство якобинцев закрепило их политический союз с крестьянством. В результате значительная часть крестьян превратилась в мелких земельных собственников. Но полностью крупное землевладение ликвидировано не было.

Одновременно с этим столь же быстро (в течение первых трех недель) проводились важные преобразования в государственном строе. Была подготовлена новая конституция. Этот документ уже 24 июня 1793 года был принят Конвентом. По установившейся традиции он состоял из Декларации прав человека и гражданина и собственно конституционного акта. Декларация 1793 года в отличии от Декларации 1791 года своей теоретической основой имела учение Руссо о народном суверенитете и демократической республике. Особенно лидеров якобинцев привлекали эгалитористские идеи, суть которых в том. что необходимо обеспечить не только политическое равенство, но и преодолеть чрезмерное имущественное неравенство при сохранении частной собственности.

В Декларации имелись принципиально новые по своему положению статью. К ним относится в первую очередь статья, запрещавшая монархию под страхом смертной казни. Огромное политическое значение имеет последняя статья, закрепившая право народа на революцию.

 Верховенство закона, рассматриваемого как выражение общей воли, неразрывно увязывалось с суверенитетом народа.

"Суверенитет зиждется в народе, он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем. Вместо понятия "нация", "суверенитет нации" вводится понятие "народ", суверенитет народа" Демократические принципы Декларации нашли свою конкретизацию в конституционном акте, установившем государственный строй. Введению конституции в действие помешал переворот 1794г. положивший конец якобинской диктатуре. Таким образом. Конституция 1793 года осталась лишь памятником права, никогда не действовавшим.

Диктатура якобинцев оформилась летом 1793 г. При ней верховным органом республики являлся Конвент, который осуществлял в полном объеме высшую законодательную, исполнительную, контрольную и судебную власть. Легализирование сосредоточения властных полномочий в руках Конвента произошло согласно учредительному закону от 4 декабря 1793 г. «О революционном порядке управления». Данный орган власти объявлялся «центром управления» и единственной движущей силой в государстве. Комиссары Конвента в департаментах имели неограниченные полномочия. Им поручалось производить «чистку» местных органов, наводить «революционный порядок», смещать командующих армией и назначать новых.

Власть революционного правительства сосредоточилась в Комитете общественного спасения. Он руководил военными, дипломатическими, продовольственными делами. Ему подчинялись другие органы власти, а сам Комитет должен был еженедельно отчитываться перед Конвентом.

Радикализм политического переустройства закономерно сопровождался леворадикальной социальной политикой. В тех условиях она носила частично утопический, частично популистский характер заигрывания с городскими низами. Правительство осуществило серию принудительных займов у богатых людей, которые были замаскированной конфискацией. Вводились жесткие меры по ограничению торговли, в особенности продуктами первой необходимости. На большинство товаров, на рабочую силу, денежные операции устанавливались максимумы цен.

 Политическая диктатура сопровождалась повальной дехристианизацией и вытеснением из общества не присягнувших Революции и сохранявших привязанность католической вере священнослужителей. Был введен новый «Культ Верховного Существа»: 8 июня 1794 г. он был официально отпразднован в Париже, и это рассматривалось как идейная основа возвеличивания диктатуры.

В системе органов якобинской диктатуры чрезвычайно активную роль играл Революционный трибунал., постепенно превратившийся в действующее орудие революционного террора. Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся процедура в Трибунале характеризовалась упрощенностью и быстротой. Декретом 10 июня 1794 года террористической направленности Ревтрибунала было придано законное основание. Преследование «врагов народа» стало определяющим мотивом репрессий. Разбор дел проходил по условной судебной процедуре, по новым процессуальным правилам. Уликами признавались любые доказательства, в т.ч. и моральные. Предварительное рассмотрение отменялось, допрос совмещался с судебным рассмотрением. В случае, если улики были налицо, то свидетелей не вызывали. Апелляции и кассации не допускались. Единственным наказанием была смертная казнь, которую приводили в исполнение в день вынесения приговора.

Еще одним законным основанием массового террора стал декрет «О подозрительных» 17 сентября 1793 г. Согласно ему все лица, объявленные «подозрительными», немедленно должны быть арестованы. Списки «подозрительных» должны были составляться по округам особыми наблюдательными комитетами, заменившими органы самоуправления.

Беспощадно истребляя своих врагов, якобинцы часто били по истинным патриотам. На основе провокационного обвинения были отправлены на гильотину сторонники радикала Эберта, десятки якобинцев во главе с Дантоном.

Внутренние раздоры и внеправовой террор окончательно раскололи лагерь якобинцев. Опираясь на растущее недовольство в стране, на окрепшую армию, ставшую реальной политической силой под командованием новых революционных генералов, группа центристов подготовила внутриправительственный заговор. В результате термидорианского переворота диктатура правительства якобинцев была уничтожена.

После прихода к власти термидорианцев были казнены руководители якобинцев, а также большая часть Парижской Коммуны (более 100 человек). Были отменены законы о максимуме, о налогах на богатых. Конвент ликвидировал важнейшие административные и политические институты диктатуры.

 Стремясь укрепить свое политическое положение термидорианский конвент разработал и утвердил в 1795 году новую конституцию (по тогдашнему счету III - года республики). Ее преамбула включала Декларацию прав и обязанностей человека и гражданина, из которой были исключены положения о праве народа на восстание, о свободе собраний, печати, о равном праве всех быть избранными на государственные должности.

Основным принципом государственного строя по конституции было представительное правление и разделение властей. Законодательный корпус состоял по этой конституции из двух палат (ст. 44): нижней палаты (Совет 500 - имела инициативу законодательства и обсуждала законопроект (Ст. 76-81)), верхней палаты (Совет старейшин - либо принимала, либо отвергала законопроект без права внесения поправок (Ст. 95)).

Избирательное право характеризовалось высоким имущественным цензом, цензом оседлости, многоступенчатостью выборов. Высокий возрастной ценз (21 - 25 лет) значительно ограничивал круг избирателей Для членов Совета старейшин был установлен повышенный возрастной ценз - не менее 40 лет - и дополнительное условие (основанное на представлениях о добропорядочности): нужно было быть женатым или вдовцом ст.83)

Исполнительная власть вручалась особому комитету из 5 членов назначенных законодательным корпусом (ст. 132). Он был назван Директорией. Директории принадлежало право назначения министров, командующих армиями и других должностных лиц. Ежегодно один из членов Директории должен был переизбираться.

