Великая Мать Макошь, Небесная Пряха, прядущая Нити Судеб всего сущего, Единая в двух Ликах, почитается нами как Божественная Супруга и, в каком-то смысле, одна из ипостасей Самого Велеса. Два Её Лика, почитаемые одновременно и как самостоятельные Божества, — Жива (Доля, Среча[107]) и Мара (Недоля, Несреча) — олицетворяют собой Жизнь и Смерть, лето и зиму, родящее лоно матери и могилу как Лоно Матери Сырой Земли.
Жива — Светлый Лик Матери Макоши, «Летняя» Супруга Вещего Бога. Как Бог, связанный с плодородием, Велес Дородный, одно из Имён Которого — Жив, составляет с Живой Супружескую пару, подобную скандинавской паре Фрейр-Фрейя.
В западнославянской мифологии Жива — главное Женское Божество (в земле полабов, согласно хронике Гельмольда, XII в.). Как и польская Богиня Жизни Zywye (по хронике Я. Длугоша, XV в.), Она олицетворяет Силу Жизни как таковой и противостоит мифологическим олицетворениям Смерти, воплощённым в образах Мары-Морены и многочисленных Навьих духов (мар и мороков) из свиты Навьей Владычицы — Тёмной «Половины» Вещего Бога.
Мара — Тёмный Лик Матери Макоши, «Зимняя» Супруга Вещего Бога. Её Имя восходит к общему индоевропейскому корню mar / mor, связанному со смертью (мором). Не случайно одно из Имён Велеса Кощного — Мор.
Мара-Морена — Богиня Смерти и зимнего оцепенения Природы, Владычица Ночи, воплощение Леденящего Дыхания Велеса Зимнего — Мороза (также от корня мор). В мифологии западных славян Ей соответствуют: польская Маржана, отождествляемая Я. Длугошем с римской Богиней Подземного мира Церерой, чешская Морана, отождествляемая с греческой Богиней мрака и чародейства Гекатой (древние авторы, говорящие о Божествах славян-язычников, упоминали о Морене как о Богине вроде Гекаты и Деметры — несущей одновременно смерть и плодородие) и др. Белорусская Мара — «нечисть», сходная по функциям с марой низшей мифологии народов Европы, олицетворяет собой, в частности, злой дух, садящийся ночью на грудь спящего и вызывающий удушье. Представление о Маре как о воплощении ночного кошмара запечатлено в польском zmora («кошмар»), француском cauchemar («кошмар»), английском nightmare («кошмар», от night — «ночь») и др.
Сын Велеса — Ярый Ярила
Ярила (белорусск. Ярыло; серб.-хорв. Jарило; Яровит — ближайший аналог у балтийских славян и т.д.) — сын Отца Велеса и Матери Макоши — олицетворяет собой Жизненную силу, проявляющую себя в Солнечной яри, земном плодородии, половом влечении и т.п., — вплоть до Воли к Жизни как таковой. Также Ярила — Бог воинской ярости и Грозный Волчий Пастырь (ср.: «Что волк взял — то Ярило дал»).
Наиболее почитаем в народе Ярила как Бог, олицетворяющий, прежде всего, ярь Весеннего Солнца, творящего Зарод Матери Сырой Земле. По весне приезжает Он к людям на Золотогривом коне в облике прекрасного Юноши, босого, в широкой льняной рубахе, держащего в руках сноп колосьев и мёртвый костяк[108] — знаки Его владычества над силами Жизни и Смерти, в окружении русалочьих хороводов и духов пробуждающейся после зимнего сна Природы. А на «макушку лета», на Купалу — ложится Ярила на погребальную Краду в виде седобородого Старца, обликом похожий на Отца Своего — Мудрого Велеса, дабы Юношей Младым вернуться на Землю следующей весной...
Славься, Свет-Ярила Могучий,
Яри, ясное Солнце красное!
Да пребудет Сила Твоя Ярая,
Неистощимая, Всеблагая —
В Сердцах наших вовек!
От Кола до Кола!
Слава Яриле! Гой!
Слава Роду!
[1998]
Огневеда
Ведай:
1. Есть Златой Огонь — во Кругах Небес[1].
2. Есть Красный Огонь — в пламени костра[2].
3. Есть Белый Огонь — Сердце всех Огней[3].
4. Есть Чёрный Огонь, что ведом лишь Богам[4]
5. Есть Незримый Огнь — Сила Родова во всех и во всём, — всё из Коего[5];
6. Его Выдох — что твоё рожденье, Его Вдох — что твоя смерть[6]...
7. Истинно, так!
Толкование сему:
[1] Златой Огонь — Священное Пламя Златой Сварги, Обители Богов, Небесной Тверди над синими Хлябями Небесными (зримым небом). Золотое Пламя горит в Сварожьей Кузне, рассыпая вокруг Золотые Искры. Золотым Светом сияет Солнце Правды в Обители Сердца.
[2] Красный Огонь — Красное Пламя Жизни, Огонь Земной, согревающий всяк живот в Яви, а также Священный Огонь Родового Очага.
[3] Белый Огонь — Сварожий Огонь, Белое Пламя Творения. «Сердце» Огня Небесного и Огня Земного.
[4] Чёрный Огонь — Чёрное Пламя Растворения. Пекельное Пламя, не разливающее свет, но вбирающее его в себя. Сокровенный, «Тёмный» для разумения Огонь Вещего Бога. Тайное Пламя Велесовой Мудрости, символизирующее собой Шуйный путь и всех идущих по нему.
