ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Проблема питания является актуальной для теоретической и практической медицины.
Рациональное вскармливание – одно из важнейших условий, обеспечивающих правильное физическое развитие и созревание органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость ребенка к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам. Характер вскармливания на первом году жизни в значительной степени определяет состояние здоровья ребенка не только в раннем возрасте, но и в последующие периоды жизни.
Питание играет важную роль на каждом этапе жизни, особенно в детском и подростковом возрасте. Питание для детского организма является пластическим материалом, регулирует физико-химическое равновесие в организме, поддерживает тонус центральной нервной системы и гормональное равновесие. Нерациональное вскармливание младенцев является фактором риска развития таких болезней, как ожирение, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, анемия, аллергия, нарушение минерализации костей.
ВИДЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Естественное грудное вскармливание - такой вид вскармливания, когда ребенок первых 4 месяцев жизни получает только материнское молоко или и другой вид пищи, его заменяющий, в объеме не более 1/5 суточного.
Вскармливание ребенка донорским молоком называется субъестественным
При недостаточном количестве материнского молока ребенок переводится на смешанное вскармливание, при котором ребенок первых 4 месяцев жизни получает материнское молоко и другой вид пищи, его заменяющий, в объеме более 1/5 суточного.
При невозможности грудного вскармливания ребенок переводится на искусственное, при котором ребенок первых 4 месяцев не получает материнского молока или получает его менее 1/5 суточного объема.
ЕСТЕСТВЕННОЕ (ГРУДНОЕ) ВСКАРМЛИВАНИЕ.
Во многих странах мира отмечалось снижение распространенностей грудного вскармливания младенцев. В основе лежал ряд причин: развитие промышленности, выпускавшей детское питание, среди населения проводилась пропаганда молочных смесей, так называемых «заменителей женского молока», спаду грудного вскармливания способствовали и следующие факторы; отделение детей от матери после рождения, кормление новорожденных из рожка раствором глюкозы или смесью до начала лактации у матери. Поэтому в 1989 году ВОЗ/ЮНИСЕФ принял совместную декларацию «Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания».
В принятой декларации провозглашены следующие десять принципов успешного грудного вскармливания:
1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и доводить эти сведения до медицинского персонала и рожениц.
2. Обучить медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления грудного вскармливания.
3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.
4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
5. Показать матерям, как кормить ребенка грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.
6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока.
7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.
9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устранять имитирующих материнскую грудь
(соски, рожки).
10.Поощрять организацию грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ .
На 100 г. | Белки | Жиры | Углеводы | Калории |
молозиво | 4,5 - 58 | 2,8 – 4,1 | до 7,5 | 150 |
зрелое молоко | 1,5 | 3,5 | до 7,5 | 70 |
коровье молоко | 3,3 | 3,5 | 4,3 | 66 |
Соотношение: белки; жиры; углеводы – 1 : 3 : 6
Потребность: в белках - 2 – 2,5 г/кг.
жирах - 6 – 6,5 г/кг.
углеводах - 10 . 14 г/кг.
что относительно - 1 : 3 : 6
2. Все свойства грудного молока принято оценивать в сравнении с коровьем, которое наиболее часто используют для приготовления грудного молока.
Белок. Общее количество его меньше, но по структуре он близок к белкам плазмы крови ребенка; в его составе преобладают мелкодисперсные альбуминовые и глобулиновые фракции, которые являются источником незаменимых аминокислот (таурин триптофан, Валин и др.). Содержание таурина в молозиве – 54 мг/л, в зрелом молоке – 37 мг/л..
Функции таурина:
-участвует в формировании сетчатки глаз, в созревании ЦНС (миелинизация нервных волокон);
-стимулирует функции печени;
-участвует в сократительной функции миокарда;
-регулирует натриево-калиевый обмен;
-усиливает фагоцитарную активность лейкоцитов.
Белок коровьего молока состоит в основном из казеина, который отличается меньшим содержанием незаменимых аминокислот.
Жиры. Количество одинаково, но жир грудного молока- это легкоусвояемые ненасыщенные жирные кислоты (их в 2 раза больше чем в коровьем молоке); они представлены комплексом «Омега-3» (основные кислоты - линолевая, линоленовая, арахидоновая). Эти кислоты легче усваиваются.
