Обрушение опасных конструкций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зоне ЧС остаются частично разрушенные здания и сооружения. Они представляют собой потенциальную опасность по причине возможного внезапного обрушения. Эти конструкции должны быть укреплены специальными приспособлениями (упоры, подпорки, распорки)
или обрушены.

обрушение с помощью шара-молота обрушение с помощью тягового устройства (лебедки, трактора, машины) обрушение с помощью взрыва Взрывные работы должны осуществлять специально подготовленные спасатели.

Обрушение осуществляется тремя основными способами с помощью:

 

 

Наведите курсор на поле показа   Зоны проведения этих работ должны быть ограждены.

Многие здания и сооружения оборудуются подвалами, убежищами, технологическим подпольем, в которых могут оказаться люди. Образовавшиеся завалы, как правило, закрывают выходы, затрудняют доступ воздуха, делают невозможным самостоятельный выход людей из этих укрытий.
В задачу спасателей входят:
- поиск заваленных укрытий;
- выяснение обстановки внутри укрытия (количество людей, их состояние. степень поврежденности укрытия, наличие воды, пищи, медикаментов);
- организация подачи в укрытие воздуха, воды, пищи, медикаментов, перевязочных материалов, средств защиты;
- расчистка, вскрытие укрытий, эвакуация пострадавших, оказание им помощи.

Поиск заваленных укрытий осуществляется с помощью планов города, района, улицы, по внешним признакам (воздухозаборные трубы), по звуковым сигналам (крик. стон, стук), с использованием собак. После обнаружения укрытия с пострадавшими устанавливается контакт (голосом, постукиванием, по радио- или телефонной связи). Одновременно спасатели приступают к расчистке и вскрытию укрытий.

В первую очередь освобождаются и расчищаются места расположения люков, дверей, оголовков, проемов, воздухозаборных труб. Если такой возможности нет, то спасатели пробивают отверстия в стене или перекрытии. Эти работы выполняются с помощью бетонолома, отбойного молотка, перфоратора, лома, кувалды, зубила, лопаты. Отверстия служат для подачи воздуха, воды, пищи, медикаментов. После их расширения они используются для эвакуации людей. Работы по спасению людей, находящихся в частично разрушенных наземных сооружениях, на высоте начинаются с осмотра и проверки степени поврежденности наружных капитальных стен и нависающих конструкций, внутренних помещений, определения мест нахождения людей и возможности их эвакуации. Если необходимо, то стены, балки, фермы, перекрытия укрепляют, установив подпорки, стойки, раскосы, растяжки.







Применение лестниц

Основным средством передвижения спасателей на высоте является лестница.

При эксплуатации лестницы необходимо:
- надежно установить и закрепить ее;
- ставить ногу на ступеньку серединой или передней частью ступни;
- охватывать ступеньки или боковые стойки лестницы пальцами рук;
- держать корпус тела поближе к лестнице;
- разворачивать колени за боковые стойки лестницы;
- передвигаться плавно, не раскачиваясь.

Передвижение спасателей по лестницам осуществляется односторонним или диагональным способом. Односторонний способ заключается в одновременном переносе на следующую ступеньку правой ноги и правой руки или левой ноги и левой руки. Диагональный способ - в одновременном переносе на следующую ступеньку правой ноги и левой руки или левой ноги и правой руки. Передвигаться нужно по надежно закрепленным лестницам, снабженным противоскользящими упорами, захватами и установленным на надежные нижние и верхние опоры. Безопасный угол установки - 75° . По лестнице обычно поднимаются или спускаются по одному.

Переход спасателя с лестницы в окно (проем) осуществляется следующим образом. Поднявшись по лестнице до уровня подоконника (нижнего края проема), держась одной рукой за лестницу, следует встать ногой на подоконник (край проема) и одновременно, взявшись другой рукой за край простенка, перенести с лестницы ногу и опуститься на пол. Если окно закрыто или зарешечено, то спасатель должен закрепиться к лестнице на уровне окна, вскрыть его и после этого проникнуть в помещение.

Переход с лестницы на крышу выполняется в таком порядке. Спасатель поднимается по лестнице несколько выше уровня карниза крыши. Держась рукой за лестницу (при наличии желоба - за него), он ставит на крышу одну ногу, затем - вторую. Для перехода из окна (проема) и с крыши на лестницу спасатель должен подойти к верхнему концу лестницы, взяться одной рукой за верхнюю ступеньку с наружной стороны, прижаться к лестнице, повернуться на 180° лицом к лестнице, поставить одну ногу на ступеньку, взяться другой рукой за ступеньку и перенести на ступеньку другую ногу.

