РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛАВА 8

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

8.1. Сущность и особенности регулирования денежного обращения.

8.2. Содержание денежной эмиссии.

8.3. Организация налично-денежного обращения: принципы, механизм выпуска и изъятия денег из обращения.

8.4. Планирование и прогнозирование в области денежного обращения.

 

Сущность и особенности регулирования денежного обращения

 

Регулирование денежного обращения (Regulation of Money Circulation) — система мероприятий, осуществляемых центральным банком, банками и другими финансовыми и нефинансовыми учреждениями с целью обеспечения потребностей национальной экономики в деньгах, поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег.

Основные задачи регулирования денежной массы заключаются в оптимизации количества денег в обращении, вытеснении денежных суррогатов, снижении темпов инфляции.

В естественных рыночных условиях количество платежных средств регулируется объемом выпуска продукции и изменением цен. К. Маркс вывел формулу количества денег в обращении при равновесии на рынке и продаже за «живые» деньги. Оно определяется как сумма цен товаров минус товары, проданные в кредит, плюс деньги, необходимые для наступивших платежей, минус взаимопогашающиеся платежи и обратно пропорционально скорости обращения одноименных денежных единиц.

Количество денег в обращении соответствует реальным экономическим отношениям. Денег всегда столько, сколько нужно, в зависимости от спроса на национальную валюту. При наличии спроса денежная масса растет без дополнительной эмиссии (действие банковского мультипликатора). Если выпуск денег опережает потребность товарооборота в деньгах, то сумма цен товаров соответственно увеличивается.

Из формулы рыночного равновесия (уравнение Фишера) можно вывести основные взаимосвязи факторов изменения количества денег в обращении:

 

MхV = PхG,                              (8.1)

 

где М — масса денег,

  V — скорость оборота денежной единицы,

  Р — цены товаров,

  G — объем товарной массы.

Из формулы следует, что M = PхG/V т.е. потребность товарооборота в деньгах прямо пропорциональна стоимости товаров и обратно пропорциональна скорости обращения денег. Замедление скорости обращения вызывает рост спроса на деньги. К замедлению скорости обращения ведет сжатие денежной массы, что следует из преобразования формулы

 

V = PG/M                                                               (8.2)

 

Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую денежно-кредитной политики, однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления наличным денежным оборотом, а также платежные системы и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую денежной системы страны.

Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке.

Содержание денежной эмиссии

Под денежной эмиссией понимается выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков и платежных средств, приводящий к росту денежной массы.

Эмиссию денег осуществляют центральные банки стран, т.е. в оборот вбрасываются дополнительные «первичные» деньги. Очевидно, что аналогично выпуску денег в обращение выделяют эмиссию безналичных денег и эмиссию наличных денег, которая собственно и называется эмиссией денег в обращение.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия – 50%, Япония – 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот – основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

В зарубежных странах эмиссия называется депозитно-чековой, потому что при выдаче эмиссионных кредитов формируются депозиты (остатки) на счетах клиентов для выдачи чеков, обслуживающих платежный оборот.

Выделяют следующие разновидности эмиссии:

1. Фидуциарная эмиссия – эмиссия банкнот, денежных знаков, необеспеченная запасом драгоценных металлов (в первую очередь, золота) эмиссионного банка. Исторически эмиссия банкнот допускалась только при наличии золотого запаса, однако, постепенно от этого правила отказались. Ныне фидуциарная эмиссия является господствующей.

Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот. На современном этапе выпуск банкнот не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжает действовать.

Кредиты центрального банка могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков. Коммерческие банки могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе, обязательные. В ряде стран обязательные резервы зачисляются на специальные счета, как правило, беспроцентные. Такой порядок действует, в частности, в России. Центральные банки могут открывать коммерческим банкам и срочные счета с фиксированной процентной ставкой. Обычно на долю собственного капитала банка приходится не более 4% пассива.

2. Депозитно-чековая эмиссия - производится коммерческими банками и служит основой безналичных расчетов. По объему депозитно-чековая эмиссия значительно превосходит эмиссию денежных средств.

