Просветительство и ненасильственное сопротивление протекторату
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После протектората отношение масс к модернизации несколько изменилось: энтузиазм начального этапа сменился неприятием «чужеродных» элементов и желанием защитить национальные ценности и традиции. По мнению Толстокулакова, «даже либеральные круги Кореи, разделявшие буржуазно-демократические идеалы Запада, не хотели мириться с новой зависимостью от интеллектуальных и культурных стандартов европейских государств и Японии»[61].

Направлений деятельности и ее методов у борцов с протекторатом было несколько. 

 

Самоубийства в знак протеста и петиционное движение. Традиционалисты действовали по канону, устраивая демонстрации и засыпая Кочжона прошениями. Один только Мин Ён Хван послал Кочжону 40 петиций, требовавших отмены протектората.

26 ноября группа бывших министров и сановников подала вану петицию с просьбой не ратифицировать договор о протекторате, но японская охрана к вану их не пустила. На следующий день Мин Ён Хван написал еще одну петицию, подписал ее своей кровью и покончил с собой[62]. В завещании Мина было указано, что он намерен помочь корейской независимости с небес[63]. Его примеру последовал ряд высших чиновников на уровне министра юстиции.

Однако надо обратить внимание, что среди высшего эшелона чиновников согласных сотрудничать с японцами было намного больше, нежели патриотов и противников протектората. Профессиональные перебежчики из одной фракции в другую снова выполнили этот маневр, не удаляясь от власти. Этому способствовала и относительно мягкая политика японцев: мы знаем о ряде громких самоубийств в знак протеста, но ничего не знаем о заключении под арест и процессах против отказавшихся сотрудничать: отстранение от должности и высылка из столицы были единственными видами наказаний, применяемыми против непокорных высокопоставленных чиновников.

 

Патриотические общества. Важной формой сопротивления было создание разнокалиберных патриотических обществ, которые должны были как минимум быть альтернативой Ильчинхве:  существовала целая серия таких обществ, состав руководства которых был примерно одинаковым: бывшие члены Общества независимости и иные националисты.

Поанхве (Общество защиты) было, по одной версии, основано Вон Сесоном, Сон Суманом, У Ги и др, по другой – Хо Ви, и служило, в основном, для противодействия концессии Нагамори.

Синминхве (Новое народное общество) было организовано в апреле 1907 г. протестантскими активистами Син Чхэ Хо, Ли Дон Хви и Ан Чхан Хо в апреле 1907 г. и считалось нелегальным. Оно насчитывало несколько сотен членов,  занималось как формированием национального капитала, так и влиянием на национальное и демократическое сознание посредством образовательной и культурной деятельности, открывая частные школы и занимаясь созданием легальных организаций просветительской направленности. Важно и то, что это, пожалуй, были первые корейские республиканцы.

Однако среди членов общества быстро наметился раскол между более умеренными сторонниками Ан Чхан Хо и сторонниками вооруженной борьбы во главе с Ли Дон Хви. Когда действия Общества на территории Кореи стали невозможны, умеренные перебрались в США, а радикалы – в Китай.

 Кунминхве (Корейское национальное общество), было создано в 1909 г. Считается, что создал его вообще Мин Ён Хван[64], но после его смерти деятельность этого общества переместилась, в основном, за пределы Кореи – главным образом, на Гавайи и в США, где оно пользовалось покровительством американских миссионеров-баптистов. Кстати, историки-коммунисты утверждали, что оно было создано весной 1917 г. отцом Ким Ир Сена Ким Хён Чжиком[65].

 Хёптонхве (Общество сотрудничества) былдо создано Ли Чжуном, Ли Сан Чжэ и др. представителями старой гвардии Общества независимости, но быстро распалось.

Хонджон ёнгухве (Общество по изучению конституционного строя), было создано в 1905 г. Юн Хё Чжоном, Ли Чжуном, и др. Это были не столько республиканцы, сколько монархисты, выступавшие за установление конституционной системы, основанной на парламентском строе, но после учреждения японского генерал-губернаторства и запрета политической деятельности оно также было распущено.

Тэхан чаганхве (Общество усиления Кореи) было создано в феврале 1906 г. Пак Ын Сиком и др и воспринималось многими как наиболее действенный преемник Общества независимости и самое крупное патриотическое общество в стране того времени[66], особенно после того как в апреле 1906 г. к ним примкнули Юн Хё Чжон и его сторонники.

Тэхан чаганхве признавало только мирные методы борьбы и считало одной из своих главных целей развитие образования и промышленности. Они же поддерживали кампанию за выплату государственного долга Японии. Летом 1907 г. Общество организовало демонстрации против свержения Кочжона, которые, по информации авторов учебника 1974 г., переросли в уличные бои. В августе 1907 г. после того, как был издан Закон о поддержании общественного спокойствия, который позволял силовикам распускать подобные организации, общество было распущено, но несколько месяцев спустя воссоздано под названием Тэхан хёпхве (Корейское общество), созданное в союзе с представителями религии Чхондогё и в большей степени ориентированное на японское культурное руководство. 

