Инновационные центры ориентируются преимущественно на образование в регионе новых наукоемких предприятий. Что касается французского термина "технополис", то он объединяет научно-производственные центры различного типа и поэтому тяготеет к термину "научный парк" в широком смысле.
Общие черты научных парков:
1) наличие университета или другого высшего учебного заведения, выполняющего роль ядра научного парка. В его задачи входит генерация новых перспективных идей для коммерческого использования; подготовка специалистов, которые представляют интерес для промышленных фирм или способны начать собственное дело; проведение квалифицированных консультаций или НИОКР по заказам заинтересованных компаний;
2) наличие инкубатора малого бизнеса, позволяющего ученым, инженерам, начинающим предпринимателям, избегая на первых порах больших материальных затрат, апробировать новые идеи и получить квалифицированную помощь в оценке их перспективности;
3) наличие венчурных фондов или иных источников для финансирования перспективных предпринимательских проектов;
4) наличие всех необходимых экономических условий для успешной деятельности малого и среднего бизнеса, а в отдельных случаях и исследовательских подразделений крупных промышленных компаний, включая возможности приобретения или аренды земельных участков, строительства или аренды зданий, лизинга оборудования, налаживания сотрудничества с университетом, получения местных налоговых льгот или иных финансовых стимулов, предоставления необходимых финансовых услуг и услуг в области связи;
5) выгодное географическое положение, близость к магистральным автомобильным, железнодорожным, воздушным трассам в сочетании с благоприятными климатом и экологическими условиями, что делает проживание в научном парке привлекательным для ученых, предпринимателей и обслуживающего персонала с их семьями.
Помимо перечисленных основных условий важное значение для успешного формирования научного парка имеет заинтересованность в его деятельности и необходимая поддержка со стороны государства, местных органов власти и администрации соответствующего университета. Вместе с тем из практики США известен ряд примеров, когда крупные научные парки формировались совершенно спонтанно — в результате появления новых перспективных разработок и высокого спроса на них со стороны рынка (типичный пример — Кремниевая Долина в штате Калифорния).
В середине 90-х гг. ХХ в. во всем мире насчитывалось более 400 научных парков, более половины из которых было сосредоточено на территории Северной Америки. Современные научные парки заметно различаются как по занимаемым площадям, так и по численности разместившихся на них компаний и институтов: 51% имеет площадь до 200 тыс. мг и лишь 20% — больше 1 млн м2; соответственно 53% научных парков насчитывают менее 50 организаций, 18% — от 50 до 100, 18% — от 101 до 200, 5% — от 201 до 400, 4% — свыше 400 организаций (2% опрошенных не представили такой информации).
По типу организаций, «приютившихся» в научных парках, 5,1% относится к сфере услуг, 26% занимаются фундаментальными исследованиями, 18% представляют промышленные компании и 5% - прочие виды деятельности.
Под влиянием структурных и циклических кризисов 70-х - начала 80-х гг. во многих индустриальных странах началась структурная перестройка экономики. Стагнация производства в традиционных отраслях промышленности и усиление конкурентной борьбы на мировом рынке объективно акцентировали внимание на неиспользованных ресурсах регионов. Пытались таким способом сгладить и некоторые острые социально-экономические проблемы регионального развития, например рост безработицы.
Бизнес-инкубаторы предоставляют услуги вновь создаваемым и начинающим компаниям:
ü индивидуальные консультации между учредителями компании, руководителями высшего звена, руководителями инкубатора и персоналом;
ü налаживание связей между начинающей компанией и профессионалами в сфере бизнес-услуг, такими как бухгалтеры, юристы, специалисты по маркетингу и т.д. Многие из этих профессиональных консультантов будут оказывать услуги по сниженным расценкам в целях привлечения новых клиентов;
ü проведение тренингов по таким темам, как составление бизнес-плана, как сделать свой бизнес привлекательным для инвесторов, как устанавливать цены на свои услуги и товары, как находить новые рынки сбыта и т.д.;
ü проведение внутрисетевых мероприятий и бизнес-ярмарок, которые помогут начинающим компаниям наладить контакты и развить новый бизнес;
ü проведение форумов, на которых учредители компании и руководители высшего звена смогут обсудить свои проблемы, поделиться советами и обменяться опытом;
ü поддержка начинающих компаний в налаживании полезных связей с крупными компаниями для внедрения своих технологий или реализации товара;
ü налаживание связей с отделами университетов для решения технических проблем;
ü обеспечение доступа к специализированному оборудованию как на территории инкубатора, так и в лабораториях университета или в других местах;
ü знакомство сотрудников компаний со справочной литературой и со специалистами, которые могут оказать квалифицированную помощь по разным вопросам;
ü налаживание связей с потенциальными инвесторами.
