ГЛАВА 5
Рис. 5.1. Роль государства в области поддержки инноваций
Финансовое стимулирование инновационной деятельности делится по:
1) степени участия в инновационных проектах: на участие в проектах и участие в инновационной инфраструктуре;
2) способу финансирования: прямое финансирование и косвенное финансовое стимулирование инноваций.
Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности представлены в табл.5.1.
Таблица 5.1
Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности
Наименование | Прямое финансирование | Косвенное финансовое стимулирование |
Инновационные проекты | - субсидии; - гранты на научные исследования; - взносы в уставный капитал организаций; - приобретение обязательств инновационных организаций; - льготные кредиты и займы; - варианты софинансирования с частным бизнесом (механизмы венчурного финансирования и государственно-частного партнерства) | - налоговые льготы; -инвестиционный налоговый кредит; - пониженные налоговые ставки; - налоговые каникулы; - льготные режимы налогообложения; - освобождение от налогообложения отдельных объектов; - упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета; - амортизационные льготы; - страховые льготы (тарифы, взносы); - таможенные льготы (пошлины, сборы); - поручительства и гарантии по кредитам; - льготное ценообразование (льготные арендные ставки, расценки на услуги, др.) и т.п. |
Инновационная инфраструктура | - гранты на научные исследования; - взносы в уставный капитал организаций | налоговые льготы организациям |
Основным недостатком применения налогового стимулирования, как метода, является отсутствие чётких приоритетов: система налоговых льгот в равной степени распространяется на все отрасли экономики и не ставит в преимущественное положение перспективные наукоемкие направления.
Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами или налоговых платежей. Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы, облагаемой налогом части дохода, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и прочего.
В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность (рис. 5.2).
ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ , СТИМУЛИРУЮЩИЕ ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1. Предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части расходов из прибыли на инновационные цели |
2. Уменьшение налога на прирост инновационных расходов |
3. «Налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов |
4. Льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций |
5. Снижение ставок налога на прибыль, направленное на заказные и совместные НИОКР |
6. Связь предоставления льгот с приоритетностью выполняемых проектов |
7. Льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности |
8. Уменьшение налогооблагаемой прибыли па сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ к другим инновационным организациям |
9. Вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций |
10. Зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели |
Рис. 5.2. Виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность
Помимо налогового стимулирования инновационной деятельности большое значение имеют вопросы и проблемы административного и правового характера. В развитых странах при создании ОЭЗ (особой экономической зоны) ставится целью, прежде всего, техническое переоснащение производства на базе новых технологий, а потому предоставляются в основном налоговые льготы. В развивающихся же странах помимо модернизации экономики приоритетными являются цели привлечения зарубежного капитала и передового управленческого опыта, а потому и льготы предоставляются не только в системе налогообложения, но и по аренде земли, использованию рабочей силы.
Формы финансирования НИОКР
К началу XXІ века стало очевидно, что уровень развития научно-технической сферы - науки, образования, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий - определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу устойчивого экономического роста, является важнейшим фактором решения социальных проблем. Технологический прогресс изменил не только масштабы и структуру производства индустриально развитых стран, но и оказал заметное влияние на качество жизни, взаимоотношения людей между собой и с окружающим миром.
Развитые страны завершили два важнейших этапа современной научно-технической революции. На первом этапе (1940-е - 50-е годы ХХ в.) она была нацелена, прежде всего, на создание систем вооружений, обеспечение военно-технического превосходства. На втором этапе (60-е - 80е годы ХХ в.) эта цель не была снята, но появилась качественно новая задача - обеспечение стабильных темпов экономического роста, повышение глобальной конкурентоспособности ключевых отраслей. На этом этапе вклад фактора научно-технического прогресса в экономический рост становится решающим, его значение может быть больше, чем вклад капитала и трудозатрат.
Третий этап (современный) характеризуется тем, что развитые страны приступили к постановке и решению комплекса новых, преимущественно социально-экономических задач, требующих смещения приоритетов научно-технической политики в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста и повышения качества жизни. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что эти задачи останутся актуальными и в ближайшие десятилетия.
Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.
Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.
В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.
Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.
Источники финансирования инновационной деятельности можно классифицировать по следующим признакам:
1. По видам собственности:
ü государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
ü инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы субъектов хозяйствования, а также общественных организаций, физических лиц и т.д. (инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов; собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков).
2.На уровне государства и субъектов хозяйствования:
ü собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
ü заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).
3.На уровне предприятия:
ü собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
ü привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
ü заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты.
Бюджетные ассигнования в Российской Федерации формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.
В мировой практике под проектным финансированием обычно подразумевают такой тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств.
Если венчурный (рисковый) капитал может быть использован для организации финансирования научной деятельности на любом ее этапе, то организатор проектного финансирования не может идти на такой риск.
Инновационный венчурный бизнес допускает возможность провала финансируемого проекта. Как правило, первые годы инициатор проекта не несет ответственности перед финансовыми партнерами за расходование средств и не выплачивает по ним процентов. Инвесторы рискового капитала первые несколько лет довольствуются приобретением пакета акций вновь созданной фирмы. Если инновационная фирма начинает давать прибыль, то она становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. Зачастую венчурный капиталист становится собственником инновационного предприятия.
В чем заключается «портфельный подход» к финансированию инноваций? Как правило, инвестору бывает весьма сложно выбрать вариант из предложенных инновационных проектов. Поэтому для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров успешности проекта наиболее широко применяется портфельный подход.
Портфель инноваций должен содержать разнообразные проекты, крупные и мелкие, далекие и близкие по срокам, различные по назначению и принципам реализации. Это необходимо для оптимального внедрения инновации с высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной стратегии конкуренции фирмы. Содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению.
Тщательный и многосторонний анализ и отбор инновационных проектов позволяют оптимизировать состав портфеля. Анализ и отбор инновационных проектов осуществляются на основе совокупности методов и способов, позволяющих прогнозировать затраты для всех стадий жизненного цикла новшества с учетом различных технических решений и финансово-экономических факторов.
Если говорить о количественных характеристиках финансирования НИОКР в развитых странах, то в последнее десятилетие показатели общей наукоемкости ВВП (отношение национальных расходов на НИОКР к ВВП) развитых стран стабилизировались, при сохранении небольших годовых флуктуаций. Для США, Японии и Германии этот показатель установился на уровне 2,5 - 2,8 %, во Франции и Великобритании -2,2-2,4%, в Италии и Канаде -1,3-1,5%.
Для большинства развитых стран процесс формирования и роста государственного сектора науки, наиболее интенсивный в военный и послевоенный период, в основном завершен. Новейшая практика управления научно-техническим прогрессом показывает, что финансирование инноваций все более приобретает внутрифирменный характер.
Государство в развитых странах все еще берет на себя значительную долю в финансировании затрат на НИОКР. В начале ХХІ века свыше 50% расходов на НИОКР брало на себя государство в Великобритании и Франции, более 40% в Германии. Из развитых стран только в Японии указанная доля колебалась в пределах 20-30%. Однако участие государственного сектора в выполнении научных исследований составляет 10-20, т.е. большую часть государственных средств осваивают компании частного сектора.
Научные подразделения крупных корпораций, мелкие и средние наукоемкие фирмы усиливают свои позиции в национальном научно-техническом развитии, опираясь на созданную при помощи государства систему образования, инфраструктуру и некоторые льготы экономического характера.
Главный источник внебюджетных средств - предпринимательский сектор, в котором лидируют крупные национальные и транснациональные корпорации. Корпорации предпринимательского сектора в развитых странах исторически сложились как важнейшие структуры национальных инновационных систем. Именно они, одновременно финансируя исследования и воплощая в реальные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя экономическую ответственность за основные направления НТП, на их долю приходится большая часть финансирования науки силами частного сектора. Предпринимательский сектор является и останется в перспективе крупнейшим исполнителем НИОКР как по объему расходуемых средств, так и по числу занятых научными исследованиями ученых и инженеров.