3

Государственно-политический режим, установившийся во Франции после принятия Конституции 1795 года, обладал внутренней неустойчивостью. Термидорианский переворот был воспринят как поражение радикальной революции. Это вызвало в стране, с одной стороны, рост движения «левых якобинцев», а с другой – возрождение монархических стремлений в обществе. Непопулярные политические меры, параллельно с поразившим страну финансовым и экономическим кризисом, вызвали общественное напряжение. Крупная буржуазия стала искать сильную личность. Выбор пал на популярного генерала Бонапарта.

В 1799 году (9 - 10 ноября или 18 - 19 брюмера) Бонапарт разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредотачивалась в руках первого консула, которым стал Бонапарт.

Новый политический режим нашел свое отражение в Конституции 1799 года - VIII года республики. Новой конституции не предшествовала, как в прежние годы, Декларация прав. Конституция даже не упоминала о политических свободах.

Высшая власть передавалась в руки трех консулов, причем двое их них лишь маскировали личную неограниченную власть первого консула. Избирались они на 10 лет. Созданные Госсовет, Трибунал, Законодательный корпус, Охранительный сенат в совокупности должны были осуществлять законодательную власть. Однако лишь подпись первого консула делала законопроект законом. Формально было восстановлено всеобщее избирательное право. Реально низовые избиратели только косвенно участвовали в формировании органов государственной власти.

Спустя год упраздняется выборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручалась, назначенному правительством префекту, а в дистрикте - супрефекту. Правительство назначало мэров и членов совещательных советов коммун и городов. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации госаппарата достиг своего логического завершения.

В 1802 году Наполеон сделал свои полномочия первого консула пожизненными с правом назначения себе преемника ("монархия в республиканских одеждах"). Сенатус-консульт, закреплявший эти конституционные перемены, был принят по итогам плебисцита, что отражало реальную общественную поддержку власти Первого консула.

 В 1804 году Наполеон также с одобрительного референдума провозглашается императором и полностью сосредотачивает в своих руках законодательную и исполнительную власти. Огромное влияние на политическую жизнь оказывает армия, особой заботой властей был окружен полицейский аппарат и в частности тайная политическая полиция, наделенная почти неограниченными полномочиями.

Наполеоновское правительство заключило соглашение (конкордат) с главой римской католической церкви, по которому католицизм признавался "религией большинства французов". Все чины церкви назначались правительством и утверждались в Ватикане. Духовенство стало получать жалование от государства.

Армия, полиция, бюрократия, церковь стали основными опорами императорской власти.

История империи была заполнена непрерывными войнами, носившими захватнический характер. В конечном итоге это привело ее в 1814 году к краху.

 

4

После поражения империи была реставрирована монархия Бурбонов. Дворянская реакция требовала восстановления дореволюционного абсолютизма. Но это было уже невозможно, и Хартия 1814 года закрепляла конституционное королевское правление. Особа короля объявлялась священной. Ему вручалась вся полнота исполнительной власти и вместе с тем значительные права в сфере власти законодательной. В частности, право издания указов помимо парламента, право окончательного подписания проектов законов, право законодательной инициативы и др. Официальная законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту (палата депутатов и палата пэров). Нижняя палата выбиралась, верхняя назначалась королем, причем он имел право назначать пэров пожизненно и даже наследственно.

Имущественные и возрастные цензы отстраняли от участия в выборах значительную часть взрослого мужского населения страны. Из 31 миллионного населения право выбирать имели лишь 50 тысяч, а избранными могли быть не более 15 тысяч.

Легитимная монархия охраняла в основной своей части военно-бюрократический и судебный аппарат, созданный при Наполеоне.

В июне 1830 года правительство решило упразднить конституционный режим, установленный Хартией 1814 года. Был принят ряд ордонансов: об уменьшении вдвое числа депутатов в нижней палате (право избирать и быть избранными осталось за крупными земельными собственниками); о введении дополнительной цензуры прессы; о запрещении собраний и манифестаций.

Ордонансы вызвали бурные протесты в стране. В июне 1830 года началось вооруженное восстание. После ожесточенных боев столица оказалась в руках восставших, которых поддержала провинция. Карл Х бежал. С "легитимной" монархией было покончено навсегда. На престоле оказался представитель младшей династии Бурбонов Луи-Филипп Орлеанский.

Новый режим ознаменовал свое рождение Конституцией, получившей известность как Хартия 1830 года. Она была весьма сходна с Хартией 1814 года. Были лишь расширены права парламента. Снижены имущественный и возрастной цензы, но подавляющее число населения в выборах не участвовали. Важнейшие звенья государственного аппарата никаких изменений не претерпели. Изменений к лучшему в положении трудящихся не произошло.

 

                                                           5

Зимой 1848 года народ Парижа, прежде всего рабочие, поднялись на вооруженное восстание, что привело к отречению короля Луи-Филиппа. Образованное временное правительство под давлением масс провозгласило республику во Франции.

В Конституции, принятой в ноябре 1848 года, было торжественно подтверждено "Франция конституируется в Республику" (ст.1)

Основными принципами, установленного Конституцией государственного строя стали: республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось однопалатное Национальное собрание, избираемое на 3 года. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решения вопросов войны и мира, утверждения торговых договоров и некоторые другие. Главой исполнительной власти становился Президент, который избирался на 4 года. Он назначал и смещал министров, префектов, губернаторов колоний, командующих армией и флотом. Президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием.

Органы центрального местного самоуправления не претерпели каких-либо изменений. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте.

Конституция 1848 года вводила сравнительно демократическую систему избирательного права. Всеобщее избирательное право (для мужчин) осуществлялось впервые прямыми выборами при тайном голосовании. В целом конституция 1848 года была несравненно либеральнее предыдущих конституций, но в то же время гражданские свободы (свобода слова, печати, собраний и т.д.) были снабжены рядом оговорок, сводивших их к простому декларированию.

В Конституции не было "противовесов" на случай конфликта конституционных властей. Ст. 68 предусматривала возможность лишения президента своих полномочий и передачи власти Национальному собранию. Но собрание не было наделено для этого реальной силой. Президент же наоборот не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но мог сделать это силой.

В декабре 1851 года на волне политического кризиса, грубо нарушив Конституцию, президент Луи-Наполеон разгоняет Национальное собрание. Переворот прошел при опоре на армию, что вызвало возмущение в стране. Но в конце декабря 1851 года переворот был легитимирован. Плебисцит по вопросу о поддержке народом президента и о даровании ему необходимых полномочий для восстановления конституции принес Луи-Наполеону убедительную победу.

