Изучая историю своей страны,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) летописи помогут вам в этом.

2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.

3) в музеях хранится множество уникальных документов.

4) архивы играют огромную роль.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к написанию сочинения,

1) критическая литература современников вам необходима.

2) делаются выписки из критики.

3) нежелательно пользоваться готовыми образцами.

4) непременно прочитайте сначала само произведение.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

1) нас направили в училище.

2) нам выдали аттестат.

3) многие поступают в институт.

4) учителя советовали мне учиться дальше.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

1) лицо его выражало полное разочарование.

2) мне показалось странным это молчание.

3) она попросила впредь предупреждать о приезде.

4) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1) Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.

2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтвер­ждены сравнительно-историческим анализом.

3) Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.

4) Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

Вариант № 5

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

1) разберитесь в существе вопроса.

2) потребуется личная убеждённость оратора.

3) у меня возникло своё видение проблемы.

4) стала понятна точка зрения оппонента.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

1) я заглянул по пути к приятелю.

2) на дорогах были пробки.

3) внезапно погода испортилась и полил дождь.

4) магазины уже не работали.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая параграф учебника,

1) необходимо пользоваться словарём.

2) нужно не меньше часа.

3) не отвлекайтесь на телефонные разговоры.

4) внимательно обдумывается прочитанное.

4. Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?

1) Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.

2) Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.

3) Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.

4) Сидя за партой, следите за своей осанкой.

5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1) Много путешествуя по Италии, искусство этой страны обогатило Дюрера.

2) Сумев передать внешнее сходство, характер этого человека тоже был виден на портрете.

3) Обратив внимание на способности мальчика, учитель рисования убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4) Порождая удивление, преклонение и восторг, можно бесконечно любоваться божественной красотой природы.

§ 5. Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однород­ными

Членами; построение сложноподчинённых предложений)

Вариант № 1

1. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Он любил и увлекался чтением.

2) Он вынул книгу и начинает читать.

3) Войдя в комнату, он осмотрел всех.

4) Дети одели панамы.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.

2) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненави­сти к самовозвеличиванию и чванству.

3) Одним из российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.

4) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.

3. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Поезд пришёл согласно расписания.

2) Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.

3) Я написала своей подруге, что очень скучаю за ней.

4) Он в своих высказываниях недалёк к истине.

4. В каком предложении нет грамматических ошибок?

1) Весна в Ростове была ранняя.

2) Занятия шли согласно расписания.

3) Автор показывает героя своего времени и как общество влияет на него.

4) Своевременно оплачивайте за проезд.

5. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1) Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на те­бя с высоты.

2) Шекспир, Гоголь, Достоевский создавали не только типы челове­ка, но и типы эпохи.

3) Нужно проявлять большую заботу к детям.

4) Грустные мысли связаны с одиночеством, когда человек закрыва­ется в своём маленьком мирке и которому не с кем поговорить.

Вариант № 2

1. Укажите предложение, в котором нарушены синтаксические нормы.

1) Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение, о чём упоминает даже Гомер в поэме «Одиссея».

2) Один из функциональных стилей, имеющий особую сферу приме­нения — искусство, называется художественным.

3) Благодаря различным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер по­вествования.

4) Все, кто приезжали в Волгоград, приходили на Мамаев курган.

2. Из перечисленных предложений выберите правильное.

1) Учителя обратили внимание на проблемы начального образова­ния.

2) В посёлке интересовались и верили всему необычному.

3) Будучи в Москве, я очень скучал за Таганрогом.

4) В журнале «Образовании» появились новые материалы о ЕГЭ.

3. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз.

2) Все, кто знают творчество Чехова, восхищаются им.

3) В журнале «Современник» печатаются современные публицисти­ческие произведения.

4) По окончанию школы я буду поступать в институт.

4. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1) Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.

2) Библиотека выдала восемьсот одну книгу.

3) Бабушка любила единственного внука и переживала за него.

4) Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали чи­тать классику.

5. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Летом я поеду до дедушки в деревню.

2) С Ростова я вернулась поздним вечером.

3) Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь.

4) Это был очевидный ему факт.

Вариант № 3

1. Из перечисленных предложений выберите правильное.

1) Я буду поступать в вуз по окончанию школы.

2) Ученики, принимающие участие в олимпиаде и которые пройдут два тура, получат грамоты. .

3) В сквере гуляли дети, мальчики и девочки.

4) Поезд прибыл согласно расписанию.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) На картине Борисова-Мусатова «Весна» изображены ветви цве­тущей вишни и готовые облететь одуванчики, прозрачный воздух и тоненькая девушка в светлом платье.

2) Кто бы ни упоминал о великих певцах России, все восхищались мощным талантом Фёдора Шаляпина.

3) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настой­чивости, целеустремлённости и глубоких знаний человека.

4) Многие из путешественников, бывавшие на Онеге, восхищались многоглавыми церквями Кижей.

3. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Каково же было удивление публики, когда они снова увидели на сцене певца.

2) Мы часто думали о капитане Татаринове, уехавшим на Север.

3) Положение дел в фирме оставляет желать лучшего.

4) Дети преодолели робость и неуверенность в свои силы.

4. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Согласно приказу директора учащиеся прошли флюорографию.

2) Двое девушек собирали цветы на лугу.

3) Я одела сегодня тёплый костюм, потому что похолодало.

4) Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд.

5. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) На этой вечеринке он начал за ней флиртовать.

2) На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

3) Музей-квартира Высоцкого приобрела некоторые его личные ве­щи.

4) На каникулах я очень скучала по друзьям, уехавшим отдыхать.

Вариант № 4

1. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1) Эти претензии ни на чём не обоснованы.

2) Мы увлекаемся и смотрим фильмы о школе.

3) В «Науке и жизни» печатают много полезной информации.

4) Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.

2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1) Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.

2) Дети идут в вестибюль одеваться, где их уже ждут родители.

3) На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.

4) По истории нам задано пересказ параграфа.

3. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1) Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.

2) Писатель тщательно изучил и рассказал об этом историческом факте.

3) Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.

4) Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.

4. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) По приезду в Таганрог я посетил чеховские места.

2) Трава на лугах из-за сильной жары высохнула ещё в июне.

3) Успех может быть достигнут благодаря глубоких знаний.

4) Я очень скучала по отсутствующей дома сестре.

5. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Я всегда удивлялся его трудолюбием.

2) Река Дон этой весной вышел из берегов.

3) Он не любил работать и вёл праздный образ жизни.

4) Весь роман был на шестисот страницах.

Вариант № 5

1. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1) Школа — это где учатся дети.

2) «Известия» опубликовала интересную статью.

3) Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.

4) Современные публицисты печатают свои произведения на стра­ницах журнала «Современник».

2. Укажите предложение, в котором синтаксические нормы не нарушены.

1) Газета «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.

2) Существует множество произведений в мировой литературе, по­священных женщине.

3) На столе у Манилова лежала книга, открытая на 14-ой странице и которую он никогда не читал.

4) Образ Петра появляется во многих произведениях Пушкина, вос­хищая и оценивая его.

3. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1) Благодаря новому тоннелю движение на дороге стало более спо­койным.

2) Присутствующие на лекции попросили объяснить им о роли лите­ратуры.

3) Одна из картин Левитана висит справа на стене, которая называ­ется «Весна».

4) Я люблю футбол и плавать.

4. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Его жизнь в первый год по приезду складывалась удачно.

2) Мы не виделись всего неделю, но уже соскучились по вам.

3) Смотришь иногда новые фильмы, которые, кажется, что уже когда-то видел.

4) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые мате­риалы.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Зимой он очень тосковал по южному морю.

2) В пьесе «Вишнёвом саде» Чехов показал представителей нового поколения России.

3) Он был рекомендован для участия в конкурсе.

4) Я не претендую на эту должность.

Текст. Грамматика

 

Вариант № 1 Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1 )Анималистическое искусство существовало на протяжении тысячелетий: с доисторических времён во все века люди жили в окружении зверей и птиц и всегда их изображали — процарапан­ным контуром и минеральными красками на стенах пещер, вырезали в камне и дереве, лепили из глины.

(2)Родоначальником современного отечественного анималисти­ческого жанра мы по праву называем Василия Алексеевича Ватаги-на — народного художника России, действительного члена Акаде­мии художеств СССР. (3)... (4)Чем больше накапливается расска­зов друзей и учеников, чем пристальней анализируешь впечатление от встреч с художником, всматриваешься в его произведения, вчиты­ваешься в строки воспоминаний, тем очевидней становится феноме­нальность его личности. (5)По скромности своей художник полагал, что обладает лишь талантом работоспособности; в прочих талантах он себе отказывал: он считал, что лишён дара красноречия и литера­турных способностей. (б)Какие,образы, сравнения, эпнтегм ка­кие незабываемые страницы находит читатель в его воспоминаниях, статьях, размышлениях о творчестве и о животных!

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть третьим (3) в этом тексте?

1) И Ватагин всю свою долгую жизнь посвятил искусству, воспевав­шему мир фауны.

2) Роль Ватагина в нашем искусстве и культуре уникальна.

3) У Ватагина было много учеников.

4) Творческий багаж художника с течением времени становится дра­гоценнее, нужнее людям.

2* Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении текста

1) кстати                             3) например

2) несмотря на это              4) в свою очередь

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) мы по праву называем (предложение 2)

2) феноменальность становится (предложение 4)

3) обладает талантом (предложение 5)

4) лишён (предложение 5)

4. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) бессоюзное сложное

3) сложное с сочинительной и подчинительной связью

4) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

5. Укажите номер предложения, в котором есть частица.

1) 1                     2) 2               3) 4               4) 5

6. Укажите, в каком значении употреблено слово феноменальность в
предложении 4.

1) образованность

2) исключительность

3) художественные способности

4) знаменательность, значительность


Вариант № 2

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)Им нужен был способ долго хранить слово после того, как его произнесли, чтобы потом, когда понадобится, им воспользо­ваться. (3)Их глиняные таблички служили звукам упаковкой. ^Со­временные учёные придумали, как ещё можно поступить со звукоза­писью; у нас есть магнитофоны и множество различных диктофонов; специальные устройства фотографируют сплошь исписанные стра­ницы и умещают огромные кипы таких страниц на узенькой лен­те микрофильма. (5)Но самая замечательная из всех машин — это компьютер, ещё его называют электронным мозгом. (6)Это,.... не то же самое, что человеческий мозг или человеческая память, но опи­сывать его можно примерно в тех же выражениях.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

1) Письмо было изобретено в Древнем Шумере.

2) В Древнем Шумере люди изобрели письмо, потому что перед ними встала такая задача.

3) Глиняные таблички служили звукам упаковкой.

4) Языковые барьеры всегда будут сильно мешать людям.

2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в
шестом (6) предложении текста?

1) наверное 2) очевидно 3) конечно 4) действительно

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) его произнесли (предложение 2)

2) есть магнитофоны (предложение 4)

3) есть магнитофоны и множество диктофонов (предложение 4)

4) описывать его (предложение 6)

4. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения тек-
ста.

1) бессоюзное сложное

2) сложноподчинённое

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное с бессоюзной и сочинительной связью

5. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в кото-
рых есть притяжательные местоимения?

1) 2, 5, 6              2) 2, 3, 5, 6      3) 2, 3       4) 3

в. Укажите, в каком значении употреблено слово кипа в предложении 4.

1) пачка или связка предметов, лежащих один на другом

2) большое количество

3) сброшюрованные листы

4) крупная упаковочная мера





Вариант № 3

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)И всё же человек оставался диким, пока не изобрёл пись­мо. (3)Но и после этого он всё время придумывал для языка что-нибудь новое: он без устали искал пути к тому, чтобы его собратья как можно лучше и правильнее его понимали. (4)Люди создали на­дёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (5)Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к язы­ку, когда изобрели книгопечатание. (6)...