Задачи, которые выполняют инкубаторы, заключаются в следующем:
ü превращают новые технологии, разработанные университетами, лабораториями или исследовательскими институтами, в источник прибыли;
ü развивают экономику сельских регионов, создавая разнообразные компании и развивая промышленный сектор;
ü восстанавливают экономику отстающих областей, повышая благосостояние жителей данной области;
ü создают и поддерживают промышленный и технологический сектор, например, технологии по защите окружающей среды, биотехнологии, технологии, связанные с производством продуктов питания;
ü стимулируют предпринимательские модели поведения среди национальных меньшинств, женщин, людей с низким доходом;
ü создают новые рабочие места и возможности для безработных;
ü обеспечивают возможности для получения финансовой прибыли по инвестициям в новые компании.
Вновь образованные фирмы (преимущественно инновационные) в бизнес-инкубаторе находятся не более 3—4 лет. Этот срок условно можно разделить на пять этапов:
1. Выбор претендента по параметрам новизны замысла и обоснования возможности его материального воплощения.
2. Предоставление помещения и оборудования в аренду.
3. Первый год работы в инновационном инкубаторе. Бизнес-инкубатор предоставляет услуги на льготных условиях.
4. При благоприятных условиях развитие фирмы в течение 2-3 лет с постепенным ростом арендной платы и платы за услуги.
5. Выход фирмы из бизнес-инкубатора с переездом на новое место.
При неблагоприятных условиях — невозможности основателей фирмы развить собственное дело договор с нею может быть разорван на любом этапе.
5.4. Финансовые стимулы увеличения доли объектов
интеллектуальной собственности государства
Образование любой достаточно сложной системы, связанной с согласованием многосторонних интересов, с неизбежностью ставит задачу создания действенных стимулов со стороны государства. Отсутствие рынка интеллектуальной собственности и методов его регулирования и управления свидетельствуют об отсутствии стимулов.
Изучение мирового опыта показывает, что финансирование науки в Финляндии состоит из трех частей: государственного бюджета, средств частного капитала и финансовых потоков фирмы «Нокиа». Доля бюджетного финансирования остается неизменной (около 1% ВВП), доля частного капитала постоянно растет — около 70% средств, выделяемых на науку, и примерно 30% — от «Нокиа».
Мощным стимулом научно-инновационного развития в Сингапуре стала принятая в свое время практика, когда 200 % суммы, потраченной корпорацией на науку, выводится из налогооблагаемой прибыли.
В развитых странах больше внимания уделяют уровню, методам проводимых научных исследований, оборудованию, что связано с разработкой высоких технологий, дающих высокую прибыль. Например, в США для оборудования, используемого в научных исследованиях и имеющего срок службы до десяти лет, установлен срок амортизации пять лет; в Великобритании в первый год работы разрешено списывать полную стоимость такого оборудования; а в Германии за первый год его работы можно списать 40 % стоимости оборудования.
Важную роль играет изучение международного опыта стимулирования в части распределения роялти или дохода от коммерциализации изобретения. В США определенная доля от роялти идет на вознаграждение изобретателя. Во Франции исследователям-изобретателям предназначается 50% от общей суммы роялти, полученной институтом от промышленных партнеров, университетам — оставшиеся 50%.
В Испании в государственных исследовательских организациях неуниверситетского типа 1/3 поступлений от роялти идет организации, треть — изобретателю и треть распределяется совету правления.