В развитых странах 2/3 всех промышленных исследований выполняют крупные корпорации, однако существенное влияние в данном процессе, начиная с 80-х гг. ХХ в. стали оказывать малые фирмы, которые проявляют наибольшую эффективность в освоении средств. Так, расходы на функционирование малых компаний составляют около 5% общего объема НИОКР, а доля инноваций, внедренных данными фирмами, в общем объеме составляет свыше 50%. При этом малые фирмы наиболее эффективны именно на стадии проведение НИОКР, зачастую оставляя право на массовое производство созданных образцов крупным хозяйственным единицам.
В большинстве развитых стран развитие сферы НИОКР идет главным образом через создание и финансирование венчурных (рисковых) предприятий. Венчурное финансирование парадоксальным образом стало одним из двигателей американской экономики, хотя объем капиталовложений венчурного бизнеса в той же Силиконовой долине не превышает 12 млрд. долларов в год.
Сравнительно небольшие предприятия, развивая новые идеи и создавая технологии, тянут за собой гигантов, оперативно обеспечивая их передовыми разработками в самых различных областях.
Целью создания венчурных фирм является проведения всех стадий НИОКР, созданий опытного образца инновационного продукта и доведение его до стадии производства. Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры и характеризуются чрезвычайно высокой и целенаправленной активностью, которая, объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в скорейшей успешной коммерческой реализации продукта НИОКР с минимальными затратами. В темпах доведения разработки до коммерческой реализации с ними не могут конкурировать ни крупные, ни тем более средние и мелкие промышленные фирмы. Статистика утверждает, что прародителями более 60% крупных нововведений XX века были венчурные фирмы.
Как правило, подобные мелкие фирмы создаются для работы над конкретным проектом по созданию революционного продукта, не имеющего аналога, и соответственно еще не имеющего собственной ниши на рынке. Поэтому финансирование таких фирм всегда связано с повышенным риском. Финансирование таких фирм осуществляется либо прямыми инвесторами в заинтересовавший их проект или через специально созданный для таких целей фонд. Преимуществом венчурных фондов является возможность минимизации рисков возможных потерь через диверсификацию вложений имеющихся средств в пакеты акций нескольких венчурных фирм.
Основными источниками рисковых капиталовложений являются средства: корпораций, страховых компаний; банков; пенсионных фондов; частных фондов; отдельных инвесторов; государства. Немаловажное значение имеют также поступления венчурного капитала из зарубежных источников.
Для стран Западной Европы характерным является значительный удельный вес средств банков. В качестве примера "чисто европейской" структуры источников рискового капитала можно взять Германию. В процентном отношении банки занимают 44,9%, промышленные монополии - 36,8%, страховые компании - 7,8%, пенсионные фонды - 1,4%, государство - 4,3%, индивидуальные инвесторы - 4,8%.
Для источников рискового финансирования в США характерна значительная доля пенсионных фондов - более 34% в общей сумме. Объясняется это тем, что в 1978 г. был принят закон, по которому пенсионные фонды получили разрешение использовать некоторую часть своих средств в финансовых операциях с повышенной степенью риска. Этот закон можно считать одним из элементов государственной научно-технической политики США. Он открыл клапан для нового и весьма интенсивного источника финансирования нововведений.
Однако из-за того, что фондовый рынок подвержен периодическим кризисам, пенсионные фонды и страховые компании осторожно относились к инвестициям в ценные бумаги венчурных фирм. Именно здесь на авансцену вышли американские венчурные фонды, выступающие в качестве посредников и использующие деньги пенсионных и страховых фондов, а также банков для финансирования венчурных предприятий. Венчурные фонды, таким образом, снимают с доноров инвестиций ответственность за возможные потери и делят ее с теми компаниями, в которые вкладывают привлеченные средства.
