ГЛАВА I. КОНСУЛЬСТВО. ВНУТРЕННЯЯ ИСТОРИЯ. 1799–1804
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

I. Временное консульство

 

Настроение общества после 18 брюмера (9 ноября). Франция с изумлением узнала о неожиданных событиях, совершившихся в Сен-Клу, – о насилии, произведенном над Законодательным корпусом, об упразднении Директории и учреждении Исполнительной консульской комиссии, составленной из Сийеса, Роже Дюко и Бонапарта. Это был государственный переворот, не оправдывавшийся никакой серьезной внутренней или внешней опасностью. Но с 1789 года было произведено столько переворотов народом или правителями, и еще в последнее время конституция III года[1] так часто грубо нарушалась, что незаконные акты 18 и 19 брюмера (9 и 10 ноября) вызывали скорее удивление, чем негодование. В Париже рабочее население предместий не встало на защиту демократических депутатов, ставших жертвами государственного переворота[2]. Со времени прериальских событий III года (май 1795 г.) роль народа в столице была сведена почти к пулю. В Париже более не существовало Якобинского клуба; демократическое общественное мнение уже не имело в нем своего центра и не располагало никакими средствами борьбы, а потому осталось инертным. Буржуазия, особенно представители крупной торговли, чувствовала себя спокойно. 17 брюмера (8 ноября) консолидированная рента шла по 11 франков 38 сантимов; 18-го она поднялась до 12 франков 88 сантимов; 19-го – до 14 франков 38 сантимов; 21-го – до 15 франков 63 сантимов; 24-го – до 20 франков. Но никто не радовался, за исключением роялистов, которые сначала имели наивность думать, что Бонапарт восстановит на престоле Людовика XVIII. Они издевались над республиканцами в своих песнях и театральных пьесах. Вскоре эта волна легитимного роялизма улеглась, и можно сказать, что в Париже общественное мнение оставалось холодным, равнодушным, почти апатичным перед фактом нового переворота. Не совсем так обстояло дело в департаментах. Там произошло несколько случаев формального противодействия. Многие чиновники из числа магистратов, избранных департаментами и кантонами, или комиссаров Директории заявили протест и отказывались зарегистрировать декреты 19 брюмера. Так поступил и председатель уголовного трибунала департамента Ионны. Это заставило временных консулов сместить довольно много должностных лиц. Гражданская администрация Юрского департамента даже не ограничилась одним протестом; она декретировала созыв вооруженной силы, чтобы двинуться против «тиранов-узурпаторов», но не встретила повиновения.

Протест заявили и многие клубы, особенно в Версале, Меце, Лионе и Клермон-Ферра'не. Тулузские якобинцы призывали (правда, безуспешно) граждан к оружию. Таким образом, в департаментах прозвучали голоса республиканской оппозиции, но это была оппозиция меньшинства членов клубов и меньшинства чиновников. Повидимому, она нигде не захватила народных масс, и новому правительству нигде не пришлось подавлять даже начатков восстания в защиту закона. Роялисты ликовали в провинции, как и в Париже, но кровавого столкновения между ними и республиканцами не произошло. Можно сказать, что в своей массе нация без особенного волнения выжидала дальнейших поступков Бонапарта, Сийеса и Роже Дюко, чтобы высказаться об этом новом перевороте[3].

Политика и образ действий временных консулов. Временные консулы выполняли свои обязанности с 20 брюмера по 3 нивоза VIII года (11 ноября – 24 декабря 1799 г.). В первом же их заседании было предложено избрать президента Консульства. Консулы решили не выбирать президента: обязанности его должен был выполнять поочередно каждый из них в течение одного дня, приобретая на этот срок лишь титул очередного консула. Случилось, что в силу алфавитного порядка имен Бонапарту пришлось председательствовать в первом заседании; во втором председателем был Еоже Дюко, в третьем – Сийес и т. д. Таким образом, Бонапарт официально не получил диктаторской власти на другой же день после переворота, и неправильно было бы сказать, что он фактически пользовался ею в то время. Если по военным делам он занял такое же первенствующее место, какое занимал Карно в Комитете общественного спасения, то невозможно указать ни одного подлинного случая, где бы он говорил или действовал как властелин до принятия конституции VIII года (1799), за исключением, впрочем, тех инцидентов, которыми сопровождалась самая выработка этой конституции. Политика правительства в эти первые недели была большею частью почти «анонимна», и Консульство представляло собой тогда не что иное, как Директорию в составе, сокращенном до трех человек, причем Бонапарт появлялся публично не иначе, как со своими двумя сотоварищами, конечно, не принижая себя и не стушевываясь, окруженный тем же законным почетом и облеченный тою же официальною властью, что и его коллеги.

