Тема 1. Предмет, особенности и значение философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………..4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО…………………………………….4

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….….…..5

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………..………..5

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….…...6

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…..…….…7

4.3. Содержание тем дисциплины…………………………………………9

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………...………..15

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………....….16

6.1. Планы практических занятий для очной формы обучения………..16

6.2. Планы практических занятий для заочной формы обучения……..22

6.3. Методические указания по написанию рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения…………23

6.4. Темы рефератов для очной формы обучения и контрольных работ                   для заочной формы обучения………………………………………..….25

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………..31

7.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………..……….….34

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..…………..38

Приложение 1.…………………………………………………………………... 39

Приложение 2.…………………………………………………………………... 40

 

 



ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель освоения дисциплины «Философия»:

усвоение студентами основного понятийного состава философии, развитие теоретического мышления, обоснованного мировоззрения, ценностного самосознания.

Задачи дисциплины – усвоение студентами:

• предмета, основных разделов, значения философии в культуре, в духовном развитии личности, в становлении специалиста;

• особенностей основных периодов и направлений философии;

• различных философских концепций сущности человека, природы сознания, закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком;

• специфики социальной реальности, целевого назначение сфер общества и социальных институтов, взаимоотношения государства и гражданского общества, закономерности развития техники, своеобразия культуры и цивилизации, особенностей ментальности и культуры России, многовекторности в историческом развитии общества.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ     образовательной программы

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть учебных планов всех ОПОП университета по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01 Машиностроение; 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 39.03.01 Социология; 39.03.02 Социальная работа; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям); 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 49.03.01 Физическая культура.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

      из курса «История»:

Знания: отличие социальной реальности от природной реальности, особенности различных исторических эпох и периодов в развитии России.  

Умения: различать значение крупных событий в истории по тем или иным основаниям.

Владения: понятийное выражение содержания сознания.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Психология,

· Правоведение,

· Социология,

· Педагогика,

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Философия» направлена на формирование следующих компетенций:

                                                                                                     Таблица 1

ФГОС направления подготовки компетенция содержание компетенции
09.03.02  (ОК-8) осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе
09.03.03 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
13.03.02 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
15.03.01 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Продолжение таблицы 1

ФГОС направления подготовки компетенция содержание компетенции
37.03.01 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
38.03.01 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
38.03.02 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
39.03.01 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
39.03.02 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
44.03.01 (ОК-1) способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
44.03.02 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
44.03.04 (ОК-1) способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
46.03.02 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
49.03.01 (ОК-1) формирование мировоззренческой позиции

 

По окончании изучения курса «Философия» студент должен:

знать:

- методологические основы научного познания;

- законы исторического и общественного развития;

уметь:

- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

владеть:

- историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.   

 

        4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

  Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.

 

Таблица 2

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

 

 

 

Вид работы

Форма обучения

очная заочная
Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 108 108
Контактная работа, в том числе: 50 8
Лекции 18 2
Практические (семинарские) занятия 32 6
Другие виды контактной работы - -
Самостоятельная работа*, в том числе: 58 100
Изучение теоретического курса 10 34
Самоподготовка к текущему контролю знаний 4 -
Подготовка и защита реферата 8 -
Контрольная работа - 30
Подготовка к экзамену 36 36

Дисциплина «Философия» изучается группами обучающихся, разделенных на два потока. При этом общая и аудиторная нагрузка, а также формы отчетности в потоках не меняются.

I поток – направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилей технической направленности: Металлургия, Машиностроение и материалообработка, Энергетика, Транспорт, Информатика и вычислительная техника; 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01 Машиностроение; 22.03.02 Металлургия; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады – дисциплина «Философия» читается во 2 семестре.

II поток – направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилей гуманитарной и социально-экономической направленности: Экономика и управление, Сервис, Декоративно-прикладное искусство, Правоведение и правоохранительная деятельность; 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 38.03.04 Управление персоналом; 39.03.01 Социология; 39.03.02 Социальная работа; 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 49.03.01 Физическая культура – дисциплина «Философия» читается в 3 семестре.

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Таблица 3

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Вид контактной работы, час.

Самостоятельная работа, час.