Источниками заемного капитала рисковых компаний являются, прежде всего, кредиты, предоставляемые коммерческими банками. Кроме того, кредиты разных видов могут предоставляться промышленными предприятиями (чаще всего это предприятия, связанные договорами на поставку сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.), компаниями-арендаторами, страховыми компаниями.
С целью повышения заинтересованности банков в кредитовании инноваций государство берет на себя значительную долю риска, гарантируя кредиты, предоставляемые коммерческими банками (например, в США Администрация малого бизнеса может гарантировать до 90% ссуды, предоставляемой банком). Кроме того, государство использует инструмент льготного налогообложения кредитных организаций, обеспечивающих финансирование НИОКР и работ по созданию новой техники.
Важным направлением стимулирования инвестиций в рисковый бизнес являются налоговые льготы. Система специального налогового стимулирования инвестиций в инновационные проекты предполагает освобождение инвесторов, приобретающих акции рисковых фирм, от налога на прибыли (при этом устанавливается предельный годовой размер инвестиций и минимальный срок владения акциями), а также от налога на прирост капитала, полученный в случае реализации акций рисковой фирмы (по истечении минимального срока владения).
Например, во Франции Общества рискового капитала освобождаются от налога на прирост капитала. Значительные льготы предоставляются также акционерам Общества: прибыль от реализации акций облагается щадящим налогом в 15-16% или вообще освобождается от налога (при условии, что акционер владел акциями не менее 5 лет со дня их приобретения и сразу же реинвестирует прибыль в тот же рисковый фонд). В этой стране существует специальная программа, по которой предприниматели могут получить необходимый для открытия собственных фирм капитал, в виде банковских ссуд по специальной, льготной процентной ставке. Проценты по ссудам освобождаются от налогообложения. Кроме того, определены специальные скидки, предназначенные для стимулирования инновационной деятельности. В частности на этапе научных исследований рисковые фирмы пользуются правом 50% амортизации исследовательского оборудования в первый же год после его приобретения, а также правом выбора между льготной амортизацией и снижением налога на прибыль.
В США акционеры инвестиционных компаний имеют право вычитать затраты на приобретение акций компании из декларируемой величины прибыли, облагаемой налогом. Сами инвестиционные компании также получают налоговые льготы: имеется возможность создания необлагаемого налогом резерва на случаи потерь (в размере 10% общей суммы кредитов и акционерного капитала), освобождение от налога на прирост капитала.
Для стимулирования расходов на НИОКР вычет из облагаемой налогом базы текущих расходов на НИОКР может доходить до 100%. Широко используется налоговый кредит на прирост НИОКР, который представляет собой вычет из налога на прибыль компаний определенной доли процента от суммы дополнительных, то есть приростных, расходов на НИОКР. За базу берутся среднегодовые затраты в установленном периоде (в США и Японии - по 20%, во Франции - 50%). Базисным может быть год наивысших затрат. Иногда налоговый кредит повышается для менее развитых регионов (в Канаде с 20% до 30%). Эта льгота менее "дорогостоящая" и наиболее эффективная для быстро развивающихся отраслей. Однако, здесь существуют определенные ограничения, дополнительные расходы на НИОКР не должны превышать 50% от суммы базисных затрат за указанный период.
Обращают на себя внимание и существующие на Западе скидки. Это, прежде всего, скидки для контрактов по исследовательским проектам, выполняемым внешними исполнителями, развивающими фундаментальную науку (в США - это чаще всего университеты):
· налоговая скидка компаниям, финансирующим фундаментальные НИР и предоставляющим для этого оборудование и приборы с правом вычета из облагаемой суммы прибыли стоимости переданной техники (в США достигает 100%);
· скидка с налога на прибыль в размере 20% расходов компаний на программы фундаментальных НИР, выполняемых университетами по контрактам с компаниями (США).
Это и льготы мелкому наукоемкому бизнесу с пониженной ставкой подоходного налога:
· временное освобождение от уплаты налога (Австралия);
· снижение ставок налога на прирост капитала, на доходы от операций с ценными бумагами (США);
· снижение на 50% подоходного налога (Франция).
