От полпируэта к пируэту или наоборот ?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одно из самых больших структурных сообществ — акробатичес­кие сальто назад, систематический перечень которых (с учетом тех­нических вариантов исполнения и комбинированных форм построе­ния) исчисляется многими десятками. И поскольку в таких одно­профильных движениях сильнее всего действуют закономерности переноса двигательного навыка, всегда актуальны вопросы о соотно­шении техники этих элементов, их взаимосвязях, о рациональной очередности разучивания упражнений.

Конечно, десятилетия активной творческой работы отечествен­ных гимнастов и акробатов, всегда остававшихся на вершине миро­вой иерархии спорта, казалось бы, полностью сформировали основы методики освоения этих движений, однако, и теперь не всё здесь аб­солютно ясно. И даже вопросы работы над некоторыми несложными (но очень важными) элементами акробатики доныне остаются дис­куссионными. Затронем некоторые из них.

На рис. 1?<5показана схема-матрица, в которой ряд наиболее ха­рактерных сальто назад систематизирован по двум главенствующим

373


АКРОБАТИКА


153. От полпи рузта к пируэту или наоборот?


 


признакам: вращению вокруг фронтальной и продольной осей тела (нарастание углового пути «по сальто» дано по четвертям, увеличе­ния вращения «по пируэту» — по «половинкам»).

Анализируя это построение, можно удобно проследить пути, по которым спортсмен может продвигаться при последовательном ос­воении упражнений. Весь вопрос в том — насколько верны эти пути! Вот отдельные примеры.

1. Разучивая и совершенствуя базовый бланш («3»), прыгун может использовать, какучебное упражнение, модельный «отбив» сронда-та («1»), в том числе — и это очень важно — с сохранением вращатель­ной компоненты, с приходом на спину («2»), с полупереворотом на руки тренера («2-а») и т. д. Та же методика постепенного наращива­ния крутки применяется и при переходе к двойному сальто («4—6»). Однако, это общеизвестно. Пойдем дальше.

2. Очень интересный и принципиальный случай с освоением «пи­руэта» («9»). Некоторые специалисты, особенно по акробатике, убеждены, что идти в освоении «винтов» нужно строго последова­тельно, тщательно прорабатывая поворот по полпируэтам (то есть так: «7—9—11» и т. д.). Однако, известно, что механизм поворота вокруг продольной оси эффективно срабатывает только тогда, когда прыгун осваивает полный, завершенный цикл «винтообразующих» действий в поворотах на 360°, после чего весь этот цикл может быть повторен. А заучивание (до уровня прочного двигательного навыка) действий полпируэта («7») разрывает этот цикл действий пополам и может дать отрицательный перенос навыка, что и подтверждается, к сожалению, в гимнастической практике. В этом смысле гораздо гра­мотнее обучать гимнаста, освоившего базовый бланш («3»), сразу технически правильному пируэту («3—9»), и лишь после этого, если в том есть необходимость, вернуться к полпируэту («9—7»), техника которого полностью охватывается пируэтом.

Но чем же объяснить позицию акробатов, идущих в подготовке «по полувинтам»? Дело в том, думается, что учебный материал прыж­ковой акробатики на порядок меньше, чем в спортивной гимнасти­ке, и весь сосредоточен на освоении относительно узкого круга дей­ствий . В этих условиях спортсмен имеет возможность гораздо чаще обращаться к одним и тем же навыкам, добиваясь высокой их плас­тичности, управляемости, основа которой — осознанная вариатив­ность действий. Гимнасты же не могут, к сожалению, позволить себе такой роскоши и должны действовать более рационально.

3. Принцип возврата от сложного движения к относительно про­
стому вообще один из важнейших при освоении акробатических


прыжков. Так, совершенствуя поворот в пируэте, стремясь сделать его более «сухим», быстрым, необходимо пользоваться более услож­ненными заданиями. Простейший пример — перенос ускоренных действий поворота с двойного пируэта («14») на одинарный («9»), с тройного («17») на двойной («14»). Причем эти задания могут выпол­няться в условиях двигательного комфорта, прежде всего — на батуте с ямой, поскольку предмет работы не прыжок, а поворот.

4. Яркий образец необходимого обучения «возвратом» — слож­
нейшее сальто «полтора с полутора» («12»). Чтобы надежно управлять
действиями этого опасного прыжка, исполнитель всегда должен
иметь функциональный и технический резерв, поэтому крайне не­
разумно пытаться идти к этому движению «напрямик», от одинарно­
го сальто и простого пируэта. Вначале гимнаст должен безупречно
освоить, как минимум, двойной пируэт («14»), базовое двойное саль­
то («6»), двойное с компактным пируэтом («10»), и лишь после этого
посягать на «полтора с полутора».

Обучение и совершенствование движений посредством обраще­ния к более сложным аналогам вообще наиболее полно воплощается в прыжках с поворотами, «перемещающимися» из одной фазы полета в другую (35,187). Так, известно, что пируэт можно сделать «ранним темпом» или более поздним. Мастера-акробаты дошли до того, что даже тройной пируэт «размещают» в двойном сальто по-разному: равномерно по всему полету или ближе к его началу или концу, дока­зывая тем самым, что могли бы освободить местечко и для четвертого винта... Подобное уплотнение действий в полете также может быть достигнуто благодаря тренировке на усложненных учебных упраж­нениях. Например, чтобы выполнить двойное сальто с двойным вин­том в первом (такой вариант может потребоваться из-за недостаточ­ного вращения «по сальто» и необходимости последующей группи­ровки), нужно научиться делать этот поворот в темпе тройного пиру­эта («17—15»), а чтобы делать одинарный пируэт в одинарном или двойном сальто более компактно, нужно владеть, по крайней мере, техникой двойного «винта» («14—9,14—10»).

5. Наконец, важный компонент обучения сложным вращениям —
использование учебных заданий, в которых постепенно и последова­
тельно, параллельно друг другу, наращиваются оба основных пара­
метра вращения. Примерная методическая цепочка таких упражне­
ний показана па рис. 136. Это ряд усложняющихся заданий, начина­
ющихся с модельного «отбива» («1») и продолжающегося полным
пируэтом на спину («8»), полупереворотом с двумя винтами («13») и
завершающегося тройным пируэтом («17»). Эта цепочка — лишь


 

























374



375


АКРОБАТИКА


154. Иногда полезно обманывать ...


 


принципиальная модель обучения. Конкретные упражнения могут выглядеть по-разному, и их практическая реализация будет зависеть от излюбленных тренером приемов работы (обкручивать на руках, давать прыжки на горку матов, в яму с поролоном, с применением приходов на живот и проч.). Но принцип должен быть именно таким: наращивая поворот по продольной оси, следует пропорционально со­ вмещать его с реальным вращением «по сальто»; только тогда в итоге обучения все необходимые структурные компоненты движения пра­вильно «встают на свои места» и оказываются достаточными для ис­полнения целевого упражнения в полном виде.

