Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2). Составить план-конспект ответа на вопросы.

1. Схоластика и медицина. Галенизм в средневековой медицине.  Медицинское образование. Светские высшие медицинские школы (Салерно, IXв.). Светские и католические университеты. Эпидемии повальных болезней (проказа, чума, оспа), «Черная смерть» 1346–1348гг. Начала санитарной организации (лазареты, карантины).

2. Начало ниспровержения схоластики. Роджер Бэкон (1215–1294гг.). Введение вскрытий. Учебник анатомии Мондино де Луччи (1316г., Болонья). «Большая хирургия» Ги де Шолиака (XIVв., Париж), его инструмент для удаления зубов (пеликан).

3. Становление медико-биологического и клинического направлений: анатомии, физиологии, хирургии. Андреас Везалий (1514–1564гг.) основоположник научной анатомии; его труд «О строении человеческого тела».

4. Открытие первых аптек во Франции, Англии, Голландии. Возникновение первых аптекарских гильдий. Ятрохимическое направление в медицине (Парацельс). Влияние ятрохимии на развитие фармации. Развитие медицинской химии и расширение аптечного дела. Аптечное законодательство в странах Европы. Государственный контроль за деятельностью аптек.

5. Развитие представлений о кровообращении в эпоху Возрождения (Мигель Сервет, Уильям Гарвей)

3). Ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь)

1. Как развивалась медицина в Западной Европе в периоды раннего и классического средневековья?

2. В чем особенности развития медицины в Западной Европе в эпоху Возрождения?

3. В чем причина эпидемий заразных болезней в средние века?

4. Какие меры борьбы с эпидемиями предпринимались в средние века?

5. Назовите основные черты медицины раннего и развитого средневековья

6. Составьте таблицу великих ученых средневековья и Возрождения с описанием их трудов: М.Мальпиги, С. Санторио, Р. Декарт , Дж. Борели, Г. Агрикола, Джироламо Фракасторо , Амбруаз Паре

7. Назовите характерные черты эпохи Возрождения

8. Обоснуйте появление опытного метода в медицине. Ятрохимики (Парацельс) и ятрофизики (С. Санторио, Р.Декарт). В чем их сильные и слабые стороны?

9. Каков вклад Леонардо да Винчи и Андреаса Везалия в развитие анатомии?

10. Как развивались представления о кровообращении?

11. Как развивалось учение о внутренних и инфекционных болезнях?

 

4). Проверить себя, ответив на тестовые задания

1) Кто написал «Салернский кодекс здоровья»?

1. Орибасий из Пергама.

2. Ги де Шолиак.

3. Арнольд из Виллановы.

2) В каком году Ф.Скорина получил звание доктора медицины?

1. В 1420 г.

2. В 1405 г.

3. В 1412 г.

3) Где был открыт первый анатомический театр?

1. В Падуе.

2. В Салерно.

3. В Кракове.

4) Кто впервые выдвинул научно обоснованную концепцию распространения заразных болезней:

1. Пастер;

2. Фракасторо;

3. Ги де Шолиак;

4. Дженнер.

5)Кто в Западной Европе произвел переворот в лечении ран в период средневековья: 

1. Иоганнес де Виго;

2. Амбруаз Паре;

3. Мондино де Луцци.

7) Кто впервые ввёл в медицину в качестве лекарств минеральные вещества?

1. Н. Коперник.

2. Парацельс.

3. К. Гален.

8) Кто из учёных разработал в простейшем виде схему рефлекторной дуги?

1. Р. Декарт.

2. И. ван-Гельмонт.

3. Боэ де Сильвиус.

9) Кто впервые описал движение крови в капиллярах?

1. И. Фабриций.

2. М. Мальпиги.

3. М. Сервет.

10)  Кто из учёных впервые предложил применять водяной термометр для измерения температуры тела в течение 10 пульсовых ударов?

1. Г. Бурхааве (Бургав, Бурхав).

C. Санторио.

Л. Беллини.

11) Кто является автором труда «О медицине равновесия»?

А. ван Левенгук.

C. Санторио

Ф. Реди.

12)  Кто в Западной Европе ввёл в клиническую практику систематическое термометрирование?

1. Л. Беллини.

2. Р. Гук.

3. Г. Бурхааве (Бурхав, Бургав).

13) Какая болезнь названа по имени пастуха?

1. Лепра.

2. Чума.

3. Сифилис.

14) Что описал А. ван Левенгук в труде «Таинство природы»?

1. Анатомию человека.

2. Движение крови у животных.

3. Строение клеток мышц, костей, кожи, тканей, микроорганизмы, сперматозоиды.

