Ситуация «Ребенок один дома»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Мой дом — моя крепость» — гласит известная поговорка. Но даже в самой на­дежной «крепости» ребенка подстерегает множество опасностей: все больше появ­ляется бытовых приборов, все сложнее становится домашняя аппаратура, постоянно расширяется «арсенал» химикатов бытового назначения.

Едва появившись на свет, малыш начинает познавать мир. Его любознательно­сти нет границ. Поэтому, когда ребенок начинает ползать, а затем ходить, за ним нужен особый присмотр. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в штепсельную розетку либо развести костер в комнате или на кухне. А ребенок может — из озорства или любопытства. Ребенок, оставшись без надзора взрослых, способен беспечно открыть кран газовой плиты, по неосторожности выпасть из от­крытого окна, из любопытства попробовать бабушкино лекарство. Все это становит­ся причиной тяжелых увечий или даже смерти.

Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Родителям следует помнить, что вакцина про­тив травматизма — воспитание. Для того чтобы воспитать ребенка и привить ему пра­вила безопасного поведения в быту, взрослые сами должны знать и соблюдать их.

Уже в раннем детстве ребенку следует ясно дать понять, что ему можно, а что — нельзя. Следует учитывать, что постоянными запретами взрослые ограничивают деятельность ребенка, сдерживают естественные потребности растущего человека в непрерывном движении, высокой активности. Постоянное «нельзя» рано или позд­но даст обратный результат.

Лучше воспользоваться другой тактикой. Когда ребенок постигает опасность под контролем взрослых, он с малых лет становится внимательным и осторожным. Индус­ская пословица гласит: «Умные родители иногда позволяют детям обжигать пальцы». Такая защита от опасностей более надежна, чем самая тщательная опека взрослых.

Детей дошкольного возраста и детей, которые имеют отклонения в состоянии здоровья и незрелость по психолого-педагогическим показателям, нельзя оставлять одних дома без присмотра со стороны взрослых.

Что делать, если вы оставляете ребенка дома одного:

-  Уходя из дома, уберите уксусную эссенцию, лекарства, бытовые химикаты, спички, острые и колющие предметы.

-  Закройте окна и балконные двери, чтобы ребенок не выпал из окна. Выключите воду, электроприборы и предупредите ребенка, чтобы он их не включал.

 Перед уходом из квартиры положите рядом с телефоном справочник с номерами служб экстренной помощи (полиции, скорой помощи, пожарной охраны, служ­бы газа), номером телефона вашего местонахождения, а также номерами сосе­дей, которым вы доверяете. Ребенок должен знать свои анкетные данные, адрес, чтобы в случае необходимости сообщить их службам экстренной помощи.

- Попросите соседей периодически проверять вашего ребенка (это можно делать по телефону). Если в вашей квартире нет телефона, научите ребенка, как свя­зываться с соседями в опасной ситуации (например, постучать металлическим предметом по батарее или в стену).

Как действовать ребенку, если он один дома:

-  Проверить, все ли окна закрыты и все ли входные двери заперты.

-  Никогда не открывать дверь незнакомым и малознакомым людям, какие бы причины они ни называли и кем бы ни представлялись.

-  Если дверь пытаются вскрыть, ребенок должен попытаться заблокировать дверь мебелью, другими подручными средствами и любыми способами дать о себе знать (криком, стуком). Вызвать полицию по телефону.

-  При отсутствии телефона нужно привлечь внимание соседей, прохожих — кри­ком через окно, балконную дверь, вентиляционные отверстия или стуком по батарее отопления, в стены; попросить их прийти на помощь.

-  Если преступники ворвались в квартиру, нужно укрыться на балконе или лод­жии, привлекая криком внимание соседей и прохожих; звать на помощь.

-  Не отвечать по телефону на вопросы «Как зовут маму или папу? Где они рабо­тают? Когда они придут?». Всегда можно сказать, что в данный момент родите­ли находятся в ванной, и предложить перезвонить через некоторое время.

-  Если позвонили в дверь, посмотреть в глазок или, встав справа (слева) от двери, спросить: «Кто?». Дверь не открывать до тех пор, пока не станет ясно, кто при­шел и можно ли ему открывать (например, есть разрешение родителей).

-  Отпирая дверь знакомым и родственникам, через «глазок» убедиться, что за их спиной никто не стоит.

-  Впустив в дом знакомых и близких людей, нужно быстро закрыть дверь на за­мок, задвижку или защелку.

-  Если на лестнице никого не видно или в подъезде погас свет — дверь не откры­вать. Необходимо позвонить соседям по телефону и попросить их посмотреть, что происходит.

Если, возвратившись домой, ребенок обнаружил дверь открытой:

-  Нельзя входить в квартиру — в доме может находиться преступник.

-  Вначале необходимо прислушаться, не раздаются ли из комнат звуки, чужие го­лоса и т.п.; услышав знакомую речь, можно войти, обратить внимание близких на незакрытую дверь.

-  Если в квартире тишина, нужно быть осторожным: преступник может зата­иться, приготовиться к активным действиям. Поэтому прежде всего проверить, целы ли замки и входные двери.