Тэхан хёпхве (корейское общество) частично субсидировалось японцами и отвергало вооруженные методы борьбы, однако начало критиковать японскую политику как только речь зашла об аннексии. Было распущено в сентябре 1910 г.

 

Газеты, частные школы и т. п. Все эти общества активно выпускали свои газеты и журналы, создавали филиалы в провинции, открывали дневные и вечерние частные школы, готовили педагогические кадры и новые учебники, серьезно вкладываясь в создание кадровой основы для своего движения.

В течение 1905-1910 гг. было открыто более 2000 частных школ (большая часть из них – под прикрытием протестантской церкви или патронажем крупных сановников типа все того же Ли Ён Ика), так что в сентябре 1908 г. правительство даже издало специальный указ о частных школах, целью которого было не подпускать к просветительской работе представителей национально-освободительного движения. Теперь для открытия школы требовалась санкция генерал-губернаторства, а в школах позволялось использовать только проверенные цензурой учебники. А в 1911 г., уже после аннексии, японское правительство приняло специальное постановление о развитии образования в Корее, окончательно прикрыв все частные школы и лишив просветителей возможности воспитывать в них патриотов[67].

Наиболее заметной газетой просветительской направленности[68] была Тэхан мэиль синбо, созданная в 1904 г. Ян Ги Тхаком и представителями Синминхве. Издателем газеты был англичанин Бетелл, что давало определенное прикрытие: между Великобританией и Японией существовал союзный договор, поэтому японцы не могли контролировать газету, которой управлял англичанин.

Вначале Тэхан мэиль синбо выходила в смешанном корейско-китайском написании, однако впоследствии стала использовать только корейскую азбуку. Для иностранцев она выходила на английском языке под названием Korea Daily News.

Из иных газет можно отметить Мансебо, печатный орган религиозного движения Чхондогё, и Хвансон синмун, которая была основана еще в 1898 г. Намгун Оком и др. как основной орган умеренных реформаторов. Именно в ней была опубликована серия статей о «правде о заключении «Договора пяти статей».

Кроме этого, просветители активно переводили книги о том, как та или иная страна (Швейцария, США, Италия) добилась независимости, или о том, как и где проходили реформы – включая биографии Бисмарка и Петра Первого.

 

Движение за выплату внешнего долга страны. Эта кампания (кукчхэ посан ундон) была начата в Тэгу в январе 1907 г. группой во главе с Ян Ги Тхаком В основе ее лежала идея, что одним из поводов к аннексии страны могут стать невыплаченные долги корейского правительства японским банкам, - их сумма достигла 13 млн. вон и продолжала расти. Участники движения собирались решить эту проблему за счет собственных средств, отдавая в «фонд выплаты государственного долга» последние сбережения, бросая курить или снимая с себя украшения[69]. Ван и чиновники поддержали кампанию только тем, что бросили курить.

За три месяца общенациональной поддержки к маю 1907 г. было собрано всего 200 тыс. вон, после чего японцы вмешались[70]. В августе 1908 г. Ян Ги Тхак был арестован японцами по обвинению в создании финансовой пирамиды и мошенничестве[71]. Считается, что обвинения были фальшивыми и связанными с тем, что а) движение набрало слишком большой вес; б) корейский государственный долг и неспособность страны его выплатить были одной из причин, оправдывающих протекторат и аннексию в глазах мирового общественного мнения; в) часть собранных денег действительно шла на поддержку Ыйбён в) началась фракционная борьба с взаимными обвинениями в хищениях. И хотя Ян был был оправдан за недостатком улик, к концу года движение сошло на нет, а собранные средства были то ли конфискованы японцами, то ли потрачены нецелевым образом.

Эмиграция. Для многих из числа не желающих мириться с таким положением вещей выходом стала эмиграция как в приграничные районы Китая или России, так и за океан. С 1903-1905 гг. началась эмиграция корейцев на Гавайи и западное побережье США, где сформировались большие корейские землячества.

Лидером калифорнийского землячества без особенных проблем стал Ан Чхан Хо, создавший общество Хынсадан (Хан Ён У переводит его как «Организация воспитания джентльменов», 1913 г.).

В 1909 г. Ли Сын Ман основал на Гавайях Корейскую национальную ассоциацию» (Тэхан Кунминхве), а годом позже в том же регионе появилась организация Пак Ён Mана (который, собственно, и пригласил Ли на Гавайи).