Углеводы. Представлены в грудном молоке молочным сахаром – лактозой-В фракция, которая стимулирует рост нормальной флоры в кишечнике, подавляет рост патогенной кишечной палочки, участвует в синтезе витаминов гр.В. В коровьем молоке - £ фракция лактозы.
3. Грудное молоко богато ферментами и гормонами(диастазы в 100 раз больше, липазы в 15 раз). Это компенсирует временную низкую ферментативную активность желудочно-кишечного тракта ребенка. Грудное молоко является активным продуктом, который управляет процессом роста и развития.
4. Грудное молоко богаче витаминами А, Д, С, а коровье молоко – витаминами В1, В2, В12. Но если коровье молоко постоит на свету 3,5 часа, то оно потеряет до 75% витамина В2.
5.Микроэлементы. Грудное молоко содержит железо (профилактика анемии и адекватное обеспечение тканей кислородом), медь и цинк (профильное анемии, нормальное психомоторное и физическое развитие).
6. Минеральные соли; соли кальция и фосфора в оптимальном соотношении 2:1, что предупреждает развитие рахита.
7. Противоинфекционные факторы – обеспечивают защиту ребенка от инфекций (корь, скарлатина) и представлены антителами, лизоцинол (его в 300 раз больше, чем в коровьем молоке),макрофагами, бифидум-фактор, антистафилококковый фактор; лактоферрин – стимулирует синтез железа.
8 Психоэмоциональный и функциональный аспекты значения грудного молока:
- всегда теплое и в стерильном виде
- экономически выгоднее, чем смеси
- реже бывает недокорм или перекорм
- несет информацию, программу социального и сексуального поведения ребенка в обществе; стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.
- положительно влияет на сперматогенез.
- положительно влияет на развитие челюстного скелета.
-профилактика опухолей кишечника у ребенка.
- раннее прикладывание к груди способствует быстрому сокращению матки после родов (профилактика послеродовых кровотечений у матери.
- лучший метод профилактики рака молочной железы у матери.
- кормление грудью создает психологический комфорт женщине, дает ощущение ее полной жизненной реализованности; позволяет матери находится в самом близком эмоциональном контакте со своим малышом.
Все эти свойства делают грудное молоко идеальным продуктом для питания грудного ребенка. Совершенно справедливо писал французский педиатр Бюрен: «Лучшая капля молока – эта та, которую ребенок находит в груди своей матери».
ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ
Первое прикладывание ребенка к груди осуществляется в первые 30 минут после рождения с помощью и под контролем акушерки или медсестры. Раннее прикладывание способствует быстрому развитию механизмов секреции молока и устойчивой последующей лактации.
ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ.
1. Создание тихой уединенной обстановки.
2. Перед кормлением мать моет руки, одевает косынку.
3. Подготовит ребенка к кормлению, перепеленать, провести туалет носа и умыть (по показаниям).
4. Вымыть грудь теплой кипяченой водой.
5. Приготовить чистую посуду для сцеженного молока.
6. Мама удобно садится, подставив под ногу соответствующей груди скамеечку. Одной рукой она поддерживает голову и спину ребенка, а другой дает ему грудь так, чтобы он захватил губами сосок и околососковый кружок (нижняя губа ребенка касается кожи груди матери).Ноздри ребенка должны быть свободны.
7. Первые капли молока сцеживаются.
8. Во время кормления мать должна смотреть на малыша, контролировать процесс кормления.
9. Держать у груди 25-2- минут. За первые 5 минут ребенок высасывает ½ молока. Если сосет вяло, спит, его надо разбудить, потрепав по щечке. Забирать сосок следует осторожно во избежание трещин соска. Для этого можно зажать носик ребенка, чтобы он открыл рот.
10. Необходимо, чтобы ребенок за кормление получал «переднее» молоко, богатое водой, белком и углеводами, и «заднее» молоко, богатое жирами.
11. После кормления подержать ребенка вертикально для отхождения воздуха, захваченного во время кормления.
12. Уложить малыша в кроватку на бочок для профилактики аспирации,
13. Сцедить остатки молока в чистую посуду. Сцеженное молоко можно использовать в течение 12 часов для кормления.
14. Каждое кормление необходимо чередовать грудь (при необходимости докормить из 2-ой груди).
15. Обсушить грудь стерильной салфеткой, обработать 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени или сделать защитную пленку из молока, надеть бюстгальтер из натуральной ткани, не сдавливающей грудь.