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практ. занятия Др. формы контактной работы Из них, в интерактивной форме
Введение 1         Входной контроль
Тема 1. Предмет, особенности и значение философии 1 2   2 2 Участие в групповой работе, ролевая игра
Тема 2. Античная философия 2 2   2 2 Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением
Тема 3. Философия Средневековья 2 2     2 Выступления с докладами, участие в групповой работе
Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени (XIV – XVIII вв.) 2 2   2 2 Участие в групповой работе, просмотр фильма с обсуждением
Тема 5. Немецкая классическая и марксистская философия 2 2   2 2 Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением
Тема 6. Современная западноевропейская философия 2 2     2 Устный опрос по вопросам, тест по истории западной философии
Тема 7. Русская философия XIX–XX веков 2 6     2 Выступления с докладами, участие в групповой работе  
Тема 8. Проблемы онтологии 1 4     2 Терминологический диктант. Выступления с докладами, участие в групповой работе
Тема 9. Человек, общество, история 1 4   2 2 Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением
Тема 10. Сознание и познание человека 1 4   2 2 Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением
Тема 11. Проблемы будущего человечества 1 2     2 Устный опрос по вопросам
36

Экзамен

Итого по дисциплине (модулю) 18 32 12 58

 

 

4.3. Содержание тем дисциплины

Тема 2 . Античная философия

Античная философия, ее исторические предпосылки, особенности, этапы развития – философия физиса (природы), средняя классика, высокая классика, философия эпохи эллинизма.

Философия физиса (природы) – Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты.

Средняя классика: переориентация сознания от космоса к человеку; учение софистов; жизнь и учение Сократа; этика киников и киренаиков.

Высокая классика: Учение Платона об идеальной реальности и о материи, о душе и теле, о познании, государстве. Аристотель, его наследие и классификация наук, критика учения Платона об идеях, учение о форме и материи, о теле и душе, мышлении, обществе, нравственности и государстве.

Философия эпохи эллинизма, ее исторические предпосылки и особенности; эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатонизм.

Пределы античного самосознания и значение античной философии.

Тема 8. Проблемы онтологии

Учение о бытии; монистические и дуалистические концепции бытия.

Проблема единства мира в философии. Смысл поиска единства мира, единого в многообразном. Категория субстанции как логическая основа понимания единства мира. Субстанция как причина самой себя, ее универсальность, самоопределение, самодвижение, качественная бесконечность. Материалистическое, идеалистическое, религиозное понимание субстанции (Ф. Энгельс о взаимосвязи и иерархии форм движения материи, Гегель об абсолютной идее как субстанции-субъекте мирового процесса, теоцентрическая система В.С. Соловьева).

Пространство и время. Движение и развитие. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Научная, философская и религиозная картины мира.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

в преподавании философии используются следующие формы:

▪ лекции;

▪ практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; делаются доклады, устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся дискуссии, просмотры видеоматериалов с их обсуждением, контрольные работы;

▪ самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, написание рефератов, контрольных работ, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточной аттестации – экзамену;

▪ тестирование по отдельным темам дисциплины, по модулям программы;

▪ научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включающая занятия студентов в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах;

▪ консультирование студентов по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции.

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Планы практических занятий для очной формы обучения

 

Тема 2. Античная философия

1. Периоды античной философии и их особенности.

2. Поиск первоначала в античной натурфилософии. Проблема соотношения чувства и разума в познании.

3. Учение Платона об идеях, душе, познании, диалектике, государстве.

4. Аристотель: критика «идей» Платона; учение о материи и форме; о причинах; о душе, мышлении, нравственности и государстве.

5. Общее и различное в учении стоиков, скептиков, эпикурейцев.

6. Главные идеи в неоплатонизме.

Темы сообщений:

1. Пифагор и пифагорейцы.

2. Этика Сократа, киников и киренаиков: сравнительный анализ.

3. Платон об идеях и о душе в диалогах «Федон», «Федр», «Теэтет».

4. Платон об идеальном государстве. 

5. Этика Аристотеля.

6. Этика и образ жизни киников.

7. Философия и этика римских стоиков.

 

Тема 8. Проблемы онтологии

1. Смысл поиска единства мира, единого в многообразном.

2. Понятие субстанции. Материалистическое, идеалистическое, религиозное понимание субстанции и единства мира.

3. Философская, научная и религиозная картины мира.