В целом в Европе изобретатели получают от трети до половины финансовых отчислений. Большинство европейских государств, как и США, на законодательном уровне закрепило распределение прибыли между отдельными исследователями, институтом и посредником, содействующим коммерциализации.
Представляет интерес рассмотрение механизма выплаты вознаграждений в США в рамках договоров о совместных научных исследованиях и разработках (CRADA), которые не только учитывают баланс интересов, но и стимулируют изобретательскую активность работников. Согласно действующему законодательству глава агентства или лаборатории, занимающейся лицензированием, должен выплачивать автору каждый год первые 2 тыс. долл. США и не менее 15% от последующих поступлений. Остальные доходы могут использоваться на реинвестирование в исследования и разработки. В том случае, если сумма лицензионных платежей превысит 5% годового бюджета лаборатории, излишки поступают в федеральный бюджет, сумма превышения делится между агентством и казначейством в пропорции 25% к 75 %.
Таким образом, порядок выплат таков, что сначала свою долю получает работник-автор, потом лаборатория, где он работает, а в последнюю очередь государство. При этом в случае высоких доходов доля государства оказывается наиболее значительной. Такой механизм снижает вероятность конфликта интересов и стимулирует авторов к тому, чтобы они не скрывали своих изобретений и не искали теневых путей их реализации.
Что касается способов и пропорций в распределении доходов от реализации интеллектуальной собственности (ИС), то здесь выделяются два подхода. В некоторых странах финансирующие науку ведомства устанавливают фиксированные нормы распределения роялти для государственных научно-исследовательских институтов и университетов. В других странах устанавливаются «рамочные» правила, а организации сами определяют конкретные пропорции и суммы платежей.
Страны, в которых в настоящее время происходит реформирование законодательства в области ИС, склоняются ко второму подходу, понимая, что организациям нужна определенная автономия и гибкость, для того чтобы наиболее эффективно отвечать на запросы промышленности и собственных исследований.
В целом главными принципами стимулирования интереса частного сектора к процессу коммерциализации изобретений являются правовая определенность при закреплении прав собственности на объекты ИС, созданные за счет госбюджетных средств, а также передача прав распоряжения объектами ИС с государственного на локальный (институциональный) уровень управления.
Некоторые ученые считают, что представляется целесообразным использование отдельных элементов зарубежного опыта в области организации исследовательского процесса, в частности, практики соглашений о проведении совместных исследований между государственными организациями и промышленными фирмами или малым бизнесом. При этом должно выполняться условие передачи прав на созданные объекты ИС организациям-разработчикам, промышленным фирмам и организациям малого бизнеса.
О возможных подходах к развитию мер стимулирования с учетом конкретной ситуации в той или иной постсоветской стране говорят исследователи стран ближнего зарубежья.
Так, российский экономист А.Корчагин, рассматривая проблемы стимулирования вовлечения в оборот результатов интеллектуальной деятельности, считает, что вложенные государством в научно-техническую сферу средства могут приносить прибыль только при использовании полученных научно-технических результатов в новой продукции. Решение этой проблемы требует внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс. В частности, по его мнению, целесообразно предусмотреть введение прямых льгот по уплате налога на прибыль, на имущество, налога на добавленную стоимость, которые должны распространяться на предприятия, занимающиеся освоением новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе созданные за счет бюджета.
В качестве альтернативы возможно введение льгот по налогу на прибыль, как на начальном этапе инновационного цикла, так и в течение более длительного времени, если полученная прибыль расходуется на цели развития производства.
Представляет определенный интерес идея внутрифирменного стимулирования. В условиях введения ограничений по распоряжению правами для организаций-исполнителей работ с целью стимулирования деятельности изобретателей-служащих предлагается предусмотреть в трудовых соглашениях специальную компенсацию работнику за его согласие уступить работодателю права на создание изобретений. С этой целью предлагается ввести единовременные вознаграждения за каждое изобретение в размере одной-двух месячных заработных плат с учетом премий и надбавок, обычно начисляемых данному работнику, или выплаты фиксированных денежных сумм.
