Река ? - Волга . Подъем ? - Разгибом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 


Второй способ (6) выглядит как более высокое дугообразное дви­жение стопами над жердью. Чем выше ноги в этом случае поднима­ются, тем позднее, как правило, происходит разгибание, и гимнастка получает хорошие условия для активного отмаха назад из упора. Но и здесь, разумеется, нужно знать меру: излишне высокое движение со­здает такие же трудности, как и чрезмерно сильный мах; «забросив» ноги высоко над жердью, можно потом вообще не выбраться в упор... Отдельно прокомментируем ситуацию с подъемом на нижней жерди. Переходя в вис углом, гимнастка может действовать очень по-разному (рис. 177).

Часто она попадает на опору «с лёту» (а), и это провоцирует острое «разрывное» движение, которое некоторые исполнительницы усу­губляют, прибегая к акцентированному разгибанию в конце маха (к.к. 2—6). Такое движение, мощно натягивая мышцы-сгибатели ту­ловища и бедра, должно, по идее, резко активизировать движение ног к опоре, и, казалось бы, интенсифицировать весь подъем, но... Но столь подчеркнутое движение ногами вниз (да еще при рывке вперед грудью и при мощной «оттяжке» в плечах!) приводит к актив­ному вращению ног вперед-вниз (здесь — против часовой стрелки), и» когда гимнастка пытается после этого быстро поднести их к жерди, выясняется, что ноги «налиты чугуном», их трудно поднять (это объясняется необходимостью перебороть инерционное движение



458


ног, сообщая им сначала отрицательное, а затем положительное — в сторону жерди — ускорение). Обычно в этом случае таз остается очень низко, и весь подъем, если он вообще удается, протекает с зат­руднениями, в частности, при последующем отмахе (182,183). Та­кую технику могут позволить себе только физически очень сильные, резкие гимнастки, но особого смысла в такой работе нет. Единствен­ное оправдение подобного исполнения — стремеление к собственно­му стилю исполнения.

Полярный случай показан на фиг. б: гимнастка мягко, широко проходит вис углом, проводя ноги у нижней вертикали над самым матом, а затем, по плавной дуге, точно зачерпывая ногами, посылает их вверх. Эта схема близка к той, что показана на рис. 176-6. Она хороша невысокими требованиями к физической подготовке гимна­стки, но, увы, в подъеме дает довольно вялое обшее движение.

Оптимально, как всегда, нечто среднее (рис. 177-в): гимнастка от­носительно спокойно, но энергично проходит вертикаль, а затем по-

459


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

сылает ноги вперед, «протягиваясь» примерно на уровне опоры (воз­можно и некоторое, короткое прогибание), и только после этого под­нимает стопы в вис согнувшись. Энергетически (в части, реально не­обходимой для подъема) и зрелищно этот способ не уступает перво­му, но и не обладает слабостями второго.

Вообще же, любой гимнастке следует искать свой, наиболее соот­ветствующий текущему состоянию подготовленности, способ про­хождения виса углом, отдавая себе ясный отчет в том когда и как можно подстраивать это движение в зависимости от особенностей связки и конкретного исполнения движения в попытке.



ПРОСТОЙ» ОТМАХ

Отмахи назад из упора продольно на брусьях р/в — такой же рас­хожий материал, как и подъем разгибом и поэтому кажутся еще более элементарными. Но, присмотревшись, легко заметить, что, будучи не отшлифованными, эти простые связующие элементы, повторяясь много раз в комбинации, соответственно множат малые огрехи, сни­жая класс исполнения махов и придавая работе гимнастки черты" примитивности; и это если не было более грубых ошибок!

Рассмотрим некоторые детали, полезные для тех, кто не может выполнять разные по назначению отмахи назад с полной уверен­ностью.

Когда подключать руки .^Упрощая, можно сказать, что любой мах их упора стоит на трех китах: Это:

1. Бросковое движение ногами; 2. Одновременное маху упругое отталкивание тазом от жерди и — 3. Работа прямыми руками, «под­хватывающими» тело после того, как оно было «подброшено» вверх благодаря маху и отталкиванию.

Наиболее тонкий момент здесь — работа руками. «Тонок» он по­тому, что от фазы подключения рук к действиям подъема и от интен­сивности этой работы зависят важные оттенки маха и его общий ре­зультат.

На рис. 178-а — типичная картина нормативного отмаха в стойку. Здесь гимнастка заведомо сильно наклонилась плечами вперед (к. Г), и это позволяет ей не только сразу после отделения таза от опоры (то есть по окончании отталкивания, к. 3) направить ноги вверх, к буду­щей стойке на руках, но и сразу же подключить к этой работе руки, нажимая кистями на жердь и активно увеличивая плечевой угол. Это наиболее благоприятная картина.