Читатель скажет: что за абсурд: имея в качестве конечной цели обучения такой суперпрыжок как двойное сальто с поворотом на 1080° («18»), начинать с освоения простого отбива («1»), то есть с са­мого элементарного упражнения для новичка?!

Нет, конечно, речь не об этом, а о том, что названные структурные компоненты, начиная с отбива суть составные части целевого прыжка, и эти компоненты нужно идеально проработать, даже если они давно известны. В частности, это означает, что «отбив» («упраж­нение для новичка»), не говоря уж о более сложных компонентах, входящих в обучающую цепочку («1—8—13—17—18»)38, будущий исполнитель двойного сальто с тремя «винтами» должен в трениров­ке делать так, как это должно выглядеть именно в «двух с тремя»! И в этом смысле даже прыгуну экстракласса не зазорно еще и еще раз отпрыгать в тренировках всю эту самую цепочку, шлифуя тем самым все технические детали будущего трюка, подобно тому, как музы­кант-виртуоз вспоминает гаммы, разыгрываясь («разминаясь»!) пе­ред исполнением сложнейшего концерта...

Внимательный читатель, ознакомившись с тезисами, изложен­ными выше, заметит, что в них есть как бы противоречие: с одной стороны, автор призывает тщательно прорабатывать все элементы методических цепочек, следуя, как обычно, «отлегкого ктрудному», а с другой — приводит целый ряд примеров, когда обучение должно, якобы, строиться по принципу «от трудного к легкому», по принци­пу «возврата». Получается, что классическое правило постепенного усложнения материала — не всегда верно?

38 На самом деле, при освоении и совершенствовании такого прыжка может использоваться не одна, а ряд обучающих цепочек, в частности — цепочка, веду­щая к совершенному двойному сальто и также начинающаяся, если угодно, с «прочистки», уточнения «отбива» (1), профилирующих одинарного (3) и двой­ного (6) сальто.


Нет, так не получается! На самом деле обучение по принципу «воз­врата» (там, где это уместно) как раз и есть продвижение по пути наименьшего сопротивления. Обучая, например, сначала полному добротному «винту» («9»), после него — хорошему двойному «винту» («14»), и лишь после этого обращаясь, если нужно, к полуторному пируэту («11»), мы не только закладываем наиболее фундаменталь­ный, биомеханически выверенный навык, но и упрощаем и ускоряем обучение, экономим ресурсы! Всякий другой путь здесь будет стоить гораздо дороже. Это продвижение «оттрудного клегкому» на самом деле и есть — наиболее рациональная стратегия обучения и совер­шенствования. Так что понимать известные классические правила нужно не слишком прямолинейно, не догматически.

154. ИНОГДА ПОЛЕЗНО ОБМАНЫВАТЬ ...

Мать природа, наделив человека ногами, не могла предвидеть, что он захочет и на руках стоять, ходить и чуть ли не прыгать. Поэтому отталкивания руками даются гимнасту, акробату, конечно, труднее, чем ногами, и в динамике этих действий особенно ярко проявляются некоторые свойства, определяющие их эффективность. Так, если, говоря об отталкивании ногами, некоторые наивные люди отводят маховой работе руками лишь «вспомогательное» значение (не пони­мая, что любое отталкивание, по крайней мере в спорте, это всегда генерализованное действие вообще всем телом), то об отталкиваниях руками в акробатике этого уж никак не скажешь: легко убедиться, что в этом случае активный толчок руками без очень энергичной и технически выстроенной маховой работы ногами никакие получает­ся. Так, отталкивание руками с вращением тела назад (рис. 138-а нас. 378) это так называемый «курбет», главное в котором не столько действия собственно руками, а — «ударное» сгибание всем телом. Нечто подобное имеет место и при «обратных курбетах», сообщаю­щих телу прыгуна вращение вперед (б).

Рассмотрим несколько деталей этих действи й, прол и вающих свет на определенные особенности их техники.

На фиг. апоказано обыкновенное отталкивание руками при пере­вороте назад. В принципе это действие, как известно, должно решать задачу «подпитки» как перемещения, так и вращения назад. Однако, если проанализировать это движение, то можно заметить, что эта за­дача решается только в определенных условиях, а именно—лишь во второй половине опорной фазы. В самом начале контакта руками с опорой (к. 1) тело расположено так, что все начальные компоненты


 









376



377




АКРОБАТИКА ___________________________________________________

движения частично «гасятся стопором». Где-то в середине этой ста­дии (к. 2) тело минует нейтральное положение, когда опорная реак­ция проходит через ОЦТ и не влияет на перемещение и вращение тела. И лишь с началом «сваливания» назад (к.к. 3—4) у прыгуна по­является возможность активно содействовать продвижению и вра­щению в нужном направлении. При вращениях вперед (б) действуют те же закономерности.



378


Интересно сопоставить ситуации отталкивания руками при дви­жении «в ход» (а, б) и — «с места» (в-д). Новички, осваивающие дви­жение курбета из стойки, часто допускают ошибку: пытаются сде­лать отталкивание сгибанием в уравновешенной стойке (в). При этом ожидаемого вращения не получается, а вместо него выходит «пустое» сгибание, при котором кисти, стоящие на полу, норовят соскольз­нуть назад.


154. Иногда полезно обманывать ...

Происходит это потому, в описанном положении опорная реак­ция проходит через ОЦТ тела и не дает должного вращательного мо­мента. Поэтому, прежде, чем делать курбет, гимнасту необходимо начать падение назад, только тогда возникают условия, в которых возможно возникновение активного одноименного вращения «с ме­ста» (г). Эта потеря равновесия при курбете с места соответствует пе­реходу тела через нейтральное положение при аналогичном отталки­вании во фляке (а).

Занятно выглядит «обратный» курбет «с места» (д). Здесь нужно не только начать умышленное падение вперед из стойки, но и специ­ально подготовить главное рабочее действие, разгибание, своеобраз­ным «арабеском» — изгибом в пояснице со сгибанием в тазобедрен­ных суставах (к.к. 1—2).

Все описанное выглядит, конечно, элементарно, хотя в действи­тельности имеет значение не только для новичков. Многие нюансы акробатической техники, относящиеся, например, к быстрым фля­кам, модным в последние годы переворотам вперед «с двух на две» и т. п., вытекают именно из этих «простейших» посылок.

