«Мой дом — моя крепость» — гласит известная поговорка. Но даже в самой надежной «крепости» ребенка подстерегает множество опасностей: все больше появляется бытовых приборов, все сложнее становится домашняя аппаратура, постоянно расширяется «арсенал» химикатов бытового назначения.
Едва появившись на свет, малыш начинает познавать мир. Его любознательности нет границ. Поэтому, когда ребенок начинает ползать, а затем ходить, за ним нужен особый присмотр. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в штепсельную розетку либо развести костер в комнате или на кухне. А ребенок может — из озорства или любопытства. Ребенок, оставшись без надзора взрослых, способен беспечно открыть кран газовой плиты, по неосторожности выпасть из открытого окна, из любопытства попробовать бабушкино лекарство. Все это становится причиной тяжелых увечий или даже смерти.
Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Родителям следует помнить, что вакцина против травматизма — воспитание. Для того чтобы воспитать ребенка и привить ему правила безопасного поведения в быту, взрослые сами должны знать и соблюдать их.
Уже в раннем детстве ребенку следует ясно дать понять, что ему можно, а что — нельзя. Следует учитывать, что постоянными запретами взрослые ограничивают деятельность ребенка, сдерживают естественные потребности растущего человека в непрерывном движении, высокой активности. Постоянное «нельзя» рано или поздно даст обратный результат.
Лучше воспользоваться другой тактикой. Когда ребенок постигает опасность под контролем взрослых, он с малых лет становится внимательным и осторожным. Индусская пословица гласит: «Умные родители иногда позволяют детям обжигать пальцы». Такая защита от опасностей более надежна, чем самая тщательная опека взрослых.
Детей дошкольного возраста и детей, которые имеют отклонения в состоянии здоровья и незрелость по психолого-педагогическим показателям, нельзя оставлять одних дома без присмотра со стороны взрослых.
Что делать, если вы оставляете ребенка дома одного:
- Уходя из дома, уберите уксусную эссенцию, лекарства, бытовые химикаты, спички, острые и колющие предметы.
- Закройте окна и балконные двери, чтобы ребенок не выпал из окна. Выключите воду, электроприборы и предупредите ребенка, чтобы он их не включал.
Перед уходом из квартиры положите рядом с телефоном справочник с номерами служб экстренной помощи (полиции, скорой помощи, пожарной охраны, службы газа), номером телефона вашего местонахождения, а также номерами соседей, которым вы доверяете. Ребенок должен знать свои анкетные данные, адрес, чтобы в случае необходимости сообщить их службам экстренной помощи.
- Попросите соседей периодически проверять вашего ребенка (это можно делать по телефону). Если в вашей квартире нет телефона, научите ребенка, как связываться с соседями в опасной ситуации (например, постучать металлическим предметом по батарее или в стену).
Как действовать ребенку, если он один дома:
- Проверить, все ли окна закрыты и все ли входные двери заперты.
- Никогда не открывать дверь незнакомым и малознакомым людям, какие бы причины они ни называли и кем бы ни представлялись.
- Если дверь пытаются вскрыть, ребенок должен попытаться заблокировать дверь мебелью, другими подручными средствами и любыми способами дать о себе знать (криком, стуком). Вызвать полицию по телефону.
- При отсутствии телефона нужно привлечь внимание соседей, прохожих — криком через окно, балконную дверь, вентиляционные отверстия или стуком по батарее отопления, в стены; попросить их прийти на помощь.
- Если преступники ворвались в квартиру, нужно укрыться на балконе или лоджии, привлекая криком внимание соседей и прохожих; звать на помощь.
- Не отвечать по телефону на вопросы «Как зовут маму или папу? Где они работают? Когда они придут?». Всегда можно сказать, что в данный момент родители находятся в ванной, и предложить перезвонить через некоторое время.
- Если позвонили в дверь, посмотреть в глазок или, встав справа (слева) от двери, спросить: «Кто?». Дверь не открывать до тех пор, пока не станет ясно, кто пришел и можно ли ему открывать (например, есть разрешение родителей).
- Отпирая дверь знакомым и родственникам, через «глазок» убедиться, что за их спиной никто не стоит.
- Впустив в дом знакомых и близких людей, нужно быстро закрыть дверь на замок, задвижку или защелку.
- Если на лестнице никого не видно или в подъезде погас свет — дверь не открывать. Необходимо позвонить соседям по телефону и попросить их посмотреть, что происходит.
Если, возвратившись домой, ребенок обнаружил дверь открытой:
- Нельзя входить в квартиру — в доме может находиться преступник.
- Вначале необходимо прислушаться, не раздаются ли из комнат звуки, чужие голоса и т.п.; услышав знакомую речь, можно войти, обратить внимание близких на незакрытую дверь.
- Если в квартире тишина, нужно быть осторожным: преступник может затаиться, приготовиться к активным действиям. Поэтому прежде всего проверить, целы ли замки и входные двери.