Казалось бы, так, собственно, и при любом отмахе?

460



Простой» отмах

Нет, не так. Например, если вы будете делать отмах из положения, типа показанного на фиг. б, к. 1, то немедленное включение рук обя­зательно уведет ваше тело назад в вис, даже если все остальное вы будете делать, как положено при отмахе в стойку на руках. Чтобы

461


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ




Простой» отмах


 


избежать этой неприятности, вам придется повременить с активиза­цией работы в плечах и подключать руки позже—только тогда, когда тело поднимется благодаря маху достаточно высоко, и его ОЦТ будет двигаться хотя бы приближенно к вертикальной опорной плоскости {в, к.к. 4—6). И, конечно, это вариант худший, чемнафыг. а, так как возможные ресурсы отмаха здесь используются не полностью.

Как действовать кистями ?Из сравнения ситуаций, показанных на фиг. а, б, в, видно, что положение туловища в начале отмаха очень важно для энергетики всего движения, а также для определения его направления (в стойку, в высокий упор, в вис и т. п.).

Но что нужно делать, чтобы туловище «стояло» так или так?

Здесь нужно учесть ряд факторов. Наклон туловища зависит оттого:

—каким вращением завершалось предыдущее движение (напри­мер, вращало ли вас вперед после подъема разгибом, и как сильно?);

—как выполнялось подготовительное сгибание перед отмахом (сильное сгибание или умеренное, сгибание после акцентированного разгибания или иначе и т. д.);

—какими были условия равновесия в упоре (перевешивало туло-*» вище ноги в упоре согнувшись или нет) и др.

Но вот удобное для отмаха положение получено (а, к. 1). Если гимнастка будет совершенно свободно, ничего больше не предпри­нимая, активно разгибаться для отмаха, то туловище не останется в наклоне, а будет — в силу реактивного взаимодействия звеньев — подниматься плечами вверх-назад, и тогда нужное для выхода в стойку исходное положение отмаха будет утеряно (пунктир). Что де­лать?

Одно из простых средств, помогающих здесь действовать более правильно —работа кистями. В фазе ускоренного отмаха (к.к. 1—3) гимнастка имеет возможность помочь туловищу зафиксироваться в наклонном положении, прочно сжимая руками жердь и не позволяя кистям проворачиваться. Для этого в отмахе большие пальцы кистей должны противопоставляться остальным; перевод («перемах») боль­шого пальца осуществляется в процессе подготовительного сгибания тела (до к. 1). На брусьях р/в этот прием (в отличие от перекладины) дает ощутимый эффект. Другой фактор, помогающий сохранить на­клон вперед — возможно большее смещение туловища вперед, на­сколько это позволяет тазобедренный сгиб, а также выпрямление ту­ловища, «протяжка»; то и другое помогает верхней части тела (голова, туловище, руки) перевесить нижнюю. Наконец, играет здесь роль и положение ног относительно опорной вертикали: чем ноги к ней бли-


же, тем меньше, по условиям равновесия, он и проти водействуют на­клону туловищем вперед. Впрочем, умышленное опускание ног это здесь не что иное, как уменьшение «замаха», могущее отрицательно сказаться на биомеханике отмаха.

Когда притормаживать ноги ? Как известно, всякий бросковый мах дает эффект только в том случае, если ускоренное движение ног в нужный момент «притормаживается», передавая накопленный им­пульс смежным звеньям и вовлекая их тем самым в общее движение тела. При исполнении отмаха ноги гимнастки движутся ускоренно примерно до положения с прямым телом (к. 3); после этого происхо­дит переключение мышц (здесь — с разгибания на сгибание), ноги несколько теряют в скорости, давление на опору падает, гимнастка теряет связь тазом с опорой и начинает вращаться всем телом (кроме рук) вокруг плечевой оси.

Но прямое положение тела это, строго говоря, лишь приблизи­тельный ориентир для «вычисления» момента притормаживания ног. Управляя своими действиями, гимнастка может переключать усилия раньше или позже, смещая силовые акценты. Это позволяет тоньше управлять кинематикой, задавая, например, махом ног дви­жение более высокое или низкое. А это очень важно. Так когда же, говоря конкретнее, следует притормаживать движение ног, выстраи­вая нужный отмах?

Наиболее точный ответ таков: когда ОЦТ тела гимнастки начина­ет перемещаться в том направлении, в каком весь отмах должен при­вести тело в требуемое конечное положение. Менее точный, но более простой ответ: когда ноги (стопы) начнут в броске двигаться куда нужно (например — в стойку на руках).