Вот еще один нюанс: как координировать действия собственно руками на опоре с работой других свободных звеньев тела при оттал­кивании? Неопытным гимнастам, а порой и тренерам, кажется, что толчковые усилия, развиваемые в поясе верхних конечностей, надо особым образом «подгадывать» так, чтобы «попадать» ими в самый нужный момент, зависящий от согласования в действиях всех звень­ев тела, участвующих в отталкивании. Увы, самое неблагодарное это дело — пытаться «подгадывать», «попадать в точку»! Во-первых, лю­бое отталкивание настолько скоротечно (0,10—0,12 с), что точно «поймать» мгновение, когда нужно сконцентрироваться на отталки­вании в плечах (а иногда — и с разгибанием в локтях) и «выстрелить», очень трудно, почти всегда возникает разнобой. Во-вторых, и это главное, при такой психологической установке спортсмен будет не­избежно отрывать отталкивание руками от предшествующих фаз действий, будет строить «отдельное» отталкивание руками, а это все­гда означает, что оно было биомеханически плохо подготовлено.

На самом деле эффективное отталкивание руками, органически включенное в генерализованную работу всем телом, обеспечивается совсем иначе и, в сущности, гораздо проще: идя на опору руками, прыгундолженподготовитьвесьдвигательный аппарати, особенно, пояс верхних конечностей, сообщив мышцам высокий тонус, так, чтобы тело, наталкивающееся на опору руками, вело себя как жест­ко-упругая система! Так, при наскоке на переворот вперед гимнаст,



379


АКРОБАТИКА




Спор о махе руками


 


посылающий прямые руки в «стопорящий» упор, должен за счет на­пряжения мышц сообщить им повышенную жесткость; плечевые су­ставы заблаговременно предельно поднимаются (гимнаст активно «тянется вперед»); мышцы, поднимающие лопатку, особенно трапе­циевидные, сильно напряжены и т. п.

Двигательный аппарат, подготовленный подобным образом, при столкновении с опорой ведет себя как тугая пружина: вначале возни­кает неизбежная амортизация, тело упруго сжимается, и напряжен­ные мышцы быстро натягиваются, а затем следует их мощное сокра­щение, то есть собственно отталкивание. При этом все происходит автоматически, но точно так, как и нужно в соответствии с физичес­кими и биомеханическими требованиями (ведь мяч, отпрыгиваю­щий от твердой опоры, ведет себя так же, хотя и «не думает» об этом).

Важно подчеркнуть, что сам гимнаст не должен ощущать кон­ такт с опорой как две раздельные фазы — амортизацию («подсед») и собственно выталкивание. Единственно верное здесь ощущение, это — непрерывное отталкивание от опоры!Иначе говоря, субъек­тивное восприятие гимнастом этого действия должно отличаться от его объективной картины.

И здесь настоятельный совет тренеру: нужно самому во всем хо­рошо разобраться, но, пожалуйста, вообще не говорите своему учени­ку от амортизации, пусть он лучше до поры ничего об этом не знает!



СПОР О МАХЕ РУКАМИ

Мы уже говорили о том, что всякое отталкивание есть согласован­ное и взаимообусловленное действие опорных и маховых звеньев; без ускоренного взмаха (ускоренного движения) свободными звеньями нельзя не только выполнить хорошее отталкивание, но и вообще — в принципе! — невозможно развить давление на опору.

При исполнении отталкиваний в акробатических прыжках махо­вая работа руками или свободной ногой играет роль не только усили­теля опорной реакции, но и в значительной мере пространственно направляет будущее полетное движение. Рассмотрим в этой связи несколько существенных деталей маховой работы свободными зве­ньями.

В свое время автор был свидетелем ожесточенных споров между специалистами-акробатами на такую, в частности, тему: как высоко следует взмахивать руками при движении на сальто назад. Столкну­лись два основных суждения: первое — махать нужно «до конца»,

380


 

то есть до положения руки вверх (рис. 139, к. 5). Второе — ничего подобного! Руки нужно останав­ливать примерно на уровне головы или плеч, и только так (к. 3).

Кто же прав? Все были правы и... никто не прав.

Наблюдая за прыгунами, изу­чая кинограммы, нетрудно убе­диться, что даже среди первокласс­ных исполнителей встречаются как те, кто относительно рано затормаживает мах руками при от­ходе на сальто назад, так и те, кто «отпускает» руки до предела или почти до предела вверх. Правда, последних в настоящее время оп­ределенно больше, и ниже мы да­дим этому объяснение. Но все по порядку.

Одна из важных закономерностей работы мышечного аппарата — взаимосвязь «сила-скорость». Суть ее сводится ктому, что сила, раз­виваемая мышцами, тем меньше, чем выше достигаемая ихже рабо­той скорость движения звена. Объясняется это довольно просто: ведь чтобы развивать усилия, мышца должна сокращаться быстрее, чем звено движется; если же звено движется уже настолько быстро, что мышца со своей тягой за ним «не поспевает», неизбежно начина­ется торможение звена, возникающее из-за сил внутреннего трения и нарастающего сопротивления антагонистов. Отсюда вывод: пытать­ся активно работать «на разгон» имеет смысл лишь до тех пор, пока звено действительно ускоряется, после чего следует сразу же исполь­зовать полученное движение, иначе накопленная энергия рассеива­ется, переходя в тепло, и, соответственно, «лишняя» часть проделан­ной работы пропадает.

В применении к маховым действиям при отталкивании это озна­чает вот что. Представьте себе, что вы, делая взмах руками за счет работы сгибателей плеча (рис. 139), достигли предельной для вас ско­рости ихдвижения, например, на уровне плечевой оси (к. 3). Но, не­смотря на это, вы все же продолжаете по инерции поднимать руки (уже замедляя движение) и лишь позднее (к.к. 4 или 5) активно их притормаживаете, чтобы передать движение на нижележащие зве-

381


АКРОБАТИКА ________________________________________

нья, как это всегда и бывает при выполнении любых отталкиваний. Это будет означать, что значительная часть кинетической энергии, которая была ранее накоплена, в интервале между к.к.Зи 4 или 4и 5 будет потеряна, и отталкивание получится, в конечном итоге, менее мощным, чем могло бы быть. Иное дело, если ваши скоростно-сило-вые качества позволяют вам все больше и больше разгонять маховое звено — вплоть до максимального его подъема (к. 5). Тогда такой высокий взмах — энергетически! — будет оправданным.

