Характер – это комплекс стилевых характеристик, проявляется в выборе отношения к себе, к окружающим.
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы характера, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённых психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим психогенным воздействиям.
Акцентуанты – это те, у которых определённые черты характера ярко выражены.
Акцентуации ярко выражены у подростков. Акцентуация проявляется при ослаблении контроля (стресс, срыв, истощение и др.).
Классификация акцентуации характера (разработана группой учёных во главе с А.Е. Личко):
1. Гипертимная акцентуация характера. Черты: высокая подвижность, общительность, озорство, высокая самостоятельность, дети-поисковики, любят компании, в которых они командуют. Трудность при поступлении в школу, т.к. не любят скучной монотонной работы.
Основная черта – повышенное настроение, оптимизм, самостоятельность, находчивость, контактность (легко вступают в контакт с незнакомыми людьми), экстравертность, неутомимость (сильная нервная система), то есть выносливы физически и психически. Определённая легкомысленность контактов, т.е. неразборчивы в общении.
Отрицательная реакция на одиночество, навязывание чужой воли, ограничение активности, осознание явных промахов.
Ситуации, провоцирующие срыв:
Ø строго регламентированный дисциплинарный режим;
Ø одиночество, лишение контактов;
Ø отсутствие возможности применить энергию;
Ø вынужденное безделье;
Ø работа, требующая усидчивости и аккуратности.
Характерны: выраженная реакция эмансипации; реакция увлечения – как правило, поверхностны и быстро проходят; характерны яркие сексуальные влечения, начинают половую жизнь раньше остальных, только потому что это для них что-то новое и интересное.
Самооценка вполне адекватна, они искренни, могут лгать по ситуации.
Гипертимы – это неформальные лидеры, не склонны к зависимости (алкоголю, наркотикам), но могут пристраститься, т.к. это для них что-то новое.
Меры профилактики срывов:
ü постоянная занятость;
ü лидерство;
ü постоянная новизна впечатлений;
ü ограничить форму его опеки, форму регламентации, но полная безнадзорность противопоказана.
2. Циклоидная акцентуация характера – встречается не часто. В детстве ничем не отличаются от своих сверстников до 15-16 лет. Большинство учёных это связывают. Этот тип проявляется в том, что жизнедеятельность человека проходит в цикличности жизни.
Первая субдепрессивная фаза проявляется в апатии – нежелании что-либо делать, сниженной работоспособности, с утра упадок сил, учиться становится труднее, общество сверстников раздражает, падает аппетит, пессимистическое настроение, мелкие неприятности воспринимаются как крупные. Эта фаза тянется 1-2 недели. После спада следует подъём (1 месяц и более).
Первая субдепрессивная фаза самая опасная, потому что она первая, новая. Фаза обострённой чувствительности к окружающей среде, вплоть до суицида.
Ситуации, провоцирующие срыв:
Ø ломка жизненного стереотипа (переезд в другой город, т.е. новая ситуация);
Ø укоры, обвинения со стороны значимых людей;
Ø хроническая психотравматизация (постоянное подтверждение некчёмности).
Выраженные нарушения нормы поведения у них не склонны, не склонны к наркотикам, алкоголю.
Меры профилактики срывов:
ü щадящий режим, т.е. переждать, снизить нагрузки.
В дальнейшей жизни реакции смягчаются.
3. Эмоционально-лабильная акцентуация характера. В детстве ничем не отличаются от своих сверстников, кроме соматической ослабленности.
Главная черта: частое изменение настроения, но только во внешнем проявлении, внутренняя структура не меняется. В друге неосознанно ищут психотерапевта, очень преданы и зависимы от таких людей.
Избегают лидерства, не хотят и не становятся лидерами. Очень чутки к знакам внимания, похвале. Реакции эмансипации нет; хобби эгоцентрические, но в компании (информационно-коммуникативные). В сексуальном влечении – флирт и ухаживание.