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) Люди стали людьми, когда они придумали слово, чтобы общаться друг с другом.

2) Язык возник в глубокой древности.

3) Животные, как и люди, тоже имеют свой язык.

4) Первые люди на земле не умели разговаривать.

2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым (6) в
тексте?

1) Гуттенберг стал отливать в металле каждую букву по отдельности.

2) Это случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры.

3) Сразу же при помощи своего изобретения Гуттенберг стал печа­тать книгу о языке.

4) Прошло немного времени, и в обращении появились самые раз­ные печатные книги.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) человек оставался (предложение 2)

2) люди создали (предложение 4)

3) люди заставили улучшать (предложение 4)

4) изобрели (предложение 5)

4. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения тек-
ста.

1) простое                           3) бессоюзное сложное

2) сложносочинённое         4) сложноподчинённое

5. Укажите номер предложения, в котором употреблено наречие в срав-
нительной степени.

1) 2                      2) 3               3) 4               4) 5

6. Укажите, в каком значении употреблено слово дикий в предложе-
нии 2.

1) находящийся в первобытном состоянии

2) неприрученный

3) грубый, необузданный

4) чуждающийся людей, застенчивый







Вариант № 4

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.  

(1)... (2)Это не значит, что до деятельности преподобного Сер­гия у нас совсем не было монастырей. (3)Но во время татарского ига от вековых бедствий строй души русского человека так оскудел, что монастырская жизнь, основы христианского общежития пришли в упадок. (4)Духовное возрождение русского народа началось с нрав­ственного влияния Сергия Радонежского, который, поселившись в пустыне, тихо делал своё доброе дело на протяжении пятидесяти лет. (5)Целые полвека приходившие к нему люда вместе с водой из его источника черпали утешение и ободрение и, воротясь в круг, по кап­лям делились с другими. (бЩревнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния русского общества: стремле­ние покинуть мир усиливалось не оттого, что в светской жизни люда бедствовали,что в обществе возвышались нравственные силы.

{По А. Ключевскому)

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) Монастыри существуют на Руси со времён зарождения христиан­ства.

2) Сергия Радонежского называют «родоначальником и учителем» всех существовавших на Руси монастырей.

3) Извечная цель монашества — борьба с недостатками духовной природы человека.

4) Ради спасения души монахи бежали из мира.

2. Какие слова должны стоять на месте пропуска в шестом (6) предло-
жении?

1) а между тем

2) а наверное

3) а потому

4) а для того

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) который делал (предложение 4)

2) основы общежития пришли (предложение 3>

3) совсем не было (предложение 2)

4) люди черпали (предложение 5)

4. Сколько в тексте сложноподчинённых предложений?

1) 1                  2) 2               3) 3               4) 4

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова.

1) поселившись (предложение 4) — причастие прошедшего времени

2) который (предложение 4) — относительное местоимение

3) пришли (предложение 3) — глагол прошедшего времени 3-го лица

4) вековых (предложение 3) — качественное прилагательное

6. Укажите, в каком значении употреблено слово общежитие в предло-
жении 3.

1) оборудованное для жилья помещение

2) общественный опыт, обиход

3) сообщество людей, живущих в определённый исторический период

4) многоэтажный дом

 





Вариант № 5

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарож­дение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. (3)Деревянная посуда с самых древних времён была у русского че­ловека в большом употреблении, ковши в форме плывущей птицы, круглые братины (большие шаровидные сосуды, в которых подава­лись напитки), обеденные миски, ложки разных форм и размеров ещё X —XIII веков найдены в археологических раскопках. ^Рос­писью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, распо­ложенных вокруг Хохломы. (5)Хохломские изделия расходились по всей России, вывозились в Азию и Европу. (6)0ни привлекали своей оригинальной раскраской и прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента;...

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

1) Хохлома — старинное село, затерявшееся в глуши дремучих за­волжских лесов.

2) Кто не знает нашу хохломскую роспись!

3) Хохломская посуда очень красива.

4) Хохломская посуда — это произведение народного искусства.

2. Какая фраза должна заканчивать шестое (6) предложение?

1) они сохранились до наших дней.

2) их создавали крестьяне.

3) все в России знали эту посуду.

4) изделия были дёшевы и прочны.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой одного из
предложений или одной из частей сложного предложения?

1) изделия расходились (предложение 5)

2) посуда была в употреблении (предложение 3)

3) ковши найдены (предложение 3)

4) они привлекали (предложение 6)

4. Укажите верную характеристику предложения 5.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) бессоюзное сложное

4) простое предложение

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова.

1) найдены (предложение 3) — краткое страдательное причастие

2) прошлое (предложение 2) — имя прилагательное

3) своей (предложение 6) — возвратное местоимение

4) его (предложение 2) — личное местоимение

6. В каком значении употреблено слово оригинальной в предложении
6?

1) подлинная, не заимствованная

2) вполне самостоятельная, чуждая подражательности

3) своеобразная, необычная

4) выдающаяся



Вариант № 6

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике язы­ка: при помощи слова, то есть при помощи языка, люди имеют воз­можность общаться, передавать из поколения в поколение накоп­ленные ими знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития. (З)Язык непосредственно связан с мыш­лением, он является орудием мышления. (4)Следовательно, язык — необходимое условие существования и развития общества, это эле­мент его духовной культуры. (5)Русский язык — язык великого рус­ского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся дости­жения в области науки, культуры, литературы, общественной мыс­ли; его считают одним из наиболее богатых и развитых языков ми­ра. (6)0 гибкости, красоте, многогранности русского языка говори­ли многие писатели,... Н.В.Гоголь, который называл русский язык «живой как жизнь», подчёркивая его способность постоянно обога­щаться и совершенствоваться.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) Русский язык — один из древнейших славянских языков.

2) Язык — важнейшее средство нашего общения.

3) Русский язык — один из мировых языков.

4) «Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому», — писал великий Л.Н. Толстой.

2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предло-
жении?