Подъем спасателей на верхние этажи зданий может осуществляться по штурмовой лестнице. Она имеет 13 ступенек и оборудуется специальным крюком с зубьями, с помощью которого закрепляется за подоконник (проем). Установка штурмовой лестницы в окно второго этажа осуществляется путем ее поднятия и закрепления крюком за подоконник с правой стороны окна. После навески лестницы спасатель начинает подъем по ней. При выходе на подоконник правая нога должна быть в положении на девятой (десятой) ступеньке, руки - на тринадцатой ступеньке. Удерживаясь руками за ступеньку, левую ногу необходимо перенести через подоконник и сесть на него верхом, выпрямить правую ногу, перейти в помещение. Подъем спасателей на третий и последующие этажи осуществляется в следующем порядке. В положении сидя на подоконнике правой рукой нужно взяться за боковую стойку над двенадцатой ступенькой или за эту ступеньку, левой - за крюк или тринадцатую ступеньку. Сильным рывком обеими руками и разгибанием корпуса поднять лестницу и повернуть ее крюком к себе; перебирая поочередно по боковой стойке руками, поднять лестницу до положения крюка выше подоконника на 15-20 см, повернуть лестницу крюком в окно и подвесить ее на правую половину окна. Переход с подоконника на лестницу осуществляется в таком порядке:
- правую ногу поставить на первую ступеньку;
- взяться левой рукой за четвертую (пятую) ступеньку с внутренней стороны;
- правой рукой взяться за пятую (шестую) ступеньку с внешней стороны и подняться до выпрямления правой ноги, левую ногу поставить на подоконник около боковой стойки;
- отталкиваясь левой ногой от подоконника и подтягиваясь на руках, правую ногу поставить на третью (четвертую) ступеньку и продолжать подъем. По достижении заданного этажа спасатель должен сесть на подоконник, опустить левую ногу на пол, левой рукой взяться за крюк и перенести правую ногу в окно.
Спуск по штурмовой лестнице осуществляется в следующем порядке:
- перенести правую ногу через подоконник;
- сесть на подоконник верхом;
- взяться руками за верхнюю ступеньку;
- поставить правую ногу на девятую (десятую) ступеньку;
- выпрямить корпус и перенести левую ногу на десятую (девятую) ступеньку;
- спуститься по лестнице до находящегося этажом ниже подоконника;
- перенести левую ногу за подоконник и сесть на него верхом;
- взяться правой рукой за левую боковую стойку над третьей ступенькой левой рукой - за правую боковую стойку над той же ступенькой;
- поднять лестницу, повернуть ее крюком к себе, перебирая руками боковые стойки, опустить лестницу до положения крюка над головой, повернуть лестницу крюком в окно и повесить ее на подоконник;
- выйти на лестницу и опуститься на землю;
- взяться за боковые стойки над третьей ступенькой, поднять лестницу на 15-20 см, вывести крюк из зацепления с подоконником, опустить лестницу.

Для спасения людей, оказавшихся на крыше, спасатели поднимаются к ним, используя:
-лестницы (приставные, штурмовые, выдвижные, навесные, веревочные);
-веревочные системы;
-специальные подъемники;
-уцелевшие лестничные марши, пожарные лестницы, конструкции.

В ряде случаев для спасения людей, оказавшихся на крыше, используется вертолет.



























Вводные сведения

На сегодняшний день ни одна спасательная служба не обходится без использования вертолета, особенно при проведении ПСР в районах удаленных на большое расстояние от населенных пунктов, там, где отсутствуют дороги, а также в районах с тяжелыми рельефными условиями. Проведение ПСР, особенно в горах, - задача сложная. Большая высота над уровнем моря, узкие долины, окруженные крутыми склонами и высокими вершинами, сильные воздушные течения из-за неравномерного прогрева горных склонов, внезапные изменения направления ветра, уменьшение видимости из-за тумана, снегопада, облачности и многие другие непредвиденные факторы создают большие трудности не только для посадки или зависания вертолета над местом происшествия, но иногда и для выполнения полета вообще.

