Что изучает частная история медицины?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Особенности становления и развития отдельных медицинских дисциплин (например, хирургии, педиатрии, гигиены).

2. Характерные особенности развития медицины в целом, её отличительные черты, важнейшие открытия и достижения великих учёных.

3. Особенности становления и развития медицины на территории отдельного государства.

8) Какие болезни описаны в Берлинском папирусе?

1. Болезни сердца, сосудов, суставов.

2. Женские болезни.

3. Заболевания в области ануса.

9) В какой стране в качестве основного метода познания анатомии применялось бальзамирование?

1. В Древнем Китае.

2. В Древнем Египте.

3. В Месопотамии.

10) В древней Месопотамии возникновение болезней связывали с

1. нарушением моральных предписаний

2.  нарушением правовых норм

3.  нарушением обрядовых норм

4.  явлениями природы

5.     религиозными верованиями
11)Древнеиндийский источник, в котором закреплялись правила личной гигиены, красоты и опрятности тела, чистоты жилища, а также указывалось влияние климата и времен года на здоровье людей:

1. «Предписания Ману»;

2. Письма Муккалима;

3. «Папирус Эберса»;

4. «Закон двенадцати таблиц»;

5. «Законы Хаммурапи».

12).  Религиозно-философское учение, в основе которого лежит физическое и духовное самосовершенствование, ставшее традиционным методом лечения Древней Индии: …...…………………………………………………………………………………………………………

13). Метод рефлекторного лечения многих болезней путем воздействия на определенные точки тела, ставший традиционным в Китайской медицине:

1. пульсовая диагностика;

2. рефлексология;

3. рефлексотерапия;

4. прижигание;

5. массаж.

14). Характерной особенностью традиционной китайской медицины является

1) инь-янь терапия  2) дао-цзю терапия 3) чжень-цзю терапия

4) инь-янь хирургия 5) дзю-терапия

5) . Вершиной искусства диагностики в Древнем Китае стало учение

1) о пневме 2) о космосе 3) о пульсе 4) «инь-ян» 5) о времени

6). Для китайцев настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто

1) предупреждает болезнь  2) назначает физические упражнения

3) является психотерапевтом   4) дает советы 5) владеет операционной техникой

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

  1. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004
  2. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

 

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц. , 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

доцент каф.ОЗО, канд.ист.наук                                                       Пилипенко В.А.                               

 


 

 

Методические указания для студентов   1 курса

 Специальности (направлению подготовки) «Лечебное дело»

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине История медицины

 

Составитель: канд.ист.наук Пилипенко В.А.

 

Тема 3: Медицина Древней Греции и Древнего Рима

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников.

2). Составить план-конспект ответа на вопросы.

1. Роль древней Греции в истории мировой культуры и медицины. Периодизация и хронология истории и врачевания древней Греции.  Источники информации о врачевании и медицине. Охарактеризуйте каждый период. Мифология и врачевание

2. Врачебные школы Древней Греции: Кротонская, Книдская, Косская. Жизнь и деятельность Гиппократа (ок. 460–370гг. до н.э.). «Гип­пократов сборник» энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания. История создания.       

3. Периодизация и хронология истории и медицины древнего Рима. Источники информации о медицине.  Развитие энциклопедического знания: Авл Корнелий Цельс и его труд «De medicina» («О медицине») в 8 книгах, Плиний Старший и его труд «Historia naturalis» («Естественная история») в 37 книгах, Диоскорид Педаний из Киликии и его труд «De materia medica» («О лекарственных средствах»). Соран из Эфеса (IIв. н.э.) акушер и детский врач.

4. Гален из Пергама Его труд «De usu partium corporis humani» («О назначении частей человеческого тела»). Дуализм учения Галена. Галенизм.

 

3). Ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь)

1. Какова роль древней Греции в истории мировой культуры и медицины?

2.  Какие особенности периодизация и хронология истории и врачевания древней Греции?

3. Какой вклад внес в развитие медицины деятельности Гиппократа ? Устарел ли Гиппократ сегодня?

4. Какие особенности периодизация и хронология истории и медицины древнего Рима? 

5. Какой вклад внесли в развитие энциклопедического знания Авл Корнелий Цельс, Плиний Старший, Диоскорид Педаний из Киликии, Соран из Эфеса ?

6. Какое влияние оказало становление христианства на развитие медицины.

7. Какой вклад в развитие медицины внес Гален из Пергама? В чем особенности его учения? 

 

4). Проверить себя, ответив на тестовые задания

1). Выдающийся врач Древней Греции:

1) Гален 2) Гиппократ 3) Авиценна 4) Имхотеп

2). Как звали бога врачевания в Древней Греции?

