ЗАДАНИЕ 7.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Формулировка задания: в одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ быстрее
нет новых ДЖИНСОВ
нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВО
мощные КОМПЬЮТЕРА
в ТЫСЯЧА ДЕВЯТИСОТОМ году
Правильный ответ: компьютеры
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные ошибки, которые НЕЛЬЗЯ допускать при образовании грамматических форм разных частей речи:
ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;
РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;
СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных;
ПАДЕЖНЫХ ФОРМ имён числительных;
СОБИРАТЕЛЬНЫХ имён числительных;
числительных ОБА, ОБЕ;
ЛИЧНЫХ местоимений;
ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКОНЕНИЯ некоторых глаголов;
ЛИЧНЫХ ФОРМ глаголов;
ВОЗВРАТНЫХ ФОРМ глагола с суффиксом -СЯ;
форм ПРОШЕДЕГО ВРЕМЕНИ некоторых глаголов с суффиксом -НУ-;
ПРИЧАСТИЙ и ДЕЕПРИЧАСТИЙ.
Нормативное образование ИМЕНИТЕЛЬНОГО и РОДИТЕЛЬНОГО падежа
МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Образование падежных форм имён существительных вызывает наибольшее затруднение у сдающих ЕГЭ. Это связано с тем, что нет каких-либо строго определённых правил для запоминания окончаний имён существительных в И.п. и Р.п. множественного числа.
Нормативное образование форм ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Список слов с нормативным окончанием -Ы (-И) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:
Именительный падеж единственного числа | Именительный падеж множественного числа | ||
БУХГАЛТЕР | БУХГАЛТЕРЫ | ||
ВОЗРАСТ | ВОЗРАСТЫ | ||
ВЫГОВОР | ВЫГОВОРЫ | ||
ГРИФЕЛЬ | ГРИФЕЛИ | ||
ДИСПЕТЧЕР | ДИСПЕТЧЕРЫ | ||
ДОГОВОР | ДОГОВОРЫ | ||
ДРАЙВЕР | ДРАЙВЕРЫ | ||
ИНЖЕНЕР | ИНЖЕНЕРЫ | ||
ИНСТРУКТОР | ИНСТРУКТОРЫ | ||
ИНСПЕКТОР | ИНСПЕКТОРЫ | ||
КОМПРЕССОР | КОМПРЕССОРЫ | ||
КОНСТРУКТОР | КОНСТРУКТОРЫ | ||
КОНТЕЙНЕР | КОНТЕЙНЕРЫ | ||
КОРРЕКТОР | КОРРЕКТОРЫ | ||
ЛЕКАРЬ | ЛЕКАРИ | ||
МЕСЯЦ | МЕСЯЦЫ | ||
ПЛЕЕР | ПЛЕЕРЫ | ||
ПОЛИС | ПОЛИСЫ | ||
ПОРТ | ПОРТЫ | ||
ПОЧЕРК | ПОЧЕРКИ | ||
ПРОЖЕКТОР | ПРОЖЕКТОРЫ | ||
ПУДЕЛЬ | ПУДЕЛИ | ||
РЕДАКТОР | РЕДАКТОРЫ | ||
РЕКТОР | РЕКТОРЫ | ||
СВИТЕР | СВИТЕРЫ | ||
СКЛАД | СКЛАДЫ | ||
СЛЕСАРЬ | СЛЕСАРИ | ||
СЛОГ | СЛОГИ | ||
СНАЙПЕР | СНАЙПЕРЫ | ||
СТОЛЯР | СТОЛЯРЫ | ||
ТАБЕЛЬ | ТАБЕЛИ | ||
ТОКАРЬ | ТОКАРИ | ||
ТОРТ | ТОРТЫ | ||
ТРАКТОР | ТРАКТОРЫ | ||
ТРЕНЕР | ТРЕНЕРЫ | ||
ФЛИГЕЛЬ | ФЛИГЕЛИ | ||
ФРОНТ | ФРОНТЫ | ||
ШОФЁР | ШОФЁРЫ | ||
2. Список слов с нормативным окончанием -А (-Я) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:
Именительный падеж единственного числа | Именительный падежмножественного числа | |
АДРЕС | АДРЕСА | |
ВЕКСЕЛЬ | ВЕКСЕЛЯ | |
ВОРОХ | ВОРОХА | |
ДИРЕКТОР | ДИРЕКТОРА | |
ДОКТОР | ДОКТОРА | |
КАТЕР | КАТЕРА | |
КИТЕЛЬ | КИТЕЛЯ | |
КОЛОКОЛ | КОЛОКОЛА | |
КУЗОВ | КУЗОВА | |
КУПОЛ | КУПОЛА | |
КУЧЕР | КУЧЕРА | |
ОКОРОК | ОКОРОКА | |
ОКРУГ | ОКРУГА | |
ОРДЕР (письменное распоряжение) | ОРДЕРА | |
ПАСПОРТ | ПАСПОРТА | |
ПОВАР | ПОВАРА | |
ПОГРЕБ | ПОГРЕБА | |
ПРОФЕССОР | ПРОФЕССОРА | |
ПОЯС | ПОЯСА | |
СОРТ | СОРТА | |
СТОГ | СТОГА | |
СТОРОЖ | СТОРОЖА | |
ТЕНОР | ТЕНОРА | |
ТЕРЕМ | ТЕРЕМА | |
ТОПОЛЬ | ТОПОЛЯ | |
ФЕЛЬДШЕР | ФЕЛЬДШЕРА | |
ФЛЮГЕР | ФЛЮГЕРА | |
ХУТОР | ХУТОРА | |
ШТАБЕЛЬ | ШТАБЕЛЯ | |
ШТЕМПЕЛЬ | ШТЕМПЕЛЯ | |
ЯКОРЬ | ЯКОРЯ |
Примечание:
1) Необходимо запомнить следующие формы:
КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА (здания)
ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические)
МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях)
ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ (у пилы)
ПРОПУСКИ (пробелы) - ПРОПУСКА (документы)
ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА (награды)
ОБРАЗЫ (художественные) - ОБРАЗА (иконы)
ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета)
ХЛЕБЫ (пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки)
ДНО – ДОНЬЯ
КУРИЦА – КУРЫ
ЧЕЛОВЕК – ЛЮДИ
РЕБЕНОК-ДЕТИ
ПОЛЕНО – ПОЛЕНЬЯ
СУДНО - СУДА
2) Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.
3) Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:
Знает наша детвора: Провели переговоры -
В вузе есть профессор А! Заключили договоры.
1.2. Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АБРИКОСЫ | АБРИКОСОВ |
АНАНАСЫ | АНАНАСОВ |
АПЕЛЬСИНЫ | АПЕЛЬСИНОВ |
БАКЛАЖАНЫ | БАКЛАЖАНОВ |
БАНАНЫ | БАНАНОВ |
ГРАНАТЫ | ГРАНАТОВ |
ЛИМОНЫ | ЛИМОНОВ |
МАНДАРИНЫ | МАНДАРИНОВ |
ПАТИССОНЫ | ПАТИССОНОВ |
ПОМИДОРЫ | ПОМИДОРОВ |
ТОМАТЫ | ТОМАТОВ |
НО:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
ДЫНИ | ДЫНЬ |
СЛИВЫ | СЛИВ |
ЯБЛОКИ | ЯБЛОК |
2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в
форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа | |
БАХИЛЫ (обувь) | БАХИЛ | |
БОТИНКИ | БОТИНОК | |
БУТСЫ | БУТС | |
БРЮКИ | БРЮК | |
ВАЛЕНКИ | ВАЛЕНОК | |
ГЕТРЫ | ГЕТР | |
КАЛЬСОНЫ | КАЛЬСОН | |
КРОССОВКИ | КРОССОВОК | |
МОКАСИНЫ | МОКАСИН | |
ПАНТАЛОНЫ | ПАНТАЛОН | |
ПОГОНЫ | ПОГОН | |
САПОГИ | САПОГ | |
ТАПКИ | ТАПОК | |
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ | |
ЧУЛКИ | ЧУЛОК | |
ШАРОВАРЫ | ШАРОВАР | |
ШОРТЫ | ШОРТ | |
ЭПОЛЕТЫ | ЭПОЛЕТ |
НО:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
БРИДЖИ | БРИДЖЕЙ |
ГОЛЬФЫ | ГОЛЬФОВ |
ДЖИНСЫ | ДЖИНСОВ |
КЛИПСЫ | КЛИПСОВ |
ЛАМПАСЫ | ЛАМПАСОВ |
НОСКИ | НОСКОВ |
РЕЛЬСЫ | РЕЛЬСОВ |
Примечание:
Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём – приём облегчённого запоминания:
1) НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;
2) ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.
Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК.
Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:
Я оставил ей в залог
Пару модненъких чулок
И уехал сразу в Псков
С ящиком цветных носкОВ.
3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АРМЯНЕ | АРМЯН |
БАШКИРЫ | БАШКИР |
БОЛГАРЫ | БОЛГАР |
БУРЯТЫ | БУРЯТ |
ГРУЗИНЫ | ГРУЗИН |
ЛЕЗГИНЫ | ЛЕЗГИН |
ОСЕТИНЫ | ОСЕТИН |
РУМЫНЫ | РУМЫН |
ТАТАРЫ | ТАТАР |
ТУРКИ | ТУРОК |
ТУРКМЕНЫ | ТУРКМЕН |
ЦЫГАНЕ | ЦЫГАН |
НО:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
МОНГОЛЫ | МОНГОЛОВ |
ТАДЖИКИ | ТАДЖИКОВ |
ХОРВАТЫ | ХОРВАТОВ |
ЯКУТЫ | ЯКУТОВ |
4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
Именительный падеж единственного числа (-ЦЕ) | Родительный падеж множественного числа (-ЕЦ) |
БЛЮДЦЕ | БЛЮДЕЦ |
ЗЕРКАЛЬЦЕ | ЗЕРКАЛЕЦ |
КОПЫТЦЕ | КОПЫТЕЦ |
ОДЕЯЛЬЦЕ | ОДЕЯЛЕЦ |
ПОЛОТЕНЦЕ | ПОЛОТЕНЕЦ |
СЕРДЦЕ | СЕРДЕЦ |
ЩУПАЛЬЦЕ | ЩУПАЛЕЦ |
НО в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ЕВ:
Именительный падеж единственного числа | Родительный падеж множественного числа |
БОЛОТЦЕ | БОЛОТЦЕВ |
ДЕРЕВЦЕ | ДЕРЕВЦЕВ |
ОКОНЦЕ | ОКОНЦЕВ |
5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
ГАРДЕМАРИНЫ | ГАРДЕМАРИН |
ГРЕНАДЕРЫ | ГРЕНАДЕР |
ГУСАРЫ | ГУСАР |
ДРАГУНЫ | ДРАГУН |
КАДЕТЫ (воспитанники военного заведения) | КАДЕТ |
ПАРТИЗАНЫ | ПАРТИЗАН |
СОЛДАТЫ | СОЛДАТ |
УЛАНЫ | УЛАН |
НО:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
САПЕРЫ | САПЕРОВ |
6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) | Родительный падеж множественного числа (-ИЙ) |
БЕГУНЬЯ | БЕГУНИЙ |
ГНЕЗДОВЬЕ | ГНЕЗДОВИЙ |
ЗАПЯСТЬЕ | ЗАПЯСТИЙ |
КУШАНЬЕ | КУШАНИЙ |
НАДГРОБЬЕ | НАДГРОБИЙ |
ОЖЕРЕЛЬЕ | ОЖЕРЕЛИЙ |
ОЛАДЬЯ | ОЛАДИЙ |
ОТРОДЬЕ | ОТРОДИЙ |
ПЕЧЕНЬЕ | ПЕЧЕНИЙ |
ПЛЯСУНЬЯ | ПЛЯСУНИЙ |
ПОБЕРЕЖЬЕ | ПОБЕРЕЖИЙ |
ПОВЕРЬЕ | ПОВЕРИЙ |
ПОДЗЕМЕЛЬЕ | ПОДЗЕМЕЛИЙ |
СИДЕНЬЕ | СИДЕНИЙ |
СОЛЕНЬЕ | СОЛЕНИЙ |
УВЕЧЬЕ | УВЕЧИЙ |
УЩЕЛЬЕ | УЩЕЛИЙ |
НО:
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа |
ВЕРХОВЬЕ | ВЕРХОВЬЕВ |
КОРЕНЬЯ | КОРЕНЬЕВ |
ЛОХМОТЬЯ | ЛОХМОТЬЕВ |
НИЗОВЬЕ | НИЗОВЬЕВ |
ПЛАТЬЕ | ПЛАТЬЕВ |
ПОДМАСТЕРЬЕ | ПОДМАСТЕРЬЕВ |
УГОДЬЯ | УГОДЬЕВ |
УСТЬЕ | УСТЬЕВ |
ХЛОПЬЯ | ХЛОПЬЕВ |
7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЁ; -ЬЯ под ударением) | Родительный падеж множественного числа (-ЕЙ) |
РУЖЬЁ | РУЖЕЙ |
ЛАДЬЯ | ЛАДЕЙ |
НО:
Именительный падеж единственного числа | Родительный падеж множественного числа |
КОПЬЁ | КОПИЙ |
