Спиноза, Бенедикт (Барух) (1632-1677)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бенедикт Спиноза — философ-рационалист, считал себя учеником Декарта, взял от последнего многие понятия своей философии, прежде всего, представление о двух началах – мышлении и протяжении. Но, в отличие от Р. Декарта, он мыслил не как дуалист, а как философ-монист. (Монист — человек, придерживающийся взгляда на окружающий мир как на нечто единое, целое, в основе которого лежит какое-нибудь одно начало.) Спиноза считал, что в основе мира лежит субстанция, которую он обычно называл Богом или, реже, Природой. Субстанция, Бог, Природа у него взаимозаменяющие понятия, означающие одно и то же. У этой субстанции существуют два атрибута: мышление и протяжение. Протяжение – пространственная категория, означающая, что нечто материальное имеет какие-то размеры и отделено от чего-то другого каким-то расстоянием. Спиноза говорил и о том, что субстанция может иметь бесконечное количество атрибутов, но он знает только два.

Спиноза известен прежде всего своим учением о субстанции. В его попытке осмыслить мир через призму философских понятий — субстанция-бог-природа; атрибуты – мышление и протяжение; модусы (видоизменения атрибутов) — выстраивается определенная иерархия, которую можно назвать категориальной картиной мира. В своем основном сочинении “Этика” Спиноза сделал всеобъемлющую попытку нарисовать эту картину. Он очень тщательно проанализировал многие философские понятия, которые следующие поколения философов разрабатывали благодаря Спинозе. Это понятия конечного и бесконечного, свободы и необходимости, причины и следствия (действия).

От Спинозы исходит знаменитая формула: “Свобода есть познание необходимости” (у него она звучит так: свобода есть познание “с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи” [Этика, Т. 42]). Гегель по-своему осмыслил эту формулу. Потом в марксизме она была основной в определении понятия свободы. Негативный момент учения Спинозы о свободе: оно в значительной мере фаталистично; согласно ему жизнь человека предопределена; человек должен осознать это и без сопротивления следовать своему предназначению.

В “Богословско-политическом трактате” Спиноза подверг тщательному анализу-критике Библию, показал, что в ней немало противоречий, критиковал представление о Боге как личном существе. Через эту критику Библии его называли князем атеистов. Он, конечно, не был стопроцентным атеистом. Его позиция – пантеизм, т. е. он отождествлял Бога и природу, иными словами, не воспринимал Бога, как существо, отдельно существующее от природы, мира.

Философия Спинозы несла свет разума, была жизнеутверждающей. “Человек свободный, — говорил он, — ни о чем так мало не думает, как о смерти; и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни”. Это его высказывание противоречило тому, что писали по этому вопросу Платон и христианские философы-богословы.

* * *

“Свою жизнь я старался проводить не в печали и воздыханиях, но в спокойствии, радости и веселье, поднимаясь с одной ступеньки на другую, более высокую.”

“Любезность есть желание делать то, что нравится людям, и удерживаться от того, что им не нравится”

 

Гоббс, Томас (1588-1679)

Томас Гоббс – английский мыслитель, последовательный материалист. Даже человеческую душу он понимал как какое-то материальное тело, как совокупность легких, невидимых частиц. Основные сочинения: “О теле”, “О человеке”, “О гражданине”, “Левиафан” (это библейское чудовище, с которым Гоббс сравнивал государство). Гоббс оставил после себя систематическое учение, в котором рассматривал все разделы философии: о мире, природе, о человеке и обществе. Как и Бэкон, Гоббс был эмпириком, считал, что в основе знаний лежит опыт, т. е. непосредственный чувственный контакт с окружающим миром.

Гоббс один из первых рассмотрел проблему общественного договора. Он считал, что люди конфликтуют друг с другом по своему естественному состоянию. Это он сказал: “Война всех против всех”. Чтобы люди перестали конфликтовать, убивать друг друга, они должны были договориться, заключить общественный договор. Вот в результате общественного договора и возникло государство – институт, призванный гармонизировать человеческие отношения.

Как философ-эмпирик, Гоббс понимал нравственность в духе индивидуализма. Он утверждал, что “золотое правило поведения” является законом всех людей, основой нравственности. Гоббс — автор правовой по существу формулировки золотого правила (см. ниже).

* * *

"Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе" (Гоббс Т. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1991. С. 99)

"Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они, наверное, опровергались бы"

"Язык, что паутина, слабые умы цепляются за слова и запутываются в них, а более сильные легко сквозь них прорываются." (Гоббс Т. Избр. произв. в 2-х т.т. Т. 1, М., 1964. С. 79)

"... только во всеобщем счастье можно найти свое личное счастье"

 

Локк, Джон (1632 – 1704)

Английский философ-просветитель, самый видный представитель эмпиризма и сенсуализма. Он придерживался формулы: “Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах” (Nihil est in intellectu quod non fuerit prius in sensu – средневековый тезис, восходящий к Аристотелю).