3. Эмиссия ценных бумаг - процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством, включает, как правило, следующие этапы:

- принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

- регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг;

- для документарной формы выпуска – изготовление сертификатов ценных бумаг;

- размещение эмиссионных ценных бумаг;

- регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных бумаг.

Между категориями «денежная эмиссия» и «выпуск денег в обращение» есть существенная разница, заключающаяся в том, что в результате «выпуска денег в обращение» их общее количество в обороте практически не увеличивается. Связано это с тем, что безналичные деньги выпускаются в оборот в момент предоставления коммерческими банками ссуд своим клиентам. Наличные же деньги выпускаются в оборот в процессе осуществления коммерческими банками кассовых операций, когда они выдают наличные деньги своим клиентам из банковских операционных касс.

Однако одновременно существует и обратный процесс сдачи наличных денег в кассы банков, и безналичное погашение ранее выданных ссуд. Кроме того, нужно иметь в виду, что коммерческие банки оперируют как бы «вторичными деньгами», т.е. деньгами, уже выпущенными центральным банком страны. То есть практически количество денег в обороте не увеличивается.

Следует отметить, что чрезмерная эмиссия денег может привести к инфляции. При анализе инфляции огромную роль в развитии инфляционных процессов играет увеличение бюджетного дефицита. В странах накопивших большой бюджетный дефицит наблюдается высокие темпы инфляции. Это связано с инфляционным способом покрытия бюджетного дефицита как одним из вариантов его урегулирования. И, несмотря на критику многих экономистов, он остается весьма распространенным на практике. С его помощью государство получает своеобразный доход, называемый сеньоражем.

Сеньораж – это доход, получаемый государством в результате печатания денег. Название «сеньораж» происходит от слова «сеньор», когда в период средневековья в европейских странах феодалы-сеньоры имели право чеканки монет на той территории, которая им принадлежала. Издержки печатания денег ничтожно малы по сравнению со стоимостью товаров и услуг, которые можно приобрести на выпущенные банкноты. В руках государства оказывается действенный рычаг пополнения доходной части бюджета, который можно при необходимости использовать достаточно легко.

Сеньораж оплачивается населением, поскольку вследствие инфляции население становится беднее и может приобретать меньше товаров и услуг. Таким образом, население платит инфляционный налог, ставка которого равна темпу инфляции.

Инфляционный налог рассчитывается по следующей формуле:

 

IT = Cπ + D (π – i),                             (8.3)

 

где С – наличные деньги в обращении;

  π – темп инфляции;

  D – деньги на депозитах;

   i – номинальная ставка процента по депозитам.

 

Например, наличность (С) составляет 1000 у. е., деньги на депозитах – 3000 у. е., темп инфляции – 10%, номинальная ставка процента по депозитам – 12%.

IT = 1000 у. е. * 0,1 + 3000 у. е. (0,1 – 0,12) = 100 – 60 = 40 у. е.

Та часть средств, которая хранится в наличном виде обесценивается быстрее и в полном объеме, а те средства, которые хранятся на депозитах обесцениваются не так быстро, поскольку уплачиваемый процент может частично или полностью компенсировать инфляционные потери.

При определенных условиях сеньораж (SE) равен инфляционному налогу (SE = IT)

Может ли инфляционный налог быть более сеньоража? Да, например, в условиях галопирующей и гиперинфляции, когда инфляционные тенденции развиваются быстрее темпов увеличения денежной массы за счёт скорости обращения денег. Может ли сеньораж быть больше инфляционного налога? Да может в условиях дефляции. Однако можно привести и более интересный пример, связанный с валютными изменениями.

Рассмотрим ситуацию, в которой для простоты примем условие, что инфляция равна нулю. Если при этом в стране растёт спрос на национальную валюту, и все экономические агенты начинают избавляться от иностранной валюты, государство имеет возможность получать сеньораж, обменивая иностранные денежные единицы на иностранные. В этом случае инфляционный налог платят все те страны, чья валюта обеспечивается по отношению к валюте рассматриваемой страны. Таким образом, есть ситуации, когда сеньораж и инфляционный налог могут не совпадать.