Из сказанного вытекает практически важное заключение: выбор эффективной высоты маха руками зависит от физических, конкрет­но — отскоростно-силовых возможностей исполнителя. Чем мощнее двигательный аппарат прыгуна (включая плечевой пояс), тем боль­ше у него выбор вариантов эффективного маха руками и тем сильнее и точнее, в конечном итоге, всё отталкивание (кстати, задумывались ли вы, почему у спринтеров-бегунов такие мощные руки и торс?). Поэтому не удивительно, что разные прыгуны могут иногда по-раз­ному строить мах руками на сальто. Можно понять в этом свете и то, почему в последние годы чаще используется, все же, высокий мах при отходах на сальто: физическая подготовка новых поколений прыгунов, в том числе и гимнастов, стала, конечно, выше!

Впрочем, было бы упрощением считать, что высота маха свобод­ным звеном связана только с описанной закономерностью. Положе­ние, в котором маховое звено должно активно притормаживаться, зависит и от ряда других причин. Одна из них — установление необ­ходимого направления перемещения тела в прыжке. В зависимости оттого, куда прыгун «бросит» наиболее быстро перемещающиеся, маховые звенья, начинает смещаться — по крайней мере в начальной фазе движения — и все тело. Так, руки, направленные при отталки­вании вперед («ранний темп»), провоцируют одноименное смещение всего тела; такая схема используется, например, при сальто типа «ауэрбах». Бросок руками точно вверх («нормальный темп») уместен при сальто на месте, при финальных прыжках сальто назад сальто назад в комбинациях. А мах руками, направленный с акцентом назад, «за голову» («поздний темп»), характерен для фляков, темповых сальто и ряда прыжков с аналогичным отходом.

По сходной схеме строятся и действия свободной ногой при махо­вых переворотах и сальто. Интересно в этой связи сравнить движе­ния в сальто, выполняемом с приходом либо на маховую («веду­щую») ногу, либо на толчковую (то есть со сменой ног). В первом случае (рис. 140, к.к. 1—3-а) мах выполняется до высокого, типа вер­тикального шпагата, положения (к. 3-а) с одновременным сильным

382


наклоном плечами к опорной ноге, то есть, фактически — махом впе­ред туловищем. Такая техника, включающая во вращение сразу по­давляющую часть масс тела, характеризуется, соответственно, ин­тенсивным вращением (здесь — вперед), часто с одноименным сме­щением, но не дает заметного вылета. А при исполнении сальто со сменой ног остро акцентированный мах свободной ногой делается до относительно невысокого положения типа «ласточки» (к. З-б) при сохранении приподнятого положения плеч. Немедленно после этого происходит переход в безопорное положение и исполнитель, движе­нием типа «ножниц», меняет положение ног, выводя вперед по ходу вращения уже не маховую, а толчковую ногу. Такие движения выг­лядят весьма своеобразно: вращение вперед здесь менее интенсив­ное, но зато существенно возрастает высота полета, причем особенно эффектно выглядит момент смены ног: исполнитель резко останав­ливает движение маховой ноги и как бы опираясь на нее в воздухе39, подбрасывает вверх все тело, оставаясь над зоной отталкивания. От­метим в заключение, что при обоих способах маховое сальто действу­ет закономерность, описанная нами на примере рук: четкое притор­маживание маховой ноги должно происходить не раньше и не позже, чем нога достигнет физически доступного исполнителю предела ско­рости своего движения!

39 Представители некоторых видов спорта, в особенности легкой атлетики, часто используют выражение «опираясь на инерцию звена». В житейском смысле такое выражение понятно и простительно, но с научной точки зрения оно не вполне грамотно.

383


АКРОБАТИКА ________________________________________





ПРЫЖОК В ЗОЛОТОЙ ВЕК

Двойное сальто выпрямившись — одна из современных вершин традиционной акробатики. Можно прыгать тройное сальто согнув­шись, можно на особо упругих снарядах и подкидных опорах делать еще более сложные элементы, но на обычной дорожке или помосте настоящее тройное сальто выпрямившись осуществить крайне про­блематично; здесь, думается, биомеханические требования к напря­жению двигательного аппарата прыгуна вплотную приближаются к положенному природой пределу. Хотя сам факт того, что уже в 1979 году мастер-акробат А. Расолин прыгнул тройное сальто согнувшись заставляет задуматься. Ведь четкой границы между положением со­гнувшись и выпрямившись не существует...

Тем более нетрудно вспомнить время, когда и двойное прогнув­шись (именно прогнувшись) было лишь мечтой. Автор этих строк когда-то был свидетелем процесса медленного, довольно-таки мучи­тельного освоения этого прыжка акробатами, которые, конечно, раньше гимнастов замахнулись на «двойной бланш».

Как обычно и бывает в таких случаях, пионерам этого прыжка явно не хватало, прежде всего, энергетики, мощности движения. С физической точки зрения это означает, что спортсменам, уже осво­ившим обычное двойное в группировке, в лучшем случае, полугруп­пировке, нужно было еще прибавить в высоте (времени) полета и (или) вращении. Но сразу такие вещи взять негде. Более того, как правило, упражнения, требующие скачка в энергетике движения, лишь вынашиваются в головах действующего поколения спортсме­нов и... безуспешно, но поучительно опробываются на практике. Но ихдрагоценный отрицательный опыт рано или поздно отражается, учитывается в базовой подготовке «потомков», принося свои плоды.

Первые опыты прорыва кдвойному прогнувшись делались, ес­тественно, в надежде на хотя бы формальную демонстрацию в полете положения «прогнувшись». Отметим, что, абстрактно говоря, мож­но, обладая хорошей гибкостью и предельно прогнувшись в полете {рис. 141-а), достигнуть этим почти такого же эффекта ускорения крутки, как при обычной группировке сгибанием. Но в реальности этот путь совершенно тупиковый. Даже гимнастки со своей мягкой спиной не могли бы зафиксировать в полете такую «обратную груп­пировку»; вслед за «броском» в прогиб (как при прыжке «кольцом») неизбежно последовало бы сгибание. Ну, а мужчинам это еще менее доступно. Главное же в том, что такое до абсурда прогнутое сальто — будь оно даже сделанным — осталось бы «вещью в себе» и стало бы

384



Прыжок в золотой век

еще одним, хотя и экстравагантным, но небазовым сальто, нисколь­ко не развивающим весь «профиль» движений этого типа. Это был бы только трюк, и не более того.

Истинная цель двойного сальто прогнувшись заключается в том, чтобы встать на путь движения к двойному выпрямившись.

Но первые опыты не сулили ничего обнадеживающего. Нафиг. б показано, что на первых порах получалось: в расчете на быстрое вра­щение с возможно более сильным прогибанием применялся относи­тельно поздний отход (к. 1); при выходе на первое сальто прыгун действительно сильно прогибался (к.к. 1—2), но сразу после этого резко натянутые мышцы передней поверхности тела неизбежно сра­батывали, и следовало неудержимое сгибание вплоть до явной «складки» (к.к. 2—3), и если даже потом удавалось ненадолго рас­крыться, (к.к. 3—4), «двойной бланш» все равно никак не выходил: выходило сальто «прогнувшись-согнувшись», притом невысокое и растянутое по горизонтали.