Особое стимулирование бесприбыльных научных организаций, работающих в области приоритетных прикладных НИР (США):
· освобождение от налогообложения их доходов;
· право вычета из облагаемого дохода производителей:
· суммы средств, переданных бесприбыльным организациям, но не выше 5% облагаемого дохода компаний и пр.
Налоговые льготы для ускорения кооперации фирм в сфере НИОКР (США):
· вычет из облагаемого дохода всех взносов компаний в бюджет консорциума на проведение НИОКР;
· льготы по ускоренной амортизации научного оборудования.
Можно отметить, что в последние десятилетия в развитых странах государственное регулирование сферы НИОКР выразилось в формировании государственной научно-технической политики, основанной на приоритетах общеэкономических целей государства и включающей систему определенных мероприятий:
ü финансирование НИОКР в государственных лабораториях и учреждениях;
ü создание новых научных учреждений в рамках исполнительного и законодательного звеньев государственной власти;
ü финансовая помощь негосударственным фирмам рискового капитала;
ü использование контрактной системы для осуществления крупных научных проектов и программ;
ü развитие инфраструктуры обеспечения НИОКР.
Кроме мер косвенного стимулирования государство оказывает прямую поддержку сферы НИОКР. Использование средств государственного бюджета - это главный финансовый инструмент научно-технической политики. Государство берет на себя от 1/5 до половины национальных научных расходов в развитых странах. Для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше - от половины до 2/3. Практически полностью из государственных бюджетов финансируются фундаментальная наука в университетах и национальных центрах здравоохранения, исследования оборонного характера в государственных лабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок "большой науки" (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).
Доля научных расходов в общей сумме государственных бюджетов невелика, но в последние 20 лет довольно стабильна, составляя 6-7% в США, 4-5% - во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии.
Взаимодействие частного и государственного секторов исследовательских работ, передача средств из бюджета в корпорации обеспечена рядом организационных и финансовых механизмов, в разработке и реализации которых участвует законодательная и исполнительная власть, аппарат министерств, агентств и специальных ведомств. Основной механизм размещения государственного заказа на научно-исследовательские работы, обычно являющиеся составной частью федеральных программ (создания определенных систем вооружения, энергетических объектов, космической техники и т.д.) - это контракты и проекты.
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Вопросы для самоконтроля
1. Отечественный и зарубежный опыт финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, особенности финансирования вузовской и академической науки.
2. Формы бюджетного финансирования НИОКР.
3. Научные и венчурные фонды: порядок их формирования и использования.
4. Гранты как форма стимулирования инновационной деятельности.
5. Развитие научно-технической инфраструктуры. Опыт создания бизнес-инкубаторов.
6. Финансовые стимулы увеличения доли объектов интеллектуальной собственности во внешнеторговой деятельности, роль таможенного регулирования.
Тестовые задания
Темы рефератов и эссе
1. Государственное регулирование инновационной деятельности.
2. Значение инновационной деятельности для развития предприятия.
3. Актуальные проблемы инновационного развития государства.
4. Финансовая политика обеспечения инновационного развития.
5. Финансовое обеспечение инновационной деятельности предприятий.
6. Финансово-кредитный механизм инновационного развития экономики.
7. Активизация инновационной деятельности как важнейшая предпосылка повышения уровня жизни населения.
8. Зарубежный опыт инновационного менеджмента: возникновение, становление и основные черты.
9. Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности.
10. Внешние и внутренние источники финансирования инновационных проектов.
11. Венчурное финансирование инвестиционных проектов.
12. Венчурные предприятия (организации): создание и управление их деятельностью.
13. Венчурный капитал как инвестиционный ресурс инновационной деятельности.
14. Инновационное предпринимательство и его формы.
15. Инновационное управление предприятием.
16. Инновационность предприятия и его эффективность.
17. Инновационные стратегии: социокультурный аспект.
18. Частно-государственное партнерство в развитии инновационной деятельности.