1) например           2) видимо      3) но        4) и

3. Какое сочетание слов является грамматической основой одного из
предложений или одной из частей сложного предложения?

1) люди имеют (предложение 2)

2) язык связан (предложение 3)

3) он является (предложение 3)

4) его считают (предложение 5)

4. Укажите верную характеристику предложения 2.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) бессоюзное сложное

4) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова из пред-
ложения 2.

1) хорошо — краткое прилагательное

2) выражена — краткое страдательное причастие

3) чего — союз

4) то есть — частица

6. Укажите, в каком значении употреблено слово богатый в предложе-
нии 5.

1) обладающий большим имуществом

2) дорого стоящий, роскошный

3) содержащий в себе много чего-либо ценного

4) содержащий в себе много ценных качеств






Вариант № 7

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3)Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» ле­то, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства. (4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза, а между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг. (5)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа, они просыпаются утром, но не все­гда засыпают ночью. (6)..., по ночам они разгораются, и нет такого снотворного, чтобы их усыпить.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

1) Времени человеку ни на что не хватает.

2) На знакомство даже со своей страной не хватит времени.

3) Дефицит времени — самая большая проблема нашего века.

4) Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.

2. Какое из приведённых ниже слов (или сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?

1) Может быть  2) Наоборот  3) Словом  4) Видимо

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) не успеешь (предложение 3)

2) которое связано (предложение 3)

3) есть (предложение 5)

4) нет снотворного (предложение 6)

4. Из скольких простых предложений состоит предложение 4?

1) 2                      2) 3               3) 4               4) 5

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова связано в
предложении 3.

1) краткое причастие

2) наречие

3) краткое прилагательное

4) слово состояния

6. В каком предложении используются антонимы?

1) 2                  2) 3               3) 4               4) 5



Вариант № 8

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)Предчеловек, ещё очень слабый, ещё очень несовершен­ный, мало чем отличался от зверя и даже позже, на более высоких ступенях своего развития, оставался намного слабее животных, от­ступал перед ними. (3)Но у нашего далёкого предка уже было ору­жие — самое могучее из всех существовавших и существующих на Земле — разум, который и стал решающей силой в борьбе за су­ществование. (4)А борьба велась постоянная, жестокая — ведь это была борьба за жизнь. (5)Пройдёт много тысячелетий, прежде чем человек по-иному станет смотреть на своих соседей по планете, но суть этих отношений будет одна: человек против зверя. (6)... в на­ше время дело совести человечества — не допустить, чтобы десятки видов животных целиком исчезли с лица Земли.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

1) Взаимоотношения человека и животных — это одна из вечных проблем человечества.

2) Человек и зверь: какие разные и, казалось бы, какие антагонисти­ческие представления!

3) Не случайно понятие «человечность» стало символом доброты, нравственности, а понятие «зверство» — символом злобы и же­стокости.

4) Люди сотни тысяч лет занимаются истреблением животных.

2. Какой союз должен стоять на месте пропуска в шестом (6) предло-
жении текста?

1) Хотя              2) Но        3) И         4) Всё-таки

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) который стал (предложение 3)

2) была борьба (предложение 4)

3) это была борьба (предложение 4)

4) суть будет (предложение 5)

4. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное с сочинительной и бессоюзной связью

4) сложное с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью

5. Укажите, какой частью речи является слово одна в предложении 5.

1) числительное

2) местоимение

3) прилагательное

4) существительное

6. Укажите, в каком значении употреблено слово Земли в предложе-
нии 6.

1) третья от Солнца планета Солнечной системы

2) суша

3) почва, верхний слой коры нашей планеты

4) страна, государство

Вариант 9

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6. 

(1)... (2)Это зависит от того, какие насекомые — дневные или ночные — их опыляют, и от места, где живут эти растения. (З)Венчи-ки открываются и закрываются с такой точностью, что по ним, как по часам, можно определять время. (4)Много цветов, которые живут по законам смены дня и ночи, восхода и захода солнца. (5)... есть такой чудо-цветок, который весь день поворачивает головку вслед солнцу, словно оно притягивает невидимым магнитом его золотые лепестки. (6)В русском языке для такого удивительного цветка есть и необыч­ное название — подсолнечник.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) В мире существует огромное количество различных цветов.

2) Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветов по определённому расписанию.

3) В любых уголках земного шара можно найти диковинные цветы.

4) Флора нашей страны чрезвычайно богата и разнообразна.

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в
пятом (5) предложении?

1) И                   2) А            3) Или           4) Да

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) венчики открываются (предложение 3)

2) можно определять время (предложение 3)

3) живут (предложение 4)

4) много цветов (предложение 4)

4. В каком предложении содержится обособленное приложение?

1) 6                      2) 2               3) 3               4) 4

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова вслед
(предложение 5).

1) частица 2) производный предлог 3) наречие 4) местоимение

6. В каком варианте ответа верно указаны предложения, имеющие анто-
нимы?

1) 2, 6              2) 2, 3, 4       3) 4, 5, 6       4) 4, 5









Вариант № 10

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6,

(1)... что и возникли они, и совершенствуются одновременно, — ведь для того, чтобы облечь мысль в слова, нужно как минимум осо­знать, понять то, о чём хочешь сказать. (2)Поэтому речь человека (произношение, характер интонаций, особенно набор и выбор слов) всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. (3)И зна­чит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, — это и та одежда, по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. (4)3аметьте — и то и другое вместе! (5)Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: (б)«Заговори,... я тебя увидел!»

 

1. Какая фраза должна стоять в начале первого (1) предложения?

1) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления,

2) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали,

3) Язык и мышление неразрывно связаны,

4) Философы давно доказали,

2. Какой союз пропущен в шестом (6) предложении?

1) когда            2) так как     3) чтобы     4) хотя

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) облечь (предложение 1)

2) нужно осознать (предложение 1)

3) речь служит (предложение 2)

4) нас встречают (предложение 3)

4. Укажите верную характеристику предложения 3.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

2) сложноподчинённое с двумя придаточными

3) сложноподчинённое с тремя придаточными

4) сложное с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью

5. Укажите ошибочную морфологическую характеристику слова.