8. Имена существительные, обозначающие название диниц измерения и обычно употребляющиеся с именами числительными, в родительном падеже множественного числа чаще всего имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АМПЕРЫ | АМПЕР |
АРШИНЫ | АРШИН |
БАЙТЫ | БАЙТ |
ВАТТЫ | ВАТТ |
ВОЛЬТЫ | ВОЛЬТ |
ДЕЦИБЕЛЫ | ДЕЦИБЕЛ |
НО:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
ГРАММЫ | ГРАММОВ |
ГЕКТАРЫ | ГЕКТАРОВ |
КИЛОГРАММЫ | КИЛОГРАММОВ |
9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа
имеют окончание -ЕЙ:
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа |
БРЕДНИ | БРЕДНЕЙ |
БУДНИ | БУДНЕЙ |
ГАНТЕЛИ | ГАНТЕЛЕЙ |
ДОЛИ | ДОЛЕЙ |
ДЯДИ | ДЯДЕЙ |
ЗЛЫДНИ | ЗЛЫДНЕЙ |
КЕГЛИ | КЕГЛЕЙ |
КОЗНИ | КОЗНЕЙ |
ЛАДОНИ | ЛАДОНЕЙ |
ПРОСТЫНИ | ПРОСТЫНЕЙ |
РАСПРИ | РАСПРЕЙ |
СКАТЕРТИ | СКАТЕРТЕЙ |
ТЁТИ | ТЁТЕЙ |
ЧУКЧИ | ЧУКЧЕЙ |
ЯСЛИ | ЯСЛЕЙ |
10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа | ||
БАРЖИ | БАРЖ | ||
БАСНЯ | БАСЕН | ||
БАШНЯ | БАШЕН | ||
БРЫЗГИ | БРЫЗГ | ||
ВАФЛЯ | ВАФЕЛЬ | ||
ДЕЛО | много ДЕЛ | ||
КОПНА | КОПЁН или КОПН | ||
КОЧЕРГА | КОЧЕРЁГ | ||
КУХНЯ | КУХОНЬ | ||
МАКАРОНЫ | МАКАРОН | ||
МАНЖЕТА | МАНЖЕТ | ||
НЯНЯ | НЯНЬ | ||
ПЕТЛЯ | ПЕТЕЛЬ | ||
САБЛЯ | САБЕЛЬ | ||
СЕРЬГА | СЕРЁГ | ||
СПЛЕТНЯ | СПЛЕТЕН | ||
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ | ||
ЦАПЛЯ | ЦАПЕЛЬ | ||
ШПРОТЫ | ШПРОТ | ||
ЯБЛОНЯ | ЯБЛОНЬ | ||
11. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ОВ: | |||
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа | ||
БРОНХИ | БРОНХОВ | ||
ГЕОРГИНЫ | ГЕОРГИНОВ | ||
ДЕБАТЫ | ДЕБАТОВ | ||
ЗАМОРОЗКИ | ЗАМОРОЗКОВ | ||
КОНСЕРВЫ | КОНСЕРВОВ | ||
НЕРВЫ | НЕРВОВ | ||
Примечание:
1) Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных:
КОММЕНТАРИИ - без КОММЕНТАРИЕВ
СУМЕРКИ - после СУМЕРЕК
СОСИСКИ - килограмм СОСИСОК
2) Следует обратить внимание на группу имён существительных, оканчивающихся на - НЯ:
- если перед -НЯ стоит гласная буква, то согласная в нулевом окончании будет мягкой (после этой согласной на письме будет стоять Ь):
БОГИНЯ - много БОГИНЬ;
- если перед -НЯ стоит согласная буква, то согласная в нулевом окончании будет твёрдой (после этой согласной на письме НЕ будет стоять Ь):
БАСНЯ - много БАСЕН
БАШНЯ - много БАШЕН
ВИШНЯ - много ВИШЕН
КОНЮШНЯ - много КОНЮШЕН
КОФЕЙНЯ - много КОФЕЕН
ЧЕРЕШНЯ - много ЧЕРЕШЕН.
3. Нормативное определение РОДА некоторых склоняемых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Следует правильно определять род следующих склоняемых имен существительных:
Склоняемое имя существительное | Его род | Пример употребления в речи вместе с именем прилагательным |
ШАМПУНЬ | мужской род | ИМПОРТНЫЙ ШАМПУНЬ - мыть голову ИМПОРТНЫМ ШАМПУНЕМ |
ТЮЛЬ | мужской род | КРАСИВЫЙ ТЮЛЬ - любуюсь КРАСИВЫМ ТЮЛЕМ |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ | мужской род | МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ в апреле. |
МОЗОЛЬ | женский род | БОЛЬНАЯ МОЗОЛЬ - наступить на БОЛЬНУЮ МОЗОЛЬ - палец с МОЗОЛЬЮ |
ТАПКА | женский род | ПРАВАЯ ТАПКА - не могу найти ПРАВУЮ тапку - сбросить с ноги ТАПКУ |
ТУФЛЯ | женский род | ЧЬЯ ТУФЛЯ? |
КРОССОВКА | женский род | ЛЕВАЯ КРОССОВКА - порвать ЛЕВУЮ КРОССОВКУ |
ПЛАЦКАРТА | женский род | ОДНА ПЛАЦКАРТА |
ПОВИДЛО | средний род | пироги с ПОВИДЛОМ |
4. Нормативное употребление СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных
В задании ЕГЭ по русскому языку, проверяющем владение грамматическими нормами, регулярно приводятся примеры ошибок, связанных со смешением простой и составной форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных (например, «более моложе», «самый кратчайший»), поэтому рассмотрим способы образования этих форм.
Нормативное образование СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ имён прилагательных
СРАВНИТЕЛЬНАЯ | ПРЕВОСХОДНАЯ | |
ПРОСТАЯ ФОРМА | К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: |
ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ.
