Русский язык и культура речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

РУТ (МИИТ)

Одобрено кафедрой

«ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

 

Протокол № 1 от  «30» сентября 2018 г.

                                     Авторы: Хантурова И.Е., Сафарян М.З., Банцер Е.И.   

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Русский язык и культура речи


Уровень ВО:     Специалитет    

 

Форма обучения:  Заочная

 

Курс:                         1

 

Специальность/Направление: Все специальности

Специализация/Профиль/Магистерская программа: Все специализации

 

 

                                                    Москва     


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

РУТ (МИИТ)

Одобрено кафедрой

«ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

 

Протокол № 1 от  «30» сентября 2018 г.

                                     Авторы: Хантурова И.Е., Сафарян М.З., Банцер Е.И.

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Русский язык и культура речи


Уровень ВО:     Бакалавриат     

 

Форма обучения:  Заочная

 

Курс:                         1

 

Специальность/Направление: Все направления

Специализация/Профиль/Магистерская программа: Все профили

 

 

                                                    Москва     


Основные цели и задачи работы

Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения в высших специальных учебных заведениях в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ – «Общие гуманитарные и соци­ально-экономические дисциплины».

Контрольная работа ориентирована на достижение следующих целей:

· воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основу контрольной работы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта высшего образования базового уровня.

Содержание заданий для контрольной работы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Содержание контрольной работы

В процессе обучения студенты долж­ны осознать различие между языком и речью, глубже усвоить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми. Углубить знания о стилистическом расслоении современного рус­ского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литератур­ного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства рус­ского литературного языка.

Содержательной основой контрольной работы по данному курсу является обоб­щение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому язы­ку, с более глубоким изучением общих вопросов русского языка, с разветвленной системой практической работы по применению лингвистиче­ских знаний к речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повыше­нию уровня их грамотности.

Тема 1. Орфоэпическая и акцентологическая норма русского языка. Стилистические особенности фонетики      

В процессе обобщающего повторения фонетики и орфоэпии свои знания о соответствующих единицах языка фонетики, выявлять фонетические, орфоэпические ошибки и недочеты в специально подобранных текстах.

Работа с орфоэпическим словарем.

Вопросы к защите контрольной работы

Приложение-1      Оформление титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

РУТ (МИИТ)

Российская открытая академия транспорта

                                                  

                             

 

Кафедра «Иностранные языки»

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Контрольная работа №1

Вариант № __

Студент: ____________________________________

Шифр:______________________________________

Курс:_______________________________________

Специальность: _______________________________

Факультет: ____________________________________

Дата сдачи работы:______________________________

Работу проверила: преподаватель кафедры "Иностранные языки" __________________________ ____________«______»______201___год

                                                    МОСКВА

                                         201__ ____201__ учебный год

Рекомендованная литература

Основная литература

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания Используется при изучении разделов Курс
1 2 3 4 5 6
1 Русский язык и культура речи. Голуб И.Б. М., Логос, 2012 1, 2, 3 I
2 Русский язык и культура речи. Черняк В.Д. М., 2011. 1, 2, 3 I

 Дополнительная литература

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания Используется при изучении разделов Курс
1 2 3 4 5 6
1 Риторика и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. М., 2009. 1, 3 I
2 Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. 4-е изд. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Ростов-на-Дону, 2002. 1, 2, 3 I
3 Русский язык и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. М., 2010. 1, 2, 3 I
4 Русский язык и культура речи. Голуб И.Б. М., Логос, 2001. 1, 2, 3 I
23 Что такое фразеология. Телия В.Н. М., Наука, 2009. 2 I
24 Фразеологический словарь современного русского языка. Под ред. А.И. Молоткова М., 2008. 2 I
25 Синонимия в русском языке. Черняк В.Д. М., 2010. 2 I

Контрольная работа №-1

Вариант 1

Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.

Например, академик – ака[д'е]мик, где  ['] обозначает мягкость согласного при произношении.

Индексация, астероид, шинель, акварель, брюнет, бестселлер, бутерброд, термин, экземпляр, феномен, генезис, ходатайствовать, жалюзи, фетиш, симметрия, квартал, флюорография, избалованный, бензопровод, верование.

Задание-2. Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.

Альтернатива,  анахронизм, анимация, апологет, бомонд, брифинг, вернисаж, дайджест, инсинуация, кампания, имидж, дезавуировать, декларативный, диаспора, моветон.

Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов.

Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание. Дельное предложение, деловой человек.

1. Широчайший, широченный – двор, резонанс, плот, взгляд.

2. Целостный, целый – свет, образ, короб, впечатление.

3. Усатый, усастый – кот, клубника, человек, растение.

4. Царский, царственный – дворец, походка, корона, повеление.

5. Спасительный, спасательный – совет, пояс, мысль, жилет.

Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь.

Например, на руках носить – держать в черном теле.

Семь пятниц на неделе, вешать нос, играть с огнем, терять голову, между небом и землей, свалиться как снег на голову.

Задание-5.

1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?

Например, крем - кремы.

Адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, инструктор, катер, лектор, почерк.

2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

Например, варенья – варений.

Абрикос, ананас, баклажан, банан, басни, грузин, килограмм, мандарин, носки, полотенца.

Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Наш город с 8760 жителями расположен на берегу Волги.

2. С (1984 руб.) в кармане в этот элитный магазин заходить не стоит.

3. Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей).

4. К 653 прибавить 144.

5. Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды.

Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.

Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род) – РФ стала лидером.

Авеню, автомобиль-цистерна, алиби, антресоль, атташе, балет-фантазия, пенальти, бандероль, Батуми, бета-излучение, ТВ, СМИ, МИД.

Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Рядом с торговым центром открыт… кафе-столовая.

