ПЕРЕПОЛОХ С РУМЫНСКИМ ФЛЯКОМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прыжковая акробатика проникала на бревно медленно, с извест­ными потрясениями, но верно. Если плеяда Ларисы Латыниной не знала ничего более сложного, чем «колесо» и «перекидки», то ее пре­емницы были просто вынуждены рисковать и идти дальше.

Первой ласточкой «настоящей» акробатики стал, естественно, пе­реворот назад, «фляк». Естественно не только потому, что он проще сальто, но и потому, что это — ключ к дальнейшему развитию акро­батических прыжков на бревне.

Впрочем, первые исполнители фляка на бревне, конечно, и не ду­мали (не мечтали) использовать его для соединений. Фляк сам по себе призван был стать сенсацией. Достаточно было бы его просто сделать. И не упасть.

Понятно, что поиски техники надежного переворота назад нача­лись сразу же. И поиски эти шли лихорадочно на всех гимнастичес­ких фронтах, самыми горячими из которых были в то время совете-


 


412





413


БРЕВНО ___________________________________________________________

кий и — румынский. И вскоре выяснилось, что наши основные со­перницы, румынские гимнастки, освоили своеобразное движение, позволявшее им действовать более уверенно, надежно и эффектно. Это был феномен «румынского фляка».




414


Если советские специалисты и их ученицы шли по классическому пути, стремясь прямо перенести технику партерного фляка на узкую опору, то их румынские конкуренты поступили если не умнее, то — хитрее. «Румынский фляк» (рис. 154-а) строился на махово-толчко-вой основе работы ногами (к.к. 1—2). Это, во-первых, означает, что, сохраняя как можно дольше опору о снаряд, гимнастка имеет воз­можность задать точное направление общего движения не только махом рук и движением туловища, как это имеет место при обычной технике с отталкиванием обеими ногами, но и махом свободной но­гой. Во-вторых, при этом сокращается неконтролируемая, безопор­ная, фаза движения (к.к. 2—3): едва опорная нога покидает бревно (к. 2), как руки опять стоят на снаряде (к. 3), при том, что маховая нога прошла уже значительную часть пути, чего не было бы при от­талкивании обеими ногами. В-третьих, сохраняется хорошая «свобо­да маневра» на случай ошибки: уже поставив на опору руки и одну ногу (к. 5), гимнастка имеет шанс выправить неточное движение дру­гой ноги.


______________ 165. Переполох с румын ским фляком

На ряде «очных ставок» спор между румынскими и советскими гимнастками был, как будто бы, решен в пользу первых, но...

Но триумф «румынского фляка» оказался, как и следовало ожи­дать44, недолгим. Довольно скоро стало ясно, что эта техническая форма хороша лишь сама по себе, но мало пригодна в плане развития движения, в плане его дальнейшего использования какэнергообес-печивающего, разгонного элемента в связках. В этом смысле «ру­мынский фляк» имеет целый ряд изъянов.

Первый из них — ослабление стартового отталкивания: оно не только делается одной ногой, но и маховая работа руками и тулови­щем оказывается ослабленной (ср. к.к. /на фиг. а, б).

Второй, прямо вытекающий из первого, низкая общая скорость движения, его вялость.

Третий, едва ли не важнейший, заключается в том, что техничес­кие различия в действиях ногами приводят к тому, что маховая нога приходит на опору гораздо раньше толчковой (фиг. а, к. 5). Врезуль-тате этого, при необходимости немедленного темпового отталкива­ния (последующее сальто! соскоки!) синхронной работы никак не получается, отталкивание выходит поочередным, «двухтемповым», растянутым, а значит — ослабленным.

Таким образом, выиграв «промежуточный финиш», румынки от­стали в освоении более прогрессивной техники, что в дальнейшем и сказалось практически.

Но переход к более мощному фляку, выполняемому по модели настоящего акробатического, не был простым. Более того, этот пере-ходдоныне не вполне завершился; кое что в технике даже современ­ных переворотов назад оставляет желать лучшего. Например, на фиг. «"показан фляк, выполняемый гораздо современнее, чем «ру­мынский» (а), но легко и здесь заметить пороки последнего. Глав­ный из них — явная последовательная постановка перед следующим отталкиванием (к.к. 7—8). Причина применения такой техники по­нятна и простительна: такой приход на опору надежнее. Однако надо помнить, что наращивание мощности фляка возможно только на пути его настойчивого и смелого сближения с обычным фляком на акробатической дорожке (160,161), а это означает: энергичный под­сед с замахом (к. 1), низкое, очень быстрое полетное движение с под-

44 Автор этих строк, консультируя в тот период сборную СССР, настаивал на том, что «румынская техника» бесперспективна, и не имеет никакого стратеги­ческого смысла. Но соображения соревновательной тактики тогда все же переве­сили...