Ситуации, провоцирующие срыв:
Ø хронические неприятности;
Ø утрата близких людей (разрыв, развод и др.);
Ø отвержение со стороны значимых лиц.
Формы срыва – невротические реакции, неврозы астенические, возможны варианты навязчивости. Очень ценны как помощники, исполнительны.
Меры профилактики срывов:
ü чувствительность к знакам внимания (улыбка, ласковое слово).
4. Астено-невротическая акцентуация характера. Детей этих видно с детства, проявляются признаки астено-невротических реакций.
Черты: повышенная утомляемость, умственная невыносливость, повышенная раздражительность, ипохондричность (очень чувствительно относятся к проблемам своего здоровья, тревога по поводу своего здоровья: у мальчиков болит сердце, у девочек разнообразней).
Ипохондрики истинно верят в нездоровье. Делинквентность – асоциальные формы поведения. Девиация – отклонение от нормы (нарушение социального реагирования). Делинквентность не свойственна, побеги тоже. Сексуальное влечение – быстро истощающиеся вспышки.
Ситуации, провоцирующие срыв:
Ø напряжённые умственные нагрузки;
Ø любые события, провоцирующие ипохондричность.
Слабая нервная система. Срывы – астено-невротический невроз, неврастения, иногда истерия.
Меры профилактики срывов:
ü разумная дозировка нагрузок;
ü специфическая психотерапия на основе тщательного всестороннего обследования – объективизация состояния здоровья;
ü внешняя объективизация проблем в здоровье.
5. Сензитивная акцентуация характера (чувствительные). Ярко проявляется лет в 15-16. Чрезмерная чувствительность и впечатлительность в сочетании с высокими моральными требованиями к себе. В детстве более пугливые, боялись темноты, им присущи застенчивость и робость.
В подростковом возрасте основные черты: чувствительность, впечатлительность, высокие моральные требования, боятся выступать перед классом, интроверты, повышенное чувство долга, самокритичны, трудолюбивы. Оказываются на организаторских постах, но это лишь формальные лидеры. Реакция эмансипации выражена слабо.
Иногда чувство самокритичности сопряжённое с успешностью формирует комплекс неполноценности, может инициировать гиперкомпенсацию (телесно-мануальное хобби, рокерский вариант).
При благоприятных результатах могут показать положительные результаты в интеллектуальности. Срывы происходят в 39-40 лет – успешные, достигшие каких-то успехов могут получить инфаркт.
Ситуации, провоцирующие срыв:
Ø смена сложившегося стереотипа (переход в др. коллектив);
Ø проверки, экзамены, контрольные работы;
Ø необходимость общаться со множеством новых людей;
Ø насмешки или подозрения в неблаговидных поступках.
Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту. Склоны к пассивному отказу, но не способны к подлости из-под тешка.
Меры профилактики срывов:
ü осторожность в плане моральных оценок;
ü не стоит выдвигать на лидерство;
ü не разнообразить внешнюю коммуникативную среду.
6. Психастеническая акцентуация характера. В детстве: моторная неловкость, интеллектуальные интересы, разнообразные страхи. Физические развлечения для них менее престижны, чем интеллектуальные. Страхи: то, что может случится с ними, с их близкими, друзьями.
Черты в подростковом возрасте: нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность, любовь к самоанализу, лёгкость возникновения навязчивости (мнительность). Боятся самостоятельного выбора, подсознательно стремятся переложить этот выбор, из чего следует, что они склонны к ритуалам, приметам и т.д., снижая свою внутреннюю тревогу. Нужно создать для него не тревожную ситуацию.
Ситуации, провоцирующие срыв:
Ø ситуация выбора и самостоятельной ответственности.
Меры профилактики срывов:
ü не создавать ситуации срывов, опека.
7. Шизоидная акцентуация характера. Главные черты: замкнутость, неспособность и не желание устанавливать контакты. Классические интроверты, живут в своём мире, имея необычные интересы.
