Все хозяйственные операции по мере их возникновения в хронологическом порядке регистрируются в журнале хозяйственных операций на основании данных первичных оправдательных документов (приходные и расходные кассовые ордера, счета фактуры и т.д.) (таблица 1).
Таблица 1 - Журнал регистрации фактов хозяйственной жизни
Содержание факта хозяйственной жизни |
Бухгалтерская запись
Сумма,
руб.
Документ - основание
В конце отчетного периода по всем записям, зарегистрированным в журнале, подсчитывается итоговый оборот. Данные счетов обобщаются в конце отчетного периода с целью получения сводной информации, находящейся и отраженной также в специальных учетных регистрах (бухгалтерских книгах, журналах-ордерах, карточках и т.д.).
Далее возникает новый этап - отражение бухгалтерских записей в Главной книге. Главная книга – совокупность бухгалтерских счетов, открываемых в организации в течение отчетного периода, в которую осуществляется перенос хозяйственных фактов из журнала регистрации хозяйственных операций на счета Главной книги.
В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются обороты (сумма всех показателей по дебетовой и кредитовой стороне) и выводится конечное сальдо. Бессальдовые счета тоже закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.
В контрольной работе роль Главной книги будет выполнять простая разноска по схематичным счетам, участвующим в хозяйственных операциях практического задания, представляющим форму «самолетика», подсчет оборотов и выведение конечного сальдо по каждому счету (рис. 1).
После регистрации любого факта хозяйственной жизни в Главной книге может быть составлен баланс. Но часто данные Главной книги обобщаются в оборотной ведомости, представленной в таблице 2. В работе необходимо перенести начальное сальдо, обороты схематичных счетов - «самолетиков» и сальдо конечное по счетам в оборотно-сальдовую ведомость.
Таблица 2 – Оборотно - сальдовая ведомость по счетам
Номер счета | Остаток на | Оборот за период | Остаток на конец периода | |||
дебет | кредит | дебет | кредит | дебет | кредит | |
01 | 500.000 | - | - | 500.000 | ||
10 | 35.000 | 22000 | 52900 | 4.100 | ||
50 | 500 | 935.000 | 933.000 | 2.500 | ||
… | … | … | … | … | … | … |
80 | 370.000 | - | - | 370.000 | ||
… | … | … | … | … | … | … |
Итого | 600.000 | 600.000 | 5250.000 | 5250.000 | 640.000 | 640.000 |
На основе оборотной ведомости путем переноса сальдо счетов составляется заключительный баланс. Остаток по дебету записываются в актив баланса, а по кредиту – в пассив (в статьи капитала и обязательств).
Таким образом, весь учетный цикл предприятия предполагает следующие этапы:
· анализ содержания хозяйственных операций по оправдательной документации, определение дебетуемого и кредитуемого счета;
· регистрация в журнале хозяйственных операций хронологической записью с указанием первичного оправдательного документа, суммы и корреспонденции счетов;
· разноска бухгалтерских записей из журнала на счета Главной книги;
· формирование оборотной ведомости;
· составление заключительного баланса.
Источником информации о финансово-хозяйственной деятельности служит бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и за определенный период времени. Отчетность должна быть сгруппирована в определённой последовательности в соответствии с нормативными актами. Согласно ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных аналитического и синтетического учетов.
Бухгалтерская отчетность подразделяется на промежуточную и годовую отчетность. Промежуточной называется бухгалтерская отчетность, составляемая по итогам работы за месяц или квартал нарастающим итогом с начала года.
В состав промежуточной отчетности входит:
· бухгалтерский баланс, включающий совокупность показателей, характеризующих имущество организации по составу и по источникам его формирования на отчетную дату в денежном выражении;
· отчет о финансовых результатах (форма № 2), характеризующий финансовые результаты деятельности организации за отчётный период.
В состав промежуточной отчетности могут включаться и другие отчетные формы.
Годовая отчетность характеризует результаты работы организации за отчетный год.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и приказом МФ РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
· бухгалтерский баланс (форма № 1);
· отчет о финансовых результатах (форма № 2);
· отчет об изменениях капитала (форма № 3);
· отчет о движении денежных средств (форма № 4);
· пояснения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
· пояснительная записка к отчетности;
· аудиторское заключение, если организация в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательному аудиту.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 319.