Временное Консульство держалось умеренной и примирительной политики. Победители в предшествующих переворотах – 31 мая 1793 года, 9 термидора (27 июля 1794 г.), 18 фрюктидора (4 сентября 1797 г.) – неизменно хвастали тем, что разгромили заблуждения и порок во имя истины и добродетели. Новые спасители республики в брюмере VIII года были ловкие люди, пустившие в ход все средства, чтобы добраться до власти. Достигнув ее более насильственным путем, чем сами того желали, они стремились искупить свою дерзость, стараясь быть благоразумнее и удачливей своих предшественников. Это был союз популярного генерала с разочаровавшимся философом, которые задались целью не пересоздать общество, а лишь залечить его раны подходящими средствами. О военной диктатуре не было и речи: Бонапарт сменил свой генеральский мундир на штатский камзол (о чем оповестили газеты), и казалось, будто хотят установить гражданское правление.

Новые правители не ставили перед собой больших задач и не мечтали о новшествах; они хотели лишь действовать как можно лучше, задевая по возможности меньшее число людей. Они старались сплотить вокруг себя передовых республиканцев. Так как предлогом для переворота 18 брюмера послужила опасность со стороны якобинцев, то консульским постановлением 20 брюмера были изгнаны из пределов континентальной Франции 34 «якобинца», в том числе Дестрем, Арена и Феликс Лепелетье, а 19 других интернированы в Ла Рошели, между прочими Врио, Антоне ль, Тало, Дель-брель и др. Но это постановление было отменено 4 фримера (25 ноября) того же года; ограничились тем, что первые 34 были только временно отданы под надзор полиции, и, невидимому, до введения конституции VIII года ни одной действительной проскрипции не было произведено. Из 61 депутатов, исключенных 19 брюмера, некоторые примкнули к новому режиму. Генерал Журдан обменялся с Бонапартом вежливыми письмами. Один из уцелевших монтаньяров II года, Барер, особым письмом заявил о своем присоединении к новому порядку; это письмо было напечатано в Монитере (Мопйеиг) и наделало много шума. Даже бывшие республиканские депутаты, не признавшие нового правительства, как Дельбрель, Тало, Дестрем и Врио, понимая, что свобода погибла, воздержались от всяких оппозиционных действий. В общем можно сказать, что большинство республиканцев либо признало переворот, либо примирилось с ним. Консулы командировали в департаменты 24 делегата, в том числе трех бывших членов Конвента: Жар-Панвилье, Малларме и Пеньера, и эти новые эмиссары искусно «агитировали в пользу нового режима, успев окончательно успокоить республиканцев. Новая власть отрекалась от всякой солидарности с роялистами и делала вид, что поддерживает и возвеличивает республиканские формы. Министр внутренних дел Лаплас циркуляром 30 брюмера VIII года (21 ноября 1799 г.) предлагал департаментским властям «с величайшей точностью» соблюдать республиканский календарь и заявлял, «что реформы, произведенные 18 брюмера, так же мало пойдут на пользу суеверию, как и роялизму». Министр полиции Фуше в циркуляре 6 фримера того же года предал проклятию эмигрантов, которых отечество «навеки извергает из своего лона». Хотя террористические законы о заложниках и принудительном займе были теперь отменены, но республиканцы видели в этом не какое-либо проявление реакции, а естественное последствие дебатов, происходивших по этому поводу в обоих Советах еще до 18 брюмера.

Подготовление конституции VIII года. Возможно, что в это время Бонапарт одно мгновение мечтал о славе Вашингтона, возможно, что эта политика, на вид столь либеральная и примирительная, была с его стороны вполне искреннею. Но в тот самый момент, когда эта политика произвела действие, когда Бонапарт увидел, что республиканцы успокоились или покорились, когда он убедился, что ему ни с какой стороны не грозит сопротивление, несмотря на то, что печать пользовалась теперь свободою, какой она не знала и при Директории, в нем вновь проснулось личное честолюбие, и он воспользовался тем всеобщим доверием, которое внушила народу умеренность временного Консульства, чтобы добиться введения новой конституции, сделавшей его повелителем Франции.

