ГЛАВА 7
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
7.1. Сущность и цели денежно-кредитной политики.
7.2. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
7.3. Классификация методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
7.4. Стратегия и тактики использования инструментов денежно-кредитного регулирования центральными банками.
Рис. 7.1. Методы регулирования денежно-кредитной сферы
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.
Активный переход к косвенным методам проведения денежно-кредитной политики начался в 80-х годах ХХ века. Такой переход выл обусловлен процессом всеобщей финансовой глобализацией, повышением степени независимости центральных банков и возрастанием их роли и функций в экономике, благоприятной макроэкономической ситуацией.
Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.
ІІ. По характеру действия различают:
- общие методы;
- селективные методы.
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
ІІІ. В зависимости от объекта воздействия выделяют:
- методы, оказывающие воздействие непосредственно на массу денег в обращении (предложение денег);
- методы, регулирующие спрос на денежном рынке.
Выбор методов регулирования зависит от целей, которые определяются центральным банком.
Например, если в качестве цели определено поддержание неизменного уровня денежной массы, то проводится жесткая рестрикционная денежно-кредитная политика на основе количественных ограничений. Если же целью центрального банка является поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования либо сдерживания инвестиций, то проводится гибкая денежно-кредитная политика, при которой регулирование предложения денег в экономике допускает изменение денежной массы в обращении и процентной ставки.
Инструмент денежно-кредитного регулирования – это способ, с помощью которого центральный банк как орган государственного регулирования воздействует на объекты денежно-кредитной политики.
Инструменты денежно-кредитного регулирования должны обладать определенными свойствами:
- быть максимально действенными – обеспечить достижение целей регулирования;
- являться нейтральными – оказывать одинаковое влияние на конкурентоспособность банков;
- равномерно воздействовать на конкурентоспособность всех финансово-кредитных институтов.
Все инструменты денежно-кредитного регулирования можно классифицировать по следующим критериям:
І. В зависимости от непосредственных объектов воздействия:
- инструменты, воздействующие на предложение денег;
- инструменты, воздействующие на спрос на деньги.
Исходя из конкретных целевых ориентиров, денежно-кредитная политика может быть направлена на:
- сдерживание кредитной эмиссии (рестрикционная политика) в периоды экономических подъемов для устранения перегрева конъюнктуры;
- стимулирование предложения денег в период подъема производства и оживления экономики.
ІІ. В зависимости от формы воздействия:
- инструменты прямого воздействия (административные);
- инструменты косвенного воздействия (рыночные, экономические).
Прямые инструменты в практике центральных банков развитых стран используются чаще всего как исключение, нежели правило, лишь в определенных случаях. К инструментам прямого воздействия относят: запрет на выполнение банковских операций; ограничение выполнения операций; лимиты в области налично-денежного обращения; экономические нормативы деятельности банков и пр.
Более широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой получили косвенные инструменты.
Косвенные (рыночные) инструменты позволяют центральному банку воздействовать на сферу денежно-кредитных отношений через создание соответствующих условий на рынке ссудных капиталов и кредитов.
Методы косвенного воздействия включают: установление официальной учетной ставки, рефинансирование банков, установление минимальных обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции и пр.
ІІІ. В зависимости от характера параметров, устанавливаемых в процессе денежно-кредитного регулирования выделяют:
- качественные инструменты;
- количественные инструменты.
Качественные инструменты влияют на стоимость банковских кредитов, а количественные оказывают влияние на состояние кредитных возможностей банков, а соответственно, и на состояние денежного оборота в целом.
І V . В зависимости от сроков воздействия выделяют:
- краткосрочные инструменты;
- долгосрочные инструменты.
К краткосрочным относятся инструменты, благодаря которым обеспечивается достижение промежуточных и оперативных целей денежно-кредитной политики. К долгосрочным принято относить инструменты, результативность действия которых может проявиться в период от 1 года до нескольких десятилетий.
По мере развития и совершенствования финансово-кредитной системы центральные банки могут использовать новые, более эффективные методы и инструменты проведения денежно-кредитной политики.
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Вопросы для самоконтроля
1. Денежно-кредитная политика, ее основные задачи и специфика.
2. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования и их классификация.
3. Характеристика влияния различных методов и инструментов денежно-кредитного регулирования на состояние денежно-кредитной сферы.
4. Стратегия и тактика использования инструментов денежно-кредитного регулирования.
5. Оценка инструментов и методов денежно-кредитной политики и их эффективности.
6. Основные задачи, содержание и цели единой государственной денежно-кредитной политики.
7. Конечные цели денежно-кредитной политики и их взаимосвязь с целями достижения макроэкономического равновесия.
8. Промежуточные целевые ориентиры и основные объекты денежно-кредитной политики.
9. Проциклическая и антициклическая денежно-кредитная политика.
10. Оперативные цели денежно-кредитной политики.
11. Задачи, порядок и сроки разработки и утверждения «Основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики»
12. Эффекты денежно-кредитной политики с позиций воспроизводственного подхода.