По Конституции 1852 года вся полнота государственной властей передавалась в руки Президента. Законодательная власть осуществлялась Госсоветом, Законодательным корпусом и Сенатом, но уже совместно с Президентом. Только главе государства давалось право законодательной инициативы, на основе предложений Президента Госсовет составлял законопроекты.

Общественная поддержка режима склонила правительство к открытому возрождению монархии. 7 ноября 1852 года республика была упразднена и тем же сенатус-консультом воссоздана империя. Президент был провозглашен императором под именем Наполеона Ш.

В стране устанавливается военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя выступала кажущимся посредником между ними. В 1870 году правительство объявило о принятии новой "либеральной" конституции, наиболее важным нововведением явилось некоторое расширение полномочий Законодательного корпуса. Но завершению этого позитивного процесса помешал внешнеполитический фактор.

 

                                         6

 

Поражение Франции в решающем сражении с Пруссией под Седаном определило судьбу наполеоновской монархии. Фактическое низложение императора активизировало республиканские настроения и 4 сентября 1870 г. было провозглашено восстановление республики во Франции (Третьей в исторической традиции).

Однако, становление государственного строя республики было осложнено, помимо продолжавшегося режима прусской оккупации, сепаратистскими настроениями Парижа, которые вылились в крупномасштабный мятеж.

В период с 18 марта по 28 мая 1871 г. государственная власть в Париже перешла к особому органу – Парижской коммуне. Аппарат Парижской коммуны как особая форма власти, был приспособлен прежде всего к тому, чтобы максимально полно реализовать поставленные революционные цели. Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению. Таким образом, устранялись институты парламентской демократии, принцип разделения властей.

Состав Совета Коммуны разделился на 10 комиссий, высшей из которых являлась Исполнительная комиссия. 1 мая на базе этой комиссии утверждается Комитет общественного спасения.

Париж был разбит на 20 округов, во главе каждого стояла муниципальная мэрия, которая подчинялась Коммуне. Во все важные учреждения посылались комиссары. Почти во всех кварталах имелись комитеты бдительности.

Под влиянием членов Интернационала Коммуна издала ряд декретов, которые должны были засвидетельствовать принципиально новую социально-экономическую и правовую политику, направленную на отрицание частной собственности и на социалистическую организацию производства.

 Коммуна провозгласила равный для всех суд, выборность суда, суд присяжных, которыми могли быть лишь национальные гвардейцы. Демократизации судопроизводства Коммуны способствовало предоставление довольно широких прав обвиняемым. Они могли требовать вызова свидетелей за счет Коммуны, выбирать защитника по своему усмотрению и пр. Судебные процессы становились гласными, запрещались произвольные обыски, аресты, реквизиции.

Радикальную демократизацию судебной системы коммунарам , однако, не суждено было осуществить. Острота политической ситуации поставила вопрос о создании чрезвычайных органов. Согласно декрета от 5 апреля в ответ на зверства версальского правительства предусматривалось создание Обвинительного жюри для вынесения приговора в течение 48 часов в отношении лиц, уличенных в сообщничестве с версальским правительством.

Попытки ряда организаций примирить Коммуну с центральным правительством окончились неудачей. 21 мая войска версальского правительства вступили в город и к 28 маю Коммуна была подавлена. Действия обеих сторон носили террористический характер: коммунары прибегли к практике расстрела заложников из числа духовенства и имущих, версальцы - к массовым расстрелам взятых с оружием в руках. Военные суды в отношении коммунаров действовали до 1876 года. Суду были приданы более 35000 человек, значительная часть которых была осуждена на депортацию и ссылку.

Основной политической проблемой стал вопрос о государственном строе страны. Выработка была поручена Национальному собранию, где большинство составляли монархисты. Однако во Франции к тому времени не было социальной опоры для монархии. Политика II империи окончательно рассеяла монархические иллюзии крестьянства (70 % населения страны)

В этих условиях собрание несколько изменило свою политику, пытаясь создать как бы не совсем монархию, но строй близкий к монархическому. Было принято три основных закона, которые вместе и составили конституцию страны. Это "Конституционный закон об организации государственных властей", "Закон об организации Сената" и "Закон об отношениях государственных властей".

Ни одна из статей прямо не утверждала. Но в целом, три закона устанавливали республиканский строй с президентом во главе, парламентом, как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Президент, который избирался парламентом, был наделен всеми атрибутами конституционного монарха, не хватало лишь положения о наследственном характере власти. Многое было сделано для того, чтобы лишить полномочий Палату депутатов. Фактически было создано такое положение, что ни один законопроект без согласия Сената не мог получить силу закона. С согласия Сената Палата депутатов могла быть распущена президентом, а Сенат нет.

Борьба между монархистами и республиканцами продолжалась после 1875 года. В 1884 году были приняты некоторые важные поправки к Конституции 1875 года. Запрещалось пересматривать республиканскую Форму правления. Члены династии, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента. Сенат вместо назначения избирался выборщиками от Коммуны.

В итоге Конституция 1875 года претерпела важные изменения:

1) Палата депутатов и Сенат превратились в основное звено государственной власти (неограниченные правомочия в области законодательства и расширение влияния в области исполнительно-распорядительной деятельности);

2) произошло уменьшение власти президента;

3) выявилась относительная слабость правительства: оно было подконтрольно обеим палатам и обеспечено их доверием (вотум недоверия любой из палат вынуждал правительство уйти в отставку);

В конце XIX века исчезло прежнее деление партий на монархические и республиканские. Бывшие монархические партии составили консервативную партию. Республиканские партии распались на несколько политических группировок: левые республиканцы, левые демократы и т.п., которые не представляли устойчивых политических группировок, кроме партии радикалов (1901 г.)

В этот же период возникают и рабочие партии. В 1879 году создается социалистическая партия. Парламент продолжает оставаться основным звеном государственных властей. В этой связи особое значение имел порядок выбора депутатов. Палата депутатов избиралась на основе прямого избирательного права по мажоритарной системе в два тура.

Сенаторы избирались путем непрямого всеобщего голосования. Каждая Коммуна выбирала одного "выборщика". "Выборщики" избирали сенаторов. Многопартийный (многофракционный) парламент и, как следствие, отсутствие там стабильного большинства приводило к частой смене кабинетов. Но это не затрагивало основную часть государственного аппарата, осуществляющую управление страной. Революционные перевороты не только не поколебали бюрократический механизм, созданный еще во времена империи, но еще более его усовершенствовали и усилили.

Особо примечательной была роль, выполняемая Госсоветом, созданным еще при Наполеоне I. Действуя в тени и формально выполняя лишь консультационные функции по вопросам управления, Совет подчас оказал решающее влияние на характер, принимаемых правительством решений. Госсовет являлся также высшим судом административной юстиции, рассматривавший правонарушения, совершенные чиновниками.