Примеры:
Красивый - красивЕЕ
Тяжелый - тяжелЕЙ
Г ромкий - громчЕ
Тонкий - тоньШЕ
К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы:
ЕЙШ, АЙШ.
Примеры:
Красивый - красивЕЙШий
Тонкий - тончАЙШий
Состоит из двух слов:
БОЛЕЕ + начальная форма
прилагательного
Примеры:
Красивая - БОЛЕЕ красивая
Тонкий - БОЛЕЕ тонкий
Состоит из двух слов:
САМЫЙ + начальная форма
прилагательного
или
НАИБОЛЕЕ + начальная фор-
ма прилагательного
Примеры:
Красивая - САМАЯ красивая
Умный - НАИБОЛЕЕ умный
Примечание:
Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имён прилагательных: нельзя смешивать простую и составную Формы степеней сравнения.
Ошибочными являются следующие образования:
А) Она более умнее, чем он.
Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме сравнительной степени (УМНЕЕ) присоединяется частица БОЛЕЕ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные варианты построения этого предложения:
Она более умная, чем он (БОЛЕЕ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).
Она умнее, чем он (основа исходного имени прилагательного + суффикс ЕЕ).
Б) Это самая высочайшая в городе башня.
Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме превосходной степени (ВЫСОЧАЙШАЯ) присоединяется частица САМАЯ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «превосходства», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные варианты построения этого предложения:
Это самая высокая башня в мире (САМАЯ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).
Это высочайшая башня в мире (основа исходного имени прилагательного + суффикс АЙШ).
5. Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
Примечание:
1) НЕ прибавляется буква Н, если личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ
употребляются после сложных производных предлогов, образованных от имён существи-
тельных (навстречу ему, в отношении его, насчёт их, при помощи её).
2) НЕ прибавляется буква Н после предлогов, образованных от наречий и требующих после себя дательного падежа (наперекор ей, подобно ему, подобно им).
3) После форм сравнительной степени личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ употребляются БЕЗ начальной буквы Н. Поэтому правильно следует говорить: старше ЕЁ (а не «старше неё»); выше ЕГО (а не «выше него»).
Таким образом, словосочетания «вокруг их», «сильнее него» построены грамматически неверно. Правильный вариант их построения: «вокруг них», «сильнее его».
9. Нормативное образование и употребление глагольных форм
1. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, ЗАЩИТИТЬ, ПРОСЛЕЗИТЬСЯ и др.
В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения - образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:
Я ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ;
Я ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ;
Я ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ;
Я СМОГУ ОЧУТИТЬСЯ;
Я НАДЕЮСЬ ЗАЩИТИТЬ.
2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
Начальная форма глагола | Форма повелительного наклонения (единственное число) | Форма повелительного наклонения (множественное число) |
ЛЕЧЬ | ТЫ ЛЯГ (неправильно ЛЯЖЬ) | ВЫ ЛЯГТЕ (неправильно ЛЯЖЬТЕ) |
ЕХАТЬ | ТЫ ПОЕЗЖАЙ (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ) | ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ) |
РАЗЪЕХАТЬСЯ | ТЫ РАЗЪЕЗЖАЙСЯ (неправильно РАЗЪЕХАЙСЯ, РАЗЪЕДЬСЯ) | ВЫ РАЗЪЕЗЖАЙТЕСЬ (неправильно РАЗЪЕХАЙТЕСЬ, РАЗЪЕДЬТЕСЬ) |
ЕЗДИТЬ | ТЫ ЕЗДИ (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ) | ВЫ ЕЗДИТЕ (неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ) |
ПОЛОЖИТЬ | ТЫ положи (неправильно ПОЛОЖЬ) | ВЫ ПОЛОЖИТЕ (неправильно ПОЛОЖЬТЕ) |
ГЛЯДЕТЬ | ТЫ гляди (неправильно ГЛЯДЬ) | ВЫ ГЛЯДИТЕ (неправильно ГЛЯДЬТЕ) |
ТРОГАТЬ | ТЫ НЕ ТРОГАЙ (неправильно НЕ ТРОЖЬ) | ВЫ НЕ ТРОГАЙТЕ (неправильно НЕ ТРОЖЬТЕ) |
МАХАТЬ | ТЫ НЕ МАШИ (неправильно НЕ МАХАЙ) | ВЫ НЕ МАШИТЕ (неправильно НЕ МАХАЙТЕ) |
КЛАСТЬ | ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ) | ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ) |
БЕЖАТЬ | ТЫ БЕГИ (неправильно БЕЖИ) | ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ) |
ВЫСЫПАТЬ | ТЫ ВЫСЫПИ (неправильно ВЫСЫПЬ) | ВЫ ВЫСЫПИТЕ (неправильно ВЫСЫПЬТЕ) |
ПРОПОЛОСКАТЬ | ТЫ ПРОПОЛОЩИ (неправильно ПРОПОЛОСКАЙ) | ВЫ ПРОПОЛОЩИТЕ (неправильно ПРОПОЛОСКАЙТЕ) |
3. Нормативным является следующее образование личных форм глаголов настоящего, будущего времени:
ЕЗДИТЬ - Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)
ЛАЗИТЬ - Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)
МАХАТЬ - Я МАШУ, ТЫ МАШЕШЬ, ОН МАШЕТ, МЫ МАШЕМ, ВЫ МАШЕТЕ, ОНИ МАШУТ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Задание № 1.
известные ПРОФЕССОРА / нет новых ДЖИНСОВ / более ПЯТИСТА фотографий
скучает по НАС/ ЛЯГТЕ на спину
Ответ: ______________________
Задание № 2.
опытные ПОВАРА/ пара НОСКОВ/ слегка ПРОМОКНУЛ / написал ПОЛУТОРАСТА друзьям/ ШЕСТЬЮСТАМИ рублями
Ответ: ______________________
Задание № 3.
важные ДОГОВОРЫ/ салат из ПОМИДОРОВ/ ЕХАЙ в Подмосковье/ скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ/
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ тетрадями
Ответ: ______________________
Задание № 4.
строгие ТРЕНЕРЫ / несколько БЛЮДЕЦ / детских ЯСЛЕЙ / ДОСТИГНУЛИ цели / свыше СТА километров
Ответ: ______________________
Задание № 5.
ИЗОБРЕТШИЙ микроскоп / ЖЁСТЧЕ дерева / НЕДРЫ земли/ ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко/ потерять левую ТАПКУ
Ответ: ______________________
Задание № 6.
