Под правовым регулированием денежного обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного обращения государства, адекватное потребностям хозяйствующих субъектов национальной экономики.
Главными задачами правового регулирования денежного обращения в стране являются:
- обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения (между Президентом и органами законодательной и исполнительной власти;
- поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны;
- обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами, позволяющими оперативно регулировать и контролировать денежное обращение в стране.
В международной практике регулирования денежного обращения действуют следующие принципы эмиссии наличных денег:
• принцип необязательности обеспечения (не устанавливается официальное соотношение между национальной денежной единицей и золотом или другими драгоценными металлами);
• принцип монополии и уникальности (эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия осуществляются исключительно центральным банком);
• принцип безусловной обязательности (установление за национальной денежной единицей статуса единственного законного платежного средства);
• принцип неограниченной обмениваемости (не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее одного года и более пяти лет);
• принцип правового регулирования (решение о выпуске денег в обращение и изъятии их из обращения принимает главный орган управления центрального банка).
Изъятие денег из обращения - это метод осуществления денежно-кредитной политики для целей сокращения денежной массы.
Банкноты как средство платежа имеют свой срок обращения. Степень износа банкнот определяется уровнем культуры их использования в качестве платежного средства, сферой обращения, местом хранения.
Порядок изъятия денег из обращения можно проиллюстрировать следующей схемой. Этот процесс начинается в коммерческих банках. Поступающую в коммерческие банки денежную наличность необходимо отсортировывать на годную и ветхую, чтобы на выдачу клиентам направлялись только годные денежные знаки.
Однако многие коммерческие банки считают отсортировку ветхих денежных билетов чем-то второстепенным, в результате чего основная часть этой кропотливой работы перекладывается на кассиров расчетно-кассовых центров (далее РКЦ). Ветхие банкноты формируются в пачки и сдаются в РКЦ (разрешается сдавать не полностью сформированные пачки).
В РКЦ направляют также годные к обращению денежные знаки, излишние для коммерческих банков в данное время. Изъятие денег из обращения проводится в РКЦ путем перечисления денег из оборотной кассы в резервные фонды центрального бака. Эта операция проводится обычно в конце рабочего дня. Изъятию из обращения подлежат в первую очередь ветхие деньги, а затем годные, но пользующиеся ограниченным спросом, например, деньги мелких номиналов.
Полученные от коммерческих банков и вложенные в резервные фонды денежные знаки подлежат вторичной обработке в РКЦ. Здесь снова происходит отсортировка денежных знаков, но уже более тщательная, так как именно центральный банк ответственен за чистоту денежного обращения и за качество денег, находящихся в обращении.
Кроме того, здесь проводится экспертиза сомнительных денежных знаков. Использование специальных импортных счетно-сортировальных машин позволяет комплексно обрабатывать денежные билеты. С помощью подобной техники денежные билеты сортируются на ветхие и годные, по достоинству, по пространственному положению, выявляются фальшивые и сомнительные, учитывается пересчет с сохранением в памяти машины данных обработки. Это позволяет значительно облегчить труд кассиров и увеличить скорость пересчета денежных знаков.
Отсортированные и зачисленные в резервные фонды ветхие денежные билеты, непригодные для дальнейшего обращения, вывозятся из РКЦ в головные РКЦ, которые накапливают их и крупными партиями отправляют в Центральное хранилище центрального банка и его филиалы. В Центральном хранилище ветхие билеты подлежат контрольному пересчету.
По проставленным на каждой пачке и на каждом корешке реквизитам можно определить, где и кем они сформированы, то есть имеется возможность предъявить претензии в случае выявления недостачи при контрольном пересчете. После контрольного пересчета ветхие деньги погашаются путем нанесения отверстий в специально оговоренных местах. После погашения денежные билеты уже не являются платежными и перестают быть деньгами как реально, так и номинально.
Последний этап работы с наличными деньгами — их уничтожение. Для этого приказом центрального банка создается комиссия, члены которой обязаны присутствовать при физическом уничтожении денежных билетов, о чем составляется соответствующий акт.
Уничтожение денежных знаков - это большая экологическая проблема. Ранее самым распространенным способом уничтожения дензнаков было их сжигание, что приводило к выбросу в атмосферу вредных испарений.
В настоящее время Банком России закуплено в Германии соответствующее оборудование, на котором отработанные дензнаки измельчаются и спрессовываются, после чего они либо захораниваются в шахтах, либо используются в котельных в качестве топлива.
В настоящее время имеются предложения по вторичному использованию отработанной денежной массы, в частности в качестве добавки в бетонные блоки или в качестве утеплителя. Однако эти предложения нуждаются в дальнейшей доработке.