2. Плетен… кресло-качалка стоял… на террасе.

3. Архитектор Серова рассказал… корреспондентам о проекте нового жилого комплекса.

4. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был… отмечен… наградами правительства.

5. Все, даже мама, был… сегодня против него.

Задание-9. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно, благодаря, вопреки, по.

1. Согласно (устав предприятия). 2. Благодаря (помощь и поддержка друзей).

3. Вопреки (ожидания). 4. По (возвращение из отпуска).

Раскрыть скобки:

1. Рецензия на (книга, статья, спектакль). 2. Отзыв (диссертация).

3. Точка зрения (происходящее). 4. Вклад (искусство). 5. Заведующий (отдел).

Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к  какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

При пр..д..явлении пр..тензий по к..(лл,л)ичеству и качеству поставле(н,нн)ого товара поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о пр..тензии следующие обосновывающие ее документы трансп..ртный документ а в соответствующих случаях и ко(м,мм)ерч..ский акт составле(н,нн)ый органами транспорта рекламацио(н,нн)ый акт составле(н,нн)ый с участием представителя Стороны получающей товар официальной контрольной организации Стороны получающей товар.

Задание-11. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

Образец выполнения

Предложение с ошибкой Исправленное предложение Тип ошибки
Пожилой старик ничего не хотел от жизни. Старик ничего не хотел от жизни. Плеоназм

1. Бабушка одела очки и принялась читать письмо.

2. Двадцать лет своей автобиографии он посвятил выведению новых сортов земляники.

3. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

4. Он перепутал фамилии античных героев и в результате получил двойку.

5. Дуэли между богатырями были частым явлением на Руси.

6. Самосвал нарушил ограду.

 

 

Контрольная работа №-1

Вариант 2

Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.

Например, академик - ака[д'е]мик , где  ['] обозначает мягкость согласного при произношении.

 Депо, гротеск, булочная, акварель, брюнет, рейтинг, бутерброд, двоечник, демиург, фетиш, славянин, газопровод, договор, нефтепровод, сироты, обеспечение, усугубленный, копировать, сливовый, пломбировать,

Задания-2. Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.

Прерогатива, популизм, толерантность, саммит, рефлексия, раритет, провайдер, унификация, фолиант, хоспис, эпатировать, урбанизация, консалтинг, диаспора, моветон.

Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов.

Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание. Внести дельное предложение, деловой человек.

1.Дипломатичный, дипломатический – ответ, поступок, работник, неприкосновенность.

2. Эффективность, эффектность – речи, движений, двигателя, метода, способа.

3. Усвоить, освоить – целинные земли, хорошие манеры, профессию, машину, теорию.

4. Практический, практичный – деятельность, просьба, опыт, цвет, пособие, человек.

5. Безыскусный, безыскусственный – украшение, красота, рисунок, манера, речь.

Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь.

Например, на руках носить – держать в черном теле.

Ни то ни се, жить душа в душу, на край света, как рыба в воде, держать камень за пазухой, бить баклуши.

Задание-5.

1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?

Например, крем - кремы.

Возраст, джемпер, договор, инженер, ордер, паспорт, якорь, торт, поезд, якорь.

2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

Например, варенья – варений.

Ботинок, валенок, баклажан, мандарин, томат, макарон, басня, георгин, свеча, ясли.

Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Наш городок с (194 тысяч жителей) находится в живописном месте.

2. С (1874 года) этот продукт находится в производстве.

3. Сборная команда по футболу насчитывает около (234 спортсмены) и около (полтораста волонтеров).

4. К 1654 прибавить 15.

5. В холодильнике мы обнаружили 4 (яблоко), 7 (галета) и не более (полтора литра) воды.

Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.

Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род)- РФ стала лидером.

Авеню, банджо, индиго, какаду, пари, Сочи, рояль, салями, какао, рандеву,  МТС, МХАТ, НИИ.

Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Такси стоял... у ворот дома.

2. Эти пол-арбуза, как дети сразу дога­дались, был... отложен... для них.

3. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз.

4. Администрацией школы принима...тся ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся.

5. Большинство учеников нашего класса показал... на экзаменах глу­бокие знания.

 Задание-9.  Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно, благодаря, вопреки, по.

1.Согласно (указ президента). 2. Благодаря (полученные знания). 3. Вопреки (мнение большинства). 4. По (прибытие на конференцию).

Раскрыть скобки:

1. Рецензия (диссертация). 2. Отзыв (монография). 3. Точка зрения (событие).

4. Вклад (искусство). 5. Заведующий (кафедра).

Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Дополнительное предположение о том что п..лезность или прибыль каждого экономического суб(ь,ъ)екта максимизируется заложе(н,нн)ое в кач..стве пре(т,д)посылки в (не)окла(с,сс)ическую экономическую т..орию (не)обходимо для того что(бы) пр..дме­том анализа было устойчивое а значит оптимальное для всех состояние когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосо­стояния кого(либо) из участников. Проверить соответствует ли пов..дение потре­бителя или управляющ..го максимизации полезности обычно (не)возможно п..скольку его функция полезности нам заранее (не)известна.

Задание-11. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

Образец выполнения

Предложение с ошибкой Исправленное предложение Тип ошибки
Пожилой старик ничего не хотел от жизни. Старик ничего не хотел от жизни. Плеоназм

1. Большую часть дня няня проводила с детьми.

2. Все к нему адресовались с вопросами, все желали говорить с ним.

3. Собрание заслушало делегатов.

4. Выиграв, он оплатил долги сполна.

5. Девочка играет заглавную роль.

6. Граждане, оплатите за проезд!

Контрольная работа №-1

Вариант 3

Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.

Например, академик- ака[д'е]мик, где  ['] обозначает мягкость согласного при произношении.