В системе местного управления в основном сохранилось прежнее административное деление. Полномочным представителем центральной власти в департаменте был префект. Он назначался на пост декретом президента. Во главе округа стоял супрефект. Низшей единицей местного самоуправления были коммуны и общины.

Выборные местные органы: департаментские генеральные советы, окружные советы, муниципалитеты в коммунах, ведали вопросами местного благоустройства, раскладки налогов т.д. Префект имел право приостанавливать и опротестовывать решения генсоветов, отменять решения окружных советов. Решения муниципалитета вообще приобретали законную силу после утверждения их префектом.

     Третья республика оказалась наиболее долговечной. Она прекратила свое существование в 1940 г. под влиянием главным образом внешних военных и политических обстоятельств, связанных со Второй мировой войной. В целом именно за период Третьей республики во Франции сложился республиканский парламентаризм, характерный для Нового и тем более Новейшего времени.

 

 

Лекция 4.

СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА ГЕРМАНИИ.

ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

План лекции:

1. Первые объединения германских государств и начало развития германского конституционализма.

2. Революция 1848 года. Франкфуртская конституция 1849 года. Прусская конституция 1850 года.

3. Объединение Германии "железом и кровью" и конституция Германской империи 1871г.

4. Изменения в политическом режиме Германии в конце XIX - начале XX веков, ее милитаризация.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:                

 

1. Галкин И.С. Создание германской империи 1815-1871 годов. - М.. 1986

2. Германская история в новое и новейшее время. М., 1970

3. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. - М., 1957г.


1

Слабо затронутая римским влиянием Германия (особенно восточная часть) дольше других европейских стран сохраняла пережитки родовых отношений. Феодальный строй здесь устанавливается не ранее XI века.

Важное значение в формировании классовой структуры германского общества имела военная реформа короля Генриха Птицелова (919-936 гг.). Каждый, кто мог являться на войну в качестве конника, зачислялся в привилегированное сословие, все другие - в податное.

На самом верху иерархической лестницы оказались светские и церковные князья. В своих обширных уделах они стали полновластными правителями, практически независящими от центральной власти. Вассалами князей были графы. От них держали земли, так называемые свободные господа. Нижний слой дворянства составили рыцари.

В середине Х столетия германский король Оттон 1 захватил север и центр Италии, после чего объявил себя "римским" императором. Его государство в середине XII века стало называться "Священная римская империя германской нации" и сохранялось до 1806 года.

Поначалу власть германских императоров была весьма значительной, но и Германию не минул период феодальной раздробленности. С течением времени образуется небольшая группа сильных князей - избирателей владельца трона, так называемых курфюрстов. Им же на правах общественного лена стали принадлежать наиболее важные должности в центральном правительстве, независимо от воли короля.

Феодальную раздробленность Германии закрепила "Золотая булла" 1356 года. Германский император избирался курфюрстами, которые получили большую самостоятельность в своих владениях (собственный двор, чеканка монеты, издание законов). Курфюрсты получили даже право на ведение войн между собой и решение всех важнейших дел империи.

Таким образом, империи как единого государства не стало. Связь ее частей и власть императора была номинальной.

Политическая раздробленность Германии, закрепленная "Золотой буллой" удерживалась в течение нескольких веков. Абсолютизм в Германии развивался как абсолютизм удельный, княжеский, но не общегосударственный. Эта закономерная тенденция была усилена двумя новыми факторами: Крестьянской войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618-1648 годов.

Крестьянская война 1525 года была самым крупным антифеодальным движением средних веков. Главной причиной ее был непомерный гнет феодалов в отношении крестьянства. Программа восставших, выраженная в 12 статьях была в целом умеренной. В ней выдвигались требования возвращения общинных земель, справедливого суда. уничтожения крепостной зависимости, ограничения чрезмерных оброков, барщины и личных повинностей.

Более радикальными требованиями отличались сторонники германского вождя Томаса Мюнцера, которые выдвинули идеи "полного освобождения" бедных и простых людей от гнета всех господ и властей и переустройства жизни на основе "общей пользы" и "божественного права". Но эти цели оказалось невозможным осуществить ни в XVI столетии, ни в ХХ.

Война, закончившаяся поражением крестьян принесла немалые политические дивиденды князьям, так как дворяне и церковь, понеся огромные потери были вынуждены признать самодержавие князей.

Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) - первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем "христианским миром", Габсбургским блоком, поддержанным папством, католическими князьями Германии и противодействовавшими этому блоку Францией, Швецией, Голландией, Данией, в известной мере Англией, опиравшимися на протестантских князей в Германии, антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании, Италии. Это была последняя в истории Европы большая религиозная война, в ходе событий, однако, все более терявшая характер войны католиков и протестантов.

Война и успех протестантизма довершили полное торжество князей. Вестфальский мир подтвердил "Золотую буллу" и устранил императора от вмешательства во внутренние дела княжества.

Если абсолютная монархия во Франции и в Англии способствовала экономическому и политическому сплочению провинций, образованию наций, то германский абсолютизм не сделал ни того, ни другого. Играя реакционную роль, он затормозил буржуазное развитие Германии.

Среди массы германских государств (около 300) наибольшее значение приобрели Австрия и Пруссия.

Пруссия в XVIII веке превратилась в королевство. Это был типичный пример полицейского государства, т.к. была установлена всеобъемлющая опека полиции и чиновничества над всеми явлениями общественной и частной жизни.

Политическая юстиция отправляла на смерть и каторгу тысячи людей 6ез соблюдения сколько-нибудь законной процедуры. Ввиду того, так как эти цели плохо обслуживались судами, были созданы специальные комиссии. Основной опорой правящего режима были проникнутые кастовым духом, бесконтрольные в своем отношении к народу чиновники и офицеры.

В иные периоды насквозь прогнившую систему подправляли мнимыми реформами. Это был так называемый просвещенный абсолютизм. Пруссию при Фридрихе II (1740-1786гг.) называли классическим примером торжества идей "просвещения". Сам король считался другом и покровителем Вольтера. Но союз "философов и государей" оказался утопией. Даже самые умеренные идеологи буржуазии, особенно французской, не скрывали своего отрицательного отношения к старому абсолютистско-феодальному порядку, политическому господству дворянства и крепостному праву.

Великая французская революция и войны Наполеона разрушили "Священную римскую империю германской нации". В 1806 году был создан Рейнский союз, в который вошли первоначально 16, а затем еще 5 германских государств. Союз находился под протекторатом Наполеона 1.

