СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………..4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО…………………………………….4
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….….…..5
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………..………..5
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….…...6
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…..…….…7
4.3. Содержание тем дисциплины…………………………………………9
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………...………..15
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………....….16
6.1. Планы практических занятий для очной формы обучения………..16
6.2. Планы практических занятий для заочной формы обучения……..22
6.3. Методические указания по написанию рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения…………23
6.4. Темы рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения………………………………………..….25
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………..31
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………..……….….34
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..…………..38
Приложение 1.…………………………………………………………………... 39
Приложение 2.…………………………………………………………………... 40
ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «Философия»:
усвоение студентами основного понятийного состава философии, развитие теоретического мышления, обоснованного мировоззрения, ценностного самосознания.
Задачи дисциплины – усвоение студентами:
• предмета, основных разделов, значения философии в культуре, в духовном развитии личности, в становлении специалиста;
• особенностей основных периодов и направлений философии;
• различных философских концепций сущности человека, природы сознания, закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком;
• специфики социальной реальности, целевого назначение сфер общества и социальных институтов, взаимоотношения государства и гражданского общества, закономерности развития техники, своеобразия культуры и цивилизации, особенностей ментальности и культуры России, многовекторности в историческом развитии общества.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной программы
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть учебных планов всех ОПОП университета по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01 Машиностроение; 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 39.03.01 Социология; 39.03.02 Социальная работа; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям); 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 49.03.01 Физическая культура.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
из курса «История»:
Знания: отличие социальной реальности от природной реальности, особенности различных исторических эпох и периодов в развитии России.
Умения: различать значение крупных событий в истории по тем или иным основаниям.
Владения: понятийное выражение содержания сознания.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Психология,
· Правоведение,
· Социология,
· Педагогика,
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Философия» направлена на формирование следующих компетенций:
Таблица 1
ФГОС направления подготовки | компетенция | содержание компетенции |
09.03.02 | (ОК-8) | осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе |
09.03.03 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
13.03.02 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
15.03.01 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
Продолжение таблицы 1
ФГОС направления подготовки | компетенция | содержание компетенции |
37.03.01 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
38.03.01 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
38.03.02 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
39.03.01 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
39.03.02 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
44.03.01 | (ОК-1) | способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения |
44.03.02 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
44.03.04 | (ОК-1) | способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения |
46.03.02 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
49.03.01 | (ОК-1) | формирование мировоззренческой позиции |
По окончании изучения курса «Философия» студент должен:
знать:
- методологические основы научного познания;
- законы исторического и общественного развития;
уметь:
- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;
владеть:
- историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.
Таблица 2
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид работы | Форма обучения | |
очная | заочная | |
Кол-во часов | Кол-во часов | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 108 | 108 |
Контактная работа, в том числе: | 50 | 8 |
Лекции | 18 | 2 |
Практические (семинарские) занятия | 32 | 6 |
Другие виды контактной работы | - | - |
Самостоятельная работа*, в том числе: | 58 | 100 |
Изучение теоретического курса | 10 | 34 |
Самоподготовка к текущему контролю знаний | 4 | - |
Подготовка и защита реферата | 8 | - |
Контрольная работа | - | 30 |
Подготовка к экзамену | 36 | 36 |
Дисциплина «Философия» изучается группами обучающихся, разделенных на два потока. При этом общая и аудиторная нагрузка, а также формы отчетности в потоках не меняются.
I поток – направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилей технической направленности: Металлургия, Машиностроение и материалообработка, Энергетика, Транспорт, Информатика и вычислительная техника; 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01 Машиностроение; 22.03.02 Металлургия; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады – дисциплина «Философия» читается во 2 семестре.
II поток – направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилей гуманитарной и социально-экономической направленности: Экономика и управление, Сервис, Декоративно-прикладное искусство, Правоведение и правоохранительная деятельность; 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 38.03.04 Управление персоналом; 39.03.01 Социология; 39.03.02 Социальная работа; 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 49.03.01 Физическая культура – дисциплина «Философия» читается в 3 семестре.