 

Планы практических занятий для заочной формы обучения

И.А. Ильин о философии

Литература

Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1994. 

Учение Платона об идеях

Литература

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.

Философия С.Л. Франка

Литература

Франк С.Л. Крушение кумиров // Сочинения. М., 1990.

Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

Франк С.Л. По ту сторону «правого» и «левого» // Новый мир. 1990. № 4.

Франк С.Л. Религия и наука. // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

Наука и религия

Литература

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. М., 2001.

Лосев А.Ф. Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь // Студенческий меридиан, 1991.

Франк С.Л. Религия и наука // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

Человек, техника, общество

Литература

Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2.

Горохов В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

Философия техники: классическая, постклассическая, постнеклассическая: словарь / Под ред. Б.И. Кудрина. М.: Технетика, 2008.

Шитиков М. М. Философия техники. Екатеринбург, 2004.

Любви связующая нить

Литература

Антоний Сурожский, митрополит. Таинство любви. Беседы о христианском браке. М., 1996.

Зеньковский В.В. На пороге зрелости. М., 1991.

Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Сочинения в 2 т. Т.2.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Льюис К. Любовь // Вопросы философии. 1989. № 8.

 

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет, особенности, основные разделы и функции философии.

2. Философская система. Различные принципы создания философских систем в истории философии. Приведите примеры.

3. Принципы и исторические формы материалистической, идеалистической, религиозной философии. Приведите примеры.

4. Учение Платона об идеях, душе, познании, диалектике, государстве.

5. Философское учение Аристотеля.

6. Особенности философии Средневековья. Учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

7. Особенности философии Возрождения. Протестантская этика и капитализм.

8. Ф. Бэкон и  Р. Декарт о научном методе.

9. Идеология французских просветителей XVIII века.

10. Кант о роли чувств, воображения, рассудка и разума в познании. Этика Канта.

11. Строение философской системы Гегеля, его учение о диалектике, развитии сознания.

12. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

13. К. Маркс и Ф. Энгельс о социальной сущности человека, сознании и практике.

14. К. Маркс и Ф. Энгельс об источниках развития общества, периодизации истории, обосновании коммунизма.

15. Особенности современной западной философии. Характеристика одного из направлений (по выбору).

16. Русская философия XIX века: особенности отечественных и западных ориентаций; проблема «Россия-Европа» в работах П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, А.С. Пушкина, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина.

17. Ф.М. Достоевский о человеке, России, либеральной интеллигенции; анализ его легенды о Великом инквизиторе.

18. Н.Я. Данилевский о культурно-исторических типах, о России и Европе. 19. В.С.Соловьев о кризисе западной философии, Богочеловечестве и цельном знании.

20. Русская философия XX века: критика марксизма, материализма, атеизма, интернационализма, утопизма, ценностей технической цивилизации.

21. Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева.

22. С.Л. Франк о нигилизме, крушении кумиров.

23. Философия духовного опыта И.А. Ильина.

24. Н.О. Лосский об интуитивизме, свободе воли, ценностях, характере русского народа.

25. Учения о смысле жизни в русской философии (Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, С.Л. Франк и др. – по выбору).

26.  Русская идея: история и современность (по работам Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, современных авторов – по выбору).

27.  Проблема единства мира в философии.

28.  Сознание человека. Уровни и формы общественного сознания.

29.  Особенности научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком.

30.  Теоретическое мышление, его особенности. Логические категории, их функции в познании.

31.  Истина как процесс. Догматизм, релятивизм, субъективизм и диалектика на пути к истине. Критерии истины.

32.  Наука, ее назначение. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

33.  Особенности нравственного, эстетического и религиозного освоения мира человеком.

34.  Культура и цивилизация.

35.  Соотношение понятий: человек, личность, индивидуальность, индивид.

36.  Общество, его структура. Основные сферы общества, их взаимное влияние друг на друга.

37.  Техника, ее виды, причины ее развития; социальные последствия технического прогресса.

38.  Проблема источников развития общества и периодизации истории: технологический, формационный, цивилизационный, теологический подходы.

39.  Проблема направленности и смысла истории, различные модели истории.

40.  Противоречия и глобальные проблемы современного мира. Проблема выбора Россией своего исторического пути.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

                                       

Основная литература

Философия: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А.Г. Спиркин. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2014.  828 с.