[5] Незримый Огонь — Тот, Что горит во всём сущем, Родово Пламя, Кое превыше жизни и смерти. Пламя Духовного Присутствия Всебога во всём сущем.
[6] Выдох Всебога — рождение всего сущего во Всемирьи, Его Вдох — возвращение к Источнику. В Духовном смысле, Выдох и Вдох Рода символизируют Собой Десный путь (путь изнутри наружу — от Духовного к мирскому) и Шуйный путь (путь снаружи внутрь — от мирского к Духовному, возвращение Домой).
Великий Сварожий Триглав — Сварог-Перун-Велес — может быть образно представлен Огнём с тремя языками пламени — Белым, Красным и Чёрным:
1) Сварог — Правь — Белое Пламя Творения;
2) Перун — Явь — Красное Пламя Жизни;
3) Велес — Навь — Чёрное Пламя Растворения.
Слава Роду!
[1998; толкование 2008]
Явь-Навь-Правь
1. Мир держится на равновесии двух начал: Яви и Нави, олицетворённых образами Белобога и Чернобога. Явь — мир Живых, «Дневной» мир; Навь — мир Закрадный, «Ночной», скрытый от глаз живых людей (но не волхвов!..). Конечно, было бы ошибкой сказать, что эти два мира никак не пересекаются, — фактически, они являются двумя сторонами Единого Целого. Лишь профан скажет, что они несовместимы, обладающий некоторым мистическим опытом увидит их взаимопроникающими, мудрый же констатирует их изначальное ЕДИНСТВО. Практически каждый человек в определённом состоянии сознания может соприкоснуться с миром Нави, но делающий это бездумно, из чистого любопытства смешивающий Силы Яви и Нави — мира Живых и мира Мёртвых, — попирает тем Законы Сварога, разделившего Явь и Навь на Заре Времён.
2. Когда на земле (в мире Яви) наступает ночь, сияющая Солнечная Колесница, которой правит Сам Трисветлый Даждьбог, проносится по небу мира Мёртвых, и Щит Даждьбога с изображённым на нём блистающим Восьмиконечным Коловратом, символом Совершенства, освещает мир Нави. Но обитатели Подземного мира не имеют возможности лицезреть Солнце, каким видим его мы, живые. Когда в их мире наступает «рассвет», они видят, как из-за линии горизонта, окрашивая тёмно синие, почти чёрные небеса тусклыми багровыми бликами, поднимается зловещее кроваво-красное Солнце — Рудяное Солнце Мёртвых, освещая призрачный, населённый тенями-навиями, серо-чёрный мир Ящера — владения Чернобога и Морены. Никто из обычных смертных, кроме великих героев и мудрых волхвов, не может выдержать этого зрелища, не повредившись рассудком. Некоторые люди, живущие не по Законам Прави, находясь на смертном одре или будучи сражены тяжёлым недугом, ещё при жизни в Яви видят отдельные образы и отрывки картин из Подземного мира, что приводит их в неописуемый ужас. Врачи и близкие обычно считают эти видения лишь плодом фантазии больного, обычными галлюцинациями, лихорадочным бредом...
3. Мир Яви и мир Нави разделяет граница, воплощённая в образе реки Смородины («рождающейся из себя», «саморождённой», окружающей Явь со всех сторон), чьи воды — бушующее пламя. Берега соединены лишь тонким — тоньше волоса — Калиновым мостом, подобным зыбкой радуге, по которому не перейти тому, кто обременён плотью. Жившие не по Законам Прави, переходя после смерти плотного («физического») тела по мосту, попадают во владения Морены и Чернобога, где пребывают вплоть до следующего воплощения на земле; жившие же по Прави — поднимаются в Ирий Небесный, обитель Света, где и ожидают нового рождения. Героев, погибших с мечом в руке, возносит в Ирий сама Магура-Перуница, мудрая и прекрасная Дева-Воительница, дочь Перуна-Громовержца. И лишь те немногие, Мудрейшие из мудрых, кто ещё при жизни в теле познал своё Духовное Единство с Самим Родом, для кого уже не существует более различия между «я» и «ОН», между личной волей и Священной Волей Рода, — не воплощаются более на земле, навсегда уходя в Незримые Чертоги Родовы...
5. Небесный мир есть Обитель Прави — Несокрушимый Оплот Законов Сварога, поддерживающих равновесие Сил во Всемирьи, определяющих существование и взаимодействие Яви и Нави. Нужно отметить, что Явь и Навь, а также покровительствующие им Белобог и Чернобог, олицетворяя Собой День и Ночь, Жизнь и Смерть, Созидание и Разрушение, — не являются «добром» и «злом» в обывательском смысле этих слов, или, по крайней мере, далеко не исчерпываются этими понятиями. Вообще, смерть тела и переход души в Навь может рассматриваться как «зло», а жизнь во плоти как безусловное «добро» — лишь теми, кто выпал из непосредственного ощущения естественного порядка вещей, кто отчуждён от Лада Всемирья и Мудрости Предков, — теми, кто не видит скрытую за внешними феноменами Мировую Гармонию ЕДИНОЙ ЖИЗНИ ВСЕМИРЬЯ...
Слава Роду!
[1998]
Дата: 2018-12-21, просмотров: 682.