Тема 4.5. Доходы, проблемы формирования, распределения и перераспределения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Студент должен:

знать:

- сущность социальной политики государства в современных условиях;

уметь:

- рассчитать доход (номинальную и реальную заработную плату, индекс цен).

Социальная политика государства

 

Термин "социальный" характеризует всё то, что связано с жизнью, благосостоянием, взаимоотношениями людей в обществе. Причём в решении многих социально-экономических проблем велика  роль самого рынка. Во-первых, он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда. Во-вторых, повышая эффективность экономики в целом, он создает материальную базу для роста благосостояния всего общества. И в-третьих, именно рынок заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов людей, поскольку через возможность "голосования кошельком" он даёт право каждому реально влиять на производство.

Но рынок не идеален, не всесилен и не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества. Устранить этот "изъян", превратить чисто рыночное хозяйство в социально-рыночное и призвана социальная политика государства. Её суть - в регулировании социально-экономических условий жизни общества, в заботе о благосостоянии всех его граждан. Как пишет швейцарский экономист Симонд де Сисмонди (1773-1842), "государство должно стремиться к такому порядку, который обеспечил бы и бедному и богатому довольство, радость и покой" и при котором бы никто не страдал. Подобный подход предполагает два главных направления социальной политики .


Первое направление касается всех трудоспособных членов общества. Им обеспечиваются благоприятные возможности и стимулы для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов любой законной деятельностью. Здесь может быть целый комплекс таких мер, как либерализация бизнес(то есть освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям полной свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности); поощрение малого бизнеса (кредиты, налоговые льготы, техническая и другая помощь); поддержание высокой занятости в обществе (увеличение рабочих мест в госсекторе; содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству людей, их переселению из трудоизбыточных в трудодефицитные районы страны); регулирование трудовых отношении (минимальной оплаты труда, продолжительности рабочего времени, отпусков, охраны труда и пр.).

Второе направление - обеспечение определённых социальных гарантий для  нетрудоспособных, малоимущих, безработных, то есть определённого стандарта благосостояния для всех. Это достигается за счёт налогово-бюджетного перераспределения доходов в обществе и развития государством социальной сферы (школ, клиник, служб занятости, системы пособий, зон отдыха, спорта и пр.).

Так, получатели низких доходов могут вообще освобождаться от налогов. А повышенное налогообложение лиц с высоким доходами и другие налоги и отчисления позволяют собрать в бюджете


необходимые средства для выплаты пенсий инвалидам и пожилым, пособий безработным и малоимущим, а также для предоставления всем бесплатного общего образования, жизненно важной медицинской помощи и других бесплатных и льготных благ.

Однако мудрые государства не ограничиваются пособиями. "Подавать легко, - замечает Форд, - гораздо труднее сделать подачку излишней". Многим можно помочь по-другому. Так,  людям с не полными физическими возможностями (скажем, незрячим) можно создать благоприятные условия  посильной деятельности, и тогда "неспособные к содержанию самих себя будут извлечены из класса "непроизводящих" и включены в класс производящих". К тому же для человека часто важны не полученные, заработанные доходы и сознание своей вовлечённости в полноценную жизнь.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.