Нарушения в денежном обращении могут проявляться и в виде дефляции, которая наступает в результате ограничения денежной массы, расходов бюджета, повышения процентных ставок, усиления налогового бремени на население. Она ведет к снижению цен, потребительского спроса, прибылей предприятий, темпов экономического роста, безработице, повышению покупательной способности национальной валюты.

О дефляционных процессах свидетельствуют также продажа сырья посредникам по низким ценам с последующим получением полной цены за рубежом (вывоз капитала); перевод продавцами и покупателями денег в недвижимость, за границу; снижение цен в замаскированной форме (неплатежи, бартер, взаимозачеты и другие неденежные расчеты). Поражаемое дефляционным синдромом, население откалывает покупки в расчете на дальнейшее снижение цен.

В условиях двухуровневой банковской системы механизм эмиссии денег действует на основе банковского мультипликатора.

Банковский мультипликатор — это процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому.

Существуют банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы. Они характеризуют механизм мультипликации денег с разных позиций. Банковский мультипликатор — это процесс увеличения денег с позиции субъектов мультипликации, т. е. тех, кто мультиплицирует деньги. Данный процесс осуществляется коммерческими банками. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков.

Кредитный мультипликатор раскрывает механизм процесса мультипликации и  то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитных операций коммерческих банков.

Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации — деньги на депозитных счетах коммерческих банков (именно они увеличиваются в процессе мультипликации).

Порядок действия механизма банковского мультипликатора следующий. Он существует только в условиях многоуровневых банковских систем. При этом первый уровень — центральный банк — управляет этим механизмом, второй уровень — коммерческий банк — заставляет его действовать, причем действовать автоматически, независимо от желания отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом.

Свободный резерв представляет собой совокупность всех ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.

Следует отметить, что оно не совсем точно. На самом деле свободные (оперативные) резервы коммерческих банков — это их ликвидные активы, из определения же видно, что данное понятие относится к ресурсам, т.е. пассивам коммерческих банков.

Данное понятие основывается на том, что коммерческие банки могут осуществлять свои активные операции (выдавать ссуды, покупать ценные бумаги, валюту и т. д.) только в пределах имеющихся у них ресурсов. Свободный резерв системы коммерческих банков складывается из свободных резервов отдельных коммерческих банков, поэтому от увеличения или уменьшения свободного резерва отдельных банков общая его величина не изменяется.

Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка рассчитывается по формуле:

 

Ср = Кб + ПР + ЦК + МБК − ОЦР − АО,          (8.4)

где Ср — свободный резерв банка;

Кб — капитал коммерческого банка;

ПР — привлеченные ресурсы коммерческого банка (средства на  

депозитных счетах);

  ЦК — централизованный кредит, предоставленный коммерческому

банку центральным банком;

МБК — межбанковский кредит;

ОЦР — отчисления в централизованный резерв, находящийся в

распоряжении центрального банка;

 АО — ресурсы, которые на данный момент уже вложены в

активные операции коммерческого банка.

Банковский мультипликатор действует независимо от того, кому предоставлены кредиты — коммерческим банкам или правительству. Деньги в этом случае поступят на бюджетные счета в банках, а они тоже относятся к привлеченным ресурсам (ПР), поэтому свободный резерв коммерческих банков, где находятся эти счета, увеличится, и включится механизм банковского мультипликатора.

Механизм банковского мультипликатора учитывает не только предоставление централизованных кредитов, но и покупку центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг или валюты. В результате этого уменьшаются ресурсы банков, вложенные в активные операции, и увеличиваются свободные резервы этих банков, используемые для кредитных операций, т.е. действует механизм банковской мультипликации. Включить этот механизм центральный банк может и тогда, когда он уменьшит норму отчислений в централизованный резерв. В этом случае также увеличится свободный резерв системы коммерческих банков, что при прочих равных условиях приведет к росту кредитования и включению банковского мультипликатора.

Управление механизмом банковского мультипликатора, а следовательно, эмиссией безналичных денег, осуществляется исключительно центральным банком. Центральный банк, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности, выполняя тем самым одну из основных своих функций — функцию денежно- кредитного регулирования.

