Классификация методов и инструментов денежно-кредитного регулирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы денежно-кредитного регулирования – это, как правило, совокупность инструментов, объединенных каким-либо общим признаком.

Классификацию современных методов денежно-кредитного регулирования можно представить исходя их следующих критериев (рис. 7.1):

І. В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики и поставленной цели различают:

- прямые методы;

- косвенные методы.

Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Такие методы могут включать конкретные ограничения:

- установление лимитов кредитования для банков;

- избирательная денежно-кредитная политика в отношении приоритетных отраслей экономики, а также создание специализированных банков;

- ограничение уровня процентных ставок по кредитам или депозитам;

- лимиты кредитования или привлечения депозитов, ужесточение валютных ограничений.

Использование прямых методов имеет преимущества и ряд недостатков.

Применение прямых методов позволяет центральным банкам довольно быстро достичь предполагаемых результатов в процессе контроля за качественными и количественными параметрами денежно кредитной политики. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.

Следует отметить, что прямые методы легки в применении, не затратны, результаты их действия предсказуемы, что делает их более привлекательными для органов государственного управления при перераспределении денежных ресурсов.

Наряду с преимуществами, следует обратить внимание и на наличие ряда недостатков.

Во-первых, прямые методы денежно-кредитного регулирования – это грубые методы внешнего воздействия на экономическую деятельность субъектов денежно-кредитных отношений. Такие методы зачастую не совпадают с интересами банков, что может привести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, ограничению конкуренции в банковском секторе, ослаблению финансовой устойчивости и ликвидности банков.

Во-вторых, использование прямых методов воздействия может привести к целому ряду негативных последствий во всей экономике в целом.

Например, таргетирование инфляции в условиях реализации жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики, может привести как к сокращению денежной массы, так и появлению различных денежных суррогатов, оттоку финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

В-третьих, прямые методы при проведении денежно-кредитной политики могут вызвать усилению бюрократических проволочек и коррупции в сфере денежно-кредитных отношений.

Негативные последствия от использования прямых методов денежно-кредитного регулирования часто превышают положительные эффекты от их использования, поскольку искажают механизм функционирования рыночной экономики. Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса. Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

 

МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
прямые
косвенные
общие
селективные
имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке
воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов
являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом
регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер


 

 

 


Рис. 7.1. Методы регулирования денежно-кредитной сферы

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

Активный переход к косвенным методам проведения денежно-кредитной политики начался в 80-х годах ХХ века. Такой переход выл обусловлен процессом всеобщей финансовой глобализацией, повышением степени независимости центральных банков и возрастанием их роли и функций в экономике, благоприятной макроэкономической ситуацией.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

ІІ. По характеру действия различают:

- общие методы;

- селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

ІІІ. В зависимости от объекта воздействия выделяют:

- методы, оказывающие воздействие непосредственно на массу денег в обращении (предложение денег);

- методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

Выбор методов регулирования зависит от целей, которые определяются центральным банком.

Например, если в качестве цели определено поддержание неизменного уровня денежной массы, то проводится жесткая рестрикционная денежно-кредитная политика на основе количественных ограничений. Если же целью центрального банка является поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования либо сдерживания инвестиций, то проводится гибкая денежно-кредитная политика, при которой регулирование предложения денег в экономике допускает изменение денежной массы в обращении и процентной ставки.

Инструмент денежно-кредитного регулирования – это способ, с помощью которого центральный банк как орган государственного регулирования воздействует на объекты денежно-кредитной политики.

Инструменты денежно-кредитного регулирования должны обладать определенными свойствами:

- быть максимально действенными – обеспечить достижение целей регулирования;

- являться нейтральными – оказывать одинаковое влияние на конкурентоспособность банков;

- равномерно воздействовать на конкурентоспособность всех финансово-кредитных институтов.

Все инструменты денежно-кредитного регулирования можно классифицировать по следующим критериям:

І. В зависимости от непосредственных объектов воздействия:

- инструменты, воздействующие на предложение денег;

- инструменты, воздействующие на спрос на деньги.

Исходя из конкретных целевых ориентиров, денежно-кредитная политика может быть направлена на:

- сдерживание кредитной эмиссии (рестрикционная политика) в периоды экономических подъемов для устранения перегрева конъюнктуры;

- стимулирование предложения денег в период подъема производства и оживления экономики.

ІІ. В зависимости от формы воздействия:

- инструменты прямого воздействия (административные);

- инструменты косвенного воздействия (рыночные, экономические).

Прямые инструменты в практике центральных банков развитых стран используются чаще всего как исключение, нежели правило, лишь в определенных случаях. К инструментам прямого воздействия относят: запрет на выполнение банковских операций; ограничение выполнения операций; лимиты в области налично-денежного обращения; экономические нормативы деятельности банков и пр.

Более широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой получили косвенные инструменты.

Косвенные (рыночные) инструменты позволяют центральному банку воздействовать на сферу денежно-кредитных отношений через создание соответствующих условий на рынке ссудных капиталов и кредитов.

Методы косвенного воздействия включают: установление официальной учетной ставки, рефинансирование банков, установление минимальных обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции и пр.

ІІІ. В зависимости от характера параметров, устанавливаемых в процессе денежно-кредитного регулирования выделяют:

- качественные инструменты;

- количественные инструменты.

Качественные инструменты влияют на стоимость банковских кредитов, а количественные оказывают влияние на состояние кредитных возможностей банков, а соответственно, и на состояние денежного оборота в целом.

І V . В зависимости от сроков воздействия выделяют:

- краткосрочные инструменты;

- долгосрочные инструменты.

К краткосрочным относятся инструменты, благодаря которым обеспечивается достижение промежуточных и оперативных целей денежно-кредитной политики. К долгосрочным принято относить инструменты, результативность действия которых может проявиться в период от 1 года до нескольких десятилетий.

По мере развития и совершенствования финансово-кредитной системы центральные банки могут использовать новые, более эффективные методы и инструменты проведения денежно-кредитной политики.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.