ЭКОНОМИКА, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭКОНОМИКА, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

 

Экономика — это совокупность ресурсов и средств, из которых и при помощи которых производятся блага, направленные на удо­влетворение потребностей человека, общества и государства.

 

Экономика — это наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.

Основная проблема экономики как системы хозяйствования и экономической науки заключается в поиске путей эффективного хозяйствования, оптимальных механизмов использования огра ниченных ресурсов.

Человеческие потребности не имеют границ, а ресурсы всегда ограничены. Всего на всех не хватает. Экономика учит, как с максимальной выгодой использовать ограниченные ресурсы в государстве, на предприятиях, в домашнем хозяйстве.

 

Экономика, являясь хозяйственной системой общества (страны) в целом, представляет собой производство, распределение, обмен, потребление благ и услуг, жизненно необходимых для человека.

 

Производство — это создание благ и услуг, первый этап экономической деятельности. Основными подразделениями сферы про­изводства выступают предприятия (фирмы), все организации, занимающиеся созданием товаров и услуг.

Распределение является следующим этапом экономической деятельности и заключается в том, что произведённый продукт и доход, полученный в результате производственной деятельности, распределяются между участниками производства. Распределени­ем в масштабах страны заняты органы государственной власти, в частности, налоговая инспекция, банки.

Обмен представляет собой этап экономической деятельности, на котором участники экономических отношений обменивают произведённый продукт на другие продукты или на деньги.

Потребление является последним этапом воспроизводства, то есть произведённый продукт доходит до потребителя. В роли потребителей выступают организации и население.

 

В связи с тем, что любая экономическая система обладает иерархическим строением, в экономике выделяются различные уровни:

  • личная и семейная экономика является первым уровнем, включает такие экономические процессы, как домашний труд, питание, ведение хозяйства, обновление имущества;
  • производственная экономика, основу которой образуют предприятия и фирмы; к этому же уровню относится экономическая деятельность отдельных предпринимателей;
  • экономика государства, региона объединяет в единое целое экономику всех предприятий государства, региона;
  • мировая экономика объединяет экономики всех стран.

 

Особо выделяется экономика отдельных отраслей, например, сельского хозяйства, машиностроения и т. д.

 

Роль экономики в жизни общества:

  • обеспечивает людей продуктами питания, едой, одеждой и т. п.;
  • является фундаментом общества, так как без непрерывного производства общество не может существовать и развиваться;
  • служит основой научно-технического прогресса, так как именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые изобретения;
  • является главным источником социальной поддержки лиц, нуждающихся в помощи (престарелые люди, безработные).

 

ТОВАРЫ И УСЛУГИ, РЕСУРСЫ И ПОТРЕБНОСТИ, ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ

Товары и услуги

Товар — это продукт труда, произведённый для продажи.

Товар обладает следующими основными свойствами:

· предназначен для обмена, то есть обладает стоимостью — овеществлённым в товаре трудом производителя;

· должен удовлетворять потребности человека, то есть обладает потребительской стоимостью;

· обладает способностью обмениваться на другой товар, то есть меновой стоимостью.

Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы: средства производства (станки, производственные здания, обо­рудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).

Введение новых технологий способствует появ­лению огромного разнообразия товаров.

Услуги — это экономическая деятельность, направленная на удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

Услуга в отличие от товара не обладает вещественной формой. Разница между товаром и услугой заключается также том, что товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент её производства.

 

Сфера услуг, как и любое производство, построена по отраслевому принципу. Начало XXI века характеризуется ускоренным развитием сферы услуг во всём мире. На услуги приходится примерно 50% всех расходов потребителей. Сфера услуг пре­вращается в главную сферу общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояния населения.

Ресурсы и потребности

 

Ресурсы — это совокупность природных, социальных и интеллектуальных сил, которые могут быть использованы для создания материальных благ и оказания услуг.

 

Ограниченность ресурсов

 

Ограниченность ресурсов — это недостаточность, имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.

Примерами ограниченности ресурсов могут служить леса, источни­ки воды, запасы полезных ископаемых и т.д. С проблемой ограни­ ченности ресурсов люди сталкиваются при организации различной деятельности и на различных уровнях: от индивидуального и семей­ного уровня до государственного.

