Рынок в общественном производстве выполняет ряд функций:
1. Интегрирующая функция рынка проявляется в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.
2. Регулирующая функция рынка обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
3. Ценообразующая (эквивалентная) функция обеспечивает установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты труда, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и той пользы, которую принёс затраченный труд.
4. Посредническая функция рынка обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно
определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства.
5. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции и товаров с наименьшими затратами с целью получения достаточной прибыли.
6. Контролирующая функция рынка исполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
7. Информационная функция рынка проявляется в обеспечении участников рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки объективной информацией о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объёмы информации и выдающий обобщённые данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.
8. Функция экономичности рынка предполагает сокращение затрат покупателей на покупку товаров и соразмерность спроса населения с заработной платой.
9. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов, стремящихся к получению большего дохода, и интересов покупателей, пытающихся удовлетворить свои потребности в товаре с наименьшими затратами.
Понятие «функция» рынка тесно взаимосвязано с понятием «роль» рынка.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
· выдавать сигнал производству, что и в каком объёме следует производить;
· уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
· дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы;
· «санитарная» роль рынка проявляется в вымывании неконкурентоспособных предприятий и свёртывании устаревших производств.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.
Предпринимательство.
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) — инициативная деятельность граждан и организаций, основанная на самостоятельности, ответственности и риске, и направленная на получение прибыли.
Объектами предпринимательства могут являться любые виды хозяйственной деятельности, торговая, консультативная деятельность, коммерческое посредничество, операции с ценными бумагами.
Субъектами предпринимательства являются физические лица, юридические лица, государство.
Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности в качестве её полноценного субъекта; действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Юридическое лицо — организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей.
Виды предпринимательства:
· производственное — производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;
· торговое — осуществление операций и сделок по продаже товаров и услуг и не связанное с производством товаров, продукции;
· посредническое — деятельность, которая соединяет заинтересованные во взаимной сделке стороны;
· страховое — предприниматель получает страховой взнос, который выплачивает только при наличии страхового случая.
Предпринимательство существует в разных формах:
1). В зависимости от количества работников: малый бизнес (до 50 человек), средний бизнес (до 500 человек), крупный бизнес (до нескольких тысяч человек).
2). В зависимости от типа фирмы:
· индивидуальное предпринимательство — владельцем бизнеса является один человек, он несёт неограниченную имущественную ответственность за ведение дела;
· партнёрское предпринимательство (товарищество)— владельцами бизнеса являются двое (и более) человек, которые принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела;
· кооператив — объединение лиц (не менее пяти человек) для совместной деятельности, в котором прибыль распределяется не от размера взноса, а в зависимости от личного трудового участия;
· корпоративное предпринимательство (акционерные общества)— объединение лиц для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям.
Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса и налогового законодательства.
Прямое регулирование включает необходимость предпринимателей иметь:
· государственную регистрацию;
· лицензию — специальное разрешение для осуществления вида деятельности, требующего наличие лицензии;
· сертификат — письменное свидетельство в случае обязательной сертификации продукции, товаров и услуг.
Косвенное регулирование заключается в предоставлении льготных кредитов, льгот по налогообложению.
В основе регулирования предпринимательской деятельности лежат следующие принципы:
· законность предпринимательской деятельности;
· свобода предпринимательской и ограничение монополистической деятельности;
· свобода конкуренции;
· юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
· получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности.
Прибыль — это разница между продажной ценой товара и затратами на его производство.
Понятие прибыль и выручка имеют различие.
Выручка — это количество денежных средств, получаемых фирмой за определённый период её деятельности в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам.
Любая предпринимательская деятельность связана с неизбежными издержками производства. Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства (ресурсов производства).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.