Как лучше делать отмах со сгибанием ? Откровенно говоря, такой отмах (г) лучше вообще не делать... Во всяком случае — не начинать освоение активного отмаха с этой формы. Обычно, если гиминастка делает основной упор именно на движение со сгибанием в тазобед­ренных суставах, то это — признак ее технической и физической сла­бости, говорящий о том, что отмахом прогнувшись — то есть базовым отмахом — она владеет плохо или вообще не владеет. С биомехани­ческой точки зрения сгибание при отмахе это гипертрофированное торможение ног, при котором туловище и руки получают-таки нуж­ное движение ценой противодвижения ног. Кроме того, сгибание тела физически облегчает весь подъем, поскольку массы тела при­ближаются к опорной вертикали, уменьшая тем самым момент инер­ции системы «ноги-туловише» и момент силы тяжести, действую­щий на нее относительно плечевой оси. Но в целом, повторяем, такой


 


462








463


                 
       



464


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

отмах — суррогат. Гимнастка, привыкшая к нему, будет иметь про­блемы с освоением элементов, требующих более высокой энергетики.

Но если уж делать отмах «через складку», то делать его нужно гра­мотно. Торможение ног и сгибание тела должны быть активными, а само сгибание — полным (ср. с техникой силовой стойки согнув­шись, 77, 174). Недопустимо разгибание в тазобедренных суставах раньшее, чем гимнастка полностью не выпрямится в плечах (к.к. 5—6).

И еще одна деталь: крайне неграмотно делать в этом случае отмах (к.к. 1—2) с преждевременным, ранним разведением ног. Ноги сле­дует разводить только на сгибаниитела (к.к. 3—5), а наиболее широ­ким движением, во фронтальной плоскости тела, они выводятся в стойку не раньше, чем в финальной части движения (к.к. 6—8).


НЕПРОСТЫЕ ОТМАХИ

Как известно, отмахом назад могут делаться не только элементар­ные выходы в стойку или вис. На этой основе исполнимы и более сложные вещи, начиная с «подхватов» и поворотов и кончая некото­рыми сальто и малоизвестными трюками. С этим связаны опреде­ленные тонкости технических действий, которые небесполезно знать.


Начнем с сальто, именуемого «комэнеч» (рис. 179).


______________________________________ 183. Непростые отмахи

По причинам вполне понятным, сальто делается в положении со­гнувшись ноги врозь; так легче, соблюдая должную элегантность, преодолеть основные трудности движения, связанные с необходимо­стью достаточной крутки и дохвата за жердь. Вместестем, настроен­ность именно на полет согнувшись порождает технические гримасы этого движения, без которых можно было бы обойтись.

На фиг. а показано сальто «комэнеч» с типичными для него ошиб­ками, на которые судьи обычно не обращают, увы, свое внимание. Главная из них — ущербный мах назад, при котором гимнастка, едва оторвавшись тазом от жерди (к. 2), тут же начинает активно притор­маживать ноги и сгибаться, все еще оставаясь на опоре (к.к. 2—4)\ Исполнительнице движения кажется, что если она пораньше «поза­ботится» о сгибании, то и вращение по сальто будет активнее (ведь все знают, что «складка» ускоряет вращение). Но как же она в этом случае заблуждается! Гимнастке следовало бы помнить (и понимать), что всякая группировка или сгибание хоть, безусловно, и ускоряют вращение в безопорном положении, но на опоре те же самые действия могут давать совсем другой эффект! Именно это и происходит в опи­сываемом сальто.

Посмотрим еще раз на рисунок: сохраняя опору о жердь, гимнаст­ка энергично сгибается в тазобедренных суставах (к.к. 2—4), застав­ляя ноги вращаться в направлении, противоположном сальто, а это прямо означает потерю нужного для сальто вращения всем телом! Вот откуда вялая «крутка» в полете (к.к. 5—7), необходимость дохвата в согнутом положении (к. 7) и спад почти сразу в вертикальный вис, с неприятным обрывом (к.к. 8—9).

Этих грубых ошибок можно избежать, если работать посмелее и больше, свободнее выпускать ноги назад-вверх во время броска (б, к.к. 1—4). При этом акцент делается на движении с подъемом над опорой, но без сильного от нее удаления53. В этой ситуации даже сги­бание ног в коленях, синхронное с активной фазой отмаха, работает на получение нужной крутки (заметим, что сальто вперед в вис, вы­полненное в компактной группировке, но с подчеркнуто высоким взлетом, виртуозным вращением и ранним дохватом «сверху», ни­чуть не менее эффектно, чем сальто «комэнеч» в форме согнувшись). Благодаря такому отходу не только заметно возрастает высота выле­та, но и ускоряется вращение всего тела вперед; для гимнастки от-

53 Сравните это движение со случаем исполнения сальто вперед прогнувшись на перекладине, когда сходная задача решается выходом в положение «стоя» над опорой (37).