415


БРЕВНО ___________________________________________________________

черкнутым движением «в ход», вдоль бревна; постановка рук на опору с некоторым «сваливанием» плеч назад, по ходу движения (см. рис. 149-6, к.к. 4—5); курбет, снимаемый заметно «под себя» (если есть второй фляк) и — с возможно более синхронной, одновре­менной постановкой стоп, особенно если следует сальто. Такая по­становка стоп требует особой работы, направленной на достижение максимально плотной, «впритирку» друг к другу, точной постановки стоп на опору (172).

166. ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ МОМЕНТ : КОГОТОК УВЯЗ ...

Одна из ситуаций, в которой проверяется устойчивость тела гим­настки на бревне — быстрые повороты в стойке или из стойки на ногах. Правда, наиболее яркие образцы такихдвиженийдемонстри-руют, скорее, не гимнастки, а артисты балета, особенно тогда, когда делают так называемые «туры» — повороты в прыжке (обычно не меньше, чем на 720° и нередко подряд неоднократно, «в темп»). Впро­чем, еще более подчеркнутыми физические особенности этих движе­ний становятся при их исполнении фигуристами, у которых слож* ность прыжков с поворотами — один из основных элементов состя­зания.

Наблюдая выполнение таких движений, порой можно видеть (у спортсменов нередко, у танцовщиков — как показательное ис­ключение), что исполнителя, начавшего от опоры быстрое вращение, вдруг «ломает» и «сбрасывает», порой буквально, как если бы некая изрядная сила сорвала человека с ног. У фигуристов это сплошь и рядом вызывает откровенные падения на лед, у гимнасток — потерю устойчивости и схождение со снаряда.

В чем здесь дело? Откуда берется внезапно эта свирепая сила, комкающая всё движение?

Действительно, сила эта есть, действительно, появляется она как бы неожиданно и называется она «центробежным моментом». Чтобы понять природу этого явления, нужно вспомнить для начала, что та­кое «центробежная сила инерции».

Сила эта всем хорошо известна, так как возникает едва ли не на каждом шагу и в быту, и при работе технических механизмов, и в спортивной практике. Это она, центробежная сила, не дает жидкости пролиться, если мы, забавляясь, вращаем ведерко с водой над голо­вой. Это она прижимает нас боком к стенке автомобиля при быстрых поворотах, отжимает белье в стиральной машине или... стремится разорвать группировку при многократных сальто, изгибает при

416


166. Центробежный момент : коготок увяз ...

оборотах гриф перекладины с силой 300 и более килограммов, поднимает тело гимнаста над полом при кругах на коне или полу и т. д. и т. п.

Теперь представим себе гимнастку, заставившую свое тело до­вольно быстро вращаться вокруг его продольной оси (рис. 155-а). Здесь тоже действуют условия, при которых обязательно возникнет центробежная сила инерции. Сила эта будет действовать на каждую частицу массы тела гимнастки, стремясь «оттащить» эту частицу кна­ружи от оси вращения (здесь — вертикальной). Поскольку массы тела располагаются по разные стороны от оси, центробежная сила бу­дет тянуть каждую частицу масс в разных направлениях, по разным радиусам, и чтобы сохранить ранее заданную осанку, нужно в каж­дый данный момент времени держать тело так, чтобы все компонен­ты центробежной силы уравновешивались друг с другом. В простей­шем случае это означает, что поза гимнастки должна иметь ось сим­метрии.

А что получится, если тело не уравновешено относительно оси вращения? На фиг. ^гимнастка допустила отклонение масс тела пре­имущественно в одну сторону (например, позволила одной или обе­им рукам «отскочить» вбок). Ясно, что центробежная сила инерции, действуя на это неупорядоченное звено и не встречая никакого про­тиводействия по другую сторону оси, потянет в сторону все тело, бу-


417


БРЕВНО




Перешагивая через стандарты


 


дет его поворачивать45 вокруг горизонтальной оси и произведет сброс.

Еще более неприятная ситуация на фиг. в. Здесь не стабилизирова­ны и верхний, и нижний отделы тела, и возникающие при этом цен­тробежные моменты будут ломать тело еще сильнее.