 

В каждый данный момент жизни общество располагает ограни­ ченным количеством ресурсов для удовлетворения неограничен­ ных потребностей. Поэтому ограниченность ресурсов является одной из главных экономических проблем, во многом опреде­ляющей жизнь общества. Человечеству необходимо научиться разумно использовать и рационально распределять ресурсы.

 

Наи­ лучший вариант использования ресурсов тот, который обеспечивает максимальный результат при минимальных затратах.

Экономические системы

 

Экономическая система — это способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения людей.

 

Экономические системы различаются

· формой собственности на средства производства,

· способами координации хозяйственной деятельности,

· уровнем технического развития,

· характером экономических отношений.

 

На основании этих различий выделяют че­ тыре типа экономических систем: традиционная, плановая, рыночная, смешанная.

 

Традиционная экономика основана на простом товарном производстве. При простом товарном производстве мелкие частные собственники используют свои собственные средства производства и не прибегают к наёмному труду.

Традиционная экономика сохраняется в неразвитых государствах и характеризуется:

· наличием общиной собственности;

· низким техническим уровнем;

· преобладанием ручного труда;

· большой значимостью прошлого опыта и сложившихся тра­диций при принятии экономических решений;

· отсутствием товарного обмена между обществом, имею­щим традиционную экономику, и внешним миром.

 

Плановая экономика (или централизованная, административ­но-командная экономика) основывается на государственной соб­ственности на ресурсы и средства производства. Главным регулятором деятельности производителей выступает государствен­ный план. Производственная деятельность предприятий, а также хозяйственные связи между ними устанавливаются центральны­ми государственными плановыми органами, подчинёнными пра­вительству. При плановой экономике государство берёт на себя роль рыночных механизмов, определяющих цену на товар в зави­симости от спроса и предложения. Связь между потребителями и производителями устанавливается также через государственные органы. В связи с этим потребности и интересы потребителей не оказывают прямого влияния на производство товаров и услуг.

 

Достоинствами данной экономической системы являются её стабильность, устойчивость, возможность регулировать все фазы производства. В условиях такой экономической системы легче ре­шать социальные проблемы, так как регулированию поддаётся не только производство, но и распределение произведённых товаров и услуг. Недостатками этой системы является отсутствие стимулов развития, негибкость, дефицит (нехватка) многих товаров.

 

Рыночная экономика характеризуется:

· частной собственностью на факторы производства;

· отсутствием государственного воздействия на экономику;

· свободой предпринимательства (предприниматели само­стоятельно решают вопросы снабжения производства и сбыта продукции);

· конкуренцией, заставляющей производителя стремиться к тому, чтобы его товар был самым дешёвым и самым качественным по сравнению с другими товарами;

· свободными ценами, которые определяются на основе рыночной конкуренции.

 

Достоинствами данной системы являются её гибкость, отсут­ствие посредников между продавцами и покупателями в лице го­сударственных организаций, наличие предпринимательского ин­тереса. Недостатки этой системы: подверженность кризисам, способность порождать социальное расслоение (деление общества на богатых и бедных).

 

Смешанная экономика представляет собой форму организа­ции общественного производства, основанную на взаимодействии частного предпринимательства и государственного регулирующего воздействия.

Основные признаки смешанной экономики:

· наличие различных форм собственности (общенародной, частной, коллективной, государственной, смешанной соб­ственности);

· регулирующее воздействие государства на экономическую жизнь общества, которое осуществляется при помощи пря­мых и косвенных методов воздействия;

· экономическое взаимодействие предприятий, основанное на предпринимательском интересе;

· наличие предпринимательства и конкуренции;

· правовая защита потребителей и производителей.

Собственность.

Собственность — это отношения между человеком или группой людей и предметами, вещами, объектами, заключающиеся в том, что человек, люди присваивают вещи себе, отчуждают их от других людей в свою пользу. А это значит, что собственность с одной стороны, характеризует принадлежность объектов определённым людям, а с другой стороны — отношения между людьми по поводу использования вещей, то есть в отношениях собственности всегда присутствуют две стороны объект и субъект собственности.

