Я начала тестировать людей и выдавать им объяснения сама, а потом и вовсе начала заниматься практической психологией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как это произошло? Я пришла в психотерапевтическую группу к Леониду Кролю (известному психотерапевту, автору книг, сейчас он бизнес-тренер и коуч). Через три занятия он сказал мне, что я могла бы такие группы вести сама. Тогда я стала работать с ним как ассистентка и многому у него научилась: Кроль был в те времена одним из тех, кто очень хорошо вел группы.

Потом ему дали возможность организовать лабораторию в Институте медико-биологических проблем спорта. Он взял меня и туда. Я даже ездила в качестве психолога на сборы с двумя сборными командами СССР, по конькобежному спорту и по штанге. При этом везде было написано, что я инженер.

Типы лидеров. Захватчик, которому малоКоуч Леонид Кроль учит современных Наполеонов не перегреваться

Был забавный случай, нас вызвал главный врач института. Он пытался ругаться и выяснять, чем мы занимаемся. Но Кроль хорошо умеет вести такие разговоры. Он говорил вежливо, тихо и чуть-чуть отодвинувшись. Большому начальнику ничего не оставалось, кроме как наклоняться к нам, чтобы хоть что-то услышать.

Когда он понял, что с Кролем ему не справиться, он перекинулся на меня: «А вы-то кто? Что вы здесь делаете, у вас вообще есть хоть какое-то образование?» Я ответила, что есть, я закончила Физтех. После этого он совсем сник.

Это, конечно, было очень смешно, потому что если в первой беседе с начальством образование, полученное в Физтехе, объясняло, что у меня есть какие-то мозги, умение программировать и понимание статистических процессов, то во втором случае оно точно не имело никакого отношения к тому, чем я занималась.

Психоанализ начинается

Кроль же рассказал мне тогда про Бориса Григорьевича Кравцова. Это была выдающаяся личность! Человек, который заново начал психоанализ в нашей стране после того, как прервалась преемственность. Почти все психоаналитики «первой волны» в 80-егоды собрались вокруг него.

Но я, к сожалению, застала его уже на излете его психоаналитической работы, когда он стал все больше отклоняться в сторону восточных практик, примешивал к психоанализу единоборства, Юнга...

Кравцов был горбуном небольшого роста, абсолютно гениальным человеком — и сумасшедшим тоже. С ним было очень трудно. У него я прошла свою первую личную терапию.

Про него говорили, да он и сам так шутил, что, чтобы понять его психоаналитическую теорию, надо было войти в его систему бреда. Но он, конечно, прекрасно преподавал психоанализ. Ядро Московского психоаналитического общества — это бывшие ученики Кравцова.

В 1987 году меня приняли в только что образованную Ассоциацию психологов-практиков, и я сразу пошла в секцию психоанализа. Мне было очевидно, что именно там происходит все самое интересное, самое глубокое, самое-самое.

Образование на всякий случай

А дальше в моей истории все было так же, как у всех. В 1993 году я все же поступила на психологический факультет МГУ. Решила, что на всякий случай это надо сделать. Мне казалось, что есть какое-то специальное знание, которым обладают все психологи, а потом поняла, что такого знания нет.

 

 

Наверное, психфак был нужен для того, чтобы себя чувствовать спокойно среди коллег. Хотя еще в 1986 году декан факультета, узнав, что я делаю и кем работаю, предложил мне не учиться, а писать диссертацию. Возможно, так и надо было поступить, но не хватило сил.

«Все равно этим закончится — психологией. А что может быть интереснее?»Монолог психолога Станислава Раевского о том, чему лучше учиться во взрослом возрасте

Я училась в МГУ три года, получила второе высшее образование. Училась легко, в отличие от мучительного обучения на Физтехе, и закончила университет с красным дипломом: просто потому, что поняла, как нужно учиться и сдавать экзамены, особо не напрягаясь.

К слову сказать, одно время мне было очень жалко, что я 6 лет провела в Физтехе и «теряла время». Но потом я поняла, что, во-первых, иначе меня бы никогда не взяли туда, куда меня взяли, а во-вторых, то образование очень хорошо ставит мозги на место.

В 1993 году представители Международной психоаналитической ассоциации впервые приехали в Вильнюс и собрали там тех, кто хотел учиться психоанализу, из стран бывшего соцлагеря. Они думали, как организовать этот процесс.

На следующий год прошла первая летняя школа, где нам читали лекции, проводили супервизии, но основной вопрос оставался нерешенным. Ведь обучение психоанализу — это не только теория, которую они могли нам дать, но и личный анализ, который они нам дать не могли.

Шаттловый метод

В 1998 году было принято решение, что мы будем проходить психоанализ шаттловым методом: будем ездить за ним сами. Кто-то из коллег отправился в Германию, а я обратилась к Михаилу Шебеку из Праги, которого я встречала на конференциях, и он мне очень нравился. Вот так формировалось первое поколение психоаналитиков в России.

Мы очень обрадовались открывшейся возможности и понимали, что если не успеем пройти психоанализ сейчас, то потом будет сложнее. Первый раз мы успели съездить на анализ до кризиса 1998 года. Начало было положено. Если бы я знала, что впереди кризис, я бы точно отказалась.

Инна Хамитова: «Прежде чем стать психологом, человеку нужно хоть кем-нибудь стать»История о том, как в эпоху глобальных перемен интерес к физическому миру перерос в интерес к людям

Как мы это выдержали — большой вопрос. Конечно, были долги. Мы только и делали, что зарабатывали на свое обучение, на эти поездки. Работали психоаналитиками, хотя еще не получили нормальное образование. Но наши учителя относились к этому с пониманием, тем более что мы уже были частью Психоаналитического института стран Восточной Европы, организации, которая курировала обучение психоанализу в этих странах.

В 2005 году меня приняли в Международную психоаналитическую ассоциацию. Это означало конец обучения — я стала психоаналитиком. Но на самом деле обучение никогда не заканчивается. Все время нужно много читать, ездить беспрерывно на конференции, чтобы мозги начинали крутиться. Очень нужен английский: за время обучения мне пришлось его выучить. Через пять лет, в 2010 году, я защитила тяжелую квалификационную работу и стала тренинг-аналитиком.

Можно подумать: вот какая я молодец! Хотя все это давалось мне довольно легко. В моей истории было много не зависящего от меня.

Я не ставила себе цель и не шла к ней несмотря ни на что. Скорее я чувствовала, что меня «вело», так что и переход в психологию совершился почти случайно.

Психоанализ устарел?

Если написать любой пост в Facebook на психоаналитическую тему, то в комментарии обязательно придут люди, неглупые, с образованием, и скажут, что все это ерунда, методов много, психоанализ устарел, а Фрейд придумал все неверно...

На самом деле вся современная цивилизация впитала его идеи, и дальше она растет и не замечает их. Ведь понятно, что фундаментом психотерапии является психоанализ как способ работы с человеческой психикой. Психоаналитик Джозеф Вайсс написал книжку «Как работает психотерапия». Она толстая, потому что невозможно в трех словах описать этот процесс.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 366.