Усиление царской власти.
На протяжении всего ХVII в. происходил процесс усиления царской власти. Как и в ряде других европейских стран, в России шло становление абсолютизма. Однако причины данного процесса, внешне похожего на подобные явления в других странах, в России были во многом своеобразными. Катастрофа Смутного времени вызвала стремление к всемерному укреплению центральной власти. Только мощная власть могла гарантировать независимость страны и внутренний порядок в ней, успешное развитие хозяйства.
Признаком становления абсолютизма являлась эволюция роли земских соборов. Центральная власть по мере своего укрепления стремилась избавиться от необходимости совета с сословиями. После возвращения из плена отца царя Михаила Федоровича Филарета созыв соборов прекратился. Однако смерть в 1633 г. патриарха вынудила его сына вновь пойти на созыв соборов. При Алексее Михайловиче соборы собирались в начале его царствования для принятия решений по важнейшим проблемам (Соборное уложение 1649 г., начало войны за воссоединение с Украиной).
Постепенно Алексей Михайлович добился полной победы принципа личной и абсолютной власти, который был закреплен его сыном, императором Петром 1. Титул самодержца вначале использовался для выражения внешней независимости от Орды, но затем наполнился иным содержанием, обозначая единовластного правителя.
К концу ХVII в. земские соборы ушли в прошлое. Правда, в 1682 г. вопрос о смене монарха решался на неком подобии собора с участием служилых людей. В целом же царская власть приобрела все признаки абсолютизма. В Соборном уложении 1649 г. было законодательно закреплено изменение роли царской власти. Всякое выступление против абсолютной власти монарха наказывалось смертной казнью.
Государственный аппарат.
Царь правил страной, опираясь прежде всего на государственный аппарат. Этот аппарат в ХVII в. постоянно рос и совершенствовался. Основным элементом его стала приказная система. Число приказов возросло. По мере появления новых направлений государственной деятельности, возникновения новых задач, роста территории создавались новые приказы. Всего существовало около 80 приказов, но постояннодействующих было около 40.
Приказная система была довольно запутанной. Не существовало четкого разделения областей деятельности приказов, многие из них дублировали друг друга. Не было документов, определявших порядок функционирования приказов. Существовали приказы, управлявшие определенными территориями (Сибирский приказ, приказ Казанского дворца), другие управляли определенными направлениями деятельности государства (Посольский, Разрядный приказы и др.). Проявлением абсолютизма стало создание Алексеем Михайловичем приказа Тайных дел, который должен был контролировать другие приказы, армию, местную власть. Фактически руководил этим приказом сам царь.
В местном управлении решающая роль принадлежала воеводам, назначаемым царем в города и уезды. Сохранились и остатки прежней системы самоуправления, но они, как правило, были полностью подчинены воеводской власти. Воеводское управление характеризовалось многими злоупотреблениями. Никакие самые крутые меры не избавляли от этого.
Вместе с тем в государственном управлении сохранялось немало старых черт. Царь по традиции советовался при принятии всех решений с Боярской думой.
Преобразования в армии.
В ХVII в. возникла необходимость в создании постоянной армии.
Первые полки нового (иноземного) строя - солдатские, рейтарские и драгунские - появились при Михаиле Федоровиче. Солдаты сражались в пешем строю, рейтары - в конном, а драгуны - как в пешем, так и в конном строю. Основную массу рейтар составляли мелкие дворяне, в солдаты и драгуны принимали всех «охочих людей». Казна обеспечивала солдат, рейтар и драгун вооружением, лошадьми и платила жалованье.
С 40-х гг. ХVII в. в драгуны стали записывать крестьян. Им оставляли землю, но за службу освобождали от налогов и повинностей. Затем стали комплектовать солдатские полки из числа «даточных людей». Каждые 20 - 25 крестьянских дворов должны были выделить одного даточного, служившего пожизненно (или до получения тяжелого увечья). Это явилось прообразом рекрутских наборов Петра 1.
Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя тонули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др.
Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избавлялась от наемных иноземных офицеров.
В 1652 г. патриархом был провозглашен Никон - энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Весной 1653 г. патриарх начал проведение церковных реформ. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с православными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.
Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол, главой которого стал протопоп Аввакум. Отделившиеся - раскольники-староверы - настолько не переносили своих прежних братьев по вере (никонианцев), что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.
К расколу примкнула часть как низшего духовенства, протестовавшего против усиления гнета со стороны церковной верхушки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к централизации и его самоуправством. Основную часть сторонников «старой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с нововведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.
При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление богослужебных книг, изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.
Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, преданы анафеме как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.