Лекция 2. Формирование социологического знания.

Лекция 2. Формирование социологического знания.

Краткий исторический очерк.

 История развития социологической мысли от античности до середины 19 века.

Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».

Античность.

Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.

Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Его главный тезис – правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом, но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов. Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством, средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.

В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Он защищает не высший класс, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы), но обязал проходить спец. подготовку и отбор. Элита должна разбираться в литературе, музыке, философии и математике. К управлению должны допускаться люди 50 и более лет. Платон требовал от элиты нравственной чистоты, т.к. подданные берут пример с правителей.

Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существовали еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1. масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2. эгоистические интересы богатых ограничены; 3. средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества исправляются не уравнительным распределением, моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Аристотель в отличие от Платона считал, что частной собственностью может владеть каждый, и она не вредит нравам людей. Важно не то, сколько собственности, а как ее используют. Человеком управляет множество потребностей, но главная движущая сила – любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлобленны. При частной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Но чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства.

 

 

Средневековье.

Только через две тысячи лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые явились непосредственными предшественниками научного этапа социологии.

А.Августин (патристика). Бог –причина существования всякого сущего и всякого блага. Душа превосходит над телом, основой духовной жизни явл-ся воля. Неравенство людей –необходимое явление в соц. жизни. Природа человека: добрая, общительная, но ему свойственна любовь к раздору. Представление о граде земном (основанном на грехе) и граде божьем(на правде и добре). В изложении плана божьего А. дает периодизацию истории земных градов-об-в, кот основана на аналогии с 6 днями творения-эсхатологич-я концепция, идея прогресса –религиозно-теолигич-я. Государство - часть универсального порядка, создателем и правителем кот-го явл-ся бог. Цель гос-ва-сохранение порядка и мира.

Ф.Аквинский (расцвет схоластики) «Сумма теологии», «Декрет». Выделяет виды законов: вечный, естественный, человеческий (право народов и цивильное), божественный, закон грехов, побуждения. Об-во-естественное образование. Государство - это часть вселенной империи, связанная с богом, оно возникает как разумное сообщество людей, заботится об общем благе. Правильные формы гос. устройства – монархия, аристократия. Роль церкви выше, чем государства.

Арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332–1406) пристально изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Многие европейские мыслители XVIII – XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII – XVIII веках впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: «общество», «культура», «цивилизация», «классы», «структура», «функция» и некоторые другие.

Возрождение.

Никколо Макиавелли (1469-1527). Он  обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцентирует внимание на поведении политического лидера. Правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

1 закон – действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Чтобы добиться стабильности в обществе, надо выяснить, какой социальный слой наиболее честолюбив (желающие сохранить, что имеют, или стремящиеся приобрести то, чего у них нет). Оба мотива разрушительны для государства. Чтобы сохранить единство государства правитель должен не бояться быть жестоким по отношению к смутьянам (казнить их), но нельзя посягать на их имущество, т.к. люди прощают даже смерть родителей, но не потерю состояния.

2 закон – умный правитель не должен выполнять свои обещания, т.к. подданные не спешат выполнять свои. Добиваясь власти, можно обещать многое, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, а где зависимость, там нерешительность, малодушие. Народ презирает эти качества правителей. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые. Но зло – признак твердости. Отсюда, чтобы завоевать власть надо быть добрым, а чтобы ее удержать, надо быть жестоким.

3 закон – творить зло надо сразу, а добро – постепенно, т.к. наградами дорожат, когда они редки, а наказания нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается справедливой, чем растянутая во времени.

Просвещение.

Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588 – 1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Гоббс отмечал, что выделяют несколько видов общественных животных (муравьи, пчелы), но у животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти – причины мятежей и войн. Животные не знают справедливости и вреда, поэтому не оценивают действия своих сородичей и не способны прийти к осознанию того, что обществу необходимо единство, основанное на власти. Такое единство называется государством. Платон и Аристотель считали, что когда государство создано, общество живет по определенным законам и правилам, люди склонны к сотрудничеству, но Гоббс считал, что это неверно. Человек предпочитает общество тех, кто ему наиболее выгоден. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение, которое сбивает людей в группы, помогает выжить в конкуренции друг с другом. Но, объединившись, люди стараются работать не на общее благо, а извлечь выгоду для себя. Слава и почет достаются не многим, остальные чувствуют себя обойденными.