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Таблица 3
Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Вид контактной работы, час. | Самостоятельная работа, час. | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практ. занятия | Др. формы контактной работы | Из них, в интерактивной форме | |||
Введение | 1 | Входной контроль | ||||
Тема 1. Предмет, особенности и значение философии | 1 | 2 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, ролевая игра | |
Тема 2. Античная философия | 2 | 2 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением | |
Тема 3. Философия Средневековья | 2 | 2 | 2 | Выступления с докладами, участие в групповой работе | ||
Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени (XIV – XVIII вв.) | 2 | 2 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, просмотр фильма с обсуждением | |
Тема 5. Немецкая классическая и марксистская философия | 2 | 2 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением | |
Тема 6. Современная западноевропейская философия | 2 | 2 | 2 | Устный опрос по вопросам, тест по истории западной философии | ||
Тема 7. Русская философия XIX–XX веков | 2 | 6 | 2 | Выступления с докладами, участие в групповой работе | ||
Тема 8. Проблемы онтологии | 1 | 4 | 2 | Терминологический диктант. Выступления с докладами, участие в групповой работе | ||
Тема 9. Человек, общество, история | 1 | 4 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением | |
Тема 10. Сознание и познание человека | 1 | 4 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением | |
Тема 11. Проблемы будущего человечества | 1 | 2 | 2 | Устный опрос по вопросам | ||
36 |
Экзамен
4.3. Содержание тем дисциплины
Тема 2 . Античная философия
Античная философия, ее исторические предпосылки, особенности, этапы развития – философия физиса (природы), средняя классика, высокая классика, философия эпохи эллинизма.
Философия физиса (природы) – Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты.
Средняя классика: переориентация сознания от космоса к человеку; учение софистов; жизнь и учение Сократа; этика киников и киренаиков.
Высокая классика: Учение Платона об идеальной реальности и о материи, о душе и теле, о познании, государстве. Аристотель, его наследие и классификация наук, критика учения Платона об идеях, учение о форме и материи, о теле и душе, мышлении, обществе, нравственности и государстве.
Философия эпохи эллинизма, ее исторические предпосылки и особенности; эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатонизм.
Пределы античного самосознания и значение античной философии.
Тема 8. Проблемы онтологии
Учение о бытии; монистические и дуалистические концепции бытия.
Проблема единства мира в философии. Смысл поиска единства мира, единого в многообразном. Категория субстанции как логическая основа понимания единства мира. Субстанция как причина самой себя, ее универсальность, самоопределение, самодвижение, качественная бесконечность. Материалистическое, идеалистическое, религиозное понимание субстанции (Ф. Энгельс о взаимосвязи и иерархии форм движения материи, Гегель об абсолютной идее как субстанции-субъекте мирового процесса, теоцентрическая система В.С. Соловьева).
Пространство и время. Движение и развитие. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Научная, философская и религиозная картины мира.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
в преподавании философии используются следующие формы:
▪ лекции;
▪ практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; делаются доклады, устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся дискуссии, просмотры видеоматериалов с их обсуждением, контрольные работы;
▪ самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, написание рефератов, контрольных работ, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточной аттестации – экзамену;
▪ тестирование по отдельным темам дисциплины, по модулям программы;
▪ научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включающая занятия студентов в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах;
▪ консультирование студентов по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Планы практических занятий для очной формы обучения
Тема 2. Античная философия
1. Периоды античной философии и их особенности.
2. Поиск первоначала в античной натурфилософии. Проблема соотношения чувства и разума в познании.
3. Учение Платона об идеях, душе, познании, диалектике, государстве.
4. Аристотель: критика «идей» Платона; учение о материи и форме; о причинах; о душе, мышлении, нравственности и государстве.
5. Общее и различное в учении стоиков, скептиков, эпикурейцев.
6. Главные идеи в неоплатонизме.
Темы сообщений:
1. Пифагор и пифагорейцы.
2. Этика Сократа, киников и киренаиков: сравнительный анализ.
3. Платон об идеях и о душе в диалогах «Федон», «Федр», «Теэтет».
4. Платон об идеальном государстве.
5. Этика Аристотеля.
6. Этика и образ жизни киников.
7. Философия и этика римских стоиков.
Тема 8. Проблемы онтологии
1. Смысл поиска единства мира, единого в многообразном.
2. Понятие субстанции. Материалистическое, идеалистическое, религиозное понимание субстанции и единства мира.
