При затоплении судна ПСР и деблокирование пострадавших проводят спасатели-аквалангисты и спасатели-водолазы. Для проникновения в затонувшее судно используются люки, входные двери, проемы. При этом необходимо исключить улетучивание воздуха из помещений. Если входные двери и люки заклинило, то их вскрывают. В ряде случаев спасатели разрезают корпус судна и как можно ближе ко дну делают проем гидравлическими ножницами или газорезкой.
При опрокидывании судна люди могут оказаться блокированными во внутренних помещениях. В этом случае спасатели устанавливают с ними связь, простукивая корпус судна, затем, как можно быстрее, проделывают в нем проемы с помощью гидроножниц, электропил, электрошлифовальных машин.
Чтобы сохранить запас воздуха, удерживающий судно на плаву, спасатели устанавливают на проем воздушный колокол.
При посадке судна на мель выполняются следующие работы:
- оказание помощи пострадавшим;
- проведение подводной разведки судна для определения герметичности корпуса;
- определение маршрута снятия судна с мели;
- участие в разгрузке судна;
- строповка, обвязка судна для проведения буксировки.
В тех случаях, когда судно получило пробоину при посадке на мель, спасатели определяют степень имеющихся повреждений, осуществляют заделку пробоины, откачивают воду из корпуса. Пробоины заделываются мягким пластырем с наружной стороны корпуса. Для этого пластырь плотно прикладывают к пробоине так, чтобы отрезать доступ воды внутрь судна. При выкачивании воды из корпуса создаваемая сила присоса плотно закупоривает пластырем пробоину.
Для откачки воды на борт судна, терпящего бедствие, спасатели поднимают погружные насосы, которые перемещаются и устанавливаются в удобном для эксплуатации месте. Насосы соединяются силовым электрокабелем с электроустановкой спасательного судна. В штормовую погоду электрокабель прокладывается по поверхности воды с помощью поплавков или буев.
Пожар на судне
Одной из самых распространенных ЧС на водном транспорте является пожар, причинами которого могут стать:
- наличие на всех видах судов большого количества легковоспламеняющихся и самовозгорающихся веществ (горюче-смазочные, лакокрасочные материалы, запасы сыпучих пищевых продуктов и др.);
- неисправности и нарушения правил эксплуатации электрооборудования;
- притупление бдительности (в связи с длительностью пребывания на судне) членов экипажа и пассажиров, нарушение ими элементарных правил пожарной безопасности, например, курение в неотведенных для этого местах, беспорядок в машинном отделении и др.
Предупреждение, локализация и тушение пожаров аналогичны для судов всех типов. Проведение операций по борьбе с пожаром требует четкой согласованности действий на всех этапах.
Начальный этап действий - подача сигнала тревоги и сообщение о месте возникновения пожара. Сигнал тревоги подается обычно одним из членов экипажа. Сообщение о месте возникновения пожара позволяет определить:
- конкретное место работы пожарных;
- тип пожара, его интенсивность, возможность распространения последовательность действий;
- системы вентиляции, которые следует отключить;
- двери и люки, которые следует закрыть, чтобы локализировать пожар.
Эффективность борьбы с пожаром зависит от местонахождения его очага и особенностей конструкции судна. Огнетушащее вещество выбирается в зависимости от свойств горящих материалов, а выбор способа атаки - от местонахождения пожара. Конкретные условия пожара определяют порядок проведения операции по борьбе с ним.
Руководитель операции, находясь на месте пожара, проводит оценку пожарной ситуации. По возможности быстро определяются тип пожара (какие материалы горят), огнетушащее вещество, требуемый способ атаки, способ предотвращения распространения огня. количество людей, привлекаемых к тушению пожара, и другие задачи. При оценке условий пожара должна быть налажена связь и определено место сосредоточения спасателей и техники. Связь устанавливается по телефону, посыльными и двухсторонней радиосвязью.
Место сосредоточения спасателей и техники должно выбираться в незадымленной зоне, но как можно ближе к месту пожара. Идеальным является место на открытой палубе с наветренной стороны. Если пожар возник в нижней части судна, то спасатели и техника сосредотачиваются ниже палубы, желательно поблизости от судового телефона. Если телефон отсутствует, то разворачивается временный пункт связи. Спасатели и техника не должны располагаться там, где существует опасность пожара. Все средства борьбы с ним (запасные рукава, стволы, топоры, запасные баллоны для дыхательных аппаратов, переносные фонари и др.) должны быть доставлены к месту нахождения спасателей и техники. Туда же доставляется всё необходимое для оказания первой помощи пострадавшим.
Немедленная атака предпринимается для предотвращения или ограничения распространения огня на прилегающие к пожару районы. В зависимости от пожарной ситуации существуют два способа атаки - прямой и непрямой, которые при правильном их применении в равной степени эффективны, но значительно отличаются по мерам пожаротушения.
При прямой атаке огнетушащее вещество направляется непосредственно в очаг пожара. Приблизиться к зоне пожара нетрудно, если пожар еще небольшой. Однако по мере его усиления тепло, газы и дым затрудняют локализацию огня и подход к очагу. Если пожар уже набрал силу, то прямую атаку сочетают с вентиляцией, то есть отводом продуктов сгорания, оказавшихся внутри судна, в атмосферу. Большая часть смертельных случаев в результате пожара является следствием не воздействия пламени, а отравления газами, образующимися при сгорании, или недостатка кислорода. С целью отвода газа наружу открывают двери, иллюминаторы, люки. Используются также переносные вентиляторы, работающие в комплексе с судовой системой приточной вентиляции. Вентиляция используется только при прямой атаке.