465


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

крывается возможность вернуться на опору без пресловутого пере­маха ноги врозь и дохватиться еще до прохождения телом опорной горизонтали (к.к. 8—9). Разумеется, добиться такого исполнения не легко — не только технически и физически, но и психологически, так как даже мастерам бывает трудно преодолеть инстинктивное стремление «не отпускать» себя далеко от опоры, если предстоит воз­вращение на нее. Но над этим имеет смысл специально потрудиться, эта овчинка выделки стоит.

Обратимся теперь к еще одному непростому отмаху назад, кото­рый интересен тем, что чрезвычайно красив, вполне доступен, но... никогда не исполнялся на соревнованиях. Это переворот вперед с поворотом на 360° в вис согнувшись {рис. 180).

Это оригинальное движение строится по принципу «обратного диомидовского».

Отмах начинается обычным образом, из упора хватом сверху. Сделав замах (к. Г), гимнастка выполняет бросок ногами с расчетом на некоторый отход назад-вверх, так, чтобы в итоге остаться несколько позади от опоры, не «переваливаясь» через нее вперед (к.к. 1—3). В идеале, отмах должен быть высоким, почти до полной " «оттяжки», и лишь после этого гимнастка выполняет быстрый пово­рот вокруг одной руки, обводядругой туловище по кругу (к.к. 4—9). Повернувшись на первые 180° (к. 6), гимнастка уже начинает посте­пенно сгибаться, отходя назад-вниз в упор согнувшись. Переносная рука (одноименная повороту) пораньше дохватывается за жердь, как бы находя ее за спиной (к.к. 9—10). Далее — обычный спад назад в вис согнувшись сзади (к.к. 10—11).

Существенная техническая деталь, не видимая на рисунке: весь мах из упора с последующим переворотом через стойку и сгибанием выполняется в одной плоскости, без какого либо смещения вбок и без переноса тяжести на опорную руку! Последняя совершает во время исполнения поворота конусообразное движение, направленное внутрь, и к концу движения опять встает прямо54.

(Попутное замечание: описанный переворот вперед имеет вари­ант «обращения». Практически точное представление о нем можно получить, «прочитав» рис. 180 вспять — от к. 11 к к. 1. Получится подъем вперед с поворотом на 360°вупор. Упражнение, насколько из-

54 Сравните эту ситуацию с махами на мужских брусьях: если бы гимнаст, например, при «оберучных» поворотах, держась одной рукой, переносил тя­жесть на опорную жердь, а не держался точно в плоскости начального маха, были бы неизбежные удары ногами о жердь (84).

466


вестно, никогда не исполнялось, но оно доступно, особенно на пере­кладине. Мощности, необходимые для его исполнения, к сожале­нию, мужские, хотя вся логика и стилистка этого движения, ско­рее, — «женская». Представим себе такое соединение: махом вперед из виса на в/ж хватом сверху перемах согнувшись и подъем вперед с поворотом на 360° в положение, близкое к стойке на руках, спад впе­ред в упор продольно хватом сверху и — оборот вперед с последую­щим отмахом назад).

В заключение отметим, что есть, конечно, и еще отмахи, достой­ные упоминания и требующие хорошего понимания техники движе­ния. Например — другие движения с поворотами, включая «вертуш­ку» Веры Чаславской, технику которой можно детально представить себе по аналогии с «вертушкой» махом из виса на перекладине (49). Что касается отмахов вперед, то наиболее известный из них — «через голову», также подробно описан нами в главе, посвященной перекла­дине (13).





КОГДА «РАЗВЯЗАНЫ» РУКИ

Один из характернейших признаков современного сложного уп­ражнения на брусьях р/в (как и на перекладине) — наращивание чис­ла элементов, исполняемых с отпусканием рук. Это не только полет­ные упражнения, но и самые разнообразные элементы с перехватами,

поворотами, перемахами.

А когда вообще можно отпускать руками опору, не нарушая тех­нических норм исполнения? В общем виде мы уже дали нужный от-

467


         
   


вет в главе о перекладине (2—4). Но рассмотрим в этой связи еще несколько конкретных случаев применительно к брусьям р/в.