15)  Кто систематизировал работы Леонардо да Винчи, имеющие отношение к искусству?

1. Ф. Мельци.

2. А. Везалий.

3. Г. Фаллопий.

16) Кто является автором труда «О строении человеческого тела»?

1. Ш. Этьен.

2. А. Везалий.

3. Леонардо да Винчи.

17)  Какой труд написал В. Гарвей?

1. «Исследование движения крови у животных».

2. «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

3. Затрудняюсь ответить.

18) Кто является автором труда «О болезнях ремесленников»?

1. Ф. Гоффман.

2. Г. Шталь.

3. Б. Рамаццини.

19) Кто в эпоху Возрождения изучал инфекционные болезни?

1. С. Санторио.

2. Дж. Фракасторо.

3. В. Гарвей.

20) Кто впервые предложил ввести в практику медицины «летучие лазареты»?

1. А. Паре.

2. Б. Рамаццини.

3. Г. Бурхааве (Бургав, Бурхав).

21) Кто исправил более 200 ошибок К. Галена по анатомии?

1. Леонардо да Винчи.

2. А. Везалий.

3. Ф. Глиссон.

 

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

  1. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004
  2. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц. , 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

доцент каф.ОЗО, канд.ист.наук                                                       Пилипенко В.А.                               


Методические указания для студентов   1 курса

 Специальности (направлению подготовки) «Лечебное дело»

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине История медицины

 

Составитель: канд.ист.наук Пилипенко В.А.

 

Тема 6: Медицина Киевской Руси и Московского государства

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников.

2). Составить план-конспект ответа на вопросы.

1. Русская народная медицина до и после принятия христианства. Народные врачеватели (костоправы, резалники, кровопуски, травознатцы, зубоволоки). Древнерусские лечебники и травники. Принятие христианства. Монастырские лечебницы и лечцы (Антоний, Алимпий, Агапит, XIв.). Вопросы помощи больным в литературных и исторических памятниках («Судебник» Ивана Грозного, решения «Стоглавого Собора», 1551г.). Рукописные медицинские памятники XVI–XVIIвв.: травники и лечебники; перевод на славянский язык «Эпитоме» А. Везалия (1658г., Епифаний Славинецкий). Забота о детях–сиротах («Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого).

2. Организации первых аптек (1581, 1672гг.) и аптекарских огородов. Аптекарский приказ (ок. 1620г.) и зарождение элементов государственной медицины. Первая лекарская школа при Аптекарском приказе (1654г.). Организация медицинской службы в войсках. Борьба с эпидемиями в Московском государстве. Санитарные мероприятия в городах.  Подготовка российских лекарей. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян» (Георгий из Дрогобыча, 1476г.; Франциск Ско­рина, 1512г.; Петр Посников, 1696г.).

 

3). Ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь)

1. В чем особенности развития медицины в Древнерусском государстве (IX–XIVвв.)?

2. Какие направления развития медицины существовали в Киевской Руси?

3. Каковы истоки и особенности развития медицины в Московском государстве ?

 

4). Проверить себя, ответив на тестовые задания

1. В каком веке появилась первая монастырская больница на Руси:

а) в 9 веке;

б) в 10 веке;

в) в 12 веке;

г) в 11 веке.

2. Первые монахи, прославившиеся своим врачебным искусством:

а) Антоний, Нестор, Ефрем;

б) Алимпий, Агапит, Никон;

в) Агапит, Антоний, Алимпий.

3. Первые санитарные сооружения (водосборники, водоотводы) в древнем Новгороде появились:

а) в 9 веке;

б) в 15 веке;

в) в 10 веке.

4. В каком веке получил медицинское образование первый доктор медицины из российских людей (Георгий из Дрогобыча):

а) в 14 веке; 

б) в 16 веке; 

в) в 15 веке. 

5. Первая аптека на Руси появилась:

а) в 1562 г.;

б) в 1493 г.;

в) в 1581 г.

6. Аптекарский приказ был организован:

а) в 1450 г.;

б) в 1620 г.;

в) в 1710 г.

7. Первая лекарская школа в России была открыта:

а) в 1644 г.;

б) в 1594 г.;

в) в 1654 г.

8. Когда появляются царские указы на изоляцию зараженных мест при эпидемиях:

а) в 14 веке; 

б) в 16 веке; 

в) в 15 веке. 

9. Ведущий центр русской национальной медицины в период татаро–монгольского ига:

а) Киево – Печерская лавра;

б) Соловецкий монастырь;

в) Кирилло – Белозерский монастырь.

