Производственная практика (научно-исследовательская)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Производственная практика (научно-исследовательская)

(Год начала подготовки по программе магистратуры – 2015)

Направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль) : «Психолого-педагогическое           сопровождение образования лиц с нарушениями речи»

(форма обучения: очная)


 

 






СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………..............................   5
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ……………………………………………...   8
3. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ……………………………….   12
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАКТИКЕ……………………...   13
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ………………………………………………………………...     17
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………..   19
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРАКТИКИ…………………………………………………………     19
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ…………………………………………..   19
9.     ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………   ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ 20   23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Общие сведения. Научно-исследовательская практика – одно из ключевых звеньев реализации образовательного стандарта подготовки магистров по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профильной направленности «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»

       Согласно учебному плану для подготовки магистров данной профильной направленности организуется 3 научно-исследовательских практики.

Общие сведения о практиках представлено в таблице 1.

Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения

Форма обучения
очная
Вид практики Учебная
Название практики Научно-исследовательская
Место проведения практики Образовательная организация
Курс 1 курс и 2 курс
Семестр первая практика: 1 курс 1 семестр, вторая практика: 1 курс 2 семестр, третья практика: 2 курс 3 семестр
Способ проведения Стационарная
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная) практика
Объем практики в зачетных единицах 18 з.е.
Продолжительность в неделях (часах) 12 недель (648 часов)
Календарный срок Согласно КУГ

В ходе прохождения научно-исследовательской практики магистрантом реализуются коррекционно-педагогическая, научно-исследовательская, диагностико-консультативная и профилактическая деятельность.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Место практики в структуре образовательной программы: научно-исследовательская практика относится к разделу – Б2.П. «Практика и научно-исследовательская работа». Образовательная программа предполагает следующую систему практик (табл. 2):

Таблица 2

Система практик при овладении образовательной программой

№ п/п

Название практики

Вид практики

Место практики в учебном плане

Форми-руемые компе-тенции

Курс Семестр Сроки Кол-во недель Трудоемкость в ЗЕТ
1 Научно-исследователь-ская практика учебная 1 1,2,3 Согласно КУГ 12 18 ОК-2 ОК-3 ПК–11
2 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (коррекционно-педагогическая) производственная 1 2 Согласно КУГ 4 6 ОК-2 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК–14 ПК-16  
3 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (диагностико-консультативная и профилактическая; научно-исследовательская) производственная 2 3 Согласно КУГ 6 9 ОК-2 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК–14 ПК-16
4 Преддипломная практика производственная   2   4 Согласно КУГ   10   15 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13

 

Практика проводится – первой, третьей и пятой в общей системе практик. Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть  определенными знаниями и умениями, сформированными в ходе ранее изученных дисциплин, в том числе и на предыдущих уровнях образования – бакалавриат, а также в процессе предыдущей профессиональной подготовки, в том числе и входе ранее прошедших практик научно-исследовательских и педагогических. Научно-исследовательская практика – основной вид практики при подготовке магистров профиля «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; на ее проведение отводится значительная часть времени.

Такая временная обеспеченность научно-исследовательской практики позволяет ставить и решать серьезные цель и задачи.

Цель научно-исследовательской практики: в ходе практической специально организованной научно-исследовательской деятельности формирование общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач актуально возникающих в ходе психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

Задачи научно-исследовательской практики:

1. Приобретение практического опыта достижений в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

2. Овладение навыками исследования, проектирования и реализации процессов психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

3. Развитие умения выявления и диагностики проблем, возникающих в ходе психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

4. Формирование навыков разработки содержания психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи, его моделирования и индивидуализации.

Формирование умения анализа и систематизации результатов исследования в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в ракурсе последних отечественных и зарубежных исследований

5. Овладение навыками публичной презентации и публикации результатов научно-исследовательской деятельности.

6. Выполнение значительной части диссертационного исследования.

