В том числе по видам аудиторных занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Лекции Семинар-ские занятия

Раздел I. Введение в курс “Философия права”

1. Методология философии права 7 1 2 4 2 Роль философии права в общественно-политической истории 9 1 2 6

Раздел 2 История философии права: основные этапы и направления

3 Античная философия права 11 1 4 6 4 Философия права Средних веков и эпохи Возрождения 7 1 4 2 5 Философия права Нового времени 14 2 4 8 6 Философско-правовая мысль в истории России 11 1 4 6 7 Философия права Новейшего времени 13 1 4 8   Экзамен 36     36

Всего по курсу

108 8 24 76

 


Практикум

 

№ темы Наименование практических, семинарских занятий Формы и методы проведения Коды компетенций Трудоем-кость (часы)
1 Методология философии права семинарское занятие (решение задач) ОК-1, ОК-3 2
2 Роль философии права в общественно-политической истории семинарское занятие (дискуссия) ОК-1, ОК-3 2
3 Античная философия права семинарское занятие (решение задач) , ОК-3 4
4 Философия права Средних веков и эпохи Возрождения семинарское занятие (решение задач) ОК-3,   4
5 Философия права Нового времени семинарское занятие (решение задач) ОК-3,   4
6 Философско-правовая мысль в истории России семинарское занятие (коллоквиум) ОК-1,  ОК-3 4
7 Философия права  Новейшего времени семинарское занятие (решение задач) ОК-3, 4

 

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые работы не предусмотрены Учебным планом.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

 а) основная литература: 

1. Нерсесянц, В. С.. Философия права: учебник для вузов: рекомендовано Мин. образования/ В. С. Нерсесянц; ИГП РАН. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Норма, 2008. - 848 с.

2. Философия права: учебник/ Л. Д. Байрачная [и др.] ; ред. О. Г. Данильян. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с. - (Российское юридическое образование).

 

 

б) дополнительная литература:

1) Право и культура: научное издание/ Г. А. Аванесова, Е. В. Алексеева, О. Н. Астафьева ; ред. В. К. Егоров, Ю. А. Тихомиров, О. Н. Астафьева; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: РАГС, 2009. - 464 с.

2) Губин, В. Д.. Философия: учебник для вузов/ В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2011. - 336 с.

3) Философский энциклопедический словарь: энциклопедия/ сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М , 2012. - 570 с. 1э

 

в) программное обеспечение: 

СДО «Гиперметод». http://hypermethod.spbame.ru

 

    г) Интернет-ресурсы:

1.Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. - http://e.spbame.ru

2.Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование».- http://www.humanities.edu.ru

3.Электронная библиотека СПБУУЭ. -  http://library.ime.ru.

4.Научная электронная библиотека http://elibrary.ru. 

5.Университетская библиотека - http://www.biblioclub.ru/

6.Российская государственная библиотека - http://www.rsl.ru/

7.Сервер по философии и философии праву: http://philosophy.ru/

8.Сайт по истории философии: http://www.philosoff.ru/

9.Электронные информационно-правовые ресурсы:

­ http://www.garant.ru/

­ http://www.kodeks.ru/

­ http://www.consultant.ru/

­ http://www.bestpravo.ru/

­ http://www.referent.ru/

­ http://www.systema.ru/

­ http://www.kollegi.ru/

­ http://www.law-n-life.ru/

­ http://pravo.fso.gov.ru/

 

­ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

 

Для обеспечения данной дисциплины необходимо:

- стандартно оборудованные лекционные аудитории;

- компьютерные кабинеты в соответствующей комплектации, с выходом в Интернет и корпоративную сеть Университета

- специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения интерактивных лекций.

Требования к специализированному оборудованию

Наименование ТСО Требования Количество Сервер Веб-сервер системы hypermethod кластер из двух серверов supermicro x5570 2.93GHz (2проц); 16Gb оперативной памяти; емкость ЖД ~3Тб Веб-сервер сайта академии и филиалов intel xeon 2.66gHz(2проц); 4Gb оперативной памяти; windows 2003R2; емкость ЖД ~500Гб Веб-сервер библиотеки университета intel xeon 2.66gHz(2проц); 4Gb оперативной памяти; windows 2003R2; емкость ЖД ~500Гб Файловый веб-сервер системы e-learning intel xeon 2.66gHz(2проц); 8Gbоперативной памяти; windows 2003R2; емкость ЖД ~1Тб и др. 4

Компьютерные классы:

2 * 21

Компьютеры:

P4 3.00 Ghz/512mb/120gb/intel D945GCL 21 P Dual 2.7 Ghz/2gb/320gb/Asus P5KPL-AM SE                                      21 Программное обеспечение ОС Windows XP Prof., MS Office 21 Сканер, принтер Xerox Phaser 3100MFP/S 1

Аудиторные средства (1 аудитория):

  Мультимедиапроектор 1   Ноутбук 1   Экраны для проекторов 1   Колонки 2   Пульт для компьютера и проектора 2   Доска аудиторная для написания фломастером 1

 

В Университете имеются оборудованные лаборатории для проведения специальных практических занятий со студентами, обучающимися по данной ОПП:

1. зал судебных заседаний;

2. современная криминалистическая лаборатория

3. юридическая консультация – для оказания студентами экспертно-консультационных услуг населению (клиника находится в учебно-гостиничном комплексе «Пушкинский»).