Философия: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В. П. Кохановский [и др.]; отв. ред. В. П. Кохановский.  23-е изд.  Москва: КноРус, 2015. 368 с.

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989. 607 с.

Булгаков С.Н. Сочинения в 2 томах. М., 1993.

Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1991.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. М.: Современник, 1989. 557 с.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991. 574 с.

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

Ильин И.А. История этических учений. // Собр. соч. М.: ПСТГУ, 2015. 656 с.

Ильин И.А.  Путь духовного обновления / И.А. Ильин. М.: ФСТ: АСТ МОСКВА, 2006. 366 с.

Ильин И.А. Религиозный смысл философии: Три речи 1914 – 1923. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин. М.: АСТ: АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 285 с.

Киреевский И.В. Разум на пути к Истине. М.: Правило веры, 2002. 662 с.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Наука и религия. М., 2001.

Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937. Репринт.

Франк С.Л. Сочинения.  1990.

Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. / О. Шпенглер. М.: Мысль, 1993. Т. 1. 663 с.

 

Дополнительная научная литература

Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада / П. Дж. Бьюкенен. М.: АСТ, 2003. 444 с.

Гончаров С.З. Философия совершенства Ивана Ильина / С.З. Гончаров.  Екатеринбург: Урал. ин-т бизнеса, 2007. 551 с.

Громов М.Н. Идейные течения древнерусской мысли / М.Н. Громов, В.В. Мильков. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2001. 959 с.

Небольсин Е.А. Русская философия. Анализ истории. Уфа, 2013.

Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Ред. Р.Г. Апресян. М.: Альфа-М, 2009.

Судьба России: Национальная идея и ее исторические модификации: сб. ст. / Под ред. В.И. Копалова. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2003. 286 с.

 

Дополнительная учебная литература по истории и теории философии

Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. М.: ПСТГУ, 2006.

Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учеб. пособие для высш. шк. / В.Т. Звиревич. М.: Академический Проект, 2004. 416 с.

История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 книгах. / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: Греко-латинский кабинет, 1995-1999.

История русской философии: учеб. для вузов / Ред.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. 639 с.

Копалов В.И. Курс лекций по русской философии истории: учеб. пособие / В.И. Копалов. Екатеринбург, 2005. 384 с.

Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века. М., 2006.

Любутин К.Н. История западноевропейской философии. Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Мареев С.Н. История философии (общий курс): учеб. пособ. / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. М.: Академический проект, 2004. 880 с.

Мораль: разнообразие понятий и смыслов. / Отв. ред. И сост. О.П. Зубец. М.: Альфа-М, 2014.

Реале Джованни. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб.: Петрополис, 1996-1997.

Философия. Ч. 1, 2. История философии: учеб. пособие для вузов / ред. В.И. Кириллов и др. М.: Юристъ, 2001.

Хрестоматии

О великом инквизиторе. Достоевский и другие: антология. М.: Молодая гвардия, 1992. 270 с.

Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 463 с.

Русская философия: конец XIX – начало XX века: антология. Учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петербругский ун-т, 1993. 592 с.

Русский космизм: антология. М.: Педагогика – Пресс, 1996. 368 с.

Смысл жизни: антология. М.: Прогресс – Культура, 1994. 592 с.

Сумерки богов: антология. М.: Политиздат, 1989. 398 с.

Философия: хрестоматия / Сост. В.Б. Рожковский, Д.Л. Устименко. Ростов-на-Дону, 2009.

Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч.1: От Лао-Цзы до Фейербаха. М.: ВЛАДОС, 1997. 448 с.

Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч.2: Западная философия. От Шопенгауэра до Дерриды. М.: ВЛАДОС, 1997. 528 с.

Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.3: Русская философия. От Нестора до Лосева: учеб. пособ. для вузов. М.: ВЛАДОС, 1997. 528 с.

Хюбнер А. Мыслители нашего времени: справочник по философии Запада XX века / А. Хюбнер. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. 312 с. 

Человек : Древний мир – эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991. 463с.

Человек : XIX век. М.: Республика, 1995. 527 с.

Словари

Новейший философский словарь: словарь / под общ. ред. А.П. Ярещенко. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 668 с.

Русская философия: малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. 624 с.