Объект собственности — это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, ин­формации, имущества, которые частично или целиком принадлежат собственнику. Объектом собственности является всё то, чем обладает собственник (субъект собственности).

 

К объектам соб­ственности относятся:

1). Земля, земельные участки, площади, угодья, которые используются разными субъектами собственности в качестве площадок для размещения сооружений, коммуникаций, для добычи нужного человеку сырья, для выращивания растений и содержания животных.

2). Природные богатства, которые охватывают флору и фауну, полезные ископаемые, водные богатства, воздушную среду.

Формы собственности.

Формой собственности называют её вид, который характеризуется прежде всего тем, кто является собственником.

 

Обычно выделя ют следующие формы собственности:

1). Частная собственность — это собственность, по отношению к которой собственник выделен как физическое лицо, отдельная личность. Частная собственность предполагает отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля над определёнными объектами — капиталом, землёй, доходом, конечными товарами и т. д. Иначе говоря, собственность считается частной, если правом на неё обладает один человек. Частная соб­ственность принадлежит только частным лицам. Разновидностью частной собственности является личная, то есть индивидуальная собственность человека как личности (личные вещи, предметы домашнего обихода).

 

2). Государственная собственность — это собственность, правом распоряжения которой обладают государственные органы, как законодательные, так и исполнительные.

В Российской Федерации государственная собственность представлена федеральной собственностью и собственностью субъектов РФ (например, помещения, где располагаются органы власти, многие оборонные предприятия, транспорт, промышленность, добывающая нефть, газ, уголь и т. д.). К государственной форме собственности в РФ относится также муниципальная собственность: имущество органов власти — жилые дома, магазины, предприятия бытового обслуживания и т. д.

 

3). Совместная (общая) собственность может быть в виде долевой, коллективной и общенародной собственности.

Долевая собственность во многих случаях распространяется на стоимость объекта или даёт право участвовать в управлении объектом. Собственник в этом случае не вправе изымать свою долю в материальной форме. Например, акционер являю­щийся собственником акции, может её продать, получить доходы на акцию, однако не имеет права забрать себе часть акционерного предприятия, соответствующую стоимости акции.

Общенародная собственность — это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности. То есть каждый член общества в той или иной степени обладает правами собственника.

Групповая (коллективная) собственность имеет промежуточ­ное положение между частной и общенародной собственностью. С одной стороны, такая форма собственности не является частной, так как владельцем является не одно лицо. С другой стороны, она не является общенародной, так как имущество не принадле­жит всем.

 

4). Смешанная собственность, например, акции предприятия, которые могут одновременно принадлежать его работникам, государству, частным инвесторам. При наличии хотя бы двух видов собствен­ников можно говорить о смешанной собственности.

Собственность играет в жизни общества большую роль:

· является основой, фундаментом всей системы общественных отношений;

· определяет цель создания и функционирования экономиче­ской системы;

· обусловливает положение различных слоев, классов групп;

· определяет формы распределения, обмена и потребления результатов труда;

· определяет мотивацию к труду.

 

ОБМЕН И ТОРГОВЛЯ.

Обмен — это передача участником хозяйственной деятельности благ, имеющихся в его распоряжении, другому участнику с целью получения от него других благ.

Обмен имеет две разновидности: бартер и торговля.

Бартер — это натуральный обмен, обмен одного товара на дру­гой без посредства денег. Бартерные сделки распространены в условиях дефицитной экономики и сопровождают инфляцию.

Торговля — это деятельность людей по осуществлению торго­вого обмена и актов купли-продажи. Торговля по сравнению с бар­тером имеет ряд преимуществ: позволяет более точно измерить стоимость товара, сократить время обмена и затраты при обмене.

Торговля имеет следующие формы:

1). Продажа за наличные деньги. Население таким образом при­обретает на потребительском рынке нужные ему вещи.

2). Реализация по безналичному расчёту. В этом случае оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает деньги с его счёта и переводит их на счёт продавца. Таким образом чаще всего приобретаются средства производства.