Возникновение сбрасывающих центробежных моментов особен­но неприятно тем, что они действуют по принципу «коготок увяз, всей птичке пропасть»: как только возник хотя бы небольшой, но ощутимый разбаланс в расположении звеньев тела, так тут же цент­робежная сила начнет «вытаскивать» неправильно поставленное зве­но еще дальше, провоцируя еще более грубое нарушение движения. И если этому вовремя не воспротивиться, не выправить осанку, сброс неминуем. Чем выше при этом была начальная скорость вра­щения тела, тем труднее предотвратить сброс и тем катастрофичнее будут его последствия.

Естествен вопрос: означает ли все сказанное, что повороты на опо­ре и в прыжке должны выполняться только в строжайшей прямой осанке, как на фиг. а?

Нет, это не совсем так. Конечно, наиболее трудны и ответственны особенно быстрые вращения, такие, как у фигуристов. Четырехкрат­ный поворот потребовал бы от исполнителя не только чрезвычайной мощности работы (высота и время полета, начальная «закрутка»), но и феноменальной точности, чистоты действий. Нужно было бы не только очень плотно и быстро сгруппироваться (то есть привести к телу руки, жестко соединить ноги, выпрямиться и, по возможности, оттянуться по продольной оси), но и достичь равновесного распреде­ления симметричных звеньев относительно продольной оси тела. Однако чем ниже скорость поворота, и чем больше эффективная связь с опорой, тем больше допустимые вольности в движении, так как могущие возникать при этом сбрасывающие моменты не велики, и могут подавляться.

Однако отметим, что и при асимметричных позах возможны дос­таточно быстрые вращения. Ведь здесь важна не столько видимая симметрия позы сама по себе, сколько фактическое расположение масс тела относительно оси поворота.

И все-таки, главный практический вывод из всего сказанного сводится к требованию строгой осанки в быстрых поворотах. На-

45 Слов «момент» показывает, что центробежная сила инерции действует в описанной ситуации как «момент силы», то есть как сила, вызывающая враща­тельное движение.



418


сколько вам это удается, вы сразу поймете, если попытаетесь прове­рить себя, вращаясь побыстрее...


ПЕРЕШАГИВАЯ ЧЕРЕЗ СТАНДАРТЫ

Однажды на кафедре гимнастики Центрального института физи­ческой культуры в Москве (ныне — Российская государственная академия физической культуры) появилась группа молодых артис­ток цирка, приглашенная для участия в исследовании особенностей механического равновесия у спортсменов. Надо было видеть, с какой простотой и легкостью девушки работали на свободной проволоке и туго натянутом тросе, на различных специальных подставках, стой­ках. Стандартное бревно было для них как бы просторной площад­кой, где можно было позволить себе почти все, что угодно! Одна из цирковых гимнасток взобралась на брусья разной высоты и стала за­думчиво бродить туда и обратно по верхней жерди...

Артистки цирка были превосходными практиками, но на вопро­сы о методике подготовки не могли ответить достаточно вразуми­тельно. «Как научились? Да как... Работали, много трудились и по­стоянно трудимся! Стараемся тренировать себя и так вот и этак, что­бы потруднее было, и чтобы не бояться ничего...».

Но постепенно, по ходу исследований все же стала проясняться картина, позволившая сформулировать ряд важных положений, ко­торые должны лежать в основе специальной равновесной подготов­ки спортсмена46. Не претендуя в этом кратком сюжете на детальное изложение столь сложной проблемы, остановимся здесь на одном важнейшем принципе совершенствования гимнастов и гимнасток (относящемся, разумеется, не только к бревну, но в применении к бревну особенно показательном). Мы условно назовем его «принци­ пом перешагивания через стандарты».

О чем идет речь?

Банально, но факт: трудность упражнений на бревне определяет­ся тем, что площадь опоры ограничена, а сама опора поднята над по­лом; любое послабление в соответствующих параметрах снаряда сра­зу упрощает дело: расширение опоры резко снижает требования к точности действий, уменьшает риск ошибок; увеличение длины снаряда позволило бы эффективнее нарастить скорость передвиже­ний вдоль бревна, поднять мощность прыжков; наконец, уменьше­ние высоты опоры сразу снимает психическую напряженность, дает

Исследования И. И. Розена.