Локк выдвинул теорию “чистой доски” (tabula rasa лат. — чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии). Человек изначально представляет собой чистую доску и при столкновении с жизнью он получает массу впечатлений, которые закрашивают эту чистую доску. Локк способствовал развитию направления, которое считает, что человека формируют обстоятельства и что, изменив обстоятельства, можно изменить самого человека. Процесс воспитания и образования может целиком переделать его. Положительная сторона этого учения состоит в том, что общество настраивается на конструктивный деловой лад, что человек может повлиять на свою жизнь, на судьбу. Человек становится самим собой в процессе воспитания, под влиянием социальной среды. Негативная сторона заключается в переоценке влияния социальной среды, условий, обстоятельств жизни человека.

Локк был отцом либерализма, произвел настоящую революцию в области политического мышления. Он считал, что права человека естественны и неотчуждаемы; человек по своей природе — свободное существо; свобода одного человека, если и ограничивается, то только свободой другого человека. Локк выдвинул идею разделения властей (на законодательную, исполнительную). Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея.

Как и Гоббс, Локк считал “золотое правило нравственности” основой нравственности. Оно — "самое непоколебимое нравственное правило и основа всякой общественной добродетели" (Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 1, М., 1985. С. 117), "великий принцип нравственности — "поступать с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобою"" (Там же. С. 119). Он считает это правило естественным продолжением нормального отношения человека к самому себе. Нарушение правила, пишет он, "было бы безумием и противно интересу, которым люди жертвуют, когда они сами поступают вопреки этому /правилу/" (Там же). Или в другом месте: "Каждый из нас, поскольку он обязан сохранять себя и не оставлять самовольно свой пост (на этой земле — Л.Б.), обязан по той же причине, когда его жизни не угрожает опасность, насколько может, сохранять остальную часть человечества и не должен, кроме как творя правосудие по отношению к преступнику, ни лишать жизни, ни посягать на нее, равно как и все, что способствует сохранению жизни, свободы, здоровья, членов тела или собственности другого" (Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 2, М., 1988. С. 265).

* * *

"Верный признак невоспитанного человека — не думать о том, что нравится или не нравится тем, в обществе которых он находится"

"В человеке плохо воспитанном, отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью"

"Стыд — это беспокойство души при мысли о том, что совершено нечто такое, что способно уменьшить уважение к нам со стороны других"

"Гимнастика удлиняет молодость человека"

 

Лейбниц, Готфрид (1646 – 1716)

Немецкий философ-рационалист. Одновременно с Ньютоном разработал основы дифференциального и интегрального исчисления, предвосхитил некоторые идеи математической логики, первый выдвинул идею машинизации мыслительного процесса, представления форм мысли в виде символов. Лейбниц выдвинул учение о монадах (субстанциальных единицах). Монады – духовные сущности, которые не имеют частей и существуют независимо друг от друга. На Земле огромное число людей и душа каждого – монада, уникальное явление. Монадология Лейбница — своеобразная теория идеалистического плюрализма. Главное его сочинение – “Новый опыт о человеческом разуме”. В этом сочинении он спорит с Джоном Локком. В частности, он резко выступал против учения Локка о душе как “чистой доске”, а формулу сенсуализма — “Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах” — принимал лишь с поправкой “кроме самого разума”. Лейбниц считал, что изначально у человека есть предрасположенность к тому или иному мышлению – естественная логика, которая действует даже на бессознательном уровне. Эта естественная логика позволяет упорядочивать опыт.

Лейбниц — автор четвертого закона логики (закона достаточного основания). Это чрезвычайно важный закон мышления, направленный против слепого поклонения авторитетам и слепой веры.

* * *

"Ведь общие принципы входят в наши мысли, душу и связь которых они составляют. Они необходимы для них, подобно тому как для ходьбы необходимы мышцы и сухожилия, хотя мы об этом и не думаем. Дух ежеминутно опирается на эти принципы, но ему нелегко вскрыть их и представить себе отчетливо и порознь, так как это требует с его стороны большого внимания к тому, что он делает, — внимания, которым не обладает большинство людей, мало привыкших к размышлению. Разве китайцы не обладают, подобно нам, членораздельными звуками? Однако, привыкнув к другому способу письма, они еще не додумались до того, чтобы составить себе алфавит этих звуков. Так и мы обладаем множеством вещей, не зная этого" (Лейбниц. Соч. в 4-х тт. Т. 2. М., 1983. С. 77, 85-86).

"Наше счастье вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы ничего больше желать, что способствовало бы только отупению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам — это и есть счастье."

 

Юм, Давид (1711-1776)

Скептик и эмпирик, критиковал религиозный и философский догматизм, всякие доктрины и верования, которые укоренились в сознании людей. Вся деятельность Юма была направлена на раскрепощение человеческого разума.

Известен своей мыслью о том, что не существует объективной причинной связи вещей, что причинность устанавливается лишь как факт психического опыта (когда мы наблюдаем, что за одним следует другое и это повторяется в разных ситуациях, то делается вывод, что одно есть причина другого). Юм полагал, что связь между вещами – результат психического опыта.