- Если дверь цела, пригласить соседей, знакомых вместе войти в квартиру. В случае необходимости найти для этого благовидный предлог (течет водопроводный кран, чувствуется запах газа и т.п.).
- Входя в квартиру, оставить дверь распахнутой настежь. Убедившись, что в квартире никого нет, проверить, на месте ли ценные вещи, закрыты ли двери шкафов и т.п.
- Если ребенок обнаружил следы взлома двери, в квартиру входить не следует: нужно обратиться за помощью к соседям, немедленно вызвать полицию, наблюдать за квартирой до ее приезда.
Если ребенок вошел в дом и обнаружил там незнакомца:
- Нужно быстро выйти и постараться закрыть дверь на ключ, не вынимая его из замка; обратиться за помощью к соседям и вызвать полицию.
- Если выйти не удалось, не пытаться угрожать или задерживать преступников: дать им уйти, запомнив как можно больше примет (лицо, руки, одежда и т.п.).
- В случае нападения на ребенка, звать на помощь, кричать: «Пожар!» — на этот крик соседи и прохожие откликнутся быстрее.
- Если преступники ушли, до прибытия полиции не ходить по квартире, не трогать вещей, не позволять другим входить в дом.
8. Агрессия, направленная на себя
Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное и самостоятельное лишение себя жизни, как правило, добровольное (бывают случаи вынужденного самоубийства).
Агрессия, направленная на себя, проявляется в актах самоуничижения, самообвинения, в нанесении себе телесных повреждений и в самоубийстве — суициде.
Уровень самоубийств оценивается числом совершенных суицидов на 100 тыс. человек населения. Данные на 2010 г.: Россия — 36, Белоруссия — 37, Литва — 42, Венгрия — 28, Япония — 24, Франция — 18, Китай — 14, США — 11, Италия, Великобритания — 7, Армения, Азербайджан — 1-2. Критическим уровнем суицидов для государства является 20 чел./100 тыс.
Намерение лишить себя жизни появляется у человека в условиях, когда он оценивает ситуацию как неразрешимый конфликт. Согласно статистике, около 60 % самоубийц — люди, страдающие зависимостью от психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков).
Частота самоубийств зависит от возраста, пола, этнической принадлежности. В целом она увеличивается с возрастом. Среди мужчин выше, чем среди женщин, и среди белых выше, чем среди чернокожих. Покушений на самоубийство больше у женщин (в 8-10 раз), завершенных суицидов — у мужчин (в 4 раза). Состоящие в браке кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведенные. Высокий уровень самоубийств у тех, кто потерял партнера, — они кончают с собой в 3 раза чаще, чем семейные люди.
В настоящее время наблюдается рост самоубийств среди детей и подростков. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.
60 % всех суицидов приходится на лето и весну.
Возможные причины самоубийства:
- самоубийство или попытка самоубийства члена семьи или близкого друга;
- тяжелая депрессия;
- употребление алкоголя, наркотиков, токсичных веществ;
- хронические болезни;
- необоснованные обвинения;
- тяжелые личные утраты: разрыв с подругой (другом) и др.;
° смерть родителей;
- финансовые трудности;
- серьезные проблемы в семье (алкоголизм родителей, развод);
- отсутствие эмоциональной поддержки со стороны взрослых, одиночество;
- усложнение общественных отношений;
- подражание кумирам, погибшим от суицида;
- трудности профессионального роста, потеря работы.
Признаками суицидального поведения детей являются:
- заметная перемена настроения;
° ухудшение аппетита;
- плохой сон;
- неряшливый внешний вид;
- отдаление от семьи и друзей;
° разговоры о смерти и загробной жизни;
- усиление чувства тревоги, страха;
- приобщение к алкоголю или наркотикам;
- раздача в дар ценных вещей.
Около 80 % самоубийц каким-либо образом предупреждают о намерении лишить себя жизни. Самым серьезным признаком опасности служит счастливый вид человека, помышлявшего ранее о самоубийстве. Он может быть следствием внутренней решимости уйти из жизни.
Диагностика предсуицидального синдрома имеет важное профилактическое значение. Лица, находящиеся, в предсуицидальном периоде, нуждаются в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии.
Рекомендации по профилактике суицида:
- нельзя обвинять детей в чем-то, особенно необоснованно;
- исключить физические наказания и эмоционально-дурное обращение с детьми;
- не следует слишком жестко контролировать ребенка;
- необходимо устанавливать доверительные взаимоотношения между детьми и взрослыми;
- родители должны уделять больше внимания и времени общению с детьми;
- необходимо вселять в детей надежду на будущее;
- способствовать развитию в детях способностей по интересам;
- не принуждать детей к одиночеству;
- при необходимости обращаться за помощью к школьному психологу и психотерапевту.
Профилактика суицидов заключается в психолого-педагогических и социальных мероприятиях, направленных на восстановление утраченного психического и физиологического равновесия человека.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.