 

 

Планирование и прогнозирование в области денежного обращения

 

Планирование денежного обращения представляет собой планомерное определение объема, структуры оборота наличных денег и направление потоков их движения.

В условиях централизованной экономики руководство денежно-кредитной системой осуществлялось Правительством. На Госбанк СССР приходилась лишь организационно-техническая работа по кредитно-расчетному и эмиссионно-кассовому обслуживанию предприятий и организаций. Кассовый план утверждался Правительством и выполнял роль директивы. На основе этого документа устанавливалось задание по выпуску или изъятию денег из обращения. Оно доводилось до нижестоящих контор и отделений Госбанка СССР как обязательное для выполнения.

В условиях рыночной экономики центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов кредитных организаций и собственные аналитические материалы. При этом важно установить не только оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализованно. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков в наличных деньгах (именно она определяет размер эмиссии) зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и просто невозможно.

Эмиссию наличных денег производят ЦБ и его подразделения — территориальные управления и расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они могут функционировать в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах кредитных организаций. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности экономики данного региона в наличных деньгах. Денежные знаки резервных фондов не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, а являются резервом.

Наличные деньги от кредитных организаций постоянно поступают в оборотную кассу расчетно-кассового центра и из нее постоянно выдаются. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении. Они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в его резервный фонд.

Резервными фондами РКЦ распоряжаются территориальные управления Центрального банка. Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает сумма на депозитных счетах, то в результате:

а) увеличивается потребность клиентов в наличных деньгах;

б) возрастает свободный резерв коммерческого банка.

РКЦ обязаны выдавать коммерческим банкам наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастают, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе специального эмиссионного разрешения Управления Центрального банка переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.

При осуществлении эмиссии одним РКЦ, другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не измениться. В этих целях составляется ежедневный эмиссионный баланс.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению.

Таким образом, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданную коммерческими банками в результате действия банковского мультипликатора.

Контроль денежной массы (money supply control) - использование правительством страны ее центрального банка (central bank) для контроля денежной массы в обращении/денежного предложения (money supply).

В Великобритании такую роль выполняет Банк Англии , но в США Федеральная резервная система в значительной мере независима от политики правительства.

Для контроля денежной массы органы денежно-кредитного регулирования устанавливают максимальные показатели объема чистых внутренних активов, а также предельные величины объема чистых требований органов денежно-кредитного регулирования к правительству.

Одна из основных задач Правительства – не допустить снижения доли расходов государственного бюджета по отношению к ВВП. Сокращение дефицита государственного бюджета создает благоприятные предпосылки для повышения роли центрального банка в финансовом регулировании (финансовом контроле) посредством традиционных для рыночной экономики инструментов кредитно-денежной политики, которые последовательно замещают прямой административный контроль за движением финансовых средств.

Важная задача центрального банка – контроль за инфляцией и поддержание стабильности национальной денежной единицы. Для плавного снижения инфляции рост денежной массы должен быть существенно ограничен. Контроль за предложением денег в экономике требует достаточно жесткой централизации. Решения, принимаемые «автономно», могут подорвать эффективность управления денежной массой и грозят полным выходом ситуации из-под контроля.

Стратегия, проводимая центральным банком, заключается в контроле за темпами роста агрегатов денежной массы и уровнем процентных ставок в целях поддержания ценовой стабильности и обеспечения экономического роста.

Развивая инструментарий кредитно-денежного регулирования, центральный банк исходит из недопустимости дифференцированного применения основных рычагов кредитно-денежной политики по регионам (ставка рефинансирования, лимиты кредитования, определение приоритетных сфер деятельности и предельной маржи по кредитам банка, установление резервных требований).

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Вопросы для самоконтроля

1.  Изменение характера эмиссии денег в условиях рынка.

2. Взаимосвязь денежной эмиссии с политикой стимулирования экономического роста

3. Понятие и механизм действия депозитного (банковского) мультипликатора.

4. Коэффициент банковской мультипликации.

3.Организация налично-денежного обращения.

4. Организация эмиссионных операций.