385


По поводу всего этого было много споров, недоумений, рассужде­ний о том, что «нужна какая-то более правильная техника». Но дело, конечно, было далеко не только в технике. Дело было, прежде всего, в способности (читай — неспособности) прыгунов делать более мощ­ные прыжки. И позднее такие прыжки стали-таки получаться: вы­рос уровень подготовки, да и инвентарь в виде все более совершен­ной «лыжной» дорожки помогал.




АКРОБАТИКА



Больше , чем название


 


Впрочем, вырабатывалась и более точная техника. Автору дове­лось дискутировать с некоторыми известными тренерами, внушая им, что нужно шлифовать и технику, используя мощное отталкива­ние в сочетании с вертикальным отходом на фоне некоторого проги­бания тела (158). И позднее практика ярко подтвердила правиль­ность этой установки.

Сейчас двойное прогнувшись и выпрям ившись давно и прочно вошли в обиход мужчин и женщин-гимнастов, акробаты обоего пола освоили тройное в группировке, а мужчины — вариант согнувшись и даже четверной пируэт.

В связи с этими суперпрыжками хочется вспомнить интересный момент их эволюции, мало комментировавшийся специалистами, но важный практически.

Первым в спортивном мире исполнителем тройного сальто стал в 1974 году, как известно, наш отечественный мастер-акробат Вадим Биндлер. Как показали исследования, прыжок его отличался не только отменной высотой вылета, но, соответственно, и великолеп­ным временем полета40 — 1,21 с. По прошествии нескольких лет тройное сальто стали делать многие мастера; исполнение прыжка ста­ло более уверенным и надежным. За счет чего?

Можно было бы предположить, что последователи В.Биндлера стали прыгать еще выше, мощнее, ведь лишняя высота и, как след­ствие, время в полете повышают управляемость движения, не говоря уж о его эффектности. Однако, и наблюдения и новые исследования говорили другое: среднее время полета у разных исполнителей трой­ного сальто стало...меньше — порядка 1,18с (заметим, что разница в 0,03 с здесь довольно существенна, но еще важнее сам факт сокраще­ния времени полета!).

Что же насамомделе происходило?

А произошло то, что в массе прыгуны пришли на основе опыта к более рациональному варианту прыжка, при котором используется несколько более «сваленный» отход (158), дающий чуть меньшее время в полете, но зато ускоряющий вращение тела. Конечно, такой прыжок менее эффектен, но он экономичнее, требует меньшей кон­центрации усилий, не так напрягает толчковый аппаратног, особен­но стопы.

И это не единственный пример подобной эволюции прыжков. С двойным сальто прогнувшись — та же история. «Двойной бланш»,


широко вошедший в практику гимнастов, ныне тоже выполняется более «настильно», чем первые образцы этого прыжка. Это практич­нее.

В заключение скажем, что полноценное двойное сальто выпря­мившись — не просто высококлассный прыжок современного уров­ня. Это совершенно особый, знаковый рубеж в освоении сложных прыжков, так как это — профилирующее упражнение высшего уров­ня, открывающее для прыгунов поистине «золотой век». Значитель­ный энергетический потенциал этого движения (высота и время по­лета, заданное вращение), позволяют, «танцуя» от прямого положе­ния тела, делать чудеса — идеальные по технике и стилю пируэтные вращения на 1080° и более, тройные сальто в полураскрытом или со­гнутом положениях, сложные комбинированные вращения в двой­ных и тройных сальто мортале. Наконец, идеально выстроенное двойное сальто выпрямившись вплотную приближается по энерге­тике к четверному в группировке...




БОЛЬШЕ , ЧЕМ НАЗВАНИЕ

В гимнастический обиход давно вошел термин «базовое упражне­ние», но жизнь показывает, что тренеры не всегда отчетливо пред­ставляют себе что это такое, наделяя именем «базовое» едва ли не вся­кое учебное упражнение, которое им приглянулось. Между тем, по­нятие «базовых» и, в их числе, «профилирующих» упражнений уже достаточно давно определились на основе исследований и спортив­ной практики41.

Не пытаясь полностью разворачивать здесь всю проблему базо­вой технической подготовки гимнаста (это тема для целой книги), напомним, что под базовыми элементами следует понимать учебный материал специальной технической подготовки (СТП), который не­обходим для воспитания мастерства гимнаста с расчетом на всю пер­спективу его спортивной карьеры. Притом, что освоение данного материала является, прежде всего, средством, а не целью соревнова­тельной подготовки. Иначе говоря, многое из того, что входит в программу СТП, никогда не будет прямо использоваться на соревно­ваниях, а нужно для того, чтобы наилучшим образом подготовить гимнаста к освоению и исполнению соревновательных элементов.


 


40 Среднеарифметический результат. Данные Б. А. Буракова, полученные по результатам исследования 10 прыжков В. Биндлера.

386


41 См., в частности: Ю. К. Гавердовский. «Не только по программе (о специа­лизированной технической подготовке в гимнастике)». М.,ФиС. Сб. «Гимнас­тика», вып.2.— 1978. Стр.18—29.




387



АКРОБАТИКА



Больше , чем название


 


Таковы многочисленные учебно-тренировочные упражнения типа размахиваний и санжировок на перекладине или брусьях разной вы­соты (18), кругов ногами на «грибках», хореографических уроков на бревне, упражнений на стоялках и низких брусьях, имитационных прыжков и «обкруток» на батуте и т. п.

Но вместе с тем, в число базовых упражнений входят и элементы, имеющие самостоятельное значение и играющие ключевые роли в формировании соревновательного багажа гимнаста. То есть, это уп­ражнения, нужные не только сами по себе, но и весьма полезные как основа дальнейшего технического совершенствования спортсмена. Особое, принципиально важное место среди них занимают неоднок­ратно упоминавшиеся профилирующие упражнения (25,28). Это эле­менты, определяющие целый профиль, структурное семейство род­ственных упражнений разной сложности, находящихся в достаточно сложной иерархической взаимосвязи. Структурно-технические и параметрические свойства этих движений таковы, что добротный навык их исполнения дает положительный перенос на все другие элементы, входящие в тот же профиль. Поэтому профилирующие упражнения занимают приоритетное место в специальной техничес­кой подготовке гимнаста, они должны осваиваться в первую очередь, и очень основательно. Более того, навык всех профилирующих упраж­нений должен постоянно поддерживаться в свежем, работоспособном состоянии, независимо от сложности этого движения, общего мастер­ства гимнаста и востребованности данного упражнения в текущей практике. Фундамент здания—это не жилое помещение, но он должен быть постоянно в порядке, так какдержитна себе все строение!