Современный словарь по общественным наукам. / Сост. О.Г. Данильян и др. М.: Эксмо, 2007.

Философский словарь Владимира Соловьева: словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 463 с.

Философский энциклопедический словарь: словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 569 с.

Философы Франции: словарь / под общ. ред. И.И. Блауберг. М.: Гардарики, 2008. 320 с.

 

Электронные ресурсы

Электронная библиотека философа – книги, учебники, тексты. Режим доступа: www.gumer.info/bogoslov.../index_philos.php

Библиотека философской литературы. Режим доступа: nibiryukov.narod.ru/.../nbr_teach_library.htm

Библиотека «Вехи». Русская религиозная философия. Режим доступа: www.vehi.net

Философская литература в Интернете. Книги о философии. Режим доступа: medien.ru/filosofskaya-literatura

Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки» (полнотекстовые учебные и научные материалы по общественным и гуманитарным наукам). Режим доступа: http://auditorium.ru

Библиотека Максима Мошкова (электронная библиотека). Режим доступа: http://www.lib.ru

 

Материально-техническое обеспечение Дисциплины

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, кинофильмы, видеомагнитофон, оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.



Приложение 1

Пример оформления 1-й страницы

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский государственный 

 профессионально-педагогический университет»

 

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра философии, культурологии и искусствоведения

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ

Приложение 2

Пример оформления 2-й страницы

 

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Ильин И.А. о духовном и душевном…………………………………..5

Глава 2. Духовные качества и ценности человека……………………………...9

Глава 3. Духовные основы воспитания, семьи, Родины, государства….........15

Глава 4. Значение философии И.А. Ильина в воспитании ценностного

сознания личности………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….25

Литература………………………………………………………………….........27

 

 

Рабочая программа дисциплины

«Философия»

 

Подписано в печать _______. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.___. Тираж ___ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………..4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО…………………………………….4

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….….…..5

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………..………..5

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….…...6

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…..…….…7

4.3. Содержание тем дисциплины…………………………………………9

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………...………..15

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………....….16

6.1. Планы практических занятий для очной формы обучения………..16

6.2. Планы практических занятий для заочной формы обучения……..22

6.3. Методические указания по написанию рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения…………23

6.4. Темы рефератов для очной формы обучения и контрольных работ                   для заочной формы обучения………………………………………..….25

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………..31

7.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………..……….….34

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..…………..38

Приложение 1.…………………………………………………………………... 39

Приложение 2.…………………………………………………………………... 40

 

 



ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель освоения дисциплины «Философия»:

усвоение студентами основного понятийного состава философии, развитие теоретического мышления, обоснованного мировоззрения, ценностного самосознания.

Задачи дисциплины – усвоение студентами:

• предмета, основных разделов, значения философии в культуре, в духовном развитии личности, в становлении специалиста;

• особенностей основных периодов и направлений философии;

• различных философских концепций сущности человека, природы сознания, закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком;

• специфики социальной реальности, целевого назначение сфер общества и социальных институтов, взаимоотношения государства и гражданского общества, закономерности развития техники, своеобразия культуры и цивилизации, особенностей ментальности и культуры России, многовекторности в историческом развитии общества.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ     образовательной программы

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть учебных планов всех ОПОП университета по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01 Машиностроение; 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 39.03.01 Социология; 39.03.02 Социальная работа; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям); 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 49.03.01 Физическая культура.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

      из курса «История»:

Знания: отличие социальной реальности от природной реальности, особенности различных исторических эпох и периодов в развитии России.  

Умения: различать значение крупных событий в истории по тем или иным основаниям.

Владения: понятийное выражение содержания сознания.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Психология,

· Правоведение,

· Социология,

· Педагогика,

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Философия» направлена на формирование следующих компетенций:

                                                                                                     Таблица 1

ФГОС направления подготовки компетенция содержание компетенции
09.03.02  (ОК-8) осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе
09.03.03 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
13.03.02 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
15.03.01 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Продолжение таблицы 1

ФГОС направления подготовки компетенция содержание компетенции
37.03.01 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
38.03.01 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
38.03.02 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
39.03.01 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
39.03.02 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
44.03.01 (ОК-1) способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
44.03.02 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
44.03.04 (ОК-1) способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
46.03.02 (ОК-1) способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
49.03.01 (ОК-1) формирование мировоззренческой позиции

 

По окончании изучения курса «Философия» студент должен:

знать:

- методологические основы научного познания;

- законы исторического и общественного развития;

уметь:

- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

владеть:

- историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.   