В период наполеоновских войн в государствах, которые были включены в состав Рейнского союза, произошли серьезные изменения. Здесь были упразднены привилегии дворянства и духовенства, ликвидированы церковные владения: финансы, администрация и суд были реформированы по французскому образцу, кое-где был введен французский гражданский кодекс. Главным преобразованием в немецкой деревне была отмена крепостной зависимости крестьян и первые шаги к их превращению в собственников земли.

Поражение Наполеона не восстановило империи. Вместо нее Парижским Трактатом 1814 года был образован Германский союз в числе 34 государств (королевств, княжеств, герцогств, свободных городов и т.п.). Главенство в союзе принадлежало Австрии.

Но союз не решал проблемы объединения Германии. По всей стране продолжала торжествовать реакция. И лишь созданный по инициативе Пруссии Таможенный Союз (1834г.) привлек на ее сторону буржуазию средних и мелких германских государств.

2

Французская революция 1848 года эхом отозвалась в Германии. Столица Пруссии Берлин в марте 1848 года покрылся баррикадами. Но на них сражались рабочие, а либералы в это время упрашивали короля согласиться на некоторые перемены, они были обещаны и борьба прекратилась.

Король пообещал: уничтожить помещичьи суды и полицейскую власть помещиков над крестьянами; распространить деятельность суда присяжных на политические преступления: провести выборы в учредительный ландтаг (Национальное собрание).

Стремясь выиграть время для расправы с революционным движением, германские короли и князья дали свое согласие на созыв Учредительного собрания во Франкфурте-на-Майне. Оно должно было дать Германии единую конституцию. Но, к сожалению, франкфуртское Собрание не оправдало надежд германской демократии. Когда революция была подавлена, Учредительное собрание было разогнано штыками. а выработанный и принятый им проект общеимперской конституции остался на бумаге.

Конституция оставляла 36 германских монархов и старый госаппарат. Таким образом, она создавала не единое государство, а федерацию германских монархий. Тем не менее, конституция ослабляла политическую раздробленность страны путем создания центральной власти, носителем которой должны были стать наследственный император и общеимперский парламент - рейхстаг. Это был шаг к воссоединению Германии. Конституция провозглашала равенство перед законом, неприкосновенность частной собственности, свободу слова, совести, собраний.

"Имперская конституция, - писал Ф.Энгельс, - выделялась не только своим с виду исключительно демократическим происхождением: она в то же самое время, несмотря на все свои многочисленные противоречия, была все таки наиболее либеральной конституцией во всей Германии".(Ф.Эигельс Революция и контрреволюция в Германии. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.8, с. 95-96.)

В Пруссии 5 декабря 1848 года был обнародован королевский указ о роспуске Прусского учредительного собрания, созванного в мае этого же года, и "дарована" конституция. Она объявляла частную собственность неприкосновенной, устанавливала свободу слова, собраний, союзов, представительство в палатах.

Вместе с тем, конституция носила открыто контрреволюционный характер. Она называла королевскую власть "божьей милостью", устанавливала абсолютное вето короля, бесконтрольное распоряжение армией, неограниченное право объявлять войну. Было сохранено старое уголовное законодательство, без изменений осталась система налогов.

Было решено собрать новое Национальное собрание, избранное по особой системе, получившей название куриальной. В соответствии с ней все мужчины, достигшие определенного возраста (30 лет) делились на три курии. Первые две составляли крупные налогоплательщики, а третью - все остальные избиратели. Каждая курия избирала одинаковое число выборщиков. Таким образом, составляя небольшое число избирателей, первые две курии избирали две трети выборщиков. В результате из 350 депутатов Национального собрания 250 были чиновниками. Выработанная затем новая конституция 1850 года была конституцией торжествующей контрреволюции. Она предусматривала учреждение двухпалатного собрания, обладавшего правом вотирования законов, утверждения бюджета и новых налогов. Нижняя палата была выборной, верхняя (палата господ) состояла из принцев крови, князей, обер-бургомистров городов, представителей университетов.

3аконодательная власть палат парализовалась абсолютным вето короля, который обладал законодательной инициативой. Он оставался непререкаемым главой исполнительной власти. Король мог сколько угодно раз распускать ландтаг, что он в последующем часто делал. Министры правительства не были подотчетны ландтагу, их главой являлся король.

Провозглашенные в Конституции 1850 года декларации о равенстве граждан перед законом, о свободе слова, совести, печати, собраний, союзов, обучения о неприкосновенности личности не были подкреплены никакими гарантиями и оставались мнимыми.

Обрамленная парламентскими формами, прусская конституция по своему содержанию была конституцией абсолютной монархии, которая поддерживала своеобразное равновесие сил буржуазии и дворянства.

3

Военные успехи Пруссии, особенно после победы над Австрией в 1866 году, способствовали ее выдвижению на первый план среди германских государств. Германская буржуазия связывала с Пруссией и ее канцлером Бисмарком надежды на воссоединение страны в единое государство. Революционный путь объединения после поражения резолюции 1848 года не удался. Этот процесс пошел по второму пути, о котором Бисмарк говорил: "Не речами, не постановлениями большинства..., а железом и кровью".

Прусский канцлер в августе 1866 года предложил образовать Союз немецких государств, договор о создании которого в декабре того же года подписали восемнадцать немецких государств и три вольных города - Гамбург, Бремен и Любек. В начале 1867 года была принята конституция и образован Северо-Германский союз. Вне его формально оставались Бавария, Вюртемберг, Баден и часть Гессен-Дармштадта (8 млн. населения, в то время как в Союзе 30 млн. населения), связанные с Пруссией экономическим и военным союзом.

Окончательному объединению Германии мешала Франция и в 1870 году разразилась франко-прусская война, закончившаяся в 1871 году полным разгромом Франции. После этого южно-германские государства были вынуждены войти в состав единой Германской империи. В 1871 году она получила конституцию.

По этой конституции в состав империи входили 22 монархии и несколько вольных городов, обладавших определенной независимостью, но не равенством.

Главой империи становился король Пруссии (60% населения и свыше половины территории). Он носил титул императора, был главой вооруженных сил, назначил всех имперских чиновников, включая канцлера, делегатов верхней палаты.

Верхней палатой империи являлся Союзный совет - бундесрат. Он вместе с рейхстагом обладал законодательной властью. Кроме того, бундесрат наделялся и значительной долей исполнительной власти, для чего имел постоянный аппарат. Во главе верхней палаты был канцлер - прусский министр, назначаемый императором. Члены верхней палаты назначались правительствами союзных государств. Для решения любого вопроса в бундесрате было достаточно 14 голосов (Пруссия имела 17, а затем 22).

