Совокупный спрос и совокупное предложение. Ценовые и неценовые факторы AD и AS
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Совокупный спрос (А D ) – это
объем товаров и услуг (совокупность конечных товаров и услуг), на который потребители, предприятия и правительство готовы купить при данному уровне цен.

Основной фактор, влияющий на АD - общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой АD, которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной.

Чтобы это объяснить, необходимо выделить основные составляющие АD: потребительский спрос С, инвестиционный спрос I, спрос со стороны государства G и чистый экспорт Хn, и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.

Совокупный спрос АD = C + I + G + Хn

Потребительский спрос С: с ростом уровня цен реальная покупательская способность падает, в результате чего потребители будут чувствовать себя менее состоятельными и соответственно будут покупать меньшую долю реального выпуска по сравнению с той, которую они купили бы при прежнем уровне цен.

Инвестиционный спрос I: рост уровня цен приводит, как правило, к росту процентных ставок. Кредит становится более дорогим, а это удерживает фирмы от осуществления новых инвестиций, т.е. повышение уровня цен, воздействуя на процентные ставки, приводит к уменьшению второй составляющей АD - реального объема инвестиций.

Государственные закупки товаров и услуг G: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.

Чистый экспорт Хn: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны - сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.

Совокупный спрос и совокупное предложение воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.

На рис.1 представлена кривая совокупного спроса.

Рис.1 - Кривая совокупного спроса

 

На динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме АD на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой АD от точки А к точке В. Неценовые факторы вызывают изменение в АD, сдвигая кривую АD влево или вправо до АD1 или АD2.

К числу ценовых факторов со­вокупного спроса следует отнести:

- Эффект процентной ставки ока­зывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня за­висят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой — ин­вестиции, т.е. с повышением уровня цен повышаются процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций.

Повыше­ние уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребите­лям нужны дополнительные средства для производства покупок, предпринимателям - для закупки сырья, оборудования, выпла­ты заработной платы и т.д. Если объем денежной массы не меняет­ся, взвинчивается цена за пользование деньгами, т.е. процентная ставка, а это ограничивает расходы и по покупкам, и по инвести­циям. Отсюда следует, что повышение уровня цен на товары уве­личивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем са­мым сокращает спрос на реальный объем производимого нацио­нального продукта.

- Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается по­купательная способность семей. В результате снижаются потребительские расходы и АD.

- Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению спроса на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.

Неценовые факторы совокупного спроса сдвигают кривую совокупного спроса.

Рис. 2 – Влияние неценовых факторов на кривую совокупного спроса

 

Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:

Потребительские расходы, которые зависят от благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит сдвиг ADт вправо вверх. Если обратиться к фактору благосостояния потребителей, то можно заметить, что оно зависит от состояния дел в сфере финансо­вых активов (акции, облигации) и положения с недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса акций при неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокуп­ный спрос возрастет. В то же время падение цен на землю снизит благосостояние и сократит совокупный спрос.

Ожидания потребителей. Если потребители рассчитывают на увеличение своих доходов в недале­ком будущем, они уже сейчас начнут тратить значительно больше своих доходов, что будет смещать кривую совокупного спроса впра­во. При обратной перспективе покупательские действия будут огра­ничиваться и кривая совокупного спроса сместится влево.

Очень чувствителен сдвиг в совокупном спросе в случае надвигающейся инфляции. Каждый покупатель стремиться совершить покупку до повышения цен, но задержит ее в первые дни после повышения.

На размер совокупного спроса влияет и задолженность потреби­телей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покуп­ках с тем, чтобы скорее выплатить необходимую сумму. Но стоит только погасить задолженность, как спрос на покупки быстро воз­растает.

Прямая связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом. Налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение - рас­ширяет последний.

Изменения в инвестициях также воздействуют на совокупный спрос. Если предприятия с целью расширения производства будут приобретать дополнительные средства, кривая совокупного спроса пойдет вправо, а при обратной тенденции - влево. Здесь могут дей­ствовать и оказывать влияние процентные ставки, ожидаемые при­были от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточ­ные мощности.

Когда речь идет о процентной ставке, имеется в виду не смеще­ние ее вверх или вниз (это учитывалось в ценовых факторах), а дви­жение под воздействием изменения денежной массы в стране. Рост денежной массы снижает ставку процента и увеличивает капита­ловложения, а уменьшение массы денег увеличивает ставку про­цента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увеличи­вают спрос на инвестиционные товары, а налоги с предприятий уменьшают спрос на инвестируемые. Новые технологии стимули­руют инвестиционные процессы и расширяют совокупный спрос, а наличие избыточных мощностей, наоборот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.

Государственные расходы воздействуют на совокупный спрос в силу того, что при неизменных налоговых сборах и процентных ставках государственные закупки национального продукта расши­ряются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей.

Совокупный спрос связан и с расходами на экспорт товаров. Принцип здесь таков: чем больше товаров будет поступать на миро­вой рынок, тем шире совокупный спрос.

Возраста­ние национальных доходов других стран позволяет им расширять закупку импортных товаров и изделий, что расширяет спрос на то­вары в тех странах, откуда импортируются товарные ценности. По­этому для развитых государств внешняя торговля выгодна и с раз­вивающимися, и с развитыми странами. В первом случае они име­ют возможность продавать продукцию, не пользующуюся спросом на цивилизованных рынках, во втором, наоборот, покрывать зап­росы других государств на современные товары и услуги.

Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению совокупного спроса.

Совокупное предложение (А S ) - это реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

 

Рис.3 - Кривая совокупного предложения

 

Закон совокупного предложения: при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

1 горизонтальный (кейнсианский). На горизонтальном (кейнсианском) отрезке национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным.

На горизонтальном отрезке отражено состояние производ­ства, меньшее, чем при полной занятости. Экономика в этом слу­чае находится в состоянии глубокого кризиса, наблюдается огром­ная недогрузка производственных мощностей, рабочая сила без­действует. Эти неиспользуемые ресурсы можно привести в дей­ствие без изменения уровня цен, ибо рабочие, втягиваемые в про­изводство из состояния безработных, пока не думают о требовании повышения заработной платы.

Машины, сырье, оборудование можно закупать по стабильно низким ценам. Следовательно, из­держки производства останутся на прежнем низком уровне, а про­изводство начнет расширяться. Такое состояние производства бы­ло проанализировано Дж. Кейнсом после Великой депрессии 1929-1933 гг., когда безработица во многих странах достигла 25 %. В такой ситуации можно расширять производство, не опа­саясь повышения издержек производства и роста цен на продук­цию. Этот вывод заслуживает серьезного анализа и использования в современной экономике.

2 Промежуточный (восходящий). Для промежуточного (восходящего) отрезка характерно однов­ременное движение вправо реального объема производства и вверх - уровня цен. Такое положение возможно благодаря нерав­номерности развития отдельных фирм и отраслей народного хозяй­ства: одни производства развиваются при совершенной технологии и полной занятости, другие вынуждены эксплуатировать устарев­шее оборудование и нанимать неквалифицированных работников, что увеличивает издержки производства и повышает уровень цен. Именно в силу этих обстоятельств на промежуточном отрезке кри­вой совокупного предложения идет одновременное движение и ре­ального объема производства, и уровня цен.

3 Вертикальный (классический). Классический (вертикальный) отрезок характеризует такое состояние экономики, когда все производственные мощности заг­ружены, наблюдаются полная занятость населения, достаточно высокий уровень цен. Такое состояние, по мнению классиков, мо­жет сложиться только благодаря «невидимой регулирующей ру­ке» рынка.

Действие неценовых факторов приводит к смещению кривой со­вокупного предложения.

Неценовые факторы совокупного предложения:

Изменение цен на ресурсы: при повышении цен на ресурсы уве­личиваются издержки на единицу продукции, а это сокращает сово­купное предложение. Если цены на ресурсы сокращаются, происходит обратный процесс. Важнейшими видами внутренних ресурсов высту­пают земля, трудовые ресурсы, ка­питал и предпринимательские спо­собности. Кроме внутренних ресур­сов действуют также цены на им­портные ресурсы. К ресурсному по­тенциалу может быть отнесено господство на рынке.

Наличие внутренних ресурсов: уровень зарплаты, рентные платежи.

Цены на импортные ресурсы: зависят от валютного курса.

Господство на рынке: возможность поставщиков ресурсов диктовать цены.

Изменение в производительности: производительность рассчитывается как отношение реального объема производства к количеству используе­мых ресурсов, то есть производительность - это по­казатель среднего объема выпуска продукции на единицу затрат. Если производительность возрастает, то на том же ресурсном по­тенциале производится больший объем продукции и, следователь­но, совокупное предложение возрастает, а кривая на графике сдви­гается вправо.

Изменения правовых норм: это касается налогов или субсидий. В случае ужесточения налоговой системы увеличиваются издержки и совокупное предложение сокращается, если же налоги снижают­ся, сокращаются издержки и совокупное предложение возрастает. Под субсидиями понимаются прямые правительственные платежи бизнесу или снижение налоговых ставок. И те и другие сокращают издержки и, следовательно, стимулируют рост совокупного пред­ложения.

Государственное регулирование: государственное регулирование, как правило, увеличивает издержки про­изводства. Поэтому государственное регулирование выступает фак­тором, противодействующим активизации совокупного предложения.

Рис. 4 - Изменения совокупного предложения

 

Различают два вида совокупного предложения – краткосрочное и долгосрочное. Различие между краткосрочным и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают в основном с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зарплата, номинальная ставка процента) под воздействием колебаний рынка меняются медленно, являются «жесткими». Реальные же величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) изменяются значительно и их считают «гибкими».

В долгосрочном периоде ситуация прямо противоположная.

Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

- объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;

- изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

- экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;

- цены и номинальная зарплата - гибкие.

В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (рис. 5).

 

 

Рис 5 - Кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде (классическая модель AS)

 

Классическая модель AS

AD1 и AD2 — кривые совокупного спроса

AS — кривая совокупного предложения

Q* — потенциальный объем производства.

Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.

Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

- экономика функционирует в условиях неполной занятости;

- цены и номинальная зарплата относительно жесткие;

- реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен (рис. 6).

 

Рис 6 - Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде (кейнсианская модель AS)

 

Итак, мы рассмотрели две теоретические модели AS. Они описывают вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации, и если объединить предполагаемые формы кривой AS в одну, то мы получим кривую AS, включающую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или классический и промежуточный, или восходящий.

Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD - желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.

Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.

Вертикальный отрезок кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 329.