Методы денежно-кредитного регулирования – это, как правило, совокупность инструментов, объединенных каким-либо общим признаком.
Классификацию современных методов денежно-кредитного регулирования можно представить исходя их следующих критериев (рис. 7.1):
І. В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики и поставленной цели различают:
- прямые методы;
- косвенные методы.
Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.
Такие методы могут включать конкретные ограничения:
- установление лимитов кредитования для банков;
- избирательная денежно-кредитная политика в отношении приоритетных отраслей экономики, а также создание специализированных банков;
- ограничение уровня процентных ставок по кредитам или депозитам;
- лимиты кредитования или привлечения депозитов, ужесточение валютных ограничений.
Использование прямых методов имеет преимущества и ряд недостатков.
Применение прямых методов позволяет центральным банкам довольно быстро достичь предполагаемых результатов в процессе контроля за качественными и количественными параметрами денежно кредитной политики. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.
Следует отметить, что прямые методы легки в применении, не затратны, результаты их действия предсказуемы, что делает их более привлекательными для органов государственного управления при перераспределении денежных ресурсов.
Наряду с преимуществами, следует обратить внимание и на наличие ряда недостатков.
Во-первых, прямые методы денежно-кредитного регулирования – это грубые методы внешнего воздействия на экономическую деятельность субъектов денежно-кредитных отношений. Такие методы зачастую не совпадают с интересами банков, что может привести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, ограничению конкуренции в банковском секторе, ослаблению финансовой устойчивости и ликвидности банков.
Во-вторых, использование прямых методов воздействия может привести к целому ряду негативных последствий во всей экономике в целом.
Например, таргетирование инфляции в условиях реализации жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики, может привести как к сокращению денежной массы, так и появлению различных денежных суррогатов, оттоку финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
В-третьих, прямые методы при проведении денежно-кредитной политики могут вызвать усилению бюрократических проволочек и коррупции в сфере денежно-кредитных отношений.
Негативные последствия от использования прямых методов денежно-кредитного регулирования часто превышают положительные эффекты от их использования, поскольку искажают механизм функционирования рыночной экономики. Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса. Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.
МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ |
прямые |
косвенные |
общие |
селективные |
имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке |
воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов |
являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом |
регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер |
Рис. 7.1. Методы регулирования денежно-кредитной сферы
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.
Активный переход к косвенным методам проведения денежно-кредитной политики начался в 80-х годах ХХ века. Такой переход выл обусловлен процессом всеобщей финансовой глобализацией, повышением степени независимости центральных банков и возрастанием их роли и функций в экономике, благоприятной макроэкономической ситуацией.
Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.
ІІ. По характеру действия различают:
- общие методы;
- селективные методы.
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
ІІІ. В зависимости от объекта воздействия выделяют:
- методы, оказывающие воздействие непосредственно на массу денег в обращении (предложение денег);
- методы, регулирующие спрос на денежном рынке.
Выбор методов регулирования зависит от целей, которые определяются центральным банком.
Например, если в качестве цели определено поддержание неизменного уровня денежной массы, то проводится жесткая рестрикционная денежно-кредитная политика на основе количественных ограничений. Если же целью центрального банка является поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования либо сдерживания инвестиций, то проводится гибкая денежно-кредитная политика, при которой регулирование предложения денег в экономике допускает изменение денежной массы в обращении и процентной ставки.
Инструмент денежно-кредитного регулирования – это способ, с помощью которого центральный банк как орган государственного регулирования воздействует на объекты денежно-кредитной политики.
Инструменты денежно-кредитного регулирования должны обладать определенными свойствами:
- быть максимально действенными – обеспечить достижение целей регулирования;
- являться нейтральными – оказывать одинаковое влияние на конкурентоспособность банков;
- равномерно воздействовать на конкурентоспособность всех финансово-кредитных институтов.
Все инструменты денежно-кредитного регулирования можно классифицировать по следующим критериям:
І. В зависимости от непосредственных объектов воздействия:
- инструменты, воздействующие на предложение денег;
- инструменты, воздействующие на спрос на деньги.
Исходя из конкретных целевых ориентиров, денежно-кредитная политика может быть направлена на:
- сдерживание кредитной эмиссии (рестрикционная политика) в периоды экономических подъемов для устранения перегрева конъюнктуры;
- стимулирование предложения денег в период подъема производства и оживления экономики.
ІІ. В зависимости от формы воздействия:
- инструменты прямого воздействия (административные);
- инструменты косвенного воздействия (рыночные, экономические).
Прямые инструменты в практике центральных банков развитых стран используются чаще всего как исключение, нежели правило, лишь в определенных случаях. К инструментам прямого воздействия относят: запрет на выполнение банковских операций; ограничение выполнения операций; лимиты в области налично-денежного обращения; экономические нормативы деятельности банков и пр.
Более широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой получили косвенные инструменты.
Косвенные (рыночные) инструменты позволяют центральному банку воздействовать на сферу денежно-кредитных отношений через создание соответствующих условий на рынке ссудных капиталов и кредитов.
Методы косвенного воздействия включают: установление официальной учетной ставки, рефинансирование банков, установление минимальных обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции и пр.
ІІІ. В зависимости от характера параметров, устанавливаемых в процессе денежно-кредитного регулирования выделяют:
- качественные инструменты;
- количественные инструменты.
Качественные инструменты влияют на стоимость банковских кредитов, а количественные оказывают влияние на состояние кредитных возможностей банков, а соответственно, и на состояние денежного оборота в целом.
І V . В зависимости от сроков воздействия выделяют:
- краткосрочные инструменты;
- долгосрочные инструменты.
К краткосрочным относятся инструменты, благодаря которым обеспечивается достижение промежуточных и оперативных целей денежно-кредитной политики. К долгосрочным принято относить инструменты, результативность действия которых может проявиться в период от 1 года до нескольких десятилетий.
По мере развития и совершенствования финансово-кредитной системы центральные банки могут использовать новые, более эффективные методы и инструменты проведения денежно-кредитной политики.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 243.