3. Философская, научная и религиозная картины мира.
Планы практических занятий для заочной формы обучения
И.А. Ильин о философии
Литература
Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1994.
Учение Платона об идеях
Литература
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.
Философия С.Л. Франка
Литература
Франк С.Л. Крушение кумиров // Сочинения. М., 1990.
Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.
Франк С.Л. По ту сторону «правого» и «левого» // Новый мир. 1990. № 4.
Франк С.Л. Религия и наука. // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
Наука и религия
Литература
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. М., 2001.
Лосев А.Ф. Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь // Студенческий меридиан, 1991.
Франк С.Л. Религия и наука // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
Человек, техника, общество
Литература
Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2.
Горохов В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники. М., 1998.
Философия техники: классическая, постклассическая, постнеклассическая: словарь / Под ред. Б.И. Кудрина. М.: Технетика, 2008.
Шитиков М. М. Философия техники. Екатеринбург, 2004.
Любви связующая нить
Литература
Антоний Сурожский, митрополит. Таинство любви. Беседы о христианском браке. М., 1996.
Зеньковский В.В. На пороге зрелости. М., 1991.
Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Сочинения в 2 т. Т.2.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
Льюис К. Любовь // Вопросы философии. 1989. № 8.
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет, особенности, основные разделы и функции философии.
2. Философская система. Различные принципы создания философских систем в истории философии. Приведите примеры.
3. Принципы и исторические формы материалистической, идеалистической, религиозной философии. Приведите примеры.
4. Учение Платона об идеях, душе, познании, диалектике, государстве.
5. Философское учение Аристотеля.
6. Особенности философии Средневековья. Учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
7. Особенности философии Возрождения. Протестантская этика и капитализм.
8. Ф. Бэкон и Р. Декарт о научном методе.
9. Идеология французских просветителей XVIII века.
10. Кант о роли чувств, воображения, рассудка и разума в познании. Этика Канта.
11. Строение философской системы Гегеля, его учение о диалектике, развитии сознания.
12. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
13. К. Маркс и Ф. Энгельс о социальной сущности человека, сознании и практике.
14. К. Маркс и Ф. Энгельс об источниках развития общества, периодизации истории, обосновании коммунизма.
15. Особенности современной западной философии. Характеристика одного из направлений (по выбору).
16. Русская философия XIX века: особенности отечественных и западных ориентаций; проблема «Россия-Европа» в работах П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, А.С. Пушкина, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина.
17. Ф.М. Достоевский о человеке, России, либеральной интеллигенции; анализ его легенды о Великом инквизиторе.
18. Н.Я. Данилевский о культурно-исторических типах, о России и Европе. 19. В.С.Соловьев о кризисе западной философии, Богочеловечестве и цельном знании.
20. Русская философия XX века: критика марксизма, материализма, атеизма, интернационализма, утопизма, ценностей технической цивилизации.
21. Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева.
22. С.Л. Франк о нигилизме, крушении кумиров.
23. Философия духовного опыта И.А. Ильина.
24. Н.О. Лосский об интуитивизме, свободе воли, ценностях, характере русского народа.
25. Учения о смысле жизни в русской философии (Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, С.Л. Франк и др. – по выбору).
26. Русская идея: история и современность (по работам Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, современных авторов – по выбору).
27. Проблема единства мира в философии.
28. Сознание человека. Уровни и формы общественного сознания.
29. Особенности научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком.
30. Теоретическое мышление, его особенности. Логические категории, их функции в познании.
31. Истина как процесс. Догматизм, релятивизм, субъективизм и диалектика на пути к истине. Критерии истины.
32. Наука, ее назначение. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
33. Особенности нравственного, эстетического и религиозного освоения мира человеком.
34. Культура и цивилизация.
35. Соотношение понятий: человек, личность, индивидуальность, индивид.
36. Общество, его структура. Основные сферы общества, их взаимное влияние друг на друга.
37. Техника, ее виды, причины ее развития; социальные последствия технического прогресса.
38. Проблема источников развития общества и периодизации истории: технологический, формационный, цивилизационный, теологический подходы.
39. Проблема направленности и смысла истории, различные модели истории.
40. Противоречия и глобальные проблемы современного мира. Проблема выбора Россией своего исторического пути.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
Философия: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А.Г. Спиркин. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2014. 828 с.