Не добившись уважения одним путем, люди стремятся заполучить его иным, господствуя над другими. Большего можно добиться господствуя, а не сотрудничая с другими. Отсюда следуют два вывода в трактате «О гражданине»: 1. люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); 2. гражданское общество вследствие опасения одних перед другими. Причина возникновения стабильного общества – взаимный страх (ожидание будущего зла), а не любовь и расположение.

Юм и Смит. Не отождествляют общество и гос-во. Об-во(Юм) существует до государства, гос-во возникает из внешних потреб-тей, из необх-ти защитить себя от других об-в. Зачатки гос. власти имеют источник в спорах между людьми разных об-в. Самым естественным состоянием явл-ся общественный строй без гос. власти. Для возникновения государства не нужен общ. Договор. Естественное состояние – удовлетворение насущных потребностей и стремление к самосохранению. Основным элементом, связывающим человека и общество явл-ся взаимность интересов. Общественный закон –этический и моральный. Люди действуют сами, подчиняясь законам естественной свободы (Смит). Государство возникает как инструмент об-ва, как его средство, служит для обеспечения стабильности в обществе, возникает по мере накопления общественного богатства. Смит выделяет 2 типа об-в: варварское (не допускает неравенства) и цивилизованное. Основная идея Юма и Смита – экономические интересы отвечают изначальным потребностям человека, поэтому выгодно людям.

Сен-Семон. Прогресс-универсальный закон, кот управляет людьми независимо от их воли. Основа его-в разуме в людях, кот. его осущ-ют. Об-во в своем развитии проходит от военного типа к промышленному. Его деят-ть положила начало 2-м формам мироздания-социалистич-й и социологич-й. Об-во понимает в духе соц. реализма, как особого рода механизм, все части которого способствуют движению в целом.

И.Кант. В его концепции дается синтетич-й анализ человека и об-ва, в единстве рассматр-ся культура, цивилизация, нравственность и право. По его мнению, чел. род существует как целостность, подчин. законам природы, эти законы – цели природы. Цель прогресса-цель самой природы, не зависит от индивидов. Правовое гражд. об-во-особая соц. сис-ма, кот. на основе разума формирует законы и механизмы их реализ-и. Кант дает анализ существующего буржуазного об-ва.

В 18в. обществ. мысль все больше переводится с общефилософских категорий на язык конкретных соц. программ, предвосхищая тем самым появление социологии как конкретной науки. Реакция против соц. номинализма, против представлений об обществе как искусственном порождении интеллекта и воли человека.

 

 

Классический период.

 Ранний классический.

Термин «социология» появился лишь в начале XIX века – между 1838 и 1840 гг. Основоположником социологии как самостоятельной науки считается француз Огюст Конт (1798–1857), который родился в семье служащего, работал секретарем известного философа, социалиста-утописта Сен-Симона (сотрудничал в течение 7 лет).  Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики», «Дух позитивной философии». Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая спекуляции и вымыслы. По Конту социология (первоначально он называл ее социальной физикой) - единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Она базируется на пяти принципах, выражающих суть позитивизма: 1). Она должна быть точной, естественной наукой, 2). Отличаться реализмом, 3). Быть полезной, 4). Обладать определенностью, 5). Быть нацеленной на открытие «неизменных законов». При создании своей науки Конт принял на вооружение эмпирические методы, характерные для естествознания: метод наблюдения, метод эксперимента, метод сравнения и исторический метод. Причем применять они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Открытые ею законы надо довести до людей и научить их тому, как правильно строить взаимоотношения.

Г. Спенсер.

Основные принципы эволюционизма базируются на убеждении, что прошлое человечества можно восстановить, изучая существующие примитивные общества.

