1. Лексический уровень
– книжные общеупотребительные слова и выражения разных тематических групп (выбор зависит от темы), например, уровень жизни, государство, гражданин, налогообложение, тоталитаризм, благотворительность, пиар и т.п.;
– газетно-публицистические штампы (устойчивые словосочетания, используемые в СМИ), например, встреча в верхах, пульс эпохи;
– средства выразительности (метафора, сравнение, эпитет; фразеологизмы, пословицы, афоризмы), например, продовольственная корзина, черное золото (о нефти) и т.п.;
– разговорная лексика (часто просторечие и жаргон), например, Видимо, решать проблему будет уралмашевская братва.
Морфологический уровень
– глаголы в личной форме (Наш корреспондент побывал на месте событий);
– глаголы в повелительном наклонении, например, представьте, подумайте, решайте и т.п.;
– существительные на -ИЯ, -ЦИЯ, -АЦИЯ, -ИЗМ, например, революция, монетизация, историзм и т.п.;
– слова оценочного характера с суффиксом -ЩИНА, например, военщина, дедовщина и т.п.;
– прилагательные в превосходной степени с суффиксами -ЕЙШ, -АЙШ, например, легчайший, труднейший;
– категория собирательных существительных и местоимений, например, каждый (Каждый пенсионер знает…), большинство (Большинство населения представляет…) и т.п.
Синтаксический уровень
– соединение книжных (полных предложений с причастными и деепричастными оборотами) и разговорных (неполных, безличных, с пропуском союза) конструкций, например, При поиске работы следует обращаться только в крупные агентства. В мелких – больше опасности нарваться на мошенников (первое предложение полное, во втором – пропущено слово «агентства»);
– использование средств выразительности, например, антитезы (Дума решает – народ расхлебывает), риторического вопроса (До каких пор мы будем рассчитывать на нефтяные доллары?), восклицательные предложения (Только представьте: скольких людей может спасти новое лекарство!);
– включение цитат, ссылок, прямой речи.
Блок VI . РИТОРИКА
В данном блоке необходимо создать текст (150 – 300 слов) аргументирующей устной публичной речи, используя предложенные тезисы.
Темы для составления аргументирующего текста:
1. Зачем я получаю высшее образование?
2. Герой нашего времени.
3. Должна ли молодежь участвовать в социальной и политической жизни страны?
4. Нужна ли России «суверенная» демократия?
5. Нужны ли семейные традиции?
6. Ранние браки.
7. Кто в доме хозяин?
8. Что важнее: семья или карьера?
9. Нужно ли бороться со сквернословием?
10. Я русский бы выучил только за то…
11. Есть ли в России свобода слова?
12. Легко ли быть молодым?
13. Что значит быть героем?
14. Нужны ли ограничения доступа к сети Интернет?
Тезис – утверждение, истинность которого требуется доказать. Требования к тезису: 1) тезис должен быть истинным; 2) тезис должен быть четко и точно сформулированным.
Аргумент – система утверждений, которые используются для доказательства истинности или ложности тезиса. Требования к аргументам: 1) истинность; 2) достаточность для доказательства тезиса (мера достаточности аргумента зависит от слушателя); 3) непротиворечивость (аргументы не должны противоречить тезису и друг другу).
Типы аргументов – рациональные и нерациональные. Рациональные аргументы опираются на причинно-следственные связи, на данные, здравый смысл, воспроизводимость, вероятность. К рациональным относятся также аргументы к реальности (аргументы уникальности, верификации) и к норме (аргументы к авторитету, свидетельству, прецеденту). Нерациональные аргументы – аргументы к личности (аргументы к совести, к человеку), к благородным чувствам, лесть, «палочный аргумент» и др.
Способы аргументации: 1) восходящий и нисходящий; 2) индуктивный и дедуктивный; 3) односторонний и двусторонний; 4) опровергающий и поддерживающий.