Индексация, правомочный, кредо , газель, демон, декор, деноминация, конечно, феномен, ходатайство, симметрия, феерия, квартал, километр, бюрократия, соцобеспечение, кулинария, гастрономия, красивейший, мизерный.

Задания-2. Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.

Кворум, коллаж, коллапс, компиляция, креатура, ксенофобия, дистрибьютор, дезавуировать, инсталляция, интеграция, априори, беспрецедентный, анахронизм, автобан, антураж.

Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов.

Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание. Внести дельное предложение, деловой человек.

1. Удачный, удачливый – день, охотник, намёк, операция.

2. Расчётный, расчётливый – человек, книжка, характер, система.

3. Экономичный, экономический – базис, машина, метод, закон, затраты.

4. Нетерпимый, нестерпимый – холод, нрав, боль, обычай, блеск, поступок.

5. Безликий, безличный – толпа, характер, произведение, фигура, предложение.

Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь.

Например, на руках носить – держать в черном теле.

На чужой шее сидеть, души не чаять, на край света, собаку съел, ломать хребет, с открытым сердцем.

Задание-5.

1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?

Например, крем - кремы.

Конструктор, купол, повар, офицер, штемпель, профессор, почерк, герб, договор, бухгалтер.

2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

Например, варенья – варений.

Вещество, место, бредни, носок, помидор, валенки, макароны, туфля, дно, мандарин.

Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Из (892 участника) съезда иногородних семьсот сорок два человека.

2. К (1219 учащихся) одной школы присоединились девятьсот тридцать два учащихся другой.

3. Пароход с (850 отдыхающих) вышел в рейд.

4. Лагерь находился в (1670 километров) от границы.

5. (Две, двое) девочки гуляли в парке.

Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.

Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род) – РФ стала лидером.

Ессентуки, гну, гризли, кофе, колибри, конферансье, пенальти, шоссе, масса, радио, ООН, США, ФБР.

Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

 1. Администрацией школы принима...тся ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди  учащихся.

2. Подавляю­щее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глу­бокие знания.

3. Установлен... три новых мировых рекорда.

4. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивал....

5. Много детей был... больн... гриппом.

Задание-9. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно, благодаря, вопреки, по.

1. Согласно (приказ директора). 2. Благодаря (успешное стечение обстоятельств). 3. Вопреки (советы врача). 4. По (окончание переговоров).

Раскрыть скобки.

1. Рецензия (спектакль). 2. Отзыв (книга). 3. Точка зрения (происходящее).

4. Вклад (искусство). 5. Заведующий (кафедра).

Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Наслажда(т,ть)ся чтением хорошей книги стало сейчас  (не)модно... Зато тыс..чи парней и девушек вечера и даже ночи (на)пролет проводят (в)обнимку с компьютером. На его экране они видят то что хотят а не то что им навязывает общ..ство в образа телевизора м..лочного магазина или родного института. Одна из самых любимых «фишек» молодежи — хакерство. Можно забра(т,ть)ся в (и,И)нтернет и скачивать оттуда р..фераты курсовики дипломные работы... Час работы в (и,И)нтернете стоит от до(л,лл)ара до пяти зато сколько кайфа! ...И еще. В мире компьютерных грез никто (не)задает дурацких вопросов типа А какая идея тебе близка.

Задание-11. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

Образец выполнения

Предложение с ошибкой Исправленное предложение Тип ошибки
Пожилой старик ничего не хотел от жизни. Старик ничего не хотел от жизни. Плеоназм

1. Небо Аустерлица переломило Болконского пополам.

2. Пенсионеров всегда привлекают товары по дешёвым ценам.

3. Не забудьте уплатить свой проезд: на линии контроль.

4. Она сказала, что может не ненавидеть.

5. Лёгкое колыхание еловых елей, точно колыбельная песня, убаюкивала утомлённого путника.

6. Лекторская группа произвела большую работу.

Контрольная работа №-1

Вариант 4

Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.

Например, академик- ака[д'е]мик, где  ['] обозначает мягкость согласного при произношении.

Шинель, пустячный, демарш, дефолт, пресс-служба, букмекер, компьютер, скучно, эпилепсия, бармен, гомеопатия, джинсовый, украинский, флюорография, гегемония, бомбардировать, усугубить, избаловать, кухонный, исчерпать.

Задания-2. Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.

Конфиденциальный, креативный, коммивояжер, космополит, нонсенс, маргинал, легитимный, лизинг, лоббировать, мажоритарный, менторский, парафирование, плебисцит, прецедент, приватный.

Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов.

Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание. Внести дельное предложение, деловой человек.

1. Удачный, удачливый – день, охотник, намёк, операция.

2. Расчётный, расчётливый – человек, книжка, характер, система.

3. Экономичный, экономический – базис, машина, метод, закон, затраты.

4. Нетерпимый, нестерпимый – холод, нрав, боль, обычай, блеск, поступок.

5. Безликий, безличный – толпа, характер, произведение, фигура, предложение.

Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь.

Например, на руках носить – держать в черном теле.

С открытым сердцем, ума палата, голова на плечах, втоптать в грязь, яблоку негде упасть, ворон считать.

Задание-5.

1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?

Например, крем - кремы.

Бухгалтер, возраст, джемпер, директор, купол, ордер, якорь, повар, трюфель, шофер.

2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего? Например, варенья – варений.

Брызги, оладьи, джинсы, грабли, колени, ясли, гланды, зубы, армяне, шприцы.

Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Летаргический сон продолжался (32; сутки).

2. Воздух был наполнен (1000 свистов).

3. (пять, пятеро) рукавиц красного цвета.

4. Самолет вылетел с 1294 (человек) на борту.

5. Около 172 раз необходимо повторить попытку.

Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.

Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род) – РФ стала лидером.