Например, такие движения, как повороты в зоне стойки на ру­ках. В принципе, для любой под­готовленной гимнастки такой по­ворот не составляет проблемы, его делают именно в стойке и вообще в положениях, близких к верхней вертикали.

Но обращали ли вы внимание, где поворот выполняется наиболее активно — легко и быстро? — Нее стойке. Обычно это происходит в

начале спада из стойки (рис. 181). И это совершенно закономерно, поскольку у самой вертикали (к. 1) гимнастку прижимает к опоре силой тяжести, а в висах той же силой оттягивает. Иначе говоря, ки­сти в этих фазах движения находятся под давлением, и для перегруп­пировок такие моменты неблагоприятны (2,3).

Что же, возразит недремлющий скептик, автор советует нам де­лать примитивные повороты и другие действия «на свале»?

Нет, автор не советует работать примитивно. Он предлагает наи­более разум но, точно пользоваться реальными физическими услови­ями: нужно уметь легко «держать осанку» в любой фазе движения в зоне стойки, уметь там действовать, но при этом полезно знать, что физически наиболее благоприятная фаза работы в этом случае — на­чало спада, (к.к. 2—3 и 2-а, 3-а) именно тогда можно и нужно выпол­нять решающие действия, в особенности, если они вызывают, пока что, затруднения.

Второй пример элементарен и связан с первым. Если гимнастка выполняет отмах не в стойку, а в наклонный упор (рис. 178-6), с наме­рением сделать, например, поворот, то какое положение будет наибо­лее рациональным, технически удобным? Ответтот же — положение, в котором кисти максимально разгружены, как за счет вытелкивания при отмахе, так и благодаря изменению давления на опору, вызван­ному движением тела в силовом поле (к.к. 5—6) (2,3).

И еще один случай — отмах в стойку на руках с перехватом (178-а на с. 461). Где здесь освобождаются кисти гимнастки? Как лучше действовать?


468



Бесполый перешмыг

Отмах «с подхватом» — очень активная форма отмаха назад, ак­тивнее ее только сальтовые движения (183). Он начинается, как и другие подобные движения, с глубокого сгибания в упоре и замаха ногами (к. 1). Затем, «бросив» ноги назад-вверх, к вертикали и, на­сколько позволяют физические возможности, подтолкнув себя вверх прямыми руками (к.к. 4—5), гимнастка четко, акцентированно притормаживает ноги, как бы втягивая живот, то есть — некоторым сгибанием в тазобедренных и межпозвонковых суставах переходя от прогнутого положения тела (к. 4) к более прямому или едва заметно согнутому (к. к. 4—7). Именно в этой фазе происходит перераспреде­ление скоростей звеньев тела, и тогда приостановленные ноги «под­дергивают» вслед за собой остальные звенья, а значит и руки, кото­рые благодаря этому перестают нажимать на опору, освобождаются, и тогда только может быть выполнен сам перехват (к. 5, пунктир). Далее тело, несмотря на торможение ног (они лишь замедлили, но не прекратили движение), продолжает перемещаться к стойке на руках и достигает ее (к.к. 6— 7). При этом даже если тело гимнастки немного сгибалось, оно вновь выпрямляется, и к верхней вертикали полная «оттяжка» восстанавливается.

Итак, подчеркнем: все перехваты руками, повороты с перехвата­ми и им подобные упражнения делаются при участии всего двига­ тельного аппарата гимнастки. Перехват кистями — лишь следствие, результат всех прочих заранее организованных действий исполни­тельницы.

БЕСПОЛЫЙ ПЕРЕШМЫГ

Около тридцати лет назад оборот «не касаясь», он же «перешмыг», стал входить в практику гимнасток-мастеров и казался элементом трудным и весьма достойным. Поначалу мало кому даже из лучших гимнасток удавалось выйти в стойку без огрехов: сгибались руки, возникало прогибание, резко падал темп (рис. 182на с. 470). Появи­лась даже своеобразная тренерская идеология, согласно которой дол­жны были различаться «мужская» техника (прямые руки, четкий, под контролем силы, выход в оттянутую стойку) и техника «женс­кая» (с упомянутыми выше, «допустимыми» ошибками).

Но каковы же были удивление и досада таких идеологов, когда гимнастки из ГДР, в том числе Карин Янц, стали показывать отлич­ный «мужской» оборот в стойку! Но и тут нашлось было «объясне­ние»: Янц, мол, маленькая, физически сильная, ей —легче... Когда же другая немка, Эрика Цухольд, более рослая и тяжелая, чем ее под-

469


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

руга по команде, продемонстрировала еще более великолепный, легкий, мощный «перешмыг», да еще с подлетом в стойке, то даже пропагандистам особой «женской» техники стало ясно, что дело не в девичьих слабостях, а в слабости идеологии, оправдывающей сурро­гатную технику...