3). Продажа наложенным платежом, когда потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает покупаемую им вещь, выкупая её путём перечисления денег продавцу.

4). Реализация товаров в кредит. Покупатель получает товар, внеся за него небольшую плату и дав обязательство выплатить остальные деньги в оговорённый срок.

5). Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

 

Операции по купле и продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в производстве това­ров, поэтому торговлю можно причислить к услуге.

РЫНОК. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ.

Понятие «рынок».

 

Понятие «рынок» используется в широком и узком смысле сло­ва. В узком смысле слова — это отношения купли-продажи, раз­личающиеся по ряду признаков и возникающие в рамках данной экономической системы. В широком смысле слова «рынок» — это рыночная система, основанная на частной собственности на фак­торы производства, на предпринимательской деятельности и кон­куренции между участниками рыночных сделок.

 

Рынок — это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Рынок — это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложе­ние, рыночная (равновесная) цена.

 

Возникновение и становление рынка как экономической системы представляет собой длительный исторический процесс, начало которого предопределили:

· общественное разделение труда;

· экономическое обособление товаропроизводителей;

· появление частной собственности на факторы производства.

 

Субъектами рынка являются: домашние хозяйства, предприя­тия, финансово-кредитные учреждения, государство, правитель­ственные учреждения.

Объектами рыночных отношений могут быть товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, информация и т. д.

 

Через рынок реализуются и доходят до потребителя результа­ты деятельности общества в самых разнообразных формах. Ры­нок имеет сложную структуру. Все звенья рынка взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многочисленные виды рынков можно квали фицировать на основании следующих критериев:

1). По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

а) рынок товаров и услуг;

б) рынок средств производства;

в) рынок труда;

г) финансовый и денежный рынок;

д) рынок ценных бумаг.

2). По географическому положению:

а) местный рынок;

б) региональный рынок;

в) мировой рынок.

3). По степени развития конкуренции:

а) рынок свободной конкуренции;

б) монополистический рынок;

в) олигополистический рынок.

 

Рынок как историческая форма хозяйствования имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам рынка можно отнести:

· экономическую эффективность использования ресурсов;

· высокую степень приспособляемости к изменяющимся условиям;

· свободу выбора действий производителями и потребителями;

· использование достижений научно-технического прогресса.

К негативным сторонам рыночной деятельности, как правило, относят:

· неэффективность использования невоспроизводимых при­родных ресурсов;

· отсутствие полной занятости работников;

· отсутствие стабильности цен;

· нестабильность развития экономики (инфляция, кризисы).

 

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодей­ствия основных элементов рынка и основных экономических зако­нов рынка.

Основными элементами рынка являются спрос, предложение, цена, конкуренция. Данные элементы — представляют стержень рыночных отношений, ядро рынка.

 

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны меж­ду собой, хотя на рынке противостоят друг другу.

 

Спрос — это намерение покупателей приобрести товар, под­креплённое их денежной возможностью. Спрос может иметь раз­ную величину.

Величина спроса — количество товара или услуг определённо­го вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определённого периода времени. Величина спроса зависит от цены на товар, от уровня доходов в обществе, от вкусов и предпочтений покупателей, размеров рынка, наличия товаров-заменителей (товаров-субститов), инфляционных ожиданий.

 

Предложение отражает то количество товара, которое произ­водители согласны представить на рынок по данной цене. С поня­тием «предложение» связано такое понятие, как «величина (объ­ём) предложения», то есть количество товара, которое производи­тель готов продать за определённый отрезок времени.

 

В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно или под регулирующим воздействием государства.

 

Конкуренция — это экономическое соперничество хозяйству­ющих субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция является главной движущей силой и важнейшим условием функционирования рыночной экономи­ки. Она позволяет обеспечить наиболее эффективное распреде­ление экономических ресурсов общества, стимулирует деятель­ность участников экономики, побуждая их к уменьшению издер­жек производства, улучшению качества и ассортимента продук­ции; снижению цены товаров. Можно сказать, что конкуренция представляет собой присущий товарному производству стихий­ный метод оптимального выбора хозяйственного решения.