В силу того, что они интравертированы происходит суженный эффект "зеркала", не могут ловить ситуации, т.е. идут в диссонанс с окружающими, из-за чего производят впечатление странных, злых. Их характеризуют как людей парадоксальных, т.е. они могут быть холодными и чувствительными, упрямыми и податливыми, настороженными и легковерными. Рассуждения сочетаются с нелогическими поступками. Склонны к накоплению эмоционального напряжения, не склонны сразу отдать. Шизоид не предсказуем.
Ситуации, провоцирующие срыв:
Ø широкий круг неформальных контактов, т.е. не готовы к неформальным контактам;
Ø не любят, когда ему лезут в душу.
Меры профилактики срывов:
ü не нарушать суверенитет;
ü тёплые, доверительные отношения, но формальные;
ü демонстрация формальных отношений.
8. Истероидная акцентуация характера. Проявляется с детства. Главные черты: беспредельный эгоцентризм, жажда внимания, восхищения, сочувствия; к нему можно относится с негодованием и ненавистью, но только не безразлично. Всё остальное питается этой чертой. Они внушаемы только той информацией, которая для него интересна, т.е. внушаемы избирательно. Кажется, что истероид эмоционален, но он только внешне такой, внутри остаётся любящим только себя.
В подростковом возрасте проявляется: бегство в болезнь (болезнь яркая, интересная); суицидальные демонстрации (отличается обильной "сигнализацией" – записки, громкие слова; способы из жизни безопасны, чтобы быстро спасли); побеги (недалеко); лёгкая алкоголизация. Реакции компенсации, имитации, кажется, что склонен к эмансипации, но это не так; реакция группирования – стремление к лидерству; хобби – организаторские, много театральной игры.
Ситуации, провоцирующие срыв:
Ø ущемляется самолюбие;
Ø утрата внимания;
Ø развенчанная исключительность.
9. Эпилептоидная акцентуация характера. Основные черты: склонность к дисфории (злобно-тоскливые разряды настроения); склонность к накоплению эмоционального напряжения; аффективная взрывчатость, инертность, ригидность, негибкость. В состоянии ярости только связать. Педантизм, неуступчивость, инертная сильная нервная система.
Ситуации, провоцирующие срыв:
Ø ущемление их интересов (организация среды обитания);
Ø возможность проявления деспотической власти бесконтрольно.
Меры профилактики срывов:
ü относиться с пониманием;
ü приспособиться к нему.
10. Неустойчивая акцентуация характера. Самая сложная для коррекции. Крайняя неустойчивость поведения; недостаток воли (люди, которые плывут по течению). В детстве: непоседливы, не послушны, но трусливы, легко подчиняются другим людям. В школе нет желания учиться. Ищут, где легче. Коррекция с опорой на внешние рычаги: подключение к группам.
Типы могут сочетаться, т.е. смешанные типы – соединение двух типов акцентуации характера:
I. Промежуточные – это равноправное объединение двух типов, берёт "плюсы от обеих" и человек становится менее ранимым к неустойчивым ситуациям:
· лабильно-циклоидный;
· лабильно-астенический;
· лабильно-сензитивный;
· астено-сензитивный;
· шизоидно-сензитивный;
· шизоидно-психастенический;
· шизоидно-эпилептоидный;
· шизоидно-истероидный;
· эпилептоидно-истероидный.
II. Амальгамные – напластование черт одного типа на ядро другого, но срыв пойдёт по ядру (в силу неправильного воспитания и т.д.).
Псевдо-компенсаторные механизмы:
§ гипертимно-неустойчивый;
§ гипертимно-истероидный (больше манипулятор);
§ лабильно-истероидный;
§ шизоидно-неустойчивый;
§ эпилептоидно-неустойчивый;
§ лабильно-неустойчивый;
§ истероидно-неустойчивый.