Философия: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В. П. Кохановский [и др.]; отв. ред. В. П. Кохановский. 23-е изд. Москва: КноРус, 2015. 368 с.
Дополнительная литература
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989. 607 с.
Булгаков С.Н. Сочинения в 2 томах. М., 1993.
Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1991.
Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. М.: Современник, 1989. 557 с.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991. 574 с.
Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.
Ильин И.А. История этических учений. // Собр. соч. М.: ПСТГУ, 2015. 656 с.
Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. М.: ФСТ: АСТ МОСКВА, 2006. 366 с.
Ильин И.А. Религиозный смысл философии: Три речи 1914 – 1923. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин. М.: АСТ: АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 285 с.
Киреевский И.В. Разум на пути к Истине. М.: Правило веры, 2002. 662 с.
Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Наука и религия. М., 2001.
Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937. Репринт.
Франк С.Л. Сочинения. 1990.
Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. / О. Шпенглер. М.: Мысль, 1993. Т. 1. 663 с.
Дополнительная научная литература
Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада / П. Дж. Бьюкенен. М.: АСТ, 2003. 444 с.
Гончаров С.З. Философия совершенства Ивана Ильина / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Урал. ин-т бизнеса, 2007. 551 с.
Громов М.Н. Идейные течения древнерусской мысли / М.Н. Громов, В.В. Мильков. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2001. 959 с.
Небольсин Е.А. Русская философия. Анализ истории. Уфа, 2013.
Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Ред. Р.Г. Апресян. М.: Альфа-М, 2009.
Судьба России: Национальная идея и ее исторические модификации: сб. ст. / Под ред. В.И. Копалова. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2003. 286 с.
Дополнительная учебная литература по истории и теории философии
Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. М.: ПСТГУ, 2006.
Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учеб. пособие для высш. шк. / В.Т. Звиревич. М.: Академический Проект, 2004. 416 с.
История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 книгах. / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: Греко-латинский кабинет, 1995-1999.
История русской философии: учеб. для вузов / Ред.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. 639 с.
Копалов В.И. Курс лекций по русской философии истории: учеб. пособие / В.И. Копалов. Екатеринбург, 2005. 384 с.
Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века. М., 2006.
Любутин К.Н. История западноевропейской философии. Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
Мареев С.Н. История философии (общий курс): учеб. пособ. / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. М.: Академический проект, 2004. 880 с.
Мораль: разнообразие понятий и смыслов. / Отв. ред. И сост. О.П. Зубец. М.: Альфа-М, 2014.
Реале Джованни. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб.: Петрополис, 1996-1997.
Философия. Ч. 1, 2. История философии: учеб. пособие для вузов / ред. В.И. Кириллов и др. М.: Юристъ, 2001.
Хрестоматии
О великом инквизиторе. Достоевский и другие: антология. М.: Молодая гвардия, 1992. 270 с.
Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 463 с.
Русская философия: конец XIX – начало XX века: антология. Учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петербругский ун-т, 1993. 592 с.
Русский космизм: антология. М.: Педагогика – Пресс, 1996. 368 с.
Смысл жизни: антология. М.: Прогресс – Культура, 1994. 592 с.
Сумерки богов: антология. М.: Политиздат, 1989. 398 с.
Философия: хрестоматия / Сост. В.Б. Рожковский, Д.Л. Устименко. Ростов-на-Дону, 2009.
Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч.1: От Лао-Цзы до Фейербаха. М.: ВЛАДОС, 1997. 448 с.
Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч.2: Западная философия. От Шопенгауэра до Дерриды. М.: ВЛАДОС, 1997. 528 с.
Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.3: Русская философия. От Нестора до Лосева: учеб. пособ. для вузов. М.: ВЛАДОС, 1997. 528 с.
Хюбнер А. Мыслители нашего времени: справочник по философии Запада XX века / А. Хюбнер. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. 312 с.
Человек : Древний мир – эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991. 463с.
Человек : XIX век. М.: Республика, 1995. 527 с.
Словари
Новейший философский словарь: словарь / под общ. ред. А.П. Ярещенко. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 668 с.
Русская философия: малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. 624 с.
Современный словарь по общественным наукам. / Сост. О.Г. Данильян и др. М.: Эксмо, 2007.
