Раздел 1. Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Студент должен:

Иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения профессиональной основной образовательной программы по специальности.

Экономика – область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Экономическая теория – это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства благ и распределения их среди людей. Поэтому общество должно постоянно делать выбор, что производить, как производить и для кого производить. Важно также, в каких количествах все должно производиться. Можно, например, производить больше пушек и меньше масла, можно производить больше дорогих сортов сливочного масла и меньше – дешевых.

Очень важно для общества определить, как производить, т.е. какие производственные ресурсы будут задействованы, какие технологии будут использованы, какой потребуется уровень подготовки работников и т.п.

Всякое предприятие не существует само по себе, а связано само по себе в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой – через рынок сбыта.

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

  Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

  Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

  Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая среда определяет природные условия, в которых находится предпринимательство, например, доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места предприятия, разработки схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля, и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения. К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.

Предприятие в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими, физиологическими и этическими вопросами. Это области изучения различных социальных наук и специальных экономических дисциплин, результаты и выводы которых необходимо учитывать при организации и осуществлении деятельности предприятия.

Задача дисциплины «Экономика организации (предприятия)» - дать представление об источниках и основных целях предприятия, о его ресурсах, затратах и результатах, факторах повышения эффективности. В результате изучения экономики предприятия студенты должны усвоить сущность основных экономических понятий и показателей, характеризующих функционирования предприятия, иметь ясное представление о природе взаимосвязей этих показателей, их зависимости от уровня техники, технологии и организации производства и внешних условий.

   Основными объектами изучения в курсе «Экономика организации (предприятия)» являются:

-производственная структура предприятия, организация производственного   цикла;

-организация процесса производства и реализации продукции

-материально-техническое обеспечение производства

-формирование издержек производства, калькулирование себестоимости продукции, ценовая политика предприятия

-способы оценки эффективности хозяйственной деятельности

-инвестиционная деятельность предприятия

-подбор кадров, прием на работу, организация труда, система оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда

-внешнеэкономическая деятельность предприятия

 Методом дисциплины служит системный логический анализ, т.е расчленение целого на составные части, изучение каждой из них с последующим рассмотрением их основных взаимосвязей в системе предприятия, под влиянием внешней среды с учетом изменения во времени и в развитии.

 

Виды износа.

 Физический износ - это постепенная утрата основными средствами своей первоначальной потребительской стоимости, происходящая не только в процессе эксплуатации, но и при их бездействия. Физический износ основных фондов зависит от качества основных фондов, их технических характеристик, особенностей технологического процесса времени их действия, степени защиты основных средств от внешних условий , качества ухода за основными средствами, квалификации рабочих и их отношения к объектам основных средств.

При полном износе действующие  объекты основных средств ликвидируются и заменяются новыми. Частичный износ возмещается путем ремонта.

Физический износ основных средств может быть исчислен отношением фактического срока службы к нормативному, умноженному на 100. Наиболее правильным методом оценки степени физического износа является обследование состояния объекта в натуре.

Моральный износ - это уменьшение стоимости машин и оборудования иных объектов основных средств под влиянием сокращения общественно необходимых затрат на их воспроизводство, а также уменьшение их стоимости в результате внедрения новых, более прогрессивных и экономически эффективных машин и оборудования. Под влиянием этих форм морального износа основные фонды становятся отсталыми по своей технической характеристике и экономической эффективности. 

Элементы оборотных средств

 Оборотные производственные фонды включают:

-производственные запасы

-незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления

-расходы будущих периодов

Производственные запасы - это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их состав можно, в свою очередь , выделить следующие  элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, запасные части для текущего ремонта, хозяйственный инвентарь.

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, вступившие производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления не законченное полностью производством в одних цехах, и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.

Расходы будущих периодов - это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде но относятся на продукцию будущего периода.

Фонды обращения состоят из следующих элементов:

-готовая продукция на складах

-товары в пути

- денежные средства

- средства в расчетах с потребителями продукции.

Соотношения между отдельными элементами оборотных средств или их составными частями называется структурой оборотных средств. Структура оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности предприятия, характера и особенностей организации производственной деятельности, условий снабжения и сбыта, расчетов с потребителями и поставщиками.