Нижняя палата парламента - рейхстаг - избиралась всеобщим мужским избирательным правом на три, а затем - с 1887 года - на пять лет. Законодательная инициатива ее была незначительной, реальной властью рейхстаг тоже не обладал. Если правительственный законопроект отклонялся, то правительство проводило через бундесрат слегка отредактированный указ точно такого же содержания. Союзный совет мог в любое время распустить рейхстаг, что неоднократно и делал.

Имперское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка. Министры были его подчиненными, как бы заместителями (по данному ведомству). Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо политики и армии оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах и т.д. На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение местных законов.

Реакционная по своему духу конституция имела множество юридических нелепостей. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого назначал и смещал по своему усмотрению.

В целом конституция 1871 года была выражением неписанного союза между интересами феодально-юнкерского землевладения и быстро растущего прусско-германского капитала.

 

4

Молодая хищная германская буржуазия, опоздавшая к дележу колоний, требовала и себе "места под солнцем", как выражался канцлер фон Бюлов. Для пропаганды своих захватнических планов был образован так называемый Пангерманский союз, провозгласивший своей целью новый передел мира.

Свои агрессивные планы Германия связывала с проникновением на Ближний Восток, в Китай и Юго-Восточную Азию, захватами в славянских странах, постоянными провокациями в отношении Франции. Страна встала на путь милитаризации. В 1898 году по предложению адмирала Тирпица была принята большая программа строительства военного флота на двадцатилетний период. Но уже в 1900 году она увеличилась вдвое. Перед первой мировой войной Германия тратила на вооружение в полтора раза больше средств, чем Россия.

При всех сменах методов и средств осуществления внутригосударственной политики внешнеполитический агрессивный курс полуабсолютистского государства Германии, ставшего прямым следствием объединения страны «железом и кровью» под гегемонией Пруссии оставался неизменным. Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений, который вошел в историю под именем «вооруженного мира», сущностью которого стала систематическая подготовка к локальным войнам, а затем и к мировой. Германское правительство неуклонно готовилось к ней, создавая самую крупную агрессивную армию за счет увеличивающихся военных ассигнований.

Это приводило к прямым нарушениям конституций, сопровождаемым парламентскими кризисами. Результатом, кризиса в начале 70-х гг. явился закон о невмешательстве рейхстага в финансовые расходы правительства на нужды армии. В 1908 г. принимается закон о союзах и собраниях, который запрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоенной деятельности. После объявления войны в 1914 г. в Пруссии и других землях ужесточились нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих, были введены осадное положение и военно-полевые суды, сфера действия которых расширилась за счет передачи им дел о сопротивлении властям, о государственной измене и других тяжких уголовных преступлениях.

Закон 1916 года «О вспомогательной службе Отечеству», на основании которого вводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет, а властям предоставлено право проводить принудительную мобилизацию населения на любую работу, завершил процесс полной мобилизации труда в Германии.

Лишь после угрозы тотального поражения германской армии в сентябре 1918г., а также страшась всплеска массового антивоенного, антимилитаристского движения, правящие круги стали проводить политику «парламентаризации власти», расширения прав рейхстага, ограничения власти кайзера и канцлера, установления контроля рейхстага над генеральным штабом и пр. С этой целью были приняты два конституционных закона, но спасти правящий режим они уже не смогли. В стране началась революция и Вильгельм П вынужден был отречься от престола.

«Рожденная в войнах нечестивая Германская империя прусской нации, - писал великий немецкий писатель Томас Манн, - могла быть только милитаристским государством. Таковым оно и жило, занозой в теле человечества».

 

 

Лекция 5.

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА США В XX ВЕКЕ

План лекции:

1. Развитие регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. «Новый курс» Рузвельта (1933-1939)

2. Эволюция американской конституции . Законодательство об избирательных и гражданских правах.

3. Централизация государственной власти, как доминирующая тенденция развития американского государства в XX веке.

4. Изменения в госаппарате и политическом режиме на основных этапах современной истории США.

 

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бельсон Я.М. , Ливанцев К.Е. История государства и права США. М., 1982

2. Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. - М., 1985

3. Конституции буржуазных государств. - М., 1982

4. Мишин А.А., Власихин В.Д. Конституция США: политико-правовой комментарий. - М., 1985

5. Мальков В.Л. «Новый курс» в США. М., 1973

6. Чибиряев С.А. Закон Маккарена и борьба за его отмену. М., 1975


1

Для развития США в XX веке наиболее характерно усиление регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. Уже в ходе первой мировой войны были созданы Военно-промышленное и Военно-трудовое управление, Управление военно-трудовой политикой.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов заставил правящие классы еще более усилить вмешательство государства в экономические и социальные отношения. Это выразилось в осуществленной президентом Ф.Рузвельтом программе реформ в области экономики, финансов и трудовых отношений, получивших название "Нового курса" (1933-1939 гг.). Рузвельт, в частности, говорил: "Две трети всей американской промышленности сконцентрировано в нескольких сотнях корпораций и управляется фактически не более чем пятью лицами. Мы видим, что большая часть нашего трудящегося населения не имеет возможности существовать иначе, как милостью этой концентрированной индустриальной машины".

В "Новом курсе" прошли своеобразную проверку политика и практика государственного вмешательства в частноэкономическую жизнь. Для стабилизации денежной системы был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате чего крупнейшие банки страны получили из казны кредиты и субсидии.

«Чрезвычайный закон о банках» 1933 г. наделял правительство США практически неограниченной властью в области финансов и денежного обращения. Этот один из важнейших законов «Нового курса» был принят 16 июня 1933 года через три месяца после вступления Ф.Рузвельта в должность.

"Новый курс" способствовал приспособлению госаппарата страны к политике регулирования экономики и трудовых отношений, к внедрению некоторых элементов планирования. Правительство получило возможность выпускать доллары, не обеспеченные золотом. Обмен бумажных денег на золото был воспрещен. Граждане США должны были сдавать имеющееся золото в банки. Золотое содержание доллара было сокращено почти наполовину. Министерство финансов могло прекращать на время финансовые операции. Это способствовало прекращению паники в банках, связанных со стремлением вкладчиков реализовать свои сбережения.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности (НИРА). В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность которых регулировалась, составленными в срочном порядке нормативными актами, так называемыми "кодексами честной конкуренции", определявшими квоты выпускаемой продукции , распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и некоторые другие.