Обратимся к конкретным примерам на материале двух ключевых акробатических прыжков.

Сальто выпрямившись, «бланш» — первое из профилирующих сальто назад, овладение которым открывает путь к успешному осво­ению всех других одинарных сальто, включая «пируэтные» вариан­ты, а также позволяет перейти к разработке следующего уровня сложности—двойных сальто мортале.

Для полной уверенности в том, что гимнаст, гимнастка освоили именно профилирующий бланш, а не его суррогат, нужно выверить соответствующий ему навык по ряду спецтребований. Вот эти требо­вания (см. также рис. 23):

—тело в полете прямое; выпрямление должно быть результатом отталкивания с разгибанием на опоре, а не действий в полете (24);

—руки к моменту отхода располагаются вверху, свободно сведен­ными над головой; гимнаст должен уметь без труда «выкручивать»


сальто выпрямившись в этом положении, это особенно важно при переходе к разучиванию пируэтных вариантов прыжка. Распростра­ненное мнение, будто руки в «гладком» бланше должны обязательно сразу же после отталкивания опускаться к тазу — вредное заблужде­ние; прыгун владеющий профилирующим бланшем, должен уметь по желанию опускать руки, но с самого начала заучивать это опуска­ние рук в расчете на автоматизированное действие — грубейшая ме­тодическая ошибка;

—траектория полета — высоко-далекая, с хорошо выраженной иллюзией вращения «вокруг плеч»42, говорящей о том, что скорость вращения и высота полета в этом случае верно сбалансированы;

—время полета — не менее 1,15— 1,20 с;

—приход на опору — со слегка «закрытым» телом, руки вверх;

— владение вариативными формами прыжка с сознательным
(по команде или самоприказу) изменением основных параметров
движения по типу: «выше и ближе», «дальше и ниже», «перекрут —
недокрут» (все — с сохранением прямого тела), «согнувшись
(закрывшись) — прогнувшись» (без ухудшения остальных парамет­
ров) и т. д.;

—владение стабильным исполнением сальто в различных соедине­ниях, в том числе в середине связки;

—владение надежным исполнением сальто в состоянии утомле­ ния — в конце комбинации вольных упражнений, после значитель­ной серии предшествующих прыжков, в конце тренировки и т. д.;

подтверждение профилирующего навыка бланша на всех после­дующих этапах подготовки, особенно после освоения и полного зак­репления (включая демонстрацию на соревнованиях) навыков более сложных однопрофильных движений — пируэтных прыжков, двой­ных и комбинированных сальто.

Двойное сальто. Как отмечалось (25,28), существуют небазовые варианты этого вращения, что в полной мере относится и к прыжкам.

42 Напомним, что иллюзия вращения тела гимнаста в полете вокруг мнимой плечевой оси является следствием специфического сложения скоростей переме­щения отдельных точек тела в результате одновременного движения ОЦТ тела по траектории и его вращения вокруг центральной фронтальной оси. Это так называемая «мгновенная ось вращения», которая постоянно перемещается в пространстве в зависимости от изменения скоростей точек тела гимнаста. При исполнении одинарного акробатического сальто выпрямившись впечатление «вращения вокруг плеч» — хороший параметрический признак. Но следует учи­тывать, что в других прыжках (например — двойном сальто) подобный эффект вовсе не является показателем высокого качества исполнения.


 












388



389


АКРОБАТИКА ___________________________________________________

Чтобы двойное сальто приобрело качества профилирующего движе­ния, оно должно отвечать, как минимум, следующим условиям:

—тело в полете — в положении полугруппировки (рис. 131-6) или еще более раскрытое. Предельно допустимая плотность группирова­ния — с прямыми углами в тазобедренных и коленных суставах;

—между отходом и началом группирования, а также между рас­крыванием и приземлением визуально отчетливые люфтпаузы (32, 150); приход на опору в раскрытом положении;

—траектория полета — высоко-далекая, время в полете поряд­ка 1,2 с;

—выполнение требований вариативности, стабильности и надеж­ности навыка при исполнении в связках, в состоянии утомления и др. — такие же, как и для профилирующего сальто выпрямившись.

Таким образом, мы видим, что профилирующими прыжками не­ обходимо владеть виртуозно. При этом становится важным то, как конкретно выполняется движение, включая целый ряд определен­ных качественных и количественных признаков. И совсем исключа­ется формальное освоение прыжка, когда «бланш» или «двойное» — одно лишь название!


КУРБЕТ , ТОЛЧОК , ОТХОД

Все, кто прыгал сам и учил прыгать других, знают, что существует хорошо выраженная связь между сектором отталкивания после кур­бета и последующими полетными характеристиками. Схематически эта закономерность отражена на рис. 142. Чем позднее происходит отталкивание (а), тем меньше, при прочих равных условиях, высота вылета, но тем быстрее вращение тела и движение «в ход». При явно


________________________________ 158. Курбет, толчок, отход

раннем отталкивании (в) действует сильный «стопор», который рез­ко ослабляет «ход», «крутку», но обеспечивает большую высоту дви­жения (при условии, однако, достаточной общей мощности дей­ствий). Ну, а средние показатели выталкивания (б), с переходом в полет у опорной вертикали, и результаты дают усредненные.

Уточним в связи с этой картиной ряд практически важных дета­лей и сравним некоторые варианты движений.

Начнем со старой классики — одинарного сальто выпрямившись, бланша. Обычно для его выполнения достаточно, как раз, умеренных параметров отталкивания {рис. 143-а): с курбета прыгун приходит на опору под не слишком острым углом (к. 1) и, пройдя фазу амортиза­ции (к.к. 1—2), полностью выталкивается (к.к. 2—3), покидая опору в прямом вертикальном положении (к. 3).

На основе описанного бланша возможно исполнение простейше­го двойного сальто: достаточно более или менее плотной группиров­ки, и гимнаст получает вращение, позволяющее сделать названный прыжок. Однако, такое двойное сальто — небазовое, у него нет нуж­ных перспектив развития, и оно употребимо лишь в качестве первого шага в освоении упражнений данного класса. Чтобы подняться до уровня базового двойного сальто, необходимо нарастить общую мощность действий, увеличив и высоту движения и крутку. Соот­ветствующие этому изменения отражены на фиг. б: после форсиро­ванного подхода к движению гимнаст снимает далекий курбет, ставя ноги под острым углом к опоре (к. 1), и затем мощно выталкивается (к.к. 2—3). При этом тело покидает опору также у вертикали, но в


 


390






391


АКРОБАТИКА _______________________________________________

отличие от обычного бланша или простейшего двойного, успевает — не сваливаясь назад! — дойти до несколько прогнутого положения (к. 3), что увеличивает активность вращения в полете.