10. Когда появились “Изборники”, содержащие сведения о болезнях, представления об их причинах, лечении:

а) в 13 веке; 

б) в 9 веке; 

в) в 12 веке; 

г) в 11 веке. 

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

  1. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004
  2. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц. , 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

доцент каф.ОЗО, канд.ист.наук                                                       Пилипенко В.А.                               

 


Методические указания для студентов   1 курса

 Специальности (направлению подготовки) «Лечебное дело»

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине История медицины

 

Составитель: канд.ист.наук Пилипенко В.А.

 

Тема 7: Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): медико–биологическое направление (общая патология, микробиология, физиология)

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников.

2). Составить план-конспект ответа на вопросы.

1. Развитие патологии: Макроскопический период. Зарождение патологической анатомии. Учение Дж. Б. Морганьи (1682–1771гг., Италия) о локализации болезней в органах (органопатология). 2. Учение М.Ф.К. Биша (1771–1802гг., Франция) о классификации тканей и тканевой патологии; его «Руководство патологической анатомии». Микроскопический период. Гуморализм К. Рокитанского (1804–1876гг., Австрия).   Целлюлярная патология Р. Вихрова (1821–1902гг., Германия); его труд «Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии» (1858г.). Кризис локалистических представлений. Развитие патологической анатомии в России. А.И. Полунин (1820–1888гг.) основатель первой в России патологоанатомической школы. Становление патологической физиологии как науки: В.В. Па­шу­тин (1845–1901гг.).

2.. Развитие микробиология.       Эмпирический период.    История создания микроскопа. Первые микроскопические наблюдения. Опыты А. Ван Левенгука (1632–1723гг., Голландия). Эмпирические методы борьбы с эпидемиями особо опасных инфекций. Открытие вакцины против оспы: Э. Дженнер (1796г., Англия) и введение оспопрививания. Экспериментальный период. Дифференциация микробиологии. Л. Пастер (1822–1895гг., Франция) основоположник научной мик­­робиологии и иммунологии.

3. Развитие учения о защитных силах организма: клеточная (фагоци­тар­ная) теория иммунитета (И.И. Мечников, 1883г., Россия) и гуморальная теория иммунитета (П. Эрлих, 1890г., Германия). Нобелевская премия 1908г.

4. Развитие бактериологии: Р. Кох (1843–1910гг., Германия); его исследования по этиологии сибирской язвы (1876г.), раневых инфекций (1878г.), открытие возбудителей туберкулеза (1882г.) и холеры (1883г.).  Становление вирусологии: Д.И. Ивановский (1864–1920гг., Россия).

 

3). Ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь)

1. Какие медицинские дисциплины выделились в период конца XVIII–XIXвв.?

2.  Как происходило становление патологической анатомии как науки в эпоху но­вого времени?

3. Какие ученые внесли выдающийся вклад в развитие медицинских дисциплин?

 

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

  1. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004
  2. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц. , 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические указания для студентов   1 курса

 Специальности (направлению подготовки) «Лечебное дело»

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине История медицины

 

Составитель: канд.ист.наук Пилипенко В.А.

 

Тема 8: Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): медико–биологическое направление (микробиология, физиология)

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников.

2). Составить план-конспект ответа на вопросы.

1. Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России: Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Пав­лов.  И.М. Сеченов (1829–1905гг., Россия); его труд «Рефлексы головного мозга» (1863г.). И.П. Павлов (1849–1936гг., Россия) основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности.

2. Передовые медицинские центры Западной Европы. Утверждение клинического метода.

Составьте таблицу достижений в Западной Европе

3. Первые методы и приборы физического обследования больного. История создания термометра (XVI–XVIIIвв.).  Открытие перкуссии и аускультации.

4. Инструментальные методы лабораторной и функциональной диагностики: эндоскопии (конец XIXв.), рентгеновский метод; аппарат Рива–Роччи для измерения артериального давления (1896г.) и аускультативный метод сфигмоманометрии Н.С. Ко­ротко­ва (1905г.); электрокардиограф В. Эйтховена (1903г., Голландия); радиоактивность (1904г., 1910г.); электроэнцефалография (В.В. Прав­дич–Не­минский, 1913г.; Х. Бергер, 1928г.) и др.

 

3). Ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь)

1. Как происходило развитие вирусологии и физиологии в России?

2. Какие ученые внесли выдающийся вклад в развитие медицинских дисциплин?

 

4). Проверить себя, ответив на тестовые задания (блок – Медико-биологическое направление Новое время)



Дата: 2018-12-21, просмотров: 311.