СТОГА сена / не ПРОРОНЯЯ ни слова / около СЕМИСОТ участников / не МАШИ рукой / прилежнее ЕЁ
Ответ: ______________________
Задание № 7.
много ЧЕРЕШЕН / здешние СТОРОЖА / нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ / сшить из ТЮЛЯ/
о ТРЁХСТАХ спортсменах
Ответ: ______________________
Задание № 8.
ОБЕИМИ руками / в СТА километрах / ВОРОХА писем / с ДВЕСТИ пассажирами /
левая КРОССОВКА
Ответ: ______________________
Задание № 9.
к ОБЕИМ соседкам / после СУМЕРОК / опытные ИНСТРУКТОРЫ / не более ПОЛУТОРАСТА / пять КИЛОГРАММОВ
Ответ: ______________________
Задание № 10.
ПОЛОЖИ на полку / старше НЕГО/ СТРИЖЁТ волосы/ летние МЕСЯЦЫ/
к ШЕСТИСТАМ болельщикам
Ответ: ______________________
Ответы
ЗАДАНИЕ 6
№ задания | Ответ |
1 | пятисот |
2 | промок |
3 | поезжай |
4 | достигли |
5 | недра |
6 | проронив |
7 | красивее/более красиво |
8 | двумястами |
9 | сумерек |
10 | его |
ЗАДАНИЕ 7.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Формулировка задания: в одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ быстрее
нет новых ДЖИНСОВ
нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВО
мощные КОМПЬЮТЕРА
в ТЫСЯЧА ДЕВЯТИСОТОМ году
Правильный ответ: компьютеры
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные ошибки, которые НЕЛЬЗЯ допускать при образовании грамматических форм разных частей речи:
ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;
РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;
СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных;
ПАДЕЖНЫХ ФОРМ имён числительных;
СОБИРАТЕЛЬНЫХ имён числительных;
числительных ОБА, ОБЕ;
ЛИЧНЫХ местоимений;
ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКОНЕНИЯ некоторых глаголов;
ЛИЧНЫХ ФОРМ глаголов;
ВОЗВРАТНЫХ ФОРМ глагола с суффиксом -СЯ;
форм ПРОШЕДЕГО ВРЕМЕНИ некоторых глаголов с суффиксом -НУ-;
ПРИЧАСТИЙ и ДЕЕПРИЧАСТИЙ.
Нормативное образование ИМЕНИТЕЛЬНОГО и РОДИТЕЛЬНОГО падежа
МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Образование падежных форм имён существительных вызывает наибольшее затруднение у сдающих ЕГЭ. Это связано с тем, что нет каких-либо строго определённых правил для запоминания окончаний имён существительных в И.п. и Р.п. множественного числа.
Нормативное образование форм ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Список слов с нормативным окончанием -Ы (-И) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:
Именительный падеж единственного числа | Именительный падеж множественного числа | ||
БУХГАЛТЕР | БУХГАЛТЕРЫ | ||
ВОЗРАСТ | ВОЗРАСТЫ | ||
ВЫГОВОР | ВЫГОВОРЫ | ||
ГРИФЕЛЬ | ГРИФЕЛИ | ||
ДИСПЕТЧЕР | ДИСПЕТЧЕРЫ | ||
ДОГОВОР | ДОГОВОРЫ | ||
ДРАЙВЕР | ДРАЙВЕРЫ | ||
ИНЖЕНЕР | ИНЖЕНЕРЫ | ||
ИНСТРУКТОР | ИНСТРУКТОРЫ | ||
ИНСПЕКТОР | ИНСПЕКТОРЫ | ||
КОМПРЕССОР | КОМПРЕССОРЫ | ||
КОНСТРУКТОР | КОНСТРУКТОРЫ | ||
КОНТЕЙНЕР | КОНТЕЙНЕРЫ | ||
КОРРЕКТОР | КОРРЕКТОРЫ | ||
ЛЕКАРЬ | ЛЕКАРИ | ||
МЕСЯЦ | МЕСЯЦЫ | ||
ПЛЕЕР | ПЛЕЕРЫ | ||
ПОЛИС | ПОЛИСЫ | ||
ПОРТ | ПОРТЫ | ||
ПОЧЕРК | ПОЧЕРКИ | ||
ПРОЖЕКТОР | ПРОЖЕКТОРЫ | ||
ПУДЕЛЬ | ПУДЕЛИ | ||
РЕДАКТОР | РЕДАКТОРЫ | ||
РЕКТОР | РЕКТОРЫ | ||
СВИТЕР | СВИТЕРЫ | ||
СКЛАД | СКЛАДЫ | ||
СЛЕСАРЬ | СЛЕСАРИ | ||
СЛОГ | СЛОГИ | ||
СНАЙПЕР | СНАЙПЕРЫ | ||
СТОЛЯР | СТОЛЯРЫ | ||
ТАБЕЛЬ | ТАБЕЛИ | ||
ТОКАРЬ | ТОКАРИ | ||
ТОРТ | ТОРТЫ | ||
ТРАКТОР | ТРАКТОРЫ | ||
ТРЕНЕР | ТРЕНЕРЫ | ||
ФЛИГЕЛЬ | ФЛИГЕЛИ | ||
ФРОНТ | ФРОНТЫ | ||
ШОФЁР | ШОФЁРЫ | ||
2. Список слов с нормативным окончанием -А (-Я) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:
Именительный падеж единственного числа | Именительный падежмножественного числа | |
АДРЕС | АДРЕСА | |
ВЕКСЕЛЬ | ВЕКСЕЛЯ | |
ВОРОХ | ВОРОХА | |
ДИРЕКТОР | ДИРЕКТОРА | |
ДОКТОР | ДОКТОРА | |
КАТЕР | КАТЕРА | |
КИТЕЛЬ | КИТЕЛЯ | |
КОЛОКОЛ | КОЛОКОЛА | |
КУЗОВ | КУЗОВА | |
КУПОЛ | КУПОЛА | |
КУЧЕР | КУЧЕРА | |
ОКОРОК | ОКОРОКА | |
ОКРУГ | ОКРУГА | |
ОРДЕР (письменное распоряжение) | ОРДЕРА | |
ПАСПОРТ | ПАСПОРТА | |
ПОВАР | ПОВАРА | |
ПОГРЕБ | ПОГРЕБА | |
ПРОФЕССОР | ПРОФЕССОРА | |
ПОЯС | ПОЯСА | |
СОРТ | СОРТА | |
СТОГ | СТОГА | |
СТОРОЖ | СТОРОЖА | |
ТЕНОР | ТЕНОРА | |
ТЕРЕМ | ТЕРЕМА | |
ТОПОЛЬ | ТОПОЛЯ | |
ФЕЛЬДШЕР | ФЕЛЬДШЕРА | |
ФЛЮГЕР | ФЛЮГЕРА | |
ХУТОР | ХУТОРА | |
ШТАБЕЛЬ | ШТАБЕЛЯ | |
ШТЕМПЕЛЬ | ШТЕМПЕЛЯ | |
ЯКОРЬ | ЯКОРЯ |
Примечание:
1) Необходимо запомнить следующие формы:
КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА (здания)
ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические)
МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях)
ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ (у пилы)
ПРОПУСКИ (пробелы) - ПРОПУСКА (документы)
ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА (награды)
ОБРАЗЫ (художественные) - ОБРАЗА (иконы)
ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета)
ХЛЕБЫ (пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки)
ДНО – ДОНЬЯ
КУРИЦА – КУРЫ
ЧЕЛОВЕК – ЛЮДИ
РЕБЕНОК-ДЕТИ
ПОЛЕНО – ПОЛЕНЬЯ
СУДНО - СУДА
2) Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.
3) Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:
Знает наша детвора: Провели переговоры -
В вузе есть профессор А! Заключили договоры.
1.2. Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АБРИКОСЫ | АБРИКОСОВ |
АНАНАСЫ | АНАНАСОВ |
АПЕЛЬСИНЫ | АПЕЛЬСИНОВ |
БАКЛАЖАНЫ | БАКЛАЖАНОВ |
БАНАНЫ | БАНАНОВ |
ГРАНАТЫ | ГРАНАТОВ |
ЛИМОНЫ | ЛИМОНОВ |
МАНДАРИНЫ | МАНДАРИНОВ |
ПАТИССОНЫ | ПАТИССОНОВ |
ПОМИДОРЫ | ПОМИДОРОВ |
ТОМАТЫ | ТОМАТОВ |
НО:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
ДЫНИ | ДЫНЬ |
СЛИВЫ | СЛИВ |
ЯБЛОКИ | ЯБЛОК |
2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в
форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа | |
БАХИЛЫ (обувь) | БАХИЛ | |
БОТИНКИ | БОТИНОК | |
БУТСЫ | БУТС | |
БРЮКИ | БРЮК | |
ВАЛЕНКИ | ВАЛЕНОК | |
ГЕТРЫ | ГЕТР | |
КАЛЬСОНЫ | КАЛЬСОН | |
КРОССОВКИ | КРОССОВОК | |
МОКАСИНЫ | МОКАСИН | |
ПАНТАЛОНЫ | ПАНТАЛОН | |
ПОГОНЫ | ПОГОН | |
САПОГИ | САПОГ | |
ТАПКИ | ТАПОК | |
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ | |
ЧУЛКИ | ЧУЛОК | |
ШАРОВАРЫ | ШАРОВАР | |
ШОРТЫ | ШОРТ | |
ЭПОЛЕТЫ | ЭПОЛЕТ |
НО:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
БРИДЖИ | БРИДЖЕЙ |
ГОЛЬФЫ | ГОЛЬФОВ |
ДЖИНСЫ | ДЖИНСОВ |
КЛИПСЫ | КЛИПСОВ |
ЛАМПАСЫ | ЛАМПАСОВ |
НОСКИ | НОСКОВ |
РЕЛЬСЫ | РЕЛЬСОВ |
Примечание:
Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём – приём облегчённого запоминания:
1) НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;
2) ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.
Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК.
Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:
Я оставил ей в залог
Пару модненъких чулок
И уехал сразу в Псков
С ящиком цветных носкОВ.
3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АРМЯНЕ | АРМЯН |
БАШКИРЫ | БАШКИР |
БОЛГАРЫ | БОЛГАР |
БУРЯТЫ | БУРЯТ |
ГРУЗИНЫ | ГРУЗИН |
ЛЕЗГИНЫ | ЛЕЗГИН |
ОСЕТИНЫ | ОСЕТИН |
РУМЫНЫ | РУМЫН |
ТАТАРЫ | ТАТАР |
ТУРКИ | ТУРОК |
ТУРКМЕНЫ | ТУРКМЕН |
ЦЫГАНЕ | ЦЫГАН |
НО:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
МОНГОЛЫ | МОНГОЛОВ |
ТАДЖИКИ | ТАДЖИКОВ |
ХОРВАТЫ | ХОРВАТОВ |
ЯКУТЫ | ЯКУТОВ |
4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
Именительный падеж единственного числа (-ЦЕ) | Родительный падеж множественного числа (-ЕЦ) |
БЛЮДЦЕ | БЛЮДЕЦ |
ЗЕРКАЛЬЦЕ | ЗЕРКАЛЕЦ |
КОПЫТЦЕ | КОПЫТЕЦ |
ОДЕЯЛЬЦЕ | ОДЕЯЛЕЦ |
ПОЛОТЕНЦЕ | ПОЛОТЕНЕЦ |
СЕРДЦЕ | СЕРДЕЦ |
ЩУПАЛЬЦЕ | ЩУПАЛЕЦ |
НО в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ЕВ:
Именительный падеж единственного числа | Родительный падеж множественного числа |
БОЛОТЦЕ | БОЛОТЦЕВ |
ДЕРЕВЦЕ | ДЕРЕВЦЕВ |
ОКОНЦЕ | ОКОНЦЕВ |
5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
ГАРДЕМАРИНЫ | ГАРДЕМАРИН |
ГРЕНАДЕРЫ | ГРЕНАДЕР |
ГУСАРЫ | ГУСАР |
ДРАГУНЫ | ДРАГУН |
КАДЕТЫ (воспитанники военного заведения) | КАДЕТ |
ПАРТИЗАНЫ | ПАРТИЗАН |
СОЛДАТЫ | СОЛДАТ |
УЛАНЫ | УЛАН |
НО:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
САПЕРЫ | САПЕРОВ |
6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) | Родительный падеж множественного числа (-ИЙ) |
БЕГУНЬЯ | БЕГУНИЙ |
ГНЕЗДОВЬЕ | ГНЕЗДОВИЙ |
ЗАПЯСТЬЕ | ЗАПЯСТИЙ |
КУШАНЬЕ | КУШАНИЙ |