Философский словарь Владимира Соловьева: словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 463 с.
Философский энциклопедический словарь: словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 569 с.
Философы Франции: словарь / под общ. ред. И.И. Блауберг. М.: Гардарики, 2008. 320 с.
Электронные ресурсы
Электронная библиотека философа – книги, учебники, тексты. Режим доступа: www.gumer.info/bogoslov.../index_philos.php
Библиотека философской литературы. Режим доступа: nibiryukov.narod.ru/.../nbr_teach_library.htm
Библиотека «Вехи». Русская религиозная философия. Режим доступа: www.vehi.net
Философская литература в Интернете. Книги о философии. Режим доступа: medien.ru/filosofskaya-literatura
Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки» (полнотекстовые учебные и научные материалы по общественным и гуманитарным наукам). Режим доступа: http://auditorium.ru
Библиотека Максима Мошкова (электронная библиотека). Режим доступа: http://www.lib.ru
Материально-техническое обеспечение Дисциплины
В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, кинофильмы, видеомагнитофон, оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.
Приложение 1
Пример оформления 1-й страницы
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра философии, культурологии и искусствоведения
Контрольная работа
по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ
Приложение 2
Пример оформления 2-й страницы
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ильин И.А. о духовном и душевном…………………………………..5
Глава 2. Духовные качества и ценности человека……………………………...9
Глава 3. Духовные основы воспитания, семьи, Родины, государства….........15
Глава 4. Значение философии И.А. Ильина в воспитании ценностного
сознания личности………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………….........27
Рабочая программа дисциплины
«Философия»
Подписано в печать _______. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.___. Тираж ___ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………..4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО…………………………………….4
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….….…..5
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………..………..5
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….…...6
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…..…….…7
4.3. Содержание тем дисциплины…………………………………………9
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………...………..15
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………....….16
6.1. Планы практических занятий для очной формы обучения………..16
6.2. Планы практических занятий для заочной формы обучения……..22
6.3. Методические указания по написанию рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения…………23
6.4. Темы рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения………………………………………..….25
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………..31
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………..……….….34
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..…………..38
Приложение 1.…………………………………………………………………... 39
Приложение 2.…………………………………………………………………... 40
ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «Философия»:
усвоение студентами основного понятийного состава философии, развитие теоретического мышления, обоснованного мировоззрения, ценностного самосознания.
Задачи дисциплины – усвоение студентами:
• предмета, основных разделов, значения философии в культуре, в духовном развитии личности, в становлении специалиста;
• особенностей основных периодов и направлений философии;
• различных философских концепций сущности человека, природы сознания, закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком;
• специфики социальной реальности, целевого назначение сфер общества и социальных институтов, взаимоотношения государства и гражданского общества, закономерности развития техники, своеобразия культуры и цивилизации, особенностей ментальности и культуры России, многовекторности в историческом развитии общества.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной программы
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть учебных планов всех ОПОП университета по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01 Машиностроение; 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 39.03.01 Социология; 39.03.02 Социальная работа; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям); 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 49.03.01 Физическая культура.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
из курса «История»:
Знания: отличие социальной реальности от природной реальности, особенности различных исторических эпох и периодов в развитии России.
Умения: различать значение крупных событий в истории по тем или иным основаниям.
Владения: понятийное выражение содержания сознания.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Психология,
· Правоведение,
· Социология,
· Педагогика,
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Философия» направлена на формирование следующих компетенций:
Таблица 1
ФГОС направления подготовки | компетенция | содержание компетенции |
09.03.02 | (ОК-8) | осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе |
09.03.03 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
13.03.02 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
15.03.01 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
Продолжение таблицы 1
ФГОС направления подготовки | компетенция | содержание компетенции |
37.03.01 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
38.03.01 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
38.03.02 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
39.03.01 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
39.03.02 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
44.03.01 | (ОК-1) | способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения |
44.03.02 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
44.03.04 | (ОК-1) | способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения |
46.03.02 | (ОК-1) | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
49.03.01 | (ОК-1) | формирование мировоззренческой позиции |
По окончании изучения курса «Философия» студент должен:
знать:
- методологические основы научного познания;
- законы исторического и общественного развития;
уметь:
- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;
владеть:
- историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.