Эпилептоидный тип акцентуации характера
1.Склонность к дисфории (злобные тоскливые разряды настроения)
2.Склонность к накоплению эмоционального напряжения
3.Аффективная взрывчатость (ярость – только «связать»)
4.Эмоционально поведенческая вязкость – негибкость
5.Неустойчивость
6.Педантизм
Инертная сильная нервная система – уже в детстве невыгодно отличается от своих сверстников. Формируются специфические механизмы приспособления (достать тетрадь – инертный любит порядок, заранее готовится.)
Ситуации, провоцирующие срывы:
1.Когда ущемляются их интересы
2.Возможность проявления деспатической власти бесконтрольно.
3.Хороший руководитель, если над ним кто – то есть.
4.Избегает
Меры профилактики и коррекции:
1.Не допускать ситуации конфликтов
2.Организация внешней среды.
Юность – начало взрослой жизни
Взрослая личность – это саморазвивающая личность
ССР – социальная ситуация развития
ВД – ведущая деятельность
Н – новообразование
Человек сам может выбирать социальную среду развития. Среда требует от человека активности. Н стимулирует ССР ведёт к ВД
Юность 17-23 года
Переход 17 18 лет. Человек входит в самостоятельную жизнь, если подростковый период проходил гладко, то он подготовлен к крупным переменам.
Юность – микропереход к социальной жизни (выбирает ту деятельность, где он будет работать во взрослом возрасте). Возрастает реализация потребностей в самораспределении.
Молодость 24-30 лет время путешествий, время поиска себя:
1.Выработка индивидуальности, своей ситуации развития
2.Оканчательное осознания себя, как взрослого человека
3.Осознание нереального характера подростковых мечтаний
4.Образование семьи, период осёдлости
5.Ведущая деятельность – это профессиональная специализация
Кризис переход к рассвету около 30 лет
Один из самых посильных нормативных кризисов – осознание человеком своей смертности. Кризис оценки и принятия новых решений
Период расцвета 31 – 40 лет- полная реализация своего потенциала - акмиология «вершина» - жизнь личности проявление внутреннего потенциала. Максимум открытий, прорывы, яркие проявления в творчестве. В 35-36 лет – физиологический расцвет, накапливается опыт, человек знает «что, сколько стоит», опыт – определённый регулятор и тормоз.
Кризис Перехода к зрелости, кризис середины жизни – взрыв в 40-42 года
«Полёты во сне и наяву» Янковский – главный герой.
«Я знаю, какой я есть, я могу себя критически оценивать» - если это есть, то кризис проходит легко. Мужчины более ориентируются на социум, у них протекает тяжелей «мы становимся не такими нужными».
У успешных мужчин – пик разводов, уходят к молодым.
Женщины – уравновешенны семейными отношениями, если семьи нет – тяжелее.
Период завершён определённым результатом.
Зрелость 40 – 45 лет вершина жизненного пути личности, а особенно, когда человек здоров, полон сил, знаний, опыта. Вершина, но не конечный этап. Циклический путь развития. Поступательный – личность развивается по нарастающей.
Основные характеристики Зрелости:
1.Стабильное социальное положение.
2.Статус семьянина
3.Вопрос о смысле жизни, чего я достиг?
Нормативный кризис 50 – 55 лет – новое осознание своих возрастных перестроек и предание им определённого личностного смыла. Два пути или пойдет по циклу дальше вверх, человек берёт на себя сознательно другую ситуацию и организует систему требований, которая не даёт Мозгу уснуть или человек соглашается «Хватит, я хочу заняться собой!» - ССР – отдыхательнощадящий, сужается объём требований
Мудрость – это определённое состояние духа, смысл которого в установлении связи и преемственности явлений окружающей жизни.
Мудрость – взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно. Мудрость возникает только у настоящего субъекта, который может предать свои интересы.
Пожилой возраст 55 – 75 лет
Старческий возраст 75 – 90 лет
Период долгожительства.
«Старость – это живая могила» Мартин Лютер
«Старость – это дурная привычка, для которой у активного человека нет времени!» (Андре Моруа)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 204.