В минувшие годы представления о технике круговых махов на коне были столь же разнообразны, как и сами разновидности кругов. Считалось, что в кругах, исполняемых в ручках, на теле и ручке, теле, в кругах продольно и поперек и т. д. масса своих собственных особенностей. И в этом, разумеется, большая доля правды, во всех этих движениях есть свои тонкости, которые нужно знать и учитывать.
Тем не менее, по мере того, как конь прогрессировал, становилось все более ясным, что в основе всех круговых махов должны лежать какие-то общие технические критерии и приемы исполнения; в воздухе носилась идея некоего универсального круга, который был бы одинаково хорош для исполнения в любых опорных условиях.
В наиболее ясной и недвусмысленной форме концепция универсального круга еще в 60-х годах прозвучала в трудах великолепного знатокаконяБ. В. Маслова. Он настаивал на том, что гимнасты должны учиться делать такой круг, навык которого, будучи однажды приобретенным, мог бы с одинаковым успехом использоваться для работы на любой части коня и вообще на любой опоре. В сущности,
идея автора была проста: круги нужно делать настолько широко и высоко, чтобы траектория стоп гимнаста располагалась, по возможности, в горизонтальной плоскости, всегда находящейся над опорой, включая ручки коня (рис. 105-а).
291
Прошли годы, и мы видим теперь, что эта мысль, подпираемая и передовой практикой, и теорией-методикой, фактически реализовалась. Лучшие мастера-коне-вики работают теперь настолько интенсивно и широко, что их круговые движения выглядят почти
конь ______________________________________________________
одинаково, независимо оттого, где они делаются. Заметим, что установка на универсальный круг, по сути дела, «спасла» целый ряд национальных, в первую очередь южно-азиатских, школ гимнастики, долгие годы испытывавших трудности с конем. Особенно красноречив пример с архипопулярными ныне кругами на полу, которые в «не универсальной» форме было бы просто нельзя сделать! (Правда, в последнее время эти круги стали выполняться в форме «деласал-то-мас», что несколько облегчает задачу).
Мы сказали «выглядят почти одинаково». Почему «почти»?
Тут нужно признать, что универсальный круг это, все-таки, идеал, аидеалы, как известно, редко когда достигаются...
В действительности, работая на коне, гимнаст всегда, по возможности, дает себе некоторые послабления, так как очень уж трудно (и не всегда нужно) держать максимум амплитуды маха. Поэтому,
|
работая, например, в ручках продольно, гимнаст обычно позволяет себе в упоре сзади опустить стопы ниже ручек и даже поверхности тела коня, с тем, чтобы при перемахе назад в упор поднять их до нужного уровня, так, что плоскость траектории стоп оказывается наклоненной вперед или несколько изломанной (б). При работе в разновысокой опоре, на теле и ручке, траектория стоп, в свою очередь, чаще всего приопущена в сторону тела и поднята над ручками.
Наиболее характерное отклонение от формы «универсального» круга наблюдается при исполнении кругов поперек на теле. В зависимости от ориентации гимнаста (лицом внутрь или наружу), траектория опускается либо в упоре, либо в упоре сзади.
292 |
Все подобные отклонения от формы канонического универсального круга в какой-то мере простительны, хотя не должны
|
превышать разумного предела, за которым класс исполнения явно падает. Очень часты, например, случаи, когда гимнаст, выполняя круги поперек, располагается лицом не вдоль коня, как следовало бы, а с некоторым разворотом в сторону, разноименную кругу. Так, в обычном круге влево лицом внутрь (рис. 106), гимнаст «хитрит» и несколько поворачивается вправо, благодаря чему ноги получают возможность опуститься ниже основания ручек, и тогда перемах назад выполняется как бы движением снизу вверх, как в привычном и более легком круге продольно. Такие технические уловки понятны, хотя, строго говоря, должны счи-
таться ошибкой и караться при судействе. Главное же в том, что они свидетельствуют о недостаточной освоенности базового круга двумя!
Однако есть исключения, которые являются не только допустимыми, но и совершенно необходимыми. Речь идет о тех случаях, когда гимнаст должен выполнять с кругов предельно высокие движения — в стойку или через стойку в соскок. В этих случаях горизонтальная траектория стоп, характеризующая модельный универсальный круг, абсолютно неприемлема: чем выше гимнаст располагается в упоре, упоре сзади, предшествующем выходу в стойку, тем труднее ему будет выполнять этот подъем. А с обычного круга (в особенности после высокого опорного положения, предшествующего последнему движению на подъем) такой выход в стойку попросту не возможен.
При правильных действиях гимнаст должен подготовить выход в стойку плавным, но сильно выраженным опусканием стоп в круге; только при этом условии можно будет мощным инерционным движением «вымахнуть» в стойку (рис. 107). Разумеется, при этом траектория стоп не может грубо «ломаться», движение должно по плавной кривой перестроиться с горизонтали на вертикаль, подобно тому, как автомобиль, едущий на высокой скорости, не делает резких поворотов, а постепенно вписывается в криволинейную траекторию движения, чтобы не перевернуться. Но на практике даже хорошие
293
конь ______________________________________________________
гимнасты здесь часто ошибаются, не учитывая, что перед высоким подъемом, последний круг должен, в определенной фазе, быть нарочито низким! Так, при выходе в стойку с кругов поперек лицом внутрь {рис. 107) это двухопорная фаза в упоре, а при аналогичном движении с кругов поперек лицом наружу или с круга «деласалом» из положения продольно в ручках это двухопорная фаза в упоре сзади. Данное техническое правило действует и во всех иных подобных ситуациях, даже при переходах с кругов на высокие «плоские» махи.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.