Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
 В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
 В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
 Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
 Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
 Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
 Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
 
						НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
						  ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
  |    |  Сказав так:
  |   подумайте о последствиях
  |   и вовремя исправьтесь
  |  
  |  "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".
  |   Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
  |   "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
  |  
  |  "Горе ты моё!"
  |   Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
  |   "Счастье ты моё, радость моя!"
  |  
  |  "Плакса-Вакса, нытик, пискля!"
  |   Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
  |   "Поплачь, будет легче…".
  |  
  |  "Вот дурашка, всё готов раздать…".
  |   Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
  |   "Молодец, что делишься с другими!".
  |  
  |  "Не твоего ума дело!".
  |   Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
  |   "А ты как думаешь?".
  |  
  |  "Ты совсем, как твой папа (мама)…".
  |   Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя
  |   "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
  |  
  |  "Ничего не умеешь делать, неумейка!".
  |   Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.
  |   "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
  |  
  |  "Не кричи так, оглохнешь!"
  |   Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
  |   "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
  |  
  |  "Неряха, грязнуля!".
  |   Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
  |   "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
  |  
  |  "Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).
  |   Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
  |   "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
  |  
  |  "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".
  |   Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.
  |   "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
  |  
  |  "Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"
  |   Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
  |   "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
  |  
  |  "Уйди с глаз моих, встань в угол!"
  |   Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
  |   "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
  |  
  |  "Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".
  |   Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.
  |   "Давай немного оставим папе (маме) ит.д."
  |  
  |  "Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"
  |   Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
  |   "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
  |  
  |  "Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".
  |   Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
  |   "Как ты мне нравишься!".
  |  
  |  "Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".
  |   Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
  |   "Смелее, ты всё можешь сам!".
  |  
  |  "Всегда ты не вовремя подожди…".
  |   Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
  |   "Давай, я тебе помогу!"
  |  
  |  "Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".
  |   Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
  |   "Держи себя в руках, уважай людей!".
  |  
  Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
 Как часто вы говорите детям:
  - Я сейчас занят(а)…
  - Посмотри, что ты натворил!!!
  - Как всегда неправильно!
  - Когда же ты научишься!
  - Сколько раз тебе можно повторять!
  - Ты сведёшь меня с ума!
  - Что бы ты без меня делал!
  - Вечно ты во всё лезешь!
  - Уйди от меня!
  - Встань в угол!
  
 Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.