 Источники формирования основных средств.

 Среди источников используемых для формирования оборотных средств выделяют собственные, заемные и привлеченные средства.

Общий размер собственных оборотных средств устанавливается предприятием самостоятельно. Обычно он определяется минимальной потребностью средств для образований необходимых запасов товарно-материальных ценностей.

В процессе финансового планирования предприятие учитывает прирост и сокращение нормативов собственных оборотных средств, определяемых как разница между нормативами на  конец и  начало планируемого периода. Прирост норматива собственных оборотных средств финансируется в первую очередь за счет собственных ресурсов.

 Наряду с прибылью для пополнения собственных оборотных средств используются так называемые устойчивые  пассивы, которые приравниваются к собственным средствам. Устойчивыми называются пассивы, которые постоянно используются предприятием в обороте, хотя не принадлежат ему.

В течение года потребность предприятий в оборотных средствах может изменятся, поэтому нецелесообразно полностью формировать оборотные средства за счет собственных источников. Это привело бы к образованию излишков оборотных средств в отдельные моменты и ослаблению стимулов к их экономическому использованию. Предприятие поэтому использует для финансирования оборотных средств заемные средства.

Кроме собственных и заемных средств в обороте предприятия находятся привлеченные средства. Это кредиторская задолженность всех видов, а также средства целевого финансирования  до их использования по прямому назначению.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЛ

Самая многочисленная и основная категория производственного персонала – это рабочие предприятия (фирмы) – лица (работники), непосредственно занятые созданием материальных ценностей или работами по оказанию производственных услуг и перемещению грузов. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.

Формы заработной платы

Основными формами заработной платы являются повременная и сдельная формы оплаты.

При повременной оплате  мерой труда является отработанное время, а заработок начисляется в соответствии с тарифной ставкой работника или окладом за фактически отработанное время. Заработная плата подсчитывается по формуле:

ЗП=ТС  РВ,

где ЗП – заработная плата; ТС – тарифная ставка присвоенного рабочему квалификационного разряда; РВ – фактически отработанное время.

При сдельной оплате мерой труда является выработанная рабочим продукция, и заработок зависит от количества и качества произведенной рабочим продукции, так как при данной системе заработная плата начисляется за каждую единице продукции исходя из установленной сдельной расценки. Заработок рассчитывается по формуле:

ЗП=СР ВП ,

где ЗП – заработанная плата рабочего; СР – сдельная расценка за единицу продукции; ВП – количество изготовленной продукции.

Выбор сдельной и повременной форм оплаты труда зависит от ряда факторов: характер применяемого оборудования, особенностей технологического процесса, организации производства и труда, требований к качеству продукции, использованию трудовых и материальных ресурсов.

Эффективное применение повременной формы оплаты труда определяется следующими условиями:

1) строго регламентированные, аппаратурные, автоматизированные производства, где рабочий не может влиять на технологическое время;

2) высокие требования к качеству продукции, которые непосредственно зависят от рабочих;

3) на рабочем месте можно реально увеличит выработку продукции, а производству столько продукции не требуется.

Повременная форма оплаты может применятся для оплаты труда таких вспомогательных рабочих, как дежурные слесари, электромонтеры, кладовщики, учетчики, в связи с трудностями нормирования и количественного измерения их труда. Рабочие служб технического контроля также оплачиваются по временной форме.

Следующие условия делают целесообразным применение сдельной формы оплаты труда:

1) наличие реальных возможностей увеличения выработки продукции при сокращении затрат времени на единицу продукции;

2) возможность рабочих увеличивать выпуск продукции при стабильной технологии и соответствующем качестве продукции;

3) потребность производства в увеличении выпуска продукции на данном участке.

Такие условия характерны для производств, где применяется ручной, механизировано-ручной и механизированный труд. При этом необходимо учитывать, что если даже имеются все условия для значительного увеличения выработки продукции, но при этом ухудшается качество, не рационально используются материальные ресурсы и преждевременно изнашивается оборудование, то применять сдельную форму оплаты не целесообразно.

Повременная и сдельная формы заработной платы на практике используются в виде различных систем.