Г. Спенсер (1820-1903) «Основания социологии», «Основные начала», «Социология как предмет изучения», «Социологическая статика” и “Принципы социологии”. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого, Спенсер сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы. Социология – всеобъемлющая наука включая этнографию и антропологию. Предмет социологии – конкретная объективная реальность самого общества, соц явления и процессы. При рассмотрении общества исходит из органической связи естествознания и соц знания и из продолжения первого вторым. Сходства с Контом: стремление перенести законы естественных наук в сферу анализа общественных явлений и процессов. Социология становится наукой, если следует идее природного эволюционного закона. Ведущая наука – биология. Социология – наука, продолжающая разработку биологических законов на материалах общественного развития. Общество – особого рода бытие, хотя слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. По Спенсеру общество – организм, кот имеет большие сходства с живыми организмами, чем с машинами. Сходства с организмами: общественный рост и рост организма длится до поглощения одного общества другим или до его распада на несколько частей; при увеличении размеров усложняется структура; дифференциация структуры его элементов сопровождается дифференциацией функций. Различия: в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе, наоборот; у организмов способность чувствовать и мыслить сосредоточена в определенном месте, в обществе сознание развито по всему агрегату. Противопоставлял функциям организма функциям общества: земледелие, промышленность – питание; торговля – кровообращение; транспорт – сосудистая система. Классовая борьба – отражение закона борьбы за существование. Общество служит для блага индивида. Выделил социальные типы общества:

1. военное (Спарта – коллективные цели превалируют над индивидуальными, жёсткая организация, система принуждения, дисциплина; сотрудничество носит принудительный характер; эти общества консервативны, плохо поддаются изменениям);

2. промышленное (Англия 19в – добровольное сотрудничество, индивидуальная свобода, свобода экономической деятельности, высокая активность населения, свобода от вмешательства государства в социальный порядок; главная задача государства – защита прав индивидов от внешних и внутренних угроз).

Эволюционизм:

1. неорганическая эволюция (связан с неорганической природой);

2. органическая (связан с органической природой);

3. надорганическая (соответствует человеческому обществу).

Эволюционные законы высших сфер бытия не могут быть сведены к законам низших. Эволюция – переход из одного состояния в другое в рамках одной соц системы. Человек превращается в социальное существо в процессе эволюции первобытных сообществ. Социология должна раскрывать действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов, массовых течений, при этом отвергается единичное, случайное, индивидуальное. Направления эволюции:

1. однолинейное (ранние стадии развития человечества);

2. многолинейные.

Этапы эволюции жёстко предопределены. Социальный организм претерпевает те же изменения, что и индивидуальный организм. Развитие общества подвержено влиянию природных условий. Критерии общественного прогресса: рост свободы и индивидуализма. Эволюционный процесс естественен и объективен и не зависит от желаний и интересов людей. Факторы эволюции:

1. первичные (внутренние – физические и психические свойства человека на ранних этапах его развития; внешние – климатические и географические);

2. вторичные (внутренние – изменившаяся сущность человека, появление соц институтов; внешние).

Учение о социальных институтах. Социальный институт – способ и формы самоорганизации совместной жизни людей, сопряжённой с соц организацией. Совокупность социальных институтов составляет структуру общества. Функции соц институтов: нормальное функционирование всего соц организма; превращение человека в соц существо. Соц институт создаёт условия для социализации личности. В рамках соц институтов действуют 3 системы органов: производительная, распределительная, регулятивная. Разновидности соц институтов: домашние; обрядовые; политические; церковные; профессиональные; промышленные. Ценность учения о соц институтах: строгая классификация; проанализированы с позиции эволюционной теории; рассмотрены на основе богатого историко-этнографического материала.

Отношение Спенсера к социализму. Выступает против: централизации и монополизации власти, что может привести к принуждению. Рассматривает социализм как своеобразную форму рабства. Социализм в конечном виде не осуществим. Социализм вмешивается в жизнь людей и государства в результате планирования и в деятельности. Образуется невозможность индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Сравнивает социализм с военным обществом: властное принуждение, принудительная кооперация, жесткая регуляция деятельности, существование индивида для государства, фиксация статусов.

Значение: показ неизбежности социальной революции. Социология получила от Спенсера набор хорошо разработанных понятий, социальный организм, систему, структуру: широкие возможности применения сравнительно-исторического метода и разработка типологии общества.

Социология Дюркгейма.

Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Понятие социологизма. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Выделяет в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона:

1. Социальная реальность включена в универсальный при­родный порядок; она устойчива, основательна и реальна, подчинена действию определенных законов.

2. Общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Общество — не простая сумма индивидов, но система, обра­зованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.

3. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения. Характерная онтологическая черта «социо­логизма» — это «социальный реализм».

Методологический аспект социологизма:

1. Поскольку общество — часть природы, постольку наука об обществе — социология — подобна наукам о природе в отно­шении методологии. Цель - исследование устойчивых причинно-следственных связей и зако­номерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социоло­гии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Исследованию должна подвергаться реальность.

