Суд как участник уголовного судопроизводства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

П. 48 ст. 5 УПК предусматривает, что суд – это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК РФ.

Судебная власть представляет собой особую форму государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия со следующими особенностями.

Во-первых, ее осуществление нацелено на особую сферу деятельности государства, в которой формируются правозащитные, упорядочивающие и правоприменительные элементы содержания власти, устанавливаются основы фактического и правового равенства всех социальных групп и слоев населения, каждого отдельного гражданина перед судом и законом. В силу этого сфера правосудия приобретает самостоятельный характер во всей деятельности государства, чем обусловлено ее закрепление в каждой соответствующей Конституции в качестве отдельного блока.

Во-вторых, реализация данной формы имеет четкую направленность на осуществление судебной политики в государстве. Возможность вычленения именно судебной политики говорит о ее особого рода воздействии на общество в определенной сфере жизни с целью приведения его к желаемым структурным и функциональным характеристикам. Такое воздействие обеспечивает определенную направленность правоприменения для достижения уголовно-правовой, хозяйственно-правовой, административной, эколого-правовой и пр. охраны прав личности в условиях справедливого устройства общества.

В-третьих, для любой формы государственной деятельности характерно, что через ее посредство происходит осуществление определенных функций государства. Соответственно правосудие тесно связано с реализацией таких государственных функций, которые четко выражают его конкретное назначение.

В-четвертых, осуществление правосудия приобретает качество особой формы государственной деятельности, поскольку оно выражается вовне через соответствующую систему органов государства - судебную систему.

Основные полномочия судебной власти включают:

1. Правосудие (судебное рассмотрение административных, арбитражных, уголовных и гражданских дел).

2. Конституционный контроль (надзор за соответствием нормативных актов Конституции РФ или уставам субъектов Федерации. Это исключительное полномочие Конституционного Суда РФ или уставных судов субъектов Федерации, однако с соответствующим запросом в эти учреждения может обратиться и любой суд страны).

3. Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц, например, по новому УПК РФ санкционирование ареста (заключения под стражу).

4. Разъяснение норм действующего законодательства на основе судебной практики (прерогатива судов высших инстанций).

5. Участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Определяя судебную систему России, Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О судебной системе» 1996 г. устанавливают перечень судов, осуществляющих правосудие, указывая тем самым единственное основание учреждения судебных органов в виде конституционного закрепления и исключая возможность создания каких-либо чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118 Конституции). Вместе с тем судебная система олицетворяется персональным составом судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей народа. В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) « О статусе судей в РФ» судьи выступают как носители судебной власти, они наделяются в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняют свои обязанности на профессиональной основе. При этом полномочия и компетенция судей различных звеньев и видов судов различаются между собой, но статус всех судей России в силу закона является единым.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» № 1–ФКЗ, принятого Государственной Думой 23 октября 1996 года, судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В уголовном процессе задействованы суды общей юрисдикции и мировые судьи.

В силу ч. 1 ст. 29 УПК только суд правомочен:

1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера;

3) применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия;

4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

Право вынесения данных процессуальных решений подчеркивает ведущее положение суда в состязательном уголовном процессе. Таким образом реализуется функция разрешения уголовного дела.

Вместе с тем, правосудие включает в себя также и судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования. В соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд, в том числе в ходе досудебного производства, имеет право принимать решения:

1. об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста (меры процессуального принуждения);

2. о продлении срока содержания под стражей;

3. о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

4. о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

5. о производстве обыска и (или) выемки в жилище (следственные действия);

6. о производстве личного обыска (следственное действие) за исключением случаев личного обыска задерживаемого подозреваемого;

7. о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

8. о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

9. о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (иная мера процессуального принуждения);

10. о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности (иная мера процессуального принуждения) за исключением случаев отстранения от должности высших должностных лиц государства Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ;

11. о контроле и записи телефонных и иных переговоров (следственное действие);

12. о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи.

Суд также правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым (ч. 4 ст. 29 УПК).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.