И действительно, если действовать грамотно, то при любом весе и росте можно, играючи, выполнять такие движения как оборот в стойку, дополняя их, к тому же, различными усложнениями (51).




470


На рис. 182-бмы умышленно показываем оборот, начинающийся совсем невысоким махом из упора (к. Г), так как вовсе не в этом махе залог мощного движения в обороте. Главное здесь — правильно рас­порядиться «даровыми» силами, а прежде всего — силой тяжести, которая может прекрасно разогнать тело гимнастки даже из невысо­кого исходного положения. Нужно лишь делать спад (к.к. 1—2), удерживая достаточно большой угол в плечах, так, чтобы плечи, го­лова гимнастки ни в коем случае не уходили вперед (как на фиг. а,


______________________ 186. Клан движений «не касаясь»

к.к. 1—3) и не уравновешивали бы этим тело в упоре. Только тогда сила тяжести начинает эффективно разгонять тело на спаде, и этой энергии оказывается достаточно, чтобы построить любое, даже самое сложное, движение «махом под опору».

При описываемой технике гимнастка подчеркнуто долго удержи­вает тело прямым (к.к. 1—3), и лишь проходя вертикальное положе­ние, слегка сгибается (к.к. 4—5). Отметим, что оборот «не касаясь» всегда имеет момент, когда гимнастка допускает таки соприкоснове­ние бедрами с жердью (к. 5). И это вовсе не ошибка, а совершенно необходимая деталь техники, так как если гимнастка не будет здесь двигаться вплотную к опоре и слегка сгибаться, ее обязательно сне­сет в вис! Вместо оборота получится мах дугой55...

Ну, а дальше—дело техники: быстрое выпрямление тела, какбы запускающее действия по подъему в стойку (к.к. 5—7); при прохож­дении плечами уровня опоры (к. 7) — «подхват» кистей и — финаль­ный выход в стойку (к.к. 7—11), который при верной работе проис­ходит легко и даже с «подлетом».

На основе описанного «перешмыга» можно освоить целый ряд других достойных движений, в том числе так называемые соскоки «срывом», описание которых, включая некоторые технические «изюминки», мы уже давали в главе по перекладине (51). Однако, возможны и другие «ультра-си», о которых — ниже.



КЛАН ДВИЖЕНИЙ «НЕ КАСАЯСЬ»

Оборот «не касаясь», конечно, основной элемент, выполняемый махом вперед «под опору», но вовсе не единственный и не единствен­но интересный. Вспомним в этой связи, что здесь, как и во всех структурах маховых и прыжковых движений, элементы могут выст­раиваться в типологическиеряды56 (рис. 14).

55 Хитрость, правда, заключается в том, что в процессе обучения ни в коем
случае нельзя говорить гимнастке (гимнасту) об этом контакте с опорой. Ключе­
вая идея настройки на правильный «перешмыг» — именно движение «не каса­
ясь», а мимолетное сближение бедер с опорой возникает само собой, по ходу
работы, и часто остается неосознанным. Если же об этой детали «честно» сказать
сразу, результат может оказаться самым плачевным — получится примитивный
оборот «касаясь».

56 Особый случай, как всегда, представляют собой махи на коне. Там тоже
возможна систематизация движений по принципу «рядов», но с определенными
оговорками.

471


         
   



БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ______________________________

При всем потенциальном богатстве структурных ресурсов на бру­сьях р/в57, небесполезно поразмышлять над тем, что еще можно было бы «выжать» из этого класса движений.

Ниже показаны для примера лишь отдельные виды полетных движений, доступных для исполнения, если гимнастка — свободно владея мощным махом «под опору» — целенаправленно варьирует траекторию полета и структуру вращения тела.

На рис. 183—три ключевых варианта продолжения маха вперед из упора продольно с отходом вперед от опоры.

В первом из них (а) максимально используется вращение началь­ного направления, в результате чего гимнастка может получить дви­жение типа сальто назад из упора, обычно именуемое «срывом».

Во втором случае (б) начальный мах из упора полностью гасится благодаря действиям в плечах и взвешенному разгибанию в тазобед­ренных суставах. Движение это хорошо известно и несложно. В со­временной практике оно — редкость, ибо считается банальным, хотя на самом деле его можно использовать как основу для многих при­влекательных движений, вполне достойных любого мастера (один пример «на вскидку» — перелет с в/ж с поворотом на 540° в вис лицом внутрь на н/ж).