Для выполнения программы научно-педагогической практики магистрант должен обладать определенными знаниями, умениями и владениями, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Перечень планируемых результатов практики

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ООП)

Планируемые результаты (конкретизированные цели)

Знать Уметь Владеть 1. ОК-2: готов действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, критически анализировать и оценивать собственную деятельность З.1.:теоретически готов принимать решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за принятые решения относительно себя и лиц с нарушениями речи У.1.: принимать решения в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; критически анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность в сопровождении лиц с нарушениями речи В.1.: владеть технологиями анализа результатов собственной профессиональной деятельности в психолого-педагогическом сопровождении лиц с нарушениями речи; методами принятия решения в нестандартных ситуациях инклюзивного образования лиц с нарушениями речи 2. ОК-3: готов к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала З.2.: теоретические основы готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала при психолого-педагогическом сопровождении лиц с нарушениями речи У.2.: уметь быть готовым осуществлять саморазвитие самореализацию и использование творческого потенциала при организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи В В.2.: конкретными навыками саморазвития, самореализации, использования собственного творческого потенциала при организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи 3 ПК-11: готов к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности З.3.: основы анализа и систематизации результатов исследований, подготовки научных отчетов, публикаций, презентаций, использования их в профессиональной деятельности У.3.: анализировать и систематизировать результаты исследований, подготовки научных отчетов, публикаций, презентаций, использования их при организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи В.3.: конкретными навыками анализа и систематизации результатов исследований, подготовки научных отчетов, публикаций, презентаций, использования их при организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Содержание программы научно-исследовательских практик выстроено в соответствии с принципом логической последовательности, соотнесено с дисциплинами учебного плана и планом выполнения магистерской диссертации:

· в ходе I научно-исследовательской практики ( I семестр, 6 недель) магистрант организует констатирующий эксперимент диссертационного исследования: определяет и реализует компендиум методов психолого-педагогического исследования. На основе полученных данных определяет направления и содержание коррекционно-психологического воздействия;

· в ходе II научно-исследовательской практики ( II семестр, 4 недели) магистрант организует обучающий эксперимент диссертационного исследования: проводит промежуточную диагностику, определяет эффективность реализуемых мероприятий по сопровождению лиц с нарушениями речи. На основе полученных данных при необходимости конкретизирует, дополняет, индивидуализирует содержание программ сопровождения.

· в ходе III научно-исследовательской практики ( III семестр, 2 недели) магистрант организует контрольный эксперимент диссертационного исследования: проводит итоговую диагностику, анализирует эффективность реализованных мероприятий.

Обязательным компонентом каждой научно-исследовательской практики является публичное представление ее результатов, которое также имеет уровневую организацию. Ниже представлен минимальный уровень публичного представления:

· I научно-исследовательская практика: сообщение результатов выполнения программы практики на заседании методического объединения специалистов специального (коррекционного) образования (и/или на Педагогическом совете образовательного учреждения, и/или родительском собрании);

· II научно-исследовательская практика: участие в городских и региональных совещаниях работников системы образования. Письменное оформление и публикация результатов практики в материалах конференции регионального (и/или всероссийского уровня);

· III научно-исследовательская практика: представление результатов практики на конференции международного уровня. Публикация научной статьи (возможно в соавторстве с научным руководителем или/и руководителем практики).

Выбор базы практик осуществляется индивидуально в соответствии с учетом особенностей подготовки магистра, тематики его диссертационного исследования. В рамках профиля профессиональной подготовки и ОПОП в качестве базы практики могут быть выбраны разнообразные образовательные учреждения (общего или/и дополнительного образования), в которых магистранты проводят свои исследования: специальные (коррекционные) школы, специальные (коррекционные) школы-интернаты, дошкольные учреждения коррекционного, компенсирующего или комбинированного вида, а также дошкольные или школьные общеобразовательные учреждения, предоставляющие образовательные услуги детям с нарушениями речи, в том числе и реализующие инклюзивное образование.

Предпочтение в выборе базы практики отдается учреждениям, в которых работают магистранты, а также учреждениям, предоставившим заявку на проведение научно-практического исследования по профилю подготовки магистрантов – «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи».

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Руководство практикой осуществляют преподаватели кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик. Помощь магистранту в организации научного исследования также оказывают специалисты образовательного учреждения, на базе которого он проходит научно-исследовательскую практику.

В ходе практики магистрант работает преимущественно самостоятельно по индивидуально разработанному плану, который составляется совместно с научным руководителем и утверждается руководителем практики на кафедре.

