Происхождение и сущность сознания. Идеальное и сознание. Сознание и подсознание. Сознание и самопознание. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания.
Познание и его формы. Знание и вера. Анализ гносеологических позиций: рационализм, сенсуализм, интуитивизм, эмпиризм, агностицизм.
Природа мышления. Абстрактное и конкретное в мышлении. Восхождение от чувственно-конкретного к абстрактно-всеобщему и к мысленно-конкретному – закон в развитии мышления. Язык и логика. Логические категории и законы, их функции в познании. Чувственное познание и его особенности. Роль интуиции. Эмпирический уровень познания.
Проблема истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина как процесс. Догматизм, релятивизм, субъективизм и диалектика.
Научное и вненаучное познание. Особенности, структура и формы научного познания. Эмпирический, теоретический и методологический уровни науки. Развитие научного знания. Научные революции. Функции науки и пределы ее компетенции. Наука и техника.
Тема 11. Проблемы будущего человечества
Общественные противоречия и глобальные проблемы современности. Поиск альтернативных путей развития, новых резервов, стимулов и мотивов. Различные футурологические сценарии будущего. Процессы глобализации. Взаимодействие культур и цивилизаций. Особенности исторического пути России.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
в преподавании философии используются следующие формы:
▪ лекции;
▪ практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; делаются доклады, устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся дискуссии, просмотры видеоматериалов с их обсуждением, контрольные работы;
▪ самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, написание рефератов, контрольных работ, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточной аттестации – экзамену;
▪ тестирование по отдельным темам дисциплины, по модулям программы;
▪ научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включающая занятия студентов в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах;
▪ консультирование студентов по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Планы практических занятий для очной формы обучения
Тема 1. Предмет, особенности и значение философии.
Философские системы и закономерности в развитии философии
1. Предмет, особенности, функции философии.
2. Основные философские позиции. Разделы философии (онтология, гносеология, антропология).
3. Философские системы, их состав; различные принципы создания философских систем в истории философии.
Темы сообщений:
1. Дискуссии о философии: позиции И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и Н.О. Лосского.
2. И.А. Ильин об особенностях философии.
3. Х. Ортега-и-Гассет о философии.
Тема 2. Античная философия
1. Периоды античной философии и их особенности.
2. Поиск первоначала в античной натурфилософии. Проблема соотношения чувства и разума в познании.
3. Учение Платона об идеях, душе, познании, диалектике, государстве.
4. Аристотель: критика «идей» Платона; учение о материи и форме; о причинах; о душе, мышлении, нравственности и государстве.
5. Общее и различное в учении стоиков, скептиков, эпикурейцев.
6. Главные идеи в неоплатонизме.
Темы сообщений:
1. Пифагор и пифагорейцы.
2. Этика Сократа, киников и киренаиков: сравнительный анализ.
3. Платон об идеях и о душе в диалогах «Федон», «Федр», «Теэтет».
4. Платон об идеальном государстве.
5. Этика Аристотеля.
6. Этика и образ жизни киников.
7. Философия и этика римских стоиков.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 205.