19 брюмера, в день переворота, одновременно с учреждением временного Копсульства был издан декрет, в силу которого сессия Законодательного корпуса прерывалась и каждая из его двух палат (Совет старейшин и Совет пятисот) должна была избрать комиссию из 25 своих членов для выработки плана изменений, которые предполагалось внести в конституцию III года (1795). С этой целью каждая комиссия выделила из себя «секцию». В секцию Совета пятисот вошли: Шазаль, Люсьен Бонапарт, Дону, Мари-Жозеф Шенье, Вулэ (от деп. Мергы), Кабанис и Шабо; в секцию Совета старейшин вошли: Гара, Лосса, Лемерсье, Ленуар-Ларош и Ренье. Вначале эти секции решили, повидимому, принять за основание проект Сийеса; но этот проект еще не был окончательно составлен, и от знаменитого мыслителя ничего нельзя было добиться, кроме разговоров и черновых набросков. Насколько можно было судить, он хотел примирить монархическую идею с демократической. Признавая верховную власть принадлежащей народу, Сийес полагал, что народ не должен непосредственно осуществлять свой суверенитет, так как он недостаточно просвещен для этого. Необходимо, чтобы он «делегировал» (передал) осуществление его в другие руки. «Доверие» должно итти снизу, а «власть» – сверху. Понуждаемый высказаться яснее, Сийес в конце концов представил два запутанных наброска своей системы. В первом из них народ составляет списки именитых людей (нотаблей – notabilities), из числа которых так называемый провозглашателъ-избиратель (прокламатор-электор – proclamateur-electeur) выбирает должностных лиц. Правительственная власть вручается Государственному совету из пятидесяти членов. Народ избирает Законодательное собрание. Кроме того, учреждаются Трибунат, Конституционное жюри и Охранительный сенат, нечто вроде кассационной палаты по политическим делам. Этот Сенат и назначает упомянутого выше прокламатора-электора и «поглощает» его (т. е. лишает должности и превращает в простого сенатора), если он становится чрезмерно честолюбивым, как «поглощает» и слишком популярных трибунов. Эта система, говоря образно, представляла собою пирамиду, где основанием являлся народ, а вершиною – прокламаторэлекгпор. Бонапарт в этом проекте не нашел никакого места для удовлетворения своего честолюбия и острил над про-кламатором-электором, называя его свиньей, откармливаемой наубой. Сийес выработал второй проект, по которому исполнительная власть вверялась уже не Государственному совету, а двум консулам – консулу мира и консулу войны. Этим обеспечивалось место для Бонапарта; но и во втором проекте, как и в первом, Сийес обставил свободу всяческими гарантиями и устанавливал ряд предосторожностей против честолюбия Бонапарта. Секции склонялись к принятию второго проекта. Бонапарт искусно помешал его обсуждению и образовал у себя небольшой комитет из Сийеса, Редерера и Булэ (от деп. Мёрты). Он попробовал запугать «философа» и впервые заговорил как власть иму^ций. Сийес смолк, и о его проекте больше не было речи. Тогда обе секции выработали проект конституции, в основу которой был положен имущественный ценз (т. е. условия, обеспечивающие господство буржуазии), причем исполнительная власть была все же организована совершенно так же, как и в проекте Сийеса. Газеты встретили этот план холодно. Бонапарт пригрозил, что поручит первому встречйому создать конституцию и сам представит ее на утверждение народу. Тогда Дону составил проект, в котором под наименованиями Консульства, Сената и Трибуната воспроизводилась конституция III года, но демократизированная благодаря отмене ценза. Бонапарт отверг этот проект, грозивший разрушить его честолюбивые планы. Он решил сам продиктовать собиравшемуся у него на дому небольшому комитету тот проект конституции, который превратился затем в конституцию VIII года. Этот проект, выработанный в салоне Бонапарта, не был даже представлен на голосование Законодательных секций, члены которых подписали его поодиночке (22 фримера – 13 декабря). Он был властно навязан стране Бонапартом, и это был новый государственный переворот, притом несравненно более важный, чем переворот 18 и 19 брюмера, потому что прямым его результатом явилось установление единоличной власти.

