Такелажные работы при ЧС
При ликвидации последствий ЧС спасатели часто выполняют строповку При ликвидации последствий ЧС спасатели часто выполняют строповку (обвязку) различных грузов, их подъем, перемещение, опускание, расстроповку, вязку узлов, сращивание стальных и пеньковых канатов, подвешивание блоков, установку грузоподъемной техники. Все эти работы относятся к такелажным. Особенность такелажных работ в ЧС заключается в широком разнообразии грузов, отсутствии у большинства из них специальных мест для строповки, возможном внезапном падении груза при перемещении из-за нарушения его целости, многообразии условий работы.
Особую сложность и ответственность такелажные работы приобретают при оказании помощи пострадавшим, которые находятся под тяжелыми многотонными грузами.
Основными грузоподъемными средствами для выполнения такелажных работ являются:
- рычаги;
- лебедки, домкраты, тали, разжимы;
- грузоподъемные краны;
- вертолеты-краны.
Вспомогательными приспособлениями для выполнения такелажных работ являются:
- стальные, пеньковые, синтетические канаты, цепи, стропа;
- грузозахватные устройства;
- крюки;
- полиспасты;
- анкерные устройства;
- кантователи;
- оттяжки.
Для подъема и перемещения грузов на небольшую высоту (20-40 см) спасатели используют домкраты. Они представляют собой переносные грузоподъемные механизмы незначительных размеров и массы. Домкраты бывают реечными, винтовыми, гидравлическими, пневматическими. Они устанавливаются на твердое основание и приводятся в действие мускульной силой человека. В случае недостаточной грузоподъемности одного могут использоваться одновременно 2-3 домкрата. После подъема груза под него необходимо подложить деревянные или металлические подставки. Затем выполняются работы по освобождению домкрата.
В тех случаях, когда масса груза составляетдесятки, а порой и сотни тонн, применяются специальные пневмоподушки.
Для примера - на снимке пневмоподушка производства фирмы Vetter (ФРГ).
Подъем и перемещение грузов осуществляются с помощью лебедок (ручных рычажных, барабанных) и талей. Они могут подвешиваться или устанавливаться на землю. Для закрепления грузов используются крюки и канаты.
Такелажные работы зачастую выполняются с помощью грузоподъемных кранов на пневмоколесном или гусеничном ходу, а также вертолета-крана. Для строповки (обвязки грузов) используются стропа, стальные, пеньковые, синтетические канаты, цепи, захваты, траверсы, крючья.
Важным элементом такелажных работ является сопровождение грузов в процессе их перемещения, опускания, установки, расстроповки. С целью исключения раскачивания груза в воздухе при перемещении, для ориентации груза в пространстве и остановки, используются оттяжки - веревочные приспособления, которые одним концом прикрепляются к грузу, а другой конец находится в руках спасателя.
Правила безопасности. После опускания и закрепления (установки) груза производится его расстроповка. Для облегчения расстроповки груза и обеспечения безопасности спасателей целесообразно использовать специальные полуавтоматические устройства, обеспечивающие расстроповку без участия человека. Для установки связи между крановщиком и спасателями-стропальщиками используются радиотелефонная связь и знаковая сигнализация.
Иногда для освобождения пострадавших груз нужно только приподнять на небольшую высоту. В этом случае под него подкладываются специальные подставки или подставки из подручных материалов. Только потом можно приступать к оказанию помощи пострадавшим. Безопасность спасателей при выполнении такелажных работ зависит от согласованности их действий, надежности используемого оборудования и техники, знания правил поведения в экстремальных ситуациях.
Основное правило безопасности, действующее при выполнении такелажных работ - никогда не находиться под грузом. |
Строповка (обвязка) грузов
Строповка (обвязка) грузов осуществляется за специальные петли, а при их отсутствии - непосредственно за груз. Основные такелажные узлы представлены ниже.
Прямой или восьмерка Соединение стального каната. Концы петель каната соединены зажимами. | Прямой Соединение пеньковых и капроновых канатов при слабом натяжении. |
Рифовый Образование петли при стыковании наглухо концов пеньковых и капроновых канатов | Двойной прямой Соединение пеньковых и капроновых канатов при сильном натяжении |
Раскрепительный (для одного элемента) Раскрепление пеньковыми и капроновыми канатами | Раскрепительный (для двух элементов) Раскрепление пеньковыми и капроновыми канатами |
Штыковой Соединение стальных канатов и получение петли на конце стального каната | Штыковой Соединение пеньковых канатов |
Незатягивающаяся петля Надевание неизменяемой временной петли на различные предметы | Незатягивающаяся петля Надевание неизменяемой временной петли на различные предметы |
Накидной Затягивание пеньковых и капроновых канатов на различных предметах. | "Лассо" Затягивание пеньковых и капроновых канатов на различных предметах |
Выбленочный простой Закрепление стального и пенькового канатов к мачте, якорю или для подъема круглых стержней | Выбленочный двойной Закрепление стального и пенькового канатов к мачте, якорю или для подъема круглых стержней |
Мертвая петля до и после затяжки Вязка концов стальных и пеньковых канатов при строповке их на одном или двух концах. Длина второго конца должна быть не менее 20 диаметров каната. | Крестовая петля до и после затяжки Строповка груза на одном конце стального или пенькового каната |
Крюковый с нахлесткой до и после затяжки Вязка стальных и пеньковых облегченных стропов без петель для подвески груза на одном конце каната | Двойная восьмерка со шлагом Подъем длинномерных предметов (досок, бревен, балок) |
Стопорный до затяжки. Крепление пенькового каната к стальному для удержания в определенном положении (вяжется в направлении, обратному спуску каната) | Удавка с нахлесткой Подъем грузов большой длины в вертикальном положении при вязке стальных или пеньковых канатов |
Стопорный после затяжки. Крепление пенькового каната к стальному для удержания в определенном положении (вяжется в направлении, обратному спуску каната) | Гачный простой Вязка стальных и пеньковых канатов на крюк без петель при привязке груза на двух концах каната |
Гачный двойной Вязка стальных и пеньковых канатов на крюк без петель при привязке груза на двух концах каната | Крюковый до и после затяжки Вязка стальных и пеньковых канатов без петель для подвески груза на одном конце каната. Длина свободного конца каната должна быть не менее 20 диаметров каната. |
Удавка (плотничный) Подъем длинномерных предметов (досок, бревен, балок) | Задвижной штык Крепление каната к стержням (трубам, мачтам, якорям) |
Рыбацкий Соединение пеньковых канатов | Укорачивающий простой без обрыва Укорачивание пеньковых и капроновых канатов без их разрезания |
Укорачивающий с обрывом Укорачивание пеньковых и капроновых канатов с разрезанием | Укорачивающий сложный Укорачивание пеньковых и капроновых канатов без их разрезания |
Двойной беседочный Образование незатягивающейся петли на концах пеньковой и капроновой веревок | Двойной беседочный Образование незатягивающейся петли на концах пеньковой веревки |
Перекидной соединительный Соединение пеньковых и капроновых канатов | Брамшкотовый Стыкование наглухо концов стальных канатов |
Беседочный Образование незатягивающейся петли на концах пеньковых и капроновых канатов | Вязка в коуш (петлю) стального каната. Удлинение стального каната, оканчивающегося коушем или петлей. На конце удлиненного каната ставятся зажимы. |
|
Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.