-  Если дверь цела, пригласить соседей, знакомых вместе войти в квартиру. В слу­чае необходимости найти для этого благовидный предлог (течет водопрово­дный кран, чувствуется запах газа и т.п.).

-  Входя в квартиру, оставить дверь распахнутой настежь. Убедившись, что в квартире никого нет, проверить, на месте ли ценные вещи, закрыты ли двери шкафов и т.п.

-  Если ребенок обнаружил следы взлома двери, в квартиру входить не следует: нужно обратиться за помощью к соседям, немедленно вызвать полицию, на­блюдать за квартирой до ее приезда.

Если ребенок вошел в дом и обнаружил там незнакомца:

-  Нужно быстро выйти и постараться закрыть дверь на ключ, не вынимая его из замка; обратиться за помощью к соседям и вызвать полицию.

-  Если выйти не удалось, не пытаться угрожать или задерживать преступников: дать им уйти, запомнив как можно больше примет (лицо, руки, одежда и т.п.).

-  В случае нападения на ребенка, звать на помощь, кричать: «Пожар!» — на этот крик соседи и прохожие откликнутся быстрее.

-  Если преступники ушли, до прибытия полиции не ходить по квартире, не тро­гать вещей, не позволять другим входить в дом.

8. Агрессия, направленная на себя

Самоубийство, суицид (от лат. sui caedereубивать себя) целенаправленное и самостоятельное лишение себя жизни, как правило, добровольное (бывают случаи вынужденного самоубийства).

Агрессия, направленная на себя, проявляется в актах самоуничижения, самооб­винения, в нанесении себе телесных повреждений и в самоубийстве — суициде.

Уровень самоубийств оценивается числом совершенных суицидов на 100 тыс. человек населения. Данные на 2010 г.: Россия — 36, Белоруссия — 37, Литва — 42, Венгрия — 28, Япония — 24, Франция — 18, Китай — 14, США — 11, Италия, Ве­ликобритания — 7, Армения, Азербайджан — 1-2. Критическим уровнем суицидов для государства является 20 чел./100 тыс.

Намерение лишить себя жизни появляется у человека в условиях, когда он оце­нивает ситуацию как неразрешимый конфликт. Согласно статистике, около 60 % са­моубийц — люди, страдающие зависимостью от психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков).

Частота самоубийств зависит от возраста, пола, этнической принадлежности. В целом она увеличивается с возрастом. Среди мужчин выше, чем среди женщин, и среди белых выше, чем среди чернокожих. Покушений на самоубийство больше у женщин (в 8-10 раз), завершенных суицидов — у мужчин (в 4 раза). Состоящие в браке кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведенные. Вы­сокий уровень самоубийств у тех, кто потерял партнера, — они кончают с собой в 3 раза чаще, чем семейные люди.

В настоящее время наблюдается рост самоубийств среди детей и подростков. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.

60 % всех суицидов приходится на лето и весну.

Возможные причины самоубийства:

-  самоубийство или попытка самоубийства члена семьи или близкого друга;

-  тяжелая депрессия;

-  употребление алкоголя, наркотиков, токсичных веществ;

-  хронические болезни;

-  необоснованные обвинения;

-  тяжелые личные утраты: разрыв с подругой (другом) и др.;

° смерть родителей;

-  финансовые трудности;

-  серьезные проблемы в семье (алкоголизм родителей, развод);

-  отсутствие эмоциональной поддержки со стороны взрослых, одиночество;

-  усложнение общественных отношений;

-  подражание кумирам, погибшим от суицида;

-  трудности профессионального роста, потеря работы.

Признаками суицидального поведения детей являются:

-  заметная перемена настроения;

° ухудшение аппетита;

-  плохой сон;

-  неряшливый внешний вид;

-  отдаление от семьи и друзей;

° разговоры о смерти и загробной жизни;

-  усиление чувства тревоги, страха;

-  приобщение к алкоголю или наркотикам;

-  раздача в дар ценных вещей.

Около 80 % самоубийц каким-либо образом предупреждают о намерении ли­шить себя жизни. Самым серьезным признаком опасности служит счастливый вид человека, помышлявшего ранее о самоубийстве. Он может быть следствием внут­ренней решимости уйти из жизни.

Диагностика предсуицидального синдрома имеет важное профилактическое зна­чение. Лица, находящиеся, в предсуицидальном периоде, нуждаются в индивиду­альной, групповой и (или) семейной психотерапии.

Рекомендации по профилактике суицида:

-  нельзя обвинять детей в чем-то, особенно необоснованно;

-  исключить физические наказания и эмоционально-дурное обращение с детьми;

-  не следует слишком жестко контролировать ребенка;

-  необходимо устанавливать доверительные взаимоотношения между детьми и взрослыми;

-  родители должны уделять больше внимания и времени общению с детьми;

- необходимо вселять в детей надежду на будущее;

-  способствовать развитию в детях способностей по интересам;

-  не принуждать детей к одиночеству;

-  при необходимости обращаться за помощью к школьному психологу и психо­терапевту.

Профилактика суицидов заключается в психолого-педагогических и социальных мероприятиях, направленных на восстановление утраченного психического и физи­ологического равновесия человека.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 165.