1) ведь (предложение 1) — частица

2) всегда (предложение 2) — наречие

3) (по) которой (предложение 3) — относительное местоимение

4) заметьте (предложение 4) — глагол в изъявительном наклонении

6. В каком ряду слов, взятых из текста, представлены синонимы?

1) осознать, понять (предложение 1)

2) произношение, интонации (предложение 2)

3) набор и выбор (предложение 2)

4) встречают и провожают (предложение 3)


Вариант № 11

 

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.       

(1 )Многае люди стремятся к личной выгоде, к обогащению,... при преследовании личных, корыстных, эгоистических целей жизнь лег­ко может разбиться: хотел быть знаменитым — не получилось; хо­тел приумножить своё состояние — потерял всё. (2)Таких и жалеть нечего: вольно же выбрать то временное, преходящее счастье, кото­рое всякая роковая случайность может шутя разбить вдребезги.

((З)Есть другое счастье на земле в той сфере, которая недоступна ни грязным рукам проходимца, ни роковым случайностям: это сча­стье заключается в способности жить для других. (4)Надо сказать, что альтруизм изначально присущ человеческой натуре. (5)Не глу­ши его — и он явится источником истинного счастья, с которым не может сравниться то эфемерное, которое под красивой оболочкой таит постоянную утрату доброты и человечности, так как благопо­лучие часто приобретается путём лжи и обмана. (6)В погоне за бо­гатством и высоким положением в обществе человек теряет массу времени и сил — альтруист... живёт богатой духовной жизнью, на­блюдает и изучает великий мир, одинаковый в своих проявлениях и в океане, и в капле воды.

{По Н. Гарину-Михайловскому)

1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в первом (1) предло-
жении?

1) и              2) поэтому    3) то есть     4) однако

2. Какое слово пропущено в шестом (6) предложении?

1) и                 2) же          3) лишь        4) только

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) жизнь может (предложение 1)

2) хотел быть знаменитым (предложение 1)

3) есть (предложение 3)

4) счастье заключается (предложение 3)

4. Из скольких простых частей состоит предложение 5?

1) 2                  2) 3               3) 4               4) 5

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова.

1) личных (предложение 1) — качественное прилагательное

2) которое (предложение 2) — вопросительное местоимение

3) так как (предложение 5) — подчинительный союз

4) его (предложение 5) — притяжательное местоимение

6. Укажите предложение, в котором автор использует контекстуальные
антонимы.

1) 2                      2) 3               3) 4               4) 6




Вариант № 12

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.  

(1)... (2)Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3)В самом деле, состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от мно­жества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.

(4)Начать хочется с совета: будем вежливы. (б)Отрицательные эмоции, конфликты на работе, в быту, в магазине, на транспорте до­рого обходятся организму: они порождают неврозы, а неврозы,... — истоки тяжёлых хронических неинфекционных заболеваний (атеро­склероз, гипертония). (6)Не бойтесь добрых, приветливых слов!

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) Многие афоризмы древних известны до сих пор.

2) Древние философы оставили нам богатое наследие.

3) Мудрость тысячелетий сохранилась в афоризмах.

4) «Посеешь поступок — пожнёшь привычку; посеешь привычку — пожнёшь характер; посеешь характер — пожнёшь судьбу».

2. Какое слово или сочетание слов пропущено в пятом (5) предложе-
нии?

1) например, 2) в свою очередь, 3) видимо, 4) однако,

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) состояние, здоровье и судьба зависят (предложение 3)

2) которые окружают (предложение 3)

3) порождают неврозы (предложение 5)

4) не бойтесь слов (предложение 6)

4. Сколько в тексте сложных предложений, имеющих бессоюзную и со-
юзную сочинительную связь?

1) нет ни одного           2) 1          3) 2          4) 3

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова заложен в
предложении 2.

1) глагол 2) причастие 3) деепричастие 4) прилагательное

6. Укажите значение, в котором употреблено слово глубокий (предло-
жение 2).

1) имеющий большую глубину, простирающийся на большую глубину

2) отдалённый, глубинный

3) недоступный, тщательно скрытый

4) обладающий глубиной, большой и сильный







Вариант № 13

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами. (3)Тысячи книг написаны во все ве­ка об искусстве ораторов и лекторов. (4)Не стоит здесь повторять всё, что известно об ораторском искусстве, скажу лишь одно, са­мое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. (5)Ему должно быть ин­тересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лек­ции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. (б)Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слу­шателям — заставить их почувствовать заинтересованность высту­пающего,... тогда будет его интересно слушать.

(По Д. Лихачёву)

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жиз­ни.

2) Ораторское искусство является одним из древних видов искус­ства.

3) Существует две формы речи: устная и письменная.

4) Телевидение сделало устную речь очень популярной.

2. Какой слово должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предло-
жении?

1) и                 2) но          3) только        4) даже

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) каждому надо уметь (предложение 2)

2) что известно (предложение 4)

3) скажу лишь одно (предложение 4)

4) выступающий должен быть заинтересован (предложение 6)

4. Из скольких простых предложений состоит предложение 4?

1) из трёх       2) из четырёх 3) из пяти 4) из шести

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова, взятого из
текста.

1) что (предложение 4) — подчинительный союз

2) самое простое (предложение 4) — сравнительная степень прила­гательного

3) заинтересован (предложение 6) — краткое прилагательное

4) выступающий (предложение 6) — существительное

6. В каком значении используется во втором (2) предложение слово
выступать}

1) отделившись, выйти, выдаться вперёд

2) выдаваться вперёд

3) ходить медленной и величавой походкой

4) то же, что высказываться






Вариант № 14

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)Поэма написана неизвестным автором по свежим сле­дам событий, вскоре после похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича, состоявшегося в 1185 году. (З)Поход тот, кстати, закончился бесславно, полки русские были разбиты, а сам князь попал в плен, но сумел бежать, вернулся, попытался со­брать новые полки, да в 1202 году, 52 лет от роду, скончался при до­вольно загадочных обстоятельствах.