Для сельского хозяйства учреждается "Администрация регулирования сельского хозяйства (ААА), которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 года наделяется правом регулировать цены на продукцию сельского хозяйства и выводить их на уровень 1909-1914 годов путем сокращения посевных площадей и поголовья скота. Уменьшение товарной массы способствовало подъему цен до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, и тем самым предотвращало их разорение.

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий, принимаются экстраординарные меры. Руководство их осуществлением возлагается на "Федеральную администрацию чрезвычайной помощи", замененную вскоре "Администрацией общественных работ". Безработных направляли в создаваемые специально организации ("Трудовые лагеря"), где они занимались строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.п.

Проведение "Нового курса" потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта оказались.

В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства. Ранее оно носило по существу фрагментарный характер и, более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем рассматривалось судами на основе общих принципов обязательственного права, игнорирующих фактическое неравенство сторон в договоре.

В 1935 году был принят закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализировалась деятельность профсоюзов. Запрещалось уголовное преследование за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках.

Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, не подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип "закрытого цеха"). Признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за его выполнением было создано Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО). Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5000 долларов или тюремному заключению до одного года.

Основная цель закона Вагнера была сформулирована в его названии: "Закон об устранении причин трудовых конфликтов". В преамбуле этого акта говорится о необходимости устранить причины, вызывающие забастовки и другие формы борьбы или беспорядков в промышленности.

В 1935 году был принят закон о социальном обеспечении (страховании), ставший первым общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Пенсии стали выплачиваться гражданам США, отвечающим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии "... если его общий заработок, как это будет установлено управлением, за период с 31 декабря 1936 года и по достижении им возраста 65 лет не превысит 3000 долларов". Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия равнялась 1/2 от суммы его заработка. Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму. В 1938 году принимается закон о справедливом найме рабочей силы, фиксировавший максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

В итоге "Новый курс", являвшийся прямым массированным вторжением государства со значительными элементами регулирования в сферу социально-экономических отношений способствовал смягчению проявлений кризиса.

При Рузвельте президент США приобрел такие полномочия в области регулирования экономики, которые были привилегией конгресса и даже законодательных собраний штатов. Вторая мировая война работала на пользу этой тенденции. Многочисленные комитеты, созданные президентом и ему подчиненные стали бдительно контролировать экспорт, распределение сырья, оборудования, рабочей силы, военное производство. С окончанием войны все эти комитеты не только не исчезли, но даже укрепились и расширились, а вместе с ними возвысился и сам президент.

Особое значение приобрели те новые ведомства, в руки которых было отдано претворение военных планов США: Национальное военное ведомство. Объединенная группа начальников штабов. Центральное разведывательное управление (создано в 1947 году) и др.

Следует отметить, что последние десятилетия принесли США значительные перемены в экономическом и социальном отношениях, упрочении демократических институтов. Не менее 60% граждан США составляют - хотя и в неравной степени -богатый и средний имущественный классы (125-140 млн. чел.). Еще 20% населения обладают всем необходимым для безбедного существования и только последний "пятый класс", среди которого и масса хлынувших в страну иммигрантов, сельскохозяйственных рабочих, безработных находится "на дне общества".

В 1964 году при президенте Л.Джонсоне началась так называемая борьба с бедностью. В то время по некоторым подсчетам в США насчитывалось около 35 млн. человек, признанных бедными и потому нуждающихся в государственной поддержке. Закон по борьбе с бедностью по словам самого Джонсона имел целью "освободить государство от иждивенцев и превратить их в налогоплательщиков". Как указывалось выше, полностью "избавиться от бедных" правительству не удалось, но некоторые меры действовали в этой области достаточно эффективно.

 

2

По своему содержанию развитие американской государственности воплощало наиболее характерные черты эволюции современных либерально-демократических государств.

Начиная с 20-х годов, набирает силу прогрессивная тенденция демократизации избирательной системы. В 1920 году женщинам было предоставлено право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (XIX поправка к конституции). В 1961 году избиратели столичного округа Колумбия получили право участвовать в выборах президента и вице-президента (XXII поправка к конституции). В 1964 году запрещается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (XXIV поправка к конституции). Ранее в 1962 году признается необходимость изменения избирательных округов, с тем, чтобы в каждом из них было относительно равное число избирателей, т.к. избранным считался кандидат, получивший большинство голосов в округе. В 1971 году избирательные права предоставляются гражданам, достигшим 18-летнего возраста (XXVI поправка к конституции). В апреле 1968 года Верховный суд США постановил распространить принцип "один человек - один голос" и на муниципальные выборы этот принцип предполагает, что каждый член представительного органа представляет равное количество избирателей.

В соответствии с общефедеральным законодательством демократизировались избирательные законы в штатах. Несмотря на отдельные архаизмы, избирательное право в США стало в основном равным и всеобщим. Значительные сдвиги произошли в области выравнивания гражданских прав белых и цветных. В 60-70-х годах ХХ века принимаются законы против расовой дискриминации в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности. В частности, закон от 2 июля 1964 года "О гражданских правах" расценивался как самый важный по своему законодательному значению со времен Гражданской войны 1861-1865 годов. Первый его вариант был предложен в начале 1963 года президентом Дж.Кеннеди. Установив "новые общественные стандарты" этот закон запрещал расовую дискриминацию при составлении списков избирателей, при обслуживании в общественных местах; при найме, увольнении и продвижении по работе; дискриминационную практику в профсоюзах и др.

Вместе с тем закон имеет и ряд серьезных недостатков. Он не гарантирует обязательное выполнение, содержащихся в нем положений, лишь несколько расширяя полномочия федерального министра юстиции в отношении случаев нарушения отдельных статей. Есть в законе положения, которые носят чисто декларативный характер, в его практической реализации многое оставлено на усмотрение местных судебных и административных органов.

Истекшие после принятия закона 30 лет показали, что претворение в жизнь его прогрессивных установлений потребует немало усилий и времени, упорной и напряженной борьбы.

 

3

Важной тенденцией в государственно-правовом развитии США в XX веке становится дальнейшая централизация государственной власти. Этот процесс, начавшийся после гражданской войны, был обусловлен многими причинами, среди которых интересы крупнейших корпораций занимают особо важное место. Встречая противодействие штатов, названная тенденция стала довольно противоречивой, но тем не менее ее значение растет.