Кофе, кюре, манго, марабу, маэстро, пари, молодежь, купечество, рандеву, какао,  МИИТ, МКАД, МВФ.

Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. На экскурсию пошл... всего десять школьников.

2. Пятерка истребителей бросил...сь на вражеские бом­бардировщики.

3. Много выпускников нашей школы стал... работать в коммерче­ских структурах.

4. Большинство студентов института принял.. участие в соревнованиях.

5. Часть книг был.. передан.. в библиотеку.

Задание-9. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно, благодаря, вопреки, по.

1. Согласно (устав предприятия). 2. Благодаря (помощь и поддержка друзей).

3. Вопреки (ожидания). 4. По (приезд в столицу).

Раскрыть скобки.

1.Рецензия (статья). 2. Отзыв (презентация). 3. Точка зрения (события).

4. Вклад (развитие). 5. Заведующий (кафедра).

Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Со(н,нн))ые мухи потревоже(н,нн)ые нашим разговором тихо гудели на потолке мало(помалу) задремывая часы заш.пели и звонко и п..чально прокуковали одиннадцать... Утро вечера мудренее пришли мне в голову успокоительные слова отца и опять мне стало легко и как(то) счастливо(грустно). Отец еще спал в кабинете было тихо и все в усадьбе то(же) спало. И что(то) блаже(н,нн)ое было в тишине ночи после дождя и старательном пении соловьев что(то) (не)уловимо пр..красное реяло в далеком полусвете зари. Бледно(голубое) раскраше(н,нн)ое прозрачными блес(т)ками небо просыпалось радуя дремавшую землю лучезарным ласковым теплом просыпающегося солнца. Это было прекрасно природа медле(н,нн)о сбрасывала оковы сна и наполнялась светом приближавшегося утра напое(н,нн)ого соком свежей травы с капельками серебристой росы..

Задание-11. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

Образец выполнения

Предложение с ошибкой Исправленное предложение Тип ошибки
Пожилой старик ничего не хотел от жизни. Старик ничего не хотел от жизни. Плеоназм

1. Я работал на производстве и неплохо по тем временам зарабатывал.

2. Любовь Андрея Болконского обрушилась на Наташу как снег на голову.

3. Первое выступление певицы принесло ей большой успех, но в детстве она занималась художественной гимнастикой.

4. Ну мы, знаете ли, не большие любители, так сказать, туризма.

5. Чтобы обладать большим балансом слов, нужно много читать.

6. Пейзаж имеет в романе большую роль.

Контрольная работа №-1

Вариант 5

Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.

Например, академик- ака[д'е]мик, где  ['] обозначает мягкость согласного при произношении.

Экземпляр, очечник, крем, сейф, деградация, бестселлер, термин, нарочно, бензопровод, в нору, вероисповедание, звонит, мастерски, баловать, красивее,  диоптрия, блокировать, уравненный, премировать, квартал.

Задания-2. Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.

Кутюрье, коллизия, рефлексия, акцентуация, антураж, аутсайдер, идентификация, интерпретация, бартер, консенсус, кастинг, дезавуировать, инсинуация, инфантилизм, индексация.

Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов.

Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание. Внести дельное предложение, деловой человек.

1. Дипломант, дипломат – хладнокровный, юный, конкурса, опытный.

2. Описка, отписка  – возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная.

3. Cоветник, советчик – технический, ближайший, тайный, непрошеный.

4. Академический, академичный – устав, подход, издание, взгляд, час, приемы.

5. Лирический, лиричный – герой,cтроки, стихотворение, настроение, симфония.

Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь.

Например, на руках носить – держать в черном теле.

Держать камень за пазухой, держать в ежовых рукавицах, жить душа в душу, ворон считать, держать ушки на макушке, петь дифирамбы.

Задание-5.

1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?

Например, крем - кремы.

Цех, поэт, пустяк, пропуск, римлянин, пояс, свитер, шофер, паспорт, ребенок.

2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

Например, варенья – варений.

Грузин, килограмм, мандарин, носки, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, яблони.

Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Прибыл поезд с 1760 (человек) и остановился на (пол)пути.

2. С (1345 руб.) в кошельке нет смысла мечтать об этом путешествии.

3. С 1942 года существует этот закон.

4. К  2357 прибавить 23.

5. (Шесть, Шестеро) суток осталось до отпуска.

Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.

Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род) – РФ стала лидером.

Пони, Тбилиси, ранчо, рефери, шимпанзе, кашне, колибри, телевидение, пенальти, салями, СНГ, РЖД, МРОТ.

Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Ряд столов стоял... посередине аудитории.

2. Пять учеников подошл... к экза­менационному столу.

3. На совещание прибыл... пятьдесят один делегат.

4. Тыся­ча человек отправил...сь в турне.

5. Прошл... сто лет.

Задание-9. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно, благодаря, вопреки, по.

1. Согласно (желание большинства). 2. Благодаря (полученные знания). 3. Вопреки (мнение большинства). 4. По (прибытие на конференцию).

Раскрыть скобки.

1.Рецензия (статья). 2. Отзыв (презентация). 3. Точка зрения (события).

4. Вклад (развитие). 5. Заведующий (кафедра).

Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Ораторское и..ку(с,сс)тво это искусство построения и публичного произн..сения убедительных и красочных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Термин ораторское и..ку(с,сс)тво латинского происхождения его синонимом является слово риторика и ру(с,сс)кое красноречие. Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь. Необходима риторика и в наши дни. (Не)возможно переоценить ее роль для пр..подавателей п..литиков прокуроров адвокатов менеджеров и пр..дставителей многих других пр..фе(с,сс)ий. Большое значение она может иметь и в различных областях повс..дневной жизни так(как) знание законов и приемов п..строения м..нологического высказывания является надежным инструментом в борьбе с языковой агре(с,сс)ией д..магогией манипулированием и позволяет э(ф,фф)..ктивно защища(т,ть)ся от них.