Надбавки и доплаты

Размер компенсационных выплат (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в вечернее и ночное время и т.д.) определяется предприятием самостоятельно, но должен быть не ниже размеров, установленных соответствующими решениями Правительства РФ и других органов по его поручению.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, работу с меньшей численностью, премии, вознаграждения и т.д.) определяются предприятиями самостоятельно и производятся в приделах имеющихся средств. Размеры и условия этих выплат определяются в коллективных договорах.

В настоящее время все виды компенсационных доплат и надбавок можно разделить на две большие группы.

Во-первых, это доплаты и надбавки, которые не имеют ограничений по сферам трудовой деятельности и обычно являются обязательными для предприятий всех форм собственности. В эту группу входят доплаты: за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время; несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня; рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда (разница между тарифной ставкой рабочего, исходя из присвоенного ему разряда, и ставкой по выполняемой работе); при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника – до среднего заработка в условиях, предусмотренных законодательством; в связи с отклонениями от нормальных условий выполнения работы.

Во вторую группу входят доплаты и надбавки, которые применяются в определенных сферах труда.

Для стимулирования работников обычно применяются такие наиболее распространенные и значимые доплаты, как доплаты за совмещение нескольких профессий (должностей); за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; выполнение обязанностей отсутствующего работника; рабочим за профессиональное мастерство; специалистам за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации; бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы. Выплачиваются также доплаты за выполнение обязанностей мастера учебных мастерских; руководство подсобным сельским хозяйством; ведение делопроизводства и бухгалтерского учета; обслуживании вычислительной техники.

Условия и размер доплат регулируются предприятием самостоятельно. На предприятии должно быть принято специальное положении о введении той или иной стимулирующей надбавки. Доплаты и надбавки можно регулировать в отраслевом соглашении и соответственно отражать в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.

Виды затрат предприятия

В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с:

· непосредственным производством продукции, обусловленным технологией и организацией производства;

· использованием природного сырья;

· подготовкой и освоением производства;

· совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции, повышением её надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (       затраты некапитального характера);

· изобретательством и рационализацией, проведением опытно-эксперементальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т.п.

· обслуживанием производственного процесса: обеспечением производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментами и другими средствами и предметами труда, поддержанием производственных фондов в рабочем состоянии;

· обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;

· управлением производством: содержанием работников аппарата управления предприятием и его структурными подразделениями, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплаты консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами, связанными с коммерческой деятельностью предприятий, и т.п.;

· подготовкой и переподготовкой кадров;

·   отчислениями на государственное и негосударственное социальное страхование и пенсионное обеспечение;

· отчислениями по обязательному медицинскому страхованию и др.

     КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

 В отечественной практике для целей планирования, учета и калькулирования существуют следующие классификации затрат:

· по виду производства – основное и вспомогательное;

· по виду продукции – отдельное изделие, группа однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;

· по виду расходов – статьи калькуляции (для калькулирования себестоимости продукции и организации аналитического учета) и элементы затрат (для составления сметы затрат на производство);

· по месту возникновения затрат – участок, цех, производство.

Для практического использования в системе управления формированием затрат и издержек целесообразно выделить и рассмотреть классификацию затрат с учетом вида расходов по статьям калькуляции и элементам затрат.

Виды калькуляций

Различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции. Плановая калькуляция отражает планируемые затраты на изготовление продукции на предстоящий период. Нормативная калькуляция включает затраты, исчисленные на базе установленных (как правило, оптимальных, желаемых для достижения) норм материальных и трудовых затрат и смет по обслуживанию производства. Сметные калькуляции разрабатываются на новую продукцию, впервые выпускаемую предприятием, которая требует разработки соответствующей нормативной базы. Фактическая калькуляция – это отчетная калькуляция, отражающая общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.

Методы калькулирования  

При разработке калькуляции на единицу продукции затраты, как известно, подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты можно сразу же отнести себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, материалы, энергия технологическая, заработная плата основных рабочих и т.д.

Прямые материальные затраты включаются в себестоимость на основе установленных норм расхода и цен на данный вид ресурса. Основная заработная плата производственных рабочих определяется исходя из действующих норм труда (выработки, времени) и сдельных расценок (при сдельной оплате труда) или нормативных ставок оплаты (при повременной оплате труда).