(4)3а прошедшие после татаро-монгольского ига столетия мно-
гочисленных битв и сражений, побед и поражений можно было
бы, наверное, уж и забыть об одном неудачном походе, однако —
глядите-ка — «Слово» не забылось. (5)... время от времени оно об-
новляется: его пересказывали такие известные поэты, как В. А. Жу-
ковский, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий и другие. (6)А всё, види-
мо, потому, что безвестный автор «Слова», который был явно участ-
ником этого похода и человеком грамотным и талантливым, нашёл
такие слова для его описания, что они не забылись даже спустя сто-
летия._____________________________________

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) Древнерусская литература оставила нам замечательные памят­ники.

2) Многие памятники древнерусской литературы не сохранились.

3) История не сохранила для потомков имена некоторых авторов.

4) ««Слово о полку Игореве» — памятник древней русской литера­туры конца XII века», — утверждает энциклопедия.

2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложе-
нии?

1) Но          2) Более того, 3) Наверное, 4) Кстати,

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) полки были разбиты (предложение 3)

2) князь попал в плен (предложение 3)

3) его пересказывали (предложение 5)

4) который был участником (предложение 6)

4. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения.

1) простое                           3) сложносочинённое

2) бессоюзное сложное      4) сложноподчинённое

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова спустя
(предложение 6).

1) деепричастие    2) наречие 3) предлог 4) союз

6. В каком значении используется во втором (2) предложении слово
свежим}

1) недавно добытый или приготовленный

2) прохладный и чистый

3) не утративший ясности, хорошо помнящийся

4) недавно возникший, обновлённый















Вариант № 15

 

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)Вот,..., математика, физика, химия — предметы весьма важные, первостепенные, а язык — это что-то общеизвестное, за преподавание его может взяться каждый... (З)Какая это большая ошибка, как много вреда она может принести! (4)Преподавание язы­ка — очень трудное, сложное и ответственное дело, и если мы хотим, чтобы школа справлялась с задачами, которые ныне возлагаются на неё, преподавателями этого предмета должны быть люди самые способные, самые талантливые. (5)Потому что процесс овладения языком — это не только и не просто передача знаний, умений, на­выков — это прежде всего воспитание, воспитание души, воспита­ние разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека. (6)В слове выражают­ся тончайшие движения мысли и чувств, в нём запечатлены обычаи, традиции народа, все его духовные ценности, созданные в течение многих столетий.

(По В. Сухомлинскому)

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

1) Русский язык хорошо знать может каждый, кто на нём говорит.

2) В школе изучается целый ряд дисциплин.

3) Больно становится, когда приходится слышать: язык — это самый лёгкий предмет школьного обучения.

4) Предметы, изучаемые в школе, неодинаковы по степени трудно­сти.

2. Какое слово должно стоять на месте пропуска во втором (2) предло-
жении?

1) мол   2) наверное   3) очевидно   4) без сомнения

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) может каждый (предложение 2)

2) это ошибка (предложение 3)

3) которые возлагаются (предложение 4)

4) должны быть люди (предложение 4)

4. Сколько простых предложений входит в состав четвёртого (4) пред-
ложения?

1) 3                      2) 4               3) 5               4) 6

5. Укажите неверную морфологическую характеристику слова.

1) самые способные (предложение 4) — форма превосходной степе­ни прилагательного

2) запечатлены (предложение 6) — краткое прилагательное

3) созданные (предложение 6) — полное страдательное причастие

4) в течение (предложение 6) — производный предлог

6. Какое из перечисленных ниже слов относится к высокому стилю?

1) первостепенные (предложение 2)

2) кропотливая (предложение 5)

3) возлагаются (предложение 4)

4) традиции (предложение 6)




Вариант № 16

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.       

(1)... (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в нау­ке никогда не бывает простым отрицанием старого. (З)Новое — это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория на­чисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5) Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину. (6)... стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

1. Какое из приведённых ниже предложении должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) Главный общечеловеческий итог борьбы за научное мировоззре­ние — это раскрепощение человеческой мысли.

2) Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки.

3) В прошлом веке существовала теория, согласно которой челове-. ческое познание ограничено.

4) Наука постепенно накапливает факты, которые затем системати­зируются.

2. Какое из приведённых ниже слов (или сочетаний слов) должно быть
на месте пропуска в шестом (6) предложении?

1) Вопреки этому               3) Следовательно,

2) Этим                               4) Несмотря на это

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) новое не бывает простым (предложение 2)

2) это изменение, углубление и обобщение (предложение 3)

3) наука не смогла бы (предложение 4)

4) теория отрицала бы (предложение 4)

4. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения тек-
ста.

1) сложноподчинённое

2) простое с однородными членами предложения

3) сложное бессоюзное

4) сложносочинённое

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова возможен
в предложении 6.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) деепричастие

4) краткое прилагательное

6. Укажите значение слова сфера в предложении 3.

1) область, пределы распространения

2) общественное окружение

3) совокупность взаимосвязанных частей

4) поверхность шара






Вариант № 17

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.  

(1)... более или менее образованный человек нашего времени, к какой бы сфере деятельности он ни был причастен, слышал это несколько таинственное и манящее слово: ноосфера. (2)Идея но­осферы тесно связана с именем и научным наследием Владимира Вернадского (1863 — 1945). (3)В идее ноосферы концентрируется вся суть оптимистического учения Вернадского, недаром послед­ней опубликованной его работой, своеобразным исповеданием веры и духовным завещанием одновременно становится небольшая ста­тья «Несколько слов о ноосфере» (1944). (4)... (5)Просто понятие «жизнь» всегда выходит за пределы сути «живого вещества» в об­ласти философии, религии, художественного творчества, фолькло­ра. (6)А «живое вещество» охватывает человечество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определённой геологической оболочки Земли — с её биосферой.