2. Из признания специфики социальной реальности вытека­ет самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук.

3. Социологи­ческий способ объяснения провозглашается единственно верным. Социология наука наук.

Предмет и разделы социологии.

Предмет социологии — социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и ока­зывают на них принудительное воздействие. Социология - наука об институтах, их генезисе и функционировании.

Социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию (аналогична анатомии. Она иссле­дует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму; в ее сферу входит изучение:

1.географической основы жизни народов в связи с социальной организацией;

2.народонаселения, его объема, плотности, распределения по тер­ритории), социальную физиологию (исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук) и общую социологию (осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы).

Социальная физиология включает:

1) социологию религии;

2) социологию морали;

3) юридическую социологию;

4) экономическую социологию;

5) лингвистическую социологию;

6) эстетическую социологию

Социальная солидарность и теория разделения труда.

Тема социальной солидарности — главная тема социологии Дюркгейма. Солидарность — синоним общественного состояния. Разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность. Если в архаических обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллектив­ном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидар­ность»). Разделение труда - социальное явление, фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.

Понятие социальной функции.

Социальная функция - отношение соответствия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы (тождественно представлению о функциях органов в биологическом орга­низме). Общество - интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей. Любой институт - соответствует определенной соци­альной потребности.

Понятие аномии - состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переход­ных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а но­вые еще не установились.

Социология религии.

Отличительной чертой религиозных верований является деление мира на две противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая зау­рядная. Религия - связная система верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отде­ленным, запретным вещам. Религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия — это символическое выражение общества; поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — «реальному» объекту всех религиозных культов.

Значение творчества Э.Дюркгейма.

Дюркгейм рассматривал общество как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Политические революции — это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в со­циальных системах. Социальное поведение регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и при­влекательными, должными и желательными.

 

Лекция 2. Формирование социологического знания.

Краткий исторический очерк.

 История развития социологической мысли от античности до середины 19 века.

Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».

Античность.

Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.

Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Его главный тезис – правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом, но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов. Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством, средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.

В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Он защищает не высший класс, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы), но обязал проходить спец. подготовку и отбор. Элита должна разбираться в литературе, музыке, философии и математике. К управлению должны допускаться люди 50 и более лет. Платон требовал от элиты нравственной чистоты, т.к. подданные берут пример с правителей.

Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существовали еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1. масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2. эгоистические интересы богатых ограничены; 3. средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества исправляются не уравнительным распределением, моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Аристотель в отличие от Платона считал, что частной собственностью может владеть каждый, и она не вредит нравам людей. Важно не то, сколько собственности, а как ее используют. Человеком управляет множество потребностей, но главная движущая сила – любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлобленны. При частной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Но чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства.

 

 

Средневековье.

Только через две тысячи лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые явились непосредственными предшественниками научного этапа социологии.

А.Августин (патристика). Бог –причина существования всякого сущего и всякого блага. Душа превосходит над телом, основой духовной жизни явл-ся воля. Неравенство людей –необходимое явление в соц. жизни. Природа человека: добрая, общительная, но ему свойственна любовь к раздору. Представление о граде земном (основанном на грехе) и граде божьем(на правде и добре). В изложении плана божьего А. дает периодизацию истории земных градов-об-в, кот основана на аналогии с 6 днями творения-эсхатологич-я концепция, идея прогресса –религиозно-теолигич-я. Государство - часть универсального порядка, создателем и правителем кот-го явл-ся бог. Цель гос-ва-сохранение порядка и мира.

Ф.Аквинский (расцвет схоластики) «Сумма теологии», «Декрет». Выделяет виды законов: вечный, естественный, человеческий (право народов и цивильное), божественный, закон грехов, побуждения. Об-во-естественное образование. Государство - это часть вселенной империи, связанная с богом, оно возникает как разумное сообщество людей, заботится об общем благе. Правильные формы гос. устройства – монархия, аристократия. Роль церкви выше, чем государства.

Арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332–1406) пристально изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Многие европейские мыслители XVIII – XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII – XVIII веках впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: «общество», «культура», «цивилизация», «классы», «структура», «функция» и некоторые другие.

Возрождение.