Задание-11. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

Образец выполнения

Предложение с ошибкой Исправленное предложение Тип ошибки
Пожилой старик ничего не хотел от жизни. Старик ничего не хотел от жизни. Плеоназм

1. Он перепутал фамилии античных героев и в результате получил двойку.

2. Желательно, чтобы за ребенком ухаживало одно лицо.

3. Как вы допустили отставание от основной группы?

4. Необычный феномен этот ребенок.

5. Пушкин говорил, что вослед Радищеву восславил я свободу.

6. У нас в гостях гость из г. Мирного.

Контрольная работа №-1

Вариант 6

Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.

Например, академик - ака[д'е]мик, где  ['] обозначает мягкость согласного при произношении.

Терраса, конденсация, копеечный, дефис, дезодорант, штепсель, демонтаж, порядочный, басовый, брусчатый, валовой, завороженный, закупорить, избаловать, бюрократия, новорожденный, черпать, теноровый, копировать, окислить.

Задания-2. Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.

Коммуникация, манипуляция, актуализация, патология, релаксация, дайджест, визави, бестселлер, аутсайдер, априори, апеллировать, антураж, кампания, истеблишмент, дефиниция.

Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов.

Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание.  Внести дельное предложение, деловой человек.

1. Исполнительный, исполнительский – работник, комитет, манера, орган.

2. Артистический, артистичный – темперамент, деятельность, натура, среда

3. Бедный, бедственный – положение, воображение, состояние, фантазия, человек

4. Гармонический, гармоничный – колебание, пение, личность, обработка, мелодия

5. Прозаический, прозаичный – труд, пьеса, заботы, язык, жизнь, приём

Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь.

Например, на руках носить – держать в черном теле.

Бить баклуши, кричать во всю ивановскую, цыплят по осени считают, съесть пуд соли, яблоку негде упасть, поставить крест.

Задание-5.

1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?

Например, крем - кремы.

Средство, профессор, зуб, сектор, тормоз, гражданин, суп, том, шифр, джемпер.

2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

Например, варенья – варений.

Торт, тополь, катер, китель, остров, редактор, фронт, оратор, шофер, ребенок.

Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. В 1981 году в Москве проживало 8 302 000 человек, в Новосибирске - около 1 360 000 человек.

2.(Оба) дочерям удалось поступить в университет в этом году.

3. В 1875 году П.И. Чайковский начал работать над Третьей симфонией. В апреле 1876 года он закончил «Лебединое озеро».

4. На сборы в поход у нас ушло (полтора) суток.

5. Когда-то при взвешивании драгоценностей употреблялись зерна, почки или бобы. Карат - это вес боба. Он равен 0,2 грамма.

Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.

Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род) – РФ стала лидером.

Батуми, авеню, автомобиль-цистерна, алиби, антресоль, колибри, атташе, бандероль, балет-фантазия, бунгало, НАТО, ЖЭК, КАСКО.

Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Дели просто поразил... моё воображение.

2. Очень удобно был… расположен… фабрика-кухня.

3. Плетен… кресло-качалка стоял… на террасе.

4. Заместитель директора Иванова выступил.. . на совещании.

5. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был… отмечен… наградами правительства.

Задание-9. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно,  благодаря, вопреки, по.

1. Согласно (указ президента). 2. Благодаря (забота родителей). 3. Вопреки (мнение большинства). 4. По (окончание переговоров).

Раскрыть скобки.

1. Рецензия (пьеса). 2. Отзыв (монография). 3. Точка зрения (происходящее).

4. Вклад (наука). 5. Заведующий (кафедра).

 

Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

«Ваше высочество милостивые государыни милостивые государи! Девятого ноября в далекой глуши в стари(н,нн)ом провансальском городе в бедном д..ревенском доме телефон известил меня о решении (ш,Ш)ведской академии. Я был бы (не)искренне(н,нн) если бы сказал как говорят в подобных случаях что это было наиболее сильное вп..чатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ что радости даже самые ре(т,д)кие ничего (не)значат (по)сравнению с таковыми же чу(в)ствами п..чали. Ничуть

(не)желая омрачать этот праз(д)ник о коем я навсегда сохраню (не)изгладимое в..споминание я все(таки) позволю себе сказать что скорби испыта(н,нн)ые мною за последние п..тнадцать лет далеко пр..вышали мои радости».

Задание-11. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

Образец выполнения

Предложение с ошибкой Исправленное предложение Тип ошибки
Пожилой старик ничего не хотел от жизни. Старик ничего не хотел от жизни. Плеоназм

1. Дуэли между богатырями были частым явлением на Руси.

2. Только что здесь лил сильный проливной дождь.

3. Исходя из сложившейся ситуации, Татьяна поступила верно, отвергнув любовь Евгения Онегина.

4. И без Беспалова можно разобраться в этом вопросе.

5. Катерина на всех парах вбежала в комнату и увидела Кабаниху.

6. Скружившись клубком в своём гнезде, спит белка.

Контрольная работа №-1

Вариант 7

Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.

Например, академик - ака[д'е]мик, где  ['] обозначает мягкость согласного при произношении.

Прогресс, скворечник, демисезонный, террор, термостат, терапевт, террариум, прачечная, развитый, исповедание, маркетинг, упростить, вареный, оговоренный, отчужденный, запершить, зубчатый, оцененный углубить, искриться.

Задания-2. Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.

Конфиденциальный, креативный, ксенофобия, коммивояжер, космополит, мистификация, нонсенс, маргинал, легитимный, лизинг, лоббировать, мажоритарный, менторский, моветон, прецедент.

Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов.

Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание. Внести дельное предложение, деловой человек.

1. Целостный, целый – свет, образ, короб, впечатление.

2. Эффективность, эффектность – речи, движений, двигателя, метода, способа.

3. Расчётный, расчётливый – человек, книжка, характер, система.

4. Дипломант, дипломат – хладнокровный, юный, конкурса, опытный.

5. Артистический, артистичный – темперамент, деятельность, натура, среда.

Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь.

Например, на руках носить – держать в черном теле.

Жить душа в душу, бить баклуши, отложить дело в долгий ящик, яблоку негде упасть, за тридевять земель, ворон считать.

Задание-5.

1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?

Например, крем - кремы.

Инженер, конструктор, доктор, отгул, свитер, торт, трюфель, шофер, ордер, паспорт.

2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

Например, варенья – варений.

Сплетни, георгины, свечи, будни, колени, лохмотья, рельсы, ясли, гланды, кольцо.

Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. (Два, двое) студентам выплатили именные стипендии в этом году.

2. Главный корпус МГУ на Воробьевых гора – 36-этажное здание, высота которого достигает 235,7 метра, высота шпиля 60 метров, а вес звезды на шпиле 12 тонн.

3. По (оба, обе) сторонам дороги стояли стройные ели.

4. Если к 25367 прибавить 46838, то получится 72205.

5. Самый большой алмаз – «Куллинан», найденный в начале XX века в Южной Африке. Весил он около 3106 каратов.

 

Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.

Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род) – РФ стала лидером.

Дели, ватерполо, вечер-встреча , канифоль, зеро, иваси, галстук-бабочка, гуру, декольте, диагональ, ДОСААФ, УЕФА, СМИ.

Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Архитектор Серова рассказал… корреспондентам о проекте нового жилого комплекса.

2. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был… отмечен… наградами правительства.

3. МГУ начал… прием заявление от абитуриентов.

4 . Большинство студентов группы сдал.. все зачёты и просил.. проэкзаменовать их в первую очередь.

5. Все, в том числе тренер, наблюда…. за игрой команды.

Задание-9. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно, благодаря, вопреки, по.

1. Согласно  (постановление правительства). 2. Благодаря  (забота родителей).

3. Вопреки  (советы врача). 4. По (окончание переговоров).

Раскрыть скобки.

1.Рецензия (спектакль). 2. Отзыв (работа). 3. Точка зрения (происходящее). 4. Вклад (наука). 5. Заведующий (кафедра).

Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскрыть скобки.

В де(й)ствительности вид..мое п..ложение звезды оказывае(ть,т)ся смещ..(н,нн)ым относительно исти(н,нн)ого на нек..торый угол . Вектор скорости (з,З)емли все время п..ворачивае(ть,т)ся в плоск..сти орбиты (в)следствии.. чего ось телескопа то(же) п..ворачивается описывая конус вокруг исти(н,нн)ого направления на звезду. Соответстве(н,нн)о видим..е п..ложение звезды на небесной сфере описывает окружность. Если направление на звезду образует с плоскостью з..мной орбиты угол отличный от пр..мого видим..е п..ложение звезды описывает э(л,,лл)ипс. Для звезды л..жащей в плоск..сти орбиты э(л,лл)ипс пр..вращае(ть,т)ся в пр..мую.

Задание-11. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

Образец выполнения

Предложение с ошибкой Исправленное предложение Тип ошибки
Пожилой старик ничего не хотел от жизни. Старик ничего не хотел от жизни. Плеоназм

1. В составах команд немало именитых спортсменов, много раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.

2. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок.

3. Вместе с руководителем пресс-службы Игорем Игнатьевым мы придумали имидж комнаты для брифингов, появилась стойка, эмблема, создан свой телерадиокомплекс.

4. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан.

5. Желающим получить путевки для детей на время рождественских каникул следует внести по ста сорока пяти рублей.

6. Местные аборигены радостно встретили путешественников.

Контрольная работа №-1

Вариант 8

Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.

Например, академик - ака[д'е]мик, где  ['] обозначает мягкость согласного при произношении.

Реквием, девичник, экспресс, терминал, шоумен, рейтинг, депрессия, троечник, включенный, оптовый, позвонит, уравненный, давнишний, фетиш, уведомить, жалюзи, каталог, щавель, засахариться, осужденный.

Задания-2. Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.

Прессинг, пролонгировать, экзальтированный, троглодит, инкогнито, галлюцинация, электорат, лимитировать, инвестор, рейтинг, утилитарный, демагог, коммюнике, алименты, импичмент.

Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов.

Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание. Внести дельное предложение, деловой человек.

1. Целостный, целый – свет, образ, короб, впечатление.

2. Эффективность, эффектность – речи, движений, двигателя, метода, способа.

3. Расчётный, расчётливый – человек, книжка, характер, система.

4. Дипломант, дипломат – хладнокровный, юный, конкурса, опытный.

5. Артистический, артистичный – темперамент, деятельность, натура, среда.

Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь.

Например, на руках носить – держать в черном теле.

Заварить кашу, вылететь в трубу, делать из мухи слона, переливать из пустого в порожнее, сидеть на шее, утереть нос.

Задание-5.

1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?

Например, крем - кремы.

Договор, инженер, штабель, офицер, шулер, почерк, повар, свитер, шофер, дядя.

2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

Например, варенья – варений.

Носки, баклажаны, помидоры, томаты, макароны, басни, блюдца, брызги, вафли, оладьи.

Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Ближайший телефон находился в деревне, то есть в (полтора километра) от станции 234 км от города.

2. 24 (клещи) заказал цех на складе.

3. Склоны (оба, обе) оврагов размыты дождями.

4.(Пять, пятеро) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета.