Между Паком и Ли вскоре вспыхнуло серьезное соперничество, особенно после того, как в 1915-1918 гг. Корейская национальная ассоциация стала представительным органом корейской диаспоры на Гавайях. Борьба за власть, в которой победил Ли Сын Ман, стала примером серьезной внутренней фракционной борьбы, являвшейся бичом национально-освободительного движения[72]. В ходу были как традиционные для Кореи методы интриг и террора, так и «науськивание на противника» американских властей по обвинению в растрате казенных денег или покушении на убийства. В финале Ли Сын Ман устранил своего конкурента, обвинив Пак Ён Мана, который собирался создать на Гавайях аналог Ыйбён, в подготовке нападения на японские военные корабли на гавайской территории с целью вызвать американо-японскую войну[73].

 

 


[1] The Passing of Korea, стр. 197

 

[2] Привожу описание боя по Хальберту: «… Единственный шанс для русских нанести хоть какой-то урон – как можно больше сократить дальность стрельбы. Т.к. пушки Варяга 6 дюймов и 4/10 калибра, они совершенно бесполезны на больших расстояниях. Все началось за пять минут до наступления вечера. Японский флот не был повернут в сторону приближающихся кораблей, что доказывает отсутствие намерений бросать все свои силы одновременно против русских. Известно, что только два японских корабля - Асама и Чиёда - участвовали в бою. 10 из 12 командиров по вооружению были расстреляны. Заряд пробил бак, пролетел между корпусом и рукой командора, которую он поставил на бедро, и, разорвавшись, убил всех присутствующих. Оба капитанских мостика были разрушены разорвавшимся снарядом, а капитан тяж ело ранен в левую руку. Очевидцы с берега и с кораблей, стоящих в порту, видели, как пламя огня вырывалось из кормы, и заряды попадали чуть ниже ватерлинии. Именно они нанесли критический урон кораблю. Спустя 45 минут постоянной борьбы корабль повернул в сторону порта. Был замечен сильный крен на левый борт, который мог быть вызван лишь серьезными повреждениями ниже ватерлинии. Из-за сильного повреждения одного из двигателей Варяг мог плыть только со скоростью 10 узлов в час. Японцы преследовали два медленно идущих обратно в порт корабля и неустанно обстреливали, пока русские не доплыли до места швартовки. Тогда преследователи отступили, и сражение было закончено. Кореец был невредим. Японцы обрушили весь огонь на более крупное судно».

 

[3] The Passing of Korea, стр. 203

[4] The Passing of Korea, стр. 205

[5] Hulbert, Homer B. The history of Korea. vol. 2 стр. 368

 

[6] The Passing of Korea, стр. 207

[7] The Passing of Korea, стр. 204

[8] Василевская И. И. Колониальная политика Японии в Корее накануне аннексии (1904 ~ 1910). М., 1975. С. 18.

[9] The Passing of Korea, стр. 217

[10] The Passing of Korea, стр. 209

[11] Ситуация на переговорах была достаточно сложная. Россия вела достаточно агрессивную политику, исходя из того, что Япония гораздо больше истощена, и дальнейшее ведение войны позволит России реализовать стратегическое преимущество. Однако Япония была истощена совсем не настолько, насколько казалось российским дипломатам, а, кроме того – ее поддерживали Вашингтон и Лондон. В итоге Россия уступила Японии южную часть Сахалина, свои арендные права на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу, соединявшую Порт-Артур с Китайско-Восточной железной дорогой. То есть, Япония обрела меньше, чем ожидалось и не получала денежных контрибуций, на которые очень рассчитывала.

[12] Корея глазами россиян (1895-1945). С. 225.

[13] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 377-378.

[14] Henderson. Р. 207.

[15] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть I. С. 247.

[16] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 384.

[17] Естественно, в советских учебниках Сон Бён Хи был назван одним из реакционных главарей тонхак, который, захватив руководство остатками крестьянской армии, способствовал ее разгрому.

[18] Василевская. С. 26-27.

[19] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. ЧастьI. С. 247-248. 

[20] Там же. С. 248.

[21] http://www.arirang.ru/news/2007/07154.htm

[22] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 385.

[23] Там же. С. 385.

[24] Henderson. Р. 67-71.

[25] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 248-249.  

[26] Герман Ким. История иммиграции корейцев. Интернет-версия книги.(дай адрес) Цит. по кн.: Сидэхара Хироси. Чосён сива. (Очерки по истории Кореи), Токио. 1925. С. 527. 

[27] Василевская. С. 34.

[28] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 388.

[29] The Passing of Korea, стр. 222

[30] Это были министр иностранных дел Пак Че Сун, министр просвещения Ли Ван Ён, военный министр Ли Гын Тхак, министр внутренних дел Ли Чжи Ён и министра земледелия, торговли и промышленности Квон Чжун Хен. В корейкую историю эти министры вошли как «пять предателей».

