БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) - Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЁШЬ, ОН БЕРЕЖЁТ, МЫ БЕРЕЖЁМ, ВЫ БЕРЕЖЁТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.
СТЕРЕЧЬ - Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЁШЬ, ОН СТЕРЕЖЁТ, МЫ СТЕРЕЖЁМ, ВЫ СТЕРЕЖЁТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.
4. Для литературного языка характерны следующие глагольные формы ОН МАШЕТ
(неправильно МАХАЕТ), ОН ПЛЕЩЕТСЯ (неправильно ПЛЕСКАЕТСЯ), ОН КОЛЫ-
ШЕТСЯ (неправильно КОЛЫХАЕТСЯ), ОН КУДАХЧЕТ (неправильно КУДАХТАЕТ),
ОН МУРЛЫЧЕТ (неправильно МУРЛЫКАЕТ), ОН МЯУКАЕТ (неправильно МЯУЧИТ), ОН ПОПРОБУЕТ (неправильно ПОПРОБОВАЕТ.)
5. При образовании возвратных форм глагола ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ следует использо-
вать суффикс -СЬ, а не -СЯ.
Например: они встретились (неправильно «они встретилися»), мне хотелось (неправильно «мне хотелося»), мы вернулись к этой теме (неправильно «мы вернулися к этой теме»), вы оденьтесь теплее (неправильно «вы оденьтеся теплее»).
6. Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:
СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чьё-либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЕНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.
СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ.
НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА: НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? - НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО.
Следующее стихотворное правило помогает запомнить верное употребление в речи вышеозначенных глаголов:
Нельзя надеть Надежду,
Нельзя одеть одежду.
Надеть одежду можно.
Одеть Надежду можно.
7. Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:
Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?).
В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется гово-
рить о себе «Я КУШАЮ», правильнее будет сказать: «Я ЕМ». Например: «Утром Я обычно ЕМ йогурт».
Лучше так не спрашивать: «Вы уже кушали сегодня?». Правильнее спросить: «ВЫ уже ели сегодня?»
8. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я ИЗВИНЯЮСЬ» (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс -СЯ). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕНЯ».
9. Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ - ОКОНЧИТЬ:
ЗАПОМНИТЕ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО; но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИ-
ВЕРСИТЕТ. НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».
10. Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ:
Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.
ЗАПОМНИТЕ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но
ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.
11. Нормативное употребление глаголов САДИТЕСЬ - ПРИСЯДЬТЕ:
НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «ПРИСЯДЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА» (вследствие многозначности глагола «ПРИСЕСТЬ» эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями», то есть «присесть на корточки»).
Нормативным является следующее употребление: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА».
12. Слова «ДОЖИТЬ» в русском литературном языке НЕТ, поэтому нельзя так говорить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ», «СЛОЖИТЬ», «ОТЛОЖИТЬ» без приставок не употребляются. Правильно следует говорить: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».
13. Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ/ВЫЙТИ» и «СХОДИТЬ/СОЙТИ»:
Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: СОЙТИ С АВТОБУСА; это значило бы, что вы идёте с крыши автобуса по его поверхности.
Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: ВЫЙТИ ИЗ АВТОБУСА.
14. Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ - ПРЕДОСТАВИТЬ:
Глагол ПРЕДСТАВИТЬ имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2)
предъявить (документы, доказательства)».
Глагол ПРЕДОСТАВИТЬ имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование
кому-либо; дать слово».
15. Запомните нормативное употребление следующих глаголов:
ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)
НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ)
ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК
16. Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени ряда глаголов:
Начальная форма глагола | Форма прошедшего времени этого глагола |
СОХНУТЬ | он СОХ (неправильно СОХНУЛ) |
ПРОМОКНУТЬ | он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ) |
ЗАМЁРЗНУТЬ | он ЗАМЁРЗ (неправильно ЗАМЁРЗНУЛ) |
ОКРЕПНУТЬ | он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ) |
10. Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий
1. От переходных глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда НЕ образуются. Поэтому следующие формы являются грамматически неправильными: сделающий, напишущий, поинтересующийся.
2. От глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксами -А-, -Я-, а только образуются деепричастия с суффиксом -В-.
Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: сложа в стопку (правильный вариант: «сложив в стопку»); посмотря в мою сторону (правильный вариант: «посмотрев в мою сторону»); не пророняя слов (правильный вариант: «не проронив слов»)
3. От глаголов несовершенного вида (ЧТО ДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксом -В-, а только образуются деепричастия с суффиксами -А-, -Я-.
Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: смотрев вперёд (правильный вариант: «смотря вперёд»); читав книгу (правильный вариант: «читая книгу»).
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
2. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
· форм именительного падежа множественного числа;
· форм родительного падежа множественного числа.
3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения:
· нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
4. Если это имя числительное, помните о том, что
· у сложных количественных имён числительных склоняются обе части:
· при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово :
· числительные полтора, полторы в именительном и винительном падежах имеют форму полтора, полторы, а в остальных падежах - полутора;
· числительное полтораста в именительном и винительном падежах имеет форму полтораста, а в остальных падежах - полутораста;
· числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется с именами существительными мужского и среднего рода;
· числительное обе (обеих , обеим , обеими) употребляется с именами существительными женского рода;
· собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются с именами существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных .
5. Если это местоимение, не забывайте о том, что в местоимениях он, она, оно, они после непроизводных предлогов и производных предлогов, образованных от наречий в начале слова прибавляется буква Н.
6. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
· форм повелительного наклонения;
· форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-;
· личных форм некоторых глаголов;
· возвратных форм глагола с суффиксом -СЯ-.
7. Если это причастие, имейте в виду, что от переходных глаголов совершенного вида действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-. -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда не образуются .
8. Если это деепричастие, вспомните о том, что
· от глаголов совершенного вида образуются деепричастия только с суффиксом –В-
· от глаголов несовершенного вида образуются деепричастия только с суффиксами –А-, -Я-.
9. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий, найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её и запишите слово правильно.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Задание № 1.
известные ПРОФЕССОРА / нет новых ДЖИНСОВ / более ПЯТИСТА фотографий
скучает по НАС/ ЛЯГТЕ на спину
Ответ: ______________________
Задание № 2.
опытные ПОВАРА/ пара НОСКОВ/ слегка ПРОМОКНУЛ / написал ПОЛУТОРАСТА друзьям/ ШЕСТЬЮСТАМИ рублями
Ответ: ______________________
Задание № 3.
важные ДОГОВОРЫ/ салат из ПОМИДОРОВ/ ЕХАЙ в Подмосковье/ скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ/
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ тетрадями
Ответ: ______________________
Задание № 4.
строгие ТРЕНЕРЫ / несколько БЛЮДЕЦ / детских ЯСЛЕЙ / ДОСТИГНУЛИ цели / свыше СТА километров
Ответ: ______________________
Задание № 5.
ИЗОБРЕТШИЙ микроскоп / ЖЁСТЧЕ дерева / НЕДРЫ земли/ ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко/ потерять левую ТАПКУ
Ответ: ______________________
Задание № 6.
СТОГА сена / не ПРОРОНЯЯ ни слова / около СЕМИСОТ участников / не МАШИ рукой / прилежнее ЕЁ
Ответ: ______________________
Задание № 7.
много ЧЕРЕШЕН / здешние СТОРОЖА / нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ / сшить из ТЮЛЯ/
о ТРЁХСТАХ спортсменах
Ответ: ______________________
Задание № 8.
ОБЕИМИ руками / в СТА километрах / ВОРОХА писем / с ДВЕСТИ пассажирами /
левая КРОССОВКА
Ответ: ______________________
Задание № 9.
к ОБЕИМ соседкам / после СУМЕРОК / опытные ИНСТРУКТОРЫ / не более ПОЛУТОРАСТА / пять КИЛОГРАММОВ
Ответ: ______________________
Задание № 10.
ПОЛОЖИ на полку / старше НЕГО/ СТРИЖЁТ волосы/ летние МЕСЯЦЫ/
к ШЕСТИСТАМ болельщикам
Ответ: ______________________
Ответы
ЗАДАНИЕ 6
№ задания | Ответ |
1 | пятисот |
2 | промок |
3 | поезжай |
4 | достигли |
5 | недра |
6 | проронив |
7 | красивее/более красиво |
8 | двумястами |
9 | сумерек |
10 | его |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 623.