Решение о применении вертолета принимает начальник ПСС, поисково-спасательного отряда (ПСО), согласовывая все свои дальнейшие действия с руководством авиаотряда и командиром вертолета. Однако вылет вертолета не всегда, к сожалению, является гарантией его эффективного использования. При подлете к месту происшествия метеоусловия могут измениться настолько, что командир вертолета будет вынужден принять решение о возвращении в аэропорт. Поэтому при планировании спасательной операции, кроме использования вертолета, необходимо учитывать и возможность подключения к ней наземных (наводных) ПСО. Во время ПСР, проводимых с применением вертолета, должно быть достигнуто взаимодействие между членами экипажа вертолета и членами ПСО, находящимися как на борту вертолета, так и на земле (воде). Использование вертолетов спасательными службами обеспечивает:
- быструю доставку членов ПСО, необходимого для их работы снаряжения, инвентаря и оборудования к месту ЧС;
- доставку пострадавших в ближайшее лечебное учреждение;
- дополнительную доставку всего необходимого груза в район проведения ПСР, особенно при изолированности района от транспортных и энергетических артерий, населенных пунктов;
- переброску членов ПСО из одного района поиска в другой;
- поисковые облеты по маршруту или обследование района бедствия;
- искусственный спуск лавин при проведении ПСР в горах;
- подъем или извлечение пострадавших из труднодоступных мест. Использование вертолета в ПСР позволяет значительно снизить время на их проведение, сократить число привлекаемых сил и средств, резко увеличить шансы на спасение пострадавших. Прежде чем принять решение о применении вертолета, следует всесторонне рассмотреть все доводы за и против. Путем анализа полученной первичной информации необходимо определить, какие возможности имеются для транспортировки пострадавших другими способами. Вполне вероятно, что в сложившихся условиях (плохие метеоусловия, отсутствие посадочных площадок, позднее время получения информации и др.) целесообразнее производить транспортировку пострадавших по земле (воде).

При оценке создавшейся обстановки необходимо, в первую очередь, обратить внимание на следующие обстоятельства:
- состояние здоровья пострадавших, необходимость экстренной медицинской помощи;
- отдаленность места происшествия от ближайшего населенного пункта. где имеется лечебное учреждение;
- возможность оказания незамедлительной помощи наземным способом;
- примерные метеоусловия на месте происшествия и по маршруту полета;
- возможность оказания помощи без применения вертолета.

Метеоусловия при проведении ПСР с использованием вертолета должны удовлетворять следующим требованиям:
- Облачность - высота над местом посадки: - не ниже 350 м на местности с абсолютной высотой до 2000 м и не ниже 600 м на местности с абсолютной высотой свыше 2000 м;
- Видимость - по горизонтали на высоте посадочной площадки: - не менее 5 км при абсолютной высоте до 2000 м и не менее 10 км при абсолютной высоте свыше 2000 м;
- Ветер - не более 5 м/с в узких ущельях, в котловинах и не более 15 м/с на открытых перевалах, седловинах, гребнях и плато.
Пасмурная погода или теневые участки склона наиболее неблагоприятны для посадки, так как пилоту вертолета в этих условиях труднее определить расстояние до посадочной площадки и уклон местности.
Вертолет совершает полеты при силе ветра до 15 м/с, зависает и приземляется при силе ветра 12 м/с. Наиболее благоприятная для полетов сила ветра - 5-6 м/с. Безветрие так же нежелательно для полетов, зависания и приземления, как и сильный ветер. Переменный ветер опасен при зависании и приземлении, особенно когда эти действия нужно произвести вблизи скал, пропастей, пологих спусков. Необходимо также иметь в виду, что зависание над лесом и густым кустарником - весьма трудная и опасная операция, так как ветки деревьев и кусты рассеивают воздушную струю.
Благоприятными условиями для выполнения зависания или приземления являются также следующие:
- направление ветра совпадает с открытыми подходами;
- подходы дают нормальную глиссаду для вертолета при снижении или наборе высоты;
- под зависшим вертолетом находится горизонтальный участок местности.

Спасательные службы для проведения ПСР применяют, в основном вертолеты Ми-8 различных модификаций, допущенные к эксплуатации в транспортном и пассажирском вариантах. Пассажирский вариант Ми-8, в зависимости от особенностей салона, способен принять на борт 9-11 или 28-32 пассажира. Транспортный вариант Ми-8 имеет большой грузовой люк усиленный пол, узлы швартовки грузов, трапы и откидные сиденья на 24 человека. Вертолеты Ми-8 спасательной службы оснащены системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой позволяющей поднимать на борт в режиме зависания грузы весом до 150 кг. Максимальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета, - 4000 кг Дальность полета с 28 пассажирами на борту - 500 км. Максимальная высота полета - 6000 м. Вертолету разрешена посадка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на вертодромах и площадках расположенных на высотах до 4500 м. Для перевозки грузов весом до 4000 кг используется вертолет Ми-17. На нем установлены тросовая внешняя подвеска, позволяющая транспортировать крупногабаритные грузы весом до 3000 кг, и бортовая стрела с электролебедкой. На борту вертолета, кроме откидных сидений на 24 человека имеются узлы для установки 12 носилок. Дальность полета вертолета при максимальной загрузке составляет 550 км. Вертолет КА-32Т предназначен для транспортировки грузов весом до 3700 кг внутри кабины и до 5000 кг на внешней подвеске. У спасательного подъемного устройства - максимальная грузоподъемность 300 кг. Вертолет имеет практический потолок полета 6000 м.
Вертолет Ми-26 предназначен для подъема и транспортировки крупногабаритных грузов весом до 20000 кг.
Вертолет Ми-2 можно использовать для проведения ПСР при ликвидации последствий локальных ЧС. Дальность полета вертолета с 8 пассажирами на борту составляет 160 км.
При крупных ЧС возможно привлечение к работе военно-транспортных вертолетов, например, Ми-14, способных совершать посадку на поверхность воды. На вертолетах транспортного варианта разрешается перевозить в грузовой кабине технику, грузы и служебных пассажиров, то есть спасателей и спасенных людей.