НАДГРОБЬЕ | НАДГРОБИЙ |
ОЖЕРЕЛЬЕ | ОЖЕРЕЛИЙ |
ОЛАДЬЯ | ОЛАДИЙ |
ОТРОДЬЕ | ОТРОДИЙ |
ПЕЧЕНЬЕ | ПЕЧЕНИЙ |
ПЛЯСУНЬЯ | ПЛЯСУНИЙ |
ПОБЕРЕЖЬЕ | ПОБЕРЕЖИЙ |
ПОВЕРЬЕ | ПОВЕРИЙ |
ПОДЗЕМЕЛЬЕ | ПОДЗЕМЕЛИЙ |
СИДЕНЬЕ | СИДЕНИЙ |
СОЛЕНЬЕ | СОЛЕНИЙ |
УВЕЧЬЕ | УВЕЧИЙ |
УЩЕЛЬЕ | УЩЕЛИЙ |
НО:
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа |
ВЕРХОВЬЕ | ВЕРХОВЬЕВ |
КОРЕНЬЯ | КОРЕНЬЕВ |
ЛОХМОТЬЯ | ЛОХМОТЬЕВ |
НИЗОВЬЕ | НИЗОВЬЕВ |
ПЛАТЬЕ | ПЛАТЬЕВ |
ПОДМАСТЕРЬЕ | ПОДМАСТЕРЬЕВ |
УГОДЬЯ | УГОДЬЕВ |
УСТЬЕ | УСТЬЕВ |
ХЛОПЬЯ | ХЛОПЬЕВ |
7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЁ; -ЬЯ под ударением) | Родительный падеж множественного числа (-ЕЙ) |
РУЖЬЁ | РУЖЕЙ |
ЛАДЬЯ | ЛАДЕЙ |
НО:
Именительный падеж единственного числа | Родительный падеж множественного числа |
КОПЬЁ | КОПИЙ |
8. Имена существительные, обозначающие название диниц измерения и обычно употребляющиеся с именами числительными, в родительном падеже множественного числа чаще всего имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АМПЕРЫ | АМПЕР |
АРШИНЫ | АРШИН |
БАЙТЫ | БАЙТ |
ВАТТЫ | ВАТТ |
ВОЛЬТЫ | ВОЛЬТ |
ДЕЦИБЕЛЫ | ДЕЦИБЕЛ |
НО:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
ГРАММЫ | ГРАММОВ |
ГЕКТАРЫ | ГЕКТАРОВ |
КИЛОГРАММЫ | КИЛОГРАММОВ |
9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа
имеют окончание -ЕЙ:
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа |
БРЕДНИ | БРЕДНЕЙ |
БУДНИ | БУДНЕЙ |
ГАНТЕЛИ | ГАНТЕЛЕЙ |
ДОЛИ | ДОЛЕЙ |
ДЯДИ | ДЯДЕЙ |
ЗЛЫДНИ | ЗЛЫДНЕЙ |
КЕГЛИ | КЕГЛЕЙ |
КОЗНИ | КОЗНЕЙ |
ЛАДОНИ | ЛАДОНЕЙ |
ПРОСТЫНИ | ПРОСТЫНЕЙ |
РАСПРИ | РАСПРЕЙ |
СКАТЕРТИ | СКАТЕРТЕЙ |
ТЁТИ | ТЁТЕЙ |
ЧУКЧИ | ЧУКЧЕЙ |
ЯСЛИ | ЯСЛЕЙ |
10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа | ||
БАРЖИ | БАРЖ | ||
БАСНЯ | БАСЕН | ||
БАШНЯ | БАШЕН | ||
БРЫЗГИ | БРЫЗГ | ||
ВАФЛЯ | ВАФЕЛЬ | ||
ДЕЛО | много ДЕЛ | ||
КОПНА | КОПЁН или КОПН | ||
КОЧЕРГА | КОЧЕРЁГ | ||
КУХНЯ | КУХОНЬ | ||
МАКАРОНЫ | МАКАРОН | ||
МАНЖЕТА | МАНЖЕТ | ||
НЯНЯ | НЯНЬ | ||
ПЕТЛЯ | ПЕТЕЛЬ | ||
САБЛЯ | САБЕЛЬ | ||
СЕРЬГА | СЕРЁГ | ||
СПЛЕТНЯ | СПЛЕТЕН | ||
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ | ||
ЦАПЛЯ | ЦАПЕЛЬ | ||
ШПРОТЫ | ШПРОТ | ||
ЯБЛОНЯ | ЯБЛОНЬ | ||
11. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ОВ: | |||
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа | ||
БРОНХИ | БРОНХОВ | ||
ГЕОРГИНЫ | ГЕОРГИНОВ | ||
ДЕБАТЫ | ДЕБАТОВ | ||
ЗАМОРОЗКИ | ЗАМОРОЗКОВ | ||
КОНСЕРВЫ | КОНСЕРВОВ | ||
НЕРВЫ | НЕРВОВ | ||
Примечание:
1) Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных:
КОММЕНТАРИИ - без КОММЕНТАРИЕВ
СУМЕРКИ - после СУМЕРЕК
СОСИСКИ - килограмм СОСИСОК
2) Следует обратить внимание на группу имён существительных, оканчивающихся на - НЯ:
- если перед -НЯ стоит гласная буква, то согласная в нулевом окончании будет мягкой (после этой согласной на письме будет стоять Ь):
БОГИНЯ - много БОГИНЬ;
- если перед -НЯ стоит согласная буква, то согласная в нулевом окончании будет твёрдой (после этой согласной на письме НЕ будет стоять Ь):
БАСНЯ - много БАСЕН
БАШНЯ - много БАШЕН
ВИШНЯ - много ВИШЕН
КОНЮШНЯ - много КОНЮШЕН
КОФЕЙНЯ - много КОФЕЕН
ЧЕРЕШНЯ - много ЧЕРЕШЕН.
