Данный блок включает задания, связанные с лексическими нормами, а именно: проблемы лексической сочетаемости, связанной с употреблением синонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов, омонимов. Кроме того, в нем представлены задания, связанные с использованием новой и устаревшей лексики, с употреблением слов иноязычного происхождения. В последнем задании представлены предложения, в которых допущены ошибки следующих видов: многословие (плеоназм, тавтология), лексическая неполнота высказывания, употребление слов в несвойственном им значении.
Образцы заданий:
Объясните значение слов с разным ударением.
Образец: трусить – бояться чего-либо, пасовать перед чем-либо;
трусить – бежать трусцой.
Укажите, какие из слов являются многозначными. Объясните их возможные значения.
Образец: Проповедь. 1.Религ. Речь религиозно-поучительного характера, которая произносится священником в церкви. 2.Перен. Речь, содержащая советы, указания, как себя вести; поучение, мораль, нотация.
3. Подберите к каждому слову по два синонима.
Образец: фальшивый – искусственный, поддельный.
Объясните значения слов-паронимов.
Образец: длинный (протяженный) – длительный (долговременный).
5. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант.
Образец: Искусство переживало в средние века свой (апогей / расцвет). – Искусство переживало в средние века свой расцвет.
Подберите к прилагательным по два антонима.
Образец: подъем – спад, снижение.
Объясните значения слов иноязычного происхождения.
Образец: Одиозный – крайне неприятный, вызывающий к себе крайне отрицательное отношение; ненавистный. Этот политик – весьма одиозная личность.
Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.
Образец: Седьмая вода на киселе – очень дальний родственник. Тетю Асю я знал плохо, она была мне седьмая вода на киселе.
Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.
Образец: Это событие имело огромную роль в его жизни. – Это событие играло огромную роль в его жизни. Или: Это событие имело огромное значение в его жизни.
Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.
Найдите ошибки, обусловленные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
Образец: Один поступок брата привел меня в неясность. – Один поступок брата остался для меня неясным.
Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.
БЛОК V . СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
В данном блоке представлены задания, связанные с нормами уместности употребления слов и словосочетаний в соответствии с функциональным стилем, а также с правилами языкового оформления текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Выполняющему задание следует знать, что в русском языке существует 5 функциональных стилей: разговорный, художественный, официально-деловой, научный и публицистический. Их языковое оформление различается прежде всего лексикой. В сфере употребления лексики выделяют слова нейтральные (межстилевые), которые употребляются всеми и при любых условиях, например, делать, слово, нормальный и т.д., и стилистически окрашенные, которые закреплены за определенными формами языка (письменно-книжной или устной) и стилями, например, сертификат – книжная окраска, употребляется в официально-деловом стиле, стабилизатор – книжная окраска, употребляется в научном стиле, гласность – книжная окраска, употребляется в публицистическом стиле, очи – книжная окраска, употребляется в художественном стиле, барахло – разговорная окраска, употребляется в разговорном стиле.
Первое задание в данном блоке связано с определением стилистической окраски предложенных слов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.