 


 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины

 

Программа курса «Философия права» построена на сочетании классической системы обучения с современными активными и интерактивными методами и инновационными технологиями в целях активизации познавательной деятельности обучающихся.

Такой подход позволяет дать комплексное представление о важнейших элементах содержательной и методологической базы профессиональной подготовки юриста независимо от его последующей специализации, о закономерностях и процессах развития государственно-правовых явлений.

Программа курса построена таким образом, чтобы освещать все ключевые темы и дидактические единицы, предусмотренные ФГОС по направлению 030900.68 для данной учебной дисциплины. Учебный материал курса структурирован по трем разделам, отражающим базисные категории, понятия и основные темы философии права.

Дисциплина изучается на протяжении первого блока первого семестра на 1 курсе обучения.

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Философии права» составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельную работу студента, консультации, экзамен.

 


Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, решение задач и ситуаций, лекции с элементами проблемного изложения, проблемные семинары, семинары-дискуссии, тестовые задания, консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности.

Преподавание дисциплины осуществляется с применением следующих методов обучения:

Словесно-объяснительный метод обучения. К наиболее важным и традиционным методам преподавания в высшей школе относится словесно-объяснительный метод. На лекционных и семинарских занятиях, консультациях, в беседах со студентами, преподаватель в процессе обучения использует главным образом слово. И студент, в свою очередь, выступая с докладом на занятии, отвечая на экзамене, беседуя с научным руководителем, использует, прежде всего, слово. При использовании преподавателем этого метода студенты приобретают знания в готовом виде. Словесно-объяснительный метод является важным и необходимым, ибо позволяет быстро, в сжатые сроки, в концентрированном виде сообщать студентам знания фактически по всем преподаваемым в вузе юридическим дисциплинам. Рассматриваемый метод преподавания интенсивно развивает восприятие студентами знаний, понимание чужих мыслей и идей и развивает собственное мышление студента. Эффективность словесно-объяснительного метода резко повышается, когда он используется в сочетании с методом наглядного обучения.

Применяется и такой методический прием, как сопровождение преподавателем видео- или слайд-лекций, выражающееся в соответствующих комментариях содержащегося в них учебного материала и необходимых дополнениях. Практикуется также проведение обзорной лекции преподавателя перед просмотром студентами материала на электронных носителях или по завершении такового.

Проблемный метод . Как правило, он применяется на занятиях не более чем с одной группой слушателей. Состав выступающих студентов заранее не определяется. К выступлению и обсуждению готовятся все студенты. Тема занятия должна выбираться с таким расчётом, чтобы в процессе её раскрытия была обсуждена одна из проблем, представляющих теоретический или практический интерес для слушателей или обсуждён передовой опыт в определённой области практической деятельности.

На проблемном занятии преподаватель совместно с обучающимися может экспериментальным путем найти решение проблемной ситуации или предоставить это самим слушателям. Например, перед студентами ставится проблема и они, с учетом имеющихся знаний по данному предмету, самостоятельно решают данную проблему.

Вместе с тем, следует помнить, что злоупотреблять проблемным методом обучения на семинарских занятиях не следует. Дело в том, что хорошо организованная дискуссия на семинарском занятии даже по небольшому вопросу требует много времени, а оно ограничено. Поэтому дискуссией надо умело управлять. Студентов не следует торопить, но и затягивать с ответом, устраивать долгие споры так же нецелесообразно. На семинаре необходимо создавать не более двух - трех проблемных ситуаций. Причем продолжительность дискуссий по каждой проблеме не должна превышать 15-20 минут. Это позволит научить слушателей выступать по существу и аргументировано. На семинарских занятиях возможна постановка следующих наиболее типичных проблем: 1) проблемы, основанной на противоречиях между знаниями, имеющихся у слушателей, и теми требованиями, которые предъявляются к ним в ходе решения учебных задач; 2) проблемы, основанной на противоречии между многообразием сложившихся знаний и необходимостью выбрать одно из них для решения задач; 3) проблемы, основанной на противоречии между сложившимися способами использования знаний и необходимостью применить или видоизменить эти способы в новых практических условиях; 4) проблемы, основанной на противоречии между теоретически возможным путем решения задачи и практической целесообразностью или неосуществимостью избранного способа.

Эвристический метод обучения. Эвристический метод обучения можно определить как способ предоставлять студентам самим познавать явления путем подготовки выступления с докладом, решения заданных по теме задач и упражнений, ведения споров и дискуссий, но под руководством преподавателя. Использование эвристического метода обучения может осуществляться в двух формах.