 

Цена — это количество денег, уплачиваемое или получаемое за единицу товара или услуги. Цена выполняет две основные функ­ ции: служит мотивацией для производства товаров и услуг и ограничивает потребление ресурсов.

 

Особенность рыночного механизма состоит в том, что соот­ношение спроса и предложения является одним из факторов об­разования цены на товары или услуги, но в то же время цена служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предло­жение. Цена тесным образом связана со всеми другими эле­ментами рынка и, являясь денежным выражением стоимо­сти, под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости. В результате конкуренции возникает цена, уравно­ вешивающая спрос и предложение — равновесная цена.

 

Основные законы рынка:

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повы­шение величины спроса, то есть закон спроса предполагает обратную зависимость между ценой и спросом.

 

Закон предложения — при прочих равных условиях, повыше­ние цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложений.

Закон стоимости — это объективный экономический закон развития товарного производства, согласно которому обмен то­варов совершается в зависимости от количества воплощённого в них абстрактного общественно-необходимого труда. Обменивающиеся друг на друга товары, согласно требованию закона стои­мости, должны воплощать в себе одинаковое количество абстрактного общественно-необходимого труда. Закон стоимости осущест­вляет своё действие через механизм цен, через отклонение цен от стоимости.

 

Важно отметить, что рыночный механизм проявляется как ме­ханизм принуждения, заставляющий предпринимателей, пресле­ дующих свою собственную цель (прибыль), функционировать, в конечном счёте, на пользу потребителей. Для реализации рыноч­ного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функцио­нирует механизм саморегулирования рыночной экономики.

 

Предпринимательство.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) — инициативная деятельность граждан и организаций, основанная на самостоятельности, ответственности и риске, и направленная на получение прибыли.

Объектами предпринимательства могут являться любые виды хо­зяйственной деятельности, торговая, консультативная деятельность, коммерческое посредничество, операции с ценными бумагами.

Субъектами предпринимательства являются физические лица, юридические лица, государство.

Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности в качестве её полноценного субъекта; действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуаль­ного предпринимателя.

Юридическое лицо — организация, учреждение, фирма, вы­ступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей.

Виды предпринимательства:

· производственное — производство товаров, услуг, инфор­мации, духовных ценностей;

· торговое — осуществление операций и сделок по продаже товаров и услуг и не связанное с производством товаров, продукции;

· посредническое — деятельность, которая соединяет заинтересованные во взаимной сделке стороны;

· страховое — предприниматель получает страховой взнос, ко­торый выплачивает только при наличии страхового случая.

 

Предпринимательство существует в разных формах:

1). В зависимости от количества работников: малый бизнес (до 50 человек), средний бизнес (до 500 человек), крупный бизнес (до нескольких тысяч человек).

 

2). В зависимости от типа фирмы:

· индивидуальное предпринимательство — владельцем бизнеса является один человек, он несёт неограниченную имущественную ответственность за ведение дела;  

· партнёрское предпринимательство (товарищество)— вла­дельцами бизнеса являются двое (и более) человек, которые принимают совместные решения и несут личную имуще­ственную ответственность за ведение дела;

· кооператив — объединение лиц (не менее пяти человек) для совместной деятельности, в котором прибыль распре­деляется не от размера взноса, а в зависимости от личного трудового участия;

· корпоративное предпринимательство (акционерные общества)— объединение лиц для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям.

 

Регулирование предпринимательской деятельности осущест­вляется на основе Конституции Российской Федерации, Граждан­ского кодекса и налогового законодательства.

Прямое регулирование включает необходимость предприни­мателей иметь:

· государственную регистрацию;

· лицензию — специальное разрешение для осуществления вида деятельности, требующего наличие лицензии;

· сертификат — письменное свидетельство в случае обязательной сертификации продукции, товаров и услуг.

Косвенное регулирование заключается в предоставлении льготных кредитов, льгот по налогообложению.

 

В основе регулирования предпринимательской деятельности лежат следующие принципы:

· законность предпринимательской деятельности;  

· свобода предпринимательской и ограничение монополи­стической деятельности;

· свобода конкуренции;

· юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;  

· получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности.