Конституция VIII года. Эта конституция, представляющая собою подлинную карикатуру идей Сийеса и Дону, состояла из 95 статей, расположенных без всякого систематического порядка. Декларация прав в ней даже не упомянута, ни слова не сказано о свободе печати, и либеральный характер носили лишь статьи, гарантирующие личную безопасность (ст. 76–82). Самым существенным в этой конституции было то, что, признавая народ носителем суверенной власти, она тем не менее лишала его права выбирать депутатов и через их посредство издавать законы и устанавливать государственные доходы и расходы. Все французы в возрасте от 21 года, не находящиеся в личном услужении и живущие на одном и том же месте не менее года, признаются гражданами. Все граждане каждого «коммунального» округа сами выделяют из своего состава одну десятую часть; эта десятая часть составляет коммунальный или окружной список, из которого выбираются все должностные лица окружной администрации. Затем окружные списки каждого департамента также сокращаются в десять раз, и таким образом получается департаментский список, из которого избираются должностные лица департаментской администрации. Но конституция не дает ясных указаний, кто именно выбирает по этим спискам чиновников окружного и департаментского управлений. Правда, в статье 41, в длинном перечне полномочий первого консула, сказано, между прочим, что он назначает «чинов местного управления»; но это упомянуто лишь мимоходом, глухо и без подробных указаний, и никто не мог предвидеть, что по вступлении конституции в законную силу декретом 28 плювиоза VIII года (17 февраля 1800 г.) будут назначены по всей Франции волею первого консула префекты, супрефекты, члены генеральных и муниципальных советов, и что таким образом Франция утратит последние намеки областной и коммунальной свободы, существовавшие даже при старом порядке. Все департаментские списки должны были опять-таки тем же путем (т. е. внесенными в них лицами) быть сокращены до одной десятой: это и был национальный список тех, кто имел право быть избранным «на национальные государственные должности», т. е. в депутаты, трибуны и пр. Эти различные списки кандидатов составлялись раз навсегда; что касается вакантных мест, которые могли бы образоваться в силу смерти отдельных лиц, то они должны были замещаться лишь раз в три года. Наконец, составление списка кандидатов на государственные должности было отсрочено до IX года, а потому при первоначальном замещении различных общественных должностей выборщики не должны были принимать и действительно не приняли ни малейшего участия. Таким образом, пародией на систему Сийеса Бонапарт организовал у основания пирамиды то «доверие», которое являлось источником «власти», стоявшей на ее вершине.

Одним из органов этой власти, которому поручалась избирательная и охранительная функции, являлся Охранительный сенат из 60 членов, несменяемых и пожизненных, в возрасте не моложе 40 лет, причем число их, путем добавления в течение десяти лет двух новых сенаторов ежегодно, должно было быть доведено до 80. Возник этот Сенат чисто революционным[4], так сказать, путем, по диктаторскому произволу. Статья 24 конституции гласила: «Граждане Сийес и Роже Дюко, выходящие консулы, назначаются членами Охранительного сената; к ним присоединяются второй и третий консулы, назначенные настоящей конституцией. Эти четыре гражданина избирают большинство Сената, который затем сам пополняет свой состав и приступает к тем выборам, которые возлагаются на него». Впоследствии Сенат должен был сам замещать путем кооптации каждое вакантное место, выбирая нового сенатора из числа трех кандидатов, представляемых ему Законодательным корпусом, Трибунатом и первым консулом. Главными функциями Сената были: 1) избрание членов Законодательного корпуса, трибунов, консулов, членов кассационного суда и комиссаров государственного контроля; 2) утверждение или отмена актов, противоречащих конституции и обжалованных перед ним Трибунатом или правительством.

