ГЛАВА 10
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКОЙ
10.1. Анализ основных направлений денежно-кредитного и финансового регулирования.
10.2. Критерии и показатели, используемые в оценке эффективности денежно-кредитного регулирования и финансовой политике.
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Вопросы для самоконтроля
1. Теоретические аспекты взаимосвязи и взаимодействия денежно-кредитной и финансовой политики как направлений экономической политики.
2.Анализ нормативно-правовых актов, программ, концепций, заявлений и иных государственно-управленческих документов, определяющих денежно-кредитную и финансовую политику государства.
3. Оценка результативности координации финансовой и денежно-кредитной политики в условиях финансово-экономического кризиса и направления их координации в посткризисный период в интересах социально-экономического развития страны и обеспечения финансовой стабильности.
4.Направления взаимодействия денежно-кредитной политики с финансовой политикой государства в целях макроэкономической стабильности и перехода к инновационному развитию.
5.Направления координации денежно-кредитной и финансовой (бюджетной и налоговой) политики в целях повышения заинтересованности банковского сектора в поддержке приоритетных отраслей, определяющих общие контуры инновационной экономики, а также в выполнении банками функции финансового посредничества.
6.Направления совершенствования денежно-кредитной политики и регулирования банковского сектора в целях повышения заинтересованности банков в поддержке приоритетных отраслей экономики и инновационных проектов.
7.Связь денежно-кредитной политики с вопросами налогообложения.
Тестовые задания
Какие группы методов оценки эффективности денежно-кредитной политики выделяют в современной научной экономической литературе?
а) одноэтапные и комплексные многоэтапные методы оценки эффективности ДКП;
б) одноэтапные и многоэтапные методы оценки эффективности ДКП;
в) одноэтапные и комплексные методы оценки эффективности ДКП;
г) одноэтапные, комплексные и многоэтапные методы оценки эффективности ДКП.
Какими преимуществами обладает метод применения количественных и качественных показателей для оценки эффективности ДКП?
а) существует возможность количественной оценки результатов ДКП с обращением к реальным статистическим источникам;
б) оценка является тем более полной и достоверной, чем шире перечень показателей и критериев;
в) возможные недостоверные сведения о том или ином количественном показателе из статистических источников или ошибочная экспертная оценка качественных показателей;
г) ответы а) и б).
Какие достоинства имеют комплексные многоэтапные методы оценки эффективности ДКП в узком смысле?
а) формирование этапов позволяет сузить внимание исследователя на проблемах ДКП, решаемых на каждом этапе исследования;
б) оценивается эффективность каждого канала трансмиссионного механизма по отдельности и в совокупности;
в) многоэтапность позволяет отследить логику анализа, сделать его более последовательным и структурированным;
г) ответы а) и в).
Недостатком комплексных многоэтапных методов оценки эффективности ДКП в узком смысле является:
а) получение недостоверной информации на одном из этапов оценки может спровоцировать возникновение недостоверных итоговых выводов об эффективности ДКП;
б) оценивается эффективность каждого канала трансмиссионного механизма по отдельности и в совокупности;
в) трудоемкость;
г) нет правильного ответа.
ГЛАВА 10
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКОЙ
10.1. Анализ основных направлений денежно-кредитного и финансового регулирования.
10.2. Критерии и показатели, используемые в оценке эффективности денежно-кредитного регулирования и финансовой политике.
Анализ основных направлений денежно-кредитного
и финансового регулирования
Развитие современного финансово-экономического кризиса показало сегодня важность адекватных мер правительства и центрального банка в денежно-кредитной сфере, и не допущения развала банковской системы, раскручивания инфляции, резкого, скачкообразного изменения курса национальной денежной единицы и прочих негативных процессов монетарной сферы. Здесь многое зависит от умения общества управлять денежными потоками, проводить эффективную денежно-кредитную политику в соответствии с поставленными целями общей экономической политики.
Один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны является государственное регулирование кредитно-финансовых институтов. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является национальный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы.
Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
1. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится прежде всего за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.
2. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:
- покупает или продает государственные обязательства;
- изменяет цену облигаций;
- варьирует условия их продажи;
- различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.
3. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым. Так, регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской — к ее сокращению.
Итак, существует три основных направлений денежно-кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь, поэтому меры, принятые правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.