[31] И. И. Василевская. Колониальная политика Японии в Корее накануне аннексии (1904-1910 гг.), М., 1975, стр. 35.

[32] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 381.

[33] Современные корейские историки тоже очень любят эту версию, поскольку она снимает ответственность с Кочжона, однако следует помнить, что информация из единственного и ангажированного источника не должна рассматриваться как достоверная на 100 %. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда Кочжон дает «добро» на что-то, а затем после предъявления ему претензий заявляет, что его заставили сделать это против его воли.

[34] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 382

[35] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 389.

[36] Шипаев В.И. Колониальное закабаление Кореи японским империализмом (1895-1917). М., 1964. С. 86.    

[37] При этом надо помнить, что столкновения сторонников и противников императора проходили в Японии куда более жестко. Мастера меча и наемные убийцы использовались обеими сторонами и того же Ито Хиробуми однажды чуть не убили сторонники сёгуна. Если бы не укрывшая его добродетельная гейша, он был бы мертв. Выжив после покушения Ито выкупил девушку и взял ее в жены. 

 

[38] В. Совастеев. Хиробуми Ито в интерьере японской истории. Цит. По http://web.archive.org/web/20071026233659/http://www.japantoday.ru/znakjap/histori/pdf/Sovasteev_35.pdf  

[39] Василевская И. И. Колониальная политика Японии в Корее накануне аннексии (1904-1910 гг.), стр. 76.

[40]В 1908 г. их число составило 126 тыс. человек, а к 1911 г. — уже 210 тысяч.

[41] История Кореи. С древнейших времен до наших дней. Т.1. М., 1974. С 390

[42] The Passing of Korea, стр. 213

[43] Корея глазами россиян (1895-1945). С. 209.

[44] Эти сведения подкрепляются не только публичными заявлениями Ито, но и его личной перепиской с руководителями Японии. 

[45] Пак Б. Б. Карл Иванович Вебер и Корея после 1897 г. // Корея: история и современность. К девяностолетию со дня рождения профессора Михаила Николаевича Пака. Сборник статей. М.-Сеул, 2008. С. 115.

[46] Запись Плансона от 7 (20) января 1906 г. // АВПРИ. Фонд 2Посольство в Токио», 1907 г. Дело 196. Лист 43.

[47] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 392.

[48] По возвращении вана из российской миссии Ли Бом Чжин перешел на дипломатическую работу, став сначала посланником в США, а затем – в России. Рискну предположить, что такое назначение было или своего рода почетной ссылкой, или попыткой вана спрятать ценного для него человека от гнева тех, кто считал Ли одним из главных виновников пленения правителя.

[49] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 412.

[50] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 262-263

[51] Соглашение названо по фамилиям двух его подписантов – военного министра США и премьер-министра Японии. Беседа касалась нескольких аспектов, но по поводу Кореи Тафт полностью согласился с тем, что право Японии на Корею являются "логическим следствием настоящей войны". Кацура же согласился с мнением Тафта, что Япония заинтересована в сохранении на Филиппинах американского управления, поскольку США являются дружественным Японии государством. Протокол составлен в форме свободной записи беседы, однако соглашение . получило полное одобрение президента Рузвельта.

[52] Choong Soon Kim. Tradition… Р. 53.

[53] Василевская. С. 31

[54] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том II. С. 455. 

[55] По некоторым непроверенным сведениям от «молодых левых» историков РК, Ли был одним из главарей боевых групп, нападавших на людей, не согласных с мнением Общества, избивали и убивалаи их, создавая атмосферу террора, на что власти уже не могли не прореагировать.  

[56] Cumings B. Korea’s place... C. 125.

[57] Choong Soon Kim. Tradition… С. 3

[58] Там же. С. 341.

[59] Любопытная деталь: тогда в США азиатам было запрещено иметь оружие, и Чон одолжил пистолет у знакомого.

[60] Cumings B. Korea’s place... Р. 142, 143.

[61] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 251-252

[62] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 380-381.

[63] Korean War and Modern History. С. 53.

[64] Точнее, Мин создал Кунмин кёюкхве (Общество гражданского воспитания).

[65] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том II. С. 38.

[66] Там же. С. 406.

[67] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть I. С. 261.

[68] Газеты Хансон синбо (Новый Сеульский вестник - формальный официоз), Кунмин синбо (орган общества Ильчинхве) и др. активно выступали с прояпонских позиций.

 

[69] Эта процедура сбора средств вспоминается многим в связи с тем, как проходили подобные мероприятия в РК после финансового кризиса 1997 г.

[70] Understanding Korean History. С. 182

[71] Korean War and Modern History. С. 57

[72] Henderson. С. 85.

[73] Korean Politics in Transition. С.?

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 206.