Требования, которым должен отвечать текст:
1. Ясность и точность формулировки тезиса.
2. Ясность, точность формулировки аргументов (оптимальное количество аргументов – от 3 до 5).
3. Наличие ярких примеров, подтверждающих аргументы.
4. Эффективное композиционное построение текста (использование риторических приемов во вступительной и заключительной частях).
5. Наличие таких коммуникативных качеств, как правильность, точность, доступность, логичность, уместность, богатство, выразительность (текст должен быть создан в публицистическом стиле).
Образец аргументирующей речи:
Зачем нужна стипендия?
Зачем мне стипендия? На этот вопрос многие студенты ответят примерно так: для того, чтобы денёк развлечься, кто-то скажет, что стипендия, которую платят - это копейки, и она расходится на какие-то мелочи, а для кого-то – стипендия – это единственный заработок, на который живёт человек. Действительно, много ли толку от тысячи шестисот рублей? Ну раз сходил в магазин одежды, ну два – в продуктовый. А вот я считаю, что стипендия - это отличный способ накопить деньги и потратить их в своё удовольствие на свои удовольствия или что-то более полезное.
Я предлагаю копить стипендию и некоторое время не тратить её. Хочется сразу сказать, что от идеи купить хотя бы однокомнатную квартиру придётся отказаться, т.к. несложные математические расчеты показывают, что придётся копить 66 лет, и это не учитывая инфляции.
1) Всё сделать можно гораздо проще. В среднем за пять лет учёбы студент получает 90 тысяч рублей. На эти деньги тоже реально доставить себе удовольствие! Можно купить автомобиль российского производства и тем самым поддержать отечественный автопром. Но это не единственное достоинство покупки авто. С автомобилем ты чувствуешь себя человеком более уверенным, т.к. можешь работать в любом районе города или даже в близлежащих городах области. Ты можешь экономить своё время, деньги и эмоции, так как ты уже не толкаешься в общественном транспорте в час пик, а просто едёшь с комфортом.
2) Если копить стипендию меньше, скажем, года три, то на сумму примерно в 42 тысячи рублей можно купить горячую путевку, например, на Ибицу. Тем более что Ибица является культовым местом «продвинутой» молодежи со всего мира. Т.е. после долгих трех лет умственного труда ты получаешь массу положительных эмоций, воспоминание от которых останется на всю жизнь.
3) А на 18 тысяч рублей, которые реально накопить за год, можно организовать рок- фестиваль и самому поучаствовать в нем.
4)Ну, и наконец, если вы, человек благородный, с открытой душой и большим сердцем, вы можете передать свои деньги на благо другим людям, которым они нужнее: детскому дому или какому-нибудь фонду или же просто помочь своими деньгами детскому саду. Именно так поступила моя хорошая знакомая. Будучи студентом она начала копить деньги на хороший ноутбук, накопила приличную сумму, но когда она услышала по телевизору, что один мальчик из небольшого города нуждается в материальной помощи для лечения лейкемии, она незадумываясь передала деньги ему, посчитав, что они ему нужнее. Это ли не благородный поступок?! От него ты получаешь духовное и моральное удовлетворение.
Вот как по-разному можно потратить студенческую стипендию. Может и у вас возникло желание накопить её и потратить так, чтобы остались хорошие воспоминания?
(устное публичное выступление студентки Института
Социологии и Права
группа СЦс-115 Плехановой Светланы)
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
ВАРИАНТ 1
I . ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Расставьте ударения.
Исчерпать, балуешь, облегчить, пролила, бензопровод, досуг, вероисповедание, давнишний, вечеря, дефис, подключат, христианин, щавель, новорожденный, танцовщица, осужденный, хозяева, премировать, фетиш, факсимиле.
II . СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.
1) Долго еще после этого случая все надсмехались над ним.
2) Квитанция была своевременно оплочена.
3) Сначала нужно встретиться и всё обговорить.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 327.