3. Нормативное определение РОДА некоторых склоняемых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Следует правильно определять род следующих склоняемых имен существительных:
Склоняемое имя существительное | Его род | Пример употребления в речи вместе с именем прилагательным |
ШАМПУНЬ | мужской род | ИМПОРТНЫЙ ШАМПУНЬ - мыть голову ИМПОРТНЫМ ШАМПУНЕМ |
ТЮЛЬ | мужской род | КРАСИВЫЙ ТЮЛЬ - любуюсь КРАСИВЫМ ТЮЛЕМ |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ | мужской род | МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ в апреле. |
МОЗОЛЬ | женский род | БОЛЬНАЯ МОЗОЛЬ - наступить на БОЛЬНУЮ МОЗОЛЬ - палец с МОЗОЛЬЮ |
ТАПКА | женский род | ПРАВАЯ ТАПКА - не могу найти ПРАВУЮ тапку - сбросить с ноги ТАПКУ |
ТУФЛЯ | женский род | ЧЬЯ ТУФЛЯ? |
КРОССОВКА | женский род | ЛЕВАЯ КРОССОВКА - порвать ЛЕВУЮ КРОССОВКУ |
ПЛАЦКАРТА | женский род | ОДНА ПЛАЦКАРТА |
ПОВИДЛО | средний род | пироги с ПОВИДЛОМ |
4. Нормативное употребление СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных
В задании ЕГЭ по русскому языку, проверяющем владение грамматическими нормами, регулярно приводятся примеры ошибок, связанных со смешением простой и составной форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных (например, «более моложе», «самый кратчайший»), поэтому рассмотрим способы образования этих форм.
Нормативное образование СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ имён прилагательных
СРАВНИТЕЛЬНАЯ | ПРЕВОСХОДНАЯ | |
ПРОСТАЯ ФОРМА | К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: |
ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ.
Примеры:
Красивый - красивЕЕ
Тяжелый - тяжелЕЙ
Г ромкий - громчЕ
Тонкий - тоньШЕ
К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы:
ЕЙШ, АЙШ.
Примеры:
Красивый - красивЕЙШий
Тонкий - тончАЙШий
Состоит из двух слов:
БОЛЕЕ + начальная форма
прилагательного
Примеры:
Красивая - БОЛЕЕ красивая
Тонкий - БОЛЕЕ тонкий
Состоит из двух слов:
САМЫЙ + начальная форма
прилагательного
или
НАИБОЛЕЕ + начальная фор-
ма прилагательного
Примеры:
Красивая - САМАЯ красивая
Умный - НАИБОЛЕЕ умный
Примечание:
Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имён прилагательных: нельзя смешивать простую и составную Формы степеней сравнения.
Ошибочными являются следующие образования:
А) Она более умнее, чем он.
Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме сравнительной степени (УМНЕЕ) присоединяется частица БОЛЕЕ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные варианты построения этого предложения:
Она более умная, чем он (БОЛЕЕ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).
Она умнее, чем он (основа исходного имени прилагательного + суффикс ЕЕ).
Б) Это самая высочайшая в городе башня.
Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме превосходной степени (ВЫСОЧАЙШАЯ) присоединяется частица САМАЯ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «превосходства», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные варианты построения этого предложения:
Это самая высокая башня в мире (САМАЯ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).
Это высочайшая башня в мире (основа исходного имени прилагательного + суффикс АЙШ).
5. Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
Склонение имён числительных, обозначающих целые числа
1. Склонение имён числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО.
Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО в винительном падеже имеют такое же окончание, что и в именительном падеже: в остальных падежах - окончание -А.
И.п. | СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов) |
Р.п. | СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домов) |
Д.п. | СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домам) |
В.п. | СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов) |
Т.п. | СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домами) |
П.п. | О СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домах) |
2. Склонение имён числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.
При склонении сложных числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ изменяются обе части по образцу существительных третьего склонения, хотя сами числительные пишутся в одно слово:
И.п. | ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Р.п. | ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домов) |
Д.п. | ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домам) |
В.п. | ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Т.п. | ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ (домами) |
П.п. | О ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домах) |
3. Склонение имен числительных ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА.
При склонении сложных числительных ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА изменяются обе части.
И.п. | ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) |
Р.п. | ДВУХСОТ, ТРЁХСОТ, ЧЕТЫРЁХСОТ (домов) |
Д.П. | ДВУМСТАМ, ТРЁМСТАМ, ЧЕТЫРЁМСТАМ (домам) |
В.п. | ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) |
Т.п. | ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами) |
П.п. | ДВУХСТАХ, ТРЁХСТАХ, ЧЕТЫРЁХСТАХ (домах) |
Примечание: в случае затруднения при склонении таких имён числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА:
Р.п. нет (ЧЕГО?) двух, трёх, четырёх нот = нет двухсот, трёхсот, четырёхсот домов;
Д.п. рад (ЧЕМУ?) двум, трём, четырём нотам = рад двумстам, трёмстам, четырёмстам домам;
Т.п. доволен (ЧЕМ?) двумя, тремя, четырьмя нотами = двумястами, тремястами, четырьмястами домами;
П.п. думаю (О ЧЁМ?) о двух, трёх, четырёх нотах = о двухстах, трёхстах, четырёхстах нотах.
Обратите внимание на родительный падеж, так как в нём чаще всего допускают грамматические ошибки: нет (ЧЕГО?) ДВУХСОТ, ТРЁХСОТ, ЧЕТЫРЁХСОТ нот.
Склонение имён числительных ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ.
При склонении сложных числительных ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ изменяются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, вторая - как слово НОТА.
И.п. | ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Р.п. | ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ (домов) |
Д.п. | ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ, ДЕВЯТИСТАМ (домам) |
В.п. | ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Т.п. | ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ, ВОСЕМЬЮСТАМИ, ДЕВЯТЬЮСТАМИ (домами) |
П.п. | ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ, ДЕВЯТИСТАХ (домах) |
Примечание: для удобства в случае затруднения при склонении таких имён числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА:
И.п. пять нот = пятьсот домов;
Р.п. нет (ЧЕГО?) пяти нот = пятисот домов;
Д.п. рад (ЧЕМУ?) пяти нотам = пятистам домам;
В.п. вижу (ЧТО?) пять нот = пятьсот домов;
Т.п. доволен (ЧЕМ?) пятью нотами = пятьюстами домами;
П.п. думаю (О ЧЁМ?) о пяти нотах = о пятистах.
Обратите внимание на родительный падеж, так как в нём чаще всего допускают грамматические ошибки: нет (ЧЕГО?) ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ нот.
5. Склонение составных имён числительных, обозначающих целые числа.
При склонении составных числительных изменяется каждое слово:
И.п. | ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) |
Р.п. | (нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁХ (книг) |
Д.п. | ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁМ (книгам) |
В.п. | ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) |
Т.п. | ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ (книгами) |
П.п. | О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁХ (книгах) |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 706.