5.Планирование и прогнозирование объемов, динамики и покупюрного состава налично-денежной массы.

6.Оборотные кассы и резервные фонды в организации денежного обращения.

7. Взаимоотношение институтов банковской системы при совершении операций с наличными деньгами.

 

Тестовые задания

1. Выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков и платежных средств, приводящий к росту денежной массы – это:

а) денежная эмиссия;

б) выпуск денег в обращение;

в) инструмент денежно-кредитного регулирования;

г) совокупность ответов а) и в).

Задача № 1

Известно, что наличные деньги в обращении составили 441,7 млрд. руб., средства на корреспондентских счетах коммерческих банков 314,2 млрд. руб., обязательные резервы в Центральном банке 1526,3 млрд. руб., сумма средств на срочных, сберегательных вкладах и вкладах до востребования – 2897,6 млрд. руб. Рассчитайте коэффициент денежного мультипликатора.

Задача № 2

Определите ожидаемую скорость оборота,  если товары для реализации имеются на сумму 105,4  млрд. руб., из них 15%  предполагается продать в кредит,  взаимное погашение спроса и предложения 18 млрд. руб.,  в обращении находится денежная масса на сумму 5,4 млрд. руб.

Задача № 3

Что можно сказать об изменении денежной массы,  если скорость обращения денег уменьшилась на 20%,  объем производства снизился на 5%, уровень цен возрос на 7%?

Задача № 4

Рассчитайте коэффициент денежного мультипликатора.  Наличные деньги в обращении составляют 231,4 млрд. руб., депозиты до востребования 1312,1 млрд. руб., остатки на корреспондентских счетах в банках                          491,1  млрд. руб., срочные и сберегательные депозиты 397,2 млрд. руб., обязательные резервы в Центральном банке 652,8  млрд. руб.

Задача № 5

Рассчитайте скорость обращения денег,  объем ВНП составляет                4512,6 млрд. руб.,  наличные деньги 425,1 млрд. руб., вклады до востребования 1011,2 млрд. руб., срочные и сберегательные депозиты 1542,2 млрд. руб.

Темы рефератов и эссе

1. Состояние налично-денежного оборота в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

2. Сфера использования налично-денежного оборота и принципы его управления.

3. Актуальные проблемы денежного обращения и его регулирование.

4. Эмиссионный механизм в государстве и проблемы регулирования денежного обращения.

5. Проблемы эмиссионных механизмов, связанных с Бреттон-Вудской системой.

6. Правовой механизм регулирования наличного оборота.


Рекомендуемая литература

1. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник. / Под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2014. -  559 c.

2. Герасимова, Е.Б. Банковские операции: Учебное пособие / Е.Б. Герасимова, И.Р. Унанян, Л.С. Тишина. - М.: Форум, 2013. - 272 c.

3. Звонова, Е.А. Деньги, кредит, банки: Учебник и практикум / Е.А. Звонова, В.Д. Топчий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 455 c.

4. Касьянова, Г.Ю Кассовые и банковские операции с учетом всех изменений в законодательстве / Г.Ю Касьянова. - М.: АБАК, 2015. - 336 c.

5. Кузнецова, Е.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Е.И. Кузнецова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 567 c.

6. Кусков, А.С. Деньги, кредит, банки. Практикум / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. - М.: КноРус, 2013. - 192 c.

7. Мартыненко, Н.Н. Банковские операции: Учебник для академического бакалавриата / Н.Н. Мартыненко, О.М. Маркова, О.С. Рудакова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 612 c.

8. Печникова, А.В. Банковские операции: Учебник / А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

9. Чернецов, С.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, 2012. - 494 c.

10. Янкина, И.А. Деньги, кредит, банки. Практикум: Учебник / И.А. Янкина. - М.: КноРус, 2013. – 190 с.

 


ГЛАВА 8

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

8.1. Сущность и особенности регулирования денежного обращения.

8.2. Содержание денежной эмиссии.

8.3. Организация налично-денежного обращения: принципы, механизм выпуска и изъятия денег из обращения.

8.4. Планирование и прогнозирование в области денежного обращения.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 221.