* * *

"Истинная метафизика учит нас, что представление о субстанции полностью смутно и несовершенно и что мы не имеем другой идеи субстанции, кроме идеи агрегата отдельных свойств, присущих неведомому нечто. Поэтому материя и дух в сущности своей равно неизвестны, и мы не можем определить, какие свойства присущи той или другому"

(Д.Юм. Соч. в 2-х т.т. Т. 2. М., 1965. С. 798).

"...я решаюсь утверждать относительно остальных людей, что они суть не что иное, как связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении..." (Д.Юм. Соч. в 2-х т.т. Т. 1. М., 1996. С. 298).

 

Вольтер, Франсуа Мари Аруэ
(1694 – 1778)

Вольтер – французский философ-просветитель, писатель-сатирик. Боролся против абсолютной монархии и католической церкви. Вольтер проповедовал вольнодумство, свободомыслие (вольтерьянство стало синонимом вольнодумства). Он был одним из самых ярых критиков религии и церкви. Но его критика была непоследовательной. Так, он утверждал, что если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать. Он полагал, что если бы люди перестали верить в Бога, то они передрались бы и поубивали друг друга, нарушили бы все правила жизни и не смогли вместе жить.

Вольтер ратовал за политическую, идеологическую и религиозную терпимость, толерантность. Сейчас у нас часто повторяют такое его высказывание: “Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью”.

Вольтер написал ряд философских повестей, в частности повесть “Кандид”, в которой высмеивал теорию, по которой все созданное Богом совершенно. “Наш мир — наилучший из миров”, — утверждал Лейбниц. Вольтер остроумно поиздевался над этим.

* * *

"Великими людьми я называю только тех, кто оказал великие услуги человечеству"

"... тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, что пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара"

"Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головой, сердцем и телом"

"Для глупца старость — бремя; для невежды — зима; для человека науки — золотая осень"

"Для мошенника суеверный — то же, что раб для тирана, Более того: суеверный идет на поводу у фанатика и сам становится таким. Суеверие, порожденное язычеством и воспринятое иудейством, заразило христианскую церковь с самых первых времен. Все отцы церкви, без исключения, верили в силу магии. Церковь всегда осуждала магию, но всегда в нее верила; она отлучала от церкви колдунов не как заблуждающихся безумцев, но как людей, действительно имевших сношение с дьяволами"

 


Дидро, Дени (1713 – 1784)

Дидро — французский философ, глава энциклопедистов.

Он был последовательным материалистом, давшим образцы диалектического мышления. С его точки зрения мир — движущаяся материя; источник движения находится внутри материи (любое тело состоит из атомов, которые движутся).

Дидро был сенсуалистом, признававшим в то же время значение разума, мышления для познания. Он более или менее сбалансированно представлял процесс познания.

Дидро возглавил создание первой в истории человечества Энциклопедии. В значительной степени благодаря факту создания Энциклопедии XVIII век называют веком Просвещения.

* * *

"Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей"

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать"

 

Кант, Иммануил (1724-1804)

Кант — первый из философов нового времени осознанно подошел к учению о категориях:

“Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”.

Он считал, что категории играют фундаментальную роль в мышлении. Но, к сожалению, он не развил эти свои идеи, только обозначил их. В деталях учение о категориях было разработано лишь Гегелем.

* * *

Категорический императив:

1. “Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”. (“Поступай лишь согласно такому правилу, которое ты мог бы желать возвести в общий закон”). — Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2., М., 1965. С. 323.

В пояснение Кант приводит несколько примеров. Данное лицо до такой степени несчастно, что жизнь стала ему в тягость, и оно спрашивает, позволительно ли ему наложить на себя руки. Где искать ответа на этот вопрос? В категорическом императиве. Что было бы, если бы самоубийство сделалось общим законом? Было бы то, что прекратилась бы жизнь. Стало быть, самоубийство несогласно с нравственностью. Или другой пример. Человек спрашивает себя, позволительно ли ему обманывать других людей. Согласно категорическому императиву этого делать нельзя. Если бы все люди обманывали друг друга, если бы обман стал общим законом жизни людей, то никакое общество невозможно было бы.

Категорический императив Канта — не что иное, как преобразованное в духе ригоризма и деонтологизма (этики долга) золотое правило нравственности.

2. “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”.

* * *

"Стоит только немного подумать, и мы всегда найдем за собой какую-нибудь вину перед человеческим родом (пусть это будет хотя бы та вина, что, благодаря существующему неравенству людей, мы пользуемся известными преимуществами, ради которых другие должны испытывать еще больше лишений) — и это помешает нам посредством себялюбивых представлений о своих заслугах считать себя выше других людей."

“Долг! – Ты возвышенное, великое слово, так как в тебе нет ничего, угодливого, что льстило бы людям… только из него возникают необходимые условия того достоинства, которое и люди могут дать самим себе. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собою (как частью чувственного мира)…”

Дата: 2018-12-21, просмотров: 250.