1) Анубис 2) Асклепий 3) Эскулап   4) Мардук

3). Какая принадлежность Асклепия стала символом медицины?

1) посох, обвитый змеей 2) чаша с водой

3) корзина с винными ягодами 4) красный крест

4). Что такое « Асклепейон»?

1) храм или святилище бога врачевания, которое носило лечебно-санаторный характер

2) место захоронения людей              3) сосуд для культового обряда

4) древнегреческий театр

5). Глава Кротонской врачебной школы

1) Алкмеон  2) Демокрит 3) Левкипп  4) Аристотель

6). Какие четыре телесных сока лежали в основе гуморальной теории древних греков?

1) кровь, вода, слизь, пот           2) кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь

3) пот, слеза, гной, моча                  4) пот, кровь, сперма, слеза

7). Что такое « скамья Гиппократа»?

1) рычаговое устройство для вправления вывихов       2) место отдыха хирурга

3) операционный стол                                                      4) кровать для больного

8). В клятве Гиппократа аборты:

1) разрешены 2) запрещены

 3) разрешены в редких случаях 4) ничего об этом не сказано

9). Какую врачебную школу возглавлял Гиппократ?

1) Сицилийскую 2) Косскую

3) Книдскую  4) Александрийскую

10). Глава Сицилийской врачебной школы:

1) Эмпедокл 2) Эврифон 3) Гераклид 4) Пифагор

12). Учение Аристотеля было философской основой

1) Косской медицинской школы

2) Сицилийской медицинской школы

3) Книдской медицинской школы

4) Александрийской медицинской школы

13). Систематическое вскрытие трупов стали производить врачи…

1) Кротонской школы                            2) Книдской врачебной школы

3) Сицилийской школы                              4) Александрийской школы

14). Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера являются

1 Законы Ману     2 Закон Юлиана        3 Закон Хайди-Вайнберга

4 Законы Абатоне                      5 Закон Двенадцати таблиц

15). Первыми врачами в Древнем Риме были

1 жрецы            2 боги           3 рабы            4 священники 5 рабовладельцы

16). Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможении, гинекологии и детским болезням составил

1 Диоскорид Педаний из Киликии                2 Плиний Старший

3 Соран из Эфеса               4 Гален из Пергама        5 Асклепиад из Прусы

17). Большое количество иностранных врачей в Риме привело к конкуренции (более 1)

1 невостребованности медицины       2 отказу от работы

3 узкой специализации                        4 избытку врачей

18). История римской медицины, в собственном смысле слова, начинается с указа Цезаря (46 г. до н.э.), давшего право

1 заниматься врачебной практикой

2 свободным иностранцам, занимавшимся врачебной практикой в Риме, право римского гражданства

3 римляне, желавшие посвятить себя этой профессии, получали возможность учиться врачебному искусству

4 свободным иностранцам заниматься врачебной практикой в Риме

19). В период Римской Империи в городах и отдельных провинциях Государственные власти стали утверждать должности врачей

1 эдилов   2 интернов            3 гинекологов     4 ординаторов     5 архиатров

20). В области медицины период республики (конец VI в. до н.э.) знаменует (более 1)

1 становление и развитием медицинского дела

2 развитие санитарного законодательства

3 появлением врачей-профессионалов

4 строительством санитарно-технических сооружений

5 государственной регламентацией медицинского дела и формированием его материалистического направления

21). Самое популярное лечебное средство в Древнем Риме по свидетельству Катона

1 свекла      2 лук    3 морковь         4 репа        5 капуста

9). В царский период истории древнего Рима (более 1)

1 не было врачей-профессионалов                2 были врачеватели-профессионалы

3 лечили дома народными средствами          4 лечили в больницах

22). Впервые разработанный и примененный в медицине метод исследования, включавший в себя вивисекции и различные опыты на животных, принадлежит

1 Декарту       2 Гарвею       3 Герофилу      4 Гиппократу    5 Галену

23). Материалистические позиции в суждениях Галена отразились в таких научных областях, как

1 физиология        2 психиатрия        3 химия        4 физика    5 анатомия

 

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

2. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004

3. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц. , 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

доцент каф.ОЗО, канд.ист.наук                                                       Пилипенко В.А.                               

 

 

Методические указания для студентов   1 курса

 Специальности (направлению подготовки) «Лечебное дело»

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине История медицины

 

Составитель: канд.ист.наук Пилипенко В.А.

 

Тема 4: Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) Средневековья (Византийская империя, Арабские халифаты, средневековый Восток)

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:



Дата: 2018-12-21, просмотров: 418.