16. При кормлении близнецов первым кормят более беспокойного ребенка. Второго прикладывают к той же груди, а затем кормить из другой.
При сосании груди в организме матери усиленно вырабатывается и выбрасывается в кровь пролактин- гормон, стимулирующий образование молока. Сосание ребенком груди матери стимулирует секрецию окситоцина – гормона, способствующего выделению молока.
РЕЖИМ КОРМЛЕНИЯ.
1. До 1 месяца свободный режим кормления или по требованию ребенка.
2. К концу 1-ого месяца большинство детей устанавливают режим кормления 6-7 раз в сутки.
Количество кормления.
-до 2-3 месяцев – 6-7 раз в сутки через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часов.
-с 2-3 месяцев до 5-6 раз через 3,5 часа с 6,5 часовым ночным перерывом.
-с 5 до 12 месяцев – 5 раз в сутки через 4 часа с 8 часовым ночным перерывом.
Расчет питания.
Суточный объем питания рассчитывается «объемным методом».
-с 2 недель до 2 месяцев - 1/5 массы тела.
-с 2 месяцев до 4 месяцев - 1/6 массы тела.
-с 4 месяцев до 6 месяцев - 1/7 массы тела.
-с 6 месяцев до 8 месяцев - 1/8 массы тела.
-с 8 месяцев - 1/9 массы тела.
Для детей до 1 года суточный объем не должен быть 1000-1100, объем 1 кормления-100,0-220,0.
Коррекция питания.
ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМОВ.
1. Новое блюдо вводится в питание только здоровому ребенку.
2. Новое блюдо дают перед кормлением грудью с ложечки.
3. Вводится постепенно, начиная с 1-2 ч.л. и за 10-14 дней довести до полного объема.
4. После каждого прикорма рекомендуется прикладывать ребенка к груди.
5. Не вводить одновременно два новых прикорма
6. Переходить к другому виду прикорма только после адаптации ребенка к первому.
7. Пища должна быть однородной, полужидкой, без комочков, легко проглатываться.
ПРОФИЛАКТИКА ТРЕЩИН СОСКА.
1.Правильная подготовка молочных желез к кормлению в последние 2 месяца беременности.
2.Гигиеническое содержание груди.
3.Правильное прикладывание ребенка к груди и отнятие.
4.Длительность одного кормления не более 20 минут.
5.После кормления обработать сосок и ареолу 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени для дубления кожи или грудным молоком.
Лактостаз – (застой молока, закупорка молочных протоков);
Первичный возникает на 2-4 день после родов. Появляется болезненное уплотнение в груди.
Помощь 1). Уменьшить количество жидкости женщине.
2). Чаще прикладывать ребенка к груди.
3). 25% раствор сернокислой магнезии по 30 мл. 2 раза в
день
( уменьшает вязкость молока ).
4). Окситоцин по 4-5 капель в нос за 10-20 минут до
кормления или внутримышечно 2 Ед.
(повышает эвакуационную способность молочной железы).
Вторичный (воспалительный) лактостаз возникает в связи с экзогенным инфицированием трещины соска. Развитию мастита способствует нарушение правил гигиены.
Сопровождается ознобом, повышением температуры до 38о и выше, резкой болезненностью участка застоя.
Лечение то же в комплексе с противовоспалительной терапией. Необходима консультация акушера-гиреколога или хирурга.Во время прикладывания ребенка к больной груди надо производить массаж твердого болезненного участка в сторону ареолы, помогая ребенку рассосать застоявшееся молоко.
Профилактика
1).Тщательный уход за молочной железой;
2).Профилактика и правильное лечение трещин соска;
ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Проблема питания является актуальной для теоретической и практической медицины.
Рациональное вскармливание – одно из важнейших условий, обеспечивающих правильное физическое развитие и созревание органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость ребенка к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам. Характер вскармливания на первом году жизни в значительной степени определяет состояние здоровья ребенка не только в раннем возрасте, но и в последующие периоды жизни.
Питание играет важную роль на каждом этапе жизни, особенно в детском и подростковом возрасте. Питание для детского организма является пластическим материалом, регулирует физико-химическое равновесие в организме, поддерживает тонус центральной нервной системы и гормональное равновесие. Нерациональное вскармливание младенцев является фактором риска развития таких болезней, как ожирение, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, анемия, аллергия, нарушение минерализации костей.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 302.