Мировой опыт показывает, что данная задача наиболее оптимально может быть решена путем предоставления различного рода налоговых льгот научным организациям, промышленным предприятиям и инвесторам, занимающимся ее решением.
Одним из важных элементов развития рынка интеллектуальной собственности является лицензионная продажа результатов научно-технической деятельности, в том числе за границу. Однако действующее законодательство практически не давало возможности получать адекватное вознаграждение исполнителям в виде роялти с объема выпуска или продаж. Последние вынуждены ограничиваться разовыми (паушальными) платежами.
О подходе к стимулированию в условиях Беларуси пишет Д.Степаненко, в частности, о том, что применительно к механизму взаимодействия защиты прав на интеллектуальную собственность и налоговой составляющей инновационной политики следует говорить и о дифференциации предоставляемых льгот, в зависимости от того, запатентован тот или иной объект в республике и за ее пределами или же только в республике. Исходя из этого следует освободить от налогообложения:
- прибыль, получаемую от изготовления новой продукции с применением объекта интеллектуальной собственности, запатентованного и в Белоруссии, и за ее пределами, в течение пяти лет с начала изготовления указанной продукции;
- прибыль, получаемую от изготовления новой продукции с применением объекта интеллектуальной собственности, запатентованного только в Белоруссии, в течение двух лет с момента начала изготовления.
В рамках поддержки со стороны белорусского государства зарубежного патентования отечественными предприятиями объектов интеллектуальной собственности первоочередное содействие должно оказываться их патентованию в Бюро патентов и товарных знаков США и в Европейском патентном ведомстве. Получение защитных документов двух указанных ведомств принципиально важно для проникновения белорусских производителей с их инновационной продукцией на рынки США и Европы.
Свое мнение по этой проблеме имеют и казахстанские специалисты и ученые. В частности, С.Байболов и Б.Курмангали полагают, что сложившаяся система налогообложения приспособлена для предприятий торговли и не стимулирует отечественный бизнес на освоение прогрессивных средств производства.
Еще в 1992 г., при принятии Патентного закона, такая ситуация была предусмотрена введением мер, стимулирующих внедрение объектов промышленной собственности. Эти меры были отражены в ст. 32 вышеуказанного Закона, однако в 1995 г., при нивелировании законодательства, эта статья была изъята и наступил, по выражению С.Байболова и Б.Курмангали, период технологической стагнации. В результате имеются серьезные перекосы в структуре казахстанского экспорта.
В целях создания конкурентоспособного производства необходимо стимулировать предпринимателей на создание и освоение новой высокопроизводительной техники. Вышеназванными авторами предлагается ввести в Налоговый кодекс следующие нормы:
1. Инновационные и венчурные фирмы, осуществляющие свою деятельность на основе предварительного патента и патента, полученного в Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан, освобождаются от корпоративного налога на пять лет с момента начала выпуска запатентованной продукции.
2. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на основе предварительного патента и патента, полученного в Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК, освобождаются от подоходного налога на пять лет с момента начала выпуска запатентованной продукции.
3. Доход, получаемый организацией от продажи лицензий на объекты интеллектуальной собственности, освобождается в Республике Казахстан от корпоративного налога на три года с момента регистрации лицензионного соглашения.
4. Указанные статьи действуют при наличии и использовании собственного товарного знака (знака обслуживания) или использовании товарного знака на основе лицензионного соглашения, которое должно быть зарегистрировано в уполномоченном органе, а также при наличии стандарта предприятия.
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Вопросы для самоконтроля
1. Отечественный и зарубежный опыт финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, особенности финансирования вузовской и академической науки.
2. Формы бюджетного финансирования НИОКР.
3. Научные и венчурные фонды: порядок их формирования и использования.
4. Гранты как форма стимулирования инновационной деятельности.
5. Развитие научно-технической инфраструктуры. Опыт создания бизнес-инкубаторов.
6. Финансовые стимулы увеличения доли объектов интеллектуальной собственности во внешнеторговой деятельности, роль таможенного регулирования.
Тестовые задания
Дата: 2018-12-21, просмотров: 393.