Инвариантный компонент научно-исследовательской практики проходит через все три практики и готовит магистрантов к следующим общим видам деятельности:

1. Выявление и диагностика проблем, возникающих в ходе психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

2. Организация исследования, проектирования и реализации процессов психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

3. Разработка содержания психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи, его моделирования и индивидуализации.

4. Анализ и систематизация результатов исследования в ракурсе последних отечественных и зарубежных достижений в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

5. Публичная презентация и публикация результатов научно-исследовательской деятельности.

Указанными общими видами деятельности магистрант овладевает в ходе организации собственной научно-исследовательской деятельности при выполнении теоретической и практической части диссертационного исследования. Поэтому инвариантные компоненты деятельности преломляются через содержание индивидуального плана работы каждого магистранта, а обязательным результатом выполнения общих задач научно-исследовательской практики является выполнение значительной части практического раздела диссертационного исследования.

Вариативный компонент научно-исследовательской практики реализуется последовательно в течение всех трех практик и определяется индивидуальный учебным планом магистранта.. Ниже представлен обязательный минимальный объем выполняемых заданий, который может быть изменен в зависимости от темы и уровня готовности диссертационного исследования магистранта к моменту начала практики.

Содержание научно-исследовательской практики магистрантов представлено в таблице 4.

Таблица 4

Содержание научно-исследовательской практики

№ п/п

Виды работ,

перечень заданий

Трудоемкость

(в часах)

Учебно-методическое обеспечение

Код

компетенции

на базе практики

самостоятельная работа

36 : 28 : 36

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации

1. Первая группа заданий на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий направлена на проверку умения применять знания в реальной профессиональной деятельности.

Деятельности магистрантов

В соответствии с Положением об организации практик процесс организации научно-педагогической практики делится на три этапа: подготовительный, основной и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в основной и итоговый периоды практики. В основной период практики студенты выполняют программу практики: на базе практике – в образовательном учреждении - проводит психолого-педагогическую диагностику уровня развития детей с ОВЗ - участников исследования и делает вывод об эффективности разработанной и реализованной программы управления образованием лиц с ОВЗ.

На основе представленных магистрантами индивидуальных планов работы руководитель практики осуществляет контроль за своевременностью выполнения заданий, заполняя карту оценки сформированности компетенций обучающихся (по результатам наблюдения).

На заключительном этапе практики анализируются отчеты магистрантов руководителем практики. Промежуточная аттестация (итоговая конференция по практике) осуществляется в форме индивидуального отчёта с презентацией на итоговой конференции. Подводятся итоги текущего контроля (на основе отчетной документации в соответствии с программой практики (см. табл. 5 «Отчетная документация по практике»), заполняется лист экспертной оценки практики (табл. 8).

 

Таблица 8

Примерные критерии оценивания обучающихся по практике

Критерии Отметка
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 1; – выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики; – владеет теоретическими знаниями на высоком уровне; – умеет правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу; – проявляет в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру  «зачтено»
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69; – выполнил в срок весь объем работы, требуемый программой практики; – умеет определять профессиональные задачи и способы их решения; – проявляет инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускает незначительные ошибки; – владеет теоретическими знаниями, но допускает неточности  «зачтено»
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,59; – выполнил весь объем работы, требуемый программой практики; – не всегда демонстрирует умения применять теоретические знания различных отраслей науки на практике; – допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности; – не проявляет инициативы при решении профессиональных задач  «зачтено»
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,5; – не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики; – обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач; –не установил правильные взаимоотношения с субъектами деятельности; –продемонстрировал недостаточно высокий уровень общей и профессиональной культуры; – проявил низкую активность; – не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности; – во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность; – отсутствовал на базе практике без уважительной причины; – нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации; – не сдал в установленные сроки отчетную документацию 2 «не зачтено»

 

Промежуточная аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля и отчета магистрантов на итоговой конференции по практике.

Форма проведения итоговой конференции по практике определяется руководителем практики, на ней происходит индивидуальная защита отчета.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

5.1. Основная литература

1. Логопедическая практика в дошкольных образовательных организациях [Текст]: метод. рекомендации / сост. Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 67 с http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/660

2. Логопедическая практика в образовательных органи- зациях, реализующих адаптированную образовательную про- грамму для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: ме- тодические рекомендации / сост. Е.В. Шереметьева, Н.В. Вой- ниленко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 133 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/722

3. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы  высшего образования в ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» / Утверждено учёным советом ЧГПУ, протокол № 1 от 29.08. 2014 г.