И еще одна ступень развития сальто назад—двойное сальто про­гнувшись (156). Очевидно, что здесь требования к энергонасыще­нию движения будутеще выше, и основной технической добавкой в этом варианте сальто является заметное усиление активного проги­бания тела при отходе (в, к.к. 2—3). При этом тело в целом остается в вертикальном положении (ОЦТ располагается в опорной плоскости, над стопами), а таз, живот и грудь несколько выходят вперед. Под­черкнем, что эта особенность техники при отходе на двойной бланш вовсе не означает «сваливания» назад, как думают некоторые трене­ры, хотя и здесь допустим некоторый отход плечами назад за верти­каль (к. 4, пунктир). В этом случае прыгун, несколько теряя в высоте полета, выигрывает в крутке; такой вариант сейчас особенно распро­странен, он практичен, хотя в смысле класса исполнения, конечно, уступает предыдущему.

Обрисованную картину отходов на сальто можно дополнить еще двумя выразительными штрихами, еще более ярко показывающими, что от чего зависит.




392


На рис. 144-а, схематически показан отход на «темповое» сальто. Как известно, это заведомо низкое движение с сильным начальным прогибанием и последующим безопорным курбетом; такая схема движения позволяет сохранить хороший горизонтальный «ход», бы­строе вращение, а минимальная высота вылета снижает амортизаци-


________________________        158. Курбет, толчок, отход

онные трудности перехода к следующему отталкиванию. Поэтому «темповое» легко соединяется в комбинации со всеми другими прыжками, от фляка до двойных сальто. Из рисунка видно, что от­талкивание в «темповом» характеризуется относительно поздним приходом на опору и «сваленным» отходом с сильным прогибанием тела, то есть по характеристикам это — «плохой бланш».

Нечто прямо противоположное «темповому» по всем статьям представляет собой случай на фиг. б. Это так называемое «затяжное» сальто: гимнаст добивается высоко-далекого отхода при сниженном вращении, дефицит которого умышленно подчеркивается длитель­ной паузой в полете, когда прямая поза с «закрытой» головой демон­стрируется нарочито долго, а «спасительное» сальто вое вращение форсируется группировкой как можно позднее, перед приземлени­ем. Чтобы добиться в этом движении впечатляющего эффекта, нуж­но не только иметь высокий и растянутый полет, но и специально «пригасить» вращение. Частично обе задачи решаются уже за счет раннего отталкивания (к.к. 1—3), и если траектория оказывается недостаточно растянутой, то возможно применение более позднего отхода (к. 4, пунктир). Но ограничения крутки, характерное для сто­порящего отталкивания, здесь недостаточно, и гимнаст должен ис­пользовать дополнительный прием, а именно: разгибание тела при отталкивании сводится до минимума, а голова все время удерживает­ся на груди (к.к. 1—4). Подчеркнем, что «закрытая» голова здесь нуж­на вовсе не потому, что гимнаст, де, поздно группируется и тем самым «сопротивляется» вращению назад; на самом деле, в самом полете крутка никак не зависит от положения головы (она меняет здесь лишь ориентировочное ощущение); скорость и общая эффек­тивность вращения определяются только группированием — плот­ностью и скоростью сгибания тела, а также длительностью всей этой фазы. В действительности, голова, еще на опоре опущенная на грудь, ограничивает активность разгибания тела при отталкивании (что объясняется действием шейных тонических рефлексов).

Итак, сравнивая «темповое» и «затяжное» сальто, мы видим, что приход на опору в первом — высокий, во втором — низкий, острый; окончание отталкивания в «темповом» — позднее, с «отвалом» назад, а в «затяжном» — раннее, не позднее, чем у вертикали; поза отхода в одном прыжке — сильно прогнутая и открытая, в другом — прямая и закрытая. Соответственно полярны и полетные характеристики дви­жений. Анализируя все эти особенности управления движением и перенося их на исполнение других, более «солидных» упражнений, можно извлечь для себя много полезного.



393


АКРОБАТИКА ________________________________________


СТРИКОССАТ - НЕ ВИНОВАТ

Чаще всего слово «стрикоссат» возникает в гимнастическом оби­ходе по незначительным поводам, как обозначение характерной ошибки при отталкивании ногами.

Действительно, если иметь в виде нормативную технику толчка, требующую возможно большей синхронизации, генерализации дей­ствий во всех суставах, занятых в исполнении отталкивания, то стри­коссат, то есть явление выраженного движения вперед коленями (а значит — увеличенное сгибание ног и, как следствие, запаздывающее разгибание), — ошибка.

Иарис. /^схематически представлены два случая простейшего отталкивания вверх. В одном из них (а) прыгун действует достаточно четко, а в другом (б), при том же прыжке вверх с места, его колени неоправданно «выскакивают» вперед (к.к. 3—4), и гимнаст запазды­вает с выпрямлением ног, выполняя отталкивание волнообразно. И это, действительно, ошибка, и ошибка вредная, резко снижающая мощность всего действия. В этом и состоит классическая «вина» стрикоссата.

Но всегда ли стрикоссат — зло?


159. Стрикоссат - не виноват

Обратимся к ряду примеров. Вот обычное сальто назад с места {рис. 146-а). Грамотное выполнение этого прыжка предполагает не только достаточную высоту движения, компактную группировку и разгруппировку с приземлением «в рост», но и умение возвращаться точно на то же место, с которого прыгун отталкивался (одно из раз­влечений гимнастов — придти в приземлении «стопа в стопу», не «сваливаясь» назад или вообще передвигаться в приземлении то впе­ред, то назад). Достичь же такого исполнения можно только благода­ря... стрикоссату. При отталкивании обязательно должна быть фаза, когда колени прыгуна уходят вперед; лишь в этом случае, получая вращение назад, исполнитель может прыгнуть без одноименного смещения по горизонтали. Если же стрикоссат убрать, то будет либо сальто с сильным отходом назад, что нежелательно, либо это будет вообще движение типа «фляка» (б).