Планирование и прогнозирование в области денежного обращения
Планирование денежного обращения представляет собой планомерное определение объема, структуры оборота наличных денег и направление потоков их движения.
В условиях централизованной экономики руководство денежно-кредитной системой осуществлялось Правительством. На Госбанк СССР приходилась лишь организационно-техническая работа по кредитно-расчетному и эмиссионно-кассовому обслуживанию предприятий и организаций. Кассовый план утверждался Правительством и выполнял роль директивы. На основе этого документа устанавливалось задание по выпуску или изъятию денег из обращения. Оно доводилось до нижестоящих контор и отделений Госбанка СССР как обязательное для выполнения.
В условиях рыночной экономики центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов кредитных организаций и собственные аналитические материалы. При этом важно установить не только оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны.
Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализованно. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков в наличных деньгах (именно она определяет размер эмиссии) зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и просто невозможно.
Эмиссию наличных денег производят ЦБ и его подразделения — территориальные управления и расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они могут функционировать в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах кредитных организаций. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы.
В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности экономики данного региона в наличных деньгах. Денежные знаки резервных фондов не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, а являются резервом.
Наличные деньги от кредитных организаций постоянно поступают в оборотную кассу расчетно-кассового центра и из нее постоянно выдаются. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении. Они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в его резервный фонд.
Резервными фондами РКЦ распоряжаются территориальные управления Центрального банка. Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает сумма на депозитных счетах, то в результате:
а) увеличивается потребность клиентов в наличных деньгах;
б) возрастает свободный резерв коммерческого банка.
РКЦ обязаны выдавать коммерческим банкам наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастают, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе специального эмиссионного разрешения Управления Центрального банка переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.
При осуществлении эмиссии одним РКЦ, другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не измениться. В этих целях составляется ежедневный эмиссионный баланс.
Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению.
Таким образом, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданную коммерческими банками в результате действия банковского мультипликатора.
Контроль денежной массы (money supply control) - использование правительством страны ее центрального банка (central bank) для контроля денежной массы в обращении/денежного предложения (money supply).
В Великобритании такую роль выполняет Банк Англии , но в США Федеральная резервная система в значительной мере независима от политики правительства.
Для контроля денежной массы органы денежно-кредитного регулирования устанавливают максимальные показатели объема чистых внутренних активов, а также предельные величины объема чистых требований органов денежно-кредитного регулирования к правительству.
Одна из основных задач Правительства – не допустить снижения доли расходов государственного бюджета по отношению к ВВП. Сокращение дефицита государственного бюджета создает благоприятные предпосылки для повышения роли центрального банка в финансовом регулировании (финансовом контроле) посредством традиционных для рыночной экономики инструментов кредитно-денежной политики, которые последовательно замещают прямой административный контроль за движением финансовых средств.
Важная задача центрального банка – контроль за инфляцией и поддержание стабильности национальной денежной единицы. Для плавного снижения инфляции рост денежной массы должен быть существенно ограничен. Контроль за предложением денег в экономике требует достаточно жесткой централизации. Решения, принимаемые «автономно», могут подорвать эффективность управления денежной массой и грозят полным выходом ситуации из-под контроля.
Стратегия, проводимая центральным банком, заключается в контроле за темпами роста агрегатов денежной массы и уровнем процентных ставок в целях поддержания ценовой стабильности и обеспечения экономического роста.
Развивая инструментарий кредитно-денежного регулирования, центральный банк исходит из недопустимости дифференцированного применения основных рычагов кредитно-денежной политики по регионам (ставка рефинансирования, лимиты кредитования, определение приоритетных сфер деятельности и предельной маржи по кредитам банка, установление резервных требований).
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Вопросы для самоконтроля
1. Изменение характера эмиссии денег в условиях рынка.
2. Взаимосвязь денежной эмиссии с политикой стимулирования экономического роста
3. Понятие и механизм действия депозитного (банковского) мультипликатора.
4. Коэффициент банковской мультипликации.
3.Организация налично-денежного обращения.
4. Организация эмиссионных операций.
5.Планирование и прогнозирование объемов, динамики и покупюрного состава налично-денежной массы.
6.Оборотные кассы и резервные фонды в организации денежного обращения.
7. Взаимоотношение институтов банковской системы при совершении операций с наличными деньгами.
Тестовые задания
1. Выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков и платежных средств, приводящий к росту денежной массы – это:
а) денежная эмиссия;
б) выпуск денег в обращение;
в) инструмент денежно-кредитного регулирования;
г) совокупность ответов а) и в).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.