Важнейшим проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной исполнительной власти во главе с президентом. К началу ХХ века завершается формирование разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих - профессионалов, компетенция которого распространялась на все важнейшие сферы государственной и гражданской жизни страны. В США к этому времени действовали три типа государственных учреждений:

- департаменты (министерства), возглавлявшие отдельные отрасли управления (обороны, финансов, иностранных дел и т.д.). В XX веке количество департаментов не только увеличилось количественно, но они изменились и качественно, пополнившись значительным аппаратом чиновников;

- "национальные агентства" - учреждения, близкие по значению к министерствам, но не имеющим статуса таковых;

- "бюро", "советы", "коллегии", "администрации", создаваемые для выполнения определенных задач, имеющих военное значение для страны.

В структуре государственного управления проявилась особенность, обусловленная федеративным устройством США. В стране формально не сложилось единой государственной службы. Каждый штат имеет свой административный аппарат управления, что, впрочем, не означает его общегосударственной разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему в немалой степени способствуют различные средства давления и в первую очередь финансовые.

В итоге, централизация оказалась неразрывно связанной с усилением власти президента. Он, опираясь на такие учреждения как ФБР, ЦРУ, Совет национальной безопасности, получил возможность принимать важнейшие государственные решения, превышая при этом правомочия, предоставленные конституцией (приказы о ведении военных действий за границей, "исполнительные приказы", порой противоречащие законодательству).

Вместе с тем, усиление исполнительной власти не означало чрезмерной подмены ею других властей. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном "системы сдержек и противовесов". Особое значение имеют финансово-бюджетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом, предоставленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.

 

4

В соответствии с конституцией США назначение президентом глав департаментов, послов и некоторых других должностей требует предварительного согласия сената. Назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом, замещение всех второстепенных постов сенат может доверить президенту. В связи с этим произошло деление аппарата управления на " гражданскую службу", составляемую из несменяемых чиновников-профессионалов и "правительственную службу", состоящую из высших должностных лиц, назначаемых вместе с пришедшим к власти президентом и уходящих со своих постов вместе с ним (так называемая "система добычи").

Согласно американскому прецеденту, президент, назначая таких должностных лиц, вправе рассматривать их не более как своих доверенных советников. Соответственно на образуемые такими должностными лицами коллегиальные органы обычно не возлагается солидарной ответственности. Эти лица несут ответственность непосредственно перед президентом.

Госслужбы, созданные таким образом, оказывались вне действенного государственно-правового контроля. Это во многом обуславливалось отсутствием в США административных судов и прокурорского надзора. Недовольство общества коррупцией, злоупотреблениями, некомпетентностью властей заставили конгресс заняться реформированием госаппарата. На это были направлены «Закон о гражданской службе» Пендлтона 1883 года и ряд других нормативных актов. Контроль за их выполнением возлагался на комиссию гражданской службы (КГС). Благодаря принятым мерам в США не сложилась жестко коррумпированная каста чиновников.

Одной из характерных особенностей законодательного и в целом государственного аппарата США является рост бюрократического аппарата. Служебный аппарат конгресса США включает служащих, работающих в комиссиях и подкомиссиях, чиновников аппарата партийных фракций в конгрессе, личных помощников законодателя. Для члена палаты представителей это 15-16 человек, для сенатора – 70 человек. Всего их более 8 тысяч. Еще около тысячи служащих работают в различных комиссиях и подкомиссиях конгресса и около 400 сотрудников обслуживают должностных лиц конгресса. В целом штат Капитолия составляет около 20 тысяч человек.

Важнейшая часть государственного механизма – группа органов, объединенных в исполнительное управление президента, т.е. группа учреждений, непосредственно подчиненных президенту и наделенных главным образом консультативно – аналитическими функциями. Создание этого звена аппарата было законодательно оформлено в 1939 году. Одним из ведущих в системе этих органов является Совет национальной безопасности, созданный в 1947 году.

С 1970 года функционирует Совет по внутренним делам, возглавляемый президентом. На этот орган по замыслу его создателей возлагаются те же задачи в области внутренней политики, которые СНБ осуществляет во внешней. В январе 1971 года был создан Совет по вопросам международной экономической политики как консультативный орган при президенте

Конституция США, как известно, основывалась на принципе разделения властей и должна была следовать этому принципу. Однако конституционная практика вела к закреплению преобладания исполнительной власти над законодательной, к президентской форме правления, беспрецедентному для других государств росту значения судебной власти. И все же несмотря на расширение власти президента в ущерб конгрессу, орган законодательной власти США продолжает оставаться наиболее влиятельным парламентом в мире.

Исключительную роль в расширении полномочий федеральной власти за счет прав штатов играет распространенная теория "подразумеваемых полномочий" конгресса. Она базируется на признании за конгрессом ряда таких прав, которые хотя и не предусмотрены в конституции, но вытекают из ее общего духа и смысла. Теоретической основой этой доктрины служит довольно произвольное толкование одной из статей Конституции, где говорится, что конгресс имеет право "издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления ... прав, которая настоящая Конституция наделяет правительство США, его департаменты и должностных лиц" (ст.1, разд.8, п.18). Понятие "подразумеваемые полномочия" стало неопределенно, что на его основе права федерации можно расширять до бесконечности.

Не выполнялся и принцип недопустимости увольнения по политическим мотивам. В 1939 году законом Хэтча "О политической деятельности" запрещалось участие госслужащих в политических кампаниях. В 1947 году исполнительным приказом президента Трумэна КГС обязывалась проверять политическую благонадежность кандидатов на госслужбу. Еще более ужесточил эту практику исполнительный приказ президента Эйзенхауэра 1953 года "О проверке политической благонадежности и лояльности госслужащих". Сегодня эти приказы не применяются, но результаты их воздействия по прежнему сказываются.

После второй мировой войны с объявлением «холодной войны» наступил период наступления на права и свободы американцев. В 1947 году был принят закон Тафта-Хартли, в соответствии с которым были затруднены условия стачечной борьбы. В частности, предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой. Устанавливался контроль за профсоюзными средствами, которые запрещалось использовать в политических целях.

В 1950 году был принят закон Маккарэна-Вуда. В соответствии с ним образовывалось Управление по контролю за подрывной деятельностью. По его определению "организации коммунистического толка" подлежали обязательной регистрации в министерстве юстиции, а их члены ограничивались в гражданских правах. В последствие был принят ряд законов и исполнительных приказов президента аналогичной направленности, в соответствии с которыми развернулась кампания по "проверке лояльности". Преследованиям подверглись не только коммунисты, но просто демократически мыслящие люди.

Под напором демократической общественности Верховный суд шаг за шагом в течение 1960-70-х гг. признал неконституционными данные антикоммунистические законы.

 

 

Лекция 6.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 194.