419


             
     


420

БРЕВНО ____________________________________________________________

гимнастке уверенность в работе и т. д. Все это известно, и все это, так или иначе, используется на практике. Любой знает, что все, что нуж­но освоить на бревне, сначала разучивают на полу, на бревне без но­жек, на бревне, укрытом матом и т. д. То есть используется классичес­кий принцип доступности обучения с его правилами «от легкого ктрудному», «отпростогоксложному», «от доступного к менее доступ­ному».

Все так. Но до какого уровня тренированности подниматься по этой лестнице трудности? Достаточно ли добраться до освоения глав­ного, целевого, упражнения и удовлетвориться этим?

Казалось бы—да, чего же еще?

Однако, и жизнь в спорте, и исследования говорят, что даже самое уверенное, пусть даже блестящее владение соревновательным уп­ражнением недостаточно надежно, если в навыке нет определенного запаса прочности. Впрочем, и это давно известно в спорте, теорети­чески обосновано и постоянно используется в тренировочной прак­тике: круги на коне «на количество» — до изнеможения; «крест» на кольцах — 4,6,10 секунд вместо положенных двух; комбинация на вольных упражнениях — дважды, а то и трижды подряд, хотя бл>г вчерне... Трудно в учении — легко в бою!

Это — в соревновательной подготовке, при тренировке на тур­нирную выносливость, когда всё, в основном, уже разучено и готово к демонстрации на соревнованиях. А как тот же подход применить в обучении?

В принципе — точно так же, но в случае с бревном он высвечи­вается особенно ярко.

Парис. 156—159 схематически развернуты возможности посте­пенного наращивания трудности учебных и тренировочных упраж­нений по принципу «отклонения от стандарта». Так, если менять лишь высоту снаряда (рис. 156), то надо начинать, как водится, с ра­боты на полу (а) , затем постепенно наращивать высоту до нормы, стандарта (б-г), но, не останавли­ ваясь на этом, предлагать гимнас­тке делать хотя бы отдельные, пусть не самые рискованные (но постепенно все более сложные)


элементы на высоте, большей, чем стандартная (д), включая макси­мальную (е), под которой можно понимать высоту снаряда, техни­чески и психологически предельную для гимнастки на данном этапе подготовки и мастерства.

Меняя по тому же принципу ширину снаряда (рис. 157), следовало бы начинать с работы на возвышенном, но широком «подиуме» (а), а затем, постепенно достигнув нормы (б-в), не останавливаться на этом и — что очень важно! — пытаться работать на все более узкой опоре, вплоть до опоры типа туго натянутого троса или тонкой доски, по­ставленной на ребро (г, д).

Изменение рабочей длины снаряда (рис. 158) не очень существен­но, если гимнастки тренировались бы на «растянутом» бревне (г), но становится все более ощутимым по мере ее уменьшения (б-в). Наибо­лее красноречив вариант тренировки равновесия на штыре, опорная площадь которого сокращена до размеров 1 ОХ 10 см (а).

421


             
     


БРЕВНО ___________________________________________________________

Приведенные способы отклонения от стандартов умозрительны, но полезны в плане систематизации представлений о стратегии про-грессирования при обучении и совершенствовании на бревне. Услов­но можно принять, что все учебные задания в этих случаях это то, что используется в процессе приближения к норме, а более трудные зада­ния, выполняемые на еще более высоком, узком и коротком бревне, это уже специальная тренировка.

Что касается реальности, то весьма полезны были бы вспомога­тельные снаряды, в которых одновременно, так или иначе, варьиру­ются все параметры бревна или того, что его заменяет {рис. 159). Та­ких варьируемых приспособлений может быть множество, поэтому упомянем для примера лишь наиболее характерные сочетания. Ниж­няя граница трудности — просто пол (а). Предельная трудность для балансирования «на месте» — высокий шест с точечной опорой, по площади меньше квадратного дециметра (г). Характерные сочетания максимально и минимально выраженных признаков: большая пло­щадь, но на большой высоте (б) или—трос, натянутый на минималь­ной высоте (в). Все подобные, очень потенциально разнообразные, снаряды для тренировки навыков сохранения устойчивости на ус­ложненной (но жесткой) опоре могут быть чрезвычайно полезными в подготовке гимнасток и непременно должны применяться.

Внимательный читатель поймает автора на упоминании об имен­но жесткой опоре и спросит: а разве не следует в этом случае трениро­ваться еще и на какой-нибудь свободной опоре? Вопрос уместный, но об этом — в другом сюжете.




422






Дата: 2018-12-21, просмотров: 353.