Что касается законодательной власти, то право вносить законопроекты принадлежало одному правительству. Вырабатывались они Государственным советом, являвшимся наиболее активным органом новой системы, и затем представлялись Трибунату и Законодательному корпусу. Трибунат состоял из 100 членов в возрасте не моложе 25 лет, назначаемых Сенатом на пять лет и могущих быть избираемыми вновь; состав его ежегодно обновлялся на одну пятую. Законодательный корпус состоял из 300 членов в возрасте не моложе 30 лет, избираемых и переизбираемых тем же порядком; в нем всегда должен был находиться по крайней мере один представитель от каждого департамента республики. Трибунат обсуждал законопроекты, принимал или отвергал их и посылал трех делегатов из своей среды в Законодательный корпус для изложения и защиты мотивов своих вотумов. Законодательный корпус выслушивал также и представителей правительства, государственных советников, и вотировал законопроекты тайной подачей голосов, без всяких прений. Сессия Законодательного корпуса длилась всего четыре месяца. Трибунат на время перерыва своих сессий избирал постоянную комиссию.

Исполнительная власть вверялась трем консулам, назначавшимся на десять лет и имевшим право переизбираться сколько угодно раз. Избирать их должен был Сенат, но на первый раз они были названы самой конституцией, а именно: первым консулом – Бонапарт, вторым – Камбасерес, третьим – Лебрён. Фактически вся власть находилась в руках первого консула, и она оказалась гораздо больше той власти, какой пользовался Людовик XVI по конституции 1791 года: «Первым консулом обыародуются законы; он назначает и сменяет, по своему усмотрению, членов Государственного совета, министров, послов и других важнейших агентов ведомства иностранных дел, офицеров армии и флота, членов местной администрации и правительственных комиссаров судебного ведомства. Он назначает всех судей уголовных и гражданских трибуналов, за исключением мировых судей и членов кассационного суда, но не может отрешать их от должности (ст. 41). Во всех остальных действиях правительства второй и третий консулы имеют совещательный голос; они подписывают протоколы, касающиеся этих актов, чтобы удостоверить свое присутствие, и при желании заносят в протокол свое особое мнение, после чего достаточно решения одного первого консула (ст. 42)». Таким образом, воля Бонапарта не встречала никаких законных преград. Правда, по статье 45 размер государственных доходов и расходов должен был ежегодно определяться законом; но закон этот вносился правительством, и Законодательный корпус мог лишь целиком, без всяких изменений, принять или отвергнуть его. Как бы в виде смехотворного воздания чести принципам политического либерализма, статья 55 гласила, что никакой правительственный акт не имеет законной силы, если он не подписан министром, и статья 72 – что министры ответственны. Но не существовало никакой ответственности ни для сенаторов, ни для членов Законодательного корпуса, ни для трибунов, ни для консулов и членов Государственного совета (ст. 69). Правительственные чиновники могли быть привлечены к суду за действия, связанные с их должностной деятельностью, лишь в силу соответствующего постановления Государственного совета (ст. 75). Таким образом, конституция не давала никакого средства для защиты против самовластия Бонапарта: это была диктатура, еще не признанная открыто и замаскированная фразами, но уже готовая действовать.

Плебисцит о новой конституции. Конституция VIII года должна была «немедленно быть представлена на утверждение французскому народу». Были пущены в ход все средства, чтобы обеспечить успех этого плебисцита. Вместо того чтобы созвать первичные собрания, на которых когда-то подавались голоса за конституцию 1793 года и конституцию III года (1795), их признали фактически упраздненными, опасаясь прений, которые могли бы возникнуть в них, и решили заставить граждан вотировать поодиночке, безмолвно, путем открытой письменной подачи голосов. В каждой коммуне были выставлепы списки для принимающих и не принимающих конституцию, и каждый гражданин вписывал здесь да или нет.

Так как подача голосов не всюду была произведена немедленно и не всюду одновременно (Париж голосовал в конце фримера, а департаменты – в течение всего нивоза), то Бонапарт имел время всякими способами обработать общественное мнение. Главным средством был новый государственный переворот, который еще более подчеркнул насильственный характер всего, что произошло после 18 брюмера; законом 3 нивоза (24 декабря 1799 г.), изданным задолго до окончания плебисцита, конституция была введена в действие, и консулы 4 нивоза (25 декабря) приступили к отправлению своих обязанностей. Таким образом, большинству избирателей пришлось высказаться относительно уже действовавшей конституции.