Никколо Макиавелли (1469-1527). Он  обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцентирует внимание на поведении политического лидера. Правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

1 закон – действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Чтобы добиться стабильности в обществе, надо выяснить, какой социальный слой наиболее честолюбив (желающие сохранить, что имеют, или стремящиеся приобрести то, чего у них нет). Оба мотива разрушительны для государства. Чтобы сохранить единство государства правитель должен не бояться быть жестоким по отношению к смутьянам (казнить их), но нельзя посягать на их имущество, т.к. люди прощают даже смерть родителей, но не потерю состояния.

2 закон – умный правитель не должен выполнять свои обещания, т.к. подданные не спешат выполнять свои. Добиваясь власти, можно обещать многое, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, а где зависимость, там нерешительность, малодушие. Народ презирает эти качества правителей. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые. Но зло – признак твердости. Отсюда, чтобы завоевать власть надо быть добрым, а чтобы ее удержать, надо быть жестоким.

3 закон – творить зло надо сразу, а добро – постепенно, т.к. наградами дорожат, когда они редки, а наказания нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается справедливой, чем растянутая во времени.

Просвещение.

Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588 – 1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Гоббс отмечал, что выделяют несколько видов общественных животных (муравьи, пчелы), но у животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти – причины мятежей и войн. Животные не знают справедливости и вреда, поэтому не оценивают действия своих сородичей и не способны прийти к осознанию того, что обществу необходимо единство, основанное на власти. Такое единство называется государством. Платон и Аристотель считали, что когда государство создано, общество живет по определенным законам и правилам, люди склонны к сотрудничеству, но Гоббс считал, что это неверно. Человек предпочитает общество тех, кто ему наиболее выгоден. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение, которое сбивает людей в группы, помогает выжить в конкуренции друг с другом. Но, объединившись, люди стараются работать не на общее благо, а извлечь выгоду для себя. Слава и почет достаются не многим, остальные чувствуют себя обойденными.

Не добившись уважения одним путем, люди стремятся заполучить его иным, господствуя над другими. Большего можно добиться господствуя, а не сотрудничая с другими. Отсюда следуют два вывода в трактате «О гражданине»: 1. люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); 2. гражданское общество вследствие опасения одних перед другими. Причина возникновения стабильного общества – взаимный страх (ожидание будущего зла), а не любовь и расположение.

Юм и Смит. Не отождествляют общество и гос-во. Об-во(Юм) существует до государства, гос-во возникает из внешних потреб-тей, из необх-ти защитить себя от других об-в. Зачатки гос. власти имеют источник в спорах между людьми разных об-в. Самым естественным состоянием явл-ся общественный строй без гос. власти. Для возникновения государства не нужен общ. Договор. Естественное состояние – удовлетворение насущных потребностей и стремление к самосохранению. Основным элементом, связывающим человека и общество явл-ся взаимность интересов. Общественный закон –этический и моральный. Люди действуют сами, подчиняясь законам естественной свободы (Смит). Государство возникает как инструмент об-ва, как его средство, служит для обеспечения стабильности в обществе, возникает по мере накопления общественного богатства. Смит выделяет 2 типа об-в: варварское (не допускает неравенства) и цивилизованное. Основная идея Юма и Смита – экономические интересы отвечают изначальным потребностям человека, поэтому выгодно людям.

Сен-Семон. Прогресс-универсальный закон, кот управляет людьми независимо от их воли. Основа его-в разуме в людях, кот. его осущ-ют. Об-во в своем развитии проходит от военного типа к промышленному. Его деят-ть положила начало 2-м формам мироздания-социалистич-й и социологич-й. Об-во понимает в духе соц. реализма, как особого рода механизм, все части которого способствуют движению в целом.

И.Кант. В его концепции дается синтетич-й анализ человека и об-ва, в единстве рассматр-ся культура, цивилизация, нравственность и право. По его мнению, чел. род существует как целостность, подчин. законам природы, эти законы – цели природы. Цель прогресса-цель самой природы, не зависит от индивидов. Правовое гражд. об-во-особая соц. сис-ма, кот. на основе разума формирует законы и механизмы их реализ-и. Кант дает анализ существующего буржуазного об-ва.

В 18в. обществ. мысль все больше переводится с общефилософских категорий на язык конкретных соц. программ, предвосхищая тем самым появление социологии как конкретной науки. Реакция против соц. номинализма, против представлений об обществе как искусственном порождении интеллекта и воли человека.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 38.