 

        4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

  Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.

 

Таблица 2

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

 

 

 

Вид работы

Форма обучения

очная заочная
Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 108 108
Контактная работа, в том числе: 50 8
Лекции 18 2
Практические (семинарские) занятия 32 6
Другие виды контактной работы - -
Самостоятельная работа*, в том числе: 58 100
Изучение теоретического курса 10 34
Самоподготовка к текущему контролю знаний 4 -
Подготовка и защита реферата 8 -
Контрольная работа - 30
Подготовка к экзамену 36 36

Дисциплина «Философия» изучается группами обучающихся, разделенных на два потока. При этом общая и аудиторная нагрузка, а также формы отчетности в потоках не меняются.

I поток – направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилей технической направленности: Металлургия, Машиностроение и материалообработка, Энергетика, Транспорт, Информатика и вычислительная техника; 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01 Машиностроение; 22.03.02 Металлургия; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады – дисциплина «Философия» читается во 2 семестре.

II поток – направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилей гуманитарной и социально-экономической направленности: Экономика и управление, Сервис, Декоративно-прикладное искусство, Правоведение и правоохранительная деятельность; 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 38.03.04 Управление персоналом; 39.03.01 Социология; 39.03.02 Социальная работа; 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 49.03.01 Физическая культура – дисциплина «Философия» читается в 3 семестре.

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Таблица 3

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Вид контактной работы, час.

Самостоятельная работа, час.

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практ. занятия Др. формы контактной работы Из них, в интерактивной форме
Введение 1         Входной контроль
Тема 1. Предмет, особенности и значение философии 1 2   2 2 Участие в групповой работе, ролевая игра
Тема 2. Античная философия 2 2   2 2 Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением
Тема 3. Философия Средневековья 2 2     2 Выступления с докладами, участие в групповой работе
Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени (XIV – XVIII вв.) 2 2   2 2 Участие в групповой работе, просмотр фильма с обсуждением
Тема 5. Немецкая классическая и марксистская философия 2 2   2 2 Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением
Тема 6. Современная западноевропейская философия 2 2     2 Устный опрос по вопросам, тест по истории западной философии
Тема 7. Русская философия XIX–XX веков 2 6     2 Выступления с докладами, участие в групповой работе  
Тема 8. Проблемы онтологии 1 4     2 Терминологический диктант. Выступления с докладами, участие в групповой работе
Тема 9. Человек, общество, история 1 4   2 2 Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением
Тема 10. Сознание и познание человека 1 4   2 2 Участие в групповой работе, доклады с интерактивным сопровождением
Тема 11. Проблемы будущего человечества 1 2     2 Устный опрос по вопросам
36

Экзамен

Итого по дисциплине (модулю) 18 32 12 58

 

 

4.3. Содержание тем дисциплины

Тема 1. Предмет, особенности и значение философии

Философия: причины возникновения; ее предмет, особенности, составные части и цели. Основные философские позиции. Разделы философии (онтология, гносеология, антропология). Значение философии в культуре, духовном развитии личности, становлении специалиста.

Философская система, ее культурно-историческая обусловленность, возникновение, строение. Типы и виды систем философии. Преемственность и прерывность, историческое и логическое, необходимое и случайное в развитии философии.

Основные периоды в истории философии, их общие и отличительные признаки.

Тема 2 . Античная философия

Античная философия, ее исторические предпосылки, особенности, этапы развития – философия физиса (природы), средняя классика, высокая классика, философия эпохи эллинизма.

Философия физиса (природы) – Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты.

Средняя классика: переориентация сознания от космоса к человеку; учение софистов; жизнь и учение Сократа; этика киников и киренаиков.

Высокая классика: Учение Платона об идеальной реальности и о материи, о душе и теле, о познании, государстве. Аристотель, его наследие и классификация наук, критика учения Платона об идеях, учение о форме и материи, о теле и душе, мышлении, обществе, нравственности и государстве.

Философия эпохи эллинизма, ее исторические предпосылки и особенности; эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатонизм.

Пределы античного самосознания и значение античной философии.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 217.