Обращаясь теперь к рассмотрению функций налогов, остановимся на трёх основных: фискальной, регулирующей и перераспределительной . Так, первая из них - фискальная функция - состоит в том, что налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. При этом, однако, важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определённой высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей, больше подталкивают их к уклонению от налогов и делают более предпочтительной жизнь на пособия, а нe на доходы от деятельности. В результате налоговая база (то есть общая сумма доходов, расходов и стоимости имущества, с которой берутся налоги) сокращается, а соответственно уменьшается и объём налоговых поступлений
.
Фискальная
Налоги обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами
Регулирующая
Снижение или повышение налогов стимулирует или сдерживает развитие определённых сфер экономики
Перераспределительная
Собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ
Схема.Функции налогов Рис. 5.27.Кривая Лаффера
Подобную "хитрую" связь между ставками и поступлениями налогов графически отражает кривая Лаффера, представленная на рис. На графике нетрудно видеть, что по мере повышения ставки налога от О до 100% налоговые поступления вначале увеличиваются до некоторого максимального уровня в точке М (максимум), а затем снижаются до нуля. Причём поступления налогов в условных точках В (высокий уровень ставки) и Н (низкий уровень) равны. Однако пониженная ставка в точке Н явно целесообразнее: выше экономическая активность людей, больше объём производства и занятости, выше уровень благосостояния общества. Таким образом, в долговременном плане снижение чрезмерно высоких налогов в условиях рыночной экономики может действовать весьма благотворно, поскольку оно обеспечивает стране рост инвестиций, расширение производства и трудовой занятости, а значит, увеличение доходов госбюджета, сокращение его дефицитности, ослабление инфляции.
В своей регулирующей функции налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Например, использование налоговых скидок, дифференцированных ставок и льгот позволяет государству стимулировать инвестиции, экономический рост, развитие в стране нужных отраслей, сфер и отстающих районов; поощрять модернизацию производства и малый бизнес; наконец, влиять на распределение доходов с целью смягчения неравенства в обществе.
Или взять таможенные пошлины. Гибко варьируя ими (изменяя в нужном направлении ввозные и вывозные сборы или отменяя их), мы активно воздействуем на потоки экспорта-импорта. Так, увеличение, скажем, пошлин на швейные изделия из-за рубежа сдерживает их импорт и поощряет отечественную лёгкую промышленность.
Для регулирования, кроме того, используют ещё так называемый налоговый тормоз. Дело в том, что рост экономики (при неизменных налоговых ставках) автоматически ведёт к увеличению доходов бюджета (за счёт расширения налоговой базы). По-разному реагируя на этот эффект, можно либо тормозить, либо стимулировать дальнейший рост производства. Если в ответ на рост доходов государство
адекватно увеличит и свои расходы (и/или снизит налоги), то это ускорит подъём экономики, поскольку совокупный спрос в стране возрастёт. Если же оно не сделает ни того, ни другого, то совокупный спрос сократится, ограничив и экономический рост (данная мера полезна, когда надо "охладить" уже "перегретую" экономику).
С регулирующей ролью налогов тесно связана И их следующая, перераспределительная функиия. Она проявляется в том, что государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ (на развитие социальной сферы, образования, культуры, науки, на защиту окружающей среды, поддержку аграрного сектора й др.).
Общим примером регулирующей и перераспределительной функций налогов могут служить алкогольно-табачные акцизы: в определённой мере сдерживая (регулируя) потребление опасных для здоровья людей товаров, они одновременно дают средства для льготной продажи малообеспеченным семьям жизненно необходимых продуктов (медикаментов, детского питания, социальных услуг).
Возвращаясь в заключение к налогам и финансам в целом, отметим, что по методике осуществления все финансово — регулирующие мероприятия можно разделить на два основных типа . Так, первый тип дискреционные регуляторы (от лат. discretio - возможность действовать по своему усмотрению) - для своего проведения в жизнь всякий раз требуют соответствующих решений властей. Именно так (через принятие очередного постановления, закона или указа) время от времени вводятся, скажем, дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий, пособий и оплаты труда.
|
Вопросы для повторения:
1. Перечислите составляющие звенья финансовой системы и дайте им характеристику.
2. Дайте определение государственному бюджету и раскройте структуру его доходной и расходной части.
3. Как вы понимаете бюджетный дефицит. Назовите источники его покрытия в России.
4. Что вы понимаете под фискальной политикой государства?
Тема 5.6. Инфляция и антиинфляционная политика государства.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 325.