После определения возможного набора прямых затрат все остальные затраты относятся к косвенным и распределяются между всеми видами продукции пропорционально выбранной базе. Так, дополнительная оплата труда и отчисления на социальные нужды распределяются пропорционально основной заработной плате. Цеховые и общепроизводственные расходы могут быть разделены либо в соотношении прямых затрат, либо по доле расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Иногда расходы по содержанию оборудования невозможно отнести на определенную продукцию. Тогда их учитывают в составе цеховых расходов и соответственно распределяют.

Для определения объема косвенных затрат предварительно разрабатывается сметы вспомогательных и обслуживающих цехов, расходов на управление и др. На их основе планируются затраты по комплексным статьям калькуляции; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общепроизводственные расходы, расходы на подготовку нового производства. Эти затраты планируются в сметном и калькуляционном разрезе и используются как для определения себестоимости единицы изделий, так и всей товарной и валовой продукции.

Расчет себестоимости на основе установленных норм прямых затрат и разработки плановых комплексных статей принято называть нормативным методом, или методом прямого счета.

Нормативный метод учета и калькулирования является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль за ходом производственного процесса, за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции. В этом случаи затраты на производство подразделяются на две части: затраты в пределах норм и отклонения от норм расхода. Все затраты в пределах норм учитываются без группировки; отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонения, предупреждать их в процессе работы. Фактическая себестоимость изделий при нормативном метода учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений текущих нормативов.

Кроме нормативного метода калькулирования себестоимости и учета затрат на производство на предприятиях применяются позаказный и попередельный метод.

Позаказный метод применяется чаще всего в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также для калькулирования себестоимости работ ремонтного и экспериментального характера. Метод состоит в том, что затраты на производство учитываются по заказам на изделие или на группы изделий. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий или работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по данному заказу. Для исчисления себестоимости единицы продукции общая сумма затрат по заказу делится на количество выпущенных изделий.

Попередельный метод калькулирования себестоимости находит применения в массовом производстве с коротким, но законченным технологическим циклом, когда выпускаемая предприятием продукции однородна по исходному материалу и характеру обработки. Учет затрат при этом методе осуществляется по стадиям (переделам) производственного процесса. Например, на текстильных комбинатах – по трем стадиям: прядильное, ткацкое, отделочное производство.

При предварительных расчетах и на ранних стадиях разработки бизнес-планов используется метод расчетов по технико-экономическими факторами, или аналитический. Его сущность заключается в определении влияния отдельных факторов в плановом периоде на установленный базовый показатель – уровень затрат на рубль продукции. В качестве основных факторов, как правило, принимаются изменение спроса на продукцию и объема производства, сдвиги в ассортименте продукции, повышение технического уровня производства, совершенствования организации производства, труда, управления и проч. Учитывается влияние и внешних факторов.

При разработке перспективных бизнес-планов калькулирования себестоимости может производится параметрическим методом, устанавливающим взаимосвязь между динамикой себестоимости изделий и изменениями их базовых качественных характеристик: надежности, долговечности, мощности, веса, скорости и проч. Этот метод требует достаточной информации, обоснованного выбора параметров продукции, применения достоверных экономико-математических моделей и программ.

     Пути снижения себестоимости продукции

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установление и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые заботы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются. В первом случае снижение себестоимости продукции происходит за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих. Во втором случае с ростом производительности труда увеличивается объем производства, величина затрат на заработную плату не изменяется, но происходит экономия по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению . Отсюда следует, что чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которое проявляется в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращение расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Предприятие имеет возможность влияет на величину затрат материальных ресурсов начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технических обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве. Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление их виновников дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отдыхов производства.

 

Тема 4.3.Ценообразование на предприятии.

Студент должен знать:

-   структуру ценообразования, ее отраслевые особенности;

        Уметь:

-   составлять калькуляцию себестоимости, рассчитать цену товара.

 Виды цен.

Цена – это количество денег, за которое продавец готов продать и которое покупатель готов уплатить за единицу товара. Цена выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отображаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция заключается в том, что цены на отдельные группы и виды товаров включаются акцизы, налог на добавленную стоимость и другие виды косвенных налогов, которые в форме централизованного чистого дохода поступают в бюджет государства, региона и т.д.

Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.

  Классификация цен по степени регулируемости.

В условиях рыночных отношений одним из важнейших классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.

Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам (таковы , например, цены и тарифы на товары и услуги субъектов естественных монополий , на социально значимые товары и т.п.).

Другие классификации цен

Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.

Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее ), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.

Биржевая цена – цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле – продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях.

Договорная ( контрактная ) цена – это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятия используются различные внешнеторговые цены.

Цены классифицируются в зависимости от территории действия. При этом различают:

- цены единые по стране, или поясные;

- цены региональные ( зональные, местные ).

Единые, или  поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, транспортные тарифы и некоторые другие.

Региональные ( местные ) цены –могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями - изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающимися в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно - коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.

В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цена предложения, справочные, номинальные и другие виды цен.

 Ценовая политика предприятия

Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Выбор метода ценообразования

Очевидно, что правильно установленная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны три метода ценообразования: установления минимального уровня цены, определяемого затратами; установление максимального уровня цены, определяемого затратами; установление максимального уровня цены, сформированного спроса, и, наконец., установление оптимального уровня цены. Рассмотрим наиболее часто используемые методы ценообразования: «средние издержки плюс прибыль»;обеспечение безубыточности и целевой прибыли; установление цены исходя из ощущаемой ценности товара; установление цены на уровне текущих цен; метод «запечатанного конверта»; установление цены на основе закрытых торгов. Каждый из этих методов имеет свои особенности, преимущества и ограничения, которые надо иметь ввиду при разработке цены.

Средние издержки плюс прибыль

Самый простой считается  методика «средние издержки плюс прибыль», которые заключаются в начислении наценки на себестоимость товара. Величина наценки может быть стандартной для каждого вида товара или дифференцироваться в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объемов продаж и т.д.

Существует два метода расчета расценок: исходя из себестоимости или из продажной цены:

 

 =

 

 =

 

Предприятие-производитель само должно решить, какой именно формулой оно будет пользоваться. Недостаток метода заключается в том, что использование стандартной наценки не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренции, а следовательно, определить и оптимальную цену.

И все же методика расчета на основе наценок остается популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках чем о спросе, привязывая цену к издержкам продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, признано что это самый справедливый метод по отношению и к покупателям и к продавцам. В-третьих, метод уменьшает ценовую конкуренцию, т.к. все фирмы отрасли рассчитывают цену по одному и тому же принципу ( средние издержки плюс прибыль ), поэтому их цены очень близки друг к другу.

 

Прибыль предприятия.

На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты га производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, имеют место убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение.

Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

· характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

· Является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

· Является источником формирования бюджетов разных уровней.

Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.

Показатели прибыли

На каждом предприятии формируются четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базы для всех расчетов служат Балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе- прибыль облагаемая налогом, и прибыль не облагаемая налогом. Остающаяся в расположении предприятие после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Балансовая прибыль

Балансовая прибыль включает три основных элемента: прибыль ( убыток) от реализации продукции, выполнение работ, оказание услуг; прибыль ( убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Процесс формирования прибыли может быть представлен следующей схемой ( рис. 12.1).

Прибыль от реализации продукции ( работ, услуг) – это финансовый результат полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных и в его уставе и незапрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.

По реализации продукции, имеющей натуральную вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя их выручки и полной себестоимости продукции, определяемых на объем реализуемой продукции в натуральном выражении.

 

Выручка Себестоимость

 

 


Прибыль от реализации Прибыль от прочей реализации Внереализационные доходы (убытки)

Балансовая прибыль Корректировка прибыли (-)

Налогооблагаемая прибыль Не облагаемая налогом прибыль Налог на прибыль (-)

Чистая прибыль

Рис.12.1. Схема формирования прибыли хозяйствующего объекта.