 

Прибыль — это разница между продажной ценой товара и за­тратами на его производство.

 

Понятие прибыль и выручка имеют различие.

Выручка — это количество денежных средств, получаемых фирмой за определённый период её деятельности в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам.

 

Любая предпринимательская деятельность связана с неизбеж­ными издержками производства. Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и ис­пользование факторов производства (ресурсов производства).

 

ДЕНЬГИ.

 

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Функции денег:

  • мера стоимости – выражают денежную форму товара (цену);
  • средство обращения – играют роль посредника в обмене товаров и услуг;
  • средство платежа – принимаются для выплат без прямого обмена на товары: уплата налогов, арендной платы;
  • средство накопления – изъятые из обращения деньги превращаются в реальные ценности (золото, ценные бумаги, недвижимость) или сберегаются для будущих покупок и услуг;
  • мировые деньги – используются для расчётов на мировом рынке.

 

Деньги имеют следующие виды: наличные и безналичные деньги.

Наличные деньги – это деньги в явном виде, в своей первичной форме, в непосредственной своей денежной сущности. Наличие таких денег позволяет их собственнику производить любые платежи, так как закон обязывает принимать эти официальные деньги во всех видах оплаты.

Безналичные деньги не существуют в явной наличной форме, но дают возможность либо получить наличные деньги, либо сами выполняют отдельные платёжные функции наличных денег. Это деньги на расчётных счетах, сберкнижках, в чековых книжках, на кредитных карточках.

 

В современном обществе расчёты всё больше ведутся с помощью чековых книжек и кредитных карточек.

 

Чековая книжка представляет собой определённое количество сброшюрованных бланков чеков, выдаваемых банком владельцу текущего банковского счёта. Используя чеки, можно снимать необходимую сумму со счёта или расплачиваться в третьими лицами непосредственно чеками.

Кредитная карточка – это именной документ, выпущенный банком, удостоверяющий личность владельца счёта в банке и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными.

 

Расширение денежной массы за счёт массового кредитования является одной из причин инфляции.

 

Инфляция – это обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченного повышением их качества. Причинами инфляции является также рост государственных расходов и сокращение реального объёма национального производства.

 

Инфляция имеет следующие виды:

  • ползучая (умеренная) – рост цен менее 10% в год;
  • галопирующая – рост цен от 10 до 50% в год;
  • гиперинфляция – рост цен от 100% и более в год.

 

Формы заработной платы:

· повременная — вознаграждение за труд в зависимости от отработанного времени и квалификации работника;

· сдельная — вознаграждение за труд в зависимости от коли­чества и качества изготовленных изделий.

 

Зарплата есть категория не только экономическая, но и социаль­ная, так как это основной вид дохода значительной части населения, от которого зависит уровень жизни работников и их семей.

 

Заработная плата выполняет функцию возмещения затрат ра­ботника и стимулирования (возбуждения) интереса к эффектив­ному и качественному труду.

 

Стимулирование труда — это внешнее влияние на поведение человека в сфере труда, способствующее росту его заинтересованности в труде.

Материальные стимулы труда могут быть денежными (заработная плата, премия) и неденежные (бесплатное лечение, оплата денежных расходов, путёвки).

Нематериальные стимулы труда делятся на социальные (престижность труда, возможность профессионального и служебного роста), моральные (награды, уважение со стороны окружающих людей), творческие (возможность самосовершенствования и са­мореализации).

 

Признаки налога:

· обязательный характер — уплата налога является конституционной обязанностью гражданина, налог устанавливается государством в форме закона;

· безвозмездность — уплата налога не влечёт встречной обязанности государства перед налогоплательщиком в оказании услуги или совершении в его интересах конкретного действия;

· денежная форма уплаты в наличной или безналичной форме;

· публичные цели налогообложения — налог взимается в целях финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

 

Виды налогов:

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода и иму­щества граждан. Этоподоходный налог с физических лиц, налог на имущество, земельный налог. Подоходный налог распростра­няется на заработную плату, премии, доходы от предприниматель­ской деятельности и т. д. Со всех основных доходов устанавливает­ся единая ставка — 13 %. Налог на имущество распространяется на строения, наследство, транспортные средства и т. д.