Непрямая атака применяется, когда спасатели не могут приблизиться к очагу пожара: как правило, это может происходить в нижней части судна. Успех непрямой атаки зависит от полной локализации пожара. Все возможные пути распространения огня должны быть отрезаны закрытыми дверями и люками, отключенной системой вентиляции. Атака в этом случае производится с определенного расстояния.
При одном из способов тушения в помещение, где возник пожар, пробивается небольшое отверстие, куда вставляется ствол и впрыскивается распыленная струя воды. Вода превращается в пар, который действует как средство объемного тушения. Для успешной атаки этим способом, во-первых, необходимо полностью локализовать огонь, чтобы с помощью пара уменьшить содержание кислорода в воздухе зоны пожара, во-вторых, такая атака возможна лишь при достаточно высокой температуре, позволяющей превратить воду в пар. Другой способ непрямой атаки связан с применением такого вещества объемного тушения, как углекислый газ.
Спасение людей, оставшихся в помещениях судна, должно осуществляться одновременно с тушением пожара. Если к спасательным работам приступить не сразу, то в результате прямой атаки с использованием распыленной струи воды пожар может переместиться в район, где находятся люди. При непрямой атаке возможно образование пара, который способен вызвать ожоги у людей.
До того, как пострадавшему будет оказана первая помощь, его необходимо эвакуировать с места происшествия. Отравившегося угарным газом следует как можно быстрее вынести на свежий воздух. Человека, находящегося под обломками, высвобождают и выносят из опасного места, затем осматривают и, при необходимости, оказывают медицинскую помощь.
Специфической особенностью деятельности спасателей является выполнение ПСР под водой, включающих в себя оказание помощи пострадавшим, находящимся под водой, поиск и подъем утонувших, эвакуацию людей из отсеков затонувших судов, обследование дна и поиск затонувших предметов, обследование подводной части судна, обнаружение повреждений судна и их устранение, обследование подводных гидротехнических сооружений, расчистку фарватера, промывку тоннелей, участие в подъеме затонувших судов и различных предметов.
Подвесные канатные дороги
В горных, пересеченных и труднопроходимых местах для транспортировки людей и грузов используются подвесные канатные дороги. Они бывают одно- и двухканатными, с кольцевым и маятниковым движением вагонеток. В пассажирских канатных дорогах применяются специальные вагоны, рассчитанные на различное количество пассажиров (от 4 до 100). Протяженность таких дорог - несколько километров, а высота подъема - до 3 км. Скорость движения вагонов - от 2 до 12 м/с. В туристических центрах, расположенных в горах, широко используются канатно-кресельные дороги с одно- и двухместными сиденьями, с посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Скорость движения таких дорог составляет 1.0-2,5 м/с. За 1 ч работы перевозится до 1000 человек. Высота расположения пассажиров от уровня земли при передвижении по канатным дорогам - от нескольких до десятков метров.
Для перемещения горнолыжников к трассам непосредственно на лыжа используются одноканатные буксировочные дороги. Перемещение осуществляется со скоростью 1,5 м/с, при этом человек стоит на лыжах и держится за подвески, прикрепленные к тяговому канату. В отдельных случаях применяются комбинированные канатные дороги для одновременной перевозки пассажиров и грузов.
Основная ЧС, возникающая на канатных дорогах, - внезапная остановка движения тягового каната. Это приводит к зависанию вагонов или кресел с людьми над землей. В подобной ситуации пострадавшие подвергаются длительному воздействию неблагоприятных метеорологических факторов (холод, дождь, ветер), испытывают дискомфорт и нервно-эмоциональное напряжение.
Эвакуация пострадавших с канатных дорог осуществляется следующими способами.
Если позволяют условия местности, то пострадавших опускают на землю через специальный проем в полу кабины с помощью ручной лебедки пенькового (синтетического) каната, спасательного пояса или грудной обвязки. Задача спасателей заключается в том, чтобы подняться к зависшему вагону по веревке и организовать спуск людей.
На кресельных подвесных канатных дорогах для опускания пострадавших на землю при длительных остановках широко используется приспособление в виде легкой переносной тележки с пружинным тормозом и подвесной стремянкой. С опоры тележку устанавливают на канат, спасатель садится на стремянку и, отжимая "башмак" тормоза, самоходом или с помощью другого спасателя, идущего по земле, перемещается с тележкой к ближайшему креслу. Спустившись по стремянке к пострадавшему и надев на него спасательный пояс с лямками, охватывающими бедра, спасатель "стравливает" канат, проходящий через тормозную лебедку, которая удерживает пояс пострадавшего, до опускания последнего на землю. Переставив тележку через зажим кресла, спасатель передвигается к следующим пострадавшим.
На маятниковых подвесных канатных дорогах с труднодоступными участками трассы, не позволяющими эвакуировать пострадавших на землю, предусматриваются дополнительные спасательные вагоны вместимостью до 10 человек, которые могут устанавливаться на несущий канат и приводиться в движение вспомогательным канатом от автономного вспомогательного привода. Последний размещают на станции или (в виде барабанной лебедки) на одной или нескольких опорах. Спасательный вагон подводится вспомогательным канатом к основному, пострадавшие через торцевой люк или окно переходят в вагон и группами доставляются на станцию или опору. Для этих же целей, используются и самоходные вагоны.
При авариях на канатно-кресельных дорогах допускается следующий способ эвакуации. Спасатель закрепляет веревку к канату и поднимается по ней к пострадавшему, который может быть эвакуирован самостоятельно или вместе со спасателем. Если опустить пострадавшего на землю непосредственно в зоне зависания невозможно, то его следует транспортировать к опоре и опустить на землю, используя конструкцию опоры.
И последнее: если ни один из вышеуказанных способов не годится, то для спасения пострадавших вызывается вертолет.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 292.