Загрузка вертолета производится через грузовой люк по трапам, а также через переднюю дверь, расположенную на левом борту. Перевозимую технику и крупногабаритные грузы необходимо крепить к кольцам на полу грузовой кабины с помощью швартовочных тросов. Все грузы, размещаемые на вертолете, крепятся так, чтобы исключалась возможность их перемещения в полете. Мелкие грузы необходимо связывать между собой или загружать в специальные ящики и крепить их к полу с помощью швартовочных сеток и тросов. Разрешается перемещение по кабине одному члену экипажа и одному служебному пассажиру (старшему группы). На вертолете, выполненном в пассажирском варианте, допускается перевозка 28 пассажиров и 420 кг багажа. Посадка производится через дверь на левом борту. Пассажиры (спасатели и участники маршрутной группы) должны быть проинструктированы начальником ПСО или бортмехаником о правилах поведения в полете и аварийного покидания вертолета.

После совершения вертолетом посадки к нему можно приблизиться, как правило, только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится.

Следует помнить о том, что даже после приземления командир вертолета (пилот) может изменить положение вертолета по самым различным причинам, например, предпринять взлет.

После приземления руководитель ПСР согласовывает дальнейшие действия с командиром вертолета. Всех спасателей, особенно работников полевых подразделений, необходимо предварительно предупредить о том, что нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий тросик не коснется поверхности земли. Если после приземления на временную посадочную площадку двигатель вертолета не будет выключен, то подход спасателей к вертолету, выход из него, погрузка или выгрузка пострадавшего, снаряжения, приближение или удаление от вертолета осуществляются только со стороны переднего сектора так, чтобы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны машины. Следует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются. Передвигаться, находясь около вертолета, необходимо только в желаемой или допускаемой зонах и никогда - в опасной. Передвижение в опасной или наиболее опасной зонах может закончиться трагически.
Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение нужно переносить как можно ниже и параллельно поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намотались на лопасти винта, должны быть свернуты, легкие предметы снаряжения тщательно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую тару. Следует не забывать о правилах переноса лыж, лыжных палок, зондов, пустых носилок - их переносят только в горизонтальном положении. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что опасно не только для человека, но и для вертолета. В случае вращения лопастей несущего винта нельзя удаляться от вертолета в ту сторону, где местность расположена выше, чем место посадки вертолета ибо это угрожает попаданием в радиус вращения лопастей, что в свою очередь, может закончиться трагически. После приземления спасатели осуществляют выход из вертолета только по распоряжению бортмеханика. Всеми действиями спасателей на посадочной площадке руководит начальник ПСО или специально назначенный им человек. Спасатели, работающие у вертолета, должны быть в защитных касках, обязательно застегнутых под подбородком, и защитных очках, что предохранит глаза от попадания в них пыли, снега и предметов, поднимаемых с поверхности земли воздушной струёй, создаваемой лопастями вращающегося винта.
Во время взлета или посадки спасатели должны находиться на безопасном расстоянии от посадочной площадки, в том числе при запуске двигателя вертолета. Все легкие предметы (лыжные шапочки, рукавицы, репшнуры, посуда и др.) в радиусе 50 м должны быть зафиксированы различными способами во избежание попадания их в винты или турбины вертолета. Кроме того, воздушным потоком, создаваемым вращением винта, легкие предметы могут быть сброшены с посадочной площадки вниз, если операция происходит в горах.

Непосредственно в вертолете все снаряжение укладывается в тех местах кабины, которые укажет бортмеханик и, при необходимости, застраховывается. Спасатели размещаются на сиденьях и застраховываются имеющимися в вертолете специальными ремнями.
Во время полета, приземления, зависания запрещается самовольное передвижение по кабине, ибо это может нарушить баланс вертолета, особенно при подъеме или спуске пострадавшего и снаряжения.
Запрещается также располагаться у открытой двери без применения самостраховки, когда вертолет находится в воздухе, а также курить в кабине вертолета или около него во время стоянки.





























Дата: 2018-12-21, просмотров: 273.