Рекомендуемая литература
1. Анохин, С.В. Современный менеджмент: стратегия на инновации // Эксперт. – 2014. - №6.- С. 44-45.
2. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе; Юрайт - Москва, 2013. - 388 c.
3. Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики; Дашков и Ко - Москва, 2012. - 368 c.
4. Косякин С.И., Акатов Н.Б. Оценка организационного совершенства в управлении инновационным саморазвитием компании // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9. – С. 475–480.
5. Маренков, Н. Л. Инноватика; Либроком - Москва, 2013 . - 304 c.
6. Мустафина, А. Р. Страхование рисков, связанных с инновационной деятельностью на рынке технологий; Анкил - Москва, 2012. - 318 c.
7. Соснин, Э. А. Управление инновационными проектами; СИНТЕГ - Москва, 2013. - 208 c.
8. Тебекин, А. В. Инновационный менеджмент; Юрайт - Москва, 2013. - 480 c.
9. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент. учебник для ВУЗов; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 448 c.
10. Яшин С. Н., Кошелев Е. В., Макаров С. А. Анализ эффективности инновационной деятельности; БХВ-Петербург - Москва, 2012. - 288 c.
ГЛАВА 5
ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ
5.1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и ее
финансирование.
5.2. Формы финансирования НИОКР.
5.3. Развитие научно-технической инфраструктуры.
5.4. Финансовые стимулы увеличения доли объектов интеллектуальной собственности государства.
5.1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и ее
финансирование
В процессе формирования экономики, ориентированной на государственную поддержку научно-технического прогресса, освоение передовых технологий, внедрение перспективных инноваций, проведение активной научно-технической политики, необходимо перенести акценты в реформировании системы налогообложения с фискальных начал на регулирующую и стимулирующую функции, обеспечивающие более тесную увязку налоговых платежей с результатами хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Налоговое стимулирование в государственной поддержке инновационной активности используется относительно недавно. Впервые в 1966 г. налоговые скидки были предоставлены японским компаниям, в США их ввели в 1981 г. В 80-е – начале 90-х годов XX в. налоговые привилегии, стимулирующие организацию и финансирование собственных научно-исследовательских подразделений, получают компании большинства развитых стран.
Эффективная налоговая система характеризуется рядом экономико-правовых принципов организации и функционирования системы налогообложения. Построение национальных систем налогообложения зависит от уровня экономико-социального развития того или иного государства. В соответствие с этим можно выделить две группы экономико-правовых принципов:
1) «золотые правила» налогообложения;
2) методико-организационные или внутринациональные принципы.
«Золотые правила» налогообложения - идеальные, общенациональные типы, сформулированные классиком экономической мысли - А. Смитом и развитые Д. Риккардо, Н. Тургеневым и др.: принцип справедливости; принцип определенности; принцип удобства; принцип экономии.
В дальнейшем немецким экономистом А. Вагнером эти принципы были дополнены новыми финансово-хозяйственными обоснованиями рациональности налоговой системы, включающими следующие:
1. Финансовые: достаточность; эластичность;
2. Народнохозяйственные: правильный выбор источника налогообложения; оптимальная комбинация налогов;
3. Этические: всеобщность; равномерность;
4. Административно-технические: определенность; удобство уплаты налога; снижение издержек взимания.
На основе методико-организационных или внутринациональных принципов создаются налоговые концепции на определенном историческом этапе развития конкретного государства в соответствии с политической ситуацией, политическим курсом и уровнем материального благосостояния граждан.
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой академической науки и задачами производства.
В целом, роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам (рис. 5.1).
Роль государства в области поддержки инноваций |
государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей) |
в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса |
государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны |
фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм |
государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов |
Рис. 5.1. Роль государства в области поддержки инноваций
Финансовое стимулирование инновационной деятельности делится по:
1) степени участия в инновационных проектах: на участие в проектах и участие в инновационной инфраструктуре;
2) способу финансирования: прямое финансирование и косвенное финансовое стимулирование инноваций.
Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности представлены в табл.5.1.
Таблица 5.1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 410.