Функции рынка и его роль в общественном производстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рынок в общественном производстве выполняет ряд функций:

1. Интегрирующая функция рынка проявляется в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.

2. Регулирующая функция рынка обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

3. Ценообразующая (эквивалентная) функция обеспечивает установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты труда, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и той пользы, которую принёс затраченный труд.

4. Посредническая функция рынка обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно
определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства.

5. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции и товаров с наименьшими затратами с целью получения достаточной прибыли.

6. Контролирующая функция рынка исполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. На рынке выяв­ляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

7. Информационная функция рынка проявляется в обеспечении участников рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки объективной информацией о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объёмы информации и выдающий обобщённые данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.

8. Функция экономичности рынка предполагает сокращение затрат покупателей на покупку товаров и соразмерность спроса населения с заработной платой.

9. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов, стремящихся к получению большего дохода, и интересов покупателей, пытающихся удовлетворить свои потребности в товаре с наименьшими затратами.

 

Понятие «функция» рынка тесно взаимосвязано с понятием «роль» рынка.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следу­ющему:

· выдавать сигнал производству, что и в каком объёме следует производить;

· уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

· дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы;

·  «санитарная» роль рынка проявляется в вымывании неконкурентоспособных предприятий и свёртывании устаревших производств.


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Предпринимательство.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) — инициативная деятельность граждан и организаций, основанная на самостоятельности, ответственности и риске, и направленная на получение прибыли.

Объектами предпринимательства могут являться любые виды хо­зяйственной деятельности, торговая, консультативная деятельность, коммерческое посредничество, операции с ценными бумагами.

Субъектами предпринимательства являются физические лица, юридические лица, государство.

Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности в качестве её полноценного субъекта; действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуаль­ного предпринимателя.

Юридическое лицо — организация, учреждение, фирма, вы­ступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей.

Виды предпринимательства:

· производственное — производство товаров, услуг, инфор­мации, духовных ценностей;

· торговое — осуществление операций и сделок по продаже товаров и услуг и не связанное с производством товаров, продукции;

· посредническое — деятельность, которая соединяет заинтересованные во взаимной сделке стороны;

· страховое — предприниматель получает страховой взнос, ко­торый выплачивает только при наличии страхового случая.

 

Предпринимательство существует в разных формах:

1). В зависимости от количества работников: малый бизнес (до 50 человек), средний бизнес (до 500 человек), крупный бизнес (до нескольких тысяч человек).

 

2). В зависимости от типа фирмы:

· индивидуальное предпринимательство — владельцем бизнеса является один человек, он несёт неограниченную имущественную ответственность за ведение дела;  

· партнёрское предпринимательство (товарищество)— вла­дельцами бизнеса являются двое (и более) человек, которые принимают совместные решения и несут личную имуще­ственную ответственность за ведение дела;

· кооператив — объединение лиц (не менее пяти человек) для совместной деятельности, в котором прибыль распре­деляется не от размера взноса, а в зависимости от личного трудового участия;

· корпоративное предпринимательство (акционерные общества)— объединение лиц для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям.

 

Регулирование предпринимательской деятельности осущест­вляется на основе Конституции Российской Федерации, Граждан­ского кодекса и налогового законодательства.

Прямое регулирование включает необходимость предприни­мателей иметь:

· государственную регистрацию;

· лицензию — специальное разрешение для осуществления вида деятельности, требующего наличие лицензии;

· сертификат — письменное свидетельство в случае обязательной сертификации продукции, товаров и услуг.

Косвенное регулирование заключается в предоставлении льготных кредитов, льгот по налогообложению.

 

В основе регулирования предпринимательской деятельности лежат следующие принципы:

· законность предпринимательской деятельности;  

· свобода предпринимательской и ограничение монополи­стической деятельности;

· свобода конкуренции;

· юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;  

· получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности.

 

Прибыль — это разница между продажной ценой товара и за­тратами на его производство.

 

Понятие прибыль и выручка имеют различие.

Выручка — это количество денежных средств, получаемых фирмой за определённый период её деятельности в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам.

 

Любая предпринимательская деятельность связана с неизбеж­ными издержками производства. Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и ис­пользование факторов производства (ресурсов производства).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.