Таким путем пытались запугать народ, в то же время стараясь успокоить его искусной политикой. Франция жаждала внешнего и внутреннего мира. Бонапарт, как будет видно ниже, демонстративно предложил мир Англии и Австрии. В то же время он выставлял напоказ свое стремление залечить раны гражданской войны и примирить всех французов, оставшихся во Франции. Умиротворение Вандеи было начато уже Директорией, которая поручила генералу Эдувилю, бывшему начальнику штаба Гоша, добиться подчинения мятежных роялистов, обескураженных победами Врюна и Массена. Честь этого успеха выпала на долю Консульства, так как результаты переговоров обнаружились лишь после 18 брюмера. 23 фримера VIII года (14 декабря 1799 г.) д'Отишан, Фротте, Бурмон и другие подписали в Пуансе договор о перемирии. Оставалось еще заключить мир. Медлительность, с которой вел это дело Эдувиль, раздражала Бонапарта. Приказом 7 нивоза (28 декабря) он потребовал от инсургентов сдачи оружия в десятидневный срок под страхом быть объявленными «вне конституции». Ловкость Эду-виля уже принесла свои плоды: как раз в этот момент левый берег Луары изъявил покорность; несколько дней спустя его примеру последовал и правый берег. Один только

Фротте в Нормандии отказывался сложить оружие. Завидуя успеху Эдувиля, Бонапарт отозвал его и назначил на его место Брюна. Против Фротте был послан отряд в 6000 человек; Фротте заявил о своем подчинении, был взят в плен и расстрелян, несмотря на выданную ему охранную грамоту (29 плювиоза VIII – 18 февраля 1800 г.). Так – кончились восстание Вандеи и шуанская война. Убийство Фротте было совершено уже по окончании плебисцита, но умиротворение страны было обеспечено раньше, еще в то время, когда происходила подача голосов.

Религиозный вопрос продолжал вызывать возбуждение. Консульство проводило на практике принцип отделения церкви от государства с такой ловкостью и успехом, какими не могла похвастать Директория. Сохранив в угоду свободомыслящим празднование десятого дня декады и республиканский, календарь, новое правительство вместе с тем отменило наиболее резкие законы против священников, умерило рвение некоторых местных властей, позволявших открывать католические храмы лишь в последний день декады, снова провозгласило свободу культов и в общем как бы старалось сохранять равновесие между не присягнувшим, или ультрамон-танским, духовенством – с одной стороны, бывшим «конституционным» духовенством – с другой, и теофилантропами – с третьей[5].

В числе национальных празднеств было несколько торжеств, являвшихся «боевыми празднествами», например, годовщины 21 января[6], 9 термидора, 18 фрюктидора; из них сохранены были только два – годовщина взятия Бастилии и годовщина основания Республики.

Что касается эмигрантов, то попрежнему воспрещался въезд во Францию тем из них, которые покинули ее добровольно для того, чтобы поднять оружие против отечества. По отношению к другим французам, изгнанным, сосланным или подвергшимся разного рода проскрипциям, были приняты различные смягчающие их участь меры. Жертвы фрюк-тидорского переворота, в том числе и Карно, получили разрешение вернуться. Возвращены были также некоторые члены либеральной партии Учредительного собрания, как, например. Лафайет, Латур-Мобур, Ларошфуко-Лианкур, и некоторые крайние республиканцы, как Барер и Бадье. Из числа монархистов эта амнистия не была распространена на Пишегрю, из республиканцев – на Вильо-Варенна. Отменено было постановление 4 фримера (25 ноября), которым 34 республиканца взамен приговора 20 брюмера об изгнании их из пределов Франции были отданы под надзор полиции.

Таким образом, накануне или во время плебисцита правительство задобрило своей политикой все партии; произошло как бы общее разоружение всех лагерей, и при подсчете голосов, произведенном 18 плювиоза VIII года (7 февраля 1800 г.), оказалось, – если верить цифрам, приведенным в Bulletin des his, – что конституция была принята 3 011 007 голосами против 1562. В числе отвергших ее обращали на себя внимание имена бывших членов Конвента – Камюса и Лекуантра; среди высказавшихся за конституцию в парижских списках значилось множество артистов, ученых, литераторов, профессоров Естественно-исторического музея, Коллеж де Франс (College de France J и Медицинской школы, членов Института (в который входило пять академий) и пр., словом – весь цвет умственной аристократии. Здесь же фигурируют имена бывших членов Конвента: монтаньяров Мерлино, Лериса, Ле-киньо и Бреара, и еще более знаменательное имя бывшего военного министра Бушотта, убежденного республиканца.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.