 

 +

 

Прибыль от выполнения работ или оказания услуг рассчитываются аналогично прибыли от реализации продукции.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия представляет собой финансовый результат несвязанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток)? от прочей реализации, к которой относится продажа га сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

 Финансовые результаты от внереализационных операций –это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и несвязанным с реализацией продукции, основных средств, и иного имущества предприятия, выполнения работ, оказание услуг. В состав внереализационных прибылей (убытков) включается сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, а так же другие доходы:

· прибыль прошлых лет , выявленная в отчетном году;

· доходы от дооценки товаров;

· поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы;

· Положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

· Проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

К ним также относится доход от долевого участия в уставном капитале других предприятий, представляющий собой часть чистой прибыли, которая поступает учредителям в заранее уговоренном размер или виде дивидендов по акциям, которыми владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям и краткосрочным казначейским обязательством. Предприятие имеет право на получение дохода по ценным бумагам акционерных обществ, если они приобретены не позднее чем за тридцать дней до официально объявленной даты их выплаты. По государственным ценным бумагам право и порядок получения доходов определяется условиями их выпуска и размещения.

Посредством предоставляемым взаймы, предприятия получают доходы по условиям договора между кредитором и заемщиком.

Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю. Прибыль от использования арендованного имущества является обязательной частью арендной платы и зависит от его стоимости, рентабельности предприятия, срока аренды. В зависимости от условий договора арендная плата может включать амортизационные отчисления или их часть, если арендатор берет на себя определенные обязательства по восстановлению основных средств. Прибыль включается в арендную плату как процент от стоимости имущества.

Тема 5.1.Бюджет предприятия

 

Студент должен знать:

-принципы определения экономической эффективности организации производства.

- финансовую стратегию предприятия.

Бюджетирование - производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений в целях определения их финансовых затрат и результатов.

Бюджет – это количественные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, которые необходимо привлечь для достижения заданной цели.

Бюджеты имеют множество видов и форм.

Наиболее широко используется структура  общего бюджета с выделением  операционного и финансового бюджетов.

Общий (основной) бюджет – это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

Работа по составлению общего бюджета включает несколько этапов:

§ подготовка прогноза и бюджета продаж;

§ определение ожидаемого объема производства;

§ расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;

§ расчет и анализ денежных потоков;

§ составление планируемых финансовых отчетов.

Составление общего бюджета начинается с операционного бюджет а

Операционный бюджет- это система бюджетов, характеризующих затраты на производство, реализацию продукции, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производства и функциям управлением предприятием. Он включает: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет закупки и использование сырья и материалов, бюджет по труду, бюджет общецеховых расходов, бюджет цеховой себестоимости, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет производственной себестоимости, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, бюджет полной себестоимости и бюджет по прибыли и убыткам.

Первым этапом в разработке операционного бюджета является составление бюджета продаж, заключительным этапом – составление бюджета по прибылям и убыткам.

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. На основе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции и ( или) внедрение нового технологического процесса.

Бюджет производства показывает количество единиц продукции или услуг, которое необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и необходимый уровень запасов.

На основе перечисленных бюджетов составляется бюджет по прибылям и убыткам. Информация о доходах берется из бюджета продаж.

Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются объем и структура средств и планируемые направления их использования, он включает:

· бюджет движения денежных средств – план поступлений и платежей денежных средств. При расчете этого бюджета определяющим является время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций;

· бюджет капитальных вложений, который определяет какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить на основе выбранного критерия рентабельности инвестиций;

· бюджетный баланс который характеризует изменение в финансовом и имущественном положении предприятия.

· бюджетный баланс, является заключительным в процессе подготовки общего бюджета.

Раздел 6.Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Тема 6.1.Планирование и прогнозирование деятельности предприятий

Студент должен знать:

-   сущность внутрифирменного планирования;

-   структуру бизнес-плана;

        Уметь:

-  рассчитывать основные показатели бизнес-плана.

Эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того на сколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития т.е. прогнозирование.

В условиях рынка формирования предприятиями производственных программ осуществляется на основе прямых договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе и на государственные нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения.

Таким образом, эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики становится возможной лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

На уровне предприятий разработка плана осуществляется в расчете на собственные ресурсы, которые могут быть заработаны трудовыми коллективами.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

План развития предприятий включает следующие разделы:

- план производства промышленной продукции (производственная программа);

- план развития науки и техники;

- план повышения экономической эффективности производства;

- план капитальных вложений и капитального строительства;

- план материально-технического обеспечения;

- план по труду и кадрам;

- план по издержкам производства и реализации продукции;

- финансовый план;

- план социального развития предприятий и объединений;

- план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Центральный раздел план развития предприятия – план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции.