Таблица 2
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид работы | Форма обучения | |
очная | заочная | |
Кол-во часов | Кол-во часов | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 108 | 108 |
Контактная работа, в том числе: | 50 | 8 |
Лекции | 18 | 2 |
Практические (семинарские) занятия | 32 | 6 |
Другие виды контактной работы | - | - |
Самостоятельная работа*, в том числе: | 58 | 100 |
Изучение теоретического курса | 10 | 34 |
Самоподготовка к текущему контролю знаний | 4 | - |
Подготовка и защита реферата | 8 | - |
Контрольная работа | - | 30 |
Подготовка к экзамену | 36 | 36 |
Дисциплина «Философия» изучается группами обучающихся, разделенных на два потока. При этом общая и аудиторная нагрузка, а также формы отчетности в потоках не меняются.
I поток – направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилей технической направленности: Металлургия, Машиностроение и материалообработка, Энергетика, Транспорт, Информатика и вычислительная техника; 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01 Машиностроение; 22.03.02 Металлургия; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады – дисциплина «Философия» читается во 2 семестре.
II поток – направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилей гуманитарной и социально-экономической направленности: Экономика и управление, Сервис, Декоративно-прикладное искусство, Правоведение и правоохранительная деятельность; 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 38.03.04 Управление персоналом; 39.03.01 Социология; 39.03.02 Социальная работа; 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 49.03.01 Физическая культура – дисциплина «Философия» читается в 3 семестре.
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Таблица 3
Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Вид контактной работы, час. | Самостоятельная работа, час. | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практ. занятия | Др. формы контактной работы | Из них, в интерактивной форме | |||
Введение | 1 | Входной контроль | ||||
Тема 1. Предмет, особенности и значение философии | 1 | 2 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, ролевая игра | |
Тема 2. Античная философия | 2 | 2 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением | |
Тема 3. Философия Средневековья | 2 | 2 | 2 | Выступления с докладами, участие в групповой работе | ||
Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени (XIV – XVIII вв.) | 2 | 2 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, просмотр фильма с обсуждением | |
Тема 5. Немецкая классическая и марксистская философия | 2 | 2 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением | |
Тема 6. Современная западноевропейская философия | 2 | 2 | 2 | Устный опрос по вопросам, тест по истории западной философии | ||
Тема 7. Русская философия XIX–XX веков | 2 | 6 | 2 | Выступления с докладами, участие в групповой работе | ||
Тема 8. Проблемы онтологии | 1 | 4 | 2 | Терминологический диктант. Выступления с докладами, участие в групповой работе | ||
Тема 9. Человек, общество, история | 1 | 4 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением | |
Тема 10. Сознание и познание человека | 1 | 4 | 2 | 2 | Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением | |
Тема 11. Проблемы будущего человечества | 1 | 2 | 2 | Устный опрос по вопросам | ||
36 |
Экзамен
4.3. Содержание тем дисциплины
Тема 1. Предмет, особенности и значение философии
Философия: причины возникновения; ее предмет, особенности, составные части и цели. Основные философские позиции. Разделы философии (онтология, гносеология, антропология). Значение философии в культуре, духовном развитии личности, становлении специалиста.
Философская система, ее культурно-историческая обусловленность, возникновение, строение. Типы и виды систем философии. Преемственность и прерывность, историческое и логическое, необходимое и случайное в развитии философии.
Основные периоды в истории философии, их общие и отличительные признаки.
Тема 2 . Античная философия
Античная философия, ее исторические предпосылки, особенности, этапы развития – философия физиса (природы), средняя классика, высокая классика, философия эпохи эллинизма.
Философия физиса (природы) – Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты.
Средняя классика: переориентация сознания от космоса к человеку; учение софистов; жизнь и учение Сократа; этика киников и киренаиков.
Высокая классика: Учение Платона об идеальной реальности и о материи, о душе и теле, о познании, государстве. Аристотель, его наследие и классификация наук, критика учения Платона об идеях, учение о форме и материи, о теле и душе, мышлении, обществе, нравственности и государстве.
Философия эпохи эллинизма, ее исторические предпосылки и особенности; эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатонизм.
Пределы античного самосознания и значение античной философии.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.