 

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщи­ков, тогда, как прямые налоги связаны с доходами.

 

К косвенным налогам относятся налоги с продаж (акцизы), го­ сударственные пошлины.

Налог с продаж (акциз) взимается с покупателя при приобрете­нии некоторых товаров (табачных, винно-водочных, ювелирных изде­лий). Этот налог обычно устанавливается в процентах к цене товара.

Государственная пошлина — плата, взимаемая государством, за оказание определённого вида услуг. Например: оформление свидетельства о браке и рождении детей, выполнение процедуры расторжения брака, подтверждение права на наследство и т. д.

 

Налогообложению в Российской Федерации не подлежат: госу­дарственные пенсии, все виды установленных действующим зако­нодательством компенсационных выплат, государственные посо­бия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребёнком).

 

Борьба с монополиями.

12). Организация предоставления населению общественно важных услуг, которые не могут быть оказаны частными предприятиями, так как это либо запрещено законом, либо не приносит прибыль. Например: почтовая служба, освещение улиц, благоустройство парков, оборона страны и т. д.

 

13). Санитарный контроль и установление государственных стандартов (ГОСТ) для различных видов производственной деятельности, а так же производимых в стране и импортных товаров и услуг.

 

Государство создаёт органы, которые ответственны за выпол­нение экономических функций: министерство финансов, мини­стерство торговли, министерство труда, налоговые службы и т. д.

 

ЭКОНОМИКА, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

 

Экономика — это совокупность ресурсов и средств, из которых и при помощи которых производятся блага, направленные на удо­влетворение потребностей человека, общества и государства.

 

Экономика — это наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.

Основная проблема экономики как системы хозяйствования и экономической науки заключается в поиске путей эффективного хозяйствования, оптимальных механизмов использования огра ниченных ресурсов.

Человеческие потребности не имеют границ, а ресурсы всегда ограничены. Всего на всех не хватает. Экономика учит, как с максимальной выгодой использовать ограниченные ресурсы в государстве, на предприятиях, в домашнем хозяйстве.

 

Экономика, являясь хозяйственной системой общества (страны) в целом, представляет собой производство, распределение, обмен, потребление благ и услуг, жизненно необходимых для человека.

 

Производство — это создание благ и услуг, первый этап экономической деятельности. Основными подразделениями сферы про­изводства выступают предприятия (фирмы), все организации, занимающиеся созданием товаров и услуг.

Распределение является следующим этапом экономической деятельности и заключается в том, что произведённый продукт и доход, полученный в результате производственной деятельности, распределяются между участниками производства. Распределени­ем в масштабах страны заняты органы государственной власти, в частности, налоговая инспекция, банки.

Обмен представляет собой этап экономической деятельности, на котором участники экономических отношений обменивают произведённый продукт на другие продукты или на деньги.

Потребление является последним этапом воспроизводства, то есть произведённый продукт доходит до потребителя. В роли потребителей выступают организации и население.

 

В связи с тем, что любая экономическая система обладает иерархическим строением, в экономике выделяются различные уровни:

  • личная и семейная экономика является первым уровнем, включает такие экономические процессы, как домашний труд, питание, ведение хозяйства, обновление имущества;
  • производственная экономика, основу которой образуют предприятия и фирмы; к этому же уровню относится экономическая деятельность отдельных предпринимателей;
  • экономика государства, региона объединяет в единое целое экономику всех предприятий государства, региона;
  • мировая экономика объединяет экономики всех стран.

 

Особо выделяется экономика отдельных отраслей, например, сельского хозяйства, машиностроения и т. д.

 

Роль экономики в жизни общества:

  • обеспечивает людей продуктами питания, едой, одеждой и т. п.;
  • является фундаментом общества, так как без непрерывного производства общество не может существовать и развиваться;
  • служит основой научно-технического прогресса, так как именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые изобретения;
  • является главным источником социальной поддержки лиц, нуждающихся в помощи (престарелые люди, безработные).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.