Третий случай (в) также хрестоматийный, это разнообразные дви­жения дугой. Ныне славная эпоха соскоков дугой отошла в прошлое, хотя наиболее сложный из них (дугой двойное сальто вперед и его варианты) ничуть не менее эффектен (и более сложен), чем повально исполняемые теперь соскоки сальто махом вперед из виса.

Далее еще три варианта полетов, на этот раз — с перелетом назад через опору. Все эти движения гораздо сложнее и проблематичнее, чем предыдущие, так как полетный переход через жердь ставит перед гимнасткой довольно трудные, хотя и разрешимые задачи.

Первый вариант (г) представляет собой весьма оригинальное сальто назад с оборота «не касаясь». Задача гимнастки здесь — макси­мально использовать мощностные возможности спада из упора (к. к. 1—2) и не растерять полученное вращение в дальнейшем, при выталкивании себя руками назад-вверх (к.к. 3—5). Парадокс здесь в том, что действуя руками и стремясь работать мощно, не следует увле­каться высотой движения: «забраться» вверх тут можно лишь за счет

57 С «превращением» брусьев р/в в сдвоенную перекладину репертуар снаряда стал классичнее, но однообразнее, хотя о потерянном материале (жесткие, удар­ные отмахи в смешанных висах, соскоки срывом с нижней жерди и проч.) по гуманным соображениям жалеть, пожалуй, не стоит.











472


активного вращения на опоре, так как слишком сильное выталкива­ние (с увеличением плечевого угла) приведет только к резкому ос­лаблению крутки (51). Существует, правда, соблазн, выйдя в высо­кую стойку и почти остановившись, заново «подкрутить» себя дей­ствиями типа курбета. Такое возможно, но заметим, что это уже не тот элемент, что мы описываем, а, фактически, соединение «обо­рот — курбет — сальто». Главное же в том, что подобное построение соскока (встречавшееся в практике, но не прижившееся) нарушает динамику и стилистику движения, придавая ему довольно прими­тивную «мелко-трюкаческую» форму. Что касается формы, пока­занной на фиг. г, то она может быть вполне интересной и достойной освоения, например — в-виде сальто-перелета с верхней жерди на нижнюю.

Вариант д интересен только как структурная середина между ва­риантами г и е. Как реальное движение он может привлечь внимание только при наличии достаточно остроумных усложнений и связок.

Наконец, вариант е, как и соскок дугой, связан с форсированной переменой направления вращательного движения и по структуре по­добен «перелету Ткачева», который мы подробно комментировали (40—44,180). Элемент этот известен и практикуется. Здесь лишь об­ратим внимание на то, что при техничном исполнении движение тре­бует мощной, но достаточно поздней работы в «контрдействиях». В


473


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ______________________

отсутствие таких действий перелет приобретает известную суррогат­ную форму, когда гимнастка попросту падает назад из стойки на руках и со «складкой» успевает придти в вис согнувшись сзади в по­ложение, практически, вниз головой (ср. с аналогичной формой «раннего ткачевского», 180). Сделать такое движение не трудно, но эффект от него не стоит вложенных усилий.

187. ДУГА - САЛЬТО ... ВПЕРЕД ?

Как уже отмечалось, эпоха соскоков дугой отодвинулась в про­шлое, уступив свое место сальто из виса. Но навсегда ли? Недаром ведь говорится: новое это хорошо забытое старое... Тем более что по­тенциальные возможности движений дугой велики, и многое из того, что можно было бы сделать на их основе, до сих пор не ис­пользовано практически. Достаточно вспомнить давний опыт Ольги Корбут, успешно разучивавшей перелет дугой сальто вперед на н/ж (его не обязательно делать с приходом на живот, возможны более щадящие и еще более эффектные варианты). А какие блестящие со­скоки дугой демонстрировала немка Макси Гнаук! Вполне могла бы освоить двойное сальто вперед согнувшись или самые сложные пб*-вороты с прямым телом, а это поинтереснее, чем стандартные сальто мортале из виса... Так что забывать движения дугой не следует.

Но движения эти интересны не только сами по себе. Они являют собой довольно показательную модель, на которой можно просле­дить характерные эффекты, знание которых очень полезно в любом случае. Впрочем, многое из того, что касается соскоков дугой уже прокомментировано нами в главе по перекладине (50). Но к этому следует добавить ряд деталей.

Рассмотрим для начала особенности распределения поворотов в соскоках дугой сальто. Речь идет о том, в какой фазе полета поворот делается и как это меняет структуру движения.