5.2. Дополнительная литература

3. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 1984.

4. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.И. Лынская. — Электрон. текстовые данные. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 128 c. — 978-5-4214-0020-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13025.html

5. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум [Электронный ресурс] : пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2013. — 432 c. — 978-5-9925-0143-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26791.html

6. Логопедическая практика в образовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи /методические рекомендации / сост. Е.В. Шереметьева, Н.В. Войниленко. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 133 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/722

7.  Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи /методические рекомендации / сост. С.Г. Щербак. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 24 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/730

8. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования /методические рекомендации / сост. С.Г. Щербак. – Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2016. – 43 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1125

9. Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей с дизартрическими нарушениями /методические рекомендации / сост. И.Б. Пименова. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 56 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/715

10.  Коррекция нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием /методические рекомендации / сост. А.А. Ковалева. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 98 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/730

11. Корекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях/ Под ред. Н.Г. Морозовой. – М.: Изд-во АПН СССР, 1979.

12. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

13. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

14. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.

15. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1984.

16. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М., 1998.

17. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1996.

18. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб.для вузов / В.В.Лебединский. – М.: Академия, 2004. – 142 с.

19. Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза / И.И. Мамайчук. – СПб., 2000.

20. Ульенкова У.В., Лебедева О.С. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.

5.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов по дисциплине

21.  Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие для магистров. / Н.В. Бордовская. – М. : КноРус. – 2010.

22. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения./ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова Л.Н.– М.: Академия, 2007. – 176 с.

23. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А.И. Савенков. – М. : Ось-89. - 2006. – 480 с.

24. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую

деятельность: учебн. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев – М. : Педагогическое общество России. - 2000. – 342 с.

25. Научно-педагогическая практика. Методические указания. / Автор-создатель: Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Варыгина С.В. – 2004.

Приложения

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель НПП

(подпись)

(расшифровка подписи)

«____»______________20.___г.

 

Индивидуальный план научно-исследовательской практики

магистранта ________________________________ на период

с ________________ по ________________ 20__ г.

 

Виды деятельности Срок выполнения Отметка о выполнении Примечание
1. Определить методологическую базу исследования      
2. Провести анализ теоретических источников по ключевой проблеме исследования      
3. Определить параметры исследуемого процесса      
4. Провести анализ диагностических методик по выделенным параметрам исследования      
       
       

 


 

Приложение 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик


Отзыв

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПП  научно-исследовательской практике

Направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое образование), профильная направленность Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
     
     
     
     
     
     
       

 

производственная практика (научно-исследовательская)

(Год начала подготовки по программе магистратуры – 2015)

Направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль) : «Психолого-педагогическое           сопровождение образования лиц с нарушениями речи»

(форма обучения: очная)


 

 






СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………..............................   5
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ……………………………………………...   8
3. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ……………………………….   12
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАКТИКЕ……………………...   13
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ………………………………………………………………...     17
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………..   19
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРАКТИКИ…………………………………………………………     19
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ…………………………………………..   19
9.     ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………   ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ 20   23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Общие сведения. Научно-исследовательская практика – одно из ключевых звеньев реализации образовательного стандарта подготовки магистров по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профильной направленности «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»

       Согласно учебному плану для подготовки магистров данной профильной направленности организуется 3 научно-исследовательских практики.

Общие сведения о практиках представлено в таблице 1.

Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения

Форма обучения
очная
Вид практики Учебная
Название практики Научно-исследовательская
Место проведения практики Образовательная организация
Курс 1 курс и 2 курс
Семестр первая практика: 1 курс 1 семестр, вторая практика: 1 курс 2 семестр, третья практика: 2 курс 3 семестр
Способ проведения Стационарная
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная) практика
Объем практики в зачетных единицах 18 з.е.
Продолжительность в неделях (часах) 12 недель (648 часов)
Календарный срок Согласно КУГ

