Поздний классический период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Немецкая классическая социология (Теннис и Зиммель, Вебер)

В нем социологии выделяются 2 основных направления:

1. формальная социология - Теннис и Зиммель;

2. социология Вебера.

Сторонники (1) предавали особое значение форме, структурированию, классификации общественных явлений и процессов. Соц процессы и отношения рассматриваются в рамках множественных классификаций социальных форм, в них укладываются различные общественные структуры, действия и тенденции.

М.Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк. Правовед по образованию, научную деятельность начал с исследований в области экономической истории, его диссертация, посвященная средневековым торговым компаниям была опубликована в 1889г., в 1891г. вышла книга о римской аграрной истории. Среди наиболее известных работ: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Собрание сочинений по социологии религии» (1921), «Хозяйство и общество» (1921).

Своими философскими учителями Вебер признавал Виндельбанда и Риккерта, которые являлись представителями давнего диалога (спора) между исторической и теоретической политэкономией. Вебер разрешил этот спор, выработав понятие идеального типа. В работах, посвященных полемике с представителями исторической школы в политэкономии (Рошер, Книс), историком Эд.Майером, правоведом и социальным философом Р.Штамплером Вебер подвергал это понятие все более глубокой общеметодологической обработке, предлагая его в конце концов в качестве важнейшего понятия своей социологии. Немецкая историческая политэкономия превращалась у Вебера в историческую социологию с преимущественным интересом к историко-социологическому исследованию хозяйства.

Главный инструмент познания - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким образом служат инструментом исследования. Понимающая социология ориентирована на рациональное постижение осознанного человеческого действия.

Социальное действие – простейшая единица социального поведения. Это действие индивида, сознательно ориентированное на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей. Условия: 1.рациональная осмысленность, 2.ориентация на других людей. Типы: 1.целерациональное (осознание и рациональность цели, соотнесение ее со средствами), ценностно-рациональное (осознанность направленности действия на определенные ценности), аффективное (совершаемое под определенным эмоциональным состоянием действующего субъекта), традиционное (основано на привычке к определенным действиям, «автоматическая реакция» на привычное раздражение).

Легитимность – вера в значимость. Поведение, основанное на легитимности, отличается от простого социального поведения, опирающегося на обычаи или сочетание интересов. Порядок, представляющийся индивиду легитимным, не нуждается во внешнем обосновании. Легитимность социального порядка выражается в значимости его норм, требований и образцов поведения. Она может быть гарантирована как внешне, так и внутренне. Легальность – одна из форм узаконения, легитимации социального порядка. Легальность – характеристика одного из 3 типов господства (рациональное, традиционное, харизматическое) - рационального. Легальность – такой способ узаконения социального порядка и господства, который покоится на вере в юридически констатируемую правильность его основоположений. Основной инструмент осуществления легального господства – рациональная бюрократия, противоположная бюрократии традиционного и харизматического типа.

Социология Дюркгейма.

Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Понятие социологизма. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Выделяет в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона:

1. Социальная реальность включена в универсальный при­родный порядок; она устойчива, основательна и реальна, подчинена действию определенных законов.

2. Общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Общество — не простая сумма индивидов, но система, обра­зованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.

3. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения. Характерная онтологическая черта «социо­логизма» — это «социальный реализм».

Методологический аспект социологизма:

1. Поскольку общество — часть природы, постольку наука об обществе — социология — подобна наукам о природе в отно­шении методологии. Цель - исследование устойчивых причинно-следственных связей и зако­номерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социоло­гии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Исследованию должна подвергаться реальность.

2. Из признания специфики социальной реальности вытека­ет самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук.

3. Социологи­ческий способ объяснения провозглашается единственно верным. Социология наука наук.

Предмет и разделы социологии.

Предмет социологии — социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и ока­зывают на них принудительное воздействие. Социология - наука об институтах, их генезисе и функционировании.

Социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию (аналогична анатомии. Она иссле­дует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму; в ее сферу входит изучение:

1.географической основы жизни народов в связи с социальной организацией;

2.народонаселения, его объема, плотности, распределения по тер­ритории), социальную физиологию (исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук) и общую социологию (осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы).

Социальная физиология включает:

1) социологию религии;

2) социологию морали;

3) юридическую социологию;

4) экономическую социологию;

5) лингвистическую социологию;

6) эстетическую социологию

Социальная солидарность и теория разделения труда.

Тема социальной солидарности — главная тема социологии Дюркгейма. Солидарность — синоним общественного состояния. Разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность. Если в архаических обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллектив­ном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидар­ность»). Разделение труда - социальное явление, фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.

Понятие социальной функции.

Социальная функция - отношение соответствия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы (тождественно представлению о функциях органов в биологическом орга­низме). Общество - интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей. Любой институт - соответствует определенной соци­альной потребности.

Понятие аномии - состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переход­ных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а но­вые еще не установились.

Социология религии.

Отличительной чертой религиозных верований является деление мира на две противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая зау­рядная. Религия - связная система верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отде­ленным, запретным вещам. Религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия — это символическое выражение общества; поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — «реальному» объекту всех религиозных культов.

Значение творчества Э.Дюркгейма.

Дюркгейм рассматривал общество как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Политические революции — это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в со­циальных системах. Социальное поведение регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и при­влекательными, должными и желательными.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 650.