Обычно говорят так: «соскок дугой и сальто вперед с поворотом». Действительно, такой соскок существует, но, строго говоря, это лишь один из вариантов движения, который может выполняться после дугового отхода с в/ж.

В самом деле, взяв в качестве примера соскок с поворотом кругом (или кратным 180°), можно убедиться, что в зависимости от избран­ного гимнасткой времени поворота структура движения существен­но меняется.

На рис. /^символически показаны возможные зоны вращения по сальто, на которые может «накладываться» полпируэт. Чтобы оп-


474


187. Дуга — сальто ... вперед ?

ределить эту фазу конкретнее, предположим, что гимнастка делает поворот достаточно быстро, компактно, не «размазывая» его по всему полету. Но когда она может его делать и как это отразится на форме движения?

Из построения на рисунке можно получить принципиальный от­вет на этот вопрос. Вот, по крайней мере, шесть вариантов движения, возникающих, если поворот «передвигать» из одной фазы движения в другую.


475


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ

1. Мах дугой с поворотом и сальто назад. Еще на опоре, в фазе д-6"гимнастка поворачивается кругом и далее выполняет 1 '/4 сальто назад.

2. Соскок дугой с поворотом и сальто назад. В этом варианте пово­рот выполняется на взлете и завершается в положении головой вверх (фаза б-в), после чего следует полное сальто назад.

3. Соскок дугой с поворотом («на спину») и 3/4 сальто назад. Здесь поворот делается позже, чем в предыдущих вариантах (фаза в-г), и в идеале может попасть на высшую точку полета, после чего гимнастка выполняет неполное сальто назад.

4......... ? Этому варианту движения трудно дать лаконичное на­
звание. После отхода дугой в полет гимнастка выполняет примерно
пол сальто вперед; в фазе «г-д», продолжая вращение, делает поворот,
после чего завершает соскок половиной сальто назад. Таким образом
это: соскок дугой «на живот» (или '/2 сальто вперед) '/4 сальто впе­
ред с поворотом кругом
полсальто назад.

5. Соскок дугой сальто вперед с поворотом кругом («на живот») и '/4сальто назад. Вариант также с трудом поддается терминологи­ческому определению, но здесь уже определенно преобладает сальто-вое вращение вперед с поворотом в его фазе д-е.

6. Соскок дугой сальто вперед с поворотом кругом. Это предель­но поздний вариант поворота, исполняемым перед самым приземле­нием в фазе е-ж.

Все приведенные формы не имеют принятого определения, и на­зывать их можно по-разному. Виной этому — фаза поворота, ко­торую в принципе нельзя отнести ни к сальто вперед, ни к сальто назад, так как она всегда содержит в себе признаки и того, и другого вращения.

Итак, мы видим, что в зависимости от фазы (и длительности) по­ворота, кратного 180°, соскоки дугой, как, впрочем, илюбые другие безопорные вращения, могут давать очень разные формы, включаю­щие в себя вращения как вперед, так и назад, а также — в фазе самого поворота — их смешанные, промежуточные формы.

Конечно, в практике, включая судейство, нет необходимости пе­дантично отслеживать все сдвиги поворота во времени, так как ре­альная трудность упражнения от этого меняется незначительно или, во всяком случае, для разных исполнителей — по-разному. Достаточ­но и необходимо различать хотя бы три наиболее характерных, каче­ственно определенных формы таких движений. Это:

соскоки с «ранними» поворотами, построенные по схеме «дуга с поворотом — сальто назад» (варианты 1 — 2);


188. Дуга Бурды - техническая энциклопедия

соскоки с «нормальными поворотами», построенные по схеме «дуга — сальто вперед — поворот — сальто назад» (варианты 3—4);

соскоки с поздними поворотами, построенные по схеме «дуга — сальто вперед с поворотом» (варианты 5—6).

Завершая тему, заметим, что, по мере усложнения поворотов, вводимых в соскоки, «пространство» и время полета неизбежно все больше и больше заполняется сложным трехосным вращением тела, и попытки привязать тот или иной элемент к категориям сальто вперед или назад вообще лишаются смысла. В самом деле: сальто ка­кого направления — вперед или назад — выполняет гимнастка (гим­наст), если от начала безопорной фазы и до приземления ее тело не­прерывно меняет свою ориентацию? Здесь уместно лишь принимать во внимание ситуацию движения в самом начале полета («как вхо­дишь в поворот») и в его конце («как идешь в доскок»); эти детали имеют не только некоторое терминологическое, но и несомненное техническое значение, так как для исполнителя небезразлично как именно координировать действия безопорного движения и призем­ления.








Дата: 2018-12-21, просмотров: 271.