5. В 1961 году человек впервые преодолел земное притяжение и вырвался в космическое пространство.

Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.

Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род) – РФ стала лидером.

Пони, портье, рандеву, ранчо, регби, сажень, реле , колибри, метро, Хельсинки, НДФЛ, ДОСААФ, СМИ.

Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Мной приобретён.. надёжн.. плащ-палатка.

2. Никто, даже самые спо­собные студенты, не могл.. решить эту задачу.

3. Правление клуба, в том числе председатель и его заместитель, много сделал.. для организации этого вечера.

4. Печать, в том числе и газеты, уделя..т много внимания вопросам культуры.

5. Мать с детьми уехал.. в деревню.

Задание-9. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно, благодаря, вопреки, по.

1. Согласно (приказ директора). 2. Благодаря (успешное стечение обстоятельств). 3. Вопреки (здравый смысл). 4. По (приезд в столицу).

Раскрыть скобки.

1. Рецензия (статья). 2. Отзыв (монография). 3. Точка зрения (происходящее).

4. Вклад (искусство). 5. Заведующий (кафедра, отдел).

Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Мировая эк..номика пишет автор рано или поз(д)но буд..т вынужд..на и(з,с)пользовать мат..риальные и энерг..тические ресурсы (с,С)олнечной системы хотя бы лиш(ь) по одной причин… истощения сырьевых р..сурсов (з,З)емли. Но сущ..ствует один аспект псих..(лл,л)огический который следует из положения высказа(н,нн)ого Б.Расселом в 1952 году Рассел (щ,сч)итал что если когда(нибудь) на (з,З)емле наступит все(общий) мир люди будут удовлетворять свое стр..мление к приключениям в и(с,сс)ледованиях а не разрушениях. А познание (с,С)олнечной системы и звезд может стать таким приключением выт..сняющим энергию разрушения что в..роятно позволит решить серьезную психологическую пр..блему.

Задание-11. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

Образец выполнения

Предложение с ошибкой Исправленное предложение Тип ошибки
Пожилой старик ничего не хотел от жизни. Старик ничего не хотел от жизни. Плеоназм

1. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трех недель.

2. В пресс – центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.

3. Приближалась ознакомительная практика и студенты испытывали смятение. 4. Гарантированное письмо мы получили в отделе готовой продукции.

5. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек.

6. Время существования в космосе второго спутника – 93 суток.

Контрольная работа №-1

Вариант 9

Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.

Например, академик - ака[д'е]мик, где  ['] обозначает мягкость согласного при произношении.

Маневр, бизнес, сердечный, резюме, агрессия, нейрохирург, декан, полуночный, генезис, откупорить, прирученный, мастерски, принудить, опошленный, кедровый, дозировать, вторить, открепленный, начать, сахаристый.

Задания-2.  Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.

Спикер, дайджест, нивелировать, оптимальный, меценат, преамбула, консервация, митинг, санкционировать, модернизировать, одиозный, спонсор, протеже, авангард, кампания.

Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов.

Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание. Внести дельное предложение, деловой человек.

1. Совестливо, совестно – улыбаться, просить, говорить, напоминать .

2. Усвоить, освоить – целинные земли, хорошие манеры, профессию, машину, теорию.

3. Экономичный, экономический – базис, машина, метод, закон, затраты.

4. Cоветник,  советчик – технический, ближайший, тайный, непрошеный.

5. Бедный,  бедственный – положение, воображение, состояние, фантазия, человек.

Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь.

Например, на руках носить – держать в черном теле.

Поставить крест, гордиев узел, палец в рот не клади, мастер на все руки, из рук вон, держать нос по ветру.

Задание-5.

1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?

Например, крем - кремы.

Инженер, директор, инспектор, паспорт, повар, торт, бухгалтер, купол, ордер, свитер.

2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

Например, варенья – варений.

Рельсы, сапоги, простыня, георгины, томаты, яблоки, басни, плечо, сумерки, грамм.

Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Вышел в свет новый анатомический атлас человека с 2647 (иллюстрация).

2. Бои продолжались до 12 мая 1945 года. Взято в плен 252 661 солдат противника, захвачено около 650 танков, 3069 орудий, 790 самолетов, 41 131 автомобилей.

3. Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей).

4. Высота Останкинской телебашни вместе с антенной составляет около 539 метров. Она построена в 1967 году.

5. В Москве более 500 прудов общей площадью 880 га.

Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.

Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род) – РФ стала лидером.

Хоккайдо, салями, шампунь, толь, кресло-качалка, цеце, чудо-ребёнок, шасси, шимпанзе, БАМ, СНИЛС, РУТ.

Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно занимал.. призовые места.

2. Часть книг, журналов и газет был..списан.. за ненадобностью.

3. Часть абитуриентов оказал..сь выпускниками столичных математических школ.

4. Секретарь выдал.. нам нужные справки.

5. Роман «Анна Каренина» создан.. Л.Н. Тол­стым.

Задание-9. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно, благодаря, вопреки, по.

1. Согласно (приказ директора). 2. Благодаря (успешное стечение обстоятельств). 3. Вопреки (здравый смысл). 4. По (приезд в столицу).

Раскрыть скобки.

1. Рецензия (статья). 2. Отзыв (монография). 3. Точка зрения (происходящее).

 4. Вклад (искусство). 5. Заведующий (кафедра, отдел).

Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Наибол..е бросающ..еся в глаза изменение научно(т..хнического) п..тенциала в Ро(с,сс)ии в ходе реформ это его ре(с,з)кое с..кращение за(счет) падения государстве(н,нн)ого ф..нан(сс,с)ирования об(ь,ъ)емов работ и соответстве(н,нн)о ум..ньшение числа занятых в сфере науки и научного обслуживания. Сокращение это происходит (не)равномерно в разных с..кторах разных кат..гориях работников разных специальностях но сам факт крупных кадровых потерь ро(с,сс)ийской науки оч..виден и наглядно д..монстрируе(ть,т)ся да(н,нн)ыми статистики Вопрос не в доказательстве этого обстоятельства а в его оценке. Мнения высказываемые по да(н,нн)ому пов..ду разнор..чивы.

Задание-11. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

Образец выполнения

Предложение с ошибкой Исправленное предложение Тип ошибки
Пожилой старик ничего не хотел от жизни. Старик ничего не хотел от жизни. Плеоназм

1. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла.

2. С изумлением мы узнавали свою группу крови.

3. У нас очень дружественный коллектив. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

4. Так мы и живем: семь в одной комнате.

5. Фирма представила нам эксклюзивные скидки.

6. Отчет должен быть сдан к 23 марту.

Контрольная работа №-1

Вариант 10

Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.

Например, академик - ака[д'е]мик, где  ['] обозначает мягкость согласного при произношении.

Компьютер, горчичник, тенор, депо, трейлер, террор, экспресс, шуточный , ходатайствовать, переслащенный, телепатия, бензопровод, исключенный, дозиметр, ветеринария, путепровод, сосредоточение, некролог, мизерный, каталог.

Задания-2. Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.

Брифинг, депонировать, визави, мезальянс, суверенитет, аккумулировать, лаконичный, консилиум, компрометировать, тривиальный, дилетант, ассорти, пертурбация, коммерция, ассимилировать.

Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов.

Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание. Внести дельное предложение, деловой человек.

1. Спасительный, спасательный – совет, пояс, мысль, жилет.

2. Безыскусный, безыскусственный – украшение, красота, рисунок, манера, речь.

3. Безликий, безличный – толпа, характер, произведение, фигура, предложение.

4. Лирический, лиричный – герой, cтроки, стихотворение, настроение, симфония.

5. Прозаический, прозаичный – труд, пьеса, заботы, язык, жизнь, приём.

Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь.

Например, на руках носить – держать в черном теле.

Себе на уме, как снег на голову, светлая голова, золотой человек, когда рак на горе свистнет, витать в облаках.

Задание-5.

1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?

Например, крем - кремы.

Директор, отгул, офицер, почерк, свитер, торт, шофер, профессор, шулер, якорь.

2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

Например, варенья – варений.

Рельсы, ясли, гланды, помидоры, макароны, яблоки, басни, блюдца, вафли, оладьи.

Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Бои продолжались до 12 мая 1945 года. Взято в плен 252 661 солдат противника, захвачено около 650 танков, 3069 орудий, 790 самолетов, 41 131 автомобилей.

2. Главный корпус МГУ на Воробьевых гора -36-этажное здание, высота которого достигает 235,7 (метра), высота шпиля 60 (метр), а вес звезды на шпиле более 12 тонн.

3. 24 (клещи) заказал цех на складе.

4. (Оба) дочерям удалось поступить в университет в этом году.

5. Вышел в свет новый анатомический атлас человека с 2647 (иллюстрация).

Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.

Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род) – РФ стала лидером.

Токио, авеню, автомобиль-цистерна, алиби, салями, табу, леди, зеро, Сухуми, маэстро, ИНН, ВВС, ГИБДД.

Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Большинство людей молчал...

2. Большинство людей хотел.. что-нибудь сделать.

3. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания.

4. Большинство картин художников-передвижников был.. воспринят..как гимн человеку.

5. Ряд столов стоял.. в аудитории.

Задание-9. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно, благодаря, вопреки, по.

1. Согласно (устав предприятия). 2. Благодаря (помощь и поддержка друзей).

3. Вопреки (ожидания). 4. По (возвращение из отпуска).

Раскрыть скобки:

1. Рецензия на(книга, статья, спектакль). 2. Отзыв (диссертация).

3. Точка зрения (происходящее). 4. Вклад (искусство). 5. Заведующий (отдел).

Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Уже (древне)греческие мыслит..ли видели что помимо общего в том ма(с)штабе в каком его постигают «час(т)ные науки» есть общ..е и больш..го ма(с)штаба а име(н,нн)о в отдельности для каждой из трех основных областей действительности природы ч..ловеческого общества сознания. Но существует и вс..общее которое присуще земному универсуму (в)целом и выражается в законах и кат..гориях типа н..обходимость случайность причи(н,нн)ость связь время и т.п. Таким образом структурное поле общего включа..т в с..бя конкретно(общее).

Задание-11. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

Образец выполнения

Предложение с ошибкой Исправленное предложение Тип ошибки
Пожилой старик ничего не хотел от жизни. Старик ничего не хотел от жизни. Плеоназм

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

2. Это оказался искусный алмаз.

3. Семье Ивановых представили квартиру в новом доме.

4. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

5. Правление клуба, в том числе председатель и его заместители, уделяют много внимания вопросам культуры.

6. Горько страдает Тихон, ставший косным виновником гибели Катерины.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

РУТ (МИИТ)

Одобрено кафедрой

«ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

 

Протокол № 1 от  «30» сентября 2018 г.

                                     Авторы: Хантурова И.Е., Сафарян М.З., Банцер Е.И.   

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Русский язык и культура речи


Уровень ВО:     Специалитет    

 

Форма обучения:  Заочная

 

Курс:                         1

 

Специальность/Направление: Все специальности

Специализация/Профиль/Магистерская программа: Все специализации

 

 

                                                    Москва     


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

РУТ (МИИТ)

Одобрено кафедрой

«ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

 

Протокол № 1 от  «30» сентября 2018 г.

                                     Авторы: Хантурова И.Е., Сафарян М.З., Банцер Е.И.

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 834.