Важная часть плана развития предприятия – план развития науки и техники. Главное его значение – ускорение научно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, усвоение производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии механизации и автоматизации производственных процессов научной организации труда.

Показатели плана развития науки и техники: продукция, осваемая производством впервые в стране; уровень механизации и автоматизации труда; рост производительности труда и снижение себестоимости товарной продукции в планируемом периоде за счет мероприятий, повышающих технический уровень производства и др.

Важно планирование развития предприятия является разработка плана повышения экономической эффективности производства, в котором даются как обобщающие показатели повышения экономической эффективности производства, так и показатели повышения эффективности использования живого труда основных и оборотных средств, капитальных вложений, материальных ресурсов. В числе этих показателей: общая рентабельность; затраты на 1 руб. товарной (валовой) продукции; темпы роста производительности труда, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств; показатели капиталоемкости и материалоемкости.

План капитального строительства предусматривает строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, техническое перевооружение действующего производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов.

Основные показатели плана капитального строительства: ввод в действие основных средств и производственных мощностей; прирост производственных мощностей на действующих предприятиях за счет технического перевооружения и осуществления организационно-технических мероприятий.

План материально-технического обеспечения состоит из системы материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов продукции, планов их реализации. План материально-технического обеспечения разрабатывается с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии.

При разработке плана по труду и кадрам главная задача – предусмотреть систематическое повышение производительности труда, как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности. Показатель производительности труда рассчитывается как годовая выработка товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала. Другим важным показателем данного раздела является фонд заработной платы.

Все разделы плана предприятия тесно взаимосвязаны.

Обобщающим разделом плана, в котором находит отражение результаты предыдущих разделов, является план по издержкам производства и реализации продукции. При разработке этого раздела ставится задача всемерного повышения эффективности производства, наиболее рационального использования материальных , трудовых и финансовых ресурсов.

В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; задание по прибыли, кредитный план.

В плане социального развития коллективов предприятий предусматривается усиление воздействия социальных мероприятий на развитие производства и повышение его эффективности.

План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов должен предусматривать широкое внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, развитие комбинированных производств, обеспечивающих полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающих или существенно снижающих вредное воздействие на окружающую среду.

Бизнес - план

В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план.

Традиционно он служил инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Сегодня бизнес-планы не утратив своего традиционного назначения разрабатываются практически всеми грядущими зарубежными компаниями на постоянной основе. Они являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования. Бизнес-планы разрабатывают заводы и отделы, производственные подразделения и филиалы. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы компаний.

Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.

Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом ног коренное отличие от технико-экономического обоснования в котором существует достаточно жесткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно-сметная документация и т.п. Бизнес-план – это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками с субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения , дальнейшего анализа.

Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер, инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.

Содержание бизнес - плана

Стандартный бизнес-план имеет определенную структура, последовательность разделов. Бизнес-план включает следующие содержательные блоки.

Резюме – краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е. обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес-плана. С самого начала в бизнес-плане обосновывается , какие ресурсы или какая помощь необходима новому бизнесу и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить.

Общая часть, в которой обеспечиваются цели (финансовые и нефинансовые) и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана. Главное назначение этой части бизнес-плана – продемонстрировать адресату бизнес-плана, что именно данная фирма (структурное подразделение), люди, ее возглавляющие, по своим знаниям, опыту работы в состоянии наилучшим образом реализовать цели нового бизнеса, что именно им (и почему) можно доверить деньги инвестора или иные ресурсы партнера или вышестоящего руководства.

План маркетинга  показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Здесь находят отражения результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана.

Оперативные планы – это планы создания и развития производства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. В них описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организации каналов сбыта, формы и бюджет рекламы, сети и снабжения, состав и численность необходимой рабочей силы и т.п.

Другие планы, входящие в состав бизнес-плана, - это план капитальных вложений (подробно расписанный по видам затрат), план исследований и разработок технической доработки продукции и услуг , модернизации технологии производства.

Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов.

Финансовый раздел бизнес-плана обязательно включает три основных документа ( план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчетный баланс), а также предварительное замечание – своего рода комментарий по финансовым условиям бизнеса ( порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и процента по ним, методы определения себестоимости продукции и т.п.).

Формы внешнеторговых сделок

Во внешнеторговой деятельности различают экспортные (включая реэкспорт), импортные (включая реимпортные) и встречные сделки.

Экспорт – это вызов товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

 Импорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт – покупка товара у иностранного продавца , ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Реимпорт – это обратный ввоз товара, ранее вывезенного за границу и не переработанного там (например, возврат экспонатов, промышленной выставки.).

Встречная торговля (встречные сделки) – представляют собой организационно-увязанные экспортно–импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.

Таможенные платежи

Проблема налогового режима страны-экспортера оказывает существенное влияние на эффективность реализации той или иной экспортной сделки.

Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс РФ устанавливают порядок государственного контроля за организацией экспортно-импортных потоков через таможенную границу. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин , взимаемых с участников внешнеэкономических деятельности при пересечении границы.

Таможенная пошлина (налог на экспорт и импорт) – это размер платежа , взимаемого таможенными органами при ввозе и вывозе товара, исчисленный, как правило, в процентах от таможенной его стоимости.

Таможенная стоимость – это цена, фактически полученная или подлежащая уплате за товар при пересечении таможенной границы страны при ввозе. Для расчета таможенных пошлин могут быть использованы различные виды ставок, например:

· адвалорные, рассчитываемые в процентах к таможенной стоимости товара;

· специфические, рассчитываемые исходя из установленных ставок за единицу товара;

· комбинированные, сочетающие в себе способностями вышеперечисленных ставок.

При экспорте товар последний вид ставок таможенных пошлин не применяется.

Со стороны государства важнейшим средством регулирования импорта служат таможенные пошлины.

Введение

Студент должен:

Иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения профессиональной основной образовательной программы по специальности.

Экономика – область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Экономическая теория – это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства благ и распределения их среди людей. Поэтому общество должно постоянно делать выбор, что производить, как производить и для кого производить. Важно также, в каких количествах все должно производиться. Можно, например, производить больше пушек и меньше масла, можно производить больше дорогих сортов сливочного масла и меньше – дешевых.

Очень важно для общества определить, как производить, т.е. какие производственные ресурсы будут задействованы, какие технологии будут использованы, какой потребуется уровень подготовки работников и т.п.

Всякое предприятие не существует само по себе, а связано само по себе в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой – через рынок сбыта.

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

  Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

  Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

  Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая среда определяет природные условия, в которых находится предпринимательство, например, доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места предприятия, разработки схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля, и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения. К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.

Предприятие в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими, физиологическими и этическими вопросами. Это области изучения различных социальных наук и специальных экономических дисциплин, результаты и выводы которых необходимо учитывать при организации и осуществлении деятельности предприятия.

Задача дисциплины «Экономика организации (предприятия)» - дать представление об источниках и основных целях предприятия, о его ресурсах, затратах и результатах, факторах повышения эффективности. В результате изучения экономики предприятия студенты должны усвоить сущность основных экономических понятий и показателей, характеризующих функционирования предприятия, иметь ясное представление о природе взаимосвязей этих показателей, их зависимости от уровня техники, технологии и организации производства и внешних условий.

   Основными объектами изучения в курсе «Экономика организации (предприятия)» являются:

-производственная структура предприятия, организация производственного   цикла;

-организация процесса производства и реализации продукции

-материально-техническое обеспечение производства

-формирование издержек производства, калькулирование себестоимости продукции, ценовая политика предприятия

-способы оценки эффективности хозяйственной деятельности

-инвестиционная деятельность предприятия

-подбор кадров, прием на работу, организация труда, система оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда

-внешнеэкономическая деятельность предприятия

 Методом дисциплины служит системный логический анализ, т.е расчленение целого на составные части, изучение каждой из них с последующим рассмотрением их основных взаимосвязей в системе предприятия, под влиянием внешней среды с учетом изменения во времени и в развитии.

 

Раздел 1. Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.