Тестовые задания
1. Методы денежно-кредитного регулирования – это:
а) это совокупность способов и форм регулирования, разрабатываемых субъектом регулирования в отношении объекта регулирования для достижения поставленных целей;
б) направления государственного регулирования экономики, осуществляемого в целях обеспечения реального и устойчивого экономического роста, необходимого уровня занятости населения, устойчивости покупательной способности национальной валюты, стабильности внешнеэкономических связей;
в) постоянство экономического прогресса и управляемость в части пропорциональности сегментов экономики при гарантированности обеспечения целевых валовых количественных макроэкономических показателей национальной экономики в долгосрочном периоде;
г) нет правильного ответа.
2. Субъектом денежно-кредитного регулирования является:
а) предложение денег или спрос на деньги;
б) равновесие на денежном рынке или его устойчивость;
в) центральный банк во взаимодействии с исполнительными органами власти;
г) ответы а) и б).
3. Объектом денежно-кредитного регулирования является:
а) предложение денег или спрос на деньги;
б) равновесие на денежном рынке или его устойчивость;
в) центральный банк во взаимодействии с исполнительными органами власти;
г) ответы а) и б).
4. Цели денежно-кредитного регулирования:
а) ценовая стабильность;
б) стабильность валютного курса;
в) регулирование количества денег в обороте;
г) все ответы верны.
5. Целью денежно-кредитной политики для достижения ценовой стабильности, которая позволяет приблизить фактический ВВП к потенциальному и максимизирует функцию полезности для каждого экономического агента, уменьшая информационную неопределенность является:
а) таргетирование денежной массы;
б) инфляционное таргетирование;
в) валютное таргетирование;
г) таргетирование ВВП.
6. Одним из инструментов денежно-кредитного регулирования является:
а) регулирование денежных агрегатов или их структуры;
б) процентная политика центрального банка;
в) операции открытого рынка;
г) ответы б) и в).
7. Противоречие микроэкономическим интересам кредитных организаций, которое ведет к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке характерно для:
а) прямых методов;
б) косвенных методов;
в) селективных методов;
г) общих методов.
Задача №1
Центральный банк проводит политику "дорогих денег". На сколько изменится денежная масса, если норма обязательных резервов составляет 20%, а на рынке представлены государственные ценные бумаги на сумму 40 млрд. руб.?
Задача № 2
Как должна измениться учетная ставка центрального банка, если в стране наблюдается дефицит денежной массы в размере 500 тыс. руб. при норме обязательных резервов 20%?
Задача №3
В условиях высокой инфляции (20% годовых) центральный банк старался уменьшить денежную массу в обращении при помощи политики открытого рынка. Какие меры должен предпринять банк, чтобы снизить инфляцию до 10% годовых при условии, что денежная масса составляла 200 млрд. руб., а норма минимальных резервов - 20%.
Задача № 4
Объем денежной массы в стране составил на конец года 202 млрд. руб. В начале года центральный банк произвел эмиссию в размере 3 млрд. руб. и установил норму обязательных резервов в размере 10%. Каков будет объем денежной массы в стране?
Задача № 5
В условиях перегрева экономики центральный банк увеличил учетную ставку с 5% до 10% и предложил к переучету векселя номиналом 100 руб. на сумму 200 тыс. руб. Как изменится денежная масса в экономике при условии, что норма обязательных резервов составляет 10%?
Темы рефератов и эссе
1. Рефинансирование депозитных (кредитных) организаций и учет его воздействия в денежно-кредитном регулировании.
2. Политика обязательных резервов, ее проведение в современных условиях
3. Использование операций на финансовых рынках в количественном регулировании денежной базы: операции на валютном рынке, рынке ценных бумаг, на рынке межбанковских кредитов и депозитов.
4. Использование операций на финансовых рынках при реализации процентной политики и политики регулирования валютного курса.
5. Особенности применения методов валютного регулирования и контроля в денежно-кредитном регулировании.
6. Использование прямых и косвенных методов денежно-кредитного регулирования: анализ эффективности.
Рекомендуемая литература
1. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. - М.: Книжный дом Либроком, 2013. - 240 c.
2. Варламова, Т. П. Деньги, кредит, банки / Т.П. Варламова, Н.Б. Ермасова, М.А. Варламова. - М.: РИОР, 2016 . - 128 c.
3. Деньги, кредит, банки. Конспект лекций / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2016 . - 158 c.
4. Звонова, Е.А. Деньги, кредит, банки: Учебник и практикум / Е.А. Звонова, В.Д. Топчий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 455 c.
5. Кузнецова, Е.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Управление" / Е.И. Кузнецова; Под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 567 c.
6. Лаврушин О.И. Центральный Банк в условиях рыночной экономики // Банковское дело. - 2013 - №5.
7. Пашковский В.С. Место и роль Центрального Банка в формировании рыночной экономики России // Бизнес и банки. - 2014. - №7.
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 639 c.
9. Чернецов, С.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, 2012. - 494 c.
10. Щегорцов, В. А. Деньги, кредит, банки / В.А. Щегорцов, В.А. Таран. - М.: Юнити-Дана, 2016 . - 416 c.
ГЛАВА 7
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
7.1. Сущность и цели денежно-кредитной политики.
7.2. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
7.3. Классификация методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
7.4. Стратегия и тактики использования инструментов денежно-кредитного регулирования центральными банками.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 279.