В ходе прохождения научно-исследовательской практики магистрантом реализуются коррекционно-педагогическая, научно-исследовательская, диагностико-консультативная и профилактическая деятельность.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Место практики в структуре образовательной программы: научно-исследовательская практика относится к разделу – Б2.П. «Практика и научно-исследовательская работа». Образовательная программа предполагает следующую систему практик (табл. 2):

Таблица 2

Система практик при овладении образовательной программой

№ п/п

Название практики

Вид практики

Место практики в учебном плане

Форми-руемые компе-тенции

Курс Семестр Сроки Кол-во недель Трудоемкость в ЗЕТ
1 Научно-исследователь-ская практика учебная 1 1,2,3 Согласно КУГ 12 18 ОК-2 ОК-3 ПК–11
2 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (коррекционно-педагогическая) производственная 1 2 Согласно КУГ 4 6 ОК-2 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК–14 ПК-16  
3 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (диагностико-консультативная и профилактическая; научно-исследовательская) производственная 2 3 Согласно КУГ 6 9 ОК-2 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК–14 ПК-16
4 Преддипломная практика производственная   2   4 Согласно КУГ   10   15 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13

 

Практика проводится – первой, третьей и пятой в общей системе практик. Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть  определенными знаниями и умениями, сформированными в ходе ранее изученных дисциплин, в том числе и на предыдущих уровнях образования – бакалавриат, а также в процессе предыдущей профессиональной подготовки, в том числе и входе ранее прошедших практик научно-исследовательских и педагогических. Научно-исследовательская практика – основной вид практики при подготовке магистров профиля «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; на ее проведение отводится значительная часть времени.

Такая временная обеспеченность научно-исследовательской практики позволяет ставить и решать серьезные цель и задачи.

Цель научно-исследовательской практики: в ходе практической специально организованной научно-исследовательской деятельности формирование общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач актуально возникающих в ходе психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

Задачи научно-исследовательской практики:

1. Приобретение практического опыта достижений в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

2. Овладение навыками исследования, проектирования и реализации процессов психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

3. Развитие умения выявления и диагностики проблем, возникающих в ходе психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

4. Формирование навыков разработки содержания психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи, его моделирования и индивидуализации.

Формирование умения анализа и систематизации результатов исследования в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в ракурсе последних отечественных и зарубежных исследований

5. Овладение навыками публичной презентации и публикации результатов научно-исследовательской деятельности.

6. Выполнение значительной части диссертационного исследования.

Для выполнения программы научно-педагогической практики магистрант должен обладать определенными знаниями, умениями и владениями, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Перечень планируемых результатов практики

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ООП)

Планируемые результаты (конкретизированные цели)

Знать Уметь Владеть 1. ОК-2: готов действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, критически анализировать и оценивать собственную деятельность З.1.:теоретически готов принимать решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за принятые решения относительно себя и лиц с нарушениями речи У.1.: принимать решения в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; критически анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность в сопровождении лиц с нарушениями речи В.1.: владеть технологиями анализа результатов собственной профессиональной деятельности в психолого-педагогическом сопровождении лиц с нарушениями речи; методами принятия решения в нестандартных ситуациях инклюзивного образования лиц с нарушениями речи 2. ОК-3: готов к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала З.2.: теоретические основы готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала при психолого-педагогическом сопровождении лиц с нарушениями речи У.2.: уметь быть готовым осуществлять саморазвитие самореализацию и использование творческого потенциала при организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи В В.2.: конкретными навыками саморазвития, самореализации, использования собственного творческого потенциала при организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи 3 ПК-11: готов к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности З.3.: основы анализа и систематизации результатов исследований, подготовки научных отчетов, публикаций, презентаций, использования их в профессиональной деятельности У.3.: анализировать и систематизировать результаты исследований, подготовки научных отчетов, публикаций, презентаций, использования их при организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи В.3.: конкретными навыками анализа и систематизации результатов исследований, подготовки научных отчетов, публикаций, презентаций, использования их при организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Содержание программы научно-исследовательских практик выстроено в соответствии с принципом логической последовательности, соотнесено с дисциплинами учебного плана и планом выполнения магистерской диссертации:

· в ходе I научно-исследовательской практики ( I семестр, 6 недель) магистрант организует констатирующий эксперимент диссертационного исследования: определяет и реализует компендиум методов психолого-педагогического исследования. На основе полученных данных определяет направления и содержание коррекционно-психологического воздействия;

· в ходе II научно-исследовательской практики ( II семестр, 4 недели) магистрант организует обучающий эксперимент диссертационного исследования: проводит промежуточную диагностику, определяет эффективность реализуемых мероприятий по сопровождению лиц с нарушениями речи. На основе полученных данных при необходимости конкретизирует, дополняет, индивидуализирует содержание программ сопровождения.

