Антициклическое регулирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различные взгляды на причины циклических колебаний обусловливают и различные подходы к решению задачи по их регулированию. Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому. Как мы знаем из теории экономического равновесия, сторонники Кейнса центральным звеном регулирования считают совокупный спрос, тогда как сторонники классиков - совокупное предложение.

Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний. При этом усилия государства имеют противоположное направление складывающейся экономической ситуации на каждой фазе экономического цикла.

Однако следует подчеркнуть два принципиальных положения. Несмотря на все усилия, государству не под силу преодолеть циклический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и принять цикличность с ее кризисной фазой, как неизбежность не только разрушения, но и созидания, ибо с ней связано восстановление макроэкономического равновесия в обновление экономического организма народного хозяйства.

Два подхода к антициклическому регулированию.

1.Представители неокейнсианского направления выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счет мероприятий в области бюджетной политики. В частности в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента

2. Монетаристы и сторонники «новой классической школы», ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Они больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. Поэтому правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок.

При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объема денежной массы. Они предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне (денежное правило), поскольку именно объем денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде.

Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. Поэтому следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во- первых - в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса, во - вторых, - в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово- бюджетных мероприятий.

Решения в области антициклической политики принимаются на базе прогнозных оценок развития экономики, основывающихся на так называемых «индексах лидирующих показателей» и компьютерных эконометрических моделях. К лидирующим показателям относятся экономические показатели, значение которых начинает снижаться до завершения фазы подъема и повышается до преодоления фазы спада, то есть показатели, предсказывающие изменение хозяйственной конъюнктуры. Первый индекс лидирующих показателей был составлен в США по заказу министерства финансов в 1937г. У. Митчелом и А.Бэрнсом с целью не пропустить момент выхода из кризиса 1937 - 1938гг.

С тех пор список лидирующих показателей постоянно обновлялся, сейчас он включает 11 экономических переменных, в том числе такие как средняя продолжительность рабочей недели в обрабатывающей промышленности для производственных рабочих; средненедельные заявки на выплату пособий по безработице; контракты и заказы на новые машины и оборудование в постоянных ценах; число новых лицензий на строительство жилья; изменение портфеля заказов в отраслях обрабатывающей промышленности, производящих товары длительного пользования в постоянных ценах; изменение цен на сырье и полуфабрикаты; предложение денег - денежный агрегат М2 в постоянных ценах; цены рынка акций и другие показатели.

В заключение следует заметить, что все страны с рыночной экономикой, несмотря на приверженность их правительств тем или иным моделям, концепциям развития, в своей практической деятельности по государственному регулированию национальной экономики прибегают к использованию и кейнсианских, и классических методов воздействия на рыночную конъюнктуру, экономическую деятельность в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.

 

Рекомендации к проведению семинарского занятия

Дата: 2018-12-21, просмотров: 274.