Другой пример. При исполнении сальто мортале в середине прыжковой комбинации, особенно двойных, прыгуны, как правило, теряют «ход» и с трудом возобновляют необходимое здесь вращение тела. На рис. 147иас. 396 показан случай соединения двойного сальто назад с последующим фляком. Тут тоже не обойтись без спаситель­ного стрикоссата. С одной стороны, увеличение сгибания в коленях (к.к. 2—3) служит здесь необходимой амортизацией, поскольку тело приходит на опору с большой высоты. Сдругой стороны, немедлен­ное выведение коленей вперед обеспечивает возобновление нужной опорной реакции, сообщающей телу спортсмена утраченное во время стопорящего прихода на опору вращение. То же самое, кстати говоря,


 


394






395




 


 


имеет место и во всех других ситуациях, когда возникает дефицит вращения назад. Например, гимнаст, нерасчетливо «снявший» во время исполнения фляков слишком далекий курбет, может подпра­вить дело только благодаря все тому же стрикоссату. Конечно, это будет-таки технической ошибкой, но лучше сохранить «ход» с помо­щью стрикоссата, чем вообще остановиться.

Примеры с использованием стрикоссата, как необходимого тех­нического приема, можно было бы продолжить, но уже ясно, что стрикоссат — не обязательно ошибка. Часто это просто нормальное техническое действие, без которого нельзя правильно, более рацио­нально построить движение. В заключение отметим, что хрестома­тийный стрикоссат всегда связан с вращением назад, ведь колени сгибаются только в одном направлении... Но какже тогдав анало­гичных ситуациях обслуживается вращения вперед?

Да, в этом смысле сальто вперед, например, менее управляемо (это одна из причин, по которой вращение вперед в акробатике вообще менее доступно, чем вращение назад). Но и они, конечно, включают в себя действия, аналогичные стрикоссату. Так, если в отличие от обычного отхода на сальто вперед (рис. 148-а), сопровождающегося одноименным горизонтальным смещением, нужно сделать сальто вперед с места без выраженного ухода вперед (батут и проч.), то при­дется прибегнуть, за неимением нужного движения коленками на­зад, к аналогичному движению тазом (б). Это и есть в данном случае необходимая замена стрикоссату, как бы «обратный стрикоссат».

Итак, будем справедливы: стрикоссат может стать ошибкой, но есть много случаев, когда он помогает от ошибок избавиться.

396








ФЛЯК НАБИРАЕТ СКОРОСТЬ

Переворот назад, «фляк» давно занял в акробатике гимнаста базо­вое место энергонасыщающего, разгонного движения, без которого трудно обеспечить исполнение соединений и труднейших прыжков. Он как бы захватил «нишу» бегового шага в акробатических комби­нациях. Ведь если акробаты-прыгуны, работающие на длинной дорожке, могут позволить себе длинный разбег, то гимнасты, увы, зажаты тесными рамками своей ковровой диагонали... Впрочем, высокие требования к исполнению прыжков «в ход», то есть с сохра­нением энергичного горизонтального продвижения, теперь предъявляются вообще ко всем срединным элементам прыжковой комбинации. А такие прыжки, как темповые сальто (тот же фляк, только без опоры руками), вообще должны, наряду с переворотами назад, участвовать в активном поддержании горизонтальной скорос­ти движения в комбинации.

Таким образом, и гимнаст, и акробат обязаны уметь «разгонять» переворот, а, говоря точнее, — должны владеть техникой управления скоростью «бега фляками».

Следует, конечно, учитывать, что фляк используется не только в качестве служебного движения; он что-то значит и сам по себе: тут и фляки с перекатами, поворотами, фляки в стойки, через одну руку и др. Но все подобные формы, в отличие от серийных, не требуют ни обязательных связок, ни быстрого продвижения по горизонтали. Но обратимся к одной из наиболее важных характеристик переворот на­зад — скорости горизонтального продвижения фляками.

397


АКРОБАТИКА ___________________________________________________

.. .В цирке и на эстраде можно порой видеть акробатический экви-либр: артистка располагается на маленькой, не больше метра в диа­метре, площадке, и, помимо всего прочего, делает на ней — не сходя с этого подиума — серии быстрых фляков. Получается колесо, катя­щееся на одном и том же месте. Иначе говоря, это переворот назад, в котором выражено вращательное движение, но исключено горизон­тальное смещение (рис. 149-а). В фазе отталкивания ногами для тех­ники этого движения характерно утрированное выведение вперед


398



Фляк набирает скорость

коленей и (по ходу разгибания тела), живота (к.к. 1—2), то есть силь­но выраженный стрикоссат (159). Это позволяет получить нужное вращение тела, не смещая его назад. При этом безопорная фаза выра­жена минимально (к.к. '2—3), руки, при значительном прогибании тела, ставятся на место, освобождаемое стопами (к.к. 3—4), а при кур­бете аналогичным образом происходит следующая смена опорных звеньев {к.к. 4—5). Подобный «цыганский» фляк (так порой называ­ют его, имея в виду уличных акробатов, умевших уместить весь свой номер на пестром платке, расстеленном прямо на земле) нас интере­сует не столько сам по себе, сколько как отправная точка в анализе связей, существующих между скоростью продвижения во фляке и его техникой.

На фиг. буже иной, более привычный для нас фляк, основная за­дача которого — форсированный разгон, входе которого наращива­ется горизонтальная скорость движения, совершенно необходимая для полноценного исполнения наиболее сложных, энергоемких прыжков, особенно завершающих комбинацию.

Первое, что бросается в глаза при сравнении «цыганского» фляка с разгонным, это отсутствие пресловутого стрикоссата: при прыжке с ног на руки колени не выходят вперед за опорную вертикаль, а все тело сразу «сваливается» назад, задавая этим активное смещение по горизонтали (к.к. 1—3). Нацеленность на ускоренное горизонталь­ное смещение особенно прослеживается по постановке рук и ног на опору. Так, при активной, технически правильной работе руки в конце первой половины переворота ставятся с наклоном плеч назад, по ходу движения, а не вертикально (ср. к.к. 4 на фиг. а, б). Ярко выражено и движение «под себя» в курбете (фиг. б, к.к. 4—6). При этом плечи не зависают над опорой кистями, сразу отходя назад (к. 5), а таз к моменту постановки стоп (к. 6) оказывается позади от опорной вертикали. При подобной технике, к окончанию переворо­та гимнаста сильно сносит назад, и он уже не может остановиться, даже если бы хотел, так что наиболее естественное действие здесь (во избежание падения) — еще один фляк... И наоборот, если после фляка гимнасту не составляет труда остановиться, это означает, что движение не было разгонным.

Наконец, по достижении высокой скорости продвижения техни­ка переворота еще раз модифицируется. На фиг. в показан такой быстрый фляк. Примечательно, что общая длина подобного перево­рота (от одной стойки на ногах до другой) может составлять (правда, уакробатов-спортивников) до 5 метров! При этом еще больше вы­ражен «свал» назад (к.к. 1—2), прогибание тела в полете незначи-

399


АКРОБАТИКА




Дата: 2018-12-21, просмотров: 468.