· в ходе III научно-исследовательской практики ( III семестр, 2 недели) магистрант организует контрольный эксперимент диссертационного исследования: проводит итоговую диагностику, анализирует эффективность реализованных мероприятий.

Обязательным компонентом каждой научно-исследовательской практики является публичное представление ее результатов, которое также имеет уровневую организацию. Ниже представлен минимальный уровень публичного представления:

· I научно-исследовательская практика: сообщение результатов выполнения программы практики на заседании методического объединения специалистов специального (коррекционного) образования (и/или на Педагогическом совете образовательного учреждения, и/или родительском собрании);

· II научно-исследовательская практика: участие в городских и региональных совещаниях работников системы образования. Письменное оформление и публикация результатов практики в материалах конференции регионального (и/или всероссийского уровня);

· III научно-исследовательская практика: представление результатов практики на конференции международного уровня. Публикация научной статьи (возможно в соавторстве с научным руководителем или/и руководителем практики).

Выбор базы практик осуществляется индивидуально в соответствии с учетом особенностей подготовки магистра, тематики его диссертационного исследования. В рамках профиля профессиональной подготовки и ОПОП в качестве базы практики могут быть выбраны разнообразные образовательные учреждения (общего или/и дополнительного образования), в которых магистранты проводят свои исследования: специальные (коррекционные) школы, специальные (коррекционные) школы-интернаты, дошкольные учреждения коррекционного, компенсирующего или комбинированного вида, а также дошкольные или школьные общеобразовательные учреждения, предоставляющие образовательные услуги детям с нарушениями речи, в том числе и реализующие инклюзивное образование.

Предпочтение в выборе базы практики отдается учреждениям, в которых работают магистранты, а также учреждениям, предоставившим заявку на проведение научно-практического исследования по профилю подготовки магистрантов – «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи».

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Руководство практикой осуществляют преподаватели кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик. Помощь магистранту в организации научного исследования также оказывают специалисты образовательного учреждения, на базе которого он проходит научно-исследовательскую практику.

В ходе практики магистрант работает преимущественно самостоятельно по индивидуально разработанному плану, который составляется совместно с научным руководителем и утверждается руководителем практики на кафедре.

Инвариантный компонент научно-исследовательской практики проходит через все три практики и готовит магистрантов к следующим общим видам деятельности:

1. Выявление и диагностика проблем, возникающих в ходе психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

2. Организация исследования, проектирования и реализации процессов психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

3. Разработка содержания психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи, его моделирования и индивидуализации.

4. Анализ и систематизация результатов исследования в ракурсе последних отечественных и зарубежных достижений в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

5. Публичная презентация и публикация результатов научно-исследовательской деятельности.

Указанными общими видами деятельности магистрант овладевает в ходе организации собственной научно-исследовательской деятельности при выполнении теоретической и практической части диссертационного исследования. Поэтому инвариантные компоненты деятельности преломляются через содержание индивидуального плана работы каждого магистранта, а обязательным результатом выполнения общих задач научно-исследовательской практики является выполнение значительной части практического раздела диссертационного исследования.

Вариативный компонент научно-исследовательской практики реализуется последовательно в течение всех трех практик и определяется индивидуальный учебным планом магистранта.. Ниже представлен обязательный минимальный объем выполняемых заданий, который может быть изменен в зависимости от темы и уровня готовности диссертационного исследования магистранта к моменту начала практики.

Содержание научно-исследовательской практики магистрантов представлено в таблице 4.

Таблица 4

Содержание научно-исследовательской практики

№ п/п

Виды работ,

перечень заданий

Трудоемкость

(в часах)

Учебно-методическое обеспечение

Код

компетенции

на базе практики

самостоятельная работа

Дата: 2018-12-21, просмотров: 311.