1. Какое слово должно стоять в начале первого (1) предложения текста? 1) Какой-нибудь 2) Не каждый 3) Каждый 4) Наверное,

2. Какое из перечисленных ниже предложений должно быть четвёр­тым (4) в этом тексте?

1) Термин «ноосфера» считается особой приметой XX века.

2) В ней он использует термин «живое вещество», определяемый как совокупность живых организмов.

3) Работы Вернадского стали широко известны русскому читателю с конца XX столетия.

4) Заметим, что впервые слово «ноосфера» («ноос» — по-гречески «дух», «разум») прозвучало в Колледже Франс в Париже на лек­циях философа и математика Эдуарда Леруа в 1928 г.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) идея тесно связана (предложение 2)

2) статья становится (предложение 3)

3) понятие выходит (предложение 5)

4) «живое вещество» охватывает, связано (предложение 6)

4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) бессоюзное сложное

4) сложное с бессоюзной и сочинительной связью

5. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в кото-
рых есть краткие причастия?

1) 2, 6             2) 1, 2, 3      3) 1, 3, 6      4) 1, 2, 6

6. Укажите в каком значении употреблено слово биосфера в предложе-
нии 6?

1) атмосфера, почва и воды как среда обитания живых организмов

2) животный мир

3) растительный мир

4) почва, поверхность Земли




Вариант № 18

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)История донесла до нас примеры того, как в древние вре­мена решались вопросы войны и мира, какой соблюдался ритуал при приёме иностранных гостей, как оформлялись полномочия. (З)Сло-ва дипломат, дипломатия происходят от греческого слова ди­плом. (4)Дипломат — сотрудник ведомства иностранных дел, кото­рый осуществляет внешнеполитические связи своей страны с другим государством или государствами. (5)Ципломатия как совокупность форм, методов и средств, используемых для осуществления внешней политики государства, и дипломаты как государственные служащие, призванные вести официальные дела между правительствами, ме­нялись в ходе общественного развития. (6)... при этом неизменной оставалась сущность дипломатии как отражения природы данного общества и государства.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) Профессия дипломата является одной из старейших.

2) За последние годы характер отношений между странами меня­ется.

3) Дипломатия осуществляет внешнюю политику государства.

4) К дипломатам предъявляются определённые требования.

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в
шестом (6) предложении?

1) Потому что     2) Видимо, 3) Однако 4) Ведь

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) который осуществляет (предложение 4)

2) дипломаты менялись (предложение 5)

3) соблюдался (предложение 2)

4) донесла примеры (предложение 2)

4. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) простое осложнённое    3) сложноподчинённое

2) сложносочинённое         4) бессоюзное сложное

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова призван-
ные
в предложении 5.

1) прилагательное              3) страдательное причастие

2) действительное причастие 4) деепричастие

6. В каком предложении используются антонимы?

1) 2                  2) 3               3) 5               4) 6

 





Вариант № 19

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)А сколько деловых разговоров приходится вести по теле­фону дома, порой находясь на отдыхе! (3)И если человек не владе­ет культурой телефонного общения, не знает элементарных правил его ведения или пренебрегает ими, то это может существенно подо­рвать его авторитет, навредить карьере, снизить эффективность его деятельности. (4) С помощью телефонных разговоров деловые люди обмениваются необходимой информацией, договариваются о чём-либо (о встрече, совместных мероприятиях, дальнейшем сотрудни­честве и т. д.), консультируются по различным вопросам, наводят необходимые справки. (5)По телефону можно выразить просьбу, от­дать приказ или распоряжение, проконтролировать чью-то деятель­ность, поздравить в связи с достигнутыми успехами, праздниками, памятными датами и др.; телефон даёт возможность устанавливать и поддерживать контакты с нужными людьми. (6)..., телефон сегодня становится незаменимым средством в работе.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

1) Телефон — одно из величайших достижений человечества.

2) Мы не можем представить своей жизни без телефона.

3) Телефон давно стал нашим незаменимым помощником.

4) Телефонные разговоры занимают значительное место в деловой жизни: на них тратится до 27% рабочего времени.

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в
шестом (6) предложении?

1) Одним словом  2) Вероятно  3) Наоборот  4) Итак

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) человек не владеет (предложение 3)

2) люди обмениваются (предложение 4)

3) приходится вести (предложение 2)

4) телефон становится (предложение 6)

4. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) простое осложнённое

2) бессоюзное сложное

3) сложносочинённое

4) сложноподчинённое

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова находясь в
предложении 2.

1) наречие                           3) причастие

2) деепричастие                  4) прилагательное

6. В каком из словосочетаний все слова употреблены в прямом значе-
нии?

1) находясь на отдыхе (предложение 2)

2) подорвать авторитет (предложение 3)

3) наводят справки (предложение 4)

4) отдать приказ (предложение 5)





Вариант № 20

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)Я неоднократно присматривался к людям необыкновен­ным и одарённым необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноре­чие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? (3)В самом деле, в какую сторону ни обратишь своё внимание и мысли, увидишь множество людей, отличившихся в любой отрасли знаний, и знаний не мелких, а, можно сказать, наиважнейших. (4)Если су­дить о знаменитых людях с точки зрения пользы или величия их де­яний, то кто не поставит, например, полководца выше оратора? (5)А между тем всякий согласится, что в одном нашем государстве мы мо­жем указать превосходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов — едва несколько человек. (6)... таких людей, которые своими мудрыми решениями способны вести и направлять государство, достаточно много выступило в наши дни, ещё больше — на памяти наших отцов, и тем более — на памяти предков, тогда как хороших ораторов очень долго не было вовсе, а сносных — едва найдётся по одному на каждое поколение.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) История знает немало выдающихся ораторов.

2) Красноречие называется ораторским искусством.

3) Знаменитые люди все были прекрасными ораторами.

4) Отчего так мало выдающихся ораторов?

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в
шестом (6) предложении?

1) Даже          2) Однако  3) Поэтому  4) Всё же

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) навело (предложение 2)

2) мы можем (предложение 5)

3) всякий согласится (предложение 5)

4) которые способны (предложение 6)

4. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) простое осложнённое

2) сложносочинённое

3) сложное с сочинением и подчинением

4) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова едва в пред-
ложении 5.

1) союз           2) предлог  3) частица   4) наречие

6. Какое из приведённых ниже слов, взятых из предложения 4, имеет
эмоционально-экспрессивную окраску?

1)оратор                            3)величие

2) полководец                    4) деяния






Вариант № 21

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)На смену первому впечатлению приходит слово. (З)Ора-тор словом способен привлечь внимание аудитории и вызвать дове­рие к себе. (4)Звуковая сторона устной речи играет не менее важ­ную роль, чем её содержательная часть. (5)Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесе­на вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. (6)... малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в
этом тексте?

1) Первое впечатление о человеке бывает-самым верным.

2) «Заговори, и я скажу, кто ты», — утверждали древние.

3) Речь является важнейшей способностью человека.

4) Речь должна быть красивой и грамотной.

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в
шестом (6) предложений?

1) Очевидно,                       3) И наоборот,

2) Между тем                      4) Может быть,

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе-
ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) оратор способен привлечь (предложение 3)

2) сторона играет (предложение 4)

3) известно (предложение 5)

4) речь может произвести (предложение 6)

4. Определите типы придаточных в предложении 5.

1) изъяснительное и причины

2) времени и уступительное

3) изъяснительное и уступительное

4) изъяснительное и условия

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова фонетиче-
ски
в предложении 6.

1) наречие                           3) слово состояния

2) краткое прилагательное   4) деепричастие

в. Укажите способ переноса значения в слове аудитория в предложе­нии 3.

1) метафора                        3) метонимия

2) синекдоха                       4) перенос по функции





Вариант № 22

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)Издавна не было ничего более святого для людей, чем защи­та своей земли; только если в стародавние времена это было поле или лес близ своей деревеньки или города, то теперь «своей землёй» становится весь земной шар. (2)... (3)... в преодолении этой вселен­ской опасности не проглядеть бы и других лютых врагов земли — пусть рангом и пониже, но оттого не менее коварных и неумолимых. (4)Болезни эти не из новых, но раньше и масштабы этих бедствий были куда более скромными, и бороться с ними умели по тем време­нам совсем неплохо, и (что самое важное!) умели их предупреждать. (5)Без всяких лекций и учебников люди знали, что нельзя пахать до уреза воды или вдоль склона, недопустимо рубить лес или кустарник в поймах рек, преступно охотиться на зверя в некоторые периоды его жизни. (6) Близость к земле, к природе формировала в человеке сво­его рода нравственный экологический императив, воспитывала в нём чувство природы, чувство земли.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть вторым (2) в этом тексте?

1) Однако люди безжалостно уничтожают свой земной шар.

2) Защищали наши предки свою землю и от врагов, и от стихийных бедствий природных.

3) Технический прогресс создал новые угрозы для человечества, гро­зящие ему полным уничтожением.

4) Ядерная катастрофа — это самая страшная угроза для Земли, угроза, впервые в истории объединившая всех землян в борьбе с нею.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний должно быть на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста?

1) Поэтому                         3) Несмотря на это

2) Но 4) Тем не менее

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) это было (предложение 1)

2) земной шар становится (предложение 1)

3) не проглядеть бы (предложение 3)

4) масштабы были (предложение 4)

4. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) бессоюзное сложное

4) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

5. Какой частью речи является слово недопустимо в предложении 5?

1) наречие

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) слово состояния

6. Укажите, в каком значении употреблено слово императив в предло-
жении 6.

1) запрет

2) повелительное наклонение

3) безусловное требование

4) приказ






Вариант № 23

Прочитайте предложения и выполните задания 1 — 6.

(1)... (2)Очень часто для них пользуются старыми словами (в на­уке, главным образом, древнегреческими и латинскими), придавая им новый смысл. (З)Так, например, слово «резина» существовало задолго до того, как мы узнали о каучуконосах и научились пользо­ваться их соком: «резина» по-гречески и по-латыни значило просто «смола, камедь» , а сейчас у нас означает не смолу вообще, а толь­ко определённого рода. (4)То же произошло и со словом «антенна». (5)Первая приёмная антенна была сделана в 1895 году изобретате­лем радио русским учёным А. С. Поповым, а слову этому более двух тысяч лет, но значение его раньше было другим. (6)... до рождения радио зоологи называли антеннами чувственные усики у членисто­ногих, но первоначально «антенна» была термином римского мор­ского флота — так назывались реи мачт громадных многовесельных судов.

1. Какое из перечисленных ниже предложений должно быть первым (1)
в этом тексте?

1) В русском языке существует незначительный процент заимство­ванных слов.

2) Вместе с развитием общества развивается и язык: с одной сто­роны, он постоянно обогащается новыми словами, с другой — из него постепенно уходит некоторое количество слов.

3) Новые слова для новых вещей, явлений не создаются из ничего.

4) Новые слова, или неологизмы, появляются в языке, чтобы обо­значить какое-то новое явление в жизни.

2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в
шестом (6) предложении?

1) Ещё              2) Хотя       3) Так как      4) Но

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) пользуются словами (предложение 2)

2) мы узнали и научились (предложение 3)

3) значение было (предложение 5)

4) «антенна» была термином (предложение 6)

4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.


1) сложноподчинённое

2) бессоюзное сложное

3) сложное с бессоюзной и сочинительной связью

4) сложное с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью

5. Укажите номер предложения, в котором есть деепричастие.

1) 2                      2) 3               3) 5               4) 6

6. Укажите, к какой группе лексики относится слово камедь (предложе-
ние 3).

1) диалектная лексика

2) жаргонная лексика

3) специальная лексика

4) общеупотребительная лексика

 






Дата: 2018-12-21, просмотров: 556.