Первая – элементарная, заключающаяся в том, что студенты решают заданные преподавателем задачи и упражнения, а затем на практических занятиях анализируют и предлагают свои ответы. Анализ и решение задач применяются по большинству преподаваемых юридических дисциплин. Они имеют целью закрепление проработанных вопросов и обучение студентов целому ряду технических навыков и приемов, в частности умению использовать и анализировать нормативные акты как письменно дома, так и устно на семинарском занятии. При этом преподаватель для получения результата задает отвечающему студенту наводящие вопросы. При этой форме использования эвристического метода обучения студент сначала предлагает свои решения, высказывает свои мысли и суждения, каковы бы они ни были, а затем преподаватель дополняет их, разъясняет, поправляет допущенные неточности.

Другая форма использования эвристического метода - более сложная, более активная, состоящая в обсуждении студентами проблемных вопросов, поставленных преподавателем, в выступлении студента на семинарском занятии с докладом, рефератом, выполненным им самостоятельно. Такая форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.

Исследовательский метод обучения. Данный метод предполагает руководство преподавателя исследовательской работой студента при подготовке и написании последним письменного сочинения – доклада или реферата для выступления на семинарском занятии. В этом методе сливаются в одно целое обучение студента путем анализа какой-либо проблемы с задачами научного исследования.

В исследовательском методе обучения наиболее полно проявляется активность и самостоятельность студента. Составление плана письменного сочинения, сбор материала, его сортировка и систематизация являются для студента не только источником познания, не только расширяют его кругозор, но и заставляют логически мыслить, использовать методы познания, в первую очередь формально-догматический или, как его называют по-другому, специальный юридический, а также метод сравнительного правоведения, выделяющий различия правового регулирования вопросов в разных странах.

Метод обучения с использованием технических средств. Использование технических средств в обучении студентов (кинофильмов, телевидения, компьютерных технологий) значительно расширяет познавательные возможности лекции, семинарского занятия и других видов педагогического процесса. Материал, подаваемый с использованием технических средств, вызывает у студентов повышенный интерес и лучше запоминается. Инновационные технологии предусматривают максимальную компьютеризацию процесса изучения учебных курсов, внедрение в практику видео- слайд- и веб-лекций, консультаций в различных формах, в том числе посредством электронной почты, проведение практических занятий и семинаров в активных (интерактивных) формах (деловые игры, разбор конкретных ситуаций, проблемный семинар и т.д.).

При прохождении дисциплины используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Занятия по дисциплине организуются в поточно-массовых и групповых формах. Инновационный характер обучения – в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.

Метод деловых игр. Деловая игра – форма воссоздания профессиональной деятельности специалистов с помощью моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Проведение деловой игры предполагает развертывание игровой деятельности студентов на базе соответствующей социально- экономической модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности.

Характерными признаками деловой игры являются: моделирование различных процессов деятельности по выработке управленческих решений с целью воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности; четкое распределение ролей между участниками; взаимодействие участников, исполняющих различные роли, для достижения максимального эффекта от проведения деловой игры; наличие единой цели у всех участников достижение, которой обеспечивается результативным взаимодействием всех участников деловой игры; различие задач у всех участников при выработке управленческих решений предполагает принятие взаимовыгодного решения всех участников деловой игры, в сценарии которой обязательно заложен конфликт; коллективная выработка решений участников по ходу игры в условиях ограничения времени решение выработанное группой, оказывается более рациональным, в отличие от комплекса индивидуальных решений подготовленных формально, без обсуждения; многоальтернативность выработанных решений принятие единственного решения из множества, по сути, является компромиссом между заданными в деловой игре ролевыми установками и личными интересами участников; наличие управляемого эмоционального напряжения предполагает создания специальных условий, для мотивации участников деловой игры (создание конфликта, обеспечение личной заинтересованности, распределение ролей с учетом личных особенностей); наличие четко разработанной системы индивидуального и группового оценивания; соответствие параметров совместной деятельности участников и их межличностному общению; деятельность каждого участника, его вклад в выработанное коллективом групповое решение.

Отличиями деловой игры от других активных методов обучения являются: наличие гибкой структуры (ни одна игра, при одинаковом сценарии, не может быть досконально повторена); неограниченный выбор объектов приложения деловой игры; возможность введения спонтанно возникающих ситуаций.

Метод разбора конкретных ситуаций. В процессе проведения практических занятий магистранты осваивают такой интерактивный метод обучения, как разбор конкретных ситуаций. Обучающиеся совместно с преподавателем обращаются к анализу реальной ситуации, складывающейся в области юриспруденции и/или юридической практики. В рамках метода разработки конкретных ситуаций его участники развивают не только свои способности к академическим коммуникациям, но и навыки профессионального представления, формулирования и обсуждения актуальной или дидактически оправданной юридической проблемы. Центральное место в таких обсуждениях занимают дискуссии по поводу выбираемых познавательных подходов и методов критического анализа проблемы. В рамках данного метода магистранты приобретают умение креативного выдвижения идей-гипотез и их применения к объяснению проблемной ситуации, навыки представления результатов такого обсуждения и их обоснования при помощи принятых в юридическом сообществе критериев и способов.

 

